Электрощиток

Особенности производства и декора мастерская генриха гамбса. Дореволюционная мебель

Особенности производства и декора мастерская генриха гамбса. Дореволюционная мебель

Итак, знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его Генрих Гамбс.

Перспективы мебельного рынка «Северной Пальмиры” были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику «Отт и Гамбс”


Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Генрих Гамбс. Эрмитаж.

А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт - медальерному искусству…
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой.

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.

Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

столик по рисунку Воронихина для Павловского дворца. 1804 год.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Секретер 1800


Бюро с откидной столешницей,Начало 19 в


Бюро красного дерева с розетками. Генрих Гамбс. Между 1800-1810 гг.

Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.


Атрибутируется фирме Г. Гамбса.начало 19 века.Эрмитаж.

Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком , даже разыгрывалась в лотерее.


Приемная с мебелью Гамбса. Гатчинский дворец.1851

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась.
Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.

Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII - начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765-1831 гг.) и его сыновей Петра (1802-1871 гг.) и Эрнеста (1805-1849 гг.). Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.

Мебель, выполненная в мастерских Г. Гамбса, по праву считается жемчужиной любой коллекции. Именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса - бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Гамбс Генрих Даниэль (1765-1831) - ученик знаменитого европейского мебельного мастера Д. Рентгена, в 1795 г. открыл мебельную мастерскую в Петербурге, в 1810 г. получил звание «придворного механика». За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.
Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.
Один из разделов выставки посвящен предметам обстановки в стиле неорококо. Мебель именно этого периода получила широкую известность как «гамбсова», благодаря упоминанию о ней в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Здесь можно увидеть не только типологический «гарнитур генеральши Поповой замечательный, гамбсовский», но и значительное разнообразие форм кресел и стульев, диваны сложных форм типа «тет-а-тет» и «близнецы», напольные жардиньерки и многое другое, что бытовало в интерьерах наших предков.
На выставке представлены памятники мебельного искусства из собрания Исторического музея, а также из частных коллекций М.Ю. Карисалова и А.В. Руденцова. На выставке демонстрируется серия минифильмов, позволяющих рассмотреть внутреннее устройство предметов, возможности их трансформации, различные потайные отделения; особенности конструкции и технического исполнения, а также детали декора.

Где впервые музей представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII - начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765-1831 гг.) и его сыновей Петра (1802-1871 гг.) и Эрнеста (1805-1849 гг.).
Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.
Обыватель узнал о братьях Гамбсах, благодаря литературе. В частности бессмертному роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Увы, на выставке этот мебельный гарнитур вы не увидите, но перед вами предстанут другие шедевры мебельного искусства. Ведь именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса - бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.


Патент-секретер двусторонний представляет собой разновидность шкафа, который предназначался для хранения графических работ. Откидная столешница с внутренней стороны является пюпитром, оклеенным бордовым тисненым бархатом. Угол его наклона можно изменять с помощью металлических выдвижных опор, скрытых на оборотной стороне.


Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Противоположная сторона патент-секретера имеет вид прямоугольного ящика. Ее дверца приоткрывается на небольшое расстояние так, что сохраняет почти вертикальное положение. С внутренней стороны к ней прикреплен большой кожаный прямоугольный карман с шелковой красной подкладкой. Из декоративных панно воспроизведены работы европейских мастеров Эрмитажа. Фарфоровый декор имеет марку Императорского фарфорового завода.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер имеет себе пару - аналогичный патент-секретер со сходным фарфоровым декором. Он является частью приданного великой княжны Александры Николаевны (1825-1844), дочери Николая I, и был выполнен в 1842-1844-х гг. в мастерской братьев Гамбс. Вероятно, он предназначался для мужа великой княжны - Фридриха-Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820-1884), и поэтому в настоящее время находится во дворце Фазанари (Фульда, Германия). Следовательно, можно предположить, что секретер из собрания ГИМа - часть того же приданного, которую из-за скоропостижной кончины Александры Николаевны не успели перевезти в Германию.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Великая княжна Александра Николаевна.


16 (28) января 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820—1884). Незадолго до свадьбы у Александры Николаевны обнаружили туберкулёз. Это страшное известие сообщил Николаю I лейб-медик Мандт, специально приехавший в Англию, где в это время с визитом был император Николай I. Он сказал царю, что одно легкое великой княгини уже настолько поражено, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни лишь усложнилось во время её беременности. Император, прервав визит, срочно вернулся в Петербург. По причине её слабого здоровья Александра с мужем после свадьбы так и не поехали в Гессен, оставшись в Санкт-Петербурге. За три месяца до срока Александра Николаевна родила сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась она сама. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Впоследствии её захоронение было перенесено в построенную в 1908 году великокняжескую усыпальницу.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


29-летним, уже опытным специалистом, в 1790 году Гамбс со своим учителем и с комплектом мебели, заказанным российским царским двором, приехал в Петербург. Для Давида Рентгена это была четвертая и, как оказалось, последняя поездка в столицу России, ибо его ученик, трезво оценив конъюнктуру, решил остаться в России и завести здесь свою собственную мебельную мастерскую. За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Бюро. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1824-1831 гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), береза (массив), левкас, латунь, стекло, кожа, столярная работа, фанеровка, токарная работа, полировка, тиснение, монтировка.


Показанное выше бюро следует по праву считать гордостью собрания исторического музея. Оно не только представляет еще одну модификацию этого вида мебели, но и в отличие от остальных памятников, введенных в научный оборот, имеет клеймо фирмы, которое находится на оборотной стороне ящика надстройки.


Сохраняя назначение традиционного предмета мебели, мастер следует желанию заказчика продемонстрировать художественную коллекцию. Для этого в качестве фасада надстройки была изготовлена вертикальная плоская витрина. В ней расположены табакерки с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей живописные произведения известных западных мастеров.

Табакерка. Фабрика Иоганна Штобвассера. Германия, Брауншвейг. Первая четверть XIX в.


Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.

Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.

Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.


«Тет-а-тет» - форма небольшого дивана предназначенная для двоих собеседников, сидящих лицом друг к другу и напоминающая два кресла с общим сидением. Согласитесь, довольно необычный для современного человека вид. Но так мило смотрится это канапе, что так и хочется заказать подобное себе домой.

Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1800-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, холст, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, штамп, литье, монтировка, обивка.


А это кресло в котором, по нашему мнению, можно жить. Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели и выполнено в мастерской Генириха Гамбса. Безукоризненно продуманная конструкция, высокое качество отделки полностью совпадают с общепринятым представлением о мебели работы знаменитого мастера. Безусловно, кресло выполнено по заказу с учетом индивидуальных пожеланий покупателя. Именно этим объясняется наличие определенного набора функций, превращающих его в миникабинет.

Его конструкция включает выдвижное подножие, превращающее кресло в шезлонг. Благодаря металлическому рычагу, скрытому накладным подлокотником, спинка откидывается, кожаный матрас выравнивает поверхность, и кресло превращается в кровать. С внешних сторон подлокотников укреплены откидные столешницы, а на передних углах - съемные пюпитр (с системой изменения угла его наклона) и столик с двумя выдвижными круглыми подставками. Последние является более поздним добавлением созданным кустарным образом по желанию владельца.

Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка.


Кресло в стиле неоготики является типичным образцом мебели Генриха Гамбса. По краям на спинке сохранились следы золочения. Описанный предмет находит прямую аналогию с креслом, выполненным в конце 1820-х гг. в мастерской Генриха Гамбса по проекту архитектора Огюста Риккара де Монферрана. Предназначенное для кабинета императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион венчающий кресло.

Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.

Уже скоро выставка закончится, но у вас еще есть возможность увидеть шедевры мебельного искусства, выставленные в выставочном зале Государственного Исторического музея. Ведь мы вам не рассказали о многих замечательных экспонатах, которые нужно увидеть. Не упустите возможность узнать о других изделиях братьев Гамбс, кроме гарнитуров из 12 стульев.

Выставка ждет посетителей до 03 октября 2016 года.

Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета : 200 руб. Есть льготы.

Династия мебельных мастеров

Генрих Гамбс (1765-1831), его дети Петр (1802-1871), Эрнест (1805-1849), Густав (1806-1875) и внук, старший сын Петра – Генрих (1832-1882).

Конец XVIII начало XIX века характеризуется, бурными политическими событиями и серьезными переменами на политической карте Европы .

В России, в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были Екатерина II и придворная аристократия. Влияние двора распостранялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель. Быстрый рост городов, серьезное дворцовое строительство обеспечивали большую потребностьв добротной, современной мебели. Русских мастерских не хватало для покрытия спроса. Это и обусловило появление в России большого количества иностранной мебели и иностранных мебельщиков. Если в начале правления императрицы Екатерины в 1762 году, мебели не хватало даже для двора, то к 1790-му уже была создана мощная мебельная промышленность, заложившая основу для расцвета русского мебельного дела в первой половине XIX века. По данным известного путешественника И. Г. Георги в 1794 году русская гильдия столяров-мебельщиков состояла из 124 мастеров, 285 подмастерьев и 175 учеников.

Стиль классицизм, возникнув в середине 1760-х во Франции и Англии, достиг Германии и России только к 1770-м годам. Одним из ярких представителей этого периода являлся немецкий мебельщик Давид Рентген (David Roentgen, 11.8.1743- Wiesbaden,12.2.1907), поставлявший мебель королевским дворам Франции и Германии, а с 1784 года и Российскому императорскому двору в новом, классическом стиле. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письменные столы. В мастерских Рентгена в Нейвиде (Neuwied), которую Давид унаследовал от своего отца Абрахама, работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Одним из его лучших и талантливейших учеников и был Генрих Гамбс, сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена), который попал в эту школу в 1780 году.

29-летним, уже опытным специалистом, в 1790 году, Генрих со своим учителем и с комплектом мебели, заказанной российским царским двором, едет в Петербург. Для Давида Рентгена это была четвертая и, как оказалось, последняя поездка в столицу России. Ибо его ученик, трезво оценив обстановку и мебельную конъюктуру, решил остаться в России и завести здесь свою собственную мебельную мастерскую.

в России

Для осуществления задуманного нужны были две вещи – покровитель и деньги. Первого он находит в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка так называемого «малого двора» питала большое пристрастие к декоративно-прикладному искусству. Есть мнение, что она некоторое время даже обучалась у Генриха Гамбса профессии краснодеревщика. По некоторым сведениям под её покровительством были такие интересные личности, как Николай Фай в качестве «токарного мастера» и учителя, Леберехт обучающий её медальерному искусству, Георг Кениг, учивший императрицу резьбе камей и инталий. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, позолоченной бронзой и расписным стеклом. В комплект со столиком входит и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. Сразу же вслед за этим Генрих Гамбс в 1794 году исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой и вставками расписного стекла (скорее всего, по эскизам художника Н.А.Львова).

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д.

Генрих Гамбс находит компаньона в лице богатого австрийского купца Ионафана Отто.

Мебель, изготовленная для Марии Федоровны, очень понравилась императрице Екатерине II. Появилась возможность стать тем, кого впоследствии назовут поставщиком двора его Императорского Величества. В 1795 году Гамбс и Отто пишут обстоятельную «Памятную записку» на имя императрицы. В ней они предлагают по-новому организовать поставку мебели для дворца, и, в частности, меблировать Новый дворец великого князя Александра в Царском селе. Гамбс обещает также отремонтировать старую мебель своего учителя Рентгена в Эрмитаже, «все части которой, особенно механические, крайне пострадали». «Записку» зачитали Екатерине, и было дано высочайшее разрешение создать мебельную мастерскую для дворцовых работ при условии, «если работы их будут простее и дешевле» (деньги при дворе умели считать!). С этого момента начинается деятельность новой мебельной фабрики для двора. Судя по документам, уже в декабре 1796 года в Зимний дворец поступает бюро, сделанное Гамбсом. С этого времени на протяжении почти сорока лет все ответственные работы для дворцов Петербурга выполняются фирмой Г. Гамбса.

Генрих Гамбс и Ионафана Отто открывают свою первую фабрику и мебельный магазин в Петербурге, в районе Калинкина моста, «между английской пивоварней и госпиталем», а ещё точнее, «против Казанской церкви, в доме Еропкиных». Сохранились записи, в которых он оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под № 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены". Дела пошли хорошо, и через четыре года, в 1801 году, Гамбс перебрался в более аристократическую часть города, уже почти в самом центре - на Большую Морскую улицу, где открыл мебельную лавку в нынешнем доме № 23. Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Высшим своим архитектурным и инженерным достижением Гамбс считал большое механическое бюро, совершенствовавшееся на протяжении 20 лет. Одной из самых эффектных особенностей этого бюро было неожиданное и мгновенное появление кресла из плоской выдвижной подставки.

Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. (Красное дерево, клен, позолоченная бронза, латунь, сталь) 1795-1815.

Генрих Гамбс. Эрмитаж. Современный вид.

После 1800 года имя Отта из документов архива исчезают. Видимо, единственным владельцем мебельной фабрики становится Генрих Гамбс. В начале XIX века Гамбс много работает по чертежам Воронихина. Сотрудничество это было весьма плодотворным, в чем можно убедиться, посетив Павловский музей. Здесь преобладает мебель из красного дерева с резьбой, окрашенной под темную или зеленую бронзу, с очень сдержанным применением позолоты, подчеркивается лишь красота формы.

К тому времени он уже прочно встал на ноги: можно было подумать и о женитьбе. Подругой жизни Генриха стала дочь "цесарского" то есть австрийского дворянина Антона Венкера фон Данкеншвейля, который промышлял в столице портняжным делом и сумел заработать порядочное состояние, включающее два каменных дома на Невском, 46, и Итальянской, 17. В семье один за другим появляются сыновья: Петр (1802-1871), Александр (1804-1862), Эрнст Фердинанд (1805-1849), Генрих (1806-1875) и Людвиг (даты рождения и смерти установить не удалось). Брак с Шарлоттой Антоновной укрепил материальное положение Гамбса, позволив вдобавок перевести свое заведение в дом тестя на Итальянской: там Генриху суждено было прожить до самой смерти.

Интеграция и гражданство

Как уже было сказано, первые образцы мебели Гамбса появились в Зимнем дворце в декабре 1796 года. Они поначалу очень напоминали работы Давида Рентгена, но постепенно влияние учителя сходило на нет, уступая место собственным разработкам и изобретениям Гамбса. Фирма «Отто и Гамбс» изготовила огромное количество мебели для дворцов Павла I, в частности, для Михайловского замка (отметим также, что много мебели для этих дворцов было изготовлено в мастерской известного русского архитектора А.Н.Воронихина). Главным лицом на фирме был, скорее всего, Отто, потому что документы в первое время подписывались именно им. Но это никак не сказывалось на славе имени Гамбса.

В 1807 он получает российское подданство, в 1809 его магазин переезжает ещё ближе к центру – в дом № 17 (по другим данным – дом № 18) по улице Итальянской (рядом с Пассажем). Качество мебели было столь отменным, а заказчики – столь знамениты, что магазин Гамбса становится одной из достопримечательностей Петербурга.

Особой новинкой явилось использование орехового дерева и вставок из цветного стекла, под которое подводилась зеркальная амальгама. Это одно из фирменных нововведений Гамбса - использование «эгломизе» (eglomise). Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил «эгломизе» при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль «Жакоб». Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.

Секретер, около 1800 г., красное дерево, бронза

В 1810 году Генрих Гамбс получает звание «придворного механика». К этому времени позиции его мастерской были столь прочны, что в мебельном деле столицы и России в целом у Гамбса не было равных конкурентов.

«Довольно известно, что мебельное мастерство доведено у нас, а особливо в здешней столице, до совершенства; преимущественно же перед всеми отличается придворный механик Гамбс. Его изобретательный ум в вымыслах неистощим: красивые рисунки, удобство для употребления, чистая отделка, наилучший подбор дерева и прочность суть всегдашние неизменного качества всех его работ… Истинно Гамбс есть гений в своём роде. Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая ему похвала была бы излишня. Произведения его украшают все дворцы императорские» - говорилось в «Описании первой публичной выставки» в 1829 году.

Это было время, когда совладельцем фирмы стал старший сын Петр Генрихович. Он с самого начала активно включился в работу, привлекая к сотрудничеству лучших дизайнеров и архитекторов.

Мебель Гамбса была настолько известна своим отменным вкусом и качеством, что читая литературные произведения того времени, мы довольно часто встречаем упоминания о ней. Например, А. С. Пушкин в незаконченном отрывке “Мы проводили вечер на даче…” писал об одном из героев, что он дремал “в Гамбсовых креслах ”. Отметим также, что и сам Александр Сергеевич пользовался мебелью Гамбса. Так, в счёте «Господину Пушкину» в 1832 г. перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал у Гамбса, среди них - маленький письменный стол, кресла, кушетка, диван, ширмы грушевого дерева «в готическом вкусе». По свидетельству современников, фирма Гамбс исполняла также мебель знаменитого «Нащокинского домика». Ко дню рождения в 1735 г. поэт получил в подарок кресло из мастерской Гамбса. Известно, что по поводу «покойного» (то есть, удобного - прим. автора ) кресла, подаренного А.С. Пушкину ко дню его рождения в 1835 году, мебельщиком Аристом Гамбсом был предьявлен счет для оплаты от 25 мая 1835 года, в котором упоминается «вольтеровское механическое кресло с пюпитром, обитое красным сафьяном» которое стояло в его кабинете в квартире на Мойке и сейчас находится в экспозиции музея А. С. Пушкина.

Вещи, купленные у Гамбса, было принято преподносить в подарок в праздничные дни и на новоселье.

В середине XIX века фирма «Отто и Гамбс» получила почетное звание «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Русские купцы ценили этот титул выше сословного звания. Например, знаменитой водочной фирме Смирнова для получения такого титула (в 1913 году) потребовалось 68 лет работы.

В 1836 году для разросшейся семьи Петр Генрихович нанимает архитектора Гаральда Босса и строит новый дом на Большой Итальянской улице (ныне Итальянская,17)

Наследование

Знаменитую семью мебельщиков Гамбсов можно навестить: все её поколения лежат теперь на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Лишь могила основателя династии Генриха Даниеля Гамбса не сохранилась: он умер 15 июля 1831 года и был похоронен на Холерном кладбище, что находилось на 4-й версте Царскосельской железной дороги. Кладбище было упразднено до 1875 года, а сведений о переносе могилы Гамбса нет.

В 1831 г. основатель фирмы Генрих Гамбс умирает, но изделия фирмы ещё долгие годы продолжают пользоваться прежней славой. Известно, что ещё в 1828 г. совладельцем фирмы стал старший сын Генриха Гамбса - Пётр, который сразу же активно включился в работу фирмы и именно ему принадлежит основная роль в деятельности фирмы последующих лет. Ещё при жизни отца он изготавливает мебель для Старого Эрмитажа, первой выставки мануфактурных изделий 1829 г. и в 1830г. для Зимнего дворца. В 1840-1850-х гг. он также выполняет разные заказы для Зимнего дворца и создаёт специальную музейную мебель для строящегося здания Нового Эрмитажа. Причём наряду с мебелью красного дерева исполняет гарнитуры из ореха, тополя, волнистой берёзы, розового дерева, резного золочёного дерева, а также расписную мебель.

В 1830-х гг. совладельцем фирмы становиться ещё один сын Генриха Гамбса - Эрнест (названный в некоторых архивных документах Аристом), имя которого упоминается в связи с покупкой мебели А.С.Пушкиным.

Как и ранее, наряду с выполнением новой мебели фирма производила реставрационные работы. Так, например, за участие в возобновлении Зимнего дворца после пожара 1837 г. получили медали 130 сотрудников фирмы. Это указание чрезвычайно интересно, так как, по существу, является первым свидетельством того, какой большой штат имела фирма в конце 1830-х гг. Наряду с «мастерами столярного мастерства», в ней трудились чертёжники и живописцы, а также в эти годы работал ещё один сын Генриха Гамбса - Густав.

В 1840-1850 гг. в жизни фирмы вступает новый этап, когда основной продукцией, в связи с изменением стиля, становится комфортабельная и удобная мебель из ореха, изогнутых форм, обитая обычным штофом или ситцем, а позднее - стёганой кожей. Подобная мебель составляла обстановку Петергофского, Гатчинского и Зимнего дворцов. Она также получила широкое распространение в особняках, усадьбах и столицы и провинциальных городов, являясь необходимой и модной принадлежностью интерьера. Именно мебель этого периода получила название «Гамбсова мебель» - синоним добротности в мебельном искусстве. Упоминания о ней мы встречаем в романах Гончарова и Тургенева. Так, у Тургенева в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете. На широком Гамбсовом кресле». Знаменитые «Двенадцать стульев» из ореха были также исполнены Гамбсом.

Последние годы фирмы Гамбса, а также причины, по которым она прекратила своё существование – неизвестны. Можно предположить, что с бурным развитием фабричного или точнее машинного производства мебели наследники закрыли мастерскую. И поскольку в путеводителе по Петербургу, изданном в 1874 г., где приводятся сведения о мебельных заведениях столицы, имя Гамбса вообще не упоминается, можно предположить, что фирма перестала существовать в 1860-х гг.

Наследники старого Генриха до революции 1917 года владели домами № 6 по Малой Морской и № 1 по Гороховой улице, возможно, им принадлежали также квартиры в доме № 6 по улице Гоголя и № 120 на Фонтанке. Так, согласно адресной книге Санкт-Петербурга за 1914 год, в доме № 6 по улице Гоголя проживал Эрнст Петрович Гамбс со своей женой Каролиной Александровной, урожденной Гумминг (Gumming).

Русским читателям о Гамбсе напоминать не нужно: они знают, о чем идет речь. Но и немцам это имя достаточно хорошо знакомо, притом, не только по музейным экспонатам: роман «12 стульев (Zwolf Stuhle)» был издан на немецком языке в Вене в 1930 году, а «Золотой теленок (Das goldene Kalb)» - там же в 1932 году.

Знаменитый стул Гамбса, отлитый из бронзы, украшает памятник главному герою романа «12 стульев» Остапу Бендеру, установленный в 2000 году в Санкт-Петербурге на той самой Итальянской улицу, где в 1836 году был построен дом семьи Гамбсов. Желающие могут посидеть на нем, сфотографироваться рядом с бронзовым Остапом, и припомнить историю знаменитой фамилии российских мебельщиков немецкого происхождения.

«Двенадцать стульев» - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1-7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета - поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.


Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных

История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

Ипполит, - повторила теща, - помните вы наш гостиный гарнитюр?

Какой? - спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
- Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

Ах, это в моем доме?

Да, в Старгороде...

Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская ... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.

Стулья и кресла от Гамбса

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса - мебель из красного дерева с латунными накладками.


Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели


Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.

Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".

На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.


Стол в Павловском дворце

Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...

Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) - расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) - для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;


Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.