Электрощиток

Особняк на кожевенной. История архитектуры

Особняк на кожевенной. История архитектуры

Кожевенная линия Васильевского острова в Петербурге - не очень популярное место у туристов. Да и те петербуржцы, которые не живут рядом и не работают тут, редко бывают в этом районе. Этот заводской квартал на Юго-Западе Васильевского острова носит историческое название Чекуши, которое произошло от колотушек, используемых для разбивания слежавшейся муки, долго хранившейся на складах. По крайней мере, это самая популярная версия названия. Как я уже сказала, район этот наполнен заводами и складами, в частности, сейчас большую территорию района занимает Балтийский завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга. Казалось бы, не самое интересное место для экскурсий. Однако и этот район хранит в себе несколько жемчужин. Одной из них точно является особняк Брусницыных.

Вид на Кожевенную линию: слева бывший кожевенный завод, справа особняк.

Косая линия района Чекуш - территория Балтийского завода слева, здание бывшей богадельни семьи Брусницыных справа.

История семьи Брусницыных интересна, хотя и не сильно длинна. Отец семейства Николай Матвеевич Брусницын в первой половине 19 века приехал в Петербург из Тверской губернии. Будучи необразованным крестьянином и начав свое дело с небольшой кожевенной мастерской, он со временем стал владельцем огромного завода на 600 рабочих мест. А также Брусницын стал и купцом первой гильдии.

Кожевенный завод, принадлежащий Николаю Матвеевичу, был оборудован по последнему слову техники того времени. Купцами второй и первой гильдии стали и трое сыновей Брусницына. Кроме участка на Кожевенной линии, семье принадлежала территория и на Косой линии, где ими был построен дом, в котором располагалось общежитие для рабочих завода и богадельня, которую они полностью содержали. Построили это здание сыновья после смерти родителей в 90-е годы XIX века и в память о них: Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных. Сейчас в этом доме на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Архитектором здания был Павел Юльевич Сюзор. Он же через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском проспекте. На третьем этаже центральной части здания размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя - тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

Брусницыны были очень богатыми людьми для своего времени, и денег на рабочих своего завода и содержание богадельни они не жалели. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

А мы можем любоваться красивым зданием, оставленным городу в наследство.

Однако вернемся к самому особняку, где жила семья. До постройки современного здания на этом месте стояло какое-то другое, которое и приобрел в свое время глава семьи вместе с участком, но особых сведений о той постройке не сохранилось. В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили "объём в три оси".

Основные улучшения особняка сделали уже братья после смерти отца в 1882 году. Этим занимался архитектор Ковшаров. Здание окончательно приобрело форму буквы Ш, нижняя перекладина которого обращена на Кожевенную линию, а короткие "ножки" уходят в сад за домом. В центральной части располагались общие помещения, во флигелях - спальни и личные покои.

Со стороны Кожевенной линии сохранилась оригинальная дверь - это парадный вход в дом, за ним расположена красивая лестница. Дверь эта сейчас заколочена, и войти через нее нельзя.

Фото можно увеличить щелчком мыши

Над входом располагался вензель семьи, в советское время сбитый и замененный серпом и молотом. В советское время в здании находилось управление завода Радищева, в который и превратился Кожевенный завод семьи Брусницыных.

Здание, честно говоря, находится в ужасном состоянии. Удивительно, что сохранилось хоть что-то. Сейчас оно практически не используется, завод не работает, в здание водят экскурсии и сдают его для фотосессий.
Проход в здание через обычную заводскую проходную. Миновав вполне типичные для советских учреждений коридоры, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в парадной столовой особняка.

Почти все убранство комнаты - подлинное. Большие стеллажи, правда, изначально располагались не здесь, они перенесены из каких-то подсобных помещений.

Потрясающе выглядит потолок, который на самом деле не резной деревянный, а выполненный лепниной, раскрашенной под дерево. Впрочем, весь особняк оформлен именно так - раскрашенная под тот или иной материал лепнина.

Интернет упорно утверждает, что большая люстра в этом зале не работает, но в мое посещение работала. Означает ли это, что какие-то работы по восстановлению особняка начались, я не знаю, но хотелось бы верить.

Тут же стоит прекрасно сохранившийся резной буфет:

Другой мебели, в том числе роскошного обеденного стола, не сохранилось. Сбоку от буфета можно видеть небольшую потайную дверь, на фото она открыта, которая ведет из столовой в бильярдную.

Из столовой мы попадаем в Белый зал. Это бальный зал, для танцев, его окна выходят на улицу.

Потолок в этом зале тоже украшен богатой лепниной. Раньше была и позолота, но от нее ничего не осталось. В советское время это все просто закрашивалось слоями краски.

Если говорить о стиле, в котором оформлен зал, да и весь дом, то официального названия он не имеет, неофициально называется "купеческим", а по простому: чем богаче, тем и лучше:)

Великолепную люстру в советское время "украсили" изображениями серпа и молота:)

К счастью, сохранился прекрасный мраморный камин.

Амурчики в оформлении камина.

Нельзя не упомянуть знаменитую легенду о зеркале Брусницыных. Она рассказывает нам о том, что во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, до этого якобы висевшее в усыпальнице графа Дракулы. Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев, после одного из которых зеркало запрятали в кладовую. Так что на фото точно не оно:)

Рядом с Белым залом расположена великолепная курительная комната.

Комната оформлена в восточном стиле, и все это тоже раскрашенный гипс. Над входом надпись на арабском (что-то религиозное, кажется, "Слава Аллаху"), однако это всего лишь стилизация - конечно, купцы не были мусульманами. Напольное покрытие - современное.

Как раз рядом с курительной комнатой находится та парадная лестница, которая расположена у главного входа в особняк.

В советское время над лестницей был сделан настил, перекрытие, тут находился какой-то из отделов правления, стояли столы, работали люди, зато под настилом лестница прекрасно сохранилась.

Наверху лестницы расположено окно в зимний сад:

Рядом в эркере располагалось место для ожидания гостей, стояли удобные кресла, ожидающим был предоставлен полный комфорт.

Зимний сад был великолепен и тоже оборудован по последнему слову техники. В нем росли даже плодовые деревья. После революции все растения были переданы в Ботанический сад. Окна Зимнего сада выходят в обычный сад за особняком, зимой можно было наслаждаться контрастом зелени и снега.

Это вид на оранжерею со стороны Косой линии, через забор виден купол.

Еще одна сохранившаяся парадная комната - гостиная. Она интересна особенно тем, что здесь уцелели подлинные шелковые обои.

И сохранилась подлинная люстра. В советское время, конечно, в этом кабинете обитало начальство:)

Осталось показать ту самую бильярдную, вход в которую через потайную дверь в столовой. Конечно, это не единственный вход туда, можно пройти и из гостиной. Основа комнаты - бильярдный стол - утрачен, но сохранилось основное убранство, в том числе диванчики с подлинной обивкой, садиться на них не рекомендуется, ощущение, что набиты они исключительно пылью.

Вот такое интересное здание существует вдали от привычных туристических троп, прекрасный образец купеческого быта.

Что стало с Брусницыными после революции? Два брата эмигрировали, один остался в Петербурге, был арестован, выпущен и закончил свою жизнь в нищете, проживая в коммунальной квартире своей бывшей прислуги. Говорят, недаво приезжали потомки тех Брусницыных, которые эмигрировали во Францию.

Кожевенная линия 27

Обращаем ваше внимание, экскурсии временно не проводятся т.к. в особняке идет ремонт. Запись в лист ожидания

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Пройдя мимо, на него обычно не обращают внимание. Но внутри особняк сохранил потрясающие богатые интерьеры и вобрал в себя множество тайн на протяжении двухсотлетней истории. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас? Приглашаем Вас посетить экскурсию в законсервированный богатый дворец некогда крупных братьев промышленников.

В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору. Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода. Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия. Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений. Сейчас в здании особняка проходят экскурсии, фотосъемки, здесь снимались некоторые сцены "Шагал - Малевич" Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева "Анна Каренина", сериал "Мажор", а совсем недавно в особняке закончила работу съёмочная группа фильма Алексея Учителя о Матильде Ксешинской.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе. Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи. Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи. Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. После этого и замститель и рабочий, которые посмотрелись в зеркало исчезли. Затем вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин. На экскурсии Вы полностью погрузитесь в атмосферу 19 века; узнаете почему особняк построен в таком необычном месте; каким образом в заброшенном доме сохранились столь роскошные интерьеры; при каких событиях тут пропадали люди и причем тут Граф Дракула?

Сколько раз бывала на Балтийском заводе по своим антикоррозионным делам, не знала, что рядом находится историческое здание – особняк купца Брусницына, основателя кожевенного завода, находящегося на Кожевенной линии, рядом с Балтийским заводом.
В ХVIIIв. на территории, ограниченной Косой линией, Детской улицей и Невской губой находились мучные склады. Местность называлась Чекуши - по названию молоточков, которыми разбивали комочки слежавшейся муки.
Застройка Кожевенной линии началась где-то в 1770-х годах.
В 1780-х годах сюда, по указу Екатерины II были переведены кожевенные заводы. На месте нынешнего дома №27 (особняка Брусницына) находился каменный дом, обращённый к заливу. Владелицей участка стала А.Е.Фишер, которая занималась организацией кожевенного производства. Дом был для неё перестроен в 1787г. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором – жилые помещения.
В 1844г. купец Николай Мокеевич Брусницын купил в Чекушах этот дом, а в 1847г. - кожевенную мастерскую и начал заниматься переработкой кож. Постепенно из маленькой мастерской вырос кожевенный завод, который работал вплоть до перестройки.
По проекту архитектора А.С.Андреева, Н.М.Брусницын пристроил к западной стороне своего дома дополнительный объём. В 1860г.г. им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, и изменён лицевой фасад.
В 1868 году участок с особняком перешёл к Е. И. Брусницыной, Н. М. Брусницын стал владельцем земли южнее Кожевенной линии. В 1877 году по проекту Н. Ф. фон Брюлло во дворе был построен двухэтажный склад. Умер Н.М.Брусницын в 1878г. и его дело перешло к трём сыновьям.
В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, для которых через два года его перестраивал А. И. Ковшаров. Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Отделка интерьеров особняка отличалась особым богатством. Выделялись Белый зал, столовая и гостиная. Во второй половине XIX века перепланировали сад, соорудили садовую ограду.
После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. Помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.
Всё это нам предварительно рассказала экскурсовод. А потом мы пошли смотреть на останки былой роскоши.
Сам особняк представлял весьма грустное зрелище.


Парадный подъезд после революции, по традиции, был заколочен, монограмма Брусницыных над ним была заменена серпом и молотом, чтобы сразу стало ясно, кто в доме хозяин. А государство взяло здание под охрану, о чём свидетельствовала доска (ржавый прямоугольник) справа от заколоченного входа.


Внутри нас предупредили, что самим нельзя открывать ни двери в залы, ни дверцы шкафчиков, всё держится на честном слове.
Всё, что осталось в доме от былого великолепия - подлинное. В основном, это декор стен и потолков.
Итак: парадная столовая. Стены отделаны дубовыми панелями, над которыми была раньше натянута светлая кожа. В настоящее время там остатки светлых обоев.

Эта кошечка сопровождала нас во время всей экскурсии и вела себя очень прилично.
А это элемент украшения этой двери:


Буфет в парадной гостиной.

Эта дверь ведёт в зимний сад. Бра - подлинные.

Белый зал:

Здесь был актовый зал завода им. Радищева. На подставках у камина стояли бюсты Маркса и Ленина.


Элемент отделки камина:

Потолочная лепка - гипс. Люстра - подлинная.


Элементы декора люстры в приближении. Фото, конечно, отвратительного качества, но хотелось показать революционные изменения, внесённые в декор: вместо родного рисунка - серп и молот.

Мавританский кабинет. Гипсовая лепка:

Подлинная люстра - стекло:

Парадная гостиная. Весь декор - подлинный. Стены обиты штофом.

Элементы декора потолка:

Бильярдная. Все вещи подлинные.

Одна из дверей:

Элемент отделки двери:

Подлинная люстра:

Зимний сад. Здесь располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева:

Мраморная парадная лестница, на которую ведет заколоченный парадный вход. Благодаря деревянным перекрытиям, которые были построены в 30-е годы, лестница сохранилась, но...

Лестничные перила:


Общежитие для холостых рабочих завода:

Доходный дом для семейных рабочих предприятий в Чекушах. В настоящее время - единственный жилой дом в этом околотке:


Судьба этого особняка туманна и, скорее всего, будет драматична. Несколько лет назад власти Петербурга планировали на месте кожевенного завода, используя старинную промышленную архитектуру, построить гостиничный комплекс, в который входил бы отреставрированный особняк. Но это стоит колоссальных денег, к тому же место здесь достаточно глухое, а Балтийский завод со всеми прелестями машиностроительного производства никуда не деть. Гостиница не состоялась, но, говорят, какая-то московская фирма заинтересовалась особняком. Но планы её неизвестны, так что, скорее всего, Петербург потеряет очередной памятник купеческой старины...

Скоро должны решиться различные бюрократические вопросы, и мы наконец отправимся в свадебное путешествие. А пока мы ещё дома, зря времени не теряем. Вот на днях сходили на экскурсию в один из заброшенных особняков Петербурга — особняк Брусницыных .

Особняк находится в печальном состоянии, но его главная ценность в том, что внутри ни разу не проводилась реставрация, то есть вся мебель и детали интерьера — подлинные, сохранившиеся с XIX века.

Немногие знают о существовании этого особняка, ведь находится он в промышленном районе Васильевского острова. Но кому могло прийти в голову строить себе дом в таком странном месте?

Оказывается, в середине XIX века крепостному крестьянину Николаю Мокеевичу Брусницыну удалось каким-то образом накопить денег, выкупить себя у хозяина и на оставшиеся средства приобрести в Петербурге небольшую кожевенную мастерскую. По всей видимости, Николай обладал хорошей бизнес-хваткой (хоть и был неграмотен), и вскоре скромная мастерская превратилась в большую фабрику с 600 рабочими.

Николай Мокеевич тем временем стал купцом, обзавёлся семьёй и уже в 1850-х годах построил напротив фабрики для своего семейства большой особняк.

Чтобы было удобнее переходить между заводскими зданиями, соорудили мост.

По наследству фабрика и особняк достались трём сыновьям Николая Брусницына, которые перестроили дом в соответствии с собственными желаниями и модными веяниями.

Братья Брусницыны получили хорошее образование и хорошее наследство, но они не только развлекались в шикарных комнатах своего особняка, но и занимались благотворительностью — построили богадельню для сирот и стариков. Теперь в этом здание расположена морская академия.

Попасть в особняк Брусницыных простые смертные могут не иначе как с экскурсией. Сейчас дверь, ведущая к парадной лестнице, заколочена, и все экскурсанты заходят через проходную со строгим охранником — её соорудили на месте бывших ворот. В советское время здание использовалось для нужд кожевенного завода (который работал вплоть до Перестройки) — здесь находились бухгалтерия, дирекция и т.д.

После подъёма по лестнице попадаешь в малоприятное помещение с зелёными стенами, и сложно представить, что ждёт тебя за закрытой железной дверью.

Но вот дверь открывается, и на смену советскому прошлому внезапно приходит 19 век.

Это фото не наше

Мы попали во вместительную столовую с шикарной деревянной отделкой и массивным буфетом.

Но больше всего, конечно, поражает потолок — резьба по дереву просто шикарна.

Однако экскурсовод спускает нас на землю — никакая это не резьба, а лепнина, выкрашенная под дерево. Вот такие хитренькие были братья Брусницыны.

Когда-то в столовой находился большой овальный стол и множество кожаных стульев — их даже видела наш экскурсовод, когда только начинала исследование особняка. Потом их кто-то украл, видимо.

Из столовой в разные помещения ведут целых пять дверей, но мы проследовали в самое впечатляющее — Танцевальный (Белый) зал.

Интерьер выполнен в купеческом стиле — нарядно, пышно, «по-бохатому»! Множество лепнины в виде амурчиков и цветов.

Стоит отметить, что стол и пол на фотографиях — это всего лишь бутафория, привезённая для очередных съёмок — киношники и фотографы очень любят использовать особняк для работы. Под «мраморным» линолеумом — советский паркет (оригинальный пол не сохранился).

В советское время стены и потолок были покрашены белой краской. Сейчас краска слезает, и восторженным взглядам посетителей открываются позолоченные элементы лепнины.


Люстра раньше была хрустальной, но однажды упала и разбилась: теперь вместо хрусталя — стекло. Монограммы братьев, нанесённые на люстру, заменили изображениями серпа и молота.

После танцев можно и покурить, поэтому дальше мы переходим в курительную — одну из лучших курительных в Петербурге той эпохи. Убранство курительной было выполнено в модном восточном стиле.

Лепнина, позолота, люстра — всё отлично сохранилось.

Нарядный коридор ведёт из Танцевального зала к парадной мраморной лестнице — той самой, вход на которую с улицы закрыт.

В советское время лестница была скрыта от глаз посетителей — над ней были сооружены перекрытия, пол и устроен кабинет бухгалтерии.

Следующая комната — бильярдная. Здесь сохранился лепной потолок, резные шкафы и камин, барная стойка, люстра, которая опускалась над бильярдным столом, и даже обивка диванов.

Один из способов попасть в бильярдную комнату — пройти через потайную дверь в столовой. С лёгкостью можно представить, как хозяева и их друзья проводили здесь вечера за игрой и увеселительными напитками… К сожалению, сейчас Красный кабинет покрыт толстым слоем пыли и выглядит печально.

Одна из дверей комнаты выходит в зимний сад. Зимний сад, а точнее то, что от него осталось — одно из самых грустных зрелищ в особняке.

Когда-то здесь цвели фруктовые деревья, а сейчас видны лишь остатки химической лаборатории завода, функционировавшей во времена СССР.

Раньше из зимнего сада открывался вид на летний сад — ухоженный, с фонтанами и статуями.

Фотография сада

Теперь на этом месте полное запустение — какие-то автосервисы и склады, а аккуратные дорожки превратились в поросшее борщевиком поле.

Из-за зарослей видна ржавая крыша зимнего сада

Последнее помещение, доступное экскурсантам — гостиная.

Её главная ценность в том, что на стенах сохранились подлинные шёлковые обои XIX века. Кое-где они, конечно, порезаны ножичком, но вообще удивительно, что они до сих пор никуда не делись.

Бесконечность по-брусницынски

В доперестроечные времена в гостиной находился кабинет директора завода.

А пока директор наслаждался позолотой и шёлковыми обоями, что же делали братья Брусницыны? К счастью, почувствовав революцию, они успели вовремя продать свой завод государству и эмигрировать.

До последнего времени считалось, что все три брата покинули родину, и лишь недавно нашему экскурсоводу удалось выяснить, что младший из них, Георгий, остался в России. После революции ему пришлось сменить залы особняка на комнату в коммуналке, где он до конца дней жил вместе с супругой и верной прислугой.

В гостиной экскурсия заканчивается, и мы идём к выходу — снова через столовую. В столовой стоит массивный деревянный шкаф, а что же скрывается за шкафом?

Вот такая красота скрывается за шкафом

К сожалению, некоторых граждан даже созерцание прекрасного не может отучить от привычки гадить у себя под носом.