Электрощиток

Как раскрутить закипевшее резьбовое соединение. Узнайте, что делать, если прикипел болт

Как раскрутить закипевшее резьбовое соединение. Узнайте, что делать, если прикипел болт

Наверное каждый человек, которому приходилось чинить велосипед, электровелосипед или мотоцикл сталкивался с проблемой выкручивания прикипевших болтов . Прикипевшим болтом называют болт, который намертво застрял в своем положении и сдвинуть с места его невозможно без дополнительных вспомогательных действий. Происходит это из-за длительной эксплуатации транспортного средства, образованию коррозии и попаданию грязи на резьбу. Часто болт попросту прирастает к резьбе. Такие болты – настоящая головная боль. Они могут растянуть самый простой ремонт узла на долгие часы.

Причем, применять силу тут нужно с умом . Старые болты подвержены не только срыванию шляпки, но ещё любят ломаться прямо внутри резьбы. Один кусок болта остается внутри резьбы, а второй в руках. Когда это комедия на экране, это смешно. Но когда болт остался в руках зимним вечером, а завтра нужно куда-то ехать, это уже вовсе не смешно.

Что делать, если не получается выкрутить болт

В первую очередь, нужно разделить болты на болты с целым шлицем и сорванным шлицем . Если шлиц остался целым (неважно, какой это был шлиц) – это половина проблемы и есть шансы, что процесс ускорится. Отсюда следует первое правило – бездумное приложение силы чревато испорченным ключом и сорванным шлицем/головкой болта. Соответственно, не нужно прикладывать полную силу, если есть подозрение, что ключ соскочит. Часто ключ соскакивает из-за того, что шлиц накинут не полностью. Например, ключ-головка наделся не полностью и тогда даже небольшое приложение силы убивает головку болта. Важно следить и за размером — ни в коем случае не пытайтесь откручивать болт неподходящим/ушатанным ключом .

Если есть подозрение, что ключ уже на грани и может неожиданно провернуться, то снимите ключ заранее и подумайте, как ещё можно схватить болт. На помощь могут прийти клещи или газовый ключ с сильным хватом. Так или иначе, старайтесь максимально сберечь имеющуюся головку. Ведь в противном случае нужно будет наваривать новую гайку прямо на шляпку, а это не самая легкая процедура.

Вне зависимости от того, остался шлиц болта или нет, нужно:

  1. Максимально очистить резьбовое соединение от грязи и пыли. Очистить саму головку. Снять ржавчину наждачкой и чуть-чуть пройти мелким напильником. Важно тут не уменьшить сильно грани шляпки.
  2. Залить резьбовое соединение составом типа WD-40 или жидкий ключ. Лучше выбирать именно WD-40 . Несмотря на наличие аналогов, ВД шка работает гораздо более эффективно. В своё время этот факт очень сильно удивил меня при ремонте авто. Если под руками нет таких чудо-средств, то можно использовать керосин или бензин. Правда ни керосин, не бензин не могут так эффективно диффундировать в закисшую резьбу. Помните одно правило — вам важно добиться попадания состава именно внутрь резьбы ! Если ситуация не изменилась через 10-15 минут, то нужно отложить процесс часов на 6-8. Может повезти и диффузия позволит частицам растворителя проникнуть в резьбовое соединение и соответственно – получится стронуть его с мертвой точки.
  3. Залогом успеха является сохранение шлица болта или гайки . Именно поэтому, нужно подготовить шляпку или шлиц к работу – если это шестигранная головка, нужно, чтобы шестигранник входил в шлиц полностью. Если это гайка, нужно целиком накидывать ключ (желательно головку). Т.е. шляпка должна быть полностью отчищена от грязи.
  4. Иногда помогает волшебный приём – не откручивать болтик, а попробовать закрутить его обратно, стронуть с места. Если болт удастся сдвинуть с мертвой точки, то скорее всего и откручиваться он будет дальше легко. Кроме того, после того, как болт был сдвинут пролейте всё снова ВД — 40. Открывшиеся каналы позволят ВД пролезть поглубже и отмочить резьбу. Только помните, что сразу ВД не поможет. Нужно, чтобы прошло хотя бы 15 минут.
  5. Есть ещё один хитрый индейский способ, который, впрочем, не всегда можно использовать. Речь идёт про разогрев болта и резьбового соединения. Метод основан на том, что металлы расширяются на разные величины и гайка расшириться на несколько мкм побольше, а это и даст свободный ход. Также сгорает окисл и некоторая грязь. Методика неприменима в некоторых точках – например, греть болт рядом с алюминиевой рамой категорически не стоит! С бензобаком мотоцикла тоже =). Между тем, для откручивания пригоревшего крыла вполне можно применять этот способ.
  6. Если шлиц сорвался , то ещё не всё потеряно. Можно попробовать сделать новый шлиц напильником. К сожалению, метод не всегда работает. Но иногда это очень выручает. Главное иметь терпение. Если же выточить ничего не получается, а размеры позволяют зажать шляпку, то смело используйте газовый ключ или тиски. Схватить шляпку или гайку нужно очень прочно! Ведь проскальзывание добьет болт окончательно и придётся перейти к пункту 7.
  7. Ну а что делать, если сорвался шлиц , восстановить его не выходит, да ещё и болт сломался пополам в резьбе? Придётся высверливать болт. Делается это тоже довольно просто, правда довольно часто повреждает резьбу (например, если болт прикипел к раме). Если можно решить проблему, пройдя весь узел сквозным болтом с гайкой, то проблема не страшна. Гораздо хуже, если повреждена резьба в точке, где нельзя пройти соединение насквозь. В этом случае придётся нарезать резьбу метчиком.

Обратите внимание, что высверливать болт нужно строго по осевой (центральной) линии. Недопустимо изменение посадочного отверстия. Именно поэтому, начинать работу нужно с малых диаметров сверла и низких оборотов. В идеальном случае, когда толщина боковых стенок остатков болта достаточно утониться, будет возможность выковырнуть их отверткой или выкрутить.

Высверливание – это довольно сложный и кропотливый процесс . В идеальном случае лучше не доводить проблему до этого уровня. т.к. на первый раз может и не получиться всё сделать аккуратно и правильно. Болты часто бывают закаленные, сверлить их ровно тогда очень сложно!

Также, иногда везет и болт можно просто перепилить ножовкой или болгаркой, а за хвостики схватиться тисками.

В идеальном случае болт не должен быть в таком состоянии , что не будет откручиваться. Периодически болты нужно протягивать, очищать от грязи, не давать прикипать и промазывать.

Пригоревшую болт или гайку, которую вам удалось открутить, нельзя использовать повторно или же в следующий раз придется перейти к пункту 7 с самого начала =). Всегда заменяйте болты и гайки, которые удалось открутить на новые!

Если вы открыли эту статью, то значит, крепкие словечки позади, вы взяли себя в руки и приняли решение найти ответы на вопросы: «Что делать, если прикипел болт? Как открутить его?» Попробуем разобраться в этой проблеме.

Прикипел болт: как открутить?

Ремонт затруднен, замена запчастей осложнена коррозией металла или гидратированной гидроокисью железа по банальной причине. Например, во время установки на заводе или проведения предыдущего ремонта недобросовестные мастера проигнорировали обработку смазочными материалами (мовилем или солидолом). В результате эксплуатации под резьбу попала вода. Она вызвала разрыхление поверхности болта и гайки, сцепив их намертво новым молекулярным соединением. Каждый автолюбитель выберет подходящий для себя метод работы с прикипевшим болтом или воспользуется комбинацией предложенных в этой статье способов. Поэтому рассмотрим некоторые из них.

С помощью растворителей

Ситуаций безвыходных не бывает. Браться за режущий инструмент рано до тех пор, пока не узнаете, что делать, если прикипел болт. Любой автолюбитель в своём арсенале имеет несколько жидкостей, которые обладают способностью бороться с ржавчиной. Первым в линейке растворителей, скорее всего, придет на ум средство «WD-40». Это аэрозоль, который способен проникать своими компонентами в микрозазоры и растворять ржавчину. Если этот вариант недоступен, то практически в каждом гараже найдутся такие средства, как антифриз, тормозная жидкость, уайт-спирит, керосин, кока-кола, на крайний случай можно взять этиленгликоль. С последним веществом необходимо быть очень осторожным. Защищайте слизистую оболочку глаз и дыхательных путей.

Смочите гайку выбранной жидкостью, обмотав ее ветошью, предварительно пропитанной этим же раствором. Затем необходимо все это оставить на некоторое время для проникновения в микротрещины вещества. Далее, обстучав болт или гайку, вы сможете разрушить размягчившуюся ржавчину. После этого можно приступать к откручиванию. Стоит отметить, что если болт или шпилька вкручены в корпус вертикально (даже если вниз и залить растворитель), открутить их не так просто. Но всё равно не стоит недооценивать капиллярную способность жидкостей, тем более в рыхлой среде ржавчины. От вас только требуется найти способ того, как зафиксировать ветошь на шпильке или головке болта. И также пойти по уже предложенному пути.

Занимаясь ремонтом ходовой части автомобиля, очень часто можно столкнуться с проблемой, когда прикипел болт на стойке. Что делать? В основном нижняя часть передних стоек крепится в стакане. Поэтому растворяющее вещество можно влить прямо в него. Тут важно не повредить резинки на стойках, так как химия может вступить с ними в реакцию и растворить их. Тогда придется менять и стойки.

Термический способ

Если предложенный вариант с растворителем не даёт результата, то стоит испытать термический способ. Нагревая гайку, накрученную на болт, можно увеличить изделие. В таком случае появится шанс сорвать ее с места. Если болт размещен в корпусе, этот вариант также можно применять. Нагревание изделия немного изменит структуру ржавчины, и шанс выкрутить уже остывший болт увеличится. Для термической обработки можно использовать газовую горелку. Однако приобрести навык обращения с такой аппаратурой не так просто. Это требует времени. Прекрасной альтернативой может стать туристическая газовая горелка. Она и стоит дешевле, и управляться с ней легче. Нужно отметить, что во время работы необходимо строго соблюдать правила безопасности, чтобы избежать пожара.

Еще одним шансом сохранить изделию жизнь будет резкая заморозка болта специальным спреем. Однако его используют только профессионалы. В быту его применение нерентабельно, так как вещество достаточно дорогое. Приобретать его для выкручивания нескольких болтов нет смысла.

Механический способ

К способам откручивания гаек и выкручивания болтов тоже важно подходить со смекалкой. Используем принцип «не навреди». Итак, прикипел болт. Как открутить его? Делать это простым рожковым ключом - чревато ссадинами на руках и «слизанными» гранями изделия. Для этого подойдет больше накидной ключ. Он сохранит грани и поможет создать большее усилие при откручивании. Оказывать давление на ключ даже с рычагом стоит постепенно, увеличивая амплитуду (как бы раскачивая и разрушая ржавчину).

Рассмотрим еще один механический способ. Его берем на вооружение для ситуаций, когда и температура, и химические вещества бессильны. Если болт невозможно выкрутить из корпуса, его можно попробовать обстучать. Делаем это по ходу вращения резьбы при помощи зубила, как бы вращая его.

Если эта процедура не привела к успеху, болт можно высверлить. Как это выглядит? Используем сверло чуть меньшего диаметра, чем изделие, чтобы не испортить резьбу. Но даже если это и происходит, не стоит расстраиваться. Резьбу можно поправить метчиком.

И это тоже нужно знать

Совсем другое дело, когда прикипел развальный болт прямо в сайлентблоке. С первого взгляда может показаться, что извлечь его - это непреодолимая задача. Но не для нас. Если принято решение менять сайлентблок, но болт мешает осуществить это действие, на помощь придет проверенный способ. Вам понадобится угловая машинка с тонким диском (125 мм), возможно, ножовка по металлу и, как ни странно, перфоратор. Применение первых двух инструментов понятно и логично. Но именно перфоратор сможет оказать неоценимую услугу по выталкиванию болта. Существует вероятность, что болт при извлечении будет упираться в кузов. Поэтому, как ни прискорбно, но дальнейшее его извлечение пройдет частями. Отпиливая ножовкой по металлу маленькие кусочки, выталкивая тупым сверлом остатки изделия, вы сможете освободить подвеску.

Вот мы и рассмотрели несколько вариантов того, как действовать, когда прикипел болт. Как открутить его? Теперь это не проблема для вас.

Инструкция

За некоторое время до откручивания, положите на болт смоченную керосином тряпочку. Чем больше тряпочка полежит на нем, тем лучше. Если же времени нет, то можно воспользоваться тем же керосином или легкопроникающей смазкой WD-40. Обстучите болт молотком, затем капните керосин или WD-40. Подождите 1 минуту, и пять обстучите болт. После этого можно пробовать откручивать. Бывает, что ни смазки, ни керосина под рукой нет, тогда вы можете воспользоваться тормозной жидкостью или обычным уксусом.

Также можно попробовать "расшатать" болт. Начните его не откручивать, а закручивать. Если болт чуть сдвинулся, начинайте опять откручивать. Как только болт перестает крутиться, опять начинайте заворачивать его до упора. Таким образом, не спеша и не нервничая, вы открутите ржавый болт.

Если болт не поддается откручиванию ни одним из вышеуказанных способов, возьмите молоток и зубило. Поставьте зубило на край шляпки болта под углом. Жало зубило должно быть направлено в сторону откручивания болта. Наносите резкие сильные удары молотком по зубилу. Таким образом можно отвернуть практически любой ржавый болт. Также можно стучать по ключу, но не сильно. Если болт не поддается, ключом легко зализать грани болта.

Очень действенный способ - нагреть болт. Нагревать можно паяльником, паяльной лампой, горелкой, а можно просто кипятком. Нагревать надо сильно. Чем больше вы нагреете, тем выше шансы, что вы без труда открутите ржавый болт. Главное не дайте ему остыть, крутите болт пока он горячий.

Обратите внимание

Не смазывайте болты при закручивании солидолом и литолом. Эти смазки предназначены для трущихся частей. Если ими смазать болт или гайку, со временем смазка закостенеет и окрутить будет труднее, чем ржавый болт.

Полезный совет

Не забывайте смазывать болты и гайки, когда их закручиваете, графитовой смазкой. Ее можно купить в любом автомагазине.

Редкий любитель техники хотя бы раз не сталкивался с досадной ситуацией, когда вместо целого болта в его руках оказывалась головка с коротким обрубком. Остальная часть болта застревала в отверстии, и ее извлечение оборачивалось дополнительными хлопотами и потерянным временем. Как вывернуть сломанный болт из отверстия? Существует несколько способов сделать это.

Вам понадобится

  • Молоток, керн, электродрель, набор сверл и метчиков, отвертка, заточной станок.

Инструкция

Наиболее простые способы извлечения сломанного болта применяются в том случае, если место излома находится близко к поверхности детали.
Установите острый керн под наклоном в край болта и попробуйте легкими ударами молотка придать болту вращательное движение – против часовой стрелки, если болт имеет правую резьбу. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы сломанная часть начала выворачиваться.
Можно попробовать прорезать болгаркой в паз под отвертку. Круг в этом случае должен быть тонким (0,8-1 мм) и иметь очень малый диаметр.
Если вам удалось одним из этих простых способов болт, можно считать, что вам повезло.

Чаще всего для извлечения болта приходится сверлить в нем отверстие. Сделайте керном отметку в самом центре болта (для предотвращения соскальзывания сверла) и просверлите в нем отверстие, диаметр которого меньше диаметра болта не менее чем на 2-3 мм. Глубина отверстия должна быть 10-15 мм.
Если у вас имеется метчик с левой резьбой, подходящий под просверленное отверстие, дело предельно упрощается. Вворачивайте метчик в отверстие. После того как сопротивление вращению превысит силу трения в резьбе болта, последний начнет выворачиваться. Использование метчика с левой резьбой – самый верный способ извлечения обломка болта.
Если метчика с левой резьбой нет, заточите грани отвертки на таким образом, чтобы ее кончик входил в отверстие, При этом грани должны быть острыми. Легкими ударами молотка углубите отвертку в отверстие и попробуйте вывернуть болт с ее помощью.
Иногда сломанный болт можно удалить, используя метчик с правой резьбой. Если болт начнет заворачиваться глубже под действием метчика, начните выворачивать его. Болт может начать выворачиваться вместе с метчиком. Ели этого не произошло, выверните метчик и заверните вместо него болт подходящего диаметра с навернутой на нем контргайкой. Когда болт завернется на несколько оборотов, затяните контргайку и выворачивайте вспомогательный болт вместе со сломанным болтом.

Если сломанный болт имеет диаметр больше 10-12 мм, а линия излома находится близко к поверхности детали, можно попробовать приварить к болту любой подходящий кусочек металла и вывернуть болт с его помощью. Этот способ требует от сварщика высокой квалификации. Неопытный рабочий может нечаянно приварить болт к детали, что сделает задачу извлечения болта еще более сложной.

В том случае, если все вышеперечисленные способы оказались безуспешными, просто высверлите болт сверлом, диаметр которого равен или близок диаметру сломанного болта. Затем засверлите отверстие под новую резьбу ближайшего большего размера – например, если резьба болта была М8, то новая резьба должна быть М10 или М12.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы используете для извлечения болта сварку, перед тем, как начать выворачивать болт, дайте ему остыть. Горячий болт из-за температурного расширения будет сидеть в резьбе очень плотно.

Полезный совет

Иногда твердость сломавшегося болта бывает настолько высокой, что обычное сверло его «не берет». В этом случае используйте сверло с победитовым или алмазным наконечником.

Ремонт техники, машин и механизмов, которые используются на дачных участках, представляет собой регулярную работу по откручиванию и закручивании винтов, болтов и гаек. В некоторых случаях крепежные детали настолько сильно «прикипают» к своему месту, что отсоединить их традиционным способом весьма непросто. Чтобы открутить сорванную гайку, придется использовать некоторые премудрости.

Вам понадобится

  • - металлическая щетка;
  • - жидкость WD-40;
  • - накидной ключ;
  • - разводной ключ;
  • - зубило;
  • - молоток.

Инструкция

Чтобы избавить себя от сомнительного удовольствия откручивать сорванные гайки или болты, необходимо проявить предусмотрительность. Если вы взялись за гаечный ключ и обнаружили, что крепеж приржавел и с первого раза не поддается воздействию инструмента, не прилагайте излишних усилий, а лучше остановитесь.

Для начала очистите выступающий конец резьбового соединения металлической щеткой. Затем нанесите на место резьбы несколько капель керосина, а еще лучше – специальную жидкость WD-40. Выждите 10-15 минут или даже немного больше, а затем еще раз попробуйте открутить гайку. Лучше всего использовать при этом не обычный рожковый ключ, а накидной.

Если гайка и теперь не поддается, попробуйте совершить обратное действие, то есть сделайте попытку слегка завернуть гайку, а не отворачивать ее. В большинстве случаев такие действия позволяют снять крепеж, не доводя работу до борьбы резьбой или поврежденными гайки.

Если грани гайки все же оказались поврежденными, используйте для ее откручивания опять же накидной ключ или съемную головку. Перед этим слегка обстучите гайку молотком, стараясь не совершать слишком сильных ударов.

При отсутствии результатов используйте разводной ключ или небольшие тиски. Плотно заверните губки инструмента вокруг деформированной гайки и проверните вначале по направлению закручивания гайки, а затем в обратном направлении.

В особо сложном случае используйте для отвинчивания сорванной гайки зубило и молоток. Приставьте зубило к гайке под небольшим углом и несильными точными ударами постарайтесь сдвинуть крепеж с места в направлении откручивания (против часовой стрелки).

Если ни один из предложенных способов не позволяет сдвинуть гайку с места, остается принять крайние меры: разрубите гайку сильными ударами молотка по зубилу, чтобы разделить ее на части. В этом случае, вероятнее всего, вам удастся разобрать соединение, но затем придется менять весь крепежный узел (гайку и болт).

Ни один капитальный ремонт, особенно, если дело касается сложных механизмов, не обходится без долгих мучений с заржавевшими, прикипевшими или припаявшимися в результате процессов диффузии болтов. Проблема становится ребром, когда необходимо именно открутить такой болт, а не сломать его. Существует несколько профессиональных советов и для таких случаев жизни.

Вам понадобится

  • - профессиональные инструменты;
  • - универсальная смазка;
  • - нагревательный элемент;
  • - серная кислота;
  • - ветошь.

Инструкция

До того, как откручивать болт, прежде всего проверьте используемые инструменты. Головки, разводные или накидные ключи должны быть сделаны из качественного металла с соответствующим покрытием. К сожалению, дешевые изделия слишком часто ломаются, вызывают еще большие проблемы и даже повреждают проблемные детали.

Для начала попробуйте открутить заржавевший болт по системе «вперед-назад». Плотно зафиксируйте ключ на болте, затем резко проверните его как можно дальше против оси вращения, легко верните в исходное положение и снова резким движением попытайтесь немного выкрутить его. Манипуляции следует продолжать до тех пор, пока болт в буквальном смысле не прорежет заржавевшую часть резьбы.

Если предыдущий способ не помог, стоит воспользоваться специальной проникающей смазкой, например, весьма популярной WD-40. При ее отсутствии может также помочь скипидар, керосин, бензин или олеиновая кислота. Оберните заржавевший болт ветошью и густо залейте получившуюся конструкцию выбранной жидкостью. Оставьте ветошь на несколько часов, периодически простукивая болт молотком для лучшего проникновения жидкости в структуру ржавчины. После этого болт можно будет выкрутить, при необходимости используя систему «вперед-назад».

Если же и после в специальной смеси болт не желает выкручиваться, на помощь придет знание физики школьных курсов. Используйте паяльник, промышленный фен, газовую горелку или, если размеры детали с заржавевшим болтом позволяют, обычной для разогрева до максимально возможной температуры. После этого позвольте металлу слегка остыть и выкручивайте болт. Резкое охлаждение может привести к разрыву металла болта или самой детали, однако такой способ также применяется.

Если «физический» способ не возымел успеха, на помощь сможет прийти лишь химия. В этом случае вокруг выступающей части заржавевшего болта налепляется бортик из плавленного пластика, пластилина или парафина. В образованное кольцо насыпается немного цинковых опилок и заливается серная кислота. Таким образом болт становится

Открутить болт , приржавевший или прикипевший к основанию становиться не так-то просто. Бывает, что откручивание одного болта или выкручивание одного шурупа занимает до 90% всего времени ремонта изделия. Проблема откручивания болтов или гаек возникает чаще всего на деталях, интенсивно эксплуатирующихся в агрессивных средах.

Для металла, из которого обычно производят как крепеж, так и элементы конструкции, скрепляемые этим крепежом, агрессивной средой является вода и влажный воздух.

Большинство крепежа имеет правую резьбу и откручивается ПРОТИВ часовой стрелки.

Почему бывает сложно открутить болт или шуруп

Перед тем, как начинать откручивать болт, давайте оценим вероятность его успешного выкручивания, а вернее, вероятность возникновения проблем с отворачиванием:

Болт или шуруп заржавели (ржавая головка, подтеки из под шляпки и т.п.);

Основание (гайка), куда ввинчен шуруп или болт, подверглись изменению (разбухла деревянная доска, расплющено металлическое основание и т.п.);

Смещены скрепляемые детали относительно первоначального положения, из-за чего возросла нагрузка на крепеж.

Если при откручивании болта или шурупа мы видим проявления вышеуказанных факторов, после первой пробы следует переходить к мероприятиям, направленным на облегчение откручивания нашего крепежа.

Методы отворачивания сложных болтов и шурупов

Наиболее эффективный и общепринятый метод борьбы с неоткручивающимися болтами - это смачивание его (болта) проникающими жидкостями (WD-40, керосин). Такие жидкости глубоко проникают по резьбе болта и смазывают его, после чего болт легче скользит по резьбе.

Обычно, при откручивании сложного болта , достаточно его только стронуть с места, дальше процесс отворачивания становиться легче. Стронуть болт с места можно легкими ударами по гаечному ключу. Сдвинуть с места шуруп можно ударами по ударной отвертке.

Эффективным методом откручивания прикипевших болтов является косые удары по шляпке. Т.к. сильно ударить по шляпке болта или шурупа молотком не представляется возможным, используют зубило. Зубило ставят на край шляпки под углом и наносят короткие удары по его основанию. Используя зубило следует контролировать состояние шляпки откручиваемого болта , если вы его срубите, процесс может затянуться.

Существуют специальные инструменты для вывинчивания сложных болтов и шурупов . Их называют экстрактерами. Обычно - это сверло с обратной резьбой. Врезаясь в шляпку неотворачивающегося болта или шурупа, экстракторы своей резьбой создают необходимую площадь контакта с шурупом и заставляют провернуться его в основании.

Если болт или шуруп открутить не получается, можно его срезать (или высверлить). Если приходится спиливать шляпку у шурупа, то достать его из основания уже практически невозможно и при этом обычно намечают новое место для крепежа или высверливают шуруп полностью, после чего забивают на это место пробку.

Если проблема открутить болт или шуруп стоит не из-за прикипания крепежа в месте контакта, а из-за отсутствия подходящего инструмента, то можно изготовить такой инструмент самостоятельно, или воспользоваться другим инструментом.

Так для отворачивания шурупа с крестовым шлицом можно воспользоваться плоской отверткой меньшего размера. Тонкой плоской отверткой с расширяющимся жалом можно открутить болт или шуруп со шлицом «звездочка» или «шестигранник».

Шлиц «большой шестигранник» можно открутить головкой болта соответствующего размера, для этого на него навинчивается гайка и закрепляется контргайкой.

Шлиц «косой треугольник», предназначенный только для закручивания, можно отвернуть сверлом, раскручивая его в обратную сторону (против часовой стрелки) или, если позволяет место, срубить зубилом или отверткой.

Для откручивания глубокорасположенных шурупов (обычно в бытовой технике) можно сделать длинную отвертку из куска стальной проволоки. Для этого надо расплющить один конец проволоки и заточить его напильником по форме шлица, на другой стороне проволоки сделать ручку, загнув проволоку вбок.

Откручивая сложный болт или гайку , помните, что прикладывая значительные усилия, Вы можете повредить саму конструкцию - будьте осторожны!

Намертво прикипевшая гайка, это распространенная проблема. С ней часто сталкиваются автомобилисты, сантехники, велосипедисты и слесари. На то, чтобы открутить заржавевшую гайку, всегда затрачивается много сил и времени.

Существует несколько способов, которые облегчат решение такой непростой задачи. Но прежде чем применить разные хитрости ознакомьтесь с причинами, которые приводят к закисанию гайки и техникой безопасности.

Почему ржавую гайку трудно открутить

Главной виновницей плохо откручивающейся гайки является ржавчина. Это одна из разновидностей коррозии, которая появляется на поверхности железа. Причиной таких образований служит реакция металла с кислородом во влажной среде.

В процессе образования коррозии происходит многократное увеличение продукта окисления (ржавчины). В результате гайка и болт намертво сливаются между собой. Закисание металлов может быть таким сильным, что при попытке провернуть гайку, получится легко сломать болт.

Еще одной виновницей, плохо откручивающейся гайки, является загрязнение. Мелкие частички металлической стружки и пыли остаются на поверхности резьбы. Когда гайку закручивают, грязь становится дополнительным препятствием. В итоге резьбовые поверхности болта и гайки заклиниваются.

Третья причина, это слишком сильная затяжка гайки. Некоторые начинающие слесари закручивают гайку чуть ли не ногой. Проходит немного времени, туго зажатые поверхности металлов, прикипают друг к другу, усугубляя положение. В результате сильно затянутую гайку не получается открутить.

И последней причиной, неудавшихся попыток провернуть гайку, является некачественный инструмент. В процессе длительного использования, грани ключей деформируются или стачиваются. Поврежденным инструментом становится трудно ухватиться за гайку и сорвать с резьбы.

Каким инструментом лучше пользоваться

Правильно подобранный инструмент, поможет быстрее открутить ржавую гайку и не повредить ее. Чтобы успешно справиться с проблемой, используйте набор приспособлений. Лучше всего для откручивания прикипевших гаек подходят следующие инструменты:

  • набор головок с воротком;
  • механический гайковерт;
  • торцовый гаечный ключ;
  • накидные ключи.

Техника безопасности

  • Не пользуйтесь поврежденным инструментом.
  • Откручивайте гайку против часовой стрелки.
  • Надежно фиксируйте инструмент на гайке.
  • Надевайте перчатки, чтобы не получить травму рук.


Растворение ржавчины

Вы прилагаете огромные усилия и тратите много времени, чтобы провернуть гайку, но ничего не выходит. Не стоит расстраиваться и зря себя мучить. Отложите инструмент пока он не сломался и воспользуйтесь жидкостью, которая способна растворить ржавый налет и уменьшить силу трения.

Видов таких веществ много, например, самое известное средство - это WD-40. Существуют и другие, растворяющие ржавчину, жидкости, такие как керосин, очиститель карбюратора, бензин и тормозная жидкость. Не менее эффективными могут оказаться уксус столовый, йод и спирт. Некоторые слесари заметили пользу даже в Кока-Коле или Фанте, в состав которых входит неорганическая фосфорная кислота.

Инструкция

  1. Хорошо смочите заржавевшую гайку и подождите 15–30 минут. По прошествии отведенного времени, возьмите ключ и попробуйте провернуть гайку. Если не получается, значит, жидкость недостаточно глубоко проникла. Попробуйте снова намочить, но уже салфетку или полоску тряпки, а затем обмотайте гайку. Так жидкость дольше продержится на металле и сможет лучше растворить ржавчину.
  2. После проведения подобной процедуры гайка понемногу начнет сдвигаться. Ускорить откручивание можно, если постучать молотком. Потом возьмите ключ (если есть возможность, то удлините его, например, отрезком трубы), надежно зафиксируйте на гайке и очень резким рывком постарайтесь сорвать ее с резьбы. Если гайка маленькая, то лучше откручивать враскачку (вперед и назад).

Нагревание гайки

Если растворители не помогли открутить гайку, то можно попробовать это сделать путем нагревания. Высокая температура способствует расширению металла и разрушению ржавчины. В результате закисшее резьбовое соединение теряет крепость. Используйте любой источник тепла, например, строительный фен, газовую горелку, зажигалку или паяльную лампу.

Инструкция: Хорошо разогрейте гайку и болт (желательно докрасна). А затем накидным ключом попытайтесь открутить ее. В некоторых случаях гайка имеет поврежденные грани, поэтому ключ не поможет. Чтобы решить эту проблему, приварите к гайке торцевую головку и разогрейте всю конструкцию. Потом с помощью воротка открутите гайку. Во время термообработки соблюдайте осторожность, чтобы не получить ожог.

Разрушение гайки

Этот способ не самый выгодный, но часто становится единственно спасительным методом, чтобы освободить болт от ржавой гайки. Для этого можно использовать зубило, ножовку по металлу, болгарку или электродрель.

Инструкция

  1. С помощью зубила и молотка начните пробивать канавки по бокам (на гранях болта). Вбивая зубило как можно глубже, получится увеличить внутренний диаметр гайки. В итоге это приведет к разрушению резьбового соединения. Примерно то же самое можно сделать электродрелью, высверливая отверстия в гранях. Разрушенная гайка легко снимется с болта. Стоит сразу отметить, что эти инструменты применимы, если имеется достаточно пространства для доступа к гайке.
  2. Если хватает свободного места, то лучше воспользуйтесь ножовкой по металлу или болгаркой. Такие инструменты быстро помогут справиться с проблемой. Все что нужно сделать, это аккуратно распилить гайку вдоль оси болта.

В этой статье были рассмотрены причины заклинивания гайки, техника безопасности при работе, а также различные способы, помогающие решить проблему. Благодаря описанным советам, вы сможете быстрее открутить любую заржавевшую гайку, сэкономив силы и время.

Видео: как выкрутить сорванный болт и прикипевшую гайку