Электрооборудование

Продажа государству электроэнергии новые инструкции. Как предприятию с электростанцией (генерацией) снизить затраты на электроэнергию

Продажа государству электроэнергии новые инструкции. Как предприятию с электростанцией (генерацией) снизить затраты на электроэнергию

Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.

Что такое зеленый тариф и принят ли он?

В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.

Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.

Основная задача зеленого тарифа.

В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.

И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.

В России

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день Правительством России еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. Планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года. На текущий момент имеются утвержденные Правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников. Осталось дождаться публикации Постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.

  • Максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
  • Альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. То есть, должна производиться только на крыше частного дома.
  • Предприятия Энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
  • При установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
  • Владельцы и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.

Следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия Постановления Правительства о развитии альтернативной энергетике. Изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. В этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.

В Украине

Украина подписала договор Энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро. После девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, Национальная Комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (Закон Украины №5129). Помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 кВт.


В нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту Украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.

В Европе и США

США можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. Такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.

Несмотря на то, что Европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в США. Первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала Германия (в 1991 году). Через год к программе присоединилась Швейцария, и еще через год – Италия.

Сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. В приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.


Как получить зеленый тариф?

Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.


Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:


После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.

Как продавать электроэнергию государству?

На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:

  1. Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
  2. Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.

Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.

Выгодно ли продавать электричество государству?

Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.

Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.

Положительные и отрицательные стороны.

Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.

Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием. Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро. Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.

Статьи

В последние годы в связи с опережающими темпами ростов тарифов на электричество многие предприятия и организации реализовали инвестиционные проекты и построили собственные электростанции для производства и генерации электроэнергия.

Несмотря на довольно-таки высокие первоначальные вложения, выгода при строительстве собственной электростанции довольно очевидна: предприятие не платит составляющую тарифа на передачу электрической энергии (который в конечной стоимости электричества составляет до 50%).

Более того, в этом случае предприятие экономит на оплате стоимости технологического присоединения к электрическим сетям. Особенно это актуально для регионов с проблемой нехватки сетевой мощности (крупные региональные центры и Московский регион) и высокой стоимостью или долгими сроками подключения к электрическим сетям.

В этой статье мы не будем рассматривать отдельно предприятия с газопоршневыми или газотурбинными станциями (и тем более, преимущества и недостатки каждого из видов генерации). Здесь мы хотели бы остановиться на возможностях дополнительной экономии, снижения себестоимости выработки электроэнергии для собственных нужд, которыми могут воспользоваться предприятия - владельцы генерирующего оборудования, которые используют электростанции для собственного потребления.

Излишки электроэнергии можно продавать и зарабатывать на этом!

Очевидно, что максимальная экономическая эффективность от собственных электростанций может быть достигнуты при оптимальном использовании когенерации или тригенерации: полностью использоваться должна как выработанная электрическая энергия, так и тепловая энергия.

Для предприятий с неравномерным циклом производства это сделать достаточно проблематично. Более того, возникает проблема необходимости пуска и останова машин электростанции, а ведь этого зависит срок службы и надежности генератора.

Решением может являться продажа электрической энергии, выработанной, но не потребленной предприятием.

Как это можно сделать?

Во-первых, сразу стоит отметить, кому может предприятие продавать электроэнергию, выработанную на своей электростанции. Здесь существует три варианта:

Вариант 1. Самый простой, но далеко не самый выгодный.

Продавать излишки выработанной электроэнергии гарантирующему поставщику. Самый простой этот вариант тем, что для его реализации нет необходимости искать клиента на продаваемые объемы. Почему этот вариант не самый выгодный? Потому что гарантирующий поставщик никогда не будет покупать электроэнергию у предприятия по цене, которая будет ему не выгодна: во-первых это запрещено на законодательном уровне, а во-вторых, такова позиция гарантирующих поставщиков. Цена, которую предлагают они, всегда будет намного ниже рыночной цены (от 10 до 30%).

Вариант 2. Средний и по цене и по сложности реализации.

Продавать излишки электроэнергии местной сетевой компании в качестве потерь. Средний по цене вариант обусловлен, что сетевая компания всегда готова предложить цену выше цены гарантирующего поставщика. Но основная сложность варианта - необходимость почасового учета электроэнергии на объектах электросетевой организации. А это не всегда имеет место быть.

Вариант 3. Самый выгодный по цене, но достаточно сложный в реализации.

Этот вариант касается продажи излишков выработанной электроэнергии другим потребителям региона. В соответствии с законодательством, любой потребитель региона может заключить договор с производителем электроэнергии на розничном рынке.

При этом факт того, что территориально потребитель расположен далеко от места выработки электроэнергии не имеет никакого значения. Важно то, чтобы потребитель находился в зоне того же гарантирующего поставщика, что и предприятие с электростанцией.

Мы утверждаем, что этот вариант самый выгодный с точки зрения цены.

Вот почему мы так считаем: предприятие с электростанцией (блок-станцией) заинтересовано в продаже электричества. Потребители региона (обслуживаемые тем же гарантирующим поставщиком, что и предприятие) желают осуществить покупку электроэнергии у производителя дешевле. Более того, эти потребители оплачивают не только тариф генерации, но также еще и посреднические услуги гарантирующего поставщика. Цена услуг ГП может достигать 50 коп. с каждого кВтч. (особенно для небольших потребителей). Именно эту разницу и можно распределить между предприятием и потребителем. Безусловно, основная сложность в этом случае для предприятия - найти таких заинтересованных потребителей и правильно оформить с ними отношения. Как это сделать - смотрите ниже.

Давайте рассмотрим кратко алгоритм действий, которые необходимо выполнить предприятию для продажи излишков электроэнергии.

  1. Установленная мощность электростанции не должна превышать 25 Мвт. Если это значение превышено, то предприятию необходимо получать соответствующие разрешения в ОАО «АТС» (это не является предметом статьи).
  2. Работа электростанции должна быть синхронизирована с работой внешней электросети и должно быть надлежащим образом оформлено технологическое присоединение к электросетям. Если это не произведено, то необходимо подать заявку на осуществление техприсоединения объектов генерации к электрическим сетям.
  3. Необходимо заключить договор купли-продажи электроэнергии с заинтересованной стороной (гарантирующим поставщиком, сетевой организацией или потребителем)
  4. Необходимо разработать и согласовать расчетную схему определения объемов продажи электроэнергии.
  5. Необходимо убедиться в наличии соответствующих систем учета электроэнергии у всех участников конструкции (в законодательстве прописано требование об обязательном использовании почасовых приборов учета электроэнергии).
  6. Все, можно продавать электроэнергию по договорной цене!

Благодаря изменениям в украинском законодательстве теперь граждане наравне с организациями могут продавать энергию, генерируемую их альтернативным источником, по специальным зеленым тарифам.

Что такое зеленый тариф?

Это особая тарифная сетка, согласно которой правительство от имени государственной компании «Энергорынок» приобретает у коммерческих организаций и частных лиц электрическую энергию, генерированную с применением восстанавливаемых источников – солнца (солнечные панели), ветра (ветряки), биологических веществ (биотопливо), а также воды (небольших гидроэлектростанций).

Такой тариф на солнечную электроэнергию от частных лиц обеспечивает возможность оптимальной эксплуатации конструкций солнечных батарей для снабжения электричеством жилых строений и повышения их рентабельности. Владельцам индивидуальных домов государство всегда платит за избыток электроэнергии, поставленный в наружную энергосеть.

Закон о зеленом тарифе

Теперь тарифная ставка привязана к европейской валюте.

Для частных домохозяйств разрешенная мощность по зеленому тарифу на электроэнергию в Украине составляет 30 кВтвместо прежних 10 кВт.

Предприятиям разрешено пользоваться оборудованием любых производителей, а не только местных, как прежде. Но при использовании украинских комплектующих можно получить доплату к основной ставке. Так, если в установке имеется 30-50% комплектующих, выпущенных в Украине, ставка повышается на 5-10%.

Основной целью создания зеленого тарифа было поощрение развития новейших типов энергоресурсов и создание благоприятных условий для инвесторов, вкладывающих средства в технологии использования восстанавливаемых источников электроэнергии. Для владельцев частных домов главными плюсами установки солнечных панелей будет возможность сэкономить на электричестве от центральной энергосети, быстрая окупаемость приборов для энергосбережения, и дополнительный доход за продажу избытков энергии.

В Украине тарифная сетка для электрической энергии, выработанной с применением разных восстанавливаемых источников, установлена в законодательном порядке и приведена в соответствующем Законе. Принятая программа рассчитана на период до 2030 г.

Чем выгоден зеленый тариф?

Экономия на потреблении электрической энергии – основная цель и компаний, и обычных граждан. Стремление сократить затраты заставляет их отыскивать разные нестандартные методы выработки электричества и его перераспределения. Наиболее легким из данных методов считаются солнечные панели. Однако электричество в домохозяйствах в течение года используется неравномерно, и пик энергопотребления приходится на зиму.

При этом солнечные батареи, напротив, генерируют в несколько раз больше электроэнергии весной и летом. В результате в летнее время появляется избыток генерируемого электричества, не находящий применения в условиях частного домохозяйства. Как правило, специальный элемент – инвертор – выключает установку, но может случиться и так, что избыток электроэнергии поступит в наружную энергосеть, а установленный счетчик посчитает ее как потребленную жильцами, что приведет к дополнительным расходам вместо экономии. Разумеется, монтаж солнечных батарей в расчете на неполное применение вырабатываемого ими электричества и параллельная оплата его избытков, задаром поставляемых Облэнерго, трудно назвать выгодным решением.

Сколько можно сэкономить на зеленом тарифе?

На практике применение энергии солнца говорит о том, что на данном этапе в Украине такая энергия пока обходится дороже, чем электричество «из розетки», в том числе и в случае если домохозяйство находится в группе потребления от 800 кВт/час в месяц. Выходит парадоксальная ситуация – люди ставят панели с целью энергосбережения, но в итоге несут еще большие расходы. Для решения данной проблемы и был введен зеленый тариф. Его суть в том, что продажа электроэнергии, вырабатываемой солнечными установками, идет по более высокой цене, с лихвой окупающей затраты на ее выработку. Разумеется, закон имеет ограниченное влияние, поскольку такая тарифная сетка применяется лишь к избытку электроэнергии, выработанной установкой, но не использованной в доме. Чем меньше энергопотребление домохозяйства, и чем выше производительность панелей, тем больше доходы от продажи электроэнергии, и тем быстрее окупаются сделанные вложения.

Размер зеленых тарифов

Тарифная сетка для индустриальных солнечных электростанций:

Год введения в эксплуатацию Стоимость в евро за 1 кВт
2015 0,17
2016 0,16
2017-2019 0,15

Для учета льготного тарифа разрешено устанавливать одно- и трехфазные электросчетчики украинских производителей.

Размер тарифа для организаций рассчитывается путем умножения имеющейся розничной стоимости энергии на коэффициент:

4,4 - для объектов, размещенных на крышах и фасадах строений, мощностью до 100 кВт.
4,6 - для установок, размещенных на крышах строений, мощностью свыше 100 кВт.
4,8 - для наземных объектов.

Давайте посчитаем. Допустим, мощность установки – 200 кВт, а ее годовая производительность – 266,28 МВт. Затраты на ее приобретение составят 247.000 евро, а период окупаемости – 5 лет.

В результате объект будет приносить 47 930 евро ежегодно, и 927 000 евро за расчетный период эксплуатации (25 лет).

Тарифная сетка по зеленому тарифу для граждан:

Период действия Стоимость в евро за 1 кВт
1 июля 2015 – 31 декабря 2015 0,2
1 января 2016 – 31 декабря 2016 0,19
1 января 2017 – 31 декабря 2019 0,18
1 января 2020 – 31 декабря 2024 0,16
1 января 2025 – 31 декабря 2030 0,14

Набор качественных панелей суммарной мощностью в 10 киловатт обойдется вам в минимум 12 тыс. евро. Согласно статистике, в столице подобная конструкция в среднем генерирует свыше 11 тысяч киловатт ежегодно.

Многочисленные исследования показали, что среднестатистическое годовое энергопотребление дома размером не более 300 кв. м. равно 4000 кВт.

Отсюда следует, что при монтаже на крыше солнечных батарей суммарной мощностью 10 киловатт такой дом за 12 месяцев поставит в общую энергосеть 7500 кВт электричества. В случае если собственник данного строения перешел на льготную ставку зеленого тарифа в 2015 г., его доходы будут равны:

(7500*0,2) - 15% = €1275

Также нельзя забывать, что собственник данного домовладения в течение всего года не тратил средств на оплату энергии. Принимая во внимание тот факт, что руководство нашей страны старается уравнять цену электричества для граждан и организаций, базовой ценой 1 киловатта сетевой энергии можно считать 1,68 гривны.

А значит, за год можно сэкономить:

4000*1,68 = 6720 гривны (~285 евро)

Вычислим примерный период окупаемости такого рода конструкции:

12500/(1275+285) = 8,1 лет

В результате проведенных вычислений мы выяснили, что затраты окупятся за 8 лет.

Полезно учесть:

С учетом того, что в настоящий момент цена 1 киловатта по льготной тарифной сетке существенно превосходит цену сетевого киловатта, основной целью собственников солнечных батарей является сокращение энергопотребления. Следствием этого будет продажа больших объемов электричества по более высокой цене, а значит, панели окупятся намного раньше.

Но и в случае если разница между объемом потребленной и сгенерированной энергией мала, либо отрицательная (к примеру, в зимнее время), солнечные панели будут обеспечивать экономию сетевого энергопотребления независимо от того, на какой час приходится его пик, ведь размер разницы высчитывается по окончании текущего месяца. В такой ситуации не имеет значения, что, к примеру, в прохладную погоду в ночное время без перерыва работали обогреватели, и практически целый месяц не выглядывало солнце. Однако несколько ясных дней дадут возможность возместить потребленную электроэнергию, или даже немного заработать, выйдя в плюс.

Процедура оформления зеленого тарифа

Оформление зеленого тарифа для юридических лиц:

Разработка технико-экономического обоснования.
Регистрация юридического лица и прав собственности на земельный участок.
Создание проектной документации.
Подписание договора о подсоединении к энергосетям.
Подключение.
Получение сертификата ГАСКа либо декларации о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
Утверждение тарифа.
Подписание договора купли-продажи электроэнергии.

Оформление зеленого тарифа для граждан:

Покупка и установка солнечных панелей на фасаде или кровле дома.
Предъявление уведомительного письма и схемы подключения.
Согласование схемы с Облэнерго.
Получение счета на оплату услуг Облэнерго.
Ввод узла в эксплуатацию в течение 5 дней после прохождения оплаты.
Заключение договора купли-продажи электроэнергии.

Россияне смогут продавать электричество, полученное с помощью солнечных панелей или ветрогенераторов. Излишки выработанной энергии у населения будут выкупать основные региональные поставщики. Правила покупки уже утвердило правительство, а соответствующий федеральный закон должен появиться к январю. Аналитики ожидают роста рынка устройств микрогенерации до 30% за год. Можно ли заработать на таком производстве электричества? Выяснял Алексей Соколов.


В середине февраля вице-премьер Аркадий Дворкович дал правительству поручение разработать план по стимулированию микрогенерации – получению энергии из воздуха или света устройствами малой мощности, до 15 квт. Такое ограничение сразу исключило из плана поддержки малые предприятия и фермерские хозяйства. Отдельно в документе прописали, что в предложение не включены многоквартирные дома.

Все остальные обладатели ветрогенераторов и солнечных панелей получили возможность продавать излишки полученной электроэнергии. По данным газеты «Коммерсантъ», правила покупки уже утвердило правительство, а план одобрил господин Дворкович.

Покупатели излишков – главные региональные энергетические компании. А вот цена зависит от места, где произвели электричество. В большинстве регионов уже проведены электросети, там установлены и местные тарифы. На них будут ориентироваться покупатели энергии. Например, в Европейской части России и на Урале стоимость составит 1,95 руб. за киловатт в час, в Сибири – 1,3 руб.

Есть и так называемые изолированные зоны – места, куда еще не протянули провода. Там цена будет равняться минимальной стоимости производства одного киловатта электричества.

Без специальной поддержки от государства заработать на такой энергии не получится, полагает научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Татьяна Ланьшина: «Если говорить о мировом опыте, то там микрогенерация развивалась в основном с помощью сильного субсидирования со стороны государства и достигла достаточно больших объемов. В наших условиях будет достаточно сложно работать. Следует принимать во внимание то, что потребителю нужно будет изначально вложить несколько сотен тыс. руб. в эту систему. Если не будет каких-то специальных банковских продуктов, то многим людям будет сложно».

Например, для частного дома со стандартным набором бытовых приборов без излишеств вполне достаточно генераторов двух-трех киловатт электроэнергии в час. Установка двух киловаттных ветрогенераторов такой мощности обойдется в 100 тыс. руб. минимум за отечественный вариант и в 200 тыс. руб. за иностранный. На солнечные панели в два киловатта придется потратить более 150 тыс. руб., на киловаттную ветро-солнечную систему – 160 тыс. руб. Это только для собственного использования, притом в условиях крайне нестабильной погоды.

Наибольшие шансы обеспечить электричеством дом и даже заработать есть у жителей районов, где нет электросетей и куда дорого везти дизельное топливо, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: «Для частника это может быть интересно просто потому, что там тарифы выше. Но даже там, я более чем уверен, люди не смогут окупить установку солнечных панелей и ветряков. Они развалятся быстрее, чем люди смогут вернуть свои деньги даже за счет продажи электроэнергии на оптовый рынок. Частник, если и ставит ветряк, то исключительно для того, чтобы самому сэкономить. В наших условиях это достаточно рисковое дело».

Подобные проекты населения могут окупиться лишь через десятки лет, и это при сроке службы солнечных панелей до 30 лет, а ветрогенераторов – до 20-ти. В правительстве отмечают, если у граждан получится продавать излишки энергии, то им не придется платить налог на прибыль от полученных доходов.

Разработкой федерального закона о микрогенерации занимаются Минэнерго, Минэкономики и ФАС.