Электрощиток

Опасные ситуации в квартире примеры. Методическая разработка "опасные ситуации дома"

Опасные ситуации в квартире примеры. Методическая разработка

Сценарий
кино­квеста
«Вспоминайте меня весело…»,
посвящённого 80­летию со дня рождения А. Вампилова
МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
13.00­13.30 Интерактив в фойе
Видеоролик «Александр Вампилов и Иркутск».
В фойе расположена выставка книг, посвящённая 80­летию со дня рождения А. Вампилова
(школьная библиотека). Заведующая библиотеки № 14 проводит викторину на любую тему,
связанную с жизнью и творчеством драматурга.
1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович
Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по ­ бурятски ­ сумка)
2. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
3. На семинар драматургов ­ одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под
названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
4. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной
пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
1

с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
7. Героиня пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по имени Валентина, на протяжении всего
действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы
целая была»
8. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
9. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной
охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
Победителю вручают приз в завершении всего мероприятия (на сцене зала). Приз вручает
заведующая школьной библиотеки (или библиотеки № 14).

Волонтёры проводят тестирование среди зрителей по биографии А. Вампилова (из трёх
вариантов в каждом вопросе выбрать правильный ответ).
Вопросы теста:
1. Год рождения А. Вампилова
А. 1927 г.
Б. 1931 г.
В. 1937 г.
2. В честь кого А. Вампилов назван Александром
А. Пушкина
Б. Грина
Б. Блока
3. В каком высшем учебном заведении Иркутска учился А. Вампилов?
А. Иркутский государственный университет
Б. Байкальский государственный университет экономики и права
В. Иркутский государственный университет путей и сообщения
4. Какой фильм по произведениям А. Вампилова вышел первым на экраны?
А. «Старший сын»
Б. «Прощание в июне»
В. «Отпуск в сентябре»
2

5. Какой театр в Иркутске носит имя А. Вампилова
А. музыкальный
Б. драматический
В. Театр юного зрителя
6. Где прошло детство Вампилова?
А. Иркутск
Б. Кутулик
В. Усть – Илимск
7. Что преподавали родители Вампилова в школе?
А. Русский язык и литературу
Б. Историю
В. Математику
8. Какое хобби имел Вампилов?
А. Охота
Б. Нумизматика
В. Рыболовство
9.О чём мечтал Вампилов?
А.О том, чтобы, его пьесы поняли и поставили на сцене
Б. Найти любовь всей своей жизни
В. Прославиться
10. Сколько детей было в семье Вампилова?
А. Один
Б. Три
В. Четыре
11. Кем мечтал увидеть отец своего сына?
А. Поэтом
Б. Писателем
В. Учёным
12. Расставьте произведения Вампилова по хронологии:
А. «Утиная охота»
Б. «Провинциальные анекдоты»
В. «Старший сын»
Г. «Прощание в июне»
Д. «Прошлым летом в Чулимске»
Е. «Дом, окнами в поле»
13. Назовите псевдоним Вампилова, которым он подписывался в первых своих
произведениях?
А. Лыжин
Б. Коньков
В. Санин
14. На каком факультете учился Вампилов?
А. Историко­филологическом
Б. Историческом
В. Филологическом
15. С каким из иркутских писателей на одном факультете учился Вампилов?
А. Б. Шугаев
3

Б. В. Распутин
В. П. Реутский
16. Какое здание было видно из окон общежития, где жил Вампилов (сейчас это улица
Чкалова)?
А. Детский сад
Б. Церковь
В. Планетарий
17. В каком городе продолжалось обучение Вампилова?
А. Прага
Б. Москва
В. Париж
18. Как литературоведы называли Вампилова?
«Великий писатель 20 века»
«Великий драматург 20 века»
«Великий актёр 20 века»
19. В каком году погиб А. Вампилов?
А.1962
Б.1972
В.1980
ПРОЛОГ
13.30­14.30 Кино – квест по творчеству А. Вампилова в актовом зале школы.
13.30 – 13.32. Звучит музыка Е. Крылатова из к/ф «И это всё о нём», и в это время на
экране видео плывущего в лодке Вампилова, в это время параллельно звучит
стихотворение Николая Рубцова, посвящённое Александру Вампилову (исполняет
учащийся 6 А класса Якутов Игорь):
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем­то вроде
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по улице с мешком
И буду жить в своём народе…
Далее на экране слайд – шоу фотографий разных лет.
В завершении номера на сцену выходят ведущие (Алёшин­Анпилогов Фёдор и Кардова
Ангелина).
На экране фотография А. Вампилова
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые слушатели. Мы рады приветствовать вас в актовом
зале нашей школы. И сегодня мы с вами являемся участниками очень значимого события
для всех жителей Приангарья. В этом году мы широко отмечаем 80­летие Иркутской
области, 80 –летие со дня рождения выдающегося писателя Валентина Распутина и ещё
один важный юбилей – 80 лет со дня рождения ещё одного нашего прославленного земляка
– драматурга Александра Вампилова.
А сейчас со стихотворением Баяра Жигматова «Постоим на ангарской земле»
4

выступает учащаяся 5 Б класса Шинкарева Анастасия.
Сегодняшний кино – квест посвящён творчеству Александра Вампилова.
И мне приятно сообщить вам, что сегодня в зале находятся почётные гости:
библиотека № 14
Аплодисменты
В истории русской литературы Вампилов по праву занимает место в одном ряду с такими
драматургами как Гоголь, Островский и Чехов.
Ведущая. И сегодняшняя наша с вами встреча пройдёт в форме диалога и путь к нему мы
выбрали через проведения викторин, конкурсов, тестирований, чтобы как можно больше
именно от вас услышать о жизни и творчестве нашего земляка. В связи с этим в фойе была
организованна книжная выставка силами школьной библиотеки. Все желающие могли
поучаствовать в викторине и ответить на вопросы по творчеству Вампилова.
В фойе также проходило тестирование на знание главных событий в жизни и творчестве
Александра Вампилова. И нам приятно сообщить, что победителей Этих конкурсов и
дальнейших туров ждёт вознаграждение.
А сейчас мы посмотрим отрывок сценки из нерыцарских времен А. Вампилова под
названием «Свидание». Исполняют учащиеся 7 В класса Захаренко Петр, Карабутов
Кирилл, Овсянникова Валерия.
1ТУР
Ведущий. И продолжая разговор о творчестве Александра Вампилова, я думаю вы все со
мной согласитесь, что большинство из нас впервые познакомились с его творчеством
благодаря экранизациям его пьес.
И так. вашему вниманию представляем кино – квест, в котором вы станете
непосредственными участниками игровой программы на знание самых знаменитых фильмов
и внимание первый вопрос. Какая пьеса Вампилова начинается с эпизода: «На улице, у
автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая
афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса, молодой
человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой
девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию». Кто
скажет название фильма?.. Совершенно верно. Эта пьеса «Прощание в июне»…
Инсценировку эпизода по данной пьесе исполняют учащиеся 10 А класса Медведева
Виктория, Колесов Юрий, Алешин­Анпилогов Фёдор, Михаль Екатерина.
Я прошу подняться тех, кто дал правильный ответ…
На сцену поднимаются участники первого блока кино­квеста
На экране заставка – афиша фильма «Прощание в июне»
Ведущая В 2003 году по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне»
режиссёр Сергей Ломкин снимает фильм под одноимённым названием. Сама пьеса была
написана в 1964 году, а впервые опубликована в 1966­м. События фильма перенесены из
5

60­х годов в наши дни, что говорит об актуальность произведения. Герой фильма, молодой
человек, которого зовут… Подскажите мне пожалуйста:
А. Василий Букин
Б. Николай Колесов
В. Григорий Фролов
Ведущая Совершенно верно, главного героя зовут Николай Колесов. По сюжету Николай,
столкнувшись со сложными жизненными обстоятельствами, должен сделать выбор, от
которого будет зависеть его судьба и судьба близкого человека.
А теперь вопрос:
какой выбор должен был сделать герой фильма:
а. жениться
б. развестись
в. отказаться от любимого человека
Участники 1 тура отвечают на вопрос
Ведущая А теперь внимание на экран.
На экране видеоролик из фильма «Прощание в июне» ­ 3 мин. 4 сек.
Ведущая Правильный ответ ­ отказаться от любимого человека во имя карьеры.
Этот фильм об умении прощать, умении смирять свой эгоизм и о самопожертвовании. И к
нашему глубокому удовлетворению Герой делает правильный выбор.
Вручение приза победителю 1 тура
На экране – афиша квеста
Ведущий В самом наследии писателя – его ранних рассказах, публицистике, пьесах можно
обнаружить лишь косвенную связь с музыкой – она проявляется в ремарках, репликах,
беглых заметках или характеристике некоторых образов и носит, на первый взгляд,
формальный, случайный характер. В ремарках пьесы «Утиная охота», где траурная музыка
трансформируется в легкомысленную или причудливо чередуется с ней, ­ явное отражение
одного из известных и любимых Вампиловым произведений Берлиоза – его
«Фантастической симфонии», точнее – главной, сквозной темы, темы возлюбленной,
которая предстаёт сначала как лирический образ, а в финале приобретает гротескные
черты. Таких примеров можно привести очень немного.
Инсценировку из пьесы А. Вампилова «Утиная охота» исполняют учащиеся 11 класса
Ильин Андрей и Шишкина Екатерина.
2 ТУР
Заставка – афиша фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Ведущая Кстати, фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная
охота» ­ один из шедевров режиссёра Виталия Мельникова. Снятый в 1979 году он восемь
лет, до самой перестройки пролежал на полке. И хочется так же отметить, что и для актёра
Олега Даля это была лучшая роль и очень жаль, что фильм вышел на экраны уже после
смерти актёра.
Образ героя фильма не вписывался в советскую конъюнктуру. Разве может герой быть
циником, выпивающим по причине «неудавшейся жизни» в кавычках, регулярно
изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине. К тому
6

же Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в
этот момент? Ведь звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.
Кто из присутствующих скажет, а как начинается эта история?
В зале отвечают и на вопрос и их приглашают на сцену.
Ведущий А теперь внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Отпуск в сентябре» ­ 3. 30
Ведущий Итак, Зилову приносят траурный венок. Кто предложил отправить Зилову венок?
А. Саяпин.
Б. Кузаков.
В. Кушак.
, тому кто правильно ответил на вопрос
вручается жетон.
Ведущая Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании.
Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой
работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными,
меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную
основу жизни, без которой все – ничто. Что это?
А. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
Б. Откровенный цинизм.
В. Раскаяние
Участники 2 тура отвечают
Ведущая Небесталанный Зилов - человек аморальный, потерявший ориентиры и от этого
бесконечно страдающий, непонимающий, что же с ним происходит. Не имея возможности
разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает
побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.
Так что же больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
А. Осмысление роли человека в обществе.
Б. Процесс нравственного разрушения человека.
В. Душевный идеализм героев.
Участники 2 тура отвечают на вопрос. Победителю 2 тура вручают приз.

Ведущий Репертуар серьёзных пьес у Вампилова составляли в основном переложения для
гитары, издававшиеся в популярной «Библиотечке гитариста» и других массовых изданиях.
Среди них особое место занимала испанская музыка. Многие сокурсники Вампилова
впервые именно от него услышали пьесы и имена малоизвестных в те годы композиторов и
исполнителей, таких как И. Альбенис, М. де Фалья, П. Сарасате, Ф. Таррега, А. Сиговия, Э.
Гранадос.Он мечтал овладеть хотя бы некоторыми элементами «фламенко» ­ стиля
характерного для испанской музыки. Вообще испанская тема – загадка Вампилова,
действительно, «откуда у парня испанская грусть?». Скорей всего её истоки – в ранней
юности, когда впервые в его руках ожила гитара, а нотные строки самоучителя и
популярных сборников, где печатались пьесы испанских авторов, превращались в
колоритные мелодии и причудливые ритмы. Первый творческий опыт не только приносит
радость, но и формирует пристрастия…
7

И сейчас прозвучит романс «Калитка» на стихи Александра Вампилова. Исполняет
учащийся 10 класса Воробьев Владислав.
Ведущая Прежде чем мы продолжим кино – квест, я хочу объявить победителей теста и
викторин, которые проходили в фойе.
Победителем конкурса на приз школьной библиотеки стал ___________________.
Победителем теста по биографии Вампилова стал ______________________.

3 ТУР
Ведущий (читая книгу). «Время действия 1970 год. Само действие происходит в таежном
райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет
восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает
палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет
доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего
действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему­то предпочитают
ходить напрямик, по газону, минуя калитку». Я уверено, что многим из вас знакома пьеса.
Это… Совершенно верно – это пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
На экране заставка – афиша из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске)
Ведущая Что ответила героиня пьесы, когда ей сказали, что это напрасное занятие. Что на
это ответила Валентина?
А. Мне всё равно нечем заняться
Б. Мне отец наказал
В. Когда­нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару
Участники тура отвечают
Ведущий Валентина тайно влюблена и совершенно случайно признаётся в своих чувствах
человеку, который даже не мог и предположить… Что там предположить! Ему в это
трудно поверить! Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она
вдруг становится для него, как он говорит случайно подслушавшей их беседу аптекарше
Кашкиной, что она для него стала, внимание:
А. «лучом света из­за туч»
Б. «лучом света в тёмном царстве»
В. «лучиком надежды»
Участники отвечают на вопрос
Ведущая И отсюда вытекает следующий вопрос. Как звали персонаж, для которого вдруг
Валентина стала «лучом света из­за туч»:
А. Пашка
Б. Шаманов
В. Мечеткин
Участники отвечают на вопрос
Ведущий Пашка тоже испытывает чувства к Валентине, как ему кажется он её любит и
хочет на ней женится. Для него серьёзным соперником является Шаманов. Явившемуся с
угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается
8

ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно
дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что
любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок
пистолета. И что происходит дальше?
А. Осечка
Б. Пашка ранит Шаманова
В. Шаманов убивает Пашку
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущая А правильный ответ на вопрос мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» – 3
мин. 28 сек.
Ведущая Это был фрагмент из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске» режиссера Глеба Панфилова, в роли Шаманова – Радион Нахапетов и как вы
все уже поняли правильный ответ ­ осечка.
Победителю 3 тура вручается приз.
Стихотворение народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Я скачу на коне…»
читает ученица 5 Б класса Юдашева Наргиза
4 ТУР
Заставка – афиша фильма «Старший сын»
Ведущая Фильм "Старший сын" по одноимённой пьесе А. Вампилова – стал шедевром
мирового кинематографа, кто впервые увидит этот фильм уже никогда не забудет
фантастическую игру Евгения Леонова. Я думаю, что именно поэтому с 1975 года никто из
кинорежиссёров не пытался что называется переснять сюжет.
А скажите мне, пожалуйста, “Старший сын” ­ это по жанру
А. Случай,
Б. Парадокс.
В. Анекдот.
В зрительном зале отвечают на вопрос. Те, кто правильно ответил поднимаются на
сцену
Ведущий Напоминаю, в чём заключается анекдотичность ситуации.
Двое незадачливых молодых людей - студент Владимир Бусыгин и его случайный
приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва - провожают двух девушек, с которыми
только что познакомились в кафе, домой в пригород, в надежде на продолжение
отношений. Получив отказ, бегом возвращаются на вокзал - и опаздывают на последнюю
электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются
напроситься к кому­нибудь переночевать, но безуспешно. В одном из окон они видят отца и
сына, бурно выясняющих отношения. Владимиру, случайно подслушавшему разговор,
приходит в голову авантюрная идея - назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и,
таким образом, решить проблему с ужином и ночлегом.
9

А теперь внимание – вопрос: кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов ­
отец Бусыгина?
А. Бусыгин.
Б. Сильва.
В. Сарафанов.
Участники тура отвечают, получает жетон тот, кто правильно ответил
Ведущая Сарафанов ­ это...
А. Сохранивший детскую душу человек.
Б. Неудачник.
В. Состоявшийся музыкант.
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущий Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант­кларнетист (играет в клубе на танцах
и в кинотеатре перед сеансом), добрейшей души человек, воспитавший без жены своих
двоих детей, признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына. Реакция его так
искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Кроме того, сам он рос
без отца, и отношение Сарафанова заставляет его невольно проникнуться взаимными
чувствами. Он не может обманом отвечать на столь безграничное доверие и неожиданно
понимает, что проблемы этой семьи, о существовании которой он вчера ещё и не
подозревал, ему небезразличны.
Но всё же Владимир вынужден во всём сознаться. Однако искренне полюбив своего
«старшего сына», Андрей Григорьевич прощает обман: «Вы все мои дети, потому что я
люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное». На прощание Андрей
Гаврилович дарит подарок своему «старшему сыну». Что это за подарок?
Участники отвечают
Ведущая. Внимание на экран.
Видеоролик из х/ф «Старший сын» ­ 5 мин.30 сек.
Ведущая (на реплике Сарафанова «Надо распахнуть окна») Победителем 4 тура кино –
квеста стал(ла) участник, который сказал шкатулка.
Награждение победителя 4 тура
Ведущий Наш вечер, посвященный 80­летию А. Вампилова подходит к концу. И мы хотели
бы подытожить его стихотворением автора многих книг об Иркутске и иркутских
писателях.
Стихотворение Петра Реутского «Вспоминайте меня весело» исполняет учащийся 7 В
класса Захаренко Петр.
Ведущая Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей программе. За неоценимую
помощь в создании сценария к мероприятию отдельную благодарность мы выражаем
филармонии г. Иркутска. А также говорим «спасибо» нашим друзьям и помощникам,
библиотеке № 14.
Ведущий Читайте и перечитывайте Александра Вампилова… До свидания, до новых
встреч!
10

Награждение грамотами участников вечера.
11

Преподаватель: Абилев М.К.

Звезда, в которую он верил

(сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)

Цель: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Вампилова посредством биографических фактов, поэзии, творчества писателя, музыки.

Задачи: раскрыть творческую индивидуальность драматурга, показать основные проблемы, над которыми размышлял Вампилов;
развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
воспитывать чувство сопричастности к автору, жившему и творившему в Иркутске.

Ценности: истина, любовь, праведное поведение

(Звучит начало романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 1: «Я предчувствую - у нас родится сын. Мне кажется, что судьба у него будет необычной, возможно, писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и А.М.Горький. С Горьким мы были вместе на охоте, он в знак благодарности подарил мне полмешка пороху». (Валентин Никитич Вампилов из письма к жене в роддом.)

Ведущий 2: 1937 год - в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад.

Ведущий 3: Храни меня, мои талисман.

Храни меня во дни гоненья.

Во дни раскаянья, волненья.

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

Когда грозою грянут тучи.-

Храни меня, мои талисман.

(А.Пушкин)

Ведущий 4: 1937 год. Именно в этот год отец Саши – директор школы в селе Кутулик, не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении.

Ведущий 1: Священный, сладостный обман.

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Прощай, надежда, спи, желанье:

Храни меня, мой талисман.

(Фон романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 2: Предчувствие необыкновенной судьбы своего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича. Смутным декабрьским утром приехала за ним кошевка, за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат- Михаил...

Ведущий 3: В школе Саша не выделялся среди товарищей, которых у него всегда было много и которых он очень любил. Рос, как все дети. Любил Гайдара, немного писал стихи. Много читал Пушкина. Лермонтова. Чехова. Есенина, но особенно любил стихи Тютчева.

Ведущий 4: Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев.

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею.

И, как предчувствие сходящих бурь.

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья.

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф. Тютчев)

Ведущий 1: В формировании духовного мира А. Вампилова семья сыграла существенную роль. Здесь он впитал подлинную интеллигентность и чуткость, определенность во взглядах на жизнь, искренность суждений.

Ведущий 2: Огромное влияние на детей оказывала бабушка Александра Африкановна Медведева. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Рассказывала Саше много сказок и былей. Увлекалась классикой и любовь к ней передала и внукам.

Ведущий 3: Поражало близких всегдашнее участие Александра в судьбе односельчан, особенно кутуликских мальчишек. Всегда интересовался жизнью старых обитателей поселка. Жадный интерес к людям А.Вампилов сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и новых замыслов.

Ведущий 4: Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг него были друзья, товарищи.

Ведущий 1: Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно подготовленные литературные вечера, долгие споры о литературе в классе, освещенном пламенем топившейся печки, дрова для которой запасали сами - вот круг их занятий, интересов.

Вот какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок! (Из воспоминаний классной руководительницы.)

Ведущий 2: В 1955 году Вампилов поступает в университет на историко-филологический факультет. Поступает без сомнений, потому что история в этих ссыльных рядах, к которым принадлежит Вампилов - наука прикладная, домашняя - проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкинском юбилее, бабушке, памяти отца, во влечении сердца.

Ведущий 3: Началась веселая, интересная студенческая жизнь. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнакомился с однокашниками, позднее и с Валентином Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.

Ведущий 4: На вопрос: «Легко ли дружить с Вампиловым?» - Распутин отвечал: «С одной стороны - легко. Казалось, что он дополняет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рассказать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искренним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он казалось необходимым тебе, именно этого и не хватало в собственных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да, дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Ведущий 1: Денно и нощно просиживали в библиотеке. Основное общение было такое: знакомились, влюблялись, записки пересылали... Это было место для встреч, и разговоры велись неплохие, умные разговоры.

Ведущий 2: Это были дни, когда все спорилось, когда друг у друга хоть чему-то учились, что-то перенимали, ненасытно рвались к книге и к знанию литературы.

Сценка «Свидание»

Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое.

Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!"С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь... Первая встреча...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Ведущий 3: Из записной книжки: «Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с беспокойством и жду от нее чего угодно. Что-то я последнее время подозрительно счастлив: ты любишь меня и в основном сбываются мечты, оправдываются надежды - не много ли сразу?»

Ведущий 4: Шаткая калитка

В стареньком плетне.

Всем она открыта.

Но уже не мне.

Прохожу я мимо.

Загляжусь слегка.

Под окном черемух

Белых облака.

Не пойду я ближе.

Постою я тут.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

Разнята калитка

Не моей рукой.

И уходит в полночь

Уж не я - другой.

Помню я калитку

Тихо затворял. .

Ласковое имя

Тихо повторял.

Не пойду я мимо.

Загляжусь слегка:

Под окном черемух

Белых облака.

Не зайду я больше

В их густой приют.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

(А.Вампилов)

Ведущий 1: Его сценки и зарисовки, написанные на лекциях, охотно печатает университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. И хоть чаще всего это мимолетности, студенческое зубоскальство, но в основе всегда оказывается такая живая нежность к героям, что жизнь обязательно выбирается из-под формы.

Ведущий 2: «С карандашиком, с несколькими листиками белой бумаги, свернутой в рулон или трубочкой, он появляется на лекциях, и. если чтение ее не было интересным, он обдумывает свои рассказики и потом тут же, на следующем часе, посылает по ряду».

Ведущий 3: Немудрено, что еще в университете он будет приглашен в штат «Молодежки» и вскоре после окончания университета выпустит книгу «Стечение обстоятельств», маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас сохранившую свет того уже далекого времени.

Ведущий 4: Сам Вампилов верил в свой талант, в свою писательскую звезду и. может быть, эту веру, как тайный смысл, вкладывал в слова любимого романса: «Гори, гори, моя звезда» (Звучит романс)

Ведущий 1: С детских лет театр для Вампилова стал первенствующей страстью. В семье увлечение искусством и театром было традиционным. Еще Африкан Федорович, прадед драматурга, был любителем театра и музыки.

Ведущий 4: Настало время, и на стол легли пьесы: «Дом окнами в поле». «Прощание в июне», «Утиная охота». «Прошлым летом в Чулимске». «Провинциатьные анекдоты».

Ведущий 1: Валентин Распутин. «Главный вопрос, который задает себе Вампилов в пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».

Ведущий 2: Что отличает Вампилова - драматурга? Внимательность, серьезность, строгость, стремление раскрывать правду жизни со всей ее сложностью и многообразием.

Ведущий 3: Инсценированный диалог между оппонентом Вампилова и драматургом. Воображаемый оппонент:

Зачем ты пишешь эти свои пьесы? - спрашивает с недоумением. - Жизнь жестока, и люди не хотят жить по человеческим законам. Их сломают, твои прекраснодушные создания. Посмотри, что делается вокруг!

А я все равно буду писать их, - отвечает Вампилов, совсем так же как героиня его пьесы

Инсценирование отрывка из пьесы.

Валентина спускается в палисадник, подбирает доски и начинает восстанавливать ограду. Шаманов сначала рассеяно, потом внимательнее наблюдает за Валентиной.

Шаманов: Ва л ентина... (Валентина прекратила работу.)

Вот я все хочу спросить...Зачем ты это делаешь?

Валентина: (не сразу). Вы про палисадник?...Зачем я его чиню?

Шаманов: Да, зачем?

Валентина: Но...Разве непонятно?

Шаманов (качает головой): Непонятно.

Валентина: И вы, значит, не понимаете...Меня уже все спрашивали, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.

Шаманов: Нет. я не понимаю.

Валентина (весело): Ну. тогда я вам объясню...Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.

Шаманов (усмехнулся): Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.

Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его. чтобы он был целый.

Шаманов: Зачем. Ва л ентина?...Стоит кому-нибудь пройти, и...

Валентина: И пускай, я починю его снова.

Шаманов: А потом?

Валентина: И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.

Шаманов: (покачал головой). Напрасный труд.

Валентина: Почему напрасный?

Шаманов (меланхолически): Потому что они будут ходить через палисадник. Всегда.

Валентина: Всегда?

Шаманов (мрачно): Всегда.

Валентина: А вот и неправда. Некоторые, например, и сейчас обходят по тротуару. Есть такие.

Шаманов: Неужели?

Валентина: Да. Вот вы, например. Вы всегда обходите по тротуару

Шаманов (искренне удивился): Я?...Ну, не знаю, не замечал...Во всяком случае, пример неудачный. Я хожу с другой стороны.

Валентина: С другой стороны. Но и с этой вы тоже ходите. И всегда вокруг.

Шаманов: Да? Ну, значит, мне просто лень нагибаться. Мне лучше обойти, чем нагибаться. (Не сразу). Нет, Валентина, ты зря стараешься.

Валентина: Неправда. (Двумя-тремя жестами закончила с оградой). Вот и все. Много ли здесь труда - и все на месте. И ограда целехонька. (Живо). Ну неужели вы не понимаете? Ведь если махнуть рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник.

Шаманов: Так и будет.

Валентина: Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.

Шаманов: Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.

Валентина: Да нет же. Они поймут, вы увидите. Должны же они понять - в конце концов...

Ведущий 4; А.Вампилов утверждал: «Никакой человек не достоин унижения, всякий человек достоин только любви и прощения».

Ведущий 1: Людей и жизнь он любил всегда.

Ведущий 2: Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка.

Ведущий 3: Через день ему исполнилось бы 35 лет, он и поехал с товарищем в тот вечер 17 августа 1972 года, чтобы наловить ко дню рождения рыбы. Товарищ спасся, он - нет.

(Видеофильм о Вампилове(

Ведущий 4: Играется в жизни последняя драма.

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную вечность...А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя.

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья...А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся... А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О. где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Не скоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали... А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесная льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят...А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

(В.Скиф)

Ведущий 1: Когда из Дома писателей выносили гроб с телом Вампилова, кто-то поставил пластинку с романсом «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова. (Звучит этот романс)

Ведущий 3: Вампилов отыскал свою звезду. Главное в земной жизни он сделал - он оставил мир, космос. Наша задача - открыть этот мир для себя.

Ведущий 4: Конечно, с равнодушием мы сталкиваемся сегодня так же, как и при Вампилове. Но именно против власти страха, лжи и демагогии обострилось болью слово Вампилова.

Ведущий 2: Мир иной зовется раем.

Бродят ангелы, скорбя...

Как ты там?- мы не знаем,

Нам здесь - плохо без тебя.

Не про распри, не про свару –

Не об этом вовсе речь, -

А про смолкшую гитару,

Что могла тепло беречь.

Слушать жизнъ и слышать речь.

Без боязни власть обидеть.

Без боязни сердце сжечь.

Про святое первородство

Пьес, и замыслов, и фраз.

А еще про благородство.

Столь нечастое сейчас.

Снова август, многоцветье.

Нет тебя. Кому пенять?

Длится боль десятилетья.

Как, скажи, ее унять?

(М. Сергеев) (Звучит романс «Гори, гори, моя звезда » (

Вы верите в то, что если никуда не выходить из дома, то ничего с вами не случится? Если верите, то зря. Наши квартиры напичканы источниками опасности. Подсчитав их количество в разных помещениях обычной городской квартиры, мы определим самое опасное место. При этом используем для составления «черного списка» опыт работы МЧС Беларуси.

Мы не будем говорить о ножах, молотках, иголках, огнестрельном оружии и прочих предметах, которыми вы можете навредить сами себе. Возьмем именно те объекты, которые опасны для человека независимо от его косорукости и неловкости.

Кухня

Бытовая химия – одновременно помощник и враг. Взрослый человек, мы надеемся, не станет ее нюхать или пить. А вот дети вполне могут соблазниться яркой упаковкой и приятным ароматом. Храните бытовую химию в недоступных для детей местах.

Кстати, читал ли кто-нибудь инструкцию по хранению той или иной бытовой химии? На некоторых средствах (особенно это касается спреев) указываются жесткие температурные рамки. Не стоит пренебрегать этой информацией!

Обычный баллон с освежителем воздуха может взорваться при нагревании (например, если хранить его около плиты). При этом ударная волна так сильна, что может вынести дверь или окно.

Нужно ли напоминать, что на кухне нельзя хранить бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества?

В помещении кухни наиболее явным источником опасности является плита газовая или электрическая. Очень много пожаров происходит из-за беспечности хозяек: забыли про готовящуюся пищу, поднесли полотенце слишком близко к огню и так далее.

Беда может случиться не только от огня, но и от самого газа .

Все электроприборы на кухне также потенциально опасны. Наиболее частая причина пожара с участием бытовой техники – короткое замыкание. Поэтому уходя, обязательно выключайте все электроприборы из розеток. Причем это касается не только миксеров или чайников - выключайте даже микроволновки. С холодильником этот номер не пройдет, поэтому небольшой риск все равно остается.

Жителям старых многоэтажек или частных домов МЧС Беларуси настоятельно рекомендует заменить проводку: когда полвека назад строились дома, проектировщики не предполагали, что в наших квартирах люди станут использовать так много техники.

Жилая комната

Электроприборы в комнате (телевизор, светильник, вентилятор) также опасны, как и в кухне. Уходя из дома, не оставляйте электроприборы в режиме ожидания, исключите любой контакт электроприборов с сетью. Даже зарядное устройство от мобильного телефона, которое остается торчать в розетке после использования, имеет шанс загореться (хотя этот шанс очень небольшой).

Если использовать обогреватели правильно, то они вполне безобидны. Но наши граждане любят сушить на них вещи, располагают их близко к мебели и беспощадно эксплуатируют по десять часов подряд. Этого делать категорически нельзя. Тем более нельзя использовать самодельные приборы.

Кстати, если речь идет о пожаре в комнате, то чаще всего его причиной становятся не электроприборы, а непотушенная сигарета .

Ванная комната

Врачи называют ванную комнату самым опасным местом в доме, так как именно отсюда к ним часто привозят покалеченных пациентов. Поскользнуться на мокром полу – дело нехитрое.

По линии МЧС ванная – это наиболее безопасная комната. В ней нет открытых источников огня. Бритвы и фены люди не оставляют включенными в розетку. Электроприборы опасны только при непосредственном контакте с водой. От парности и повышенной влажности беды не произойдет.

Подсчитаем источники опасности:

кухня – открытый огонь, газ, электроприборы, бытовая химия;

комната – электроприборы;

ванная – электроприборы, бытовая химия, скользкий пол.

Самое опасное место в доме – кухня .

Тема: Опасные ситуации в жилище.

Цель: рассказать учащимся о возможных опасных ситуациях в доме (квартире) и мерах по их предупреждению.

Форма проведения: комбинированный урок.

Материалы: мел, доска, учебник, плакаты, карточки, сборники тестов и инструкций.

План урока:

Организационный момент - 2 мин.

Уход за бассейнами, озерами, прудами и даже на пляже. Никогда не оставляйте своего ребенка рядом с бассейном, даже если он подходит для нее. Никогда не оставляйте ребенка в одиночестве в бассейне при любых обстоятельствах. Многие утопления детей в возрасте до 4 лет происходят из-за того, что взрослые уезжают «на минуту», берут трубку, собирают закуски и т.д. помните о детской игре в воде Наденьте повязки или жилеты для детей, которые не умеют плавать, даже когда они играют вокруг бассейна. Если они соскользнут и попадут в воду, они будут более защищены. . Если у вас есть бассейн дома, поставьте на него ограждение или защитный экран, чтобы ваш ребенок не смог получить доступ к воде.

Домашнее задание с пояснением - 2 мин.

Закрепление материала - 5 мин.

Повторение пройденного - 8 мин.

Самостоятельная работа - 10 мин.

Итог урока - 2 мин.

Ход урока.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей), сообщение темы, цели и плана работы на уроке. Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.

Не оставляйте кастрюли и кастрюли под огнем ни с кем на кухне, и особенно осторожны с горячими жидкостями, такими как суп или кипящая вода, поскольку ожоги от горячих жидкостей часты в дети Не оставляйте насадки для плиты, когда вы закончили приготовление пищи. Поверните тросики для жарки к внутренней части печи, чтобы дети не пытались их поймать. Хорошо держать спички дети не боятся огня, а некоторые игры могут вызвать пожары. Тостеры, чайники, термос-бутылки и другое оборудование должны храниться в недоступном для детей месте. Внимание при использовании скороварки. Всегда следуйте инструкциям производителя. Будьте осторожны при использовании газа в плите. Осветите матч, прежде чем открывать газ. Если ваша печь имеет электрический воспламенитель, включите газ хотя бы один раз, а затем запустите воспламенитель. При освещении духовки установите его на бок, а не перед плитой. Используйте только натуральные ткани, фартуки и ткани. Избегайте использования синтетических тканей и пластмассовых фартуков при приготовлении пищи. При использовании микроволн не закрывайте продукты металлическими бумагами или помещайте в них серебряные или позолоченные блюда. Уход за чистящими средствами и другими токсичными продуктами. На кухне, выдачи или в любой другой комнате дома или в саду, хранить эти продукты в местах, недоступных для детей и животных. Существуют замки и защитные устройства, которые препятствуют открытию шкафов и ящиков с кухни или других мест. Являются токсичными продуктами, часто даже легковоспламеняющимися, и их употребление или ингаляция могут иметь серьезные или даже смертельные последствия. Никогда не помещайте моющие средства, отбеливатели, инсектициды или пестициды в уже использованные пластиковые бутылки с водой, потому что дети могут глотать продукт для воды, что приводит к серьезной аварии. электричество и розетки. Если возможно, все розетки должны быть заземлены. Установите соответствующие защитные устройства во всех электрических розетках в доме во избежание поражения электрическим током. Всегда будьте бдительны, так как розетка имеет особую привлекательность для детей, которые находятся на этапе ползания или даже слегка выросли, кажущиеся идеальными местами, чтобы попытаться вставить пальцы и самые разнообразные объекты.

  • Не оставляйте детей в покое на кухне.
  • Храните ножи и острые предметы в труднодоступных местах.
  • Вы можете удалить ручки из плиты, когда она не используется.
Уход за острыми или острыми предметами.

На дом: § 6, инд. зад. (описать возможные опасные ситуации у себя дома).

Одного ученика вызываю к доске (рассказать §5), остальным даю карточки.

Карточка №1.

Каким службам принадлежат эти номера телефонов?

01 - служба спасения

02 - милиция

03 - скорая помощь

04 - газовая служба

Как называется сигнал оповещения о ЧС? «______________________!»

Дети, ножницы, отвертки и другие перфорирующие предметы никогда не должны давать детям играть. Храните эти предметы в помещении и недоступны для ребенка. . Уход за гладильной доской и утюгом. Никогда не оставляйте утюг, когда шнур разворачивается и находится в пределах досягаемости для детей. В дополнение к высокой температуре он опасен из-за его веса и подключения к электричеству. Получите медицинскую помощь, если ваш ребенок проглатывает непродовольственное вещество. Запишите номера вашего педиатра, номера больниц, центры токсинов и другие справочные центры на видном месте; Внимательно прочитайте упаковочные этикетки перед использованием любого продукта. Научите детей не принимать напитки, продукты питания, сладости, предлагаемые им взрослыми, которых они не знают.

  • Избегайте использования гладильных досок, которые можно снести.
  • Если у вас есть их, упакуйте их или храните в недоступном для детей месте.
  • Не носите с собой оружие.
  • Никогда не оставляйте свои боеприпасы у пистолета.
  • Храните их в безопасном месте, недоступном для детей.
  • Никогда не оставляйте алкоголь в недоступном для детей месте.
  • Не позволяйте детям в возрасте до 10 лет ходить один на лифте.
Уход за потенциальными падениями.

Расшифруй: ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности , ЧС - чрезвычайная ситуация , ГО - гражданская оборона , ПСС - поисково-спасательная служба , ЖЭК - жилищно-эксплуатационная контора .

Рассказываю детям, что опасные ситуации нас могут ожидать и в собственном жилище, так что всем известная поговорка «Мой дом - моя крепость» не всегда срабатывает, так как даже у себя дома мы не можем чувствовать себя в полной безопасности. Перечисляю список наиболее распространенных опасных ситуаций в жилище, затем в ходе беседы с детьми выясняем причины их возникновения, отмечая, какие из них вызваны техногенными факторами, какие - природными, а какие - социальными. Рассматриваем некоторые из перечисленных ситуаций и правила поведения при их возникновении.

Никогда не оставляйте своего ребенка или малыша в одиночестве на кровати, тумбочке или тумбочке, где он или она меняет подгузники и одежду. Подготовьте одежду, которую вы будете носить заранее, и получите их - Удобно в то время, когда вы оденете ребенка. Используйте кровать рельсов, поскольку они не позволяют ребенку или ребенку упасть с постели. Обычно грили регулируются по высоте, чтобы облегчить посадку ребенка в постель и из постели. Обязательно убедитесь, что решетка хорошо размещена после того, как вы положили ребенка в постель. Будьте осторожны, когда ваш ребенок начинает показывать движения сидя, ползания или стоять, пришло время настроить сетку, если таковая имеется, на ваши новые возможности; Убедитесь, что поддон надежно закреплен, а матрац достаточно. Не оставляйте игрушки внутри кроватки или кровати ребенка. Проверьте температуру воды с помощью термометра или локтя, чтобы не сжечь ребенка, если вода слишком горячая. Игрушки должны быть достаточно большими, чтобы их нельзя было проглотить и достаточно прочными, чтобы не обломать или сломать. Проверьте этикетки и этикетки на игрушках, чтобы узнать, из каких материалов они сделаны, например, избегая риска аллергии. Покупайте игрушки, подходящие для возраста ребенка, и убедитесь, что предлагаемые тоже подходят. Пластиковые пакеты, свободные телефонные шнуры, подушки и подушки могут заставить вас задушить или задушить. Не разрешайте детям играть с объектами Не пейте горячие жидкости с ребенком на коленях.

  • Подгузники, чистящие салфетки и необходимые кремы всегда под рукой.
  • Убедитесь, что промежутки между штангами кроватки достаточны.
  • Никогда не оставляйте своего ребенка в ванне, независимо от обстоятельств.
  • Даже на мелководье опасно.
  • Достаточно нескольких секунд, чтобы утонуть.
  • Используйте ковры или нескользящие формы в ванне.
  • Игрушки не должны иметь края или быть острыми.
  • Не позволяйте детям жевать резину или есть конфеты.
  • Не помещайте струны вокруг шеи ребенка, чтобы держать пустышки.
  • Не допускайте попадания горячих жидкостей.
Каковы наиболее частые факторы риска или причины бытовых несчастных случаев с участием пожилых людей?

Лифт (зачитываю инструкцию).

Братья наши меньшие (собаки: действия при возможном нападении, укусе, передаче заболеваний; домашняя птица, кровососущие насекомые, грызуны).

Если захлопнулась дверь (порядок действий).

Вопросы для закрепления:

Какие опасные ситуации могут произойти в твоем жилище?

Каковы их причины?

Плохое зрение и слух Слабость костей и мышц Локомоция или остеоартикулярные и треморные проблемы Факторы окружающей среды Плохое освещение Нет поручней или предохранительных баров, особенно в ванне Нестабильная мебель Скользкая обувь Неподходящая обувь. Около 75 процентов несчастных случаев со взрослыми людьми происходят в их собственных домах. Несчастные случаи с престарелыми также происходят в коллективных жилых помещениях, в окружающей среде или путем проскальзывания на улице.

Вот несколько советов для пожилых людей, чтобы предотвратить несчастные случаи. Будьте осторожны, чтобы вы не ошибались в дозировке лекарств, которые вы принимаете. Избегайте носить кожаные подошвы и металлические протекторы. Обувь должна иметь широкие каблуки, усиленные каблуки и ремни или шнурки для предотвращения движения ног внутри обуви. Избегайте носить тапочки. Не носите ночные рубашки или длинные халаты. Устройте мебель в доме разумно. Оставьте пространство, чтобы быть в состоянии ходить из стороны в сторону, не сталкиваясь с препятствиями. Не ходите по скользким тротуарам; ковры должны покрывать весь пол от одной стены к другой или иметь нескользящую подкладку. Мебель не должна иметь колес, а кровать и стулья не должны быть слишком низкими или слишком высокими. Прикрепите грейферные бары к ванной, душевой и унитазу. Используйте нескользящие резиновые коврики в душе и ванной. Удобно осветить весь дом - спальню, прихожую, гостиную, кухню и ванную. Лестница должна иметь хорошее освещение, безопасные поручни и нескользящие ступени. Используйте вид, который у вас есть, в лучших условиях. Если вам нужны очки, используйте их. Не помещайте маленькие маты на пол. Не оставляйте выдвижные ящики открытыми. Не оставляйте электрические или телефонные провода на полу. Прикрепите их к стенам. Храните все электроприборы в хорошем рабочем состоянии и надежно от брызг воды. Никогда не используйте их, когда вы двигаетесь в воде. Отопление должно быть хорошо проветриваемым, а в каминах должны использоваться защитные сетки. Газон, сад, патио, подъездные пути и подъездные пути должны быть свободны от любых отверстий, трещин или других неровностей Старайтесь не быть в одиночестве. Не изолируйте себя, так как это может задержать прибытие иностранной помощи в случае аварии. Будьте бдительны для неожиданных движений животных, детей и велосипедов. Возьмите с собой фонарик и используйте его, чтобы вы могли видеть и видеть в темноте. Не стыдитесь попросите помощи, чтобы пересечь улицу. Используйте трость, если ваш врач согласен. По возможности, позвоните в дверь.

  • Практикуйте регулярные упражнения, чтобы улучшить свою физическую форму.
  • Ешьте сбалансированную диету.
  • Не употребляйте слишком много алкоголя.
  • Износите подходящую обувь с нескользящей подошвой.
Специально для вас и вашей семьи?

Как нужно вести себя в той или иной ситуации?

Какие заразные болезни могут передаваться человеку от животных, насекомых и птиц?

Что нужно делать, если захлопнулась дверь в квартиру?

Тест на стр. 31.

Задание №3 на стр. 31.

Вопросы для повторения:

Как называется неблагоприятная обстановка, в которой есть угроза жизни и здоровью человека, его имуществу или среде обитания?

Однако, чтобы насладиться этим оазисом с семьей и друзьями, вы также должны уделить свои заботы. Итак, что же, помимо пляжных каникул, также планируют безопасность дома? В конце концов, защита вашего дома будет иметь значение! Только тогда все будут мирно путешествовать, чтобы оставить семью в безопасности. Как только это будет сделано, просто наслаждайтесь чудесами побережья, без неприятных сюрпризов.

Инвестируйте в страхование жилья

Чтобы помочь вам наслаждаться отдыхом в мире, мы перечислили 7 советов по безопасности дома. Изучите возможность страхования от краж и других повреждений, таких как пожар и наводнения. Эти рабочие места сохранят функциональность и внешний вид вашего дома дольше. Преимущество этого положения обычно выгодно. В конце концов, стоит защищать вашу резиденцию, которая, как правило, ценит все больше и больше.

Как называют наиболее сложные опасные ситуации, требующие от человека для защиты своей жизни и здоровья напряжения всех его физических и духовных сил?

В чем отличие опасной ситуации от чрезвычайной? Приведите пример.

Как называют крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества?

Какие из нижеперечисленных опасных ситуаций являются техногенными, какие - социальными, а какие - природными: конфликт на расовой почве, авария на заводе, землетрясение, эпидемия, нападение хулиганов, автокатастрофа, наводнение?

Продолжи поговорку:

а) В тихой воде омуты … (глубоки)

б) Где тонко, там и … (рвется)

в) Козла бойся спереди, коня сзади, а злого человека… (со всех сторон)

г) Не дразни собаку, так не … (укусит)

д) Беда не приходит … (одна)

е) Не зная броду, не суйся в … (воду)

ж) Есть смелость, нужна и … (умелость)

По вертикали. 10. Состояние защищенности человека от неблагоприятных факторов. 11. Грызун - переносчик инфекционных заболеваний. 12. Служба, приходящая на помощь в криминогенных ситуациях. 13. Пища. 14. Электричество. 15. Опасное место пребывания.

    азгадай кроссворд:

9) Физминутка. Ролевая игра (зад.№ 4 на стр. 20).

Самостоятельная работа: № 4 на стр. 31.

Могу предложить следующее стихотворение, в котором есть указанные в задании слова и словосочетания:

Пятиклассник делал уроки,

Горела лампа на столе.

По проводам гуляли токи ,

Умные мысли в голове.

В комнате вдруг стало душно.

Он поставил стул на стол .

Форточку открыть бы нужно,

Но со стола вдруг стул сошел…

Ученик на пол упал .

Встать он сам уже не смог ,

Так как руку он сломал

И на время занемог.

А когда очнулся уже ,

Врача пред собой увидал.

Читай , голубчик, ОБЖ -

Хирург ему сказал.

В заключение урока подводим итоги работы (что сделали, что не успели, что узнали нового, кто как работал). Учащиеся получают оценки за урок. Если останется время, можно прочесть ряд памяток и инструкций из сборника.

В своем доме, квартире мы чувствуем себя защищенными от опасностей города, здесь наша крепость. Но мы никогда не задумываемся, что даже у себя дома нас подстерегают не меньшие опасности. Наша невнимательность, рассеянность, пренебрежение техникой безопасности, халатность строителей, электриков - любой из этих факторов может стать фатальным.

Когда, уходя из дома, вы оставляете включенными электроприборы, вы рискуете устроить пожар; из-за непроверенных водопроводных кранов может случиться затопление (рис. 1); открывая дверь незнакомцу, рискуете быть ограбленным.

Рис. 1. Подтекающий кран ()

Наиболее часто, по данным спасательных служб, происходят следующие опасные ситуации:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита) (рис. 2);

Рис. 2. Последствия взрыва бытового газа ()

Как был открыт газ

Почти у всех в домах есть газовая плита или другое газовое оборудование. Также вам знаком особый запах газа. А знаете ли вы, что сам газ - вещество без цвета и запаха, а знакомый вам запах принадлежит веществу, которое специально добавляют в газ, чтобы в случае утечки ее можно было обнаружить.

Существует даже легенда о том, что впервые газ был обнаружен в одном из подземелий богатого вельможи, замок которого строили на холме. При построении все было в порядке, но, когда были готовы подземелья и слуга спустился с зажженной лампой в подземелье, произошел взрыв. Сначала никто не понял, что произошло, но потом догадались, что несчастья происходят в одной комнате (рис. 3).

Рис. 3. Подземелье ()

Тогда был сделан вывод, что комната наполнена газом. Чтобы замечать его утечки, в комнату подкладывали тухлые яйца.

О подлинности событий судить трудно, скорее всего, это легенда.

Теперь запах тухлых яиц заменен другим сильно пахнущим веществом, и мы можем почувствовать утечку газа. Не оставляйте плиту и газовое оборудование без присмотра: может случиться беда.

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва);

Захлопывание двери (забытые дома или утерянные ключи);

Мошенничества и кражи (беспечность взрослых и детей);

Бытовые травмы.

Угарный газ

Вы неоднократно могли слышать в СМИ об отравлении угарным газом. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Угарный газ (СО) - один из наиболее распространенных отравляющих газов в природе, загрязняющих окружающую среду в с интенсивным использованием энергии.

Поскольку СО не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса и свободно распространяется, он получил название «молчаливого убийцы».

У большинства пострадавших от угарного газа отмечаются жалобы на головокружение, головную боль, удушье, в крайних ситуациях человек может потерять сознание или впасть в кому.

Рис. 4. Всегда нужно следить за работой газовой колонки ()

Избежать отравления угарным газом можно, если следить за газовой плитой (рис. 4), не курить в постели, не работать в закрытых помещениях при включенном двигателе автомобиля, не оставлять на ночь зажженную печь без присмотра.

Эти правила помогут вам избежать отравления угарным газом и его последствий.

Мы с вами перечислили почти все основные виды опасностей в жилище и их причины. Давайте вспомним одно из основных правил ОБЖ:

У большинства опасных ситуаций есть скрытая причина, которая является результатом нашей невнимательности или незнания.

Многие из вас живут в многоэтажных домах. Для удобства многоэтажки снабжены лифтами. К сожалению, незнание правил пользования лифтами и баловство часто приводят к травмам, а иногда и к трагическим последствиям.

Конечно все, у кого в доме есть лифты, читали правила пользования ими, но из-за пренебрежения ими могут пострадать. Так произошло с 13-летним жителем столицы, который решил не только покататься на кабине пассажирского лифта, но и перепрыгнуть с нее на кабину грузового. Подросток застрял между ними, и тут один из лифтов поехал. Последствия были трагическими.

Рис. 5. Случается, что происходит поломка лифта ()

Привыкая к удобствам, мы обычно совершенно теряемся, когда лифт выходит из строя (рис. 5). Тем не менее лифт похож на часовой механизм, который может неожиданно сломаться.

Если лифт остановился - не пугайтесь.

Помните: лифт никогда не упадет. Все лифты оборудованы специальными уловителями. Они автоматически тормозят лифт, как только он начинает двигаться быстрее заданной скорости.

Теперь несколько основных правил пользования лифтом.

Во всех домах на стене первого этажа есть инструкция - не поленитесь, прочтите, что там написано. Инструкции запоминаются быстро и всплывают в памяти в нужный момент. Во многих городах еще продолжают работать старые лифты, двери которых закрываются только с помощью пассажира (рис. 6). Прежде чем войти в лифт, обязательно убедитесь, что кабина перед вами. Чтобы не застрять, прежде чем нажать кнопку нужного этажа, проверьте, плотно ли вы прикрыли двери.

Рис. 6. В некоторых домах сохранились лифты старой конструкции ()

А теперь внимание: самая частая ошибка, которую допускают пассажиры, - попытка самим выбраться из внезапно остановившегося лифта. Во-первых, не паникуйте и сразу вызывайте диспетчера. Стучите и зовите на помощь, нажав кнопку «Вызов диспетчера», и ждите помощи. Взрослые обязательно заметят поломку и придут к вам на помощь. Не старайтесь открыть дверь и совершить прыжок, даже если вы считаете себя сильным и ловким. Известно множество случаев, когда такие попытки заканчивались падением в шахту (рис. 8).

Если оказался в лифте с незнакомцем

Для начала - просто не входить туда с незнакомым человеком (рис. 7). И не надо стесняться: никто не имеет права навязывать вам свое общество. Если это все же случилось, нажать кнопку не своего этажа, а ближайшего. В случае, если кнопки этой конструкции лифта «залипают», можно нажать их несколько, чтобы было больше остановок.

Рис. 7. Не садитесь в лифт с незнакомцем ()

Ещё одна небольшая хитрость: почувствовав что-то неладное (пока не явную угрозу) во время движения, повернитесь спиной к доске с кнопками и нажмите «вызов диспетчера» или «стоп» как бы случайно: неожиданная телефонная связь напомнит злоумышленнику, что вы не одни, а остановка - что лифт может подчиняться не только ему. Надо сказать, что вообще любая неожиданность, ощущение того, что план нарушается, может остановить потенциального преступника, так же как резкий, шумный и агрессивный отпор потенциальной жертвы.

Рис. 8. Не покидайте лифт самостоятельно ()

Единственное исключение, когда лифт следует покинуть как можно скорее, - это пожар в доме или другая чрезвычайная ситуация.

Баловаться (прыгать) в лифтах, и тем более в шахтах, кататься на крыше категорически запрещено.

В шахте лифта могут находиться только специалисты, и даже они обязательно предпринимают все меры предосторожности.

Никогда не заходите в лифт с незнакомыми взрослыми!

Соблюдая эти несложные правила, вы уменьшите риск опасных ситуаций в лифтах.

Сегодня на уроке вы узнали, что опасности подстерегают вас не только за пределами дома, но и внутри него. Однако если вы будете ответственны и бдительны, то вам ничто не будет угрожать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Nepoznannoe.org ().
  2. 0-1.ru ().
  3. Kuzdrav.ru ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопрос № 4 на стр. 30. Выполните задание № 1 на стр. 31. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. В квартире произошло затопление. Подумай над возможными причинами возникновения этой опасной ситуации. Составь рекомендации, как избежать затопления.
  3. * Изготовьте предупреждающие таблички для дома. Подумайте, какие опасности наиболее вероятны в жилище и где можно разместить предупреждающие таблички.