Электрощиток

Правило на тему корни раст рос. Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-"

Правило на тему корни раст рос. Презентация на тему:
  • запомнить чередование гласных в корнях – раст-ращ-рос;
  • распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях – раст-ращ-рос;
  • уметь обосновывать выбор гласных в этих корнях.

Ход урока

1. Слово учителя . Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:

А) «Выро сла моя девочка!»– ласково сказала мама.
Б) Из доброго семечка выра стает добрая яблонька.
В) Выра щенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

– Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!

2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)

3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:

А) ро сток розы
Б) город Ро стов
В) мальчик по имени Ро стислав
Г) жадный ро стовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
Д) отра сли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)

– Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!

4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):

Листья ра стения, молодая поро сль, ро сток розы, разра стаются розы. Отра сль промышленности, морские водоро сли, выра щивание молодняка, заро сли камыша, город Ро стов.

5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:

Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.

6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.

Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.

Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.

– Я знаю, что скоро растаю.

Лишь только увижу веселую стаю,

Растаю, по камням звеня.

Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?

8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.

9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!

10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)

Вариант 1: упр.441(учебник)
Вариант 2:
придумать предложения со всеми словами-исключениями.
Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием «корней жизни»!

Предмет Русский язык

Дата 26.01.2009

Класс 5 «Б»

Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: объяснение нового.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

    совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

    формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

    обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

    развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

    дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

    научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

    доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

    наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

    систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов:

    фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

    взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

Методы формирования умений:

    нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

    подбор примеров слов с данной орфограммой.

    выборочно-распределительный диктант.

Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
6. Итоги урока – 2 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

8. Рефлексия– 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

1. Работа с учебником, с. 169.

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Упражнение 437 (устно)

2. Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

3. Упражнение (запись на доске)

1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

VI. Итог урока.

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

VIII . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Каким способом?

Что еще нужно сделать?

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

Хорошо Понял, но

понял не все.

материал.

Активно На уроке

работал было

на уроке. скучно.

Спасибо за работу, оценки за урок…

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

    Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

    Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

ХОД УРОКА

слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.


Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Цели и задачи:

  • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
  • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Ноутбук.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
  • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

  • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
  • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.

Затем осуществляется совместная проверка.

Устный опрос:

От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

3. Закрепление.

1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

(водоросли)

Какие корни встречаются в этом слове?

Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

Что растет по берегам реки? (слайд 3)

(камыш, рогоз)

Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(У берега растет высокий камыш.)

Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

Что растет на берегу? (слайд 4)

(яблонька)

Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

Учащийся читает стихотворение.

Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.

Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

Над какими орфограммами работали?

Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

(бутылка)

А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

Это письмо от ребят. Прочитаем его.

Сад вырос.

У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

Где находился садик? Кто его вырастил?

Как двор выглядел сначала?

Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

Как разрастался сад?

Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

Проверим, правильно ли мы распределили слова.

5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

4. Итог урока.

С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

Вы хорошо сегодня поработали.

5. Домашнее задание.

Выполнить работу на карточке. (слайд 10)

МОУ Саранинская СОШ

Урок русского языка в 5классе

с использованием ИКТ

на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

Цели урока :

1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

о – а в корнях раст/ращ/рос.

2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

Ход урока.

I. Организационный этап .

II. Повторение.

На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

Рассказать правило по таблице.

VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

1. р…стительность

2. взр…щенный

3. выр…сла

4. подр…стает

6. вр…сли

7. прор…сти

8. пор…сль

9. р…сток

10. выр…стим

VII. Подведение итогов урока .

Что нового мы узнали на уроке?

Чему научились?

Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

Что можем сказать принцессе Орфографии?

VIII. Домашнее задание:

1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

2. Выполнить упражнение 441.

учитель русского языка

МОУ Саранинская СОШ

с использованием ИКТ

на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

Тип урока: изучение новой темы.

Цели урока:

1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II . Повторение.

1. На доске текст (можно на интерактивной):

Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

Задания учащимся:

Прочитайте текст.

Изменилось ваше настроение? Почему?

Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

По каким признакам вы определили, что это наречия?

2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

Сформулируйте общее правило.

Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

III . Определение цели урока.

Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

Какую тему мы должны изучить на уроке?

Какая проблема стоит теперь перед нами?

IV. Изучение новой темы.

1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

ГОРЯЧ…

ПЕВУЧ…

Вопросы и задания учащимся:

К каким частям речи относятся слова?

В каких морфемах пропущены буквы?

Какие гласные нужно написать на конце наречий?

После каких согласных пишутся гласные о и е?

Сформулируйте правило.

2. Чтение правила по учебнику.

Что показалось знакомым?

Что нового появилось в правиле правописания наречий?

3. Вывешивается таблица.

Расскажите правило по таблице.

V. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 212 самостоятельно

В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

Что нужно запомнить о наречии ещё ?

Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

VI. Проверочная работа.

На доске слова (можно на интерактивной).

О или е?

1. больш…й

2. пейзаж…м

3. похож…

4. манящ…

5. хорош…

6. сердц…м

7. свеж…

8. ещ…

9. роднич…к

10. свеч..й

11. общ…

12. о лучш…м

13. зайч…нок

14. скрипуч…

Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

Каким правилом пользовались, выполняя задание?

Какое слово является исключением?

VII . Домашнее задание.

1. Выучить правило.

VIII . Работа по развитию речи.

Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

А музыка поможет создать весеннее настроение.

Звучит пьеса «Белые ночи».

Учащиеся читают миниатюры.

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?