Электрощиток

Как классифицируются склады. Каких видов бывают склады? Склад общего пользования

Как классифицируются склады. Каких видов бывают склады? Склад общего пользования

Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших , где выполняются работы по приемке, подсортировке, хранению, фасовке, отпуску товаров.

Виды складов

К числу организаторов оптового оборота относятся также склады, которые по характеру выполняемых функций подразделяются на:

  • подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Сюда относят склады оптовых торговых баз и розничных организаций. Основная функция таких складов заключается в приемке товаров по количеству и качеству, подсортировке и подготовке товаров к отпуску и отправке в розничную торговую сеть. Товар хранится на таких складах непродолжительное время;
  • транзитно-перевалочные склады служат для хранения грузов в связи с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. Обычно размещаются на железнодорожных станциях или водных пристанях. Здесь происходит приемка грузов, краткосрочное хранение и отправка грузов тарными местами;
  • склады гарантированного хранения обеспечивают срочное, ответственное хранение товаров различных товаровладельцев;
  • транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые в основном на узловых станциях крупных магистралей;
  • склады-отели обеспечивают срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев;
  • склады сезонного хранения осуществляют обработку и хранение товаров сезонного хранения (картофель, овощи);
  • накопительные склады принимают от промышленных предприятии мелкие партии товаров, а затем направляют их в районы потребления в виде более крупных партии.

Оптовые склады и базы используют в основном средние и крупные предприятия. Такая форма может встречаться в нескольких вариантах.

1. Складские помещения, офис и демонстрационный зал располагаются в одном помещении. Этим вариантом пользуются обычно средние по размеру предприятия. Для их работы и объема товарооборота не требуется больших площадей, поэтому такие площади могут быть и в самом городе. Этот вариант является более экономичным, так как:

  • покупатель не несет дополнительных транспортных расходов для переезда;
  • упрощается документооборот, поскольку нет необходимости выписывать дополнительные накладные;
  • легче управлять товарными запасами и их пополнением на
  • складах;
  • сокращается время ожидания на выполнение заказа;
  • сам продавец несет меньше расходов на обслуживание, так как у него одно помещение (а не несколько).

2. Складские помещения территориально удалены от демонстрационного зала и офиса (для крупных предприятий).

3. Складские помещения находятся, как правило, за пределами города, так как они требуют специальных помещений, большей площади, подъездных путей, потока транспорта и т.п. Кроме того, въезд грузовому транспорту в центр города запрещен, и это может сказаться на возможности доставки и отгрузки больших партий товара. Поэтому офис и демонстрационный зал обычно находятся в центре города, а склады — на окраине, хотя это не всегда удобно.

Возможно сочетание первого и второго вариантов, т.е. оперативный склад находится в одном здании с демонстрационным залом и офисом в черте города, а основной склад с большими товарными запасами — за пределами.

Обычно такой вариант используют крупные фирмы, и у них при таком варианте появляется возможность обслуживать разные категории покупателей (при покупке небольших партий товар отпускают с оперативного склада, при крупных партиях — с основного склада).

Все рассмотренные формы оптовой торговли могут использоваться в сочетании, особенно крупными предприятиями (и склады, и торговые центры, и оптовые рынки).

Объективная необходимость в накоплении и содержании запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

По отношению к базисным функциональным областям логистики различают: склады логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения. По виду продукции различают склады:

Сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

Промежуточные производственные, т.е. склады незавершенного производства;

Готовой продукции;

Остатков и отходов;

Инструментов.

По форме принадлежности различают склады: индивидуального пользования, принадлежащие одному предприятию; кооперативные, построенные несколькими предприятиями, совместно использующими свое складское хозяйство; арендуемые склады, собственные склады фирмы, склады государственных или муниципальных предприятий.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку содержания выполняемых операций. По этому признаку все склады можно разделить на следующие группы:

Подсортировочные;

Распределительные склады оптовой и розничной торговли;

Сезонного или длительного хранения;

Транзитно-перевалочные (оборотные) - для перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другое;

Заготовительные - для хранения продуктов сельского хозяйства;

Таможенные - для временного хранения грузов, подлежащих таможенному оформлению;

Склады сохранения - для выдачи хранимых товаров со склада на определенный срок и их последующего возврата на склад. Это могут быть, например, станки, оборудование, имеющие высокую стоимость и предназначенные для аренды и повторного многократного использования.

Исходя из товарной специализации склады делят на универсальные - для хранения различных продовольственных или непродовольственных товаров в широком ассортименте и специализированные - для хранения отдельных товарных групп. Кроме того, существуют склады узкоспециализированные - для хранения одного вида товара, а также смешанные -для хранения продовольственных и непродовольственных товаров.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, частично механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Склады различаются и по этажности здания, т.е. по высоте укладки грузов. Они могут быть: одноэтажные (до 6 м), высотностеллажные (более 10м), многоэтажные и с перепадом высот.

В зависимости от конструкции различают следующие типы складов:

Открытые, представляющие собой отгороженную асфальтированную площадку, приспособленную для хранения продукции. На таких площадках обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

Полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу и одну или две стены. Они предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т.д.);

Закрытые, используемые для хранения готовой продукции, комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность.

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.

В зависимости от размеров склады могут быть разными: от небольших помещений в несколько квадратных метров до складов-гигантов, имеющих площади в сотни тысяч квадратных метров (табл.).

Классификация складов

По форме принадлежности

Индивидуального пользования

Кооперативные

Арендуемые

Собственные склады фирмы

Склады государственных или муниципальных предприятий

Подсортировочные

Распределительные

Сезонного или длительного хранения

Транзитно-перевалочные (грузовые терминалы)

Заготовительные

Таможенные

Склады сохранения

По товарной специализации

Универсальные

Специализированные

Узкоспециализированные

Смешанные

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Механизированные

Частично механизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По этажности здания

Одноэтажные с высотой до 6 м

Высотностеллажные более 10м - Многоэтажные

С перепадом высот

По конструкции

Открытые площадки

Полузакрытые площадки

Закрытые сооружения

По размещению

Прирельсовые

Пристанционные. Портовые

Глубинные

С автодорожным подъездом

По размеру, м2

600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10 000; 25 000

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов.

В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, уровень и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Большие потоки продукции делают необходимой концентрацию изделий. Для этого сооружаются специализированные элементы инфраструктуры, с которых происходит снабжение производственных предприятий сырьем и комплектующими, а конечного потребителя – готовыми товарами. Такие места для хранения называются складами в широком смысле слова, и, в зависимости от специфики — базами, терминалами или хранилищами.

Потребность в складских помещениях возникает у всех предприятий, занимающихся выпуском какой-либо продукции, торговых структур и компаний, которым для оказания услуг требуются расходные материалы. Чем более развитой является структура фирмы, тем большую важность имеет склад в общем хозяйственном комплексе.

Современный склад является достаточно сложным объектом, и с технической стороны, и с управленческой. Необходимость в складировании имеется на всех этапах производства, от места добычи сырья и до реализации товара. Поэтому существует большое количество различных складов, которые нуждаются в классификации. Чтобы понимать принципы классификации, необходимо знать основные принципы работы складских помещений.

Структура склада и используемое оборудование

Склад является не просто помещением, где находятся различные грузы. У него есть определенная внутренняя структура, которая бывает довольно развитой. Склад состоит из нескольких зон, различающихся по назначению и используемому оборудованию.

Выделяют такие основные зоны:

  • Зона погрузки и выгрузки. Может быть цельной или разделенной на две отдельные. В этой зоне располагаются площадки, непосредственно контактирующие с транспортом. Требования к площадкам различаются в зависимости от обслуживаемого транспорта.
  • Зона приемки. Данная зона обычно отделена от остальных помещений. В ней выполняется прием грузов и их дальнейшее направление на место хранения. Как правило, эта зона имеет высокую автоматизацию.
  • Зона хранения. Её занимает оборудование, предназначенное для хранения грузов.
  • Зона сортировки. Обеспечивает прием заявок на транспортировку грузов и их перемещение с мест хранения в зону погрузки.
  • Зона экспедирования. Выполняется учет отправляемых грузов, составляется сопроводительная документация.
  • Административные и хозяйственно-бытовые помещения.

Для хранения и транспортировки грузов используется разнообразное оборудование. На складах с грузами небольшой массы широко применяются ручные устройства, тяжелые и габаритные предметы перемещаются кранами и погрузчиками.

Выбор склада

Современные рынки бывают достаточно изменчивыми, и компаниям для достижения наибольшей эффективности работы часто требуется искать новые помещения под склады. В этой ситуации выбор склада ставится задачей конкретных сотрудников. Чтобы найти нужный объект, необходимо сформировать обоснованные и четкие требования.

Для этого следует определить потребности фирмы, иначе будет неэффективная затрата средств. Лишняя площадь склада будет требовать большей оплаты, а производительность останется на том же уровне. Если, к тому же, технология обработки грузов будет нерациональной, то картина станет еще хуже.

Во время выбора склада следует руководствоваться четкими требованиям к его следующим характеристикам:

  • Общая площадь и объем здания;
  • Площадь и высоты зон;
  • Количество ворот или доков, их месторасположение и оснащение;
  • Размеры площадки для маневров транспорта.

Основной задачей является выбор размеров складов , чтобы с учетом прогнозируемого изменения потоков груза объект, его площади и объемы, использовались с наибольшей эффективностью. Чтобы оценить каждое технологическое решение в складском хозяйстве, введены специализированные нормативные коэффициенты. Соответствие реальных показателей рекомендуемым коэффициентам показывает, что склад будет функционировать правильно. Отклонение от установленных норм приводит к снижению емкости и потере общей эффективности работы склада.

Перед тем, как выбрать склад, следует убедиться в наличии требований к помещению, их четкой формулировке, корректности и обоснованности. Наилучший случай – когда компания располагает специалистами, которые имеют соответствующее образование и опыт, что позволяет им произвести расчеты и обосновать их. Такая работа узкоспециализирована и требует определенной квалификации, поэтому такие специалисты имеются только в наиболее крупных компаниях.

Большинство фирм не имеют в штате подобных сотрудников, поэтому оптимальным выходом для них является привлечение компаний, специализирующихся на выполнении данных проектрировночно-расчетных работ. Стоимость привлечения грамотных специалистов будет намного меньше, чем потери, которые могут произойти от ошибок с выбором склада, его планирования и оснащения.

Классификация складов

Для более простого выбора склада следует разделить здания на разные виды в зависимости от определенных признаков. Можно выделить такие критерии выбора склада:

  • Отношение к логистическим областям;
  • Отношение к другим участникам системы логистики;
  • Форма собственности;
  • Принадлежность;
  • Функциональное назначение;
  • Ассортиментная специализация;
  • Режим хранения;
  • Технологическая оснащенность;
  • Вид складских зданий;
  • Вид складирование;
  • Наличие транспортных связей и их тип;
  • Масштаб деятельности.

Склады с большой площадью – от 5 тыс. м 2 часто называют терминалами.

Существуют специализированные таможенные склады, на которых хранятся товары, ввозимые на территорию РФ или вывозимые из страны. Хранение на этих складах производится согласно с Таможенным кодексом РФ. Из таможенных складов выделяют склады временного хранения, где находятся предметы, подлежащие как экспорту, так и импорту, с предоставления их органу таможни до выпуска в свободный оборот. Во время хранения товаров на таможенном складе с них не взимается пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики.

Способы классификации складских помещений в РФ

Многие компании, имеющие опыт в логистике и оценке коммерческой недвижимости, имеют свои системы, по которым выполняется классификация складов. Представляет интерес системы санкт-петербургской группы компаний «РМС» и лондонской фирмы Knight Frank, ведущей мировой компании в оценке всевозможной недвижимости. Во многом эти системы классификации похожи.

Первая классификация разработана в РФ, поэтому она учитывает особенности центральных регионов России и основные требования, на которые обращают внимание арендаторы и покупатели в первую очередь. Согласно этой классификации, складские помещения разделяются на 4 категории, которые обозначаются заглавными латинскими буквами.

Склады класса «А»

Склад класса А представляет собой современное одноэтажное здание, строительство которого велось с соблюдением предписанных технологий и с использованием материалов высокого качества. К нему предъявляются такие требования:

  • Высота не менее 8 м, чтобы можно было разместить многоуровневые стеллажи;
  • Пол с ровной поверхностью, без дефектов и с антифрикционным покрытием;
  • Пожарная сигнализация и автоматизированная система тушения пожаров спринклерного или порошкового типа;
  • Возможность четкой регуляции температурного режима;
  • Наличие тепловых завес на воротах;
  • , оборудованные гидравлическим пандусом с регулированием по высоте;
  • Центральное кондиционирование;
  • Охранная сигнализация и видеонаблюдение всей площади и окружающего пространство; ()
  • Офисные помещения, совмещенные со складом;
  • Наличие телекоммуникационных линий оптико-волоконного типа;
  • Достаточная площадка, чтобы большегрузные автопоезда могли свободно маневрировать и стоять в отстое;
  • Удобный подъезд, предпочтительно размещение рядом с центральными магистралями.

Класс B:

  • капитальное многоэтажное здание;
  • высота потолков от 4,5 до 8 м;
  • асфальтные или бетонные полы без покрытия;
  • температурный режим в пределах от +10 до +18 °С;
  • противопожарная система;
  • пандус для разгрузки;
  • наличие офисных помещений;
  • телекоммуникации;
  • охраняемая территория.

Класс C:

  • капитальное производственное помещение или утепленный ангар;
  • высота от 3,5 до 18 м;
  • отапливаемое помещение (температура зимой +8:+14 °С).
  • асфальтные, плиточные или бетонные полы без покрытия;
  • ворота на нулевой отметке (транспорт заходит внутрь помещения).

Класс D:

Таким образом, требования к этому классу складов весьма жесткие. Далеко не все здания удовлетворяют им. Наиболее мягкие требования к складам класса D. К ним относят такие площади, используемые под склады:

  • Подвальные помещения;
  • Объекты гражданской обороны;
  • Неотапливаемые производственные здания;
  • Ангары.

Остальные складские помещения, в зависимости от своих конструктивных особенностей, попадают в классы B и C. Класс склада оказывает основное влияние на его стоимость приобретения или аренды.

Западная классификация складов

Британская компания разработала Knight Frank собственную систему, по которой определяются виды складов и их классификация. Эта система создана на основе мирового опыта и в некоторой степени адаптирована для работы в РФ. Классификация данной компании принята большинством крупных фирм, работающих в области оценки коммерческой недвижимости. Сейчас происходит её внедрение на российском рынке.

Автоматизированные складские системы

Динамично развивающийся рынок складской недвижимости требует от участников классификацию уже существующих и еще строящихся объектов по единым критериям. На российском рынке коммерческой и жилой недвижимости большинством крупных компаний приняты объективные способы классифицировать эти здания. На очереди стоит классификация промышленных объектов, и разработки таких значимых фирм, как Knight Frank, могут стать его основой.

Введение единой классификации для некоторого сегмента коммерческой недвижимости ставит своей целью облегчить проведение операций с объектами недвижимости. В западных странах используется базовая система, на основании которой определяется классификация и назначение складов в логистике. Это упорядочивает значительный спектр продукции, под который используются склады. Основным критерием в данной классификации является наличие у складского помещения условия, необходимых для хранения конкретного класса продукции. Поэтому в обозначении категории склада сначала указывается его главная особенность, например холодильный терминал или склад с контролем уровня влажности.

Складским помещениям присваиваются один из шести классов, начиная от наиболее высокого А+ до самого низкого D. В этой шкале классов C+ и D+ не предусмотрено. Разделение на 6 классов позволяет более точно определить уровень оснащенности и эффективности здания. В целом, к складам класса А+ и А предъявляются более жесткие требования, чем к аналогичному классу по классификации компании «РМС».

Склад класса А +

Наибольшая разница в высоте: класса А+ присваивается зданиям с высотой потолка 13 м, а класс А – 10 м . Также наблюдаются отличия в таких параметрах:

  • Шаг колонн и расстояние между пролетами;
  • Площадь застройки;
  • Наличие электрической подстанции и теплового узла;
  • Количество ворот и их оборудование;
  • Наличие автоматизированной системы учета товаров, контролирующей уровень доступа сотрудников;
  • Наличие парковки для легковушек;
  • Наличие ограждений и круглосуточной охраны;
  • Благоустройство территории;
  • Собственная железнодорожная ветка;
  • Опытный девелопер.

По этим требованиям видно, что большинство складов, которые в классификации компании «РМС» имеют класс А, по системе Knight Frank получат классы В+ или В. Тем не менее, оценка склада с помощью класса достаточно грубая, и для подсчета реальной стоимости аренды или приобретения складского помещения учитывается большое количество значимых параметров.

Многие промышленные предприятия недооценивают важность складского хозяйства, рассматривая его, как второстепенное по отношению к производству. В результате такого подхода нарушается качественное движение материальных потоков, и компания терпит убытки.

Склады – это накопители материальных ресурсов, которые нужны для того, чтобы смягчать колебания поставок и спроса, а также синхронизировать скорость потоков сырья и готовой продукции. Материальный поток на всех стадиях своего движения – от источника сырья до конечного потребителя товара – нуждается в специально обустроенных местах для хранения и перераспределения запасов. Это могут быть собственные склады компаний, арендованные склады или склады логистического оператора, которые являются складами ответственного хранения . Таким образом, склад представляет собой один из самых важных элементов логистической цепочки. В связи с этим, в настоящее время существует большое количество видов складов, предназначенных для решения тех или иных логистических задач.

Основной параметр, по которому классифицируются склады, – это их назначение. В зависимости от него, можно выделить следующие виды складов.

  • Производственные – они размещаются на предприятиях для хранения сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий.
  • Транзитно-перевалочные. Располагаются возле железнодорожных станций, портов, аэропортов, автомобильных терминалов для краткосрочного хранения грузов при их перевалке между различными видами транспорта.
  • Таможенные. Предназначены для хранения импортных или транзитных грузов, ожидающих таможенной очистки.
  • Оптовые распределительные. Склады, которые осуществляют снабжение товарных сетей.
  • Розничные. Являются складами торговых предприятий.
  • Резервные. Склады, осуществляющие хранение запасов на случай чрезвычайных ситуаций.

Для решения этих и других задач, строятся склады, отличающиеся друг от друга размерами, конструктивными схемами и прочими характеристиками. Так, площадь складов может измеряться от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч квадратных метров. Высота укладки грузов также может быть различной – если в некоторых складах все располагается максимум на высоте человеческого роста, то в других груз может подниматься на 25 и более метров.

В зависимости от конструкции, склады бывают:

  • закрытые – они расположены в отдельных помещениях;
  • полузакрытые, конструкция которых предусматривает наличие одной, двух или трех стен;
  • открытые, которые размещаются на специально оборудованных площадках.

Также на складе могут быть созданы специфические условия для хранения определенных грузов – например, температура, влажность и так далее. Различаются склады и в зависимости от степени механизации операций. Данный показатель определяет следующие типы складов:

  • немеханизированные;
  • склады с комплексной механизацией;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

Одним из важных признаков склада является возможность ввоза или вывоза грузов посредством железнодорожного или водного видов транспорта. Классификация по данному признаку различает такие склады, как:

  • пристанционные – расположены на территории железнодорожной станции;
  • припортовые – расположены на территории морского или речного порта;
  • прирельсовые – имеют подъездной путь для подачи ж/д вагонов;
  • глубинные – склады, доставка на которые из порта или станций производится автомобильным транспортом.

Широта ассортимента хранимых грузов также является важным показателем, характеризующим склад. Могут быть:

  • специализированные склады, предусмотренные для хранения только одного типа грузов;
  • склады со смешанным ассортиментом, где могут храниться несколько типов грузов;
  • универсальные склады, предназначенные для большинства типов грузов.

Огромное количество различных типов складов говорит об их необходимости для решения широкого спектра задач во многих сферах деятельности человека. Для промышленных предприятий склад является важной составляющей технического процесса. Что касается торговых организаций, то для них склад – это фундамент успешной деятельности. Поэтому современные склады должны соответствовать самым серьезным требованиям по организации складского процесса, располагать новейшими технологическими решениями и квалифицированным персоналом.

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

Классификация складов по назначению

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением.

Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам:

  • назначению, видам или степени родственности хранимых материалов;
  • типу здания или его конструкции;
  • сфере действия и месту размещения;
  • степени огнестойкости.

При классификации складов по назначению склады подразделяются на:

  • материальные,
  • внутрипроизводственные,
  • сбытовые и транспортных организаций.

Материальные склады специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и др. продукции производственного назначения и осуществляют снабжение производящих потребителей. Внутрипроизводственные склады входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запасные части и т. д.

Сбытовые склады служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли).

Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др. В зависимости от типа здания или сооружения различают открытые, полузакрытые и закрытые склады, а также складские устройства специальной конструкции. Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям. Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1-3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей. Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными. Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

Рис. 1. Классификация складов

При классификации складов по сфере действия и месту размещения склады делят на:
  • центральные
  • участковые
  • прицеховые

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката. В зависимости от степени огнестойкости различают несгораемые, полусгораемые и сгораемые склады.

В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России .

Эта компания произвела выделение семи классов:

  • В первый «А» класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики. Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  • Во второй класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  • К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  • В четвертый класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
  • Пятый класс - это класс «С» . В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
  • Класс шесть - «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  • К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить - это связано с огромным количеством денежных средств, на восстановление и приведения в порядок к современным показателям.

Однако, по мнению специалистов компании Knight Frank, предложенная классификация Swiss Realty Group имеет многочисленные несоответствия объективной картине рынка. Основная проблема в том, что эта классификация не проработана и, в целом, составлена неграмотно. По всем классам отсутствуют конкретные числовые показатели по высоте потолков, нагрузке на кв.м. пола, шагу колонн и т.д. Кроме того, по имеющимся числовым показателям, есть явные несоответствия принятым стандартам.

Компания Knight Frank предложила свою классификацию, которая, по ее мнению, является более точной и соответствующей принятым мировым стандартам. Учитывая быстрое становление рынка, данная классификация претерпела большое количество изменений, которые вводились по мере развития рынка и по большинству пунктов данной классификации у профессиональных игроков рынка складской недвижимости нет нареканий.

Классификация складов, разработанная международной консалтинговой компанией Knight Frank (пункты, помеченные «"», желательны, но не обязательны):
  • Складские помещения класса А+
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 40-45%.
  3. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  4. Наличие системы вентиляции.
  5. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  6. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (*не менее 1 на 500 кв.м.).
  7. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  8. Опытный девелопер.
  9. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса А
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Система вентиляции.
  7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (*не менее 1 на 700 кв.м.).
  10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.
  17. Профессиональная система управления.
  18. " Опытный девелопер.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В+
  1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высота потолков от 8 метров.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Система вентиляции.
  10. Наличие офисных помещений при складе.
  11. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  12. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  13. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  14. Расположение вблизи центральных магистралей.
  15. " Профессиональная система управления.
  16. " Опытный девелопер.
  17. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  18. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В
  1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. В случае двухэтажного строения - наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  3. Высота потолков от 6 метров.
  4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.
  5. Система отопления.
  6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  7. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  9. Охрана по периметру территории.
  10. Телекоммуникации.
  11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  12. Наличие вспомогательных помещений при складе.
  13. " Система вентиляции.
  14. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  15. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  16. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса С
  1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  2. Высота потолков от 4 метров.
  3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
  4. " В случае многоэтажного строения - наличие грузовых лифтов/подъемников.
  5. " Ворота на нулевой отметке.
  6. " Система вентиляции.
  7. " Система отопления.
  8. " Офисные помещения при складе.
  9. " Ж/Д ветка.
  10. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  11. " Пандус для разгрузки автотранспорта.
  12. " Охрана по периметру территории.
  13. " Телекоммуникации.
  14. " Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Складские помещения класса D
  1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
  2. " Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  3. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  4. " Система отопления.
  5. " Система вентиляции.
  6. " Офисные помещения при складе.
  7. " Ж/Д ветка.
  8. " Телекоммуникации.
  9. " Охрана по периметру территории