Электрощиток

Образ учителя в русской литературе. Исследовательская работа "образ учителя в произведениях русской литературы"

Образ учителя в русской литературе. Исследовательская работа

Образ учителя в литературе.

Цель: Привлечь подрастающее поколение к чтению художественной литературы, где отражены образы и судьбы людей, которые окружают нас в повседневной жизни.

(презентация)

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

(А. Дусенбиев).

И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь.

Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Неплохо, если бы он был таким, как у Некрасова в одном его произведении («Медвежья охота»). Обращаясь в этой лирической комедии к В. Г Белинскому, которого он считал своим духовным учителем, наставником, он писал:

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно приклонить колени…

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ли не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…

Хотелось бы, наверное, иметь такого учителя каждому.

Есть разные учителя умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал ученик формирует сам. Сегодня мы вам поможем увидеть учителя, каков он в художественной литературе? Каким, по её мнению, должен быть учитель? И сформировать своё представление об учителе написать сочинение или эссе о своем учителе или о школе.

Нравственный облик педагога – современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает, прежде всего, силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень не легко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать ребёнка – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Представим интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к «первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.

«Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. Но повествует о ней Надежда Георгиевна десять лет спустя, когда ей уже немного за тридцать, а её малыши закончили школу и сами стоят на пороге взрослой жизни. Теперь за плечами Надежды Георгиевны немалый опыт педагогических проб, удач и ошибок. Опыт жизни, в котором радость побед не отделима от горечи поражений. Её откровенной, беспощадный к себе рассказ и есть ретроспективный анализ её первого, самого ответственного года интернатской работы.

Надей движут чувства высокие и благородные – любовь и сочувствие к маленьким питомцам, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное. «Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всего человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, - понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал. А если испытал?»

Всё значение последнего вопроса Надя поймёт много позже, убедившись на примере нескольких детских драм и своей собственной любви к молодому журналисту Виктору, что испытать счастье и быть счастливой – далеко не одно и тоже. Пока же ей немыслимо примириться с очевидной несообразностью: «Не голод, не война. Не трудно, вообщем, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет».

Из этой максималисткой убеждённости Надя (всем детям нужны родители, даже если родителей нет!) и вызревает основная коллизия повести. Надя выступает с простой и на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента. И в этом эксперименте были и промахи и победы.

«…Педагогика – дисциплина не точная. У неё есть допуски. Право на ошибку», - считает директор школы – интерната Апполон Аполлинарьевич.

«Прав нет, - возражает ему жена, завуч Елена Евгеньевна, которая в своё время была категорически против Надиного эксперимента. – Исключать ошибку нельзя. Но нельзя её и планировать». Вывод Елены Евгеньевны менее категоричен, более осторожен. Но что же из него явствует? Явились ли случаи с Анечкой, Севой и Аллой запланированной педагогической ошибкой, то есть результатом неверно задуманного эксперимента? Или это ошибка непредвиденная?

В своём семейном споре директор и завуч приходят к некоему «общему знаменателю». «Не сделать проще, чем сделать», - соглашается в конце концов Елена Евгеньевна. Но, разумеется, это не индульгенция Наде, Надежде Победоносной, как зовёт её шутливо директор, на все её прошлые и будущие упущения.

Не став менее инициативной, Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становиться более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.

Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, - Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность « почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции отчего дома, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главного героя А.Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны. Ей 54 года, она называет себя «предпенсионеркой», но выглядит и на 50 и на 39; «она была, как говорят, женщиной без возраста». Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. «А у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерно широкая юбка и в неё заправлена мужская ковбойка… Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто». Борясь за коллективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе». Рассказчик, Олин папа, добавляет: «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет».

Разумеется, Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. «В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем не выделялся». Её любимыми словами были: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей.

Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля). И девочка продолжала по каждому поводу пронизывать над классной руководительницей.

В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие.

В своей приверженности к массовым профессиям (диспетчера, водителя самосвала и т. п.) Евдокия Савельевна, как убеждает нас Олин отец, не понимала, что призвание художника, талант скульптора нисколько не отделяет человека от массы. «Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.

Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходит действие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевна объявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местам боевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда… И не вернулась. А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо: нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… И хотя через два-три часа девочка появляется в квартире – беспечная, весёлая, с цветами в руках – На душе лучше не стало, и мать увозят в психиатрическую больницу.

По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олиным отцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желая быть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда и не сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какое беспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственной за поход Евдокии Савельевне.

Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности.

Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека».

Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И та стояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля отрицала, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своей самовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.

Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной.

В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе с женой Надюшей сумел отстоять право формировать характер дочери и таким образом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьки жизни. Или здоровья». Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова цена прозрения отца Оли.

И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В Быкова. В своём произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны.

В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встрече со своим товарищем узнаёт о смерти учителя села Сельцо Миклашевича. На похоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком, бывшим учителем этого села. От него он услышал имя А. И. Мороза. Возвращаясь в город, корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь чёрная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было, не очень умело выведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказывает корреспонденту об А.И.Морозе, его жизни и подвиге.

Тимофей Титович в то время работал в Районо заведующим. С Морозом он познакомился в Сельце. Вот каким он его увидел: «Одна нога как-то вывернута в сторону и вроде не разгибается, поэтому он здорово на неё припадает и кажется как бы ниже ростом. А так ничего парень – плечистый, лицо открытое, взгляд смелый, уверенный…» Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба: он не поддерживает дисциплины, как равный ведёт себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки. Эта жалоба была причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом. А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из них не отличников учёбы, а прежде всего – людей.

Как-то в село поехал инспектор из области. Возвратился он очень разгневанный. Оказывается, его в алме села атаковали собаки и разорвали ему штанину. Алесь Иванович извинился, но перед этим ребята читали тургеневскую «Муму», и вот Алесь Иванович, проявляя чуткость и доброту к животным, поселил щенков в школе, а ребята по очереди за ними досматривали. Жил там и кот, жалкое такое слепое создание. Позже появился и скворец. Сначала летал по классу, а потом смастерили ему клетку.

Второй раз Ткачук наведывался в Сельцо зимой. Придя в школу, он увидел парнишку. Это и был Миклашевич. Через некоторое время пришёл Мороз. Поздоровавшись, он объяснил причину своего отсутствия. Оказывается, он провожал своих учениц домой. А про квартиранта так и не поговорили. Через две недели Тимофея Титовича вызвали к прокурору. Придя, он увидел незнакомого дядьку в кожухе. Прокурор района наказал ему ехать в Сельцо и забрать у Мороза сына гражданина Миклашевича. Сели они в милицейский возок и покатили в Сельцо. Вызвав Алеся Ивановича с занятий, стали объяснять, в чём дело. Мороз выслушал всё молча, позвал Павла. Увидев отца, мальчик съёжился, будто зверёк, близко не подходит. Ткачук объясняет, что по закону сын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой (мать недавно умерла, отец женился на другой, ну и пошли нелады с мальчишкой). Он заплакал, но надел пиджачок, собрался в дорогу. Но, немного отойдя от школы, Миклашевич снимает с кожуха ремень, и начинает бить сына. Мороз вдруг срывается с веранды и, хромая, через двор – туда крича: «Стойте, прекратите избиение!» Подходит, вырывает Павлову руку из отцовской и говорит: «Вы у меня, его не получите! Понятно?» Отец подал в суд. Но Мороз всё-таки своего добился: комиссия решила передать парня в детдом. Правда, с выполнением Мороз не спешил и, наверное, правильно делал.

Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. Узнав об этом, Тимофей Титович подумал, что Мороз работает на немцев. Учитель встретил его так, как будто они вчера только расстались. «Как живём?» – спрашивает Ткачук. «Известно как. Плохо» – «А что такое?» – «Всё тоже. Война». –«Однако, слышал, на тебе-то война не очень отразилась. Всё учишь?» – «Надо учить.» - «А по каким программам, интересно? По советским или немецким?» Мороз понял, в чём дело, и ответил: «Мне когда-то казалось, что вы умный человек». И тут Ткачук понял, что зря сомневался в нём. Мороз продолжал: «Плохому, я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, что б их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре Алесь Иванович раздобыл приёмник. Всё, что услышит, передаёт другим. Первое время шло всё хорошо. Но один из полицаев, в сёлах его звали Каин, всё-таки что-то заподозрил. В школе устроили обыск, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли. Учителю устроили допрос, но всё обошлось. Тогда ребята что-то задумали. Они всегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-то намекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строго запретил.

Всё случилось неожиданно и неорганизованно. Каин часто ездил на хутор пьянствовать. Сельцо и хутор соединял мост. Ребята подпилили столбы, на которых держался мост, и ждали очередного возвращения, положив под мост мину. Операция удалась, но Каин остался жив. Когда стали поднимать машину, кто-то заметил, как в кустах мелькнула детская фигура. Через несколько дней всех ребят взяли. Мороза же предупредил один из полицаев: «Удирай, учитель, хлопцев забрали, за тобой идут». Мороз пробрался к партизанам, к Ткачуку. Рассказал всю историю. Но партизаны не могли ничем помочь. Алесю Ивановичу дали винтовку и приняли в отряд. Через несколько дней связная сообщила партизанам, что немцы требуют учителя, а, иначе, ребят повесят. После долгих уговоров Мороз отправился к немцам.

Под вечер вывели всех из амбара. Построили по двое и под конвоем погнали к шоссе. Вели по той самой дороге, через мосток. Шли молча, разговаривать никому не давали. Впереди шли Мороз и Павлик Миклашевич. Подойдя к лесу, учитель спрашивает у Павлика: «Бежать можешь?» Тот не понял, посмотрел на учителя: о чём он? А Мороз снова: «Бежать можешь? Как крикну, бросайся в кусты». Так Миклашевич остался жив.

В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, человек с большой буквы.

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Иногда это просто страшное произведение, такие, как, например, «Ночь после выпуска» Тендрякова. В произведении рассказывается о том, как выпускники идут по ночному городу после выпускного вечера и рассуждают, чему научила их школа. Обнаруживается, что эти люди совсем не умеют жить, и они выносят страшный приговор своим учителям: они, оказывается, не научили их самому главному – жить.

Есть произведения иного характера, но в них также повествуется о том, каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному… но одному из величайших дел в истории.

В рассказе «Уроки французского» В. Распутина создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она все, же перевернула, отогрела душу мальчика. (С эти произведением вы знакомились в 6 классе).

Всё начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Вашему вниманию и другие произведения по этой теме.

Как-то прочитала: «Одни говорят: я дышу – значит существую, другие: я приношу пользу людям – значит живу. Первый надеется пожить, второй–испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям».

Очень хочется быть причастным к «часу ученичества». Трудно? Да. Особенно сегодня. Мечтайте и вы впишите свою страницу в летопись нашей школы.

5 ОКТЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
  • Айтматов Ч. Первый учитель: Повести/ Ч.Т.Айтматов; Пер. А.Дмитриева, Ч.Т.Айтматов; А.М.Турков; Ил. Л.Ильина.-М.: Дет.лит., 1967.-206c.: ил.-(Школьная б-ка).-В содерж.: Первый учитель; Джамиля; Тополек мой в красной косынке.
  • Алексин А.Г. Безумная Евдокия: Повести и рассказы.-М.: Дет. лит., 1978.-448 с.: ил.-(Библ. серия).
  • Алексин А.Г. Сигнальщики и Горнисты/ Худож. О.Кривородько.-М.: Современник.-1988.-91 с.: ил., портр.-(Отрочество).
  • Аромштам М.С. Когда отдыхают ангелы: для сред. и ст. шк. возраста/ М.С.Аромштам; ил. И.А.Донец, М.С.Щетинская.-Москва: КомпасГид, 2010.-202c.: ил.-(Дети vs взрослые).
  • Астафьев В.П. Кража: Повесть// Теплый дом: Сб.: В 2т.-М.: Молодая гвардия, 1989.-Т.1: Теплый дом.-С.75-196.
  • Бронте Ш. Учитель: пер. с англ./ Ш.Бронте; пер. Н.Флейшман.-Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011.-316c.
  • Белых Г.Г. Республика Шкид: повесть для ср. школьного возраста/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; Авт. предисл. С.Маршак ; Худож. Н.Тырса .-Л.: Детская литература, 1988.-272с.: ил.-(Библиотечная серия).
  • Белых Г.Г. Республика Шкид/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; худож. А. Журко; авт. послеслов. И.Э.Бернштейн , Д.Козлов, М.Терехова; авт. комм. Д.Дименштейн; Д.Козлов.-Москва: Издательский проект "А" и "Б", 2015.-320c.: ил.-(Руслит. Литературные памятники ХХ века).-Приложения: с.289-319.-12+.
  • Бенджамин А. Доклад о медузах: пер. с англ./ А.Бенджамин; пер. О.А.Варшавер.-Москва: Самокат, 2018.-350c.: ил.-12+.
  • Буйе Р. Всё из-за мистера Террапта: пер. с англ./ Р.Буйе; пер. Т.Иванова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-280c.-(Вот это книга!: от 12 до 15).
  • Горышин Г. Любовь к литературе: повести и рассказы [для ст. шк. возраста]/ Г.Горышин; Худож. В.Топков.-Л.: Детская литература, 1987.-156с.: ил.
  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ./ Б.Кауфман; пер. Ю.Жукова, Е.Иванова, С.Шайкевич.-Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008.-287с.: ил.
  • Мой учитель: Рассказы/ Худож. П.Пинкисевич .-М.: Дет.лит., 1989.-112с.: ил.

    Сборник рассказов известных писателей, посвящённых учителю: А.Платонов "Ещё мама"; В.Астафьев "Фотография, на которой меня нет"; Ю.Нагибин "Зимний дуб"; В.Распутин "Уроки французского"; Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

  • Моска Д. 40 чертей и одна зелёная муха: пер. с ит./ Д.Моска; ил. В.М.Минеев; пер. А.Еремеева.-Москва: КомпасГид, 2018.-231c.: ил.-Переиздание книги "Воспоминания о школе" под новым названием.-12+.
  • Мурлева Ж.-К. Третья месть Робера Путифара: пер. с фр./ Ж.-К.Мурлева; пер. Н.Шаховская; ил. В.Попова.-Москва: Белая ворона (Albus corvus), 2019.-141c.: ил.
  • Никитинский Ю.В. Призрак соседнего дома, или 44 приключения Тамарочки Павловны/ Ю.В.Никитинский; худож. Д.Прокопьев.-Москва: АСТ, 2016.-62c.: ил.-(Манюня и другие).-6+.
  • Северина Г.И. Легенда об учителе: повесть/ Северина Г.И.; Худож. И.Дунаева.-2-е изд.-М.: Дет. лит., 1989.-189с.: ил.

    Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря !

  • Парвела Т. Элла в первом классе: пер. с фин./ Т.Парвела; худож. С.Вилхрам; пер. А.П.Сидорова , Е.Тиновицкая .-Москва: Розовый жираф, 2015.-132c.: ил.
  • Терентьева Н.П. Рассказы// Нева.-1997.- №10.-С.123-134.

    Надежда Петровна Терентьева живёт в посёлке Сиверское Ленинградской области, работает учителем в школе.

  • Толстая Н.Н. Рассказы// Звезда.-1998.-№1.-С.6-16.

    Наталья Никитична Толстая - доцент С.-Петербургского университета, специалист по шведскому языку и культуре, пишет рассказы на русском и шведском языках.

  • Томин Ю.Г. А, Б, В, Г, Д и другие: Повесть/ Худож. Ю.Бочкарев.-Л.: Дет. лит., 1982.-183с.: ил.
  • Хайтани К. Взгляд кролика: пер. с яп./ К.Хайтани; пер. Е.Байбикова; худож. Т.Хасегава.-Москва: Самокат, 2010.-316c.: ил.-(Лучшая новая книжка).
  • Шмидт Г. Битвы по средам: пер. с англ./ Г.Шмидт; пер. О.Варшавер; худож. Д.Богданова-Чанчикова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-380c.: ил.
  • Штрассер Т. Волна: пер. с англ./ Т.Штрассер; пер. Е.Лавут.-2-е изд.-Москва: Самокат, 2016.-186c.: ил.-(Встречное движение).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И НА ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
  • Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории
  • Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница
  • Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя
  • Баталов В.Я. Шапка - сосна
  • Бикчентаев А.Г. Весна, похожая на крик
  • Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты
  • Близнец В. Женя и Синько
  • Быков В. Обелиск
  • Васильев И.А. Крестьянский сын
  • Вигдорова Ф. Дорога в жизнь; Это мой дом; Черниговка
  • Воронцова Е.А. Нейлоновая туника
  • Гоголадзе Т. Ребята и девчонки
  • Гончар О. Бригантина
  • Горбачев А.М. Сельская учительница
  • Горская А.Б. Инка плюс Дик = ?
  • Железников В.К. Чучело
  • Исарова Л.Т. Задачи со многими неизвестными; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой
  • Искандер Ф. Школьный вальс, или Энергия стыда
  • Каранбаев М. Вот он я - бывалый!
  • Каверин В.А. Школьный спектакль; Загадка; Разгадка
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания
  • Киселев В. Девочка и птицелёт; Любовь и картошка
ТЕМА: Образ учителя в произведениях русской литературы.

Проблема взаимодействия педагога и общества.

Актуальность исследования продиктована временем. Меняются эпохи, требования к образованию и учителю, но во все времена учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. Литературный образ Учителя – этому подтверждение. Выбранная для исследования тема актуальна, поскольку большая часть жизни каждого из нас связана с учителями: сначала мы в течение 11 лет обучаемся в школе, затем, спустя какое-то время, ведём в школу своих детей, доверяя зачастую своим же педагогам их воспитание.

Объектом исследования являются произведения русской литературы.

Предмет исследования : образ учителя, его личностные качества.

Цель исследовательской работы : проследить динамику личностного развития учителя в русской литературе, а также отношения к нему общества.

Задачи:

    Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

    Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

    Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.

    Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

    Провести анкетирование «Образ Учителя» среди учащихся, сделать диаграмму. [Приложение 1,2,3]

    Сопоставить результаты анкетирования и анализа художественных произведений.

    Создать презентацию.

    Обобщить работу.

    Подвести итоги работы.

Гипотиза:

Любое изменение в обществе, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.

Методы:

    Анализ специальной литературы;

    Классификация материала;

    Опрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звёзд,

Но слово тёплое «Учитель»

Всегда растрогает до слёз,

Всегда заставит вспомнить что-то,

Родное, близкое тебе.

В 20-м веке и в 200-м –

Учитель вечен на Земле!

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь формируются истоки характеров, идеалов, убеждений. Учитель - это помощник, наставник и просто друг. Это человек, на которого следует равняться, которому следует подражать. Учитель – самая благородная профессия. Его работа - это, прежде всего, любовь к детям, открытость, искренность и доброта. Эта профессия требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости и любви к детям. Особенность ее в том, что к ней причастен каждый, поэтому и слово «учитель» вызывает в каждом какой-то особый трепет, напоминает нам о чем-то очень добром, теплом и родном. Учителя - это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, он оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир ребенка, поэтому здесь необходим индивидуальный подход к каждому.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Преподаватель-самозванец живет и в доме отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринёва, героя романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Вот как о нем вспоминает главный герой указанного произведения Петр Гринев: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но так как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.»

Все приведенные выше примеры из текстов произведений русских писателей ещё раз доказывают несостоятельность многих учителей в России XVIII столетия, а также пренебрежительное отношение к фундаментальному образованию со стороны родителей, которые больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась. Личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе. Любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками. Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении анализируемых произведений.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

    Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.

    Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00066401184864264942/

[ 2 ]

[ 3 ]

Мингазов Рамиль

Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, рассматриваемый в исследовательской работе. Образ учителя в художественной литературе прослеживается через произведения: Ч.Айтматов "Первый учитель" (Дюйшен Таштанбеков), В.Быков "Обелиск" (Алесь Мороз), В.Распутин "Уроки французского" (Лидия Михайловна), И.Евсеенко"Вторая учительница" (Ольга Сергеевна). Опираясь на характеристики героев, ученик пытается определить их темперамент. Для определения темперамента учителей Атнинского района было проведено анкетирование, в котором приняло участие 104 респондента.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIII Республиканские юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри

Научно-исследовательская работа

Учитель в художественной литературе

и в современной жизни.

Выполнил : ученик 8А класса

Большеатнинской средней

Общеобразовательной школы

Атнинского района РТ

Мингазов Рамиль Радикович.

Руководитель :

Учитель русского языка и литературы Мингазова Г.М.

Атня-2010

Почему выбрана эта тема. 2010 год объявлен в России годом Учителя. Какие изменения принесет он в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые мне хочется найти ответа. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Цель: 1) проследить динамику образа учителя в художественной литературе;

2) при помощи анкетирования определить темперамент не только современных учителей, но и героев художественных произведений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. подобрать художественные произведения, в которых присутствует образ учителя;
  2. определить степень влияния исторической действительности на художественный образ;
  3. выяснить, люди какого темперамента выбирают профессию учителя.

План работы.

  1. Подобрать литературу для анализа.
  2. Проанализировать художественную литературу по вопросу.
  3. Провести анкетирование среди учителей района.
  4. Проанализировать анкеты.
  5. Сделать вывод.
  1. Введение.
  2. Анализ художественной литературы: Ч.Айтматов «Первый учитель», В.Быков «Обелиск», В.Распутин «Уроки французского», И.Евсеенко «Вторая учительница».
  3. Анализ анкетирования.
  4. Выводы.

1. Введение.

Учитель… самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Все начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего открытие, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти свое призвание, научил любить труд, воспитал мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия, как никакая другая, - одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

2. Анализ художественной литературы.

Учитель из аула Куркереу Дюйшен Таштанбеков. Живую легенду о таком человеке создал Чингиз Айтматов в повести «Первый учитель» . Нам, современной молодежи, трудно даже представить условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену, понять его титанический труд. Куркереу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркереу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила», - говорят аульчане. Учитель страстно берется за дело: чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Как и каждый учитель, Дюйшен видит способности детей, заботится об их будущем («Ручеек ты мой светлый, - сказал он, ласково гладя меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!), верит в них («Ты тоже вырастишь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано… И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная…»).

«Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир…» Но подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь, самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого человека, становящегося примером для молодежи.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиск» е Василя Быкова . В своем произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны.

В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встрече со своим товарищем узнает о смерти учителя села Сельцо Павла Миклашевича. На похоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком. От него он услышал имя Алеся Ивановича Мороза. Возвращаясь в город, корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказывает корреспонденту об А.И.Морозе, его жизни и подвиге.

Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба, что он не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программы наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки. Эта жалоба стала причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом. А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из детей не отличников учебы, а прежде всего – людей. Заступается учитель и за Павла Миклашевича, которому плохо живется с отцом и мачехой.

Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. При встрече с Ткачуком он говорит: «Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не за тем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре учитель раздобыл приемник. Все, что услышит, передает другим. Первое время шло все хорошо. Но один из полицаев, в селах его звали Каин, все-таки что-то заподозрил. В школе устроили допрос, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли. Учителю устроили допрос, но все обошлось. Тогда ребята что-то задумали Они всегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-то намекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строго запретил. В ходе операции, которую совершили ребята, Каин остался жив. Через несколько дней всех ребят взяли. Но партизаны, к которым пробрался Мороз, ничем не могли помочь. Немцы требовали учителя, иначе всех детей повесят. Мороз отправляется к немцам.

В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И это подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, учитель с большой буквы.

Герой произведения Валентин а Распутин а «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учение, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжелое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчик страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. «Подозреваю, что она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других».

Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет «наш герой» получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя. – Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». Лидия Михайловна точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не «преступление» это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, учительница не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я…

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они».

События в повести Ивана Евсеенко «Вторая учительница» происходят в 1953 году в далеком селе. Ольга Сергеевна, новая учительница, оказалась пожилой женщиной, лет 45, полноватой и медлительной. Эта полнота и медлительность не портили её, а наоборот лишь оттеняли какую-то особую, не деревенскую красоту. Ей очень шли и круглые, в тоненькой почти невидимой оправе очки и необычная, редко встречаемая у деревенских женщин прическа. Темные волосы были гладко зачесаны назад и уложены в тугой пучок. Но больше всего Колю поразило то, что у нее на груди виднелся маленький нательный крестик, который она носила на серебряной цепочке.

На первом уроке она не стала спрашивать, а просто познакомилась с детьми. Это удивило всех, потому что прежняя учительница Анна Павловна была деревенской и знала их. Но когда каждый ученик рассказал о себе, «…вдруг обнаружили, как будто заново познакомились друг с дружкой и даже как будто побывали друг у дружки в гостях». А откровенный разговор - рассказ учительницы о себе, сложной судьбе – сблизил детей и учительницу. Они почувствовали простой человеческий интерес к себе. Автор вспоминает, что больше всего их поразило то, что с самого первого урока Ольга Сергеевна начала называть их на «вы». Они этим страшно загордились, заважничали, подтянулись в учебе, стали более внимательными.

Образованный человек всегда уверен в себе, особенно учитель. Когда директор школы, по прозвищу Дециметр, приходил на уроки, дети его просто боялись и от страха путались в ответах, «…забывали на уроках математики таблицу умножения, а на уроках русского языка самые простые, казалось, навсегда уже заученные правила». Потому что побаивалась Дециметра и прежняя учительница Анна Павловна. Она путалась, краснела, роняла мел. А Ольга Сергеевна вела урок так же уверенно и спокойно, как и в отсутствие директора; «…вызывала и отличников и бывших двоечников, кого надо журила, кому надо объясняла задание по несколько раз, ничуть не боясь задержать его возле доски больше положенного». Ольга Сергеевна не побоялась сообщить ученикам и о смерти Ивана Бунина, чьё творчество было запрещено в советскую эпоху, и смело начала читать детям его книгу, даже призналась о личном знакомстве с ним. Не боится она в день Пасхи поздравить детей с праздником, а на Радоницу идет на кладбище помогать Ивану Дмитриевичу и бабке Акулине.

«…Ольга Сергеевна уезжала, расставалась с нами навсегда. И остановить её, наверное, было невозможно… Я не выдержал её молчания и безучастия и громко, почти навзрыд заплакал…» Имен в это момент Коля понял, как глубоко любил и уважал он свою учительницу. Ведь всё дорогое мы оцениваем после потери.

Как видно, образ второй учительницы является воплощением лучших черт, как человека, так и учителя. Не зря её запомнил мальчик и так тепло отзывался в этой повести уже будучи писателем.

Вывод: Из проанализированных выше произведений видно, что образ педагога в художественной литературе 50-80х годов характеризуется положительно, отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

3. Анализ анкетирования.

Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот мы уже в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту.

Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учителей. (Приложение 1 ). В анкетировании приняло участие 104 респондента. (Приложение 2 ) Не секрет, что большинство учителей в школах - женщины. Они и составили 83% опрошенных. Для того, чтобы определить темперамент педагогов, обратились к характеристике темпераментов (Приложение 3 ).

Как видно из Приложения 2, холерический тип темперамента имеют 41 человек, флегматический - 45, сангвинический - 13, меланхолический - 5. Хочется оговориться, что в чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы, ее свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ.

Опираясь на Приложение 3, мне захотелось попытаться определить темперамент учителей в тех художественных произведениях, которые мною были проанализированы выше. Вот что из этого вышло.

Учитель

Характеристика

Тип темперамента

Ч.Айтматов «Первый учитель»

Дюйшен

Дюйшен хотел ответить что-то резкое, но сдержал себя

Школа для меня не в тягость , Караке. Если бы я мог лучше учить ребят, я бы ни о чем больше не мечтал.

Он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение .

Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию . Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм , с которым он взялся за дело, не пропал даром.

Я и сейчас не могу найти слов, чтобы хоть сколько-нибудь выразить, как я была тронута благородством Дюйшена . …Я смотрела так, будто бы впервые увидела, сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра в его глазах , будто бы никогда прежде не знала я, как сильны и ловки его руки в работе, как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце .

Преобладает сангвиничес-кий характер

В.Быков «Обелиск»

Алесь Иванович Мороз

И тут, как это часто бывает, не обходится без своих энтузиаст ов. Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи. А неудач и разных конфликтов у него хватало.

Мороз вообще был мастер путать постулаты.

Не только школьники, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл по различным вопросам.

Мороз своим умом обошел нас.

Слова Алеся Ивановича вселяли надежду.

В.Распутин «Уроки французского»

Лидия Михайловна

…Не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было как-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

Мне и теперь часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию . Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка , а не учительница, мне даже хотелось порой на нее прикрикнуть.

Преобладает холерический темперамент

И.Евсеенко «Вторая учительница».

Ольга Сергеевна

По моим понятиям, она была женщиной довольно уже пожилой, лет сорока пяти, а то, может, даже и пятидесяти, чуть полноватой и медлительной .

Мне очень нравилось это её «здравствуй», строгое и четкое .

Вдруг окинула весь наш класс каким-то успокаивающим, ласковым взглядом .

Уроки она проводила спокойно и тихо , ни разу ни на кого не накричала, не поставила в угол и не выгнала из класса.

Но Ольга Сергеевна ничуть не менялась, не придумывала никаких новшеств согласно указаниям Дециметра. По крайней мере, мы этого не чувствовали.

Ольга Сергеевна ничуть, кажется, не удивилась моему появлению, но ничего и не сказала, молча и отрешенно смотрела куда-то.

Преобладает флегматичес-кий темперамент

4. Выводы.

1. Как видно из произведений, взаимоотношения учителя и ученика построены на взаимоуважении, доверии, понимании. Ученик интересует учителя как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

2. Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

3. Учитель делает всё, чтобы вырастить достойных людей, формирует в детях такие ценные качества, как человечность, честность, сострадание.

4. Анкетирование показало, что среди современных учителей (как и в художественной литературе) встречаются люди с различным типом темперамента. Темперамент не влияет ни на выбор профессии, ни на специальность.

Я думаю, что личный пример учителя важен и сегодня, даже очень. Согласен с мнением Л.Н.Толстого, который говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Именно такими совершенными учителями были и герои проанализированных мною произведений.

Использованная литература.

1. Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Детская литература, 1962.

2. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.

3. Евсеенко И. Вторая учительница. – Роман-газета, №8 2008 г.

4. Распутин В. Уроки французского. – М.: Детская литература, 1987.

5.Кравцова А. Статьи по психологии. Как определить тип темперамента. - Психомедиа: информационный канал-дайджест.

Приложение 1.

Анкета. Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением.

Вы:

1.Отличаетесь усидчивостью.

2.Вспыльчивы и импульсивны.

3.Чаще всего нетерпеливы.

4.Инициативны и решительны.

5.Упорны, даже упрямы.

6.Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

7.Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8.Любите рисковать.

9.Легко прощаете обиды.

10.Ваша речь быстрая и пылкая.

11.Часто страдаете от своей неуравновешенности.

12.Не терпите недостатков.

13.Вас привлекает все новое.

14.Ваше настроение часто меняется.

15.Вы жизнерадостный и веселый человек.

16.Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.

17.Часто бросаете начатое на полдороге.

18.Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

19.Ваши интересы и увлечения часто меняются.

20.К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

21.Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

22.Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

23.Вы отзывчивы, любите общение.

24.Ваша речь внятная и громкая.

25.Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

26.Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

27.Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

28.Вы рассеяны, невнимательны.

29.Вы сдержанный и хладнокровный человек.

30.В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

31.Вы осторожны и рассудительны.

32.Выдержанны, умеете выжидать.

33.Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.

34.Ваша речь размеренна, спокойна.

35.Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

36.У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

37.Спокойно воспринимает критику, равнодушны к порицанию.

38.Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39.С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.

40.Аккуратны, педантичны в мелочах.

41.Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.

42.Вы не любите много двигаться, медлительны.

43.Вы застенчивый человек.

44.Новая обстановка вызывает у вас замешательство.

45.Вы неуверенны в себе, своих силах.

46.Одиночество не тяготит вас.

47.Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.

48.В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.

49.Вы не слишком выносливы, быстро устаете.

50.Ваша речь тихая, иногда невнятная.

51.Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.

53.Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.

54.Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.

55.Вас легко обидеть.

56.Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

А теперь давайте разберемся с результатами теста. В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

Приложение 2.

Пол

Количество респондентов

Предмет, который ведет учитель

Тип темперамента

Женский

Татарский язык и литература

холерический - 14 флегматический- 8

сангвиник-4 меланхолический -1

Мужской

Татарский язык и литература

флегматический - 1

Женский

Русский язык и литература

флегматический- 6 холерический - 4

меланхолический -2

сангвинический - 1

Женский

Английский язык

флегматический- 6

холерический – 5

меланхолический -1

сангвиник - 1

Мужской

Английский язык

флегматический- 1

холерический - 1

Женский

Учитель начальных классов

флегматический – 8

сангвинический – 2

холерический - 1

Женский

Математика

меланхолический -1

флегматический- 2

холерический – 2

сангвинический - 1

Женский

Физика

флегматический- 1

Мужской

Физика

холерический - 2

Женский

Химия

флегматический – 1

холерический – 1

сангвинический - 1

Женский

Биология

флегматический – 3

холерический - 1

Мужской

Учитель физкультуры

холерический - 1

Женский

Учитель истории и обществоз.

холерический – 1

флегматический - 4

Мужской

Учитель истории и обществоз.

холерический – 6

флегматический - 3

Женский

Педагог-организатор

холерический – 1

флегматический - 1

Женский

Учитель географии

сангвинический - 1

Мужской

Учитель географии

холерический - 1

Женский

Учитель информатики

сангвинический - 2

Было опрошено 104 педагога (34% всех педагогов Атнинского района)

Приложение 3. Характеристика темпераментов.

Сангвинический темперамент. Люди этого типа легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. У сангвиников плавная походка, движения легкие и быстрые, хорошая осанка и выразительные жесты. Мимика и жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая. Минусы: Часто делают необдуманные решения.

Холерический темперамент. Люди этого типа легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Очень подвижны, чувства сильны и проявляются ярко. Это работоспособные и инициативные люди, которые подчас выдвигают фантастические идеи, азартно преодолевают трудности. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Речь торопливая, часто сбивчивая, яркая и выразительная мимика. Таким людям сложно усидеть на одном месте, поэтому часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке что-то вызывающее. Минусы: неуравновешенность, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Меланхолический темперамент. Люди этого типа пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего погружены в себя, предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны. При поддержке и размеренном ритме работы способны творить чудеса. Минусы: болезненно переживают любую сложную психологическую ситуацию.

Флегматический темперамент. Люди этого типа настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых трудно вывести из себя. Скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Это надежные и исполнительные работники, которых нет необходимости контролировать. Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни. Минусы: слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы.