Электрооборудование

Технология выполнения штукатурки сграффито способом выцарапывания. Сграффито: интересный способ декоративной отделки

Технология выполнения штукатурки сграффито способом выцарапывания. Сграффито: интересный способ декоративной отделки

Сграффито

Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Техника выполнения сграффито распадается на три этапа: подготовку поверхности штукатурки, перенесение контура рисунка на нее и выцарапывание верхних слоев.

а) Подготовка поверхности для сграффито

Приемы нанесения грунта и материалы аналогичны применяемым при обычных цветных штукатурках. На затвердевший, но еще не совсем сухой, основной слой штукатурки (грунт) наносят нижний цветной отделочный слой, а по схватывании его – верхний цветной слой.

б) Перенесение рисунка

Трафарет рисунка изготовляется заранее из картона. Нанесенный на картон контур рисунка накладывается шилом с расстоянием между отверстиями в 1-2 см. При многократном повторении рисунка рекомендуется картон трафарета для его прочности пропитать олифой и высушить.

После того как верхний слой цветной штукатурки перестал пачкать, трафарет с рисунком накладывается на предназначенное для него место, затем берут марлевый мешошек (тампон) наполненный углем или сухой краской (контрастной к цвету верхнего слоя), и простукивают им по трафарету, в результате чего краска, проходя через отверстия, образует на стене точечный контур.

в) Выцарапывание

После перенесения рисунка приступают к выцарапыванию соответствующих мест верхнего слоя штукатурки до нижележащего слоя. Выцарапывают верхний слой специальными ручными инструментами или же особыми сверлами на гибком шланге с электрическим приводом. Выцарапывание рисунка сграффито можно производить до тех пор, пока штукатурка останется пластичной и легко соскабливается. Обычно штукатурка пригодна для выцарапывания в течение 4-12 часов (в зависимости от влажности воздуха и свойств раствора); нанесение верхних цветных слоев следует связать с работой вырезальщиков. Производить выцарапывание на следующий день по нанесении цветных слоев не рекомендуется, так как штукатурка становится хрупкой.

Инструменты и приспособления для выполнения сграффито.

Тонкослойное сграффито

Верхний слой наносят при помощи кисти (кистевая штукатурка); материал – жидкий известковый раствор с добавкой соответствующих красящих пигментов. Рекомендуется добавлять в известь небольшое количество очень мелкого заполнителя. Дальнейший порядок выполнения тонкослойного сграффито аналогичен вышеописанному.

Двухцветное сграффито

Чтобы получить двухцветное сграффито, например желтый рисунок на фоне цвета терракоты, на затвердевший грунт по всей поверхности, подлежащей обработке сграффито, наносится нижний отделочный слой цвета терракоты, а поверх него, после схватывания, - верхний желтый слой. Контуры рисунка наносят припорашиванием, а затем выскребывают верхний слой до обнажения нижнего в тех местах, которые должны быть цвета терракоты.

Трехцветное и многоцветное сграффито

Для получения трехцветного сграффито, например, желтых пальметт и красных усиков на сером фоне, сначала на поверхность грунта переводят припорашиванием рисунок. Контуры пальметт и усиков покрывают соответственно слоем желтого или красного раствора в 2-3 мм толщиной в виде пятен, несколько перекрывающих контуры; по схватывании наносят второй слой для фона, серого цвета, так, чтобы в местах, где нанесен нижний слой, его толщина была в 2-3 мм; в пустых частях рисунка толщина серого слоя составит 4-5 мм. Затем снова наносят рисунок припорашиванием, следя, чтобы контуры его точно совпали с контурами первого перевода, после чего по узорам пальметт и усиков процарапывают верхний слой до нижних цветных пятен. Для большей прочности кромке среза верхнего слоя дают косое направление.

Выполнение двух- и трехцветного сграффито при помощи шаблонов

На схвативший нижний цветной слой штукатурки прикрепляют шаблон-трафарет рисунка, сделанный из тонких досок или фанеры, пропитанных горячей олифой. В шаблоне вырезаны те части рисунка, которые должны быть цвета верхнего отделочного слоя; толщина шаблона должна быть равна будущей толщине верхнего покровного слоя; далее в вырезанные места шаблона наносят верхний слой раствора заподлицо с поверхностью его. По удалении шаблона между пятнами верхнего слоя обнаруживается фон нижнего слоя.

Для трехцветного рисунка (например, желтых цветов с зелеными листьями на сером фоне) на нижний слой серого укрепляют шаблон, в котором вырезаны места, которые должны быть желтого и зеленого цветов; заподлицо с этим шаблоном наносят второй, например, желтый цвет раствора. Оставляя на месте первый шаблон, на него накладываю второй, в котором вырезаны только места зеленого цвета, в заподлицо с ним наносят третий – зеленый слой раствора. По снятии обоих шаблонов обнаружится ступенчато-углубленный трехцветный рисунок: по отношению к верхнему – зеленому слою желтый рисунок будет углублен на 2-3 мм, а серый фон – на 4-6 мм.

Выполнение трехцветного сграффито способом сплошной накрывки

На поверхность штукатурного грунта наносят два цветных штукатурных слоя (первый в 7-8 мм, второй 3-4 мм) и третий малярный (в 0,5-1 мм) кистью выцарапыванием одно верхнего или сразу верзнего и среднего слоев получают трехцветный рисунок. В местах обнажения среднеого слоя выскабливание надо вести очень осторожно, чтобы не прорезать штукатурку до нижнего цветного слоя.

Процесс выполнения сграффито.

Процесс выполнения трехцветного сграффито.

Сграффито выполняется по преимуществу по воздушно-известковой штукатурке, но допустимо также и по цементной.

Ниже на фотографиях показаны примеры сграффито

Если вы задумали ремонт или отделку своего жилья - обращайтесь за квалифицированной помощью в компанию Декада. Мы выполняем отделку и ремонт квартир в новостройках в Москве и Московской области. Нами сданы уже несколько сотен объектов. Среди них и простые бюджетные варианты, и сложные объекты с эксклюзивным дизайном.



Наши специалисты берутся за сложные виды работ, к примеру, декоративная штукатурка "сграффито".

Итальянским словом «сграффито» называют технику создания обладающих большой прочностью настенных изображений. Благодаря высокой стойкости такой отделки к внешнему воздействию (атмосферным осадкам, температуре и влажности) её часто используют для украшения фасадов зданий.

Методы нанесения

Одним из самых простых методов сграффито является нанесение поверх основного слоя штукатурки второго, отличающегося от него по цвету. В состав штукатурки входит 1 часть песка, 1 часть смеси мелкого каменноугольного шлака, туфа разных оттенков, известь. Процарапав верхний слой до нижнего в виде определённого узора, можно получить двухцветную картину.

В случаях, когда требуется получить многоцветное изображение, на стену наносится несколько слоёв (как правило, тёмные раньше светлых), после чего штукатурку соскребают до требуемой глубины. Работа эта очень сложная, и в ней невозможно обойтись без специальных трафаретов.

Техника выполнения

Декорирование техникой сграффито может производиться двумя способами.

Выборка раствора

Первый называется выборкой раствора и начинается с нанесения соответствующего рисунка на картон. Контур изображения наносят на слой штукатурки при помощи трафарета, который создаётся путём наклеивания на картон шаблона и прокалывания его контура шилом или толстой швейной иглой.

Затем происходит подготовка поверхности, на которой должно располагаться сграффито, то есть нанесение на стену нескольких слоёв штукатурки.

Лучше всего будет держаться изображение, созданное на трёх-пяти слоях. При этом первый слой должен иметь толщину около 8 мм, остальные - от 2 до 5 мм. Каждый из слоёв обязательно должен иметь одинаковую толщину по всей площади и накладываться не ранее, чем через 11-12 часов после предыдущего, если раствор известковый, или через 3 часа - при цементно-известковом растворе.

Когда поверхность, соответствующая по размерам рисунку, будет покрыта штукатуркой, на неё необходимо наложить трафарет и постучать марлевым тампоном, наполненным тонкоизмельчённым углём, по контуру рисунка. После чего начинается работа по вырезке фрагментов картины до самого нижнего её слоя.

Выполнение этой операции производится при помощи царапки, ножа, прямого долота, зубчатки и других инструментов для лепных работ. Далее по очереди переходят к следующим слоям.

Вырезать участки нужно начинать не раньше, чем через пару часов после нанесения самого верхнего слоя. На ночь оставлять незаконченное изображение не следует, поэтому лучше начинать последний этап утром. В противном случае возможно излишнее затвердевание раствора, в результате чего он становится непригодным для создания чёткого изображения.

После окончания работ рисунок иногда покрывают закрепителем, который не даёт границам картины раскрошиться и рассыпаться.

Второй способ - набивка рисунка

В этом случае узор на штукатурке не вырезают, а набивают. Чтобы изготовить такое сграффито, опять же понадобятся трафареты - теперь уже отдельные для каждого цвета. На каждом из таких трафаретов вырезаются все элементы с учётом перемычек для поддержки. В начале работы выравнивают и затирают фоновый слой будущей картины.

Минут через 30, когда штукатурка начнёт схватываться, к фоновому слою прикладывают определённые элементы трафарета. Кисточкой, которую окунули в раствор требуемого оттенка, ударяют по стене, попадая по рисунку. Недочёты в набивке устраняют тонкой кистью, а расплывающуюся за края изображения штукатурку удаляют ножом. Следующий слой набивают не раньше, чем высохнет предыдущий.


Сграффито (Г. Федотов)

Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи - тоже сграффито.

Сграффито - итальянское слово. В переводе оно означает "выцарапывание".

Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки - инков и майя.

В XV - XVII веках сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито все шире применяют и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.

С течением времени изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном из видов сграффито - так называемом мокром способе, который иногда именуют резьбой по штукатурке.

Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено слоев цветной штукатурки, тем много-цветнее и красочнее сграффито.

Вы можете с успехом использовать сграффито при оформлении интерьера пионерской комнаты, фойе, актового зала, школьной столовой. Не обязательно выполнять работу прямо на стене. Если штукатурку сграффито нанести на древесно-стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.

Заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цветной штукатурки.

Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древесный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, удалив из него камешки и мусор. Затем пересыпают в более частое сито и промывают в проточной воде. Пигменты - это красители, придающие штукатурке различные цвета. Обычно употребляют сухие красители, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми.

Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можно использовать тазы и ведра. Но не забывайте, что в глубокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.

Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.

Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой - мастерком. Одновременно небольшими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.

Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной стене, предварительно сделайте на её поверхности зубилом или топором насечки глубиной 3 - 4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.

Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесностружечной плиты и уже потом, когда вы приобретете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.

Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подождав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта используют один из цветных растворов. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовьте из сосновой доски размером 120X180 мм. Чтобы ее было удобно держать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки зачистите наждачной бумагой. Дайте грунту подсохнуть минут 20 - 25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть 6 - 7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15 - 20, нанесите второй слой толщиной 3 - 4 мм. Толщина третьего слоя не должна превышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, толщину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1 - 2 мм.

Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет - основой для него служит разработанный вами раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5 - 6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на штукатурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.

Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом - можно использовать для подрезки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке под уголом примерно 60 градусов к поверхности штукатурки, прорезая по пунктирным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. Постоянно следите, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.

Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следующий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, обработав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной проволоки диаметром около 2 мм или из спиц старого зонта, изогнув их, как показано на рисунке.

Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, постепенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и переходя к низлежащим.

На рисунке вы видите простую декоративную пластину - образец сграффито для начинающих. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний - голубой и верхний - желтый. При работе над этой пластиной резцом и скоблилками была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах голубой цвет. Затем в пределах рисунка сняли голубую штукатурку и выявили красный нижний слой. Примерно такой же последовательности придерживайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цветной штукатурки.

Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте поработать над орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.


Техника сграффито (в переводе с итальянского - «процарапанный») - способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и обнажается нижний слой, отличающийся по цвету.

На стену накладывают два или более слоев штукатурки разного цвета. Например: нижний - коричнево-красный, затем зеленый и верхний - белый.


После просушки штукатурки ее начинают процарапывать специальными инструментами, а иногда и полностью снимать в процарапанном контуре. И тогда из-под белого фона выступают силуэтные красные и зеленые изображения.


Техника сграффито уходит в глубину веков. Еще этрусские и древнегреческие мастера использовали ее для украшения своей керамики. В средние века сграффито широко применяли в странах Западной Европы. Известна была эта техника и на Руси.


Из-за четкости и силуэтности рисунка, отсутствия полутонов и цветовых переходов сграффито чаще всего используется для орнаментальных композиций.

Мастера керамики нередко употребляют этот термин для обозначения похожей техники процарапывания рисунка по слою ангоба, покрывающему поверхность керамического изделия.


Техника мокрого способа сграффито заключается в следующем: разрабатывается эскиз в цвете с четкими, ясными границами каждого цвета. Слой штукатурки состоит из нескольких цветных слоев.

Специальными инструментами обнажаются нижележащие слои, выявляя многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено цветных слоев, тем красочнее и декоративнее сграффито.


Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связывающего, наполнителя и пигментов (красителей).


В качестве связывающего обычно применяют гашеную известь, наполнителем служат речной или морской кварцевый песок, мраморная пыль (лучший наполнитель - белый кварцевый песок).


Перед приготовлением раствора песок просеивают и из него удаляют примеси методом отмучивания.

В качестве пигмента применяют любые щелочеустойчивые сухие красители:

    1. Для приготовления, например, раствора белого цвета берется 1 часть гашеной извести и три части мраморной пыли или белого песка.

    2. Красный цвет получится из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента (красителя).

    3. Раствор розового цвета готовят из одной части гашеной извести, двух с половиной частей мраморной пыли или белого песка и половины части молотого и просеянного красного кирпича.

    4. Желтый цвет получится при смешении одной части гашенной извести, трех с половиной частей белого песка и двух-трех десятых части охры. Если же в эту смесь добавить окись хрома, то она приобретает зеленый цвет.

    5. Синий раствор готовится из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части ультрамарина. Готовится раствор после смешения всех сухих компонентов с добавлением воды и тщательным перемешиванием до консистенции густого теста.


При выполнении сграффито на вертикальной кирпичной стене на ее поверхности надо предварительно выполнить насечки глубиной 4-5 мм.

Подготовленная поверхность смачивается водой и наносится предварительный слой грунта, из гашеной извести и песка. Поверхность тщательно разравнивается и затирается деревянной теркой.


После подсушки поверхности (до 30 минут) наносится первый слой цветного раствора (5-7 мм). Поверхность также затирается.


Через 15-20 минут наносится второй слой толщиной 4-5 мм, также дается выдержка в 15-20 мин. и наносится третий слой (толщиной 4-5 мм). Поверхность тщательно разравнивается и затирается.

На основе задуманного вами рисунка вы должны подготовить трафарет в натуральную величину.

На поверхность штукатурки удобнее всего переносить трафарет способом припороха, т. е. контурные линии прокалывают шилом на расстоянии около 5 мм друг от друга.



Трафарет накладывают на штукатурку и по нему похлопывают марлевым тампоном сухой краской. При недостаточности этих наколок остро отточенным резцом рисунок наносят полностью.
Сначала раствор подрезают по контуру резцом, который держат в руке под углом около 60° к поверхности, прорезая на глубину, равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. После этого выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая последующий цветной слой.


Резьбу и подчистку выполняют последовательно, постепенно срезая слой цветного раствора, начиная с верхнего слоя и последовательно переходя к нижележащим.

В технике сграффитто можно выполнить самые сложные и очень декоративные композиции.

Сам термин с итальянского означает «процарапанный» и представляет собой особую технику декорирования наружных и внутренних стен зданий, известную еще со времен средневековья.

Сграффито является , которая состоит из нескольких слоев разноцветных накрывочных слоев, нанесенных поверх грунта, с процарапанным рельефным рисунком. По определению – это направление в монументально - декоративной живописи.

Благодаря своим высоким художественным свойствам и довольно приемлемым техническим характеристикам современных материалов, сграффито не выходит из моды. Спрос на украшение сложным орнаментом архитектурных элементов возрастает, и специалисты, подвизавшиеся в этом направлении, чувствуют себя весьма комфортно. К слову, стоимость сграффито зависит от количества накрывочных слоев, рисунка, качества проработки деталей и стартует от 125 у.е. за кв.м.


В чем, собственно, состоит техника сграффито? В принципе, освоить ее может каждый, проявив терпение и аккуратность. Основное требование к качеству штукатурки. Для ее приготовления используется известковое тесто, чистый кварцевый песок, цемент. Еще понадобятся красящие пигменты для окрашивания штукатурки. Чтобы изготовить штукатурку, имитирующую природный камень, понадобится портландцемент, крошка мрамора, гранита или керамики фракции 3-5 мм.

Для придания цвета декоративной штукатурки «под камень» используют охру, железный сурик, цветной цемент и другие светостойкие и щелочеустойчивые пигменты.

Различают два способа нанесения сграффито.


Для выполнении сграффито способом выборки раствора потребуется изготовить трафарет. Шилом или достаточно толстой швейной иглой в картоне делаем отверстия. Поверхность перед нанесением сграффито подготавливаем, смачиваем ее водой. Когда воды впитается, наносим грунт, насекаем его, выдерживаем. После этого его вновь надо увлажнить и нанести на него необходимое количество накрывочных слоев штукатурки.

Все слои должны быть разглажены и уплотнены. Для лучшей прочности граффито оптимально нанесение не менее 5 слоев. Первый накрывочный слой делают толще последующих, обычно 5 мм, а последующие слои толщиной 1-2 мм. Далее необходимо выждать время от 2 до 4 часов, затем наложить трафарет и простучать его марлевым тампоном с мелом.

Теперь непосредственно приступаем к выполнению сграффито, вырезая фрагменты рисунка на глубину накрывочного слоя необходимой окраски. Начинать вырезать надо с самого нижнего слоя. Для этой ответственной операции понадобятся соответствующие инструменты - ножи, скальпели, набор резцов. Пересохший раствор режется плохо, поэтому важно выполнить сграффито до высыхания штукатурки. Затем поверхность обметают щеткой.


Можно выполнить сграффито путем набивки рисунка. Орнамент уже не вырезают, а последовательно набивают на стене разноцветными накрывочными слоями. Понадобятся изготовить для каждого из элементов рисунка различных цветов . Элементы рисунка на трафаретах вырезают полностью, оставляя необходимое количество перемычек.

Итак, выравниваем и затираем верхний слой штукатурки. Он начнет схватываться, тогда прикладываем трафарет и кистью торцовыми ударами набиваем раствор нужного цвета. Как подсохнет этот слой, поверх него набиваем следующий элемент. Требуется аккуратность, чтобы не выйти за пределы трафарета. Штукатурку, расплывшуюся за края, немедленно удаляют ножом пока она схватится. Тонкой кистью поправляют не закрашенные части рисунка.

Ухаживая за сграффито, достаточно периодически чистить поверхность щетинной щеткой. Если предстоит ремонт сграффито, то следует обновить целиком поврежденный элемент орнамента.