Электрооборудование

Последовательность выполнения действий при обработке длинной заготовки. Последовательность выполнения разметки - разметка

Последовательность выполнения действий при обработке длинной заготовки. Последовательность выполнения разметки - разметка

План – конспект урока

Занятие № 5 «Разметка заготовок из древесины»

Цель урока : ознакомить школьников с технологической операцией «разметка», инструментами для разметки, правилами и последовательностью разметки; научить их выполнять разметку заготовок из древесины и древесных материалов; развивать аккуратность, точность исполнения, бережное отношение к древесине.

Цели:

Образовательная: познакомить с операцией разметка, инструментами для разметки, приёмами разметки, разметка заготовок с помощью шаблона.

Развивающая: научиться выполнять приемы экономичной разметки заготовок.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность.

Дидактические средства обучения : чертежи деталей из древесины для выполнения практической работы № 5, чертёжные инструменты, заготовки из древесины и инструменты для выполнения разметки; учебник (§ 7), РТ, ПК.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: разметка, столярный угольник, рейсмус, малка, базовая кромка, базовая пласть, припуск, шаблон.

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

«Технология».

Проявлять интерес к занятиям

предметно-практической деятельности, уважительное отношение

к труду, выражать желание учиться для удовлетворения перспективных

потребностей.

Познакомиться с видами контрольно-измерительных разметочных инструментов.

Научится выполнять приемы экономичной

разметки заготовок

Познавательные УУД: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками делать выводы, на

основе полученной информации;

Принимать несложные практические решения, наблюдать

Регулятивные УУД: уметь в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Запоминать инструкцию, планировать, контролировать

Коммуникативные УУД: уметь рассуждать, слышать,

слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно

выражать свои мысли

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности

к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2 . Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Рабочее место столяра? Его устройство?

- производственный процесс?

Технологическая операция?

- технологический процесс?

- технологическая карта?

Столярный инструмент?

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из древесины?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные : умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

- разметка заготовок из древесины.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения:

В начале урока учитель демонстрирует обучающимся инструменты для разметки заготовок из древесины, их устройство и приёмы пользования ими, акцентируя внимание на правилах безопасной работы циркулем и рейсмусом;

-припуск на обработку для строгания до5 мм, а для пиления около 10 мм;

Предлагает рассмотреть рис.20 (стр.30) из учебника и комментирует каждый этап.

Обращает внимание при выборе материала и её разметке припуски на обработку должны быть минимальными, так как это экономит расходование древесных материалов.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Ученики должны усвоить, что не качественная разметка заготовки приведёт к изготовлению бракованной детали.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Предлагает выполнить п. 1 задания 5 в рабочей тетради: определить порядок выполнения действий при разметки детали, показанной на рисунке 9 (стр.16) из учебника. Правильная расстановка цифр: 1, 5, 2, 6, 4, 7, 3.

Выполняют в тетрадях задание, формулируют выводы.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Практическая работа№5 «Разметка заготовок из древесины»

Анализ разметки обучающимися заготовок из древесины выявил типовую ошибку, которую они допускают: линии, проведённые по линейке или угольнику, циркулем и рейсмусом, получатся неровными и прерывистыми. В связи с этим объяснитет им следующие правила:

1)при проведении линии по линейке карандаш должен быть прижат к кромке линейки (расположен под углом 70-75° к плоскости детали) и наклонён в сторону движения;

2)при проведении линии с помощью угольника или малки колодка рейсмуса должна быть плотно прижата к кромке заготовки, а винт малки хорошо затянут;

3)при разметке рейсмусом заготовка должна быть обязательно закреплена в зажиме верстака, а при проведении линии торец колодки следует постоянно прижимать к базовой пласти и не нажимать сильно на иглу;

4) при проведении дуги или окружности циркулем его слегка наклоняют в сторону движения, опираясь на ножку с иглой.

Учитель постоянно следит за соблюдением обучающимися правил безопасной работы чертёжными и разметочными инструментами.

Обучающиеся размечают заготовки, выданные учителем, или заготовку детали своего проектного изделия. Внимательно слушают инструктаж

учителя. Выполняют правила ТБ. Контроль разметки.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные : умение структурировать знания. выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Коммуникативные : организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

По окончании урока школьники выполняют задание «Проверь себя» из рабочей тетради.

Правильные ответы к заданию «Проверь себя»

Утверждение

До

Нет

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. Итоговая оценка урока должна быть комплексной, учитывающей качество разметки заготовки, а также результаты выполнения задания 5 из рабочей тетради

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Вместе с учителем делают выводы по изучен-

ному материалу.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 3 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §7.

2.Найти в Интернете и других источниках информации или придумать самому форму шаблона, с помощью которого можно размечать заготовки разделочных досок. На следующем уроке показать шаблон учителю для оценки возможности его размещения в библиотечке учебной мастерской.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;


К атегория:

Разметка

Последовательность выполнения разметки

Прежде чем приступить к разметке, тщательно проверяют, нет ли у заготовки пороков: трещин, раковин, газовых пузырей, перекосов и других дефектов, а также сверяют с чертежом размеры и припуски на обработку. Заготовки из либтового, полосового и круглого материала обязательно должны быть отрихтованы на специальной плите ударами молотка или под прессом.

До установки заготовки или детали на разметочную плиту те их поверхности, на которых должны быть нанесены разметочные риски, покрывают мелом, разведенным в воде до густоты молока; в этот раствор добавляют столярный клей (для связи) и сиккатив (для быстрого высыхания). Поверхности чисто обработанных заготовок окрашивают раствором медного купороса (25-30 г купороса на 200 г воды). После высыхания раствора на поверхности детали остается тонкий и очень прочный слой меди, на котором хорошо видны разметочные риски.

Алюминиевые отливки можно покрывать быстросохнущими светлыми красками и лаками или шеллаком, растворенным в спирте с добавкой красителя.

Для окраски листов на рабочем месте разметчика можно рекомендовать поливинил ацетатные или бута-диенстирольные водоразбавляемые краски (латасные), не обладающие токсичными свойствами.

Разметочные детали приходится окрашивать, потому что чертилка, рейсмус или циркуль оставляют на неокрашенных поверхностях очень тусклый след. Если размечаемые места покрыть одним из вышеуказанных растворов, то риски на фоне краски отчетливо видны и сохраняются продолжительное время. Большие детали нет смысла окрашивать целиком. Для экономии краски и времени достаточно окрасить лишь те места, где будут нанесены разметочные риски. Вполне достаточна ширина окрашенной полосы в пределах от 20 до 50 мм. Окраску следует вести на специальных стеллажах или на полу у разметочной плиты. Краска наносится на размечаемые поверхности малярными кистями. При разметке крупных деталей, когда приходится закрашивать большие поверхности, применяется окраска пульверизатором. До разметки необходимо определить базу детали, от которой будут наноситься риски.

Базой называется поверхность или специально подготовленные риски, от которых производят измерения и отсчеты размеров в процессе разметки. Базой может служить также часть поверхности размечаемой заготовки или детали, которой она устанавливается (опирается) на разметочной плите. При плоскостной разметке базой могут являться наружные кромки плоских заготовок, а также различные р-иски (обычно центровые), которые в этом случае наносятся в первую очередагг Если базой служит Наружная кромка заготовки, то ее нужно предварительно выровнять. Если базой являются две взаимно перпендикулярные кромки заготовки, то до разметки их нужно обработать под прямым углом. При точной разметке базовые поверхности должны быть особенно тщательно обработаны и пригнаны по линейке и угольнику.

Риски обычно наносятся в следующем порядке: сначала все горизонтальные риски, затем вертикальные, после этого наклонные и в последнюю очередь - окружности, дуги и закругления. Если базой являются центровые риски, то с-них начинают разметку, а затем, пользуясь ими, наносят все остальные риски. Разметку можно считать законченной, если изображение на плоскости, заготовки полностью соответствует чертежу.

Убедившись в правильности выполнения разметки, все линии накернивают для того, чтобы они не стерлись при обработке детали. Керны должны быть неглубокими и разделяться разметочной риской пополам.


(последовательность и приемы)

Разметка бывает двух видов: а) черновая - для раскроя досок, брусьев на черновые (болваночные) заготовки, при которой разметка ведется с некоторым запасом по длине, ширине и толщине; б) чистовая - для обработки заготовок с целью получения деталей, размеры которых заданы чертежами.

Черновая разметка предназначена для того, чтобы увеличить полезный выход заготовок. К точности черновой разметки высоких требований не предъявляется, поэтому ее выполняют с помощью шаблонов или линейки мягким карандашом.

Чистовая разметка выполняется с требуемой точностью с помощью металлических масштабных линеек с ценой деления шкалы в 1 или 0,5 мм и остро заточенным карандашом 2Т-4Т или металлическим шилом (чертилкой). Чертилка особенно удобна при разметке поверхностей, покрытых лаком.

Прежде чем приступить к разметке, необходимо проверить качество отобранных нами на разметку заготовок, сверить размеры с указанными на чертеже. Отметить волнистой линией лицевые стороны, отсортировать заготовки по группам. В каждой группе должны находиться заготовки, размечаемые или совместно (групповая разметка, например, ножек стола), или по отдельности (индивидуальная разметка). Определить пооперационную последовательность нанесения разметок на заготовки. Затем заготовки, подлежащие разметке в первую очередь, укладывают на рабочую доску верстака. Лицевые стороны заготовок должны быть сориентированы в одну сторону, как правило - в сторону работающего.

Последовательность нанесения разметочных рисок: а) поперечные, б) долевые (продольные), в) наклонные (под углом), г) окружности и округления.

Перед нанесением разметочных рисок выполняют разбивку, т.е. наносят по масштабной линейке метки в виде точек или штрихов. Разбивку начинают всегда от измерительной базы, которой, как правило, служит кромка или пласть заготовки, или, наконец, специально для этого нанесенная риска. При разбивке следует максимально уменьшать количество промежуточных размеров и по возможности вести измерение от одной базы. Другими словами, разбивку следует вести не способом прибавления размера к размеру (встык), что ведет к накапливанию суммарной ошибки, а способом разбиения большого отрезка (неизменного в процессе разбивки) на меньшие, соответствующие чертежу.

Поперечные риски наносят карандашом по угольнику, для чего линейку угольника накладывают на лицевую сторону заготовки (обычно это бывает кромка), а колодку угольника прижимают к другой лицевой стороне заготовки и карандашом наносят риску. При нанесении рисок основание угольника должно прилегать к заготовке по всей его длине, а карандаш должен иметь двойной наклон - один в сторону от линейки и другой в сторону направления прочерчивания линии. Риска будет параллельна линейке и хорошо видна если: а) карандаш будет плотно прилегать к линейке, б) линейка будет плотно прилегать к заготовке, в) карандаш будет остро заточен, г) риска будет проведена уверенно, твердо, но только один раз.

Так же осуществляют нанесение долевых разметочных рисок с помощью рейсмуса и гребенки, причем гребенкой наносятся риски как в продольном, так и в поперечном направлениях, а также на торцевых плоскостях. Вести рейсмус и гребенку можно на себя и от себя, при этом глубина рисок должна быть в пределах 0,3 - 0,5 мм

Наклонные риски проводят по треугольникам, ерунку, малке масштабной линейке или шаблонам. Порядок работы тот же, что и при нанесении поперечных рисок.

Работа циркулем всем понятна. Скажем только, что центр окружностей намечают перпендикулярными рисками, выполненными от лицевых сторон с помощью масштабной линейки или рейсмуса.

Требования к разметке определяются ее точностью и соответствием чертежу. Точность разметки по масштабной линейке должна быть в пределах 0,25 - 0,5 мм. При групповой разметке заготовок производится сравнительный контроль, т.е. одну из размеченных заготовок тщательно сверяют с чертежом, помечают ее как образец. В дальнейшем ее используют при разметке и контроле.

1) очистить заготовку от пыли и грязи

2) изучить чертеж размечаемой детали

3) мысленно нанести разметку

4) установить заготовку в тиски

5) расположить заготовку посередине плиты

6) произвести разметку

7) удалить пыль и окалину щеткой

Техника безопасности труда

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

установку заготовок (деталей) на плиту, снятие с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали), приспособления нужно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

на острозаточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки;

используемый для окрашивания медный купорос наносят только кисточкой, соблюдая меры предосторожности (он ядови

тудалять пыль и окалину с разметочной плиты следует только щеткой;

промасленную ветошь и бумагу необходимо складывать только в специальные металлические ящики.

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная практическая работа студента заключается в освоении правил подготовки и приемов плоскостной разметки, а также в выполнении комплексной работы с применением разметки. Студент должен:

получить от мастера задание и заготовку для разметки; произвести подготовительные работы к разметке; изучить приемы плоскостной разметки; произвести накернивание разметочных линий; после разметки и кернения предъявить деталь для контроля мастеру;

выполнить комплексную работу по изготовлению деталей типа молотка, нотовочной ручки, гаечного ключа и т. д.;

предъявить готовую деталь для оценки мастеру; убрать свое рабочее место и сдать его мастеру.

    Эскиз обрабатываемой детали.

    Описание последовательности разметки деталей и при­меняемого при разметке инструмента.

Вопросы программированного контроля

    Инструменты для плоскостной разметки.

    Подготовительные операции к разметке.

    Приемы плоскостной разметки.

    Правила техники безопасности при разметке.

Лабораторная работа №4. Сверление

Цель работы: - освоение и получение практических знаний, ознакомление с инструментами.

Сверло ́ ― режущий инструмент с вращательным движением резания и осевым движением подачи, предназначенный для выполнения отверстия в сплошном слое материала. Свёрла могут также применяться для рассверливания, то есть увеличения уже имеющихся, предварительно просверленных отверстий, и засверливания, то есть получения не сквозных углублений.

В работе слесаря по изготовлению, ремонту или сборке деталей механизмов и машин часто возникает необходимость получения в этих деталях самых различных отверстий. Для этого производят операции сверления, зенкования, зенкерования и развертывания отверстий.

Сущность данных операций заключается в том, что процесс резания (снятия слоя материала) осуществляется вращательным и поступательным движениями режущего инструмента (сверла, зенкера и т. д.) относительно своей оси. Эти движения создаются с помощью ручных (коловорот, дрель) или механизированных (электрическая дрель) приспособлений, а также станков (сверлильных, токарных и т.д.).

Сверление-это один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента- сверла.

Как и любой другой режущий инструмент, сверло работает по принципу клина. По конструкции и назначению сверла делятся на перовые, спиральные, центровочные и др. В современном производстве применяются преимущественно спиральные сверла и реже специальные виды сверл.

Спиральное сверло () состоит из рабочей части, хвостовика и шейки. Рабочая часть сверла, в свою очередь, состоит из цилиндрической (направляющей) и режущей частей.

На направляющей части расположены две винтовые канавки, по которым отводится стружка в процессе резания.

Направление винтовых канавок обычно правое. Левые сверла применяются очень редко. Вдоль канавок на цилиндрической части, сверла имеются узкие полосочки, называемые ленточками. Они служат для уменьшения трения сверла о стенки отверстия (сверла диаметром 0,25-0,5 мм выполняются без ленточек).

Режущая часть сверла образуется двумя режущими кромками, расположенными под определенным углом друг к другу. Этот угол называют углом при вершине. Его величина зависит от свойств обрабатываемого материала. Для стали и чугуна средней твердости он составляет 116-118°.

Хвостовик предназначен для закрепления сверла в сверлильном патроне или шпинделе станка и может быть цилиндрической или конической формы. Конический хвостовик имеет на" конце лапку, которая служит упором при выталкивании сверла из

Шейка сверла, соединяющая рабочую часть с хвостовиком, служит для выхода абразивного круга в процессе шлифования сверла при его изготовлении. На шейке обычно обозначают марку сверла.

Изготовляются сверла преимущественно из быстрорежуще стали марок Р9, Р18, Р6М5 и др. Все шире применяются ме таллокерамические твердые сплавы марок ВК6, ВК8 и Т15К6 Пластинками из твердых сплавов обычно оснащают только рабочую (режущую) часть сверла.

В процессе работы режущая кромка сверла притупляется поэтому сверла периодически затачивают.

Сверлами производят не только сверление глухих (засверливание) и сквозных отверстий, т.е. получение этих отверстий в сплошном материале, но и рассверливание - увеличение размера (диаметра) уже полученных отверстий.

Спиральное сверло представляет собой цилиндрический стержень, рабочая часть которого снабжена двумя винтовыми спиральными канавками, предназначенными для отвода стружки и образования режущих элементов.

Рабочая часть

      Режущая часть имеет две главные режущие кромки, образованные пересечением передних винтовых поверхностей канавок, по которым сходит стружка.

      Направляющая часть имеет две вспомогательные режущие кромки, образованные пересечением передних поверхностей с поверхностьюленточки (узкая полоска на цилиндрической поверхности сверла, расположенная вдоль винтовой канавки и обеспечивающая направление сверла при резании, а также уменьшение трения боковой поверхности о стенки отверстия).

Хвостовик - для закрепления сверла в станке или в ручном инструменте.

Поводок - для передачи крутящего момента сверлу или лапка для выбивания сверла из конусного гнезда.

Шейка-обеспечивающая выход круга при шлифовании рабочей части сверла.

Сверла для сверления глубоких отверстий

Сверла для кольцевых отверстий

Все элементарные поверхности детали (рисунок 1) можно разделить на следующие группы:

1. Наружные цилиндрические: 2,4,6,7,9;

2. Внутренние цилиндрические: 11,12;

3. Отверстия: 13,14,15,17,18;

4. Плоские поверхности: 19,20,21,22,23,24;

5. Эвольвентные поверхности: 5;

5. Торцевые: 1,3,8,10.

На чистовом этапе производим удаление большей части припуска, напуски и окончательно обрабатываем все поверхности. Получаем отверстия.

2.6 Формирование принципиальной схемы технологического маршрута

Анализ чертежа детали, заготовки, последовательности обработки поверхностей и ступеней обработки позволяет сформулировать следующую принципиальную схему технологического процесса в целом (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Этапы обработки заготовки и их назначение

Наименование

Назначение этапа,

объем работ

Черновой

Съем основной массы материала. Подготовка чистовых технологических баз.

Чистовой

Чистовая токарная обработка первой и второй стороны. Фрезерование фасонных поверхностей, сверление отверстий, фрезерование паза, нарезание резьбы.

Термический

Термическая

Цементация

Чистовой

Шлифование основных поверхностей, достижение основных точностей форм, расположения, шероховатости

Контрольный

Контроль геометрических размеров и качества поверхностного слоя.

Покрытие

Оксидация

2.7 Формирование структуры технологического процесса

Покажем принадлежность каждой элементарной поверхности этапам обработки (см. таблицу 6).

Таблица 6 - Ступени и вид обработки по каждой из поверхностей

№ поверхности

количество ступеней обработки

Этапы принципиальной схемы

технологического процесса

13,14,15,16,17,18

19,20,21,22,23,24

Далее выделим в каждом этапе группы поверхностей, которые могут быть обработаны в одной операции за одну установку заготовки, т. е. создаем технологические комплексы. Результаты этой работы заносим в таблицу 7.

Считаем, что поверхности, входящие в комплекс, будут обрабатываться в одной операции, а последовательность выполнения операций соответствует номеру этапа.

Таблица 7 - Распределение поверхностей по этапам обработки

N комплекса

19,20,21,22,23,24

13,14,15,16,17,18

19,20,21,22,23,24