Электрощиток

Подпиши названия помещений дома римского патриция. Дом и частная жизнь

Подпиши названия помещений дома римского патриция. Дом и частная жизнь

Сентябрь 21, 2018

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима. Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов ! То, что можно увидеть сегодня на поверхности - всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город. Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах , найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э., представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже. Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима : торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус , а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

Древние фрески римских домов на Целии

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.

Еще в начале декабря я у себя в ЖЖ написала серию заметок по одному присланному мне вопросу. Мне предложили перепостить в "Античность" - вот кросспост.

Вопрос: Насколько взаимосвязанными были процессы происхождения древнеримского domus и taberna из какого-то первоначального типа жилища? И результатом трансформации какого из них стало появление insula?


Таберна, домус и инсула в Древнем Риме

В принципе, у римлян существовало два типа древнейших жилищ - хижина со скатами крыши наружу и дом этрусского типа со скатами внутрь.

Италийский дом этрусского типа без таберн

В этом италийском доме скаты крыш направлены внутрь дома (комплювий), стекающую дождевую воду собирают в небольшой бассейн под отверстием в крыше (имплювий) для дальнейшего использования. Существует предположение, что смене направления скатов крыш италийских домов посодействовал своими условиями город – при близком расположении домов целесообразнее делать их внутрь.

Здесь помещения, которые позже хозяева отдадут под лавки-таберны , выполняют функцию спален-кубикул . Потом эти комнаты изолируют от внутреннего пространства дома и будут сдавать в аренду.

Италийский дом этрусского типа с табернами

Таберна - от слова "табула", доска - представляла собой изначально небольшое по размерам жилище, которое служило владельцу как домом, так и мастерской, и лавкой для продажи своих изделий. Таберна могла быть двухэтажной. Помещений в таком жилище был минимум - одно-два на каждом этаже. Понятно, что такой дом ведет "родословную" от италийской крестьянской хижины - никаких тебе просторных внутренних атриев или перистилей .

Таберна с задней комнатой

Словом домус принято обозначать собственный особняк человека богатого, городской ли, деревенский - неважно. Такой дом растет обычно в ширину, а не в высоту (тут может быть максимум 3 этажа), принадлежит одному роду (или семье). Он - логическое развитие этрусского жилища с внутренним пространством вокруг очага и с поздними привнесениями элементов дома эллинистического.

Домус в Риме

Домус состоял из двух частей – официальной, предназначенной для общественной жизни, и частной, семейной, закрытой от социума.

Изолированные помещения в домусе , выходившие на улицу, владелец вполне мог использовать сам или сдавать в аренду как таберны .

Домус с табернами

Инсула родилась из сочетания нескольких тесно примыкающих друг к другу таберн . Если объяснить просто, то инсулой называется то, что мы теперь называем кварталом – несколько многоквартирных домов, объединенных дворами и ограниченных по периметру улицами. Однако в римской действительности такой квартал обычно состоял из одного дома, имевшего внутри себя небольшой дворик-«колодец», в который и выходили двери и лестницы всех квартир. Кроме того, инсула росла вверх без увеличения комфорта в уже имеющихся помещениях. Если она принадлежала одному владельцу, то выполняла функцию "доходного дома". Стоимость жилья в таком доме падала с высотностью – самый последний этаж был и самым дешевым. Однако проживали в подобных жилищах и люди зажиточные.

Инсула в Риме (картинка кликабельна)

Инсула в Остии

Инсула в Остии, вид с другой стороны

Инсула в Остии, вид сверху

Впрочем, домусы богатых родов могли сами занимать всю инсулу .

Помимо размеров внутренних помещений, инсула-домус и инсула-таберны сильно отличались наличием/отсутствием всяческих удобств. Несмотря на великую любовь римлян к воде (города Древнего Рима известны большим количеством фонтанов, терм) – последняя была в свободном доступе исключительно в местах общественного пользования. И хотя треть объема воды в водопроводе Рима была отведена «для частных нужд», получить разрешение на отвод труб в дом было непросто. Поэтому владельцы «доходных инсул » не утруждали себя устройством ванных комнат и туалетов в своих владениях. Арендаторы попросту выливали нечистоты и помои на улицы города. Многие домусы , в свою очередь, могли похвастать не только собственными туалетами, но и банями. С теплом в домах дело обстояло не лучше, поскольку центрального отопления в Риме не было (система гипокауста работала только в термах), помещения в домах, как в табернах , домусах , так и в инсулах отапливались с помощью жаровен.

Бронзовая жаровня не из дешевых

Отмечу еще один вид инсул-таберн – настоящие торговые комплексы.

Архитектура Древнего Рима была очень разнообразная. Этому свидетельствуют остатки строений, найденные учеными археологами в различных местах, где обитали Римляне. И находки эти говорят о том, что дома в Древнем Риме были самые разные.

Строительная наука была уже достаточно развита, и позволяла строить многоэтажные здания. О таких строениях и поговорим в этой статье.

Зачем строили многоэтажные дома в Древнем Риме?

Как не удивительно, но и несколько тысяч лет назад уже был свой рынок аренды недвижимости, который во многом схож с современным. По этому, считалось целесообразным строить дома в несколько этажей, что бы уместить в них как можно больше людей.

Интересным фактом же является то, что в одном таком доме более бедный слой населения соседствовал с богатым. Просто жили они на разных этажах.

Богатые люди в Древнем Риме предпочитали располагаться на первых этажах – они были более комфортабельными и просторными. Очень часто такие помещения арендовали под торговые лавки.

На верхних этажах, которых могло быть не менее трех, расселялись бедные люди, которые не могли себе позволить платить много. Обычно такие квартирки и комнаты имели маленькую жилую площадь с низкими потолками.

Сколько стоила аренда дома в Древнем Риме?

Цены были заоблачными по меркам тех времен. Надпись на надгробной мраморной плите найденной археологами, гласит о том, что смерть — освободила человека от заботы оплачивать жилье. При среднем заработке в одну тысячу сестерциев в год для бедного слоя населения, цена скромной комнатушки составляла около двух тысяч сестерциев. Что касается Сенаторов, то они могли позволить себе снимать дом в пределах шести тысяч сестерциев. В пригороде же, по данным ученых, скромное жилье стоило в среднем пятьсот сестерциев.

Как строились Древнеримские дома?

Строили такие «прибыльные» дома в основном из бутовой кладки, а так же обожженного и высушенного кирпича. Обожженный кирпич был более качественным и дорогим. По этому, для удешевления строительства в большинстве случаев использовали высушенный кирпич. В качестве перегородок этажей использовалось дерево. Кровлей служила черепица.

В отдельных случаях использовался и мрамор, но это, разумеется, удовольствие для богатых и привередливых Римлян.

Или под дом в Древнем Риме служил вышеупомянутый бут. Его плотно укладывали и заливали раствором, который, между прочим, был близок по своим свойствам к современным цементным смесям высокого качества. Такие цементные смеси получали в результате смешивания известково-пуццолановых веществ с гашеной известью. Высыхала она долго, но в результате отличалась высокой влагостойкостью и прочностью.

Из-за не качественных строительных работ и материалов, что было частым явлением в постройке прибыльных домов, возникали обвалы и пожары. А из-за слишком близкого расположения домов друг к другу, возникали масштабные пожары. Видимо уже тогда, жажда к деньгам превосходствовала над элементарными мерами безопасности.

Вот так и жили люди в Древнем Риме. Строили дома, сдавали их в аренду, и горя не знали. Приблизительно, все как и сейчас 😉

Похожие новости:


Разница между ними в общих чертах такова: «домус - особняк, в котором живёт одна семья, инсула - многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула - многоэтажное; домус как резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу, в инсуле резиденция каждой семьи несамостоятельна, включена в сложный архитектурный комплекс и не имеет отдельных выходов на улицу; домус типичен для старого республиканского Рима, инсула распространяется преимущественно в эпоху ранней империи» .

Домус

Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, cобиравшей под одной крышей множество полезных помещений. . Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus , в задней части.

Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану) демонстрируют сходные типовые черты .

Это было прямоугольное сооружение, которые тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц» . Он делился на две части: с одной группой помещений - официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной - вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Лучшие образцы домуса сохранились в Помпеях («Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев»).

Помещения

Схема стандартного домуса

Домус в разрезе

План помпейского дома Casa dei vetti использует те же элементы, варьируя их

Сохранившийся перистиль Casa dei vetti

  1. Вестибул (лат. vestibulum ) - вход, прихожая, преддверие, площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю
    1. остий (лат. ostium ) - передняя.
  2. Таберна (лат. taberna , от слова «табула» - доска) - такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки, которые хозяин либо использовал сам, либо - чаще - сдавал внаем. Они использовались как торговые лавки, могли иметь кирпичный прилавок перед входом, и внутри делиться перегородкой ещё на какое-то небольшое внутреннее помещение, а перекрытиями - на два этажа небольшой высоты наподобие антресолей. Верхний этаж звался pergula . Эти помещения были бедными, возможно, в них могли жить бедные и верные клиенты. Также эти помещения могли использоваться как простые склады. Кроме того, в помещениях по бокам от входа могли размещаться конюшни.
  3. Атриум (лат. atrium , от ater - «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти) - крытый двор со световым колодцем (комплювий) над бассейном (имплювий) . За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу, позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был местом сна матери семейства. Напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати, смотревшая на атрий с глубокой нишей - lectus adversus («ложе против дверей»). Римляне сохраняли эту нишу как знак святости брака. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики. Здесь хранились ценности рода: тяжёлый сундук с семейными ценностями (денежный ящик), стол типа жертвенника (картибул ; Варрон вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей - ларов и пенатов (позже отдельное святилище - ларарий ). Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Был наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства. Существовали различные типы атриума:
    1. atrium tuscanium («этрусский») - без колонн. Отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи
    2. atrium tetrastylum («четырехколонный») - четыре колонны, по одной на каждом угле имплювия
    3. atrium corinthium («коринфский») - сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16
    4. atrium displuviatum (дословно «имеющий сток для дождевой воды») - размер комплювия очень сокращён, благодаря чему он представляет собой узкую щель, а наклон кровли устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу
    5. atrium testudinatum («сводчатый»)
  4. Имплювий (лат. impluvium - дословно: «водосток») - водоем в атриуме, куда собиралась дождевая вода через световой колодец (комплювий ). Под имплювием устраивалась цистерна для хранения запасов воды, оттуда доставали воду через отверстие, окруженное оградой из камней наподобие обычного колодца. Летом, по-видимому, над комплювием растягивалась горизонтально над отверстием крыши. Она защищала атриум от палящего солнца, и называлась velum .
  5. Таблинум (лат. tablinum, tabulinum , дословно:"архив, деревянная галерея, терраса") - кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы, семейные записи (tabulae ) и портреты предков (imagines ). Был большой комнатой - приемной, расположенной между атриумом и перестилем. Как правило, не имел дверей к атриуму, только занавеску или парапет, а от перестиля мог отгораживаться деревянными экранами или дверьми. «Главную роль мебели этой комнаты составлял большой сундук, металлический или деревянный, обитый металлическими пластинками и большими гвоздями; он стоял всегда по правую сторону у стены или пилястра и был крепко заперт и запечатан» .
  6. Триклиний (лат. triclinium ) - пиршественный зал, столовая, была выделена в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах (лектус триклиниарис ). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний .
  7. Крылья, ала (ala, мн.ч. alae) - открытые помещения по бокам от таблинума, иногда там ставят изображения предков, Лары, делают полки, ставят шкафы, помещения служат для демонстраций богатства дома. Дверей нет. Точное назначение не ясно, скорее всего, включались в планировку для соблюдения традиции, а не с конкретной целью.
  8. Кубикулы (лат. сubiculum ) - спальня, несколько таких помещений окружали атриум и перистиль. Для римлян были менее важными, чем прочие комнаты дома, их потолки были сводчатыми и более низкими. На мозаичном полу могло быть обозначено рисунком, куда ставить кровать. Иногда перед спальней мог быть устроен маленький предбанник, называвшийся procoeton , где спал личный слуга.
  9. Кукина или коквина (лат. сucina ) - кухня. К кухне примыкали различные службы: прачечная, пекарня, помещения для винного и масленного прессов, лестницы, ведущие в комнаты рабов, кладовые и амбары. Могла выноситься за пределы основного прямоугольника плана здания.
  10. Posticum - вход для слуг.
  11. Перистиль (peristylium, также каведий ) - открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружен колоннами, поддерживающими крышу. В перистиле обычно находилось помещение для домашних богов - ларарий (lararium) или сакрарий (sacrarium), впрочем, их местоположение могло варьироваться.
  12. Писцина (лат. piscina ) - водоем в перистиле, фонтан - водоем с водометом (иногда несколько разнообразных сложных фонтанов ). Также в перистиле устраивался садик - виридарий , ставились статуи, стены расписывались фресками. Помещения или части помещений с фонтанами римлянами также назывались нимфей . «Потайные» сады с портиками назывались ксист . Канал назывался эврип .
  13. Экседра (лат. exhedra ) - гостиная, помещение по главной оси дома, продолжавшее перистиль той же пропорции, что и таблинум. Зала для приема гостей. Служила столовой в летний сезон.
  14. Фауцы (fauces, andron) - коридоры, которые соединяли атриум и перестиль.
  15. Экус (лат. oecus ) - Гостиная. В случае, если она украшалась колоннами, то его называли oecus corinthium.
  16. Балинея - баня. Составные части роскошных терм: аподитерий, тепидарий, кальдарий, фригидарий , бассейн для плавания, палестра, (см. Термы).
  17. Пинакотека - картинная галерея, и библиотека - могли располагаться в помещениях вокруг перистиля.

Второй этаж

Особняк «расстилался» на земле обычно только на уровне первого этажа, хотя несколько дополнительных помещений могли подниматься и на второй. Такой дом не имел наружных окон в основном этаже. Жилой аттик домуса обычно имел выход как на первый этаж, так и на балкон, расположенный по фасаду и в ряде случаев продолжавшийся на фасад соседнего дома. Комнаты верхнего этажа назывались coenacula. В этих комнатах спали рабы, иногда их отдавали жильцам.

«Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности - и над атрием; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (садик, терраса); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые, отсюда другое их название - ценакулум» . Балконы назывались по-латински «менианы» по имени Мения, консула 318 года до н. э. .

«Верхний этаж устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атрием и заключал в себе разные жилые помещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом. Имел обычно плоскую крышу, которая нередко была украшена цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле».

Материалы и детали

«Техническое устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырехскатной); окна - небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены - покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол - утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда и репагулы (бронзовые или железные замки; в Помпеях сохранились сами замки и ключи к ним очень сложной формы) (…) Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные фокусы (печки с горячими углями, не дававшими дыма; использовались также для подогревания пищи, которую ставили на угли через боковую дверцу). В некоторых домах сооружают специальный дымоход, выводящий дым от очага. В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены. В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кассетонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью. Потолок в триклинии мог быть раздвижным, через отверстие которого спускался обруч с подарками для пирующих. (…) Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. (…)В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой.» .

Количество и площадь

Лоуренс Альма-Тадема. «Римский коллекционер»

«Особняков сравнительно с общим количеством домов было немного; по статистическим данным, от эпохи Константина Великого их имелось во всех четырнадцати районах столицы только 1790, тогда как инсул было 46 602» .

«Остатки старинного плана дают нам, однако, возможность судить о размерах этих особняков: одни из них занимают площадь около 400 м2, другие - 700 или около 900 м2, но есть и такие, которые раскинулись на 1500 м2, а то и больше» . Объясняя Спарсу, почему он так часто уезжает в свою маленькую виллу под Римом («в Риме бедняку невозможно ни думать, ни спать»), Марциал пишет: «Ты, Спарс, этого не знаешь и не можешь знать, наслаждаясь жизнью во дворце, плоская крыша которого выше окружающих холмов. У тебя в Риме деревня, живет в Риме твой виноградарь, и на Фалернской горе урожай винограда не бывает больше. Ты можешь прокатиться на лошадях по своей усадьбе. Ты спишь в глубине своего жилья; ничья болтовня не нарушает твоего покоя; ты пробуждаешься от дневного света тогда, когда пожелаешь его впустить» (XII. 57). Сенека поминает дома, которые «занимают пространство, превосходящее площадь больших городов» (de ben. VII. 10. 5).

См. также

  • Древнеримская вилла

Литература

  • Ростовцев М. И. Римский дом // Цыбульский С. О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1902. Объяснительный текст к таблице ХI.
  • Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Глава V. Жилище. 1. Римский дом. 1. Древнейшее жилище
  • Clarke J.R. The houses of Roman Italy 100 B.C. - A.D.250: Ritual, space and decoration. Berkeley etc., 1991.
  • MacKay A.G. Houses, villas and Palaces in the Roman world. Ithaca (N.Y.), 1975.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Сергеенко М.Е.

Лет 50 назад считалось, что помпейский дом дает верное представление о доме больших италийских городов, о римском в первую очередь. От этой мысли заставили отказаться раскопки в Остии. Теперь известно, что было два типа италийского дома: дом-особняк, domus, и хижина, taberna – жилье бедняка. И родословная этих домов, и характер их очень различны. Италийский городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы простого первоначального типа, который в основном сохранился даже в позднейших villae rusticae, раскопанных под Помпеями.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. В старом дворе украинского крестьянина местом для таких вещей был трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай – поветь. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать что не следует и кому не следует. Над всеми строениями – над жильем, над хлевами и сараями – шел, по обычаю южных [с.58] стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения 1 .

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним [с.59] негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.

Слово "переделка", правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и который они так умели ценить.

Остановимся немного на истории отдельных комнат.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу – для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали.

Атрий, прямой наследник двора, в течение долгого времени сохранял все это оборудование. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: вспомним, что водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда было легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь эту драгоценную влагу 2 . Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым [с.60] вытягивало наружу. И стол, который мы уже видели во дворе, остался и в атрии.

Атрий – тоже по наследству старого двора – неизменно удерживал прежний большой размер. В "италийской" половине дома это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву Ларам, здесь держали ящик с деньгами. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики 3 . Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми и служанками, занимаясь пряжей, тканьем и прочим женским рукоделием, Здесь застали за веретеном Лукрецию ее муж и его друзья, неожиданно прискакавшие в Рим из-под осажденной Ардеи, чтоб проверить, чем в их отсутствие занимаются их жены. Образ хозяйки, которая у очага вместе со своими помощницами "занята шерстью", навсегда остался в сердце италийца как символ домашнего мира, довольства и уюта.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атрия. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в этой половине. Для приготовления пищи отвели особое место – кухню, туда перенесли очаг, и часто там же устраивали нишу для Ларов. Ткацкий станок совсем убрали: "занятие шерстью" перестало быть обязательным для хозяйки. Атрий уже в I в. до н.э. превратился в самую парадную и официальную комнату. Размеры атрия иногда увеличивают настолько, что для поддержки крыши ставят колонны, или четыре, по одной в каждом углу комплювия (atrium tetrastylum – "четырехколонный атрий"), или даже больше: в доме Эпидия Руфа в Помпеях стояло 16 колонн. Такие многоколонные атрии назывались почему-то "коринфскими". Атрии, в которых размеры комплювия очень сокращали, превращая его иногда в узкую щель и делая крышу так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу, назывались atria displuviata.

В атрии принимают тех посетителей, которых не хотят ввести [с.61] в круг своей семьи; тут ведут деловые разговоры и беседуют по обязанности. Здесь собираются клиенты, которым положено каждое утро являться к патрону, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Эпитеты "гордый", "надменный" становятся теперь обычными для атрия. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик, и еще долгое время здесь стоял стол, именовавшийся картибулом, – Варрон в детстве помнил его во многих римских домах.

Глубокая ниша в атрии, заменившая хозяйскую спальню, считаясь частью атрия, долгое время не имела особого названия. С течением времени хозяева перебрались из этой ниши в отдельные спальни; ниша получила название таблина (tablinum) и превратилась в кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы 4 . Память о том, что когда-то это была комната, откуда хозяйка держала под наблюдением весь дом, прочно сохранилась: в таблине, как правило, нет дверей: его отделяет от атрия либо занавеска, которую можно задергивать и отдергивать, либо низенький парапет.

До какой степени италийский дом берег наследство деревенского двора, об этом особенно ясно свидетельствуют "крылья" – бывшие повети, очень удобные в обиходе деревенского хозяйства, никчемные в городском быту и тем не менее сохраняемые. В аристократических римских домах здесь ставили изображения предков, но если изображений не было, то хозяева решительно не знали, что делать с этими открытыми комнатами. В Помпеях сюда иногда ставят шкаф, иногда превращают "крыло" в кладовушку, вделывая полки в стены, иногда устраивают здесь часовенку для Ларов, иногда пробуют занять под спальню или столовую, но дверей почти никогда не ставят.