Электрооборудование

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт

Проблема качества и своевременного выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не теряет актуальности. Фонд содействия реформированию ЖКХ весной 2017 года выявил нарушения в ходе проверки проведения капремонта в двух субъектах РФ - Тверской и Астраханской областях. Недобросовестное исполнение обязательств по контрактам со стороны подрядных организаций, недостаточный уровень контроля со стороны муниципальных и региональных органов власти стали причинами срыва сроков реализации программы.

Порядок и контроль проведения капитального ремонта

Для управляющей компании капремонт - это возможность сэкономить средства. Но не всегда коммунальщики получают качественно проведенные работы, которые не приходится переделывать.

Теме контроля реализации программы капремонта ООО «Академия профессионального развития» посвятила вебинар «Порядок и контроль за проведением капитального ремонта общего имущества МКД», который прошёл 3 мая 2017 года.

Онлайн-мероприятие провёл заслуженный юрист Московской области Олег Борисович Иванов - председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, член Общественного совета при Главном управлении территориальной политики Московской области и Главном управлении архитектуры и строительства Московской области.

Участие в вебинаре приняли руководители управляющих компаний и региональных операторов фонда капитального ремонта. Участники активно задавали вопросы эксперту.

Иванов начал вебинар разъяснения базовых понятий новой системы капитального ремонта многоквартирных домов. Чтобы проводить контроль проведения капитального ремонта, необходимо понимать, как реализуется программа капремонта общего имущества многоквартирных домов.

В каждом субъекте РФ разработаны региональная программа капитального ремонта многоквартирного дома и краткосрочные планы её реализации. Также в субъектах РФ созданы специальные структуры для централизованного выполнения капитального ремонта - региональные операторы.

Кто проводит капитальный ремонт в рамках региональной программы?

Региональный оператор организует и финансирует капремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых приняли решение не брать на себя ответственность за проведение капитального ремонта. Их деньги идут «в общий котел».

Жильцы могут и самостоятельно организовать капремонт. В этом случае Фонд капремонта формируется на специальном счёте.

Как формируется фонд капитального ремонта?

Жилищный кодекс РФ определил два способа формирования фонда:

  1. Взносы на капремонт перечисляются на специальный счёт в банке, который открыт для конкретного многоквартирного дома.
  2. Взносы на капремонт перечисляются на счёт регионального оператора.

Кто открывает специальный счёт?

Открывает специальный счёт лицо, выбранное собственниками помещений многоквартирного дома. Владелец специального счёта обязуется обратиться в российскую кредитную организацию или банк и предоставить в орган государственного жилищного надзора уведомление о способе формирования фонда, который выбрали собственники помещений многоквартирного дома.

Специальный счёт открывается только в российской кредитной организации с величиной капитала не менее 20 миллиардов рублей. Банк выбирается на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Можно ли изменить способ формирования фонда?

Собственники помещений в многоквартирном доме имеют право изменить способ формирования фонда в любое время при условии, что:

  • отсутствует непогашенный кредит, предоставленный на проведение капремонта общего имущества многоквартирного дома;
  • отсутствует задолженность перед региональным оператором по оплате оказанных услуг и выполненных работ.

Контроль качества капитального ремонта

За качеством выполняемых работ следят представители управляющих компаний, муниципальных образований и собственники помещений многоквартирного дома. Жилищный кодекс обязывает региональных операторов включать в комиссию по приёмке выполненных работ представителей собственников помещений и управляющих компаний. Итоговый акт по приёмке и завершению работ по капитальному ремонту общего имущества МКД подписывают представители собственников, управляющей компании, муниципальных образований, фонда капитального ремонта и подрядной организации.

Созданы единые правила отбора подрядных организаций, которые направлены на защиту собственников. В реестре формируются разделы по видам работ, что привлекает к проведению капремонта опытные компании с рекомендациями и квалифицированными сотрудниками.

Вопросы участников:

Ольга Котлярова:

Если дом не включён в региональную программу в результате ошибки, какие действие должны предпринять собственники или управляющая компания?

Олег Иванов:

Необходимо направить письменное обращение в органы местного самоуправления.

Иван Николаевич Кречко:

- От кого должна исходить инициатива по включению в капремонт необходимой технической инвентаризации МКД?

Олег Иванов:

Если в перечне работ нет технической инвентаризации, то её не провести. Обращаться необходимо к главе субъекта.

Иван Николаевич Кречко:

- Просим уточнить, по чьей инициативе должна создаваться комиссия по приёмке капремонта?

Олег Иванов:

Региональный оператор создаёт приёмную комиссию.

Иванов настоятельно порекомендовал собственникам и управляющим компаниям активно участвовать в проведении капитального ремонта и в процессе контроля. Избежать нарушений и срыва сроков проведения работ можно только при условии, что все участники процесса задействованы.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Капитальный ремонт многоквартирных домов – это насущная проблема для очень многих жителей нашей страны. Состояние жилого фонда во многих регионах оставляет желать лучшего, при этом, следует учесть, что после реформы ЖКХ расходы на не внесены в ежемесячные суммы, оплачиваемые жильцами в качестве платы за жилье. Следовательно, проблемы капитального ремонта домов оставлены на усмотрение самих жильцов.

Чтобы облегчить бремя расходов на такое дорогостоящее мероприятие, законодателем были разработаны программы по содействию государства в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов . Рассмотрим возможности, общий порядок и условия участия домов в данной программе (необходимо учитывать, что в разных регионах применение данных программ может несколько отличаться по отдельным положениям, такие отличия фиксируются в местных нормативно-правовых актах).

Условия и порядок участия домов в программах по капитальному ремонту

Чтобы многоквартирный дом имел возможность осуществить капитальный ремонт с привлечением средств государственной помощи, необходимо наличие региональной адресной Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов , формируемой на основании муниципальных программ. Муниципальные программы формируются сроком на один год и включают в себя основной перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на проведение . Прежде всего, необходимо отметить, что участвовать в данных программах могут не все многоквартирные дома, а только те, у которых выбрана форма управления ТСЖ (жилищные и жилищно-строительные кооперативы) или управление управляющей организацией.

Негласно приоритет в участии в программах по капитальному ремонту отдается именно домам с формой управления ТСЖ. Для того чтобы многоквартирный дом принял участие в отборе домов, включаемых в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов , уполномоченному представителю ТСЖ или управляющей организации необходимо предоставить заявку в соответствующий комитет администрации города .

Естественно, чтобы такая заявка была подана, необходимо подготовить определенный пакет документов. Подробнее о перечне документов поговорим ниже, а пока рассмотрим механизм подачи заявки на участие в капитальном ремонте и порядок выбора домов, в которых такой ремонт будет осуществлен.

Необходимо знать, что все решения о проведении капитального ремонта должны решаться на общем собрании жильцов многоквартирного дома. Таких общих собраний, до подачи заявки (при ТСЖ) или до передачи документов в управляющую компанию, должно быть три (либо два): на первом из них должен решиться вопрос о необходимости участия в программе по капитальному ремонту. На втором утверждается список необходимых работ. На третьем – сметная стоимость ремонтных работ и сумма (в процентах от общей стоимости работ, как правило, не менее, чем 5% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта дома), которую должны внести на капитальный жильцы дома.

При составлении списка ремонтных работ, следует исходить из принципа объективной оценки необходимости их проведения. В некоторых случаях вопросы первого и второго, либо второго и третьего собраний могут объединяться, тогда будет всего два общих собрания жильцов дома.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в список работ, проводимых в рамках капитального ремонта домов , финансируемых за счет Фонда содействия, вход ят:


-ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения
-ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт
-ремонт крыш
-ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах
-утепление и ремонт фасадов
-установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа)
-ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Итак, после проведения всех необходимых собраний и согласования документации, подается заявка в местную администрацию на участие в программе по капитальному ремонту . Особо хотелось бы отметить, что доля участия жильцов в таком , обычно не превышает 5% от общей стоимости затрат на ремонт, однако, следует знать, что данный показатель в отдельных регионах, может колебаться от 5% до 15%.

Предоставленные заявки оцениваются специальной комиссией по определенным критериям, утвержденным региональными органами власти. На основании оценки заявки многоквартирному дому присваивается определенное количество баллов. В соответствии с присвоенными баллами многоквартирные дома ранжируются и выстраиваются по степени убывания баллов. Затем, определяется количество домов, которые попадут в программу по ремонту. Их число ограничивается количеством домов, для которых общая сумма капитального ремонта соответствует объему средств, планируемому для выделения из Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального бюджета, бюджета соответствующей муниципальной единицы (города, поселка и т.д.), а также вносимых собственниками помещений на долевое финансирование программы.

Из оставшихся в списке домов, формируется резервный перечень – количество включенных в этот список домов, так же ограничивается определенным правилом: общая сумма капитального ремонта для них должна составлять определенный процент (как правило, не более 10%) от общей суммы капитального ремонта домов основного перечня.

Документы для подачи заявки на капитальный ремонт

Как уже говорилось выше, до подачи заявки на капитальный , ТСЖ (жилищным, жилищно-строительным кооперативом) либо жильцами дома (при управлении управляющей организацией) должен быть собран определенный пакет документов на многоквартирный дом . Прежде всего, необходимо, чтобы была оформлена основная документация на дом – технический паспорт дома и межевание придомовой территории . Нередки случаи, когда выясняется, что технический паспорт на дома утерян. В этом случае, следует обратиться в архивы БТИ (либо подобные организации населенного пункта), которые могут посодействовать в восстановлении первичной технической документации на дом. Однако, впоследствии, на основании данного технического паспорта необходимо будет оформить нового образца, с дополнительными техническими характеристиками.

Занимаются такими работами специализированные организации, в которые можно обратиться либо лично, например, представителем ТСЖ, либо в предоставлении услуг данных организаций может посодействовать управляющая компания. Оформление технического паспорта дома осуществляется за счет жильцов дома. При оформлении технической документации на дом, производится межевание придомовой территории, содействие в данной процедуре должна оказывать местная администрация.

Таким образом, обобщая все сказанное выше, можно говорить о следующем списке документов, которые необходимо приложить к заявке на участие в программе по капитальному ремонту :


-протоколы общих собраний жильцов многоквартирного дома (с решением об участии в программе, о списке необходимых работ, о доли участия в ремонте жильцов дома) с приложением листа голосования;
-документы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта в многоквартирном доме: копия технического паспорта дома, копия акта сдачи-приемки дома после последнего комплексного капитального ремонта, дефектная ведомость, подготовленные ТСЖ или управляющей организацией, и т.д.;
-документы, подтверждающие выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления данным домом: если в доме создано ТСЖ, то это копия свидетельства о государственной регистрации ТСЖ и т.д; если для управления домом выбрана управляющая организация, то это копия протокола собрания, по выбору способа управления домом и др. документы.;
-обоснованность размера запрашиваемой субсидии на капитальный ремонт дома : расчет размера субсидии, справка об уровне сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги по дому, копия балансового отчета заявителя.

В заключение разговора о программах по капитальному ремонту хотелось бы заметить следующее. Фонд содействия реформированию ЖКХ завершает свое существование 1 января 2013 года, следовательно, прекратиться и государственное финансирование капитальных ремонтов многоквартирных домов. По всей видимости, либо законодателем будут разработаны новые способы поддержки жильцов в вопросах капитального ремонта, либо в дальнейшем все проблемы, связанные с капитальными ремонтами многоквартирных домов жильцы должны будут решать сами.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ

ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Утвердить Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

______________________________

Приложение

к постановлению Правительства

УСТАНОВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА МОСКВЫ

1. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - Порядок) определяет правила установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (далее - региональная программа), в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 168 , частью 5 статьи 181 , частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт) устанавливается комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта, созданной Департаментом капитального ремонта города Москвы (далее - Комиссия), с учетом утвержденных в установленном порядке методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме:

2.1. В случае, предусмотренном частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы сообщения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Фонд) о поступившем в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. № 306-ПП "Об утверждении Порядка зачета средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", заявлении о зачете средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, от представителя собственников помещений в многоквартирном доме (далее - заявление о зачете средств в счет ранее выполненного капитального ремонта).

2.2. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы информации о том, что капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой.

2.3. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города Москвы обращения с приложением акта обследования технического состояния многоквартирного дома о переносе установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту в связи с тем, что оказание или выполнение запланированного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в срок, установленный региональной программой, не требуются, от собственников помещений в многоквартирном доме, обладающих не менее чем 10 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, или от лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - управляющая организация), или от Фонда (далее - обращение о переносе в региональной программе срока выполнения капитального ремонта).

3. В состав Комиссии включаются представители Департамента капитального ремонта города Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы, Фонда, управляющей организации, а также представители собственников помещений в многоквартирном доме.

Положение о Комиссии, порядок ее работы утверждаются Департаментом капитального ремонта города Москвы.

4. В случае поступления в Департамент капитального ремонта города Москвы сообщения Фонда о поступившем заявлении о зачете средств в счет ранее выполненного капитального ремонта Комиссия принимает одно из следующих решений:

4.1. О необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту в части отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой.

4.2. Об отсутствии необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту в части отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой.

5. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения извещает Фонд о необходимости проведения капитального ремонта в сроки, установленные региональной программой.

6. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 4.2 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

6.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на более поздний период в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

6.2. Уведомляет Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

7. В случае если капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, Комиссия принимает одно из следующих решений:

7.1. О необходимости проведения капитального ремонта.

7.2. О возможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в более поздние сроки, чем установленные в региональной программе сроки.

8. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 7.1 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

8.1. Принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в порядке, установленном частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

8.2. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

8.3. Уведомляет владельца специального счета, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы, Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

9. При принятии Комиссией решения, предусмотренного пунктом 7.2 настоящего Порядка, Департамент капитального ремонта города Москвы:

9.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту на более поздний период в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

9.2. Уведомляет владельца специального счета, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

10. В случае поступления в Департамент капитального ремонта города Москвы обращения о переносе в региональной программе срока выполнения капитального ремонта Комиссия принимает одно из следующих решений:

12.1. Подготавливает предложения по актуализации региональной программы в части переноса срока проведения капитального ремонта в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия Комиссией решения.

12.2. Уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, управляющую организацию, Государственную жилищную инспекцию города Москвы, Фонд о принятом решении способом, подтверждающим получение указанного уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.

13. Региональная программа подлежит актуализации на основании предложений Департамента капитального ремонта города Москвы, указанных в пунктах 6.1, 8.2, 9.1 и 12.1 настоящего Порядка, не реже чем один раз в год.

14. Решения Комиссии о необходимости проведения капитального ремонта должны содержать адрес многоквартирного дома, наименование видов работ и (или) услуг по капитальному ремонту, необходимость проведения которых установлена Комиссией, срок проведения таких работ и (или) оказания таких услуг по капитальному ремонту.

_________________________________

В процессе эксплуатации многоквартирных домов, в связи с износом и повреждениями конструкций, материалов и декоративной отделки, постоянно возникает необходимость в ремонте. В зависимости от степени износа или повреждений определяются виды и сроки ремонтно-восстановительных работ.

Данный вопрос регулируется на законодательном уровне, а технические параметры устанавливаются ГОСТами. Ими же определяется и время для проведения тех или иных работ.

В зависимости от общего срока эксплуатации жилого дома, нормами ГОСТов определены следующие виды ремонтов:

  1. Текущий. Данный вид работ производится в профилактических целях для поддержания безопасной и устойчивой эксплуатации здания и инженерных систем. При текущем ремонте производится замена отделочных материалов, профилактические работы и ремонт инженерных систем, покрытия кровли здания и внешнего покрытия стен.
  2. Внеплановый. В отличие от текущего ремонта внеплановый производится в тех случаях, когда возникает угроза аварии или нарушения безопасной эксплуатации здания. Перечень производимых работ – тот же, что и при текущем ремонте.
  3. Капитальный. Это самый сложный вид ремонта, в который входит ремонт частей несущих конструкций здания, кровли, работы с фасадом, ремонт лифтового оборудования и шахт, работы с инженерными сетями газоснабжения, водоснабжения и отведения сточных вод, а также ремонт фундамента и подвальных помещений.

Текущий ремонт производится планово, в установленное нормативными документами время. Также при нем сами виды работ определяются нормативными документами.

При внеплановом и капитальном ремонтах перед непосредственным проведением работ требуется провести обследование и экспертизу, на основании которых будет приниматься решение о возможности дальнейшей эксплуатации здания, а также виды необходимых работ.

Порядок проведения капитального ремонта

Законодательством Российской Федерации, в том числе и жилищным кодексом, определено, что возмещение расходов на работы, связанные с капитальным ремонтом в многоквартирном доме осуществляется за счет средств бюджета. Однако, в настоящее время местные органы управления все активнее внедряют плату за капремонт, с целью формирования фонда капремонта здания.

В Марте 2016 года Конституционный суд РФ признал законным введение платы жильцами за капремонт в многоквартирном доме.

Однако споры по данному вопросу, в некоторых случаях, продолжаются.

Сроки проведения капремонта устанавливаются законодательством на каждый конструктивный элемент по отдельности. К примеру, для канализационных труб из пластика – 60 лет, для кровельных материалов – от 10 до 60 лет, в зависимости от самого материала.

Законодательством установлено минимальное время безопасной эксплуатации ответственного элемента. Ремонт должен производиться не позднее, чем работоспособность элемента перестанет выполнять свои функции, обеспечивая безопасное и комфортное проживание жильцов многоквартирного дома.

Для начала проведения капремонта необходимо распоряжение организации, ответственной за ремонт и содержания многоквартирного дома. Основанием для такого распоряжения может выступить окончание времени эксплуатации отдельных элементов здания или требование жильцов, в связи с неисправной работой конструктивного элемента.

Если письменная жалоба жильцов не будет удовлетворена в установленное законодательством время, то жильцы вправе требовать проведение работ в судебном порядке.

Подготовка к капремонту

В отличие от текущего ремонта, где работы производятся на участках с невысокой степенью ответственности, при капремонте подлежат замене или ремонту ответственные части и элементы. Поэтому перед началом работ потребуется провести детальное обследование участка.

Данные работы должна выполнять организация, имеющая все необходимые разрешительные документы, квалифицированных специалистов и необходимое оборудование. Во время проведения такого обследования отдельные узлы здания (стены или колонны) могут быть вскрыты, для обследование арматурного каркаса.

То же касается и инженерных систем, где могут быть также вскрыты или удалены небольшие участки, которые затем будут обследованы в лабораторных условиях. По результатам обследования, после проведения как полевых, так и лабораторных работ, организация должна предоставить отчет об исследованиях, а также дать рекомендации, перечни работ и срок их проведения.

Начало отчета должно содержать сведения о текущем состоянии как отдельных элементов, так и здания в целом.

По результатам исследований специалисты могут сделать следующие выводы:

  • многоквартирный дом или отдельные ответственные элементы находятся в работоспособном состоянии и могут обеспечивать безопасную работу в течение определенного времени. Время, на которое специалисты продлят срок службы элемента, должно быть обязательно указано. Также должны быть даны рекомендации по содержанию элемента в текущий период времени;
  • здание или отдельные элементы нуждаются в проведении капитального ремонта. В данном случае должны быть указаны все узлы и элементы, которые подлежат ремонту или замене;
  • здание не пригодно к эксплуатации. Такое заключение экспертная комиссия может выдать в том случае, если повреждения или износ ответственных конструкций является критическим и возможности их восстановить так, чтобы обеспечить безопасное проживание жильцов, нет. После такого заключения местные власти обязаны выселить жильцов в безопасное жилье в установленное законодательством время.

В том случае, когда было сделано заключение о необходимости проведения капремонта, органы управления или управляющая компания, на балансе которой находится многоквартирный дом, обязаны обратиться в проектный институт, где на основании выданных предписаний будет составлен проект капитального ремонта здания.

Осуществлять сами ремонтные работы имеют право только организации, имеющие необходимые лицензии, так как это очень ответственные работы.Следует также отметить, что должностные и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, несут ответственность за его безопасную эксплуатацию.

В тех случаях, когда капитальный ремонт не был проведен в установленном порядке, в результате чего пострадали жильцы или их имущество, ответственные за это понесут наказание в судебном порядке, в том числе и уголовное.

Если капитальный ремонт является плановым, то организация, на балансе которой находится многоквартирный дом, обязана принять решение и оповестить всех жильцов дома о проведении капремонта за 6 месяцев до его начала.

В таком уведомлении должны содержаться смета, перечень работ, сроки проведения работ, источник финансирование и наименование организаций, которые будут производить необходимые работы.

Комплексный ремонт и модернизация здания

На сегодняшний день установилась практика принятия коллективных решений в области проведения ремонтных работ. Такие решения до их принятия обсуждаются с жильцами дома. Также принимаются предложения и пожелания самих жильцов.

Помимо проведения ремонтных работ, коллективным согласием часто принимается решение о комплексном ремонте и модернизации. Это может относится как к самому зданию или его элементам, так и к инженерным сетям.

К примеру, при ремонте и модернизации систем отопления или газоснабжения жильцы могут принять решение об установке индивидуальных приборов отопления, которые смогут в будущем существенно сэкономить расходы на отопление и горячее водоснабжение, а также сделают проживание в квартире более комфортным. А при ремонте фасада здания может быть принято решение о его утеплении, что также позволить сэкономить на обогреве жилой площади.

При принятии подобных решений дополнительные расходы на модернизацию или ремонтные работы будут оплачивать сами жильцы. Поскольку сразу оплатить такую большую сумму многим жильцам не по карману, то подрядные организации предлагают такие работы и оборудование в рассрочку.

Оплачивать подобные расходы жильцы будут постепенно, иногда в течении нескольких лет. Сама сумма будет включена в извещение об оплате коммунальных услуг отдельной графой.