Электрощиток

Консультация для воспитателей "книжный уголок в детском саду с учетом фгос до". Книжный уголок в детском саду

Консультация для воспитателей

Книжный уголок в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.


Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Прежде чем мы рассмотрим, по каким принципам в детском саду следует организовать уголок книги, отметим, что как раз в дошкольном возрасте дети начинают приобретать первый опыт читательской деятельности.

Каждый дошкольник обладает высоким потенциалом для развития. Это касается и его читательских навыков.

Благодаря хорошей детской библиотеке можно раскрыть эти навыки и реализовывать их.

Дети начинают испытывать потребность пользоваться библиотекой тогда, когда имеющиеся домашние книги уже прочитаны, а желание читать новые книги по-прежнему остается.

Литература позволяет человеку развить любовь к слову. Поэтому нужно вводить чтение книг в детский опыт тогда, когда у него развивается речь.

Те образы, которые дети подчеркнули в книгах, они будут нести всю свою жизнь в памяти.

Именно в дошкольный период нужно воспитывать будущих читателей. Дошкольники воспринимают прочитанное, как действительность. Поэтому им очень страшно, когда они читают соответствующие рассказы.

Также дети очень эмоционально воспринимают то, что читают.

Когда ребенок слушает чтение сказки, то он ярко показывает свои эмоции. Он может плакать, смеяться, возмущаться и сочувствовать героям. Это хорошо – так ребенок становится сопереживающим человеком.

С другой стороны очень сильные эмоции часто мешают трезво оценить прочитанное. Поэтому нужно следить не только за эмоциональным восприятием литературных произведений, но и за рациональностью мышления при чтении. Также дети очень стремятся подражать другим.

Поэтому они предпочитают те книги, которые нравятся их сверстнику и воспитателям. Это не всегда правильно, лучше учить ребенка развивать самостоятельность в вопросах выбора литературы.

Описанные выше особенности дошкольников – это негативные черты личности у будущего читателя, над которыми нужно работать. А позитивные особенности обязательно нужно развивать. Рассмотрим четыре группы распространенных стереотипов.

Стереотипы будущего читателя

Отношение к самому процессу чтения

Первая группа – это отношенческие стереотипы к самому процессу чтения. Дети могут воспринимать чтение как неприятную обязанность, а могут получать от него удовольствие, либо воспринимать чтение как развлечение. Все эти стереотипы считаются негативными.

Необходимо помочь детям развивать положительные стереотипы: нужно, чтобы дети относились к чтению, как к серьезному занятию, требующему мыслительной работы.

Дети должны понимать, что чтение очень полезно и обогащает их духовность, дает возможность лучше удовлетворять потребность к познанию.

Читательские предпочтения

Вторая группа стереотипов – это читательские предпочтения. Например, дошкольник может любить сказки, но не воспринимать стихи. Также бывают дети, которые готовы читать все книги без разбору, в том числе и взрослые.

Есть читатели, которые выбирают лишь те книги, которые понравились их сверстникам. Позитивные стереотипы этой группы – читатель выбирает лишь те книги, которые считает для себя полезными.

Восприятие книги

Третья группа стереотипов – восприятие книги. Часто дошкольники начинают сопоставлять себя с героем книги и воспринимают сюжет книги, как реальность. Это плохо, потому что мешает объективно осуществить анализ сюжета.

В дальнейшем в школе от детей требуют описать замысел автора и методы для его раскрытия, а такие дети будут не способны этого сделать. Также подобный стереотип лишает возможности ребенка критически оценивать сюжет книги.

Если становится заметно, что ребенок именно так воспринимает сюжеты книг, то это требует коррекции. Важно, чтобы читатель воспринимал себя как собеседника с автором книги.

Также читатель может играть роль критика, который вдумчиво подходит к процессу чтения, старается обогатить раскрытие авторского замысла собственными находками.

Нужно учить дошкольников тому, чтобы они не перевополощались в героев книг, а примеряли к себе прочитанное и сравнивали себя с героями.

Оценочные стереотипы книг

И последняя группа стереотипов – это оценочные стереотипы книг. Часто дети вообще не могут оценить то, что прочитали. Другие дети не могут оценить книгу критически. Поэтому нужно помогать детям мыслить критически и быть творческими личностями.

Нужно определить круг детского чтения. Он зависит от того, каков возраст у читателей, каковы его предпочтения, что он знает о мире взрослых, какие книги имеются в семейной библиотеке и в общественной библиотеке.

Выбор книг

Согласно Л.Н. Толстому, выбирать книги, нужно опираясь на их художественность и заинтересованность в них детей.

Обычно в первый круг книг для детей входят издания с народным творчеством, особенно со сказками. Но важно не только с русскими сказками знакомить детей, но и с другими близкими к России народами, да и со всемирно известными произведениями.

Второй круг книг для детей составляют обычно русские классические произведения, которые были написаны специально для дошкольников, либо те, которые перенесли со временем из книг для взрослых в книги для детей.

Например, это могут быть произведения известных русских классиков, таких как Пушкин А.с. , Чехов А., Тютчев Ф., Л. Толстой и другие.

Согласно многим авторам. очень важно включать классические произведения в книги, которые вы читаете со своими детьми. Это позволяет детям испытывать новые мысли и чувства, переживать новые настроения и пробовать на прочность новые идеи.

Дети со временем начнут испытывать привязанность к тем или иным авторам. А это возможно достичь только во время регулярного чтения.

Третий круг книг для дошкольников – это другие известные произведения, написанные специально для детей.

Известны в этом направлении многочисленные работы С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и других замечательных авторов.

Воспитывая в ребенке благодарного читателя, нужно помогать ему совершенствовать восприятие прочитанного. Важно, чтобы он мог уметь осмысливать прослушанные произведения литературы и обогащать свой чувственный опыт.

Читательские особенности у детей

Обычно дошкольники имеют следующие характерные особенности:

  • детям очень интересно содержание литературно произведения, они любят устанавливать различные связи;
  • дети учатся воспринимать читаемое произведение, его форму и содержание;
  • детям интересно обращать внимание на выразительные языковые средства;
  • они воспринимают героев книг, как очень близких и понятных им персонажей;
  • они проявляют искреннее сочувствие персонажам книг, по-настоящему волнуются за них;
  • они могут воспринимать скрытые мотивы персонажей книги;
  • в этом возрасте дети испытывают уже достаточно глубокие чувства при чтении книги, они по-разному могут их выражать. Некоторые дети громко смеются, другие просто улыбаются. Кто-то начинает смотреть на своих товарищей. Другие же наоборот тормозят свою внешнюю активность и неподвижно сидят, слушая чтение;
  • дети уже могут вполне осознанно проводить элементарный анализ прочитанной книги.

Чтобы получилось воспитать из ребенка будущего грамотного читателя, нужно правильно отбирать литературные произведения.

Для этого можно воспользоваться педагогическими принципами, которые были разработаны многими отечественными педагогами.

Главный принцип выбора книг

Одним из главных принципов является рекомендация подбирать такие книги, которые удовлетворяют задачам воспитания. Причем здесь речь идет и о воспитании интеллектуальных способностей ребенка, его эстетического восприятия, его нравственной культуры.

Только при соблюдении этого условия чтение книги с ребенком будет нести определенную педагогическую ценность.

Книга должна через конкретные образы показывать дошкольнику идеалы справедливости и добра.

Ребенок должен знать, как проявляется мужество. Он учится правильно относиться к другим людям и к самому себе. Он учится правильно оценивать собственные поступки. При этом нужно учитывать особенности детей в дошкольном возрасте.

С.Я. Маршак писал о том, что возрастные особенности учитываются не тем, что нужно упрощать сюжет книги и сюсюкаться с малышом.

Нужно учитывать психические особенности дошкольника, его степень конкретности мышления, его уровень впечатлительности, его ранимость.

Книга должна доставлять ребенку большое удовольствие и приносить пользу его развитию.

Занимательной книга должна быть не благодаря теме и не благодаря чему-то новому для ребенку.

Занимательным является то произведение, которое позволяет открыть что-то новое в уже знакомом, и что-то знакомое в еще новом. Важно, чтобы композиция книги была облегчена и имела лишь одну линию сюжета.

Все художественные образы книги должны раскрывать одну главную мысль. Важно, чтобы действия всех героев передавали эту мысль. Но не обязательно выбирать лишь небольшие книжки.

Нужно учитывать, что возможности ребенка постепенно растут, и постепенно он может воспринимать все более объемные произведения.

Согласно работам А.С. Макаренко. важно, чтобы художественные книги шли как бы навырост, то есть слегка опережали возможности психики дошкольника.

Выбирая книги для чтения, можно сосредоточиться на следующих типах произведений: фольклорные произведения (различные песенки, пословицы, сказки, поговорки).

Важно, чтобы ребенок мог знакомиться с книгами-представителями разных жанров литературного искусства. Это должна быть не только проза, но и поэзия, не только сказки, но и рассказы, не только серьезные произведения, но и смешные и шуточные.

Также тематика книг должна быть разнообразной: это могут быть детски темы, сказки про животных, описания событий из взрослой жизни, описания красоты природы, различные экологические трудности и многое другое.

Очень важно, чтобы ребенок был знаком с большим разнообразием литературных направлений.

Уголок книги или книга в жизни малыша

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу.

Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.

В уголок книги ребенок приходит за общением с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.

Требования к оформлению уголка книги

  • расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
  • обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;
  • целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;
  • эстетичность и функциональность предназначения;
  • учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

Отбор литературных произведений

Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников:

  • доступность;
  • художественность;
  • разнообразие;
  • постепенность усложнения;
  • учет национальных и культурных особенностей произведений;
  • учет читательских предпочтений дошкольников;
  • сюжетная занимательность;
  • простота и ясность композиции;
  • близость содержания опыту ребенка.

Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований:

  • жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
  • формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой);
  • тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
  • настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.).

Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.

Принцип организации уголка книги

Главный принцип, по которому организуется уголок книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги.


Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения.

К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

Уголок книги — содержательное наполнение в разных группах

Младшие группы

В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там.

Сообщает правила, которые нужно соблюдать, заходя в уголок книги (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

В книжном уголке выставляется, как правило, немного книг (4 – 5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоколичностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.

Кроме книг, здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние животные», тематические выставки:«Сказки Корнея Чуковского», «Осенняя поэзия» и др.).

Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Дошкольникам младшего возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот.

Оформление уголка книги

Поэтому при оформлении книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.А. Васнецова; «Детки в клетке» С.Я. Маршака с рисунками Е.И. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого с рисунками А.Ф. Пахомова.

Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И.Я. Билибина,Ю.А. Васнецова, В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Е.И. Чарушина и других.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

Средние группы

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг.

Старшие группы

Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматривают книги о приключениях.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2 – 3 сказочных произведения.

Влияние литературы на ребенка

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка.

Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечивающие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.

Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголок книги всегда нужно размещать 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр.

Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги.

Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские журналы.

Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки- малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде взрослых и по другим тематикам.

Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.

Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Н. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам, и другие.

Организация выставки

При организации выставки соблюдаются следующие правила:

  • тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени – не более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.

Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уютную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников.

В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.

Общение в уголке книги

Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный и доверительный характер.

Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Приобщению детей к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библиотеки.

Библиотека детского сада представляет собой отдельное помещение, оснащенное библиотечными стеллажами и каталожными ящиками. Тот же самый уголок книги, но в больших размерах.

Библиотечный фонд представлен детской художественной литературой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольников) и методической литературой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях.

1 votes, average: 5,00 out of 5)

Книжный уголок в ДОУ

«Уголок книги» - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть - «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников
Цель «Уголка книги» - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
«Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
«Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
«Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.
Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
В группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона)
Книг выставляется, как правило, немного 4-5, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавляется коллекция скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
На полки книжного уголка выставляются разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там может храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.),
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений - удовлетворение этих многообразных интересов.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
Сказки народные и авторские;
стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
книги, которые дети приносят из дома;
тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавляются книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок можно поместить буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека.
Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Длится выставка не более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться.
Также педагоги могут проводить выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей.
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя ».

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Книжный уголок в детском саду Презентацию подготовила воспитатель МАДОУ «Сказка» Шайгарданова Г.Р.

«Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи » Сухомлинский В. А.

Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность. Основные требования к оформлению книжных уголков:

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; Книги с динамичными элементами Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Книжки-раскладушки Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, Его устройством и назначением, Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. I Младшая группа

Книжный уголок в I младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; Книги с обычной листовой структурой; Эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка; Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником 2 Младшая группа

Книжный уголок в 2 младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней. Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций. Средняя группа

Книжный уголок в средней группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей и художников – иллюстраторов Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; Знакомит с миром природы, ее тайнами и Старшая группа

Книжный уголок в старшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми Количество книг в уголке не регламентировано. 2-3 сказочных произведения стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); 2-3 книги о животных и растениях; книги, с которыми детей знакомят на занятиях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.); «Толстые» книги; книги, которые дети приносят из дома. Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; - Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; - Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; - Знакомит с миром природы, ее тайнами и Подготовительная группа

Книжный уголок в подготовительной группе

«Произведения С. Михалкова»

Тематические выставки Книги о животных Книги о космосе

привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Главной задачей педагогов является

литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражать­ся в учете особенностей пси­хики ребенка, в конкретности мышления, впечатли­тельности, ранимости; книга должна быть занимательной. Занимательность опреде­ляется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; в книге должна быть четко выражена позиция автора. книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или сис­тема образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Педагогические принципы:

произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки); произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушки­на, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тют­чева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.); произведения современ­ной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша­ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча­рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.). произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы); произведения народов других стран. Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие. Л. Выготский

Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. А.И. Княжицкий

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Белинский В. Г.

Спасибо за внимание

Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с. Материал с сайта: http://сайт/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu Использованные материалы.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Консультация для воспитателей Книжный уголок в детском саду с учетом ФГОС ДО Подготовила: Виноградчая Е.Г. воспитатель I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

«Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и себя самих» Сухомлинский В. А.

3 слайд

Описание слайда:

привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Главной задачей педагогов является

4 слайд

Описание слайда:

Рациональное размещение в группе. Соответствие возрастным особенностям и интересам детей. Оригинальность и эстетика оформления уголка, состояние книг. Разнообразие литературы по жанрам. Наличие портретов писателей и их книг с произведениями. Наличие периодических изданий (детских журналов). Постоянная сменяемость. Действующие тематические выставки. «Аптечка для книг» Раздел «Моя любимая книга» (книги, принесённые из дома). Востребованность. Основные требования к оформлению книжных уголков:

5 слайд

Описание слайда:

2 Младшая группа Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работас детьми В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; Книги с динамичными элементами Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – малышки; Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Воспитатель знакомит детей с уголком книги,его устройством и назначением, Приучает рассматривать книги (картинки) только вКнижном уголке, Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Средняя группа Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работас детьми Вкнижном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): Книги с одним и тем жепроизведением, но иллюстрированные разными художниками; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей:К. Чуковский,С.Маршак,А.Барто, В.Сутеев; Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней. Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Старшая группа Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работас детьми 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателейихудожников – иллюстраторов Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), Наборыоткрыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; Знакомит с миром природы, еетайнами.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Подготовительная группа Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работас детьми Количество книг в уголке не регламентировано. 2-3 сказочныхпроизведения, стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); 2-3 книги о животных и растениях; книги, с которыми детей знакомят на занятиях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками(С.Михалкова, М. Зощенко, В.Драгунского, Э. Успенского и др.); «Толстые» книги; книги, которые дети приносят из дома. Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; - Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; - Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; - Знакомит с миром природы, еетайнами.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Произведения С. Михалкова»