Электрощиток

Культурная дипломатия. Проект настольного украшения в виде храма

Культурная дипломатия. Проект настольного украшения в виде храма

10 выбрали

...Десять стульев из дворца. Ореховые.

Эпохи Александра Второго. В полном порядке.

Работа мебельной мастерской Гамбса.

И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев»

«Гостиный гарнитур... Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…» Или «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши Поповой. Помните? Разумеется, помните – как и многие поколения читателей, а затем и телезрителей.




Благодаря Ильфу, Петрову и придуманной ими истории о зашитых в стул сокровищах о творениях мастера Гамбса слышали даже те, кого совершенно не интересует старинная мебель.

А тем, кого она интересует, есть куда податься – гамбсовская мебель хранится во многих музейных собраниях (начиная с Эрмитажа) и украшает интерьеры различных дворцов и усадеб.



Кстати, информация для москвичей и гостей столицы: в Историческом музее работает очень любопытная выставка, которая так и называется «Гамбсова мебель».


Именно она вдохновила меня на эту статью, но вместо ставшей привычной в моем исполнении экскурсии по залам я хочу предложить вам познакомиться с творчеством мастера Гамбса и его наследников в целом.

История «гамбсовых мебелей» в России началась еще в конце XVIII века, когда в 1790 году молодой амбициозный ученик знаменитого мебельного мастера из Пруссии Давида Рёнтгена приехал в Санкт-Петербург. Его звали Генрих Даниэль Гамбс, и он прибыл в молодую столицу вместе со своим учителем и комплектом мебели, изготовленным по заказу императорской семьи. Приехал – и остался, грамотно оценив обстановку мебельного рынка Северной Пальмиры.

В бурно развивающемся городе, где особняки росли как грибы после дождя, а денег на их обстановку никто не жалел (нужно же было соответствовать!), мебельных мастеров катастрофически не хватало. Так что, Генрих Гамбс оказался в нужном месте и в нужное время, обладая, к тому же, нужными талантами. Молодой мастер был не только достойным учеником поставщика королевских дворов Европы, в совершенстве овладевшим секретами и тонкостями мебельного ремесла, но и прекрасным коммерсантом. Он сумел найти деньги, убедив австрийского купца Отта стать сооснователем мебельной фирмы «Отт и Гамбс», и высокородных заказчиков в лице членов императорской семьи.

Вскоре нарядные бюро, шкафы, столики, каминные экраны и комоды красного дерева, украшенные золоченой бронзой, слоновой костью, вышивками и камеями появились в Михайловском замке, Зимнем дворце и загородных царских резиденциях.

Так что, гамбсовские «стулья из дворца» - вовсе не преувеличение. Были там и стулья, и кресла, и даже банкетки.

Чуть позже появились и необычные стулья в неоготическом стиле, который активно завоевывал позиции в модных интерьерах.

Но Генрих Гамбс обставлял не только императорские резиденции – его мебель, известную своим качеством, можно было увидеть во многих богатых домах Санкт-Петербурга. Комплект или даже один предмет мебели от Гамбса считался прекрасным подарком – например, на свадьбу или новоселье. Кстати, впоследствии интерьер можно было дополнять другими предметами мебели, отлично сочетающимися друг с другом. Мебель из красного дерева с позолоченными латунными накладками во французском стиле «жакоб» с легкой руки мастера Гамбса стала очень популярной в России.

Яркой новинкой для русских заказчиков стало использование в мебели вставок из стекла. Техника росписи цветного стекла с зеркальной амальгамой называлась «эгломизе» и была изобретена во Франции. Но в Европе в этой технике исполняли лишь мелкие вставки для табакерок или шкатулок, а Гамбс применил ее в крупных предметах интерьера.

Генрих Гамбс связал свою жизнь с Санкт-Петербургом навсегда – он принял российское подданство и получил звание придворного, нет, не мебельщика, а механика! Почему механика? Благодаря всяким скрытым в мебели механизмам и «секретам»: потайным ящичкам, замаскированным нишам, встроенным часам и музыкальным шкатулкам, и прочим хитростям. Подобные штучки считались в те времена очень модными.

Вскоре Гамбс стал единоличным владельцем фирмы, расширил ее, привлекая к работе сыновей, и построил для своей семьи дом на Итальянской улице. Любопытно, что сейчас именно на этой улице стоит памятник, пусть косвенно, но связанный с деятельностью Гамбса:

Даже не знаю, случайность ли это?

«Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая похвала была бы излишня», - так писали о Генрихе Гамбсе современники. Его мебель служила образцом для подражания, а сам мастер был настоящим законодателем мебельной моды на протяжении нескольких десятилетий.

При сыновьях и внуках Генриха Гамбса слава фирмы не померкла. Они по-прежнему изготовляли мебель для дворцов, принимали участие в восстановлении императорских интерьеров после пожара и даже добились почетнейшего звания «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Но в то же время мастера стали изготавливать и более дешевую мебель для повседневных нужд, а не для парадных покоев.

Для организации собственной деятельности талантливому мебельщику был необходим начальный капитал. В этом ему помог Ионафан Отт, купец из Австрии. Вместе они основали мебельную фабрику в Санкт-Петербурге. Мебельный магазин Отта и Гамбса был открыт на Невском проспекте, напротив Казанского Собора. Здание, в котором он располагался, тогда называлось домом Еропкиных. Магазин находился там вплоть до сноса здания.

Деятельность предприятия Гамбса

Выполненные Гамбсом для великой княгини Марии Фёдоровны предметы мебели заинтересовали Екатерину Вторую. В 1795 году Отт и Гамбс предлагают императрице заказать у них обстановку для Нового дворца великого князя Александра (Царское Село). Гамбс также выражает готовность взяться за ремонт старой мебели в Эрмитаже, изготовленной его учителем. Екатерина Великая решила принять это предложение.
Фабрика Отта и Гамбса начала изготавливать мебель для двора. В конце 1796 года Зимний дворец обзавёлся бюро работы Гамбса. С тех пор почти сорок лет все петербургские дворцы обставлялись мебелью его фабрики. Обстановка Михайловского замка и других дворцов Павла Первого - выполнена мастерскими Отта и Гамбса. Главой фирмы в то время являлся Ионафан Отт, подписывающий все документы.

Примечание эксперта по антиквариату

Мебель Гамбса — предмет настоящей охоты в среде ценителей искусства. Многие из них начинают формировать свои коллекции именно в Северной столице поскольку, приняв решение вы совершаете выгодное вложение в качественный антиквариат.


Производимая мастерскими Отта и Гамбса мебель вошла в моду. Появилось множество подражателей, и так называемая гамбсовская мебель получила распространение по всей стране. В 1800 году Генрих Гамбс, по-видимому, стал единоличным владельцем фирмы. Во всяком случае, имя Отта больше в документах не упоминалось. В 1801 году мебельный магазин переехал. После сноса дома Еропкиных он находился на Большой Морской, а с 1809 года - на Итальянской улице. Здесь, в доме под номером 18, этот магазин располагался вплоть до пятидесятых годов 19 века. Жители и гости Санкт-Петербурга имели возможность рассматривать выставленные в витрине образцы качественной и красивой мебели. Магазин стал городской достопримечательностью.
В 1828 году старший сын Генриха, Пётр Гамбс, стал совладельцем отцовской фирмы. Именно он играет ведущую роль в деятельности предприятия. В 1829 году Пётр создал мебель для первой выставки мануфактурных изделий, Старого Эрмитажа. В 1830, в 1840-50 годах он выполнял заказы на мебель для Зимнего дворца. Тогда же Пётр Гамбс изготовил музейную мебель - специально для Нового Эрмитажа, который только строился.

Наследие

В 1831 году не стало основателя фирмы, гениального мебельщика Генриха Гамбса. Но его дело продолжало жить, и сыновья создавали мебель, которой мы любуемся до сих пор. В 1830-х годах совладельцев вновь стало двое. Брат Петра, Эрнест Гамбс, вступил в семейное дело. Фабрика продолжала выполнять реставрацию мебели. В 1837 году, после пожара в Зимнем дворце, 130 сотрудников фирмы были награждены медалями за участие в его восстановлении. То есть, на рубеже 30-40 годов 19 века предприятие располагало сравнительно большим для тех лет штатом сотрудников. Помимо столяров у Гамбсов работали живописцы и чертёжники. Рядовым сотрудником фирмы был Густав Гамбс, третий сын её основателя.
Период 1840-1850-х годов характеризуется сменой стиля. В моду вошла удобная мебель изогнутых форм, получившая широкое распространение. Ею были обставлены усадьбы и особняки. Эта мебель встречалась как в столице, так и в провинции. Она составляла интерьер дворцов - Гатчинского, Зимнего и Петергофского. Эта комфортабельная, добротная ореховая мебель, обитая ситцем или штофом, пользовалась спросом. Позднее материалом обивки стала стёганая кожа.
Фирма Гамбса прекратила работу по неизвестным причинам. Предположительно, это произошло в шестидесятых годах 19 столетия. Данные о том, чем она занималась в последние годы своего существования, отсутствуют. Возможно, предприятие было закрыто из-за стремительного развития производства мебель машинным способом.

Династия мебельных мастеров

Генрих Гамбс (1765-1831), его дети Петр (1802-1871), Эрнест (1805-1849), Густав (1806-1875) и внук, старший сын Петра – Генрих (1832-1882).

Конец XVIII начало XIX века характеризуется, бурными политическими событиями и серьезными переменами на политической карте Европы .

В России, в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были Екатерина II и придворная аристократия. Влияние двора распостранялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель. Быстрый рост городов, серьезное дворцовое строительство обеспечивали большую потребностьв добротной, современной мебели. Русских мастерских не хватало для покрытия спроса. Это и обусловило появление в России большого количества иностранной мебели и иностранных мебельщиков. Если в начале правления императрицы Екатерины в 1762 году, мебели не хватало даже для двора, то к 1790-му уже была создана мощная мебельная промышленность, заложившая основу для расцвета русского мебельного дела в первой половине XIX века. По данным известного путешественника И. Г. Георги в 1794 году русская гильдия столяров-мебельщиков состояла из 124 мастеров, 285 подмастерьев и 175 учеников.

Стиль классицизм, возникнув в середине 1760-х во Франции и Англии, достиг Германии и России только к 1770-м годам. Одним из ярких представителей этого периода являлся немецкий мебельщик Давид Рентген (David Roentgen, 11.8.1743- Wiesbaden,12.2.1907), поставлявший мебель королевским дворам Франции и Германии, а с 1784 года и Российскому императорскому двору в новом, классическом стиле. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письменные столы. В мастерских Рентгена в Нейвиде (Neuwied), которую Давид унаследовал от своего отца Абрахама, работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Одним из его лучших и талантливейших учеников и был Генрих Гамбс, сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена), который попал в эту школу в 1780 году.

29-летним, уже опытным специалистом, в 1790 году, Генрих со своим учителем и с комплектом мебели, заказанной российским царским двором, едет в Петербург. Для Давида Рентгена это была четвертая и, как оказалось, последняя поездка в столицу России. Ибо его ученик, трезво оценив обстановку и мебельную конъюктуру, решил остаться в России и завести здесь свою собственную мебельную мастерскую.

в России

Для осуществления задуманного нужны были две вещи – покровитель и деньги. Первого он находит в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка так называемого «малого двора» питала большое пристрастие к декоративно-прикладному искусству. Есть мнение, что она некоторое время даже обучалась у Генриха Гамбса профессии краснодеревщика. По некоторым сведениям под её покровительством были такие интересные личности, как Николай Фай в качестве «токарного мастера» и учителя, Леберехт обучающий её медальерному искусству, Георг Кениг, учивший императрицу резьбе камей и инталий. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, позолоченной бронзой и расписным стеклом. В комплект со столиком входит и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. Сразу же вслед за этим Генрих Гамбс в 1794 году исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой и вставками расписного стекла (скорее всего, по эскизам художника Н.А.Львова).

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д.

Генрих Гамбс находит компаньона в лице богатого австрийского купца Ионафана Отто.

Мебель, изготовленная для Марии Федоровны, очень понравилась императрице Екатерине II. Появилась возможность стать тем, кого впоследствии назовут поставщиком двора его Императорского Величества. В 1795 году Гамбс и Отто пишут обстоятельную «Памятную записку» на имя императрицы. В ней они предлагают по-новому организовать поставку мебели для дворца, и, в частности, меблировать Новый дворец великого князя Александра в Царском селе. Гамбс обещает также отремонтировать старую мебель своего учителя Рентгена в Эрмитаже, «все части которой, особенно механические, крайне пострадали». «Записку» зачитали Екатерине, и было дано высочайшее разрешение создать мебельную мастерскую для дворцовых работ при условии, «если работы их будут простее и дешевле» (деньги при дворе умели считать!). С этого момента начинается деятельность новой мебельной фабрики для двора. Судя по документам, уже в декабре 1796 года в Зимний дворец поступает бюро, сделанное Гамбсом. С этого времени на протяжении почти сорока лет все ответственные работы для дворцов Петербурга выполняются фирмой Г. Гамбса.

Генрих Гамбс и Ионафана Отто открывают свою первую фабрику и мебельный магазин в Петербурге, в районе Калинкина моста, «между английской пивоварней и госпиталем», а ещё точнее, «против Казанской церкви, в доме Еропкиных». Сохранились записи, в которых он оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под № 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены". Дела пошли хорошо, и через четыре года, в 1801 году, Гамбс перебрался в более аристократическую часть города, уже почти в самом центре - на Большую Морскую улицу, где открыл мебельную лавку в нынешнем доме № 23. Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Высшим своим архитектурным и инженерным достижением Гамбс считал большое механическое бюро, совершенствовавшееся на протяжении 20 лет. Одной из самых эффектных особенностей этого бюро было неожиданное и мгновенное появление кресла из плоской выдвижной подставки.

Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. (Красное дерево, клен, позолоченная бронза, латунь, сталь) 1795-1815.

Генрих Гамбс. Эрмитаж. Современный вид.

После 1800 года имя Отта из документов архива исчезают. Видимо, единственным владельцем мебельной фабрики становится Генрих Гамбс. В начале XIX века Гамбс много работает по чертежам Воронихина. Сотрудничество это было весьма плодотворным, в чем можно убедиться, посетив Павловский музей. Здесь преобладает мебель из красного дерева с резьбой, окрашенной под темную или зеленую бронзу, с очень сдержанным применением позолоты, подчеркивается лишь красота формы.

К тому времени он уже прочно встал на ноги: можно было подумать и о женитьбе. Подругой жизни Генриха стала дочь "цесарского" то есть австрийского дворянина Антона Венкера фон Данкеншвейля, который промышлял в столице портняжным делом и сумел заработать порядочное состояние, включающее два каменных дома на Невском, 46, и Итальянской, 17. В семье один за другим появляются сыновья: Петр (1802-1871), Александр (1804-1862), Эрнст Фердинанд (1805-1849), Генрих (1806-1875) и Людвиг (даты рождения и смерти установить не удалось). Брак с Шарлоттой Антоновной укрепил материальное положение Гамбса, позволив вдобавок перевести свое заведение в дом тестя на Итальянской: там Генриху суждено было прожить до самой смерти.

Интеграция и гражданство

Как уже было сказано, первые образцы мебели Гамбса появились в Зимнем дворце в декабре 1796 года. Они поначалу очень напоминали работы Давида Рентгена, но постепенно влияние учителя сходило на нет, уступая место собственным разработкам и изобретениям Гамбса. Фирма «Отто и Гамбс» изготовила огромное количество мебели для дворцов Павла I, в частности, для Михайловского замка (отметим также, что много мебели для этих дворцов было изготовлено в мастерской известного русского архитектора А.Н.Воронихина). Главным лицом на фирме был, скорее всего, Отто, потому что документы в первое время подписывались именно им. Но это никак не сказывалось на славе имени Гамбса.

В 1807 он получает российское подданство, в 1809 его магазин переезжает ещё ближе к центру – в дом № 17 (по другим данным – дом № 18) по улице Итальянской (рядом с Пассажем). Качество мебели было столь отменным, а заказчики – столь знамениты, что магазин Гамбса становится одной из достопримечательностей Петербурга.

Особой новинкой явилось использование орехового дерева и вставок из цветного стекла, под которое подводилась зеркальная амальгама. Это одно из фирменных нововведений Гамбса - использование «эгломизе» (eglomise). Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил «эгломизе» при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль «Жакоб». Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.

Секретер, около 1800 г., красное дерево, бронза

В 1810 году Генрих Гамбс получает звание «придворного механика». К этому времени позиции его мастерской были столь прочны, что в мебельном деле столицы и России в целом у Гамбса не было равных конкурентов.

«Довольно известно, что мебельное мастерство доведено у нас, а особливо в здешней столице, до совершенства; преимущественно же перед всеми отличается придворный механик Гамбс. Его изобретательный ум в вымыслах неистощим: красивые рисунки, удобство для употребления, чистая отделка, наилучший подбор дерева и прочность суть всегдашние неизменного качества всех его работ… Истинно Гамбс есть гений в своём роде. Сей искуснейший художник, сорок лет производящий свою работу, приобрел уже такую славу, что всякая ему похвала была бы излишня. Произведения его украшают все дворцы императорские» - говорилось в «Описании первой публичной выставки» в 1829 году.

Это было время, когда совладельцем фирмы стал старший сын Петр Генрихович. Он с самого начала активно включился в работу, привлекая к сотрудничеству лучших дизайнеров и архитекторов.

Мебель Гамбса была настолько известна своим отменным вкусом и качеством, что читая литературные произведения того времени, мы довольно часто встречаем упоминания о ней. Например, А. С. Пушкин в незаконченном отрывке “Мы проводили вечер на даче…” писал об одном из героев, что он дремал “в Гамбсовых креслах ”. Отметим также, что и сам Александр Сергеевич пользовался мебелью Гамбса. Так, в счёте «Господину Пушкину» в 1832 г. перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал у Гамбса, среди них - маленький письменный стол, кресла, кушетка, диван, ширмы грушевого дерева «в готическом вкусе». По свидетельству современников, фирма Гамбс исполняла также мебель знаменитого «Нащокинского домика». Ко дню рождения в 1735 г. поэт получил в подарок кресло из мастерской Гамбса. Известно, что по поводу «покойного» (то есть, удобного - прим. автора ) кресла, подаренного А.С. Пушкину ко дню его рождения в 1835 году, мебельщиком Аристом Гамбсом был предьявлен счет для оплаты от 25 мая 1835 года, в котором упоминается «вольтеровское механическое кресло с пюпитром, обитое красным сафьяном» которое стояло в его кабинете в квартире на Мойке и сейчас находится в экспозиции музея А. С. Пушкина.

Вещи, купленные у Гамбса, было принято преподносить в подарок в праздничные дни и на новоселье.

В середине XIX века фирма «Отто и Гамбс» получила почетное звание «Поставщик Двора их Императорских Величеств и Высочеств». Русские купцы ценили этот титул выше сословного звания. Например, знаменитой водочной фирме Смирнова для получения такого титула (в 1913 году) потребовалось 68 лет работы.

В 1836 году для разросшейся семьи Петр Генрихович нанимает архитектора Гаральда Босса и строит новый дом на Большой Итальянской улице (ныне Итальянская,17)

Наследование

Знаменитую семью мебельщиков Гамбсов можно навестить: все её поколения лежат теперь на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Лишь могила основателя династии Генриха Даниеля Гамбса не сохранилась: он умер 15 июля 1831 года и был похоронен на Холерном кладбище, что находилось на 4-й версте Царскосельской железной дороги. Кладбище было упразднено до 1875 года, а сведений о переносе могилы Гамбса нет.

В 1831 г. основатель фирмы Генрих Гамбс умирает, но изделия фирмы ещё долгие годы продолжают пользоваться прежней славой. Известно, что ещё в 1828 г. совладельцем фирмы стал старший сын Генриха Гамбса - Пётр, который сразу же активно включился в работу фирмы и именно ему принадлежит основная роль в деятельности фирмы последующих лет. Ещё при жизни отца он изготавливает мебель для Старого Эрмитажа, первой выставки мануфактурных изделий 1829 г. и в 1830г. для Зимнего дворца. В 1840-1850-х гг. он также выполняет разные заказы для Зимнего дворца и создаёт специальную музейную мебель для строящегося здания Нового Эрмитажа. Причём наряду с мебелью красного дерева исполняет гарнитуры из ореха, тополя, волнистой берёзы, розового дерева, резного золочёного дерева, а также расписную мебель.

В 1830-х гг. совладельцем фирмы становиться ещё один сын Генриха Гамбса - Эрнест (названный в некоторых архивных документах Аристом), имя которого упоминается в связи с покупкой мебели А.С.Пушкиным.

Как и ранее, наряду с выполнением новой мебели фирма производила реставрационные работы. Так, например, за участие в возобновлении Зимнего дворца после пожара 1837 г. получили медали 130 сотрудников фирмы. Это указание чрезвычайно интересно, так как, по существу, является первым свидетельством того, какой большой штат имела фирма в конце 1830-х гг. Наряду с «мастерами столярного мастерства», в ней трудились чертёжники и живописцы, а также в эти годы работал ещё один сын Генриха Гамбса - Густав.

В 1840-1850 гг. в жизни фирмы вступает новый этап, когда основной продукцией, в связи с изменением стиля, становится комфортабельная и удобная мебель из ореха, изогнутых форм, обитая обычным штофом или ситцем, а позднее - стёганой кожей. Подобная мебель составляла обстановку Петергофского, Гатчинского и Зимнего дворцов. Она также получила широкое распространение в особняках, усадьбах и столицы и провинциальных городов, являясь необходимой и модной принадлежностью интерьера. Именно мебель этого периода получила название «Гамбсова мебель» - синоним добротности в мебельном искусстве. Упоминания о ней мы встречаем в романах Гончарова и Тургенева. Так, у Тургенева в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете. На широком Гамбсовом кресле». Знаменитые «Двенадцать стульев» из ореха были также исполнены Гамбсом.

Последние годы фирмы Гамбса, а также причины, по которым она прекратила своё существование – неизвестны. Можно предположить, что с бурным развитием фабричного или точнее машинного производства мебели наследники закрыли мастерскую. И поскольку в путеводителе по Петербургу, изданном в 1874 г., где приводятся сведения о мебельных заведениях столицы, имя Гамбса вообще не упоминается, можно предположить, что фирма перестала существовать в 1860-х гг.

Наследники старого Генриха до революции 1917 года владели домами № 6 по Малой Морской и № 1 по Гороховой улице, возможно, им принадлежали также квартиры в доме № 6 по улице Гоголя и № 120 на Фонтанке. Так, согласно адресной книге Санкт-Петербурга за 1914 год, в доме № 6 по улице Гоголя проживал Эрнст Петрович Гамбс со своей женой Каролиной Александровной, урожденной Гумминг (Gumming).

Русским читателям о Гамбсе напоминать не нужно: они знают, о чем идет речь. Но и немцам это имя достаточно хорошо знакомо, притом, не только по музейным экспонатам: роман «12 стульев (Zwolf Stuhle)» был издан на немецком языке в Вене в 1930 году, а «Золотой теленок (Das goldene Kalb)» - там же в 1932 году.

Знаменитый стул Гамбса, отлитый из бронзы, украшает памятник главному герою романа «12 стульев» Остапу Бендеру, установленный в 2000 году в Санкт-Петербурге на той самой Итальянской улицу, где в 1836 году был построен дом семьи Гамбсов. Желающие могут посидеть на нем, сфотографироваться рядом с бронзовым Остапом, и припомнить историю знаменитой фамилии российских мебельщиков немецкого происхождения.

Гамбс, Генрих Даниэль (Gambs Heinrich, 1764—1831 гг) — самый известный мебельный мастер и механик конца 18 - первой трети 19 века, работавший в России, придворный мебельщик. Ученик Давида Рентгена.

Имя Гамбс стало синонимом добротности, хорошего вкуса и ассоциировалось с высшими достижениями мебельного искусства России XIX столетия. Выработал особый строгий тип корпусной мебели, славился высоким качеством отделки.

«Гарнитур от Гамбса» получил своеобразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Биография и творчество

Генрих Даниель Гамбс - сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена). Генрих Гамбс родом из прусского городка Нейвуд. Был учеником Давида Рентгена - знаменитого мастера из Нейвуда, потомственного краснодеревщика, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии. Генрих Гамбс приехал в Санкт-Петербург в 1795 году в качестве ученика Рентгена.


Гамбс, очарованный красотой “Северной Пальмиры” и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в “согласие” с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, “между английской пивоварней и госпиталем”. В ноябре 1795 года Гамбс открыл на Невском проспекте, напротив Казанского собора магазин по продаже мебели. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году он размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме № 18 по Итальянской улице.


Генрих Гамбс. Бюро с откидной столешницей, фото

На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике - с выдвижным креслом, музыкой и т. д. Качество мебели Гамбса всегда было просто отменным.


Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным

механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж. фото

По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.


Генрих Гамбс. Консоль с воссозданными в ходе реставрации камеями

в оправах, фото

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.


Генрих Гамбс. Секретер 1800, фото

Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.


Стулья Генриха Гамбса, фото

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Генрих Гамбс, фото

Мебели Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России. Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова были исполнены Гамбсом.


Стулья мастера Гамбса, фото

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась. Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.

Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами.

Итак, знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его Генрих Гамбс.

Перспективы мебельного рынка «Северной Пальмиры” были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику «Отт и Гамбс”


Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Генрих Гамбс. Эрмитаж.

А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт - медальерному искусству…
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой.

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.

Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.

столик по рисунку Воронихина для Павловского дворца. 1804 год.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.


Секретер 1800


Бюро с откидной столешницей,Начало 19 в


Бюро красного дерева с розетками. Генрих Гамбс. Между 1800-1810 гг.

Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.


Атрибутируется фирме Г. Гамбса.начало 19 века.Эрмитаж.

Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком , даже разыгрывалась в лотерее.


Приемная с мебелью Гамбса. Гатчинский дворец.1851

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась.
Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.