Электрощиток

Правильное положение за столом. Как правильно сидеть за партой: формируем правильную осанку

Правильное положение за столом. Как правильно сидеть за партой: формируем правильную осанку


У родителей, которые отправляют свое чадо в первый класс, есть немало поводов для беспокойства. Как малыш будет чувствовать себя в новом коллективе? Легко ли ему будет даваться материал? В этом круговороте мыслей мамы и папы часто забывают о еще одном важном моменте - правильной положении ученика за партой.

Осанка школьника зависит от того, как первоклассник сидит на уроках. Привычка горбиться и сутулиться приобретается за считанные дни, тогда как отучить ребенка от нее действительно сложно. Вот почему с первых дней в новом амплуа ученика малыш должен понять, как сидеть за партой правильно.

Позвоночник ребенка младшего школьного возраста еще на стадии укрепления и формирования. Если у малыша красивая ровная осанка, это говорит о том, что позвоночник развивается без нарушений. Данные статистики показывают, что дети с искривленным позвоночником страдают от заболеваний пищеварительной, дыхательной и центральной нервной систем. Как же избежать этой проблемы и предупредить нарушения осанки у ребенка?

Правильное положение школьника за партой

Привычка сутулиться за партой опасна для здоровья. Кроме искривления позвоночника, страдает внимательность и успеваемость школьника в целом. Правильное положение за партой выглядит так:

  • локти малыша полностью лежат на столе, а не свисают вниз
  • спина выпрямлена, в ней не чувствуется напряжения. Она должна прикасаться к спинке стула
  • стопы полностью касаются пола или стоят на специальной подставке-опоре
  • стул для школьника должен иметь специальный выступ для поясницы
  • в согнутом положении колени образовывают прямой угол
  • также угол 90° должен быть между линиями спины и бедер
  • шею ребенок должен держать ровно, не вытягивая вперед и не наклоняя голову


Каким должно быть рабочее место школьника

Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, нужно создать благоприятные условия для ученика не только в школе, но и дома. Один из важнейших пунктов - выбрать письменный стол в соответствии с ростом малыша. Оптимальное решение -

Правила посадки при письме

1. Чтобы твоя спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы, за партой нужно:

Сидеть прямо;

Опираться спиной на спинку стула;

Не опираться грудью на стол;

Ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

Туловище, голову, плечи держать ровно;

Положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

Придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);

Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

2. А знаешь ли ты, как правильно держать ручку?

Представим,что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":

На эту "подушечку" укладываем ручку.

Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Ну что? Готовы к работе? Тогда...

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сиди правильно" правила посадки за партой.

Презентация доступно расскажет учащимся 1 классов о том как правильно и как неправильно сидеть за школьной партой....

Цель собрания: познакомить родителей учащихся с самыми распространенными заболеваниями учащихся в школе и мерами их предотвращения....

Правила посадки во время занятий

В материале представлены правила посадки учеников во время занятий. Данные правила могут быть использованы в начале урока или на других этапах в 1-4 классах....

"Урок" технологии "Очумелые ручки", или снова за парту!

"Урок" был реализован в день открытых дверей в БОУ "СОШ № 47 УИОП". Участники: родители и дети 1 и 5 классов (всего 55 человек). Цель: привлечь родителей к непосредственной творческой деятельности с д...

Большую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Конечно, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Поэтому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе ребенок поддерживал осанку автоматически.

Зачем это нужно?

Позвоночник – опора для всего организма .

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, поэтому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже нарушена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следовательно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» образ жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, снова усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические занятия физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неправильной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть правильно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья .

Как нужно сидеть?

Приучать к правильной посадке необходимо с раннего детства . В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет нуждаться в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:

  1. Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех прямых углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые руки.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой нельзя:

  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое расположение позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе руки – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет очень трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его частями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама :

Если мебель не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет трудно выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой . Она необходима для кратковременного отдыха и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы устанут, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не нужно будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они мешают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка правильно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – очень трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, которые позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:

  1. Через каждые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки , не вставая: потянуть руки вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Отдохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во время отдыха полезно разминать ноги , вытянув их под партой полностью.
  3. Договориться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали , чтобы ребенок приспосабливался к разным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером следить , чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на расстоянии около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, более получаса . У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в которой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и другим неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это занятия спортом . Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, постоянное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный пример – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение правильно сидеть за столом.

Первой в помещение с накрытым столом входит хозяйка, встает сзади своего стула и рекомендует гостям их места, следя за тем, чтобы рядом с женщиной сидел мужчина. Вовсе не обязательно при этом сажать рядом мужа и жену.

Хозяйка садится за стол первой и приглашает садиться остальных. Вначале садятся женщины, а мужчины помогают им сесть. Для этого мужчина берет за спинку стул, стоящий справа от его стула, отодвигает от стола, несколько развернув его спинкой к себе. Женщина проходит к своему месту и ждет, когда ей пододвинут стул, не сгибая при этом ног. Мужчина осторожно пододвигает к ее ногам стул, говоря «пожалуйста» или «прошу садиться», и только после того, как сядет женщина, садится сам.

Преимущественное внимание за столом мужчина оказывает женщине, сидящей от него справа. Он предлагает ей налить напиток, подать то или иное блюдо, занимает ее беседой.
Сидеть за столом, особенно за праздничным, приходится довольно долго - от 1 до 2 ч, а иногда и дольше. Поэтому с самого начала советуем избрать наиболее удобную, неутомляющую и при этом красивую позу. По этикету рекомендуется сидеть на стуле так, чтобы занимать сиденье стула по возможности полностью, слегка прикасаясь спиной к спинке стула. Сидеть нужно прямо, но свободно, без напряжения, на расстоянии от края стола, не превышающем ширины четырех пальцев вашей ладони.

Ноги лучше согнуть в коленях под прямым углом, а ступни должны стоять параллельно друг к другу.

Руки до еды или в перерывах между едой нужно держать на коленях или на подлокотниках кресел. Во время еды всегда следует держать локти слегка, без напряжения, прижатыми к туловищу, стараясь при этом работать руками плавно, не задевая соседей.

Как известно, локоть правой руки при отрезании куска мяса, например, а локоть левой - при поднесении вилки ко рту невольно стремятся оторваться от туловища. Если не научиться сдерживать локти, как говорится, «при себе», т. е. слегка прижатыми к туловищу, то вы неизбежно будете мешать своим соседям и справа, и слева, что, конечно, не доставит им ни малейшего удовольствия.

Нельзя не сказать, что научиться сдерживать локти «при себе» довольно трудно, но после некоторых тренировок вполне возможно.

Этикетом не рекомендуется класть на стол локти, да еще подпирать ладонями подбородок или щеки. В любом случае такая поза очень красноречиво на языке жестов свидетельствует о полном безразличии, а иногда и просто о неуважении ко всем присутствующим за столом.

Не рекомендуется держать ноги одна на другой или вытягивать их под столом. В первом случае можно быстро устать, а во втором - задеть соседей, что, конечно, неприемлемо.
Нельзя садиться на край стула, раскачиваться на нем (как на качалке), класть руки на спинки соседних стульев, сидеть вразвалку, чтобы не показаться нескромным, развязным, плохо воспитанным.

У ребенка, который неправильно сидит за столом нарушается осанка и развивается искривление позвоночника, быстро устают мышцы и появляются дискомфорт и боль в позвоночнике.Статистические исследования , проведенные врачами, свидетельствуют, что у детей с искривлениями позвоночника намного чаще, чем у других детей бывают такие заболевания, как бронхиты, пневмонии, гастриты; детей с нарушениями осанки чаще беспокоят запоры и вздутие живота

Чтобы избежать нарушения осанки, важно научить ребенка правильно сидеть. С начальной школы и до получения аттестата - только «подрастающие» вместе с ребенком письменный стол и стул могут способствовать эргономически правильной и здоровой осанке. ПРАВИЛО «ТРЕХ УГЛОВ» колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина - второй, а руки, согнутые в локтевом суставе - третий. Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье приходилось на уровень коленных складок. На рисунке, приведенном ниже, показано, как правильно должен сидеть ребенок:

  • Ступни ног должны прилегать к полу всей поверхностью подошвы;
  • Голени вертикальны к полу, а бедра горизонтальны;
  • Предплечья опираются на столешницу и расслаблены;
  • Письменный стол и стул желательно должны иметь регулировку по высоте;

Бедра не должны прикасаться к переднему краю сиденья. Это регулируется установкой глубины сидения;
. Спинка стула подогнана к спине и одновременно служит опорой для поясницы. Детские столы, представленные в нашем магазине, оснащены столешницами с регулируемым наклоном. Работа за наклонной поверхностью обеспечивает эргономическое положение для разгрузки позвоночника и шейного отдела, а так же раскрепощает мускулатуру спины. Наклонное положение столешницы позволяет читать и писать, держа прямо голову и туловище. Благодаря ступенчатой регулировке можно установить угол наклона столешницы, оптимальный для зрения, и работы в правильной позе.

Очень важно иметь возможность регулировать угол наклона столешницы, в зависимости от вида деятельности. Для того, чтобы взгляд на рабочую поверхность падал под правильным углом. Ведь у детей, в отличие от взрослых, расстояние до глаз при письме значительно меньше. Поэтому тетрадь должна быть приближена к глазам, а не наоборот. Иначе это приводит к сутулости, болям в спине, головным болям или другим осложнениям. Установки, рекомендуемые для детских столов:
рисование: прибл. 0 - 5°
письмо: прибл. 15°
чтение: прибл. 30°

Столешница стола не должна быть ни слишком темной, ни слишком светлой (темная столешница поглощает свет, а очень светлая столешница отражает солнечный свет и свет лампы, и от этого глаза ребенка устают); имеет значение и цвет письменного стола: наилучший вариант, когда столешница имеет натуральный цвет - цвет дерева.

Для того, чтобы определить необходимую высоту письменного стола, посадите возле него ребенка. Если локоть опущенной прямой руки ребенка ниже поверхности стола на 5-6 см, значит, высота стола ему подходит. Для правильного определения высоты стула и стола для маленького школьника можно воспользоваться и ориентировочной таблицей:

Рост ребенка Высота стола Высота стула
110 - 119 52 32
120 - 129 57 35
130 - 139 62 38

Правильная посадка ребенка за столом исключает какие либо нарушения в развитии костно-суставной системы, а также способствует хорошему крово- и лимфообращению. Ребенок, который сидит во время работы правильно, меньше утомляется и, следовательно, больше успевает. Важно, чтобы рабочее место школьника во время работы было хорошо освещено. Лучше всего выполнять домашнее задание (читать, писать, лепить, рисовать и т.д.) при естественном освещении; поэтому письменный стол должен стоять ближе к окну, чтобы свет на столешницу падал спереди или слева (лучше - слева). Ребенок должен быть приучен постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте. Порядок на столе, порядок в школьных принадлежностях организует, дисциплинирует ученика, способствует лучшему сосредоточению на учебном материале, лучшему усвоению знаний. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам при покупке самого важного приобретения для вашего любимого школьника.