Электрощиток

Самостоятельная работа 1 умный дом информатика. Умный дом

Самостоятельная работа 1 умный дом информатика. Умный дом

Обычно невеста готовиться к встрече жениха дома, с подругами. На последних и ложится вся ответственность за проведение выкупа своей подруги. В наше время сценарии выкупа для свадьбы можно найти в Интернете, в специализированной литературе, заказать выкуп в одном из event- агентств Казани. Как правило, выкуп невесты следует обычному сценарию: в день свадьбы жениха встречают у подъезда, и, начиная с дверей, его ожидают всяческие испытания: от пения серенад и воспоминаний хитроумных деталей (наподобие дня рождения будущей тещи) до танце в тазу с водой и угадывания губ невесты на зацелованном постере.

После того, как все этапы пройдены, и невеста найдена, гостям принято предлагать угощение. Пусть это будет небольшой свадебный фуршет с шампанским и напитками, бутербродами-канапе, фруктами и сладостями. Такое богатое углеводами меню отлично подкрепит всю компанию до банкета.

Тем невестам Казани, которые предпочитают новые пути традициям, не чужды авантюризму и желанию очень сильно удивить жениха в день свадьбы, можно предложить организовать для него и его «группы поддержки» своеобразный квест, то есть поиск. Его отличие от традиционного выкупа заключается в том, что невеста не сидит дома, а найти ее можно благодаря смекалке, интуиции и следованию подсказкам. Важная составляющая успеха такого приключения — это абсолютная тайна от всех сопровождающих жениха и верный расчет времени.

Все начинается с дома невесты, куда приезжает ничего не подозревающий жених, а заканчивается, например, в каком-нибудь кафе-ресторане, где все те, кто искал и кого нашли смогут подкрепиться перед торжественной церемонией. Все, что в середине этих двух пунктов остается на фантазию невесты и ее подруг.

Продумайте места, куда вы будете засылать жениха и его команду. Это могут быть памятные вам места Казани: парки, кинотеатры, рестораны, памятники, магазины; места, где вы чаще всего бываете; дерево, под которым вы встречаетесь, да что угодно. И в этих местах оставляйте подсказки, указывающие, где его ждет следующая подсказка. Причем это не обязательно записка, а может быть и человек, и диск с музыкой или фильмов, который вы купили в определенном месте.

Как показывает опыт, жених и его друзья испытывают восторг от такого приключения на свадьбе. Ведь все мальчишки Казани когда-то играли в зарницу.

Встреча новобрачных после церемонии

Невеста и жених благополучно встретились, расписались под торжественный марш Мендельсона в одном из ЗАГСов Казани, сделали групповое фото и теперь собираются покинуть место регистрации. В почетную обязанность гостей на свадьбе входит сделать их выход красивым и запоминающимся . Если роспись происходит в ЗАГСе, то гостям стоит выстроиться на выходе из него небольшими группами по обе стороны от дверей.

Если организована выездная регистрация брака, то гости свадьбы могут сделать очень красивый живой коридор, через который пройдут новобрачные. При этом молодых осыпают на счастье. Здесь в ход могут пойти рис, символизирующий богатство, и лепестки роз. Мы советует вам избегать закидывания монетами, поверьте, это не самое приятное для новобрачных, и обрызгивание шампанским, все-таки вы не на чествовании победителей Формулы-1. И платье невесты и макияж этого могут не выдержать. А за ними и сама невеста. Другой вопрос: бить или не бить бокалы молодым после их первого осушения в качестве мужа и жены. Если вы решили в положительную сторону, то назначьте человека, ответственного за уборку осколков. Праздник праздником, свадьба свадьбой, а помнить о безопасности окружающих все же необходимо.

Встреча новобрачных родителями

Сейчас уже практически не практикуется приезд новобрачных домой к жениху, где новоиспеченную невестку поджидали свекор и свекровь. В наши дни родители жениха и невесты встречают молодых на подходе к банкету. Свадьба в Казани хороша тем, что такая встреча может проходить сразу в русле двух традиций: русской и татарской. Русская мама обязательно испечет (или закажет) каравай, который подаст с солью на вышитом рушнике (полотенце). Мама-татарка приготовит для новобрачных мед и масло, чтобы будущая совместная жизнь была сладкой, а перед невесткой положит подушку, на которую та должна наступить. И так интересно, когда обе мамы встречают молодых.

Встреча новобрачных на банкете

Гости, приглашенные на свадьбу, но не присутствовавшие на церемонии росписи, а приехавшие непосредственно на банкет, должны выйти на улицу, когда появляется кортеж новобрачных. При выходе новоиспеченных мужа и жены из машины, обязательно встретьте их овациями и улыбками, а вот цветы дарить не спешите. Дайте молодым немного придти в себя от такого количества людей, и уважьте родителей новобрачных, которым следует провести свои ритуалы (см. выше). Когда все традиции будут соблюдены, молодые могут встать у входа в банкетный зал и дать возможность каждому гостю поздравить их лично, вручив букет и подарок. Таким образом, когда будет привечен последний в очереди, но не по значимости, гость, все уже соберутся в банкетном зале и новобрачным останется только занять свои почетные места и начать праздновать еще одну счастливую

Татарин, которому понравилась девушка, посылал к ее родителям свата (у которого было имя «яучы»), в сопровождении кого-то из старших родственников для того, чтобы представлять интересы и намерения парня. В случае согласия родителей сразу же обсуждались вопросы о дате свадьбы, количестве гостей, приданом, которое получит невеста, и размере калыма, который должен будет выплатить жених будущим тестю и теще. Это имело очень важное значение.

С этого момента невеста носила неофициальное, но почетное звание «ярашылган кыз» - «сосватанная девушка».

После того как семья татарского жениха собирала калым и покупала подарки и украшения для невесты и ее родственников, а семья невесты – заканчивала подготовку приданого, проводился ритуал бракосочетания. Будущий муж перед ним должен был находиться в доме своих родителей, а невеста с компанией близких подруг – в так называемом «кияу эйе» («доме жениха»). Таким помещением мог быть, например, дом ближайших родственников.

Как проходила свадьба: традиции и история

В назначенное время все участники свадебного торжества собирались в доме , где уже были накрыты столы с блюдами национальной кухни. Мулла совершал обряд бракосочетания по мусульманским канонам. Постель для брачной ночи готовили в кияу эйе. Полагалось провести обряд ее освящения – «урын котлау». Для этого гости со стороны невесты, включая особей мужского пола, дотрагивались до постели или садились на нее.

Каждому участнику этого обряда полагалось оставить немного денег на специальном блюде.

Жених, чтобы попасть к невесте, ожидавшей его в кияу эйе, должен был ответить на ряд вопросов и выдержать испытания, чтобы показать свой ум, скромность, скорость реакции. Также он уплачивал выкуп («кияу акчасы»).

На следующее утро молодые супруги посещали баню. Затем совершался обряд «арка сею» - «поглаживание спины». Молодая жена в помещении, где собирались одни женщины, становилась на колени в углу лицом к стене и пела грустную песню, оплакивая прежнюю беззаботную жизнь. Женщины поочередно подходили к ней, гладили по спине, утешали и давали советы, как вести себя в супружестве.

Через неделю после свадьбы муж должен был вернуться домой к родителям. Жена оставалась в доме у своих родителей, но супруг приходил к ней каждую ночь. Так продолжалось до тех пор, пока муж не заканчивал строительство дома или не выплачивал родителям жены всю сумму калыма.

Когда же семейная пара переселялась в собственный дом, начинался второй свадебный пир («калын туй»), перед началом которого жена должна была совершить обряд освящения своего нового жилища, окропив углы и фундамент.

Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций

Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.

Никах без молодоженов

Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».

Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com

В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).

После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.

После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.

Жених на неделю

Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.

Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.

Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.

После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.

Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.

Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).

Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.

В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».

К мужу… навсегда

В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».

Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.

В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.

Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.

Исключения из правил

Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.

ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.

Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова

В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Татарская свадьба - важное событие для будущей мусульманской семьи. Это уникальное торжество с богатыми национальными обрядами. Соблюдение мусульманских традиций древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и по-настоящему колоритной..

Сватовство: начало подготовки к празднованию

Родители с обеих сторон выясняют родственные связи между молодыми до седьмого колена. Если родства между женихом с невестой нет - свадьба возможна.

После этого в процессе сватовства можно выделить три этапа:

  • смотрины невесты,
  • рассказы о женихе,
  • переговоры.

На последнем этапе происходит обсуждение всех материальных вопросов, в том числе оговаривается размер и составляющие калыма. Выкуп невесты, согласно татарским традициям, выплачивается полностью в день свадьбы или раньше.

Интересным можно считать тот факт, что размер приданого невесты не обсуждается. Если обе стороны договариваются, невеста передает в дар вышитое вручную полотенце или тканую скатерть, а родня жениха - деньги. Заканчивается сватовство пышным застольем.

Свадебный обряд Никах: венчание по-татарски

Никах - это официальная часть мусульманской свадьбы, одна из самых красивых древних традиций. Венчание у татар проводится через 1-2 недели после сватовства, в доме невесты или в мечети. На обряде Никах присутствуют свидетели-мужчины, отец жениха или же его близкий родственник и мусульманский священник - мулла.




Обязательное условие религиозного обряда - жених с невестой должны быть мусульманами. Никах начинается с прочтения молитвы и длится около часа. По древней традиции невеста все время должна находиться с закрытым лицом, но в наше время это практически не соблюдается.

Зарегистрировать отношения молодые могут в ЗАГСе после проведения Никаха.

Туй - многодневный праздник у татар

Гуляние татарской свадьбы не обходится одним днем и может длиться несколько суток, а то и неделю в домах жениха и невесты поочередно.

Выделяют несколько этапов празднования:

  1. Застолье в доме родителей невесты.
  2. Переезд жены к мужу.
  3. Гуляние в доме жениха.

В наше время проведение гуляния татарских свадеб все чаще заменяется на кафе и рестораны. А благодаря сценарию татарской свадьбы праздник получается особенно веселым и ярким.

В оформлении банкетного зала могут быть использованы как стандартные предметы декора - шары, ленты, гирлянды, цветочные композиции, так и национальные атрибуты, например, тарелки с татарской символикой, расшитые скатерти, предметы с орнаментом.



Традиционные блюда татарской свадьбы: изобилие вкуса

Ни одна мусульманская свадьба не обходится без гуся. Его вынос сопровождается вручением подарков и денег. Разделывать гуся доверяют только мужчине.

Помимо этого, в начале и по окончанию торжества, подается чай со сладостями. Из спиртного, согласно традициям, разрешается брага.

Еще одно традиционное лакомство татар на свадьбах - чак-чак. Представляет собой сладкое блюдо из теста, удивляет простотой приготовления и имеет восхитительный вкус. Эту сладость по обычаю готовит мама невесты.



На свадебном столе в изобилии компоты, фрукты, овощи, супы и мясные блюда.

Музыкальное сопровождение и первый танец

Выбор музыки для свадебного торжества основывается, в первую очередь, на вкусах молодых. Популярными считаются композиции, исполненные на татарском и русском языках. Ближе к полуночи молодожены исполняют свой первый свадебный танец, обычно в традиционном стиле.

Поход в баню: окончание свадебного застолья

Свадебное застолье у татар заканчивается в бане, заранее подготовленной матерью невесты. Во время посещения бани молодые должны попробовать особые блины, за приготовление которых зять должен заплатить. Это символ удачи в новоиспеченной семье.

Встреча невесты в доме жениха: интересные традиции татарской свадьбы

По татарским правилам встреча невесты сопровождается особо теплым и радушным приемом. Особый почет к гостье осуществляется путем возложения подушек под ее ноги. Затем невесту угощают хлебом с медом во имя добросердечных отношений со свекровью и сестрами жениха. А если невеста окунет руки в муку - новоиспеченную семью ждет достаток и благополучие.

Отдельного внимания заслуживает обряд освящения жилища невестой. Развешивание новых полотенец и занавесок, а также раскладывание половиков дает невесте право освоиться в новом доме, а родственникам жениха - посмотреть на приданное.

Переезд заканчивается пышным застольем.

Традиционные свадебные наряды: татарские свадебные платья

Особые требования к свадебному наряду предъявляются невесте - символу скромности. Татарские длинные свадебные платья, необязательно белого цвета, должны прикрывать все тело: руки, декольте и шею. Голова невесты обязательно покрыта. Альтернативой свадебному платью могут быть брюки с туникой.