Электрооборудование

Создание временного правительства март 1917. Временное правительство россии

Создание временного правительства март 1917. Временное правительство россии

Случилась революция. Самодержавие было свергнуто, и на место монарха пришло Временное правительство.

Оно было создано 15 марта 1917 года, и с тех самых пор, вплоть до 7 ноября, вся полнота власти в России находилась в его руках.

Сформировано Временное правительство было в результате переговоров Временного комитета ГД (Государственной Думы) и Петроградского совета.

Правительство сосредоточило в своих руках исполнительную и законодательную власть, на местах же интересы Временного правительства представляли уездные и губернские комиссары.

В состав Временного правительства вошли представители различных политических движений России начала 20 века. Тут были и «кадеты» и эсеры, октябристы и прогрессисты. Несмотря на различные политические взгляды, министры на первых парах нашли общий язык.

16 марта была опубликована декларация, где министры поведали о своих ближайших намерениях. Через три дня члены нового правительства обратились к народу. Министры вещали о подготовки созыва Учредительного собрания, провозглашали демократические ценности и обещали реформы, говорили об амнистии и реформе МВД.

Внешняя политика Временного правительства свелась к идее «Войны до победного конца». Такая позиция была заранее выигрышной. Союзники России по Антанте, с удовольствием признали легитимность новой русской власти.

Во внутренней политике Временное правительство решило взять курс на охрану порядка и решению агарного вопроса. Задача так и не была решена. Правительство отказалось признать независимость Украины и Финляндии. Суверенитет получила только Польша.

Новый орган государственной власти два раза поражали кризисные ситуации.

Первый кризис Временного правительства - апрельский. Итогом его стало создание коалиционного правительства с социалистами. Из-за этого союза, Временное правительство лишилось Гучкова и Милюкова, не пожелавших работать в таком составе.

Второй кризис - июльский. Событиям кризиса предшествовало наступление на Юго-Западном фронте. В армии в то время царили антивоенные настроения, в этой организационной структуре наступил глубокий кризис.

В Росси нарастал продовольственный кризис, в руинах оказалась и все производство. Провал наступления армии только усугубил ситуацию, и вызвал конфликт в самом Временном Правительстве, между его министрами. Эти воспользовались большевики, организовав беспорядки, которые в итоге были подавлены.

В ходе июльского кризиса в отставку ушел глава Временного правительства - князь Львов. Новым председателем органа стал - . Эсеры и меньшевики объявили Керенского спасителем революции и выразили ему полную поддержку.

После июльского кризиса страну всколыхнули новые потрясения. Видя беспомощность новой власти, представляя контрреволюционные и монархические силы, организовал мятеж. К сожалению, благие намерения генерала Корнилова потерпели фиаско.

Временное правительство постоянно действовало с опозданием, вовремя не принимая важные и нужные решения. Положение только усугублялось. Принятые законы не исполнялись. Общество шло в тупик. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, складывались обстоятельства для государственного переворота. Рос государственный долг, правительство начало выпуск собственных денег, в народе эти «бумажки» получили название " ».

7 ноября в Петрограде произошло вооруженное восстание большевиков. Временное правительство было свергнуто. За месяцы существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. В основном это были люди, имеющие депутатское прошлое в . Керенский, Милюков, Родичев, Львов, Гучков и т.д.

Большинство министров имели высшее образование. В дальнейшем только 16 министров Временного правительства приняли перемены и сотрудничали с большевиками. Остальные подались в эмиграцию (кто-то сразу, а кто-то после «командировки» в Добровольческую армию, на Дон), где вели активную антибольшевистскую деятельность.

— высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти России, действовавший с 15 марта (2 марта по старому стилю) по 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года.

Оно было сформировано после Февральской революции 1917 года и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Выполняло также законодательные функции.

За время работы правительства с марта по ноябрь 1917 года сменилось четыре его состава. В первый состав вошли два октябриста, восемь кадетов и примыкающих к ним, один трудовик, с марта ставший эсером. Возглавлял правительство кадет, князь Георгий Львов. Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов Павел Милюков и лидер октябристов Александр Гучков. 22 марта (9 марта по старому стилю) первым его признало правительство США, 24 марта (11 марта по старому стилю) — Великобритании и Франции.

Временное правительство в своей программе, изложенной в декларации, опубликованной 16 марта (3 марта по старому стилю), и обращении к гражданам России от 19 марта (6 марта по старому стилю), провозгласило принцип "преемственности власти" и "непрерывности права"; заявило о своем стремлении довести войну "до победного конца" и выполнить все договоры и соглашения, заключенные с союзными державами.

В декларации излагалась программа первоочередных преобразований: амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати и собраний, отмена сословий и ограничений по религиозным и национальным признакам, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. Фундаментальные вопросы — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов — предполагалось решить уже после созыва Учредительного собрания.

В ходе Февральской революции руководство Советов рабочих и солдатских депутатов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно переходила в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца.

Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы . Апрельский кризис привел к созданию 18 мая (5 мая по старому стилю) первого коалиционного правительства. Из состава Временного правительства вышли Милюков и Гучков, а в него, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов.

Председателем правительства вновь стал Георгий Львов.

Новое правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Затеянное им наступление на Юго-Западном фронте провалилось. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в стране, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде, неудачная попытка большевиков перехватить власть вызвали в июле новый правительственный кризис, который привел к ликвидации двоевластия в стране. Из состава Временного правительства вышли три министра-кадета. Вслед за ними ушел в отставку глава Временного правительства — князь Львов.

6 августа (24 июля по старому стилю) было сформировано второе коалиционное правительство. В его состав вошли семь кадетов и примыкающих, пять эсеров и народных социалистов, три меньшевика. Председателем правительства стал эсер Александр Керенский.

Следующий правительственный кризис был спровоцирован лидером правых контрреволюционных сил, верховным главнокомандующим генералом Лавром Корниловым, который 16 августа (3 августа по старому стилю) выступил против Временного правительства, двинув войска на Петроград (ныне Санкт-Петербург). Попытка переворота, предпринятая им, оказалась неудачной. Мятеж был подавлен. Новый правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года временно передать власть Совету пяти (Директории), который возглавил Керенский, принявший одновременно на себя и пост главнокомандующего.

Переговоры о создании нового правительства затянулись до 8 октября (25 сентября по старому стилю), когда удалось составить третье и последнее коалиционное правительство. В его состав вошли шесть кадетов и примыкающих, два эсера, четыре меньшевика и шесть беспартийных. Возглавил правительство Керенский, оставшийся за собой пост верховного главнокомандующего.

Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания в ночь с 7 на 8 ноября (с 25 на 26 октября по старому стилю) 1917 года Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь Керенскому удалось бежать из столицы.

За весь период существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. Их пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. 16 министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов. 31 человек имел высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое имели два высших образования.

Большинство министров были юристами — 11 человек, врачей, экономистов и инженеров — по четыре, военных — трое, пять человек окончили историко-филологический факультет. По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян.

После Октябрьской революции 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В начале 1916 г. в России сложилась сложная внутриполитическая обстановка. Прежде всего нужно отметить два основных фактора, которые привели к революционному взрыву в феврале 1917 г:.

  • 1) затянувшаяся Первая мировая война (1914-1918), в которой участвовало 38 государств, в том числе Россия. К 1916 г. война приобрела затяжной характер, и в тылу русской армии стали возникать антивоенные демонстрации разных слоев населения, требования которых, в общем, были одни и те же - прекращение участия России в мировой войне. Как писал в своих мемуарах бывший премьер-министр России (1911 - 1914) В. Н. Коковцев : «Дела на фронте принимали все более и более грозный вид. Внутри нарастало нервозное положение под влиянием постоянных военных поражение русской армии» ;
  • 2) в России в начале 1916 г. стал назревать не только политический, но и экономический кризис. Была введена карточная система, в стране стала наблюдаться инфляция, возросли военные расходы, все это не могло не отразиться на экономической ситуации внутри страны. Кроме этого рост забастовочного движения на фабриках и заводах также сказался на уровне производства.

Например, в Оренбургской губернии в 1915 г. было зарегистрировано шесть забастовок, в которых участвовало свыше 3 тыс. рабочих. В феврале бастовали 2 тыс. рабочих в мае - июле 1915 г. было четыре забастовки сезонных рабочих на торфоразработках в Верхнеуральском уезде. В 1916 г. забастовочное движение поднимается на новую ступень. В губернии произошло 12 забастовок, и все они носили активный, наступательный характер. 15 декабря 1916 г. были прекращены работы в котельном, а затем и других цехах главных мастерских железной дороги. Рабочие протестовали против увольнений и требовали повышения заработной платы. Выступление было прекращено только под угрозой отправки бастующих на фронт.

Началось расследование громких коррупционных скандалов в высших эшелонах власти. К примеру, в своих воспоминаниях В. Н. Коковцев пишет, что « в начале 1916 года он был назначен уполномоченным для проверки финансовой деятельности бывшего военного министра Сухомлинова». И как далее отмечает Коковцев: «Эти сведения мне были нужны, чтобы осветить вопрос, очевидный для всякого беспристрастного человека, что причина нашей негодности к войне заключалась в том хаосе, который существовал при Сухомлинове во всех заготовленных операциях, в отсталости заказов, в нескончаемых переменах технических условий и в том, что никакого законченного плана на самом деле у нас не было» .

Все эти факторы отразились, прежде всего, на неспособности правительства России того времени справиться с кризисной ситуацией. На протяжении 1916 - начала 1917 г. происходила постоянная смена кабинета министров. Должность премьер-министров в России занимали люди посредственные и зависимые от дворцовых интриг и политических группировок. Как выразился А. Ф. Керенский премьер-министр (в будущем) Временного правительства: «18 января 1916 года был смещен И. Л. Горемыкин, который к тому времени полностью растерял остатки своего влияния в Царском селе. 19 января на его место был назначен Б. В. Штюрмер, человек крайне реакционных взглядов... 10 ноября Штюрмер был освобожден от занимаемой должности. Его приемником стал А. Ф. Тренов, крайне правый член Государственного совета и человек, близкий к царю» . Штюрмер пробыл на своем посту 48 дней, его сменил князь Н. Д. Голицын.

Таким образом, в России начался кризис исполнительной власти и чехарда постоянных отставок премьер-министров. К тому же надо отметить усиливающееся влияние Г. Е. Распутина, который фактически мог назначать и снимать любого министра и премьер-министра, чиновника любого ранга, так как он имел огромное влияние на императрицу и императора. Общественная оппозиция хотела спасти Россия от революции, существовало несколько заговоров среди депутатов Государственной думы, однако все они не смогли добиться должного результата. В декабре

1916 г. Григорий Распутин был убит, однако остановить надвигающуюся катастрофу уже было невозможно. 23 февраля 1917 г. началась всеобщая стачка. 24 февраля стачка переросла в политическую манифестацию, рабочих и жителей города поддержал Петроградский военный гарнизон. 25 февраля появились первые убитые и раненые. А 26 февраля работа Государственной думы была прервана высочайшим царским Указом от 25 февраля 1917 г., что означало фактический ее роспуск. «Утром 27 февраля начался мятеж в резервных батальонах гвардейских частей. Кавалерийские подразделения, отозванные с фронта, не прибыли в столицу. В то же утро правительство князя Голицына престало существовать» .

К концу февраля 1917 г. после роспуска Государственной думы и очередного кризиса исполнительной власти самодержавие пало. В начале марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, а затем и сам Михаил отказался от власти. В России был создан Временный комитет Государственной думы под руководством князя Львова, который стал основой для создания Временного правительства. В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта - октября

1917 г. в состав Временного правительства: П. П. Юренев, Н. М. Кишкин,

С. С. Салазкин, Ф. Ф. Кокошин, князь Д. И. Шаховской, князь Львов и др..

Временное правительство. С приходом к власти Временного правительства ситуация в стране не улучшилась. Как свидетельствует Я. Я. Милюков , занимавший в этот период должность министра иностранных дел: «Мы все, решительно во всех областях жизни, получили тяжелое наследство от низложенного режима. В области экономической, финансовой, административной, в особенности социальной и национальной, нас ждали трудноразрешимые задачи» .

Среди важных вопросов того времени, которые стояли перед Временным правительством, П. Н. Милюков выделяет вопрос о войне.

Он пишет: «На первом плане стоял... коренной вопрос о войне. Мы знали, что старое правительство было свергнуто ввиду его неспособности довести войну “до победного конца”. Именно эта неспособность обеспечила содействие вождей армии при совершении переворота членами Государственной Думы» . Однако, несмотря на все это, Временное правительство не отказалось от планов продолжения войны. Как объясняет это Милюков, «выход России из мировой войны был бы возможен только, при заключение сепаратного мира с Германией». «А это рассматривалось как позор, несовместимый с честью и достоинством России» . Несогласие по этому вопросу привело к первому кризису Временного правительства в апреле 1917 г., результатом стала отставка П. Н. Милюкова с поста министра иностранных дел и А. И. Гучкова с должности военного министра.

Кроме того, Временное правительство попыталось решить ряд важных социально-экономических проблем России : защита гражданских и политических прав, принятие закона о кооперативном движении, аграрный вопрос, разработка трудового законодательства, судебная реформа и т.д.

Перед Временным правительством в начале его деятельности стояли четыре основные задачи. А. Ф. Керенский сформулировал их следующим образом:

  • - «продолжить защиту страны (лозунг Временного правительства “Война до победного конца”);
  • - воссоздать по всей стране действенный административный аппарат; провести необходимые коренные и социальные реформы;
  • - подготовить путь для преобразования России из крайне цен трализованного государства в федеративное» .

В период с марта по октябрь 1917 г. Временное правительство активно занималось реорганизацией государственного аппарата. Первая же попытка в этом направлении оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г. Е. Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: «Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию» . Характеризуя эти действия правительства, В. Д. Набоков, лидер Конституционно-демократической партии - партии кадетов, в очень резкой форме отмечал: «В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства» .

С началом своей работы Временное правительство сразу же приступило к законодательной деятельности. Прежде всего правительством были предприняты меры, направленные на установление политических и гражданских прав:

  • - провозглашена независимость судей и судов;
  • - ликвидированы все «специальные» суды, а все «политические» дела, связанные с государственной безопасностью, впредь подлежали рассмотрению в суде присяжных, как и обычные уголовные дела;
  • - отменены все религиозные, этнические и сословные ограничения; провозглашена полная свобода совести;
  • - восстановлена независимость православной церкви и создан церковный совет для подготовки Собора;
  • - женщинам предоставлены те же политические и гражданские права, что и мужчинам;
  • - разработан закон о выборах в Учредительное собрание, в основу которого были положены всеобщее избирательное право и пропорциональное представительство.

Кроме этого следует выделить, тот факт, что Временное правительство приступило также к разработке следующих законов:

закона о кооперативах, предусматривающего включение кооперативного движения в экономическую систему страны, как одного из ее компонентов;

  • - закона о профсоюзах и местных органах управления ;
  • - закона о земле. В области экономической и социальной политики вопрос о земле был главным. Меры, которые предложило Временное правительство, носили революционный характер, ибо предусматривали полную передачу земли тем, кто ее обрабатывает;
  • - декрета об аграрной реформе. Он был подготовлен министром сельского хозяйства членом партии кадетов А. И. Шингаревым. Для этого был создан главный земельный комитет с отделениями по всей стране, члены которого выбирались на основе нового избирательного закона. 20 мая этот комитет объявил, что «основным принципом аграрной реформы является передача обрабатываемой земли тем, кто ее обрабатывает» . Предполагалось, что к осени 1917 г. разработка проекта реформы должна была быть закончена и утверждена на Учредительном собрании. А к весне 1918 г. земля должна была быть законным образом передана крестьянам. По мнению А. Ф. Керенского: «Если бы это случилось, то крестьяне перестали бы быть рабами одного-единственпого земледельца - государства» .

Трудовое законодательство. Временное правительство предоставило рабочим беспрецедентные в то время трудовые права".

  • - был введен восьмичасовой рабочий день (предложение министра торговли и промышленности А. И. Коновалова);
  • - рабочие комитеты и профсоюзы получили полную автономию;
  • - закреплено и гарантировалось равноправное положение «организованной рабочей силы и промышленников».

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что А. Ф. Керенский был отчасти прав, утверждая, что «установление в России политической демократии одновременно привело к торжеству социальной демократии» .

Однако не все эти проекты приобрели силу закона. В основном Временное правительство ограничилось следующими действиями:

  • 1) была проведена политическая и уголовная амнистия;
  • 2) отменены социальные сословия и уравнены в правах как в армии (приказ от 1 марта 1917 г. № 1), так и в других государственных и гражданских учреждениях;
  • 3) отменена смертная казнь (однако постановлением Временного правительства от 12 июля 1917 г. она была введена на фронте и учрежден военно-революционный суд);
  • 4) установлен восьмичасовой рабочий день;
  • 5) созданы фабрично-заводские комитеты для решения трудовых споров между рабочими и фабрикантами (создание последних было предусмотрено Соглашением между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер от 10 марта 1917 г.);
  • 6) ликвидированы все судебные органы власти и Отдельный корпус жандармов;
  • 7) провозглашены свобода слова, печати, стачек.

Одним из главных вопросов, который стоял перед Временным правительством, был вопрос о власти. Удержать власть в стране было чрезвычайно трудно, так как первые месяцы показали, что во Временном правительстве нет единства. Апрельский кризис привел к выходу из состава правительства кадетов и октябристов. В начале апреля 1917 г. в России прибыл лидер большевиков В. И. Ленин (Ульянов), который в своих апрельских тезисах провозгласил курс на пролетарскую революцию. А. Ф. Керенский, который вскоре стал во главе нового коалиционного Временного правительства, назвал выступление большевиков 4 июля 1917 г. в Петрограде «ударом Ленина в спину революции» . Хотя выступление большевиков и было подавлено, а вожди большевиков были объявлены в розыск по обвинению в попытке государственного переворота, политическая ситуация еще больше обострилась. Однако вся деятельность Временного правительства фактически сводилась к тому, чтобы удержать власть до созыва Учредительного собрания. Подготовка к этому Собранию началась с первых мартовских дней революции. На собрании предполагалось решить важные для государства вопросы. Прежде всего - вопрос о государственном строе в России. Как написал в своих мемуарах В. Н. Коковцев: «Весна 1917 года прошла в каком-то чаду, под неумолкаемый гул выстрелов на улицах и под гнетом ежедневных декретов Временного правительства, расшатавших нашу государственную машину с какой-то злорадной поспешностью и незаметно, но верной рукой подготавливающих захват власти большевиками» .

С 12 по 15 августа 1917 г. в Москве прошло Государственное совещание, в котором приняли участие многие демократические партии и не участвовали правые монархисты и большевики. Однако это Совещание демократических партий не привело к созданию единого мнения на будущее России. Наоборот, каждая из партий попытались использовать это событие в своих целях. Большевики, например, пытались организовать всеобщую политическую демонстрацию, дабы показать свое превосходство и силу. Буржуазные партии пытались наладить и укрепить связи для создания нового коалиционного правительств. Более реакционные партии выдвинули идею военной диктатуры во главе с верховным главнокомандующим Русской армией, кандидатом на должность которого рассматривался генерал Л. Г. Корнилов.

Временное правительство - название правительственного органа, сформированного 2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной думы по соглашению с Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. С августа 1915 г. лидеры буржуазной оппозиции царизму составляли списки нового правительства, ответственного перед Государственной думой или прямо назначенного царем «правительства спасения страны», где большинство постов принадлежало бы популярным буржуазным политикам. Однако Николай II упорно отказывался от политического компромисса с Думой и буржуазными общественными организациями. Только поздно вечером 1 марта 1917 г., когда в столице уже победила Февральская революция, он подписал манифест о передаче власти ответственному перед Государственной думой правительству и поручил сформировать его председателю Думы М. В. Родзянко. При этом министров двора, иностранных дел, внутренних дел и военного он собирался по-прежнему назначить сам. Эта уступка запоздала лет на десять. Революция поставила ребром вопрос о судьбе монархии и самого царя.

Поскольку руководимый меньшевиками Петроградский Совет не хотел брать власть, так как считал, что происходившая революция является буржуазной и власть должна формировать поэтому русская буржуазия, то персональный состав правительства был предложен Временным комитетом Думы. В правительстве большинство принадлежало кадетской партии и октябристам (см. Политические партии). Однако с самого начала там образовалось радикальное крыло, тайно руководимое Верховным Советом «Великого Востока народов России» (см. Масонство в России). Его Генеральный секретарь (и в то же время заместитель председателя Совета) эсер А. Ф. Керенский самовольно вошел во Временное правительство в качестве министра юстиции, хотя Исполком совета был против вхождения его членов в министерство. Керенского поддерживали министр финансов М. И. Терещенко, министр путей сообщения Н. В. Некрасов и министр торговли и промышленности А. И. Коновалов. На Керенского равнялся министр-председатель и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов. Консервативное крыло в правительстве возглавлял министр иностранных дел, лидер кадетской партии П. Н. Милюков, активно поддерживаемый военным министром лидером партии октябристов А. И. Гучковым. Это правительство первого состава было однородно-буржуазным, и только Керенский представлял, как тогда говорили, «революционную демократию», т. е. Советы и социалистические партии.

На волне первых успехов революции Временное правительство пользовалось всенародной поддержкой и доверием. Его политика основывалась на добровольном подчинении граждан, поскольку ни репрессивного аппарата, ни верных ему вооруженных сил правительство не имело. Советы страны, по примеру Петроградского, заявили о поддержке правительства постольку, поскольку оно шло по пути обещанных им демократических реформ. Временное правительство ввело равенство всех граждан перед законом, упразднило посты губернаторов, ликвидировало старую полицию, жандармерию и охранку, реформировало тюремное ведомство, суд и прокуратуру, приняло законы о производстве всеобщих выборов в органы местного самоуправления (городские думы и земства), признало фактически завоеванные народом демократические права и свободы. Особое значение имело распространение прав и свобод на солдат десятимиллионной армии, начало ее демократизации путем признания выборных солдатских комитетов.

Однако Временное правительство первого состава не торопилось объявить о сроке созыва и выборов в Учредительное собрание, провести земельную и другие социальные реформы, начать переговоры о прекращении войны (см. Первая мировая война). Если солдаты и рабочие Петроградского Совета заявили о необходимости прекращения войны на основе мира без аннексий и контрибуции и самоопределения народов, то министр иностранных дел Милюков от имени Временного правительства заявлял о решимости довести войну до победного конца в тесном единении с союзными Англией, Францией, Японией и США. Это противоречие, обозначившееся после публикации 20 апреля ноты Милюкова союзным державам, привело к демонстрациям и уличным столкновениям в Петрограде 20-21 апреля. В ходе апрельского кризиса Временного правительства большевики впервые выдвинули лозунг передачи всей власти Советам.

Но меньшевики и эсеры, которым в Советах тогда принадлежало большинство, выступили против этого и пошли на создание 5 мая 1917 г. первого «коалиционного Временного правительства». Было образовано несколько новых министерских постов. На 9 лиц, принадлежавших к буржуазным партиям, в этом правительстве приходилось пять представителей социалистических партий. В министерство вошли популярнейшие лидеры меньшевиков (И. Г. Церетели), эсеров (В. М. Чернов), народных социалистов (А. В. Пешехонов). Керенский стал военным министром вместо Гучкова, а Терещенко - министром иностранных дел вместо Милюкова. Коалиция на время расширила социальную базу Временного правительства и вернула ему народную поддержку. Только большевистская партия осталась во внепарламентской оппозиции. Но выполнение обещаний, данных социалистическими лидерами, натолкнулось на сопротивление буржуазных министров. Керенский подготовил, выполняя обещания перед союзниками, наступление на фронте, чем вызвал недовольство солдатских масс, особенно в тыловых гарнизонах. Это привело к июньскому политическому кризису, показавшему рост симпатий в столицах и промышленных центрах к большевикам и их программе. 2-6 июля разразился еще более острый и кровавый июльский кризис. Коалиционное правительство распалось. Военные власти в Петрограде попытались применить силу к участникам демонстрации 4 июля 1917 г.

7 июля правительство сместило своим решением князя Львова и назначило новым министром-председателем А. Ф. Керенского. Он начал более широко пользоваться диктаторскими правами, так как Временное правительство после Февральской революции получило не только исполнительную, но и законодательную власть вплоть до созыва Учредительного собрания. Керенский начал судебное дело против лидеров большевистской партии, обвинив их в подготовке заговора с целью захвата власти и сотрудничестве с Германией. 22 июля 1917 г. Керенский объявил о создании второго коалиционного правительства. В нем социалисты имели уже половину мест.

Вторая коалиция распалась в конце августа после военного выступления генерала Л. Г. Корнилова, направленного против Керенского и революции. Поражение Корнилова породило надежды на формирование подлинно революционно-демократического правительства, без участия буржуазных партий. Но после неудачной попытки сплотить силы на «Демократическом совещании» в середине сентября лидеры ведущих социалистических партий социал-демократов - меньшевиков и эсеров вынуждены были одобрить созданное Керенским 24 сентября 1917 г. третье коалиционное Временное правительство, где представителям этих партий принадлежало уже 10 мест из 16. В. И. Ленин в письмах в ЦК большевистской партии, а Л. Д. Троцкий открыто - в речи и резолюции Петроградского Совета, новым председателем которого он был избран, объявили о недоверии этому правительству и подготовке его насильственного свержения. Оно было осуществлено в ходе вооруженного восстания в Петрограде 24 - 25 октября 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.).

Неудача Временного правительства в попытке мирным путем реформировать Россию объясняется многими причинами. Все министры являлись общественными деятелями, интеллигентами, они не имели никакого опыта управленческой деятельности. Они по моральным соображениям избегали использовать насилие в борьбе против анархии. Торможение в деле проведения земельной реформы и других социальных мероприятий, затягивание созыва Учредительного собрания, начала переговоров о мире вызывали недовольство широких масс солдат, крестьян и рабочих. Это недовольство умело использовалось большевиками, строившими свою пропаганду на обещании немедленного мира, передачи земли крестьянам, власти народу в лице Советов.

Временное правительство Вре́менное прави́тельство

в России, сформировано после Февральской революции 1917 и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган, выполняло также законодательные функции. Действовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917; сменилось 4 состава Временного правительства: 1-й состав (2 октябриста, 8 кадетов и примыкающих к ним, 1 трудовик, затем - эсер; председатель - кадет Г. Е. Львов) до 6(19) мая; 2-й (1 октябрист, 8 кадетов и примыкающих, 3 эсера, 2 меньшевика; председатель - Львов) - до 24 июля (6 августа); 3-й (7 кадетов и примыкающих, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика; председатель - эсер А. Ф. Керенский) - до 1(14) сентября (передал власть «Директории»); 4-й (6 кадетов и примыкающих, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных; председатель - Керенский) - с 25 сентября (8 октября). В своей программе, изложенной в декларации [опубликована 3(16) марта] и обращении к гражданам России 6(19) марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами Антанты. Узаконило разгром аппарата полиции, арест членов Совета министров, упразднило политическую каторгу и ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало ввести политические свободы, созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1(14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто в ходе вооруженного восстания, организованного большевиками в октябре 1917.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

ВРЕ́МЕННОЕ ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО - высший орган государственной власти и управления в России (см. РОССИЯ (государство)) со 2 (15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года; возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.
Идея создания правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) «общественного доверия» или «национальной обороны» появилась в середине 1915 года, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму Прогрессивный блок. Только в августе 1915 года было составлено шесть списков кандидатов в это правительство, в четырех из которых его главой значился князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза. Предполагалось, что правительство, составленное из представителей парламентских партий, будет более дееспособным, чем министры, назначаемые императором Николаем II Александровичем по собственному выбору.
Образование Временного правительства
В первый состав Временного правительства вошли министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е. Львов (см. ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич) , министры: иностранных дел - П.Н. Милюков (кадет), военный и морской - А.И. Гучков (октябрист), путей сообщений - Н.В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности - А.И. Коновалов (прогрессист), финансов - М.И. Терещенко (внепартийный), просвещения - А.А. Мануйлов (кадет), земледелия - А.И. Шингарев (кадет), юстиции - А.Ф. Керенский (трудовик, с марта - эсер), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов (центр), государственный контролер - И.В. Годнев (октябрист). Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов П.Н. Милюков и лидер октябристов А.И. Гучков. Уже в ходе формирования Временного правительства пришлось учитывать мнение возникшего в Петрограде Совета рабочих и солдатских депутатов. В частности, рассматривался вопрос о введении должности министра труда, который бы занял лидер Петроградского совета Н.С. Чхеидзе. В ходе Февральской революции руководство Советов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно перетекала в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11 (24) марта - Великобритании и Франции.
Свою программу Временное правительство изложило в декларации (см. ДЕКЛАРАЦИЯ (документ)) , опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Временное правительство провозгласило начало подготовки к созыву Учредительного собрания, ряд демократических свобод, политическую амнистию, замену полиции народной милицией. Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнять договоры и соглашения, заключенные царем с союзными державами. Ничего не было сказано о восьмичасовом рабочем дне, об аграрной реформе, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.
12 (25) апреля был принят закон (см. ЗАКОН (в праве)) о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель (12 (25) марта) и удельных земель (16 (29) марта). 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) в специальном воззвании Временное правительство признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11 (24) апреля был издан закон «Об охране посевов», гарантировавший возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях подготовки материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты.
Стремясь сохранить единство Российского государства Временное правительство отказалось признать право на самоопределение и на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина) до решения этого вопроса Учредительным собранием (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) . Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта за Польшей. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовал повсюду возникшие фабрично-заводские комитеты. В продовольственной политике Временное правительство 25 марта (7 апреля) декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило 8 (21) марта о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. В области внешней политики проводился курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.
Августовский и Июльский кризисы
Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы. Апрельский кризис (см. АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС) привел к созданию 5 (18) мая первого коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительство вышли П.Н. Милюков и А.И. Гучков, а в правительство, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли министр-председатель и министр внутренних дел - Г.Е. Львов, министры: военный и морской - А.Ф.Керенский, юстиции - П.Н. Переверзев (трудовик), иностранных дел - М.И. Терещенко, путей сообщения - Н.В. Некрасов, торговли и промышленности - А.И. Коновалов, народного просвещения - А.А. Мануйлов, финансов - А.И. Шингарев, земледелия - В.М. Чернов (эсер), почт и телеграфов - И.Г. Церетели (меньшевик), труда - М.И. Скобелев (меньшевик), продовольствия - А.В. Пешехонов (народный социалист), государственного призрения - князь Д.И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов, государственный контролер - И.В. Годнев.
Отказ Временного правительства возобновить деятельность Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) , противостояние с Временным комитетом Государственной думы породило проблему легитимности правительства. Вынужденное разрушить правоохранительную систему, Временное правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Оно не смогло опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от различных политических сил. Временное правительство передало местную власть специально созданному институту комиссаров. В апреле Г.Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы в обществе. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов Временного правительства - Советы.
18 июня (1 июля) Временное правительство бросило в наступление на Юго-Западном фронте не желавшую воевать армию. Временное правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) , неудачная попытка большевиков перехватить власть во время демонстраций вооруженных солдат, матросов и рабочих 3-5 июля вызвали новый правительственный кризис.
Июльский кризис привел к ликвидации двоевластия в стране. 2 (15) июля группа министров-кадетов - А.И. Шингарев, А.А. Мануйлов и Д.И. Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушел в отставку глава Временного правительства - князь Г.Е. Львов. Министром-председателем был назначен А.Ф. Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистское руководство ЦИК Советов объявило правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Петроград был объявлен на военном положении, начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля Временное правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И. Ленина. В тот же день было принято постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены военно-революционные суды по образцу царских военно-полевых судов. В декларации от 8 (21) июля Временное правительство обещало приступить к социально-экономическим реформам, но выполнить обещания не смогло.
24 июля (6 августа) было сформировано второе коалиционное правительство. В состав его вошли министр-председатель, военный и морской министр - А.Ф. Керенский (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович) , заместитель председателя и министр финансов - Н.В. Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел - Н. Д. Авксентьев (эсер), иностранных дел - М.И Терещенко, юстиции - А.С. Зарудный (народный социалист), просвещения - С.Ф. Ольденбург (кадет), торговли и промышленности - С.Н. Прокопович (нефракционный социал-демократ), земледелия - В.М. Чернов, почт и телеграфов - А.М. Никитин (меньшевик), труда - М.И. Скобелев, продовольствия - А.В. Пешехонов, государственного призрения - И.Н. Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения - П.П. Юренев (кадет), обер-прокурор Синода - А.В. Карташев (кадет), государственный контролер - Ф.Ф. Кокошкин (кадет).
Корниловский мятеж и Октябрьская революция

3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов (см. КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич) потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления порядка в тылу и на фронте. Пытаясь найти политическую опору, Временной правительство созвало 12 (25) августа Государственное совещание в Москве. Лидером правых контрреволюционных сил стал Л.Г. Корнилов, который 25 августа (7 сентября) двинул войска на Петроград. Корниловский мятеж был подавлен с привлечением отрядов Красной Гвардии. Новый кризис правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 1 (14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или Директории. В ее состав вошли министр-председатель - А.Ф. Керенский, министр иностранных дел - М.И. Терещенко, военный министр - А.И. Верховский, назначенный 30 августа (12 сентября), морской министр - Д.Н. Вердеревский, назначенный 30 августа (12 сентября), министр почт и телеграфов - А.М. Никитин. Демократические совещание 14-22 сентября (27 сентября - 5 октября) было созвано с целью решить вопрос об организации власти, но не смогло это сделать.
25 сентября (8 октября) было сформировано третье коалиционное правительство, в которое вошли министр-председатель и верховный главнокомандующий (см. ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ) - А.Ф. Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности - А.И. Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - М.И. Терещенко, военный - А.И. Верховский, морской - Д.Н. Вердеревский (оба беспартийные), труда - К.А. Гвоздев (меньшевик), юстиции - П.Н. Малянтович (меньшевик), продовольствия - С.Н. Прокопович, финансов - М.В. Бернацкий, просвещения - С.С. Салазкин, призрения - Н. М. Кишкин (кадет), почт и телеграфов - А.М. Никитин, государственного контроля - С.А. Смирнов (кадет), исповеданий - А.В. Карташев, путей сообщения - А.В. Ливеровский, председатель экономического совета - С.Н. Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен эсер С.Л. Маслов. 7 (20) октября был созван Временный совет Российской республики (Предпарламент), который имел целью предотвратить развал государственной власти, направить развитие страны по пути парламентаризма.
Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились лишь в начале декабря 1917 года, а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1 марта 1918 года. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) и переходу власти в руки Советов.
Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство активно печатало бумажные деньги; в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ) к октябрю 1917 года достиг 50 млрд. рублей. В условиях кризиса власти партия большевиков во главе с В.И. Лениным приступила к насильственному захвату власти. В ходе Октябрьского вооруженного восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 ч 10 мин Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь А.Ф. Керенскому удалось бежать из столицы утром 25 октября (7 ноября). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к советам и создал первое советское правительство во главе с Лениным.
Состав министров Временного правительства
Все составы Временного правительства формировались на коалиционной основе. Всего во всех составах правительства участвовало 39 человек. В целом преобладали либерально мыслящие деятели, что отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики. Пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой работы на перспективу выполнить не могли.
Шестнадцать министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов (И.В. Годнев, А.И. Гучков, И.Н. Ефремов, А.Ф. Керенский, Ф.Ф. Кокошкин, Ф.И. Родичев, П.Н. Милюков, И.Г. Церетели, В.Н. Львов, А.И. Шингарев), руководили фракциями и думскими комиссиями. Восемнадцать человек избирались гласными (см. ГЛАСНЫЕ (в истории)) земств и городских дум. 31 человек имели высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое - С.С. Салазкин и А.И. Шингарев - имели два высших образования, окончив физико-математический и медицинский факультеты. Среди членов правительства были академик С.Ф. Ольденбург, три профессора (А.А. Мануйлов, Н.В. Некрасов, С.С. Салазкин), пять приват-доцентов (М.В. Бернацкий, И.В. Годнев, А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, П.Н. Милюков).
Большинство министров были юристами - 11 человек, врачей, экономистов и инженеров - по четыре, военных - трое, пять человек закончили историко-филологический факультет. По роду занятий на первом месте стояли преподаватели вузов - 8 человек, далее шли промышленники (5), адвокаты (4), землевладельцы (3). Для шестерых министров главным делом жизни была нелегальная партийная работа. Большинство членов Временного правительства находилось в конфликте с самодержавной властью. Десять человек (Н.Д. Авксентьев, К.Л. Гвоздев, П.П. Маслов, П.Н. Милюков, А.М. Никитин, С.Н. Прокопович, С.С. Салазкин, М.И. Скобелев, И.Г. Церетели, В.М. Чернов) прошли через тюрьмы и ссылки, шестеро исключались из учебных заведений (Н.Д. Авксентьев, А.И. Верховский, П.П. Маслов, А.В. Пешехонов, И.Г. Церетели, В.М. Чернов), пять человек лишались права преподавания или были вынуждены оставлять работу в учебных заведениях (А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, А.А. Мануйлов, П.Н. Милюков, С.С. Салазкин), трое (Ф.Ф. Кокошкин, А.В. Пешехонов, Ф.И. Родичев) подвергались административным преследованиям.
По сословной принадлежности 21 человек были дворянами (см. ДВОРЯНСТВО) , в том числе трое (Г.Е. Львов, И.Г. Церетели, Д.И. Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были К.Л. Гвоздев и А.В. Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были И.В. Годнев и Ф.И. Родичев, самыми молодыми (31 год) - А.И. Верховский и М.И. Терещенко. Двенадцать министров входили в состав масонских организаций.
Дальнейшая судьба членов Временного правительства отразила отношение к революции российской интеллигенции. Шестнадцать бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Д.Н. Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, А.В. Пешехонов работал консультантом в торговом представительстве СССР в Прибалтике, С.Н. Третьяков сотрудничал в эмиграции с советской разведкой и был казнен фашистами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Временное правительство" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Временное правительство - в России, первое демократическое правительство, образованное после свержения императора Николая II. Сформировано после Февральской революции Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, сформировано в ходе Февральской революции, после отречения императора Николая II, Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания.… … Русская история