Электрощиток

Поль верлен - биография. Поль верлен краткая биография

Поль верлен - биография. Поль верлен краткая биография

ВЕРЛЕН, ПОЛЬ-МАРИ (Verlaine Paul-Marie) (1844–1896), французский поэт 19 в.
Родился в Меце (Лотарингия) 30 марта 1844. Отец – офицер инженерных войск, мать – из зажиточной крестьянской семьи из-под Арраса (Артуа). В 1851 семья перебралась в Париж. В 1855 отдан в Лицей Бонапарта; не проявлял усердия к занятиям; единственным его увлечением была современная поэзия. В 1858 отсылает Виктору Гюго, находившемуся в эмиграции, свою поэму Смерть (La Mort). В 1861 оставил учебу, но в августе 1862 сдал экзамен на бакалавра по классу риторики. В том же году записался на факультет права Сорбонны, однако, окунувшись в жизнь богемы, вскоре бросил занятия. С октября 1863 работал мелким служащим в страховой компании, а затем в Парижской мэрии. Вошел в круг поэтов Парнасской школы; стал последователем Леконта де Лилля и Теодора де Бонвилля. В 1866 опубликовал свою первую книгу Сатурналии (Poèmes saturniens), созданную под влиянием парнасской эстетики и высоко оцененную ее адептами, однако вскоре стал отходить от ее принципов. В 1867 приехал в Брюссель на встречу с Виктором Гюго. 2 сентября 1867 одним из немногих принял участие в похоронах Ш.Бодлера. В марте 1869 выпустил новый сборник Галантные празднества (Fêtes galantes), многие мотивы которого были навеяны полотнами французских художников 18 в. Организовывал «литературные среды». В 1870 издал посвященный своей невесте Матильде Мотэ стихотворный сборник Добрая песня (La bonne chanson), написанный в элегических, пасторальных тонах с традиционным набором аллегорических образов. После начала Франко-прусской войны был мобилизован в Национальную гвардию. За систематическое уклонение от воинских обязанностей подвергся недельному заключению. В марте 1871 с энтузиазмом приветствовал Парижскую коммуну; возглавил ее бюро по печати, не последовав призыву Версальского правительства уехать из столицы. После падения Коммуны некоторое время скрывался под Аррасом; вернулся в Париж в конце августа 1871. Окончательно порвал с парнасцами не только по эстетическим, но и по политическим мотивам: Леконт де Лилль, Анатоль Франс, Франсуа Коппе были противниками Коммуны. Некоторое время примыкал к декадентской группе зютистов. Сблизился с юным поэтом Артюром Рембо; в 1872–1873 путешествовал с ним по Бельгии и по Англии. Эти годы стали расцветом творчества Верлена: весной 1874 увидел свет его лучший поэтический сборник Романсы без слов (Romances sans paroles). 10 июля 1873 в Брюсселе во время ссоры ранил Рембо в руку; приговорен к двум годам тюремного заключения и штрафу в двести франков. В тюрьме, полный раскаяния, нашел утешение в религии. После освобождения 16 января 1875 вернулся в Париж; был отвергнут женой и ее семьей. В 1875–1879 жил в Англии, постоянно переезжая из города в город в поисках заработка. Преподавал французский язык и рисование в различных школах и колледжах, давал частные уроки. Время от времени приезжал в Аррас к матери. В 1880 издал посвященный ей сборник стихов Мудрость (Sagesse). В 1882 окончательно вернулся во Францию. Жил то в Париже, то в провинции; перебивался самыми разными заработками – был учителем, школьным надзирателем, поденщиком на ферме. В 1884 выпустил книгу стихов Далекое и близкое (Jadis et Naguère). В апреле 1885 отбыл месячное тюремное заключение за угрозы в адрес матери. По освобождении обосновался в Париже. Несмотря на помощь своих друзей-литераторов, помогавших издавать его произведения, жил в крайней нищете и в долгах, практически не имея работы; много пил, мучился кошмарами, серьезно болел. В 1886–1893 постоянно попадал в больницы и приюты; тем не менее не прекращал писать. В 1888 опубликовал сборник Любовь (Amour), в 1889 – Параллельно (Parallèlement), в 1891 – Счастье (Bonnheur), Песни для Нее (Chansons pour Elle) и Мои больницы (Mes Hêpitaux), в 1892 – Интимные литургии (Liturgies intimes). В 1892–1893 читал лекции в Бельгии, Англии и Франции. В августе 1894 был избран «Принцем Поэтов». В 1895 написал большое предисловие к полному собранию поэм Рембо. 5 января 1896 опубликовал свое последнее стихотворение Смерть (Mort). Умер в Париже 7 января 1896 от воспаления легких. Похоронен 10 января на кладбище Батиньоль; за его гробом шла трехтысячная толпа литераторов и поклонников.
В начале творческого пути Верлен находился под сильным воздействием Бодлера и парнасской школы. Кроме того, он впитал в себя богатейшую поэтическую культуру прошлого. Три его первых сборника несут сильную печать этих влияний, хотя уже стихотворения Прогулка чувств (Promenade sentimentale), Осенная песня (Chanson d"automne) из Сатурналий и особенно Сентиментальная беседа (Colloque sentimental) из Галантных празднеств знаменуют рождение уникального верленовского стиха, который в полной мере воплотился в его главной книге – Романсы без слов (1873).
Верлен не оставил после себя теоретических трудов, где бы он сформулировал принципы своей поэтики и эстетики. Но он изложил их в поэтической форме в стихотворении 1874 Поэтическое искусство (Art poétique). Верлен четко отделяет поэзию от собственно литературы («Et tout le reste est litterature»), понимая под последней искусство, основанное на сюжете; поэзия, по его мнению, должна выражать некую неопределенную реальность: неуловимые движения души, мимолетные впечатления, мечту или, скорее, ее очертания. Новый смысл поэзии требует и иной формы. Для этого необходимо освободить слова от их конкретного значения («Нет ничего прекраснее туманной песни («la chansons grise») (где Неточное соединяется с Точным») и растворить их в мире звуков. Он требует «музыки прежде всего» («De la musique avant toute chose»). Чтобы сделать стих адекватным миру неясных ощущений, нужно освободить его от тенет традиционной просодии – «Схвати риторику и сверни ей шею!» («Prends l"eloquence et tords-lui son cou!») – и вернуться к его первородной песенной простоте. Вот почему он отказывается от строгой рифмы, обязательной паузы в середине стиха (цезуры), четкой и синтаксически упорядоченной строфы.
Романсы без слов – программное заглавие. Это книга впечатлений, книга печали, переданной музыкой стиха. Чтобы выразить невыразимое, Верлен изымает слова из речевой (понятийной) сферы и подчиняет их поэтической логике. Их смысл размыт, существеннен (содержателен) лишь образуемый ими единый звуковой поток. Верленовская поэма подобна песне, слова которой забываются, но мелодия остается. Ее назначение (а, значит, и ее смысл) – в приобщении читателя к миру прекрасного; безыскусная и доверительная, она уничтожает грань между ним и поэтом, делает его соучастником поэтического переживания.
Синтез слова и звука, поэзии и музыки – не единственная характеристика верленовской поэзии. Поэтическое тесно связано у него с живописным. Интерес к живописи характерен для всех периодов его творчества. Об этом свидетельствуют названия двух частей Сатурналий – Офорты (Eaux-fortes) и Печальные пейзажи (Paysages tristes). В Галантных празднествах он переводит на язык поэзии пластические образы с полотен Ватто, Буше, Фрагонара, Ланкрэ. Второй цикл сборника Романсы без слов озаглавлен Бельгийские пейзажи (Paysages belges), а третий – Акварели (Aquarelles). Но главное – не в этих обозначениях и не в тематике, а в характере поэтического письма, близкого к импрессионистскому.
Верлен был современником импрессионистской революции. Он был знаком с Эдуардом Мане, ценил других художников новой школы. Их объединяла общая установка на изображение неуловимого и преходящего. Именно в поэзии Верлена импрессионизм нашел свое поэтическое воплощение. Это не был результат влияния живописи на поэзию, а их неизбежная встреча. Импрессионистская манера изображения мира в непрестанном движении и изменении вписывалась в поэтику Верлена. В его «вербальных пейзажах» нет статики: в них совершается постоянное «переливание» мира природы в мир человеческой души и обратно. Своеобразно переплетая слова, обозначающие реалии внутреннего и внешнего мира, он метафоризирует оба этих мира, но так, что каждый знак, ставший метафорой, снова возвращается к своему прямому значению. В этих превращениях, в этих взаимных переходах от образного к безóбразному и заключена глубинная динамика верленовского текста.
Символисты провозгласили Верлена своим основоположником, а Поэтическое искусство – своим манифестом. Верлен безусловно оказал огромное влияние на символистскую поэзию. Однако его значение гораздо шире и не может быть ограничено рамками только одного направления. Верлен создал не только новый неповторимый стих. Вернув из небытия средневековую песню, он восстановил связь с истоками народного поэтического творчества. Благодаря ему была сохранена традиция французской лирической поэзии, продолженная в 20 в. крупнейшими поэтами Франции Г.Аполлинером и П.Элюаром.

Биография Поля Верлена

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец, в семье военного инженера. После отставки отца семья перехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.

В 1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета. Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховую компанию, после в мерии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.

Стихи начал писать еще в школьные годы. Один из них - «Смерть» - 1858 году послал Виктору Гюго. В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас». Во второй половине 60-х годов присоединился к этой группе. В этот период поэт интересовался риторикой, иностранными языками, много читал Ш.-О. Сент-Бева, Ш. Бодлера , Т. Банвиля, посещал литературные салоны. Большое впечатление на него произвел Л. де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, которые издавали сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Ш. Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.

В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» (1866) и «Изысканные праздники» (1868). Похвальные отзывы на сборники дали А. Франс и В. Гюго. Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.

В коце июля 1869 г. поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 г. женился на ней, мечтая о семейном уюте. В сборник «Добрая песня» (1870) вошли произведения, которые он посвятил своей жене. Однако надежды на счастливую семейую жизнь не оправдались

В феврале 1871 г. писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда еще не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями. Сила с которой они были написаны, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж. Познакомившись, они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.

В 1872 г. прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребенка и отправился вместе с другом в путешествие - в Англию, а после в Бельгию. Разъезжая по Европе Верлен и Рембо искали - вместе и по отдельности - свое место в исскустве.

Во время ссоры в июне 1873 г. П. Верлен ранил А. Рембо выстрелом револьвера, за что был осужден брюссельским судом к двум годам тюрьмы. К тому же суд узнал про коммунистическое прошлое поэта. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов» (1874). Это вершина музыкальности Верлена.

В тюрьме поэт узнал, что жена подала на развод. Когда 16 января 1875 г. он вышел из тюрьмы, никто не встречал его возле ворот, кроме старенькой матери.

Чувствуя одиночество Верлен вновь искал поддержку со стороны Рембо и встретился с ним в Шртутгарте. Эта их встреча оказалась последней: возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку на берегу Неккары. Больше они не виделись. Вернувшись в Париж, а после переехав в Лондон, Верлен пытался наладить свою жизнь: преподавал языки, занимался сельским хозяйством, но в конце-концов полностью отдался литературному труду.

В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость»(1881).

В 1884 г. выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь»(1888), «Счастье» и «Песни для нее» (1891).

Писатель возглавлял плеяду молодых поэтов. Его стихи получили сумасшедшую популярность. На традиционной церемонии избрания «короля поэтов» 1891 г. после смерти Л. де Лиля, большее количество голосов было отдано за Верлена. Но признание пришло слишком поздно: здоровье писателя пошатнулось. Талантливый поэт болел и почти постоянно вынужден был находится в больницах. Писатель Ж. Ренар заметил в своем дневнике 1892 г.: «От Верлена не осталось ничего, кроме нашего культа Верлена».

Поль Верлен - один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

«Верлен был яснее своих учеников, - писал М. Горький, - в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может».

Поэтическое творчество Верлена началось в традициях парнасской школы. В его юношеских стихах сказалось стремление к чёткости образов, скульптурности речи. Но уже в первых зрелых сборниках Верлена «Сатурнические поэмы» (или «Сатурналии»; 1866) и «Галантные празднества» (1869) сквозь традиционную форму можно смутно разглядеть новые странные образы. «Сатурнические поэмы» открываются обращением к «мудрецам прежних дней», учившим, что те, кто рождаются под знаком созвездия Сатурн, обладают беспокойным воображением, безволием, напрасно гонятся за идеалом и испытывают много горя. Через надетую на себя маску объективного мудреца явно проглядывали черты поколения конца века и собственное лицо Верлена.

В его поэзии объект и субъект сливаются . Много безличных предложений, напр.,"Дождит над городом". Нет причин, нет следствий. Мир предстает зыбким, неопределенным. Это не философская лирика, здесь не надо искать подтекст. Тут важны не слова, а чувства, мысли и их выражение. Слова значимы не своим смыслом, а их музыкальностью . Поэт для Верлена - не мыслитель. Поэзия связана с интуицией . Верлен формулирует принципы новой поэтики и эстетики, отделяя поэзию от собственно литературы, т. е. искусства, основанного на сюжете; поэзия, как считает автор, должна выражать некую неопределённую реальность: неуловимые движения души, мимолётные впечатления, мечту или, скорее, её очертания, т. е. выражать чувства, настроения автора. Новый смысл поэзии требует и иной формы. Для этого необходимо освободить слова от их конкретного значения и растворить их в мире звуков. Он требует «музыки прежде всего». Чтобы сделать стих адекватным миру неясных ощущений, нужно вернуться к его первородной песенной простоте, отказаться от строгой рифмы, обязательной паузы в середине стиха (цезуры), чёткой и синтаксически упорядоченной строфы.

Под "музыкальностью " Верлена не следует понимать только безупречную организацию стихотворения (использование фонетических средств языка - повторений, аллитераций, внутренних рим, тщательного отбора гласных и согласных и т.п. - ради создания эффекта "благозвучия"), "Музыкальная стихия" в Верлена - новый тип поэтического мышления и совсем новая поэтика. Верлен ослабляет логическую связность поэтического текста ради усиления ритмико-интонационной единства, единства впечатление от стихотворения. Благодаря этому его стихи воспринимаются читателями непосредственно, как воспринимаются слушателями музыкальные произведения

Поэзия для Верлена, как и для романтиков, особенно Э. По, это суггестивное воздействие на все органы чувств, в том числе и на подсознание. Отсюда одно из требований символистов к поэзии – молчание .

П. Верлен - вождь поэзии символизма, хотя сам поэт открещивался от своей причастности к символизму, а тем более лидерства в нем. Если под символистичною понимать поэзию, которая обязательно обращалась к символов, то действительно в лирике Верлена символов почти не было. Действительно близким к символистов его сделало то, что он впервые обращает внимание не на художественно-выразительные возможности лирического слова, а на его суггестивную, навивальную силу, то есть на смысловой ореол, который подсказывал те или другие настроения, образы. Это одна из главных особенностей лирики Верлена. Как литературное направление символизм зарождался в оппозиции к реализму. Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью рационалистических средств, а доступна лишь интуиции, что раскрывается через намек, озарение. В основу эстетической системы символизма положен символ как средство ухода от повседневности, достижения идеальной сущности мира - красоты. Символ не был изобретением символистов, но такой решающей роли в художественном творчестве он не играл еще никогда. Слово в символизме - намек, образ - загадка.

В верленовском творчестве соединились традиции романтизма, импрессионизма, символизма и декаденской поэзии. Многие поэты-декаденты переходили в стан символистов и, наоборот, в символистской поэзии слышны декадентские мотивы (меланхолия, изощренная чувственность, печальная ирония и шутовство и др.). Как, например, в «Осенней песне » Верлена.

«Осенняя песня» являет собой пейзаж осени. Но с тем же основанием можно сказать, что это «пейзаж души », изображение меланхолии, когда «мертвым листом » стали и природа, и поэт. Все уносится порывом холодного ветра. А само стихотворение обладает кружащим и опадающим ритмом, похожим на гонимый ветром сухой листок. «Пейзаж души» – это импрессионизм, в таком варианте он может разрастаться – обрести способность к созерцанию самого себя в зеркале «пейзажа души»

Стихотворение П. Верлена «Ночной пейзаж » является ярким примером воплощения эстетики импрессионизма – символизма .

Стихотворение относится к пейзажной лирике, но одновременно представляет собой «пейзаж души», где внутреннее состояние поэта передается образом-символом ночной картины, зарисовки которого плавно переходят друг в друга. Живописность ночного пейзажа оформляется графически «гудящими и шуршащими» звуками, передающими таинственность впечатления. В ночной картине Верлена несколько планов, переданных при помощи основного приема техники импрессионистов – «оптического смешивания », когда цвета не соединяются, а вводятся постепенно один за другим. Ночной пейзаж варьируется в различных бликах: все происходящее как бы просматривается сквозь струи дождя, «в размытой серой мгле », через «черную даль », «в лохматом, сажею наляпанном просторе ». В поэтической картине преобладают темные краски: «серая мгла», «чёрная даль», «сажей наляпанный простор», мрак небес, вороны – чёрные, волки – серые, как ночь и мгла.

Неуверенность в Вечности и Божией Благодати порождает у поэта страх не только за себя, но и за всех смертных, участь которых заранее предрешена – быть «пригоршней праха». Образ смерти символично представлен тремя приговоренными, «расхристанными и дикими», как волки. Они шагают босиком, как будто по острым шипам. Остролист и «конвоиров пики» устремлены вверх, а струи дождя – вниз, так что человеку никуда не деться от их остроты и от своей участи. Он мечется между ними; «лохматый, сажею опаленный». Простор оживает, и люди идут как будто во «чреве дикого животного, которое их поглотило».

Образ души поэта символически выражен ночным пейзажем, в котором поэт изображает смерть всего живого, не только души-духа, но и всякой божьей твари, кроме стервятников, ворона и волка. Ночной пейзаж натуралистичен в своей жуткой откровенности изображения смерти как процесса разложения материи и уничтожения слабого сильным.

Звуковое оформление также мрачно и безысходно: небо, гудящее, как последний набат, сопровождающий смертников – погребальный звон по умершему человеку и по грешной нераскаявшейся душе, которую «щерясь» встречает ад. Серый цвет способствует возбуждению обоняния – в картине чувствуется запах смрада и серы как символов ада.

Три смертника «расхристаны» (Троица) и «шагают босиком», как Иисус Христос на Голгофу. Их подталкивают конвоиры острыми саблями, «острые» струи дождя вонзаются в путников, «острые» шпили готических храмов вонзаются в небо.

Таким образом, «Ночной пейзаж» души Верлена являет собой картину смерти, в которой нарочито эстетизируется ужасное и безобразное, даются натуралистические картины унижения и уничтожения человеческой плоти, погрязшей в грехах. В стихотворении нет покаяния, но есть вызов Богу, создавшему этот несправедливый и страшный мир.


(Paul Verlaine, 1844-1896) - французский поэт. Творчество Верлена относится к эпохе глубокого упадка моральных сил буржуазии, особенно ярко отразившегося на психологии как-раз тех мелко-буржуазных кругов, из которых выдвигались чаще всего художники и поэты, в том числе и Верлен. Его первые произведения относятся к 1865 году. Они почти совпадают со смертью Бодлера, имевшего огромное влияние на Верлена.

Верлен начинает как «парнасец», то есть он пишет стихотворения, которые не преследуют никакой общественной или философской цели, представляя собою как бы великолепные художественные безделки; тем самым, что являются безделками, они, по мнению адептов «Парнаса», и свидетельствуют о своей принадлежности к высокому искусству.

Разложение французского буржуазного общества значительно усилилось после того, как режим Наполеона III с властью биржи, оголенного разврата, непомерной роскоши и столь же непомерного шпионства с размаху ударился о внешнего врага и разбился на куски, оставив после себя довольно хаотическое общество с борьбою монархистов и республиканцев, с величественной, но страшной трагедией Коммуны, с углубляемым безверием в будущее, и т. п. В дальнейшей истории Франции буржуазная Третья республика, ее морально подозрительные дельцы, ее многочисленные финансовые и политические панамы, развитие спекуляции, а рядом с этим бедность пролетариата, количественный рост его за счет толкаемых во все большую нищету мелкобуржуазных ремесленников, а также интеллигенции, - все это создавало довольно мрачную картину. Разочарование росло. Немало было тех, кто бежал совсемот общественной и политической жизни в область чистой науки и чистого искусства, а кто этого не мог - в область хоть сколько-нибудь благоустроенного и спокойного житья-бытья.

Последнее было наименее возможно для Верлена По природе своей, вероятно наследственно, Верлен был человеком шаткого, подвижного характера. Преследовать какую-либо заранее намеченную цель он был неспособен. Серьезно противостоять всякого рода соблазнам было не в его силах. Найти опору в общественности он не мог. Верлен оказался выбитым из колеи, попал в ряды непутевой кафе-богемы и до конца жизни так и не смог из нее выбраться. Его семейная жизнь сложилась крайне неудачно. Этому способствовала еще и половая ненормальность. Встреча и дружба с ярко выраженной, но глубоко порочной натурой, молодым поэтом Рембо, только еще больше углубила беспорядочность всего существа В. Разбитый алкоголем, развратом, неуравновешенный человек, переходивший от оргий и бурных приступов веселья к чрезвычайному унынию и покаянию, метавшийся между сатанизмом и католицизмом, Верлен находил единственное утешение в своем необыкновенно тонком поэтическом даре, который умел самым совершенным образом передавать все настроения этой богатой нюансами талантливой натуры.

В отношении содержания нет большой разницы между поэзией Верлена и его предшественника Бодлера. Так как Верлен написал гораздо больше произведений, чем Бодлер (полное собрание его сочинений обнимает 20 тт.), то конечно все является здесь в количественно развитом виде. Едва заметное например у Бодлера обращение к католичеству, у Верлена - целая полоса жизни и порождает, кстати сказать, наименее удачные его произведения. Но в общем сходство содержания значительное. Верлен так же боится жизни, как и Бодлер, она так же представляется ему преисполненной соблазнов и боли. Каждое наслаждение кажется ему приманкой у какой-то западни. От этого тяжелого настроения он пытается освободиться полетами в область чистой фантазии.

Зато в отношении формы Верлен резко отличается от Бодлера. Для Бодлера поэзия прежде всего искусство слова во всей полновесности его выразительности. Верлен же в своем стихотворении «LArt poetique» объявляет бешеную войну красноречию и требует «музыки» прежде всего, осуждает всякую определенность в поэзии, призывает к тончайшему сочетанию нюансов. Действительно, Верлен прежде всего музыкант. Кажется почти странным, что он был не даровитым композитором, а поэтом. Необыкновенная сложность и разветвленность его переживаний, при крайней их неопределенности, гораздо легче могла поддаваться бессловесному тональному искусству. Но именно поэтому Верлен относился и к поэзии как к искусству прежде всего тональному. Слово он ценил по его звучанию. Тончайшие переливы звучания ритмического и фонетического характера - вот, так сказать, душа стихотворений Верлена. Характерна любовь Верлена к напевным свободным метрам, к так наз. «облегченному александрийскому стиху», к короткой строчке с переносами (enjambements), дерзко нарушающими «неразрушимые» синтаксические единства (Pareil a la Feuille morte). Чисто музыкальный характер его поэзии выявляется и в мастерской технике повторов, когда слово, стих или целая строфа, как музыкальная фигура, проходят через все стихотворение. Конечно слова все-таки что-то значат, но не важно, если значение их не дает четкого образа или четкой мысли. Пусть это значение рождает те рои бледных и неопределенных полуобразов, к-рые совершают свою пляску под музыку стихотворений. Отсюда - тяготение Верлен к неясному пейзажу, окутанному поднимающимся с болот туманом, залитому томительной «белой луной» весны или жуткой «рыжей луной» осени. Необычайно чутко воспринимает Верлен и шумы города и деревни, - это он услышал «посвистывание овса», «сладостный шум дождя о городские крыши», «долгие рыдания скрипок осени». Охотно пользуется Верлен музыкальным приемом ведения двух самостоятельных тем, связанных лишь единством эмоции (ср. напр. композицию «Avant que tu ten ailles»). С другой стороны - в особенности в более ранних произведениях - Верлен иногда дает застывший в мгновенном жесте, набросанный несколькими яркими красочными пятнами образ (например красное, черное, золотое и белое в портрете куртизанки (Cortege)). Мгновенность видения, яркость отдельных, порой мельчайших деталей - «блеск соломинки в полумраке стойла», «ярко освещенный круг лампы» в полутемной комнате - роднит Верлена с импрессионизмом. В этой яркости отдельных видений - отличие поэзии Верлена от музыки.

В музыкальном произведении звучание уже безусловно на первом плане, а образы звучание предоставляет создавать каждому, кто на это способен; у Верлена же мы имеем дело все-таки не с заумной поэзией, а с поэзией, так сказать, полуосмысленной. Хотя несравненно более прочувствованное, чем продуманное, это тонкое сочетание музыкальной и словесной идеи, словесной образной стихии, придает Верлену особую прелесть. К этому надо прибавить внутреннюю незлобивость Верлена, его крайнюю наивность и правдивость, странным образом сохранившиеся в нем рядом с грязью его жизни. Он жил среди своего торгашеского общества действительно в качестве настоящего «кабацкого святого».

В большой доле произведений Верлена имеется немало истинных шедевров, которые по мастерству своему принадлежат к лучшему, что на языке человеческом было кем-либо сотворено. Однако нашему времени и его подлинным сынам Верлен не может не быть крайне чужд. Его поэзия - это поэзия безволия, поэзия какого-то равнодушия, расплывающегося радужного пятна, к-рое шевелит само житейское море. Оно играет всеми цветами, но оно инертно и призрачно.

Как уже сказано, произведения Верлена многочисленны. Укажем на некоторые из них. Первый его сборник назывался «Poemes saturniens» (1865); часть дальнейших произведений Верлена, как «Confession» (1895), «Mes hopitaux» (1891), «Mes prisons» и отчасти «La bonne chanson» (1870) - все это автобиографические вещи. Большой художественностью отличаются сборники «Jadis et naguere» (1885), «Les fetes galantes» (1869) и «Sagesse» (1881). Быть может наибольшего формального мастерства достиг он в книге «Romances sans paroles», вышедшей в 1887. Верлен написал незадолго до своей смерти «Parallelement» (1889) и «Bonheur» (1891), а последняя его книга «Les invectives» вышла после его смерти.

Прозаические произведения Верлена не представляют интереса, за исключением ряда очерков «Les poetes maudits» (1884), где он описал ту породу поэтов, к к-рой сам относил себя - людей, по его мнению, проклятых и глубоко несчастных.

Верлен оказал огромное влияние на русский символизм. Символисты так наз. «старшего поколения» - Брюсов, Бальмонт, Сологуб - признавали Верлена своим учителем. В сборниках «Русские символисты» (1894) уже даны переводы из Верлена. И в дальнейшем символисты остаются верны ему (Брюсов и Сологуб - лучшие переводчики Верлена). Но они не только популяризируют французского поэта. Принципы его творчества легли в основу их поэтики. Преобладание музыкальности над ясным, четким смыслом (Верленовское - «музыки, музыки больше всего»), культивирование оттенков и намеков - эти и подобные черты заимствованы русским символизмом гл. обр. у Верлена. Ему же до известной степени обязаны русские символисты первой полосы некоторыми важными идеологическими и тематическими моментами. Их общественный индифферентизм, болезненная эротика, упадочнические, «декадентские» настроения, определенные в конечном счете социально-историческими условиями, развились под влиянием и французского декадентства, одним из замечательнейших представителей к-рого был Верлен.

Верлен оставил глубочайший след в поэзии, пошатнув дотоле незыблемые устои романтизма и классицизма.

Стремление к повторам созвучий, необычный ракурс изображения душевных переживаний, музыкальная гармония - вот отличительные черты верленовского стиля.

Верлен - личность сложная, противоречивая, во многом непонятная современникам. Он подарил поэзии свой неповторимый стиль, основанный на контрасте между музыкальностью и диссонансом звуков. Совсем как в его собственной жизни. Сборники его стихов открывают грустный мир неосязаемого бытия, вселенную вечно ускользающей реальности.

Насыщена долгими периодами безденежья, скандалов и неприкаянности. Всю жизнь он страдал от жестоких ударов судьбы, практически не оказывая сопротивления. Его постоянным спутником был алкоголь. И, несмотря на славу и талант, он окончательно опустился и закончил свои дни в ужасной нищете.

Юность Верлена

Поль-Мари Верлен появился на свет 30 марта 1844 года в Меце. Его отец, капитан Николя Огюст Верлен, родом из бельгийских Арденн, служил в местном гарнизоне. Поль был единственным ребенком своей матери Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ.

Арденн, а точнее, маленький домик в Пализёле, где Поль жил у своей тетушки по отцовской линии, оставил глубокий след в душе поэта. Милая деревушка, окруженная полями и Здесь поэт проводил до 18 лет. Он с нежностью потом писал в своих стихах об этих землях. Часто черпал вдохновение в грустных, напоенных лиризмом пейзажах, красках и природе своей притягательной родины.

Краткая биография Поля Верлена, начало поэтического пути

В 1862 году, Верлен получает степень бакалавра литературы. Именно в этот период будущий поэт знакомится с произведениями Бодлера, литературными кафе Парижа и знаменитой «Зеленой феей» - абсентом. Верлен говорил: «Какой дурак придумал эту ведьму назвать феей».

Поль очень быстро устал от учебы на юриста. Он связывал свою будущую судьбу с поэзией: стал активно посещать литературные кафе и салоны, в частности, салон маркизы де Рикар, которая была увлечена парнасцами. Он стал часто видеться с Леконтом де Лилем, считавшимся главой всего течения, с Франсуа Коппе и другими, а также с Альфонсом Лемером, своим будущим издателем. В этот период он опубликовал свои первые стихи - сонет «Господин Прюдом», а в 1864 году - сборник «Сатурнические стихотворения». Стихи были выпущены на средства кузины автора Элизы Монкомбль. Книжка вышла тиражом в 491 экземпляр. Литературные круги встретили этот сборник прохладно.

За короткое время поэт потерял сначала отца, потом любимую кузину. Верлен тяжело переживал уход дорогих ему людей и пристрастился к алкоголю.

Женитьба Верлена

В 1869 году он познакомился с Матильдой Моте де Флервиль, она стала его музой. Вышел сборник «Добрые песни». В стихах поэт наивно описывал развитие своих любовных чувств к семнадцатилетней девушке. Свадьба состоялась 11 августа 1870 года. Молодая чета поселилась на улице Кардинала Лемуана в доме номер два, с видом на Сену, на пятом и последнем этаже.

В 1871 году, после Коммуны, Верлен поступил на службу в городскую ратушу. Пара переехала в квартиру родственников жены, в дом номер 14 на улице Николе. Но в этот дом всего через несколько недель после их переезда молнией ворвется Рембо и навсегда разрушит жизнь молодых супругов и намерения Верлена начать благонравную жизнь.

Поль Верлен, краткая биография: он и Рембо

Верлен сам пригласил Рембо в Париж, после того как познакомился с его поэмами и получил от Артюра письмо.

Верлен и Рембо начали свою разгульную жизнь в Париже, полную громких историй и творчества. Они находили вдохновение друг в друге. Пирушки друзей часто заканчивались скандалами. Пожалуй, именно с этого периода биография Поля Верлена приобретает трагический оборот.

Под влиянием Рембо и алкоголя поведение Верлена стало совершенно безнравственным. Он грубо обращался со своей молодой женой Матильдой, которая, в конце концов, сбежала вместе с сыном Жоржем, родившимся в октябре 1871 года.

Верлен и Рембо сблизились. Их скандальная любовная и духовная связь длилась больше двух лет. За это время Верлен неоднократно пытался вернуться в семейное гнездо, но влечение к Рембо побеждало.

10 июля 1873 года произошло драматическое событие, навсегда разорвавшее отношения между поэтами. В Брюсселе Верлен под действием алкоголя дважды выстрелил в Рембо и ранил ему левое запястье. Несмотря на отозванное заявление пострадавшего, Поля посадили в тюрьму на два года.

Период с 1871 по 1874 год является самым продуктивным в творчестве обоих поэтов. Талант одного питает вдохновение другого, рождая новые стилистические формы.

Биография Поля Верлена после тюрьмы не повествует ни о чем хорошем. Поначалу жизнь его, казалось, приняла спокойный оборот. Он устроился учителем, окунулся в религию. Но так продолжалось всего два с половиной года. Затем в его жизни появился любимый ученик Люсьен Летинуа, из-за привязанности к которому и возобновившихся запоев поэта увольняют. Они с Люсьеном покупают поместье, в котором живут счастливо, но недолго. Из-за финансовых неурядиц Верлену приходится это поместье продать, а Люсьен умирает от тифозной лихорадки. Поль переезжает жить к матери, пишет сборник «Любовь» в память о Люсьене. Снова пускается в разгульную жизнь, пьянствует и скандалит.

На два месяца поэта снова заключают в тюрьму за издевательства над матерью, после чего они переезжают в Париж, где несчастная женщина вскоре умирает, а Верлен становится абсолютно нищим.

В последние 10 лет жизни его творчество, наконец, признали гениальным, и Министерство национального просвещения назначило ему пособие. Однако биография Поля Верлена делает новый поворот - у Поля появляется язва на ноге, которую поэт никак не может вылечить. Он кочует из больницы в больницу, а в перерывах пьянствует и бродит по Латинскому кварталу.

8 января 1896 года Верлен умер от пневмонии. Его траурный кортеж сопровождали тысячи поклонников, поэтов, представителей парижской богемы и близких друзей.

Поэт был погребен на Батиньольском кладбище рядом с родными.

Полная биография Поля Верлена заслуживает пристального внимания. Он занимает важнейшее место в истории французской поэзии, подарив ей больше свободы и музыкальности и огромное разнообразие новых размеров и рифм.