Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.
Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения». Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.
Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.
В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.
В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а се составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.
Такой исходной территориальной общностью является регион.
Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.
Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.
Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие. В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.
Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разнос. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.
В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы . В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.
Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.
Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.
В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие». По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает сшс более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:
- невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
- отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
- наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
- осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.
«Нынешний этап развития российского федерализма, — подчеркивает социолог, — связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа». Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.
Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.
Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.
«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, — отмечает А. А. Жириков, — воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания — в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью». И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.
В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и се субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.
Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.
Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.
В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти — федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.
Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий — сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей — с другой.
Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.
Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.
Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, — отмечают они, — а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности».
Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой
Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.
Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению обшей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.
Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения се преобразования в конфедерацию. В числе таких мер — введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ даст нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)
К. Поппер относил к поселенческим общностям и городские, и сельские общности. Социальные проблемы этих общностей разнообразны. Между людьми, проживающими в разных типах населенных пунктов (прежде всего в городе или селе) существуют весьма значительные соц. различия с точки зрения возможностей профессиональной деятельности, комфортности жизни, престижности. Поскольку в разных поселениях проживают из поколения в поколение длительное время, то постепенно складывается общность живущих там людей, у которых в тесной связи с природно-климатическими, экономическими и социальными условиями складываются общие традиции, ценности, формируется специфика языка и культуры. Формируется поселенческая общность, объединяющая людей этими общими качествами. Важнейшими системообразующими признаками общности являются устойчивые связи экономические, социальные, политические, духовные, и др.
Именно эти связи и отношения выделяют эту пространственную организацию людей и отличают ее от других. Отношения и связи между людьми в различных сферах (экономической, политической и социальной) существенно отличаются, например, в городе и селе, в столичном большом городе и маленьком провинциальном городке, т.е. территориальная общность обуславливается формой расселения людей. В социологии такие формы расселения, как город, село выступают сложными территориальными образованьями, объединяющими природный, материально-вещественный комплекс и территориальную общность людей.
В современных условиях город и село существуют как исторически сложившиеся территориальные общности людей, воплотившие огромные качественные изменения. Город - исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства. В городе сосредоточено население, которое занято не в сельском хозяйстве, а на производстве и в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, наука, банковская сфера и т.д.). По мере развития производства население городов становится более разнообразным, увеличивается численность и плотность населения на довольно ограниченной территории. Городская общность рассматривается как сложная структура различных социальных слоев. Пространственная организация города чаще всего представляется в виде концентрированных зон, каждая из которых принадлежит особой социальной общности, слою. В современных условиях пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации, т.е. отделения части населения, а также различных общественных слоев и этнических групп в городах (яркие примеры - район Гарлем, место жительство негритянского населения Нью-Йорка или центр Москвы - престижное место жительства высокопоставленных чиновников, бизнесменов). Американский социолог Вирт считал, что численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в особой городской культуре, которая характеризуется:
- - преобладанием анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении;
- - снижением значимости территориальной общности;
- - затуханием соседских связей;
- - уменьшением роли семей;
- - повышением социальной мобильности.
Село (деревня) - исторически конкретная социально-пространственная сфера существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, то есть отделения ремесла от сельскохозяйственного производства. Село - место сосредоточения населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным трудом, существенно отличается от города. Для села характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей в каждом населенном пункте. Для села характерно подчинение характера и цикла труда циклам природы. Селу свойственны малое разнообразие трудовой деятельности и досуга, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и быта, большая слитность труда и быта, напряженность и трудоемкость работы в домашних условиях, в подсобном хозяйстве. В селе крепки семейные связи, преобладают гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо, все люди подконтрольны сельской социальной общине. В жизни сельских жителей велика роль традиций, обычаев, местных авторитетов. Ритм менее напряжен, чем в городе, человек испытывает меньшую психологическую нагрузку.
Социология города - раздел социологии, исследующий генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города как целостной системы. В качестве предмета социологии выступает город как поселенческая общность. Социология города разрабатывает проблемы:
- - определение места города в обществе и системе расселения,
- - основные причины появления и факторы, влияющие на развитие города,
- - определение основных подсистем города и установление их взаимосвязей,
- - социальная структура населения,
- - особенности городского образа жизни,
- - особенности городской культуры,
- - характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города в целом,
- - связи с окружающей средой,
- - социальная природа урбанизации,
- - социальная и культурная роль крупных городов.
Социология рассматривает город как компонент социального организма всего общества, составляющую часть конкретно-исторического общества, элемент его структуры.
Социология города, в рамках которой тоже есть несколько разделов, анализирующих характер города, определяющих его тип и то, как этот город влияет на положение и жизнь людей в них. Города бывают малые (до 100 тыс.), средние (до 500 тыс.), и крупные. Существует отдельная статистика городов-миллионеров и городов-гигантов (Москва, Нью-Йорк, Токио). Чем больше город, тем более широкий выбор возможностей работы, отдыха, жилья он предоставляет. С другой стороны, крупные города усиливают темп жизни в них, напряженней. Транспортные проблемы становятся все актуальней, повышается уровень анонимности проживания. Города также делятся на столичные и периферийные. У каждого типа свои особенности. Столичные - более ориентированы на мировые образцы культуры, жилья, коммуникаций, общения. Периферийные - более консервативны, бедны.
В современном обществе преобладает миграция из села в город. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Исследование поселенческих общностей пришло к выводу о том, что по мере развития общественного прогресса постоянно происходит повышение роли городов, нарастает процесс урбанизации. Урбанизация - процесс повышения роли города в развитии общества. Главное содержание урбанизации состоит в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образа жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение.
Социально-территориальные и национальные (этнические) общности
Социально-территориальные общности
Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.
Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.
Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.
В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.
В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.
Такой исходной территориальной общностью является регион.
Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.
Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.
Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.
Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.
В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.
Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.
Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.
В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:
- а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
- б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
- в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
- г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.
«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.
Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.
Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.
«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.
В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.
Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.
Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.
В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.
Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.
Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.
Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.
Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .
Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой
Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.
Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.
Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)
Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.
Территориальные общности - это совокупности людей , характе ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно - освоенной территории , системой экономических , социальных , поли тических и других связей , выделяющих ее в качестве относительно , самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея тельности населения . Социология изучает закономерности воздействия соответствующей социально-территориальной общности (города, деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение,
Ядро той или иной единицы социально-пространственной организации общества, даже у наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:
историческое прошлое. Именно с историей территориальной общности связаны устойчиво сохраняющиеся определенные трудовые навыки населений, традиции, некоторые особенности быта, взглядов отношений и т. д.;
экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;
природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы мёжличностного общения и многие другие черты образа жизни населения.
В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационныё и производственные отношения, классы и социальные слои, социальные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут, функционировать как относительно самостоятельные социальные образования.
Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все - многообразие классовых, профессиональных, демографических и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взятые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относительном уровне развития конкретной общности:
Территориальные общности бывают разных уровней. Высший советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень - национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.
Исходной в системе территориальных единиц является первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.
Социальное воспроизводство . Понятие социально-демографическое воспроизводство-видовое по отношению к понятию социальное воспроизводство. Социальное воспроизводстве - это про цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно - экономической формации в форме их циклического воспроизведения ; оно воплощает тенденции изменения социальной структуры , присущие данной формации .
Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т. е. сближения социальных групп, стирания социально-классовых различии от поколения к поколению и в пределах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникновение и расширенное воспроизводство новых элементов и отношений. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развивающийся индивид.
Если классы, социальные группы и слои, а также отношения между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.
Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные отраслевые социальные институты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществляют лишь частичные функции воспроизводства индивида . Специфика функций территориальных общностей состоит в том, что, интегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.
Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизводства и принимает форму социально-демографического воспроизводства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выполнению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие составляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.
Социально - демографическое воспроизводство не сводится к физическому воспроизводству численности людей. Это есть также воспроизведение совокупности определенных социальных качеств, необходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно воспроизводство индивидов) и качественный (формирование - воспитание, воссоздание социальных свойств).
По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроизводство населения в той же численности , что и ранее с неизменными социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом численности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых, поколений и (или) снижение их качественных показателей.
Закономерностью развития социалистического общества является расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.
Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью социально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление компонентов социальной структуру, включая социальные перемещения.
Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов искусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от материального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориально нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает толка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, универсализация жизненной среды являются ведущим принципом территориальной организации социального производства (и воспроизводства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специализации поселений).
Недопустимо смешивать такие категории, как город, деревня, регион, с одной стороны , и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а также совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирующих и развивающихся, в процессе производства и потребления па основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общности суть лишь эти совокупности людей.
Расселение людей. Социология города и деревни
Под расселением подразумевается, с одной стороны, процесс исторически складывающегося размещения людей на территории мира, страны, региона, с другой - пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определённый момент развития.
По своей природе расселение обладает инерционностью. Изменения в нем происходят существенно медленнее, чем в производстве. Кроме того, важно учитывать, что в отличие от производства в расселении неизмеримо большую роль играют региональные (в том числе национальные) традиции.
Основными формами расселения людей в классовом обществе являются город и деревня, возникшие и воспроизводящиеся в условиях общественного разделения труда.
Город - это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным тру дом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Город играет ведущую роль в общественном прогрессе, так как в нем сосредоточены промышленность, наука, культура, информация, концентрируются передовые социальные силы своей эпохи (в условиях капитализма и при переходе от капитализма к коммунизму - рабочий класс) и создаются прогрессивные формы организации жизнедеятельности людей.
Предметом социологии города являются закономерности возникновения, - функционирования и развития городской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, образе жизни, связях с природной и материально-вещной средой.
Процесс развития городов, городского населения и распространения городских форм жизни, называется урбанизацией. Основными признаками ее служат: доля городского населения; плотность и степень равномерности размещения по стране сети городов, а также число и равномерность размещения Крупных городов; транспортная и иная доступность крупных городов для остального населения;
многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения; распространение городских форм жизни как на население городов, так и на сельское население.
Урбанизация при социализме означает перестройку среды обитания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способа удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой культуры и времяпрепровождения по лучшим образцам, возникшим в крупных городах, причем определяющее влияние оказывают, с одной стороны, уничтожение противоположности между городом и деревней, с другой - коренное оздоровление условий городской жизни.
В процессе урбанизации в СССР была создана гармоническая поселенческая структура опирающаяся на широкий круг промышленных и культурных центров. Это содействовало преодолению патриархальщины на плохо освоенных территориях окраин страны.
Социалистическая урбанизация выступает и как способ решения; задач перестройки общественных отношений на коллективистскихначалах применительно к условиям территориальных общностей. Это проявляется в коренном преобразовании социальной географии городов, т. е. в исчезновении районов с разным социальным составом жителей, преодолении экологических различий между внутригородскими районами (равномерность озеленения, очистные сооружения на предприятиях, развитие жилой застройки с учетом экологических факторов и т. д.).
Социально-экономические и экологические различия между городом и селом приводят к определенной специфике в образе жизни при доминировании единых социалистических черт. Городской образа жизни в СССР обусловливается и характеризуется следующими моментами: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающей отсюда социально-профессиональной: структурой его; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким спектром выбора видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; коренным изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм досуга; большим-объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально-этнической гетерогенности в семейно-дружеских связях; высокой плотностью человеческих контактов, обусловливающей анонимность и формализованность общения, в связи с чем падает роль соседских связей контакты преимущественно, становятся безличными.
Основные тенденции развития расселения при социализме заданы законом концентрации и возрастающего разнообразия деятель кости людей. Научно-техническая революция благодаря более совершенным средствам транспорта, передачи и хранения информации создает возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Она знаменует переход от старых типов расселения точечный город - село к новым, среди которых доминирующим является городская агломерация. Под последней подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих городских и сельских поселений, возникшая на базе единого территориально-производственного комплекса, обладающая общностью градообразующей и градообслуживающей основы, общностью образа жизни и иерархической поселенческой структурой.
Такие агломерации, все население которых в равной степени пользуется скоростным транспортом, современными культурно-бытовыми, лечебными и спортивными учреждениями, учится в одних и тех же учебных заведениях, способны в условиях становления развитого социализма стать основной формой научно-индустриально-аграрного комплекса, полностью ликвидирующего существенные различия между городом и деревней. Агломерации объективно ограничивают рост сверхкрупных городов, так как позволяют использовать блага и преимущества городского образа жизни жителям небольших городов и сел, расположенных в пределах экономических и социальных повседневных связей населения агломерации.
При социализме впервые в истории появляется возможность централизованного управления развитием городов и городских агломераций, т. е. как размещением новых городов, так и темпами и пропорциями развития каждого города.
Деревня - это территориально рассредоточенная форма расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным тру дом. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой деятельности, относительная (сравнительно е городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский образ жизни.
Предметом социологии деревни являются закономерности возникновения, функционирования и развития сельской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, связи с природной и материально-вещной средой, образе жизни. Центральной проблемой социологии деревни (как и при изучении городской общности) является исследование процесса социально-демографического воспроизводства населения, установление меры соответствия условий, целей и результатов воспроизводства.
Малая по преимуществу плотность сельского расселения, органическая связь с природной средой, большая роль труда в личном подсобном хозяйстве, менее развитое общественное обслуживание придают своеобразие образу жизни в деревне.
Основное отличие сельского образа жизни от городского - менее, развитый труд в общественном производстве , его отставание по механизации и энерговооруженности, слабая дифференциация сфер приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест И малые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда.
Для сельского образа жизни также характерны непреложность и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально- и национально-гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, более просты формы общения.
Из этого перечисления черт сельского образа жизни следует, что по своим основным социально-экономическим чертам он отстает от городского, представляя менее развитый вариант социалистического образа жизни. Эти различия в перспективе должны исчезнуть. Что же касается экологических и социально-психологических различий, то они не являются свидетельством отставания или прогресса, а служат выражением иной субкультуры. Последняя имеет высокую общественную ценность и должна быть сбережена в интересах всего общества.
Для социального развития современной деревни решающее значение имеет преобразование условий и характера, труда как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях аграрно-промышленного комплекса за счет научно-технического перевооружения их, специализация и концентрация на базе таких передовых форм организации общественного производства, как межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. Именно решение этих экономических проблем является условием совершенствования социальной структуры и образа жизни сельского населения, дальнейшего сближения города и деревни.
Вместе с тем современная действительность такова, что на селе теперь живет немало промышленных индустриальных рабочих, работников других отраслей народного хозяйства, нематериальной сферы его. Особенно это относится к тем районам, где расположена добывающая промышленность. Нефтяники, работники угольной, лесодобывающей промышленности и т. п. в большинстве своем работают здесь, не переезжая в город. Миллионы рабочих и служащих предприятий, расположенных в городах, в том числе крупных, продолжают жить на селе, совершая ежедневные поездки на работу. Применительно к этим категориям сельских жителей необходимо учитывать специфику их образа жизни - наличие противоречий между отсталостью форм деятельности и условий ее в культурно-бытовой, домашней сфере и современными формами организации их трудовой деятельности на основе передовой технологии, предъявляющей высокие требования к уровню развития их способностей.
ВВЕДЕНИЕ.
Социология города и деревни является, на мой взгляд, актуальной в наши дни, поскольку только ясно представляя прошлое российского общества, его менталитета, особенности быта и развития экономики в истории, можно более или менее правильно представить себе перспективу дальнейшего развития России.
В круг проблем социологии города и деревни входят:
1. определение их места в обществе и системе расселения;
2. основные причины появления и факторы, влияющие на их функционирование и развитие;
3. социальная структура населения;
4. особенности городского и сельского образов жизни;
5. связь с окружающей средой;
6. городское и сельское управление и проблемы возрождения традиций самоуправления;
7. социальные факторы и следствия миграции населения (город – село, село – город) и др.
Работа написана на базе газет и журналов: «Социально – политический журнал», «Знание – сила», «Свободная мысль», «Социс».
СОЦИОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ.
Для понимания состояния российского общества и перспектив его развития важное значение имеет анализ социологии расселения. Главным в социологической теории расселения – выявление общественной общности сущности различных типов поселения.
Такой подход означает:
1. раскрытие общественной обусловленности возникновения расселения, его функционирования и развития;
2. определение его функций, роли в обществе;
3. установление изменений этой роли в связи с переходом от одной формации к другой;
4. выяснение влияния расселения, а также социальной, производственной деятельности людей на окружающую среду.
Социология расселения – область социологического знания, которая изучает генезис (происхождение, процесс образования), сущность и общие закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем .
Генезис расселения в форме города и деревни – длительный исторический процесс, в течение которого организация пространства обретает социально обусловленный характер. Понятие «расселение» отражает весь социально обусловленный пространственный комплекс условий жизнедеятельности людей, а также диспропорции в их территориальном распределении, которые определяют социальные различия общественных групп и слоев. Расселение выступает как бы результатом, отражающим в снятом виде социальную структуру общества.
«Расселение – определяемое способом производства размещение людей в соответственно формируемой системе развернутых в пространстве и во времени условий жизнедеятельности в совокупности их материальных и духовных компонентов, направленных на удовлетворение основных потребностей человека».
Расселение – сложный и длительный процесс, отражающий состояние той или иной эпохи и предполагающий наряду с новыми общественными отношениями достаточный уровень развития производственных сил.
В условиях первобытного общества кочевой образ жизни являлся первой формой существования людей, это обусловлено главным образом природно – географическими факторами. Первобытное общество не знало дифференциации расселения, ибо сама общность людей формировалась на племенной, родовой основе. Расселение происходило на дисперсной базе, поскольку кровнородственные группы людей жили в разбросанных на освоенной территории пещерах. Социальные начала в общественной жизни переживали свое зарождение, выделение из природного. Территориальные различия заключались в естественных условиях жизни и деятельности людей и не имели социальной окраски, т.к. были обусловлены природой. Процесс формирования поселений особенно интенсифицируется тогда, когда наступает кризис охотничье – собирательного хозяйства и осуществляется переход к земледелию, что привязывало людей к определенному месту. Качественно однородная хозяйственная деятельность первобытно – общинного строя воспроизводила адекватные ей формы расселения. Относительное своеобразие вносила густота или разреженность территории по ее заселенности отдельными племенами. В целом из-за отсутствия основы для формирования обособленных социальных групп населения в первобытном обществе долгое время существовало однотипное расселение в виде автономных поселений близких к традиционному сельскому. Дальнейшее экономическое развитие придало поселениям характер системы, подчинив своим интересам ее основные элементы (населенные пункты), интегрально поляризованные в форме традиционной расчлененности – «город – деревня».
В период античности еще не выделялись город и деревня как самостоятельные поселения. Античности был свойственен своеобразный симбиоз «город – деревня», что носило повсеместный характер, включая и территории с городами – центрами. Города представляли собой группу поселений, близких к сельскому, деревенскому типу.
В период становления рабовладельческого строя организация пространства постепенно обретает устойчивый характер. Неразвитые города и деревни уступают место социально – дифференцируемому расселению. В это время происходит формирование первых городских организмов, или, как их точнее называют – протогородов. В эволюции расселения становятся заметными кристаллизация городских и деревенских функций и появление противоположностей между городом и деревней. Это в значительной мере было обусловлено разделение труда, которое и привело к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и тем самым – к отделению города от деревни. С этих пор условия и место жизнедеятельности человека определяются его социальным положением и экономическими возможностями.
Таким образом, «город» и «деревня» выступают в совокупности поселений скорее как собирательные понятия, в основном охватывающие многообразие существующих форм расселения и выражающие различия населенных пунктов. Историческое развитие города (деревни) не может быть непрерывным процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным городом есть много сходства, но наслоение эпох в процессе развития расселения наблюдается лишь в наследуемых материально – пространственных вещных формах и архитектурных решениях, а не в их социально – экономическом содержании.
Различия между городом и деревней разных эпох заключается в политических, социально – экономических, рекреационных, эстетических и других функциях. За пространственными преобразованиями в сети расселения кроются перемены в ее структуре и функциональной организации, что определяется социально – политическими изменениями общества.
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.
Социологию города, на мой взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации . Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.
Особое место занимает город как социально – территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.
Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел., в том числе 23 – более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны .
Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.
Город – это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом . Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности .
Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально – этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.
В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально – культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города – с другой.
Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого – либо одного пола. Например, Иваново – центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.
Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.
Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.
Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфрастуктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого – к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами .
Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из деревень в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты . Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т.д.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что разбираться с проблемой городов необходимо в наши дни, и разбираться надо не только с позиции муниципального администратора, а с позиции науки, для которой концентрация населения – естественное явление, возникающее не по чьей-то злой воле и ставшее закономерным следствием развития цивилизации, а значит, эволюции человека.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ.
Подобно городу, деревня как объект социологии – исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующей над нею природно-географических условий, рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей .
Деревня отличается от города меньшей степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре и образе жизни населения. Для нее характерны относительная (по сравнению с городом) малочисленность видов трудовой деятельности, большая социальная и профессиональная однородность. Деревня представляет собой относительно устойчивую самостоятельную систему, являющуюся социально-пространственной подсистемой общества. Основными компонентами она тождественна городу и одновременно дихотомична ему; совместно с городом исторически формирует целостность социальной и территориальной структуры общества.
Основные отличия сельского образа жизни от городского – менее развитый труд в общественном воспроизводстве, его отставание по механизации и энерговооруженности, относительно слабая дифференциация в сфере приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест и слабые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и т.д.
Для сельского образа жизни также характерны необходимость и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения .
Во многом функции города и деревни схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших возможностей освоения территории страны и оценка роли сельских поселений в решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития имеет первостепенное значение.
Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации – телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.
В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпаются ресурсов больше, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.
Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, сел, небольших городов. Так, с середины 20-х и до середины 80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек . В современных крупных городах России доля мигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Но решалась она за счет «вытягивания» ресурсов, лучшей рабочей силы из деревни .
С 90-х годов возрос миграционный поток город – деревня, город – село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Так, Санкт-Петербург к 1994 г. «потерял» более 200 тыс. своих жителей и число их впервые за последние 15 лет стало меньше 5 млн. человек . Эта тенденция не коснулась Москвы, в которой проживает более 11 млн. человек.
В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов Крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.
Село все более и более стареет. Доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20 %. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду .
Отношения, складывающиеся в сельской местности в современной России, довольно специфичны. Центральными субъектами российских крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой – семейные крестьянские дворы. Сейчас идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства. Колхоз, акционерное общество нередко выступают по отношению к крестьянину как жесточайший эксплуататор его труда. Это проявляется, в частности, в форме невыдачи заработной платы.
В борьбе субъектов из числа нынешнего крестьянства инициатива остается за двором, фермером, они более решительны и разворотливы. Связь между колхозом, акционерными обществами и крестьянским двором становится все слабее и более одностороннее: двор стремится как можно больше взять и как можно меньше дать колхозу или акционерному обществу. Сами крестьяне чувствуют психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза.
Другая специфическая черта экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование экономического механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйств.
Число деревень, как говорилось выше, неизменно становится все меньше и меньше. И это неудивительно, поскольку в 1998 г. сельское хозяйство России понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. руб. 92 % всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских – убыточно.
Причин здесь несколько. Главная из них – политика правительства по отношению к этой важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль дотируется (размер дотаций составляют от 30 до 60 % от общего объема производимой продукции). В сельское хозяйство России отчисляется 2,2 % от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень, сел несут большие убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции и т.д.
Итак, в наше время важно не «устранение деревни», а ее социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть важность рассмотрения данной проблемы, поскольку несмотря на ее актуальность, она не привлекает должного интереса ученых теоретиков и практиков.
Проблему роста городов и вытекающие отсюда проблемы необходимо решать не с позиции местных чиновников, а с позиции науки. Необходимо разработать план проектирования и создания новых городов рационально, поскольку в настоящее время более удобными для проживания являются, как ни странно, старые города.
Кроме того, необходимо предотвратить «обнищание» деревень, ее старение. Целесообразно изменить политику государства по отношению к селам, хуторам, сельскому хозяйству в целом.
Не стоит упускать из виду и проблему миграции населения. Ранее выделялись причины миграции. Исходя из них, можно найти решение этой проблемы, которое, на мой взгляд, заключается в создание благоприятного экологического климата, т.е. проведение комплексных мероприятий по защите окружающей среды. Не лишним было бы и создание достаточного числа рабочих мест. Необходимо чтобы у людей было достаточное число выбора различных профессий. Кроме того, заработная плата и размер пенсии должен соответствовать уровню цен. Это приведет к уменьшению миграции как из города в деревню, так и наоборот. Помимо этого, наконец-то закончится «старение» деревень.
Необходимо создать более тесные связи между городом и деревней, дабы хотя бы таким образом наладить экономику сельского хозяйства.
Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.
Список литературы
1. Социология: Учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000. – 407 с.
2. Попов А.И. Эволюция расселения: города, агломерация, мегаполис. // Социально – политический журнал, - 1997, - № 6, - с. 38 – 47.
3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с.
4. Рабочая книга социолога. – М., 1983. – 480 с.
5. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
6. Моисеев Н. Мегаполисы как естественный фактор развития человечества. // Свободная мысль, - 1997, - № 3, - с. 62 – 67.
7. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. – 446 с.
8. Шингарев А.И. Вымирающая деревня. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 124 – 133.
9. Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 71 – 82.