Электрооборудование

Особняк беляева в рюмином переулке. Ветлужские терема Городская усадьба д ф беляева

Особняк беляева в рюмином переулке. Ветлужские терема Городская усадьба д ф беляева

Модерн был и остается одним из самых впечатляющих стилей архитектуры, поражая линиями, цветовыми решениями и растительными орнаментами. Этот дом мы увидели из окна троллейбуса и не смогли проехать мимо - вышли на следующей остановке, чтобы увидеть своими глазами чудесную ограду и мозаичное панно

Практически каждый раз, когда заходит речь о зданиях в стиле модерн, упоминается имя Федора Шехтеля. Предполагают, что и здесь не обошлось без его таланта. Восхитительная решетка ограды, в рисунке которой можно увидеть змей, развивающихся весной из клубка, возможно, как раз спроектирована Шехтелем.
Когда-то здесь были еще ворота, но они исчезли, и сейчас на ограждении можно увидеть только места креплений


Этому дому уже существенно больше 100 лет, построен он был в середине XVIII для заводчика и владельца старейшей в России Столбцовской игольной фабрики - Рюмина. Его имя носит теперь переулок, в котором находится здание, а дом сейчас значится как особняк Дмитрия Феодоровича Беляева. Именно благодаря галантерейщику и потомственному почетному гражданину Москвы, в начале прошлого века здание было перестроено в стиле модерн


Проект был заказан ученику Шехтеля, архитектору Александру Антоновичу Галецкому . В результате его реализации у дома появились уникальные по рисунку кованые изделия и мозаика, а интерьеры были украшены лепниной - ветвями цветущей сакуры.

Наверное, весна - основная тема проекта. Кроме пробуждающихся весной змей в рисунке ограды и цветущей японской вишни на втором этаже, пробуждение природы олицетворяют зеленая плитка на фасаде, лепные цветы и маски Лорелей

Кованые перила балкона выполнены в виде объемных ирисов и тюльпанов

Но, пожалуй, самый запоминающийся декоративный элемент фасада - панно "Маки на закате". Изготовлено оно венецианской фирмой "Мурано" и символизирует четыре возраста человека


К сожалению, не всем оригинальным элементам фасада удалось сохраниться до наших дней. Например, существенно изменилась решетка на крыше угловой башни и пропали уникальные кованые деревья, которые "росли" у входа в здание со стороны переулка. Теперь их можно увидеть только на старых фотографиях



В советское время в доме Беляева располагался один из столичных ЗАГСов, а после войны в особняке некоторое время жил с семьёй маршал Рокоссовский. Сегодня невозможно определить, что за организация располагается в этом чУдном доме, но, думаю, благодаря ей несколько лет назад здание было бережно отреставрировано.

В посте использованы фотографии и информация с сайта

Сегодня я расскажу об усадьбе лесопромышленника С. Н. Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья. Дом считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. Кроме внешнего осмотра, нам удалось побывать и внутри, где, на удивление, сохранились подлинные расписные плафоны. Каюсь, что нарушаю данное работнику музея обещание не размещать фото в интернете, но не показать столь уникальный деревянный терем считаю кощунством. Ведь у нас уже не так много сохранилось нетронутой современной реставрацией оригинального деревянного зодчества. А найти в том же инете фотографий интерьера вообще не представляется возможным.


Узнали мы про эту усадьбу совершенно случайно, наткнувшись на информацию местного краеведческого сайта. И она сразу была включена в наш маршрут из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда в республику Марий Эл. А поскольку в этих краях оказалось сразу несколько таких удивительных деревянных домов, они значительно обогатили впечатлениями и придали особый колорит нашему путешествию. Расположены все эти усадьбы в живописнейших местах Поветлужья — на берегах реки Ветлуга в Нижегородском крае. Вот такой вид открывается с обрыва — самого высокого места посёлка Воскресенское, где и расположен главный дом усадьбы Сергея Никаноровича Беляева.

Большая часть юго-восточных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях. При освоении этих территорий в XV-XVI веках, помещики переселяли на эти земли своих крепостных из многих других губерний России. Например, В.С. Шереметев в начале XIX века, купив новые земли, вниз по Ветлуге насильно переместили тысячи крестьян из других имений для обустройства своей новой усадьбы и места те даже получили прозвище «Шереметевской Сибири». Здешняя природа оказалась весьма богата на доброкачественную древесину — строительный лес, что и послужило основным промыслом этих мест. Лес отсюда сплавлялся по Ветлуге до Козьмодемьянска и по Волге до Астрахани на таких суднах как беляны. Беляны — огромные деревянные корабли-плоты, длиною доходившие до ста метров, а в высоту до шести, грузоподъёмность их достигала до 10 тыс. тонн. Плыли такие корабли лишь в один конец, где по прибытию полностью разбирались. Так вот и наш Сергей Никанорович сплавлял свой лес именно на таких белянах.

Само село Воскресенское известно с XVI в., как торговое село. Занятия жителей были связаны с сельским хозяйством и, как я уже упомянул, лесом и его сплавом. Однако, отец Сергея Никаноровича Беляева, Никанор Васильевич, разбогател вовсе не на лесе, а давая деньги под проценты и став зажиточным, скопил небольшой капитал. Сын не пошёл по стопам отца и решил вложить деньги именно в лесную промышленность. Поскольку к концу XIX века в этом направлении как раз был расцвет. Сергею Никаноровичу тогда было всего 20 лет, но предприимчивая жилка дала о себе знать. У местных помещиков он купил "дачу" — лесной участок, где и стал заниматься переработкой древесины. А чуть позже в селе Успенское этого же Воскресенского района купил себе стекольный заводик. Что ж, отвлечёмся немного от истории и приступим наконец-то к осмотру народного творения.

К сожалению, пристройка появилась совсем недавно, чем весьма подпортила вид с этой стороны дома. Сразу хочется отметить необычное решение — балкон на крыше дома.

Выполнен он, как и весь дом, воздушно и очень красиво.

С него открывается изумительный вид на живописные просторы Поветлужья.

Однако я чуточку забежал вперёд. Спустимся мы пока обратно вниз. И продолжим внешний осмотр. Только вот солнце начинает при этом ракурсе бить прямо в объектив камеры. От этого происходит искажения цвета. Но ничего страшного, терем не теряет даже при таком ракурсе своей оригинальности и изысканности.

Фасад второго этажа (мезонин) украшен красивым подзором и весьма узкими окошками.

А на этом фасаде, кроме ещё одного входа, вполне мог быть балкончик, судя по "чердачной" двери.

В усадебный комплекс входили: главный дом, церковь Вознесения, хозяйственный корпус с каретником, флигель, торговая лавка, парк. Часть этих построек сохранилась и до наших дней, но они не представили для нас интереса, поэтому их в отчёте не представляю. Главный дом был выстроен в 1904-1905 гг. на средства Сергея Никаноровича Беляева.

Наличники, на мой взгляд, немного грубоваты.

Конечно же, нельзя не обратить внимание на две изумительные башенки, венчающие крышу.

Башенки — настоящее произведение прикладного искусства.

Так много на них замысловатых деталей.

А теперь перейдём к важному событию, на которое мы и не рассчитывали (был выходной день) — нас пригласили зайти внутрь. На удивление, работник музея сразу неодобрительно отнеслась к фотосъёмке, мотивировав тем, что был указ директора музея (сейчас в усадебном доме располагается «Народный краеведческий музей») на запрет фотографирования интерьеров и экспонатов. Но почему? Я считаю, что наоборот надо как можно шире афишировать и освещать сие произведение, дабы как можно больше о нём узнало народу и не проезжали мимо, а заходили и обогащали себя историей, ну и заодно кассу музея. Поэтому с чистой совестью нарушаю данное обещание и обнародую самое интересное, что там есть внутри.
Нас, безусловно, сразу заинтересовали расписные потолки. Очень колоритные плафоны под дерево.

В этой комнате по каким-то причинам серёдка была перекрашена.

Зато в каждом углу изображены различные картины, напрямую связанные с деятельностью Сергея Никаноровича.

Картина из жизни — на лесистом берегу Ветлуги идёт заготовка древесины.

Покажу лишь фрагменты этой весьма симпатичной росписи.

Вообще сейчас в музее что только не представлено: и экспозиции на тему современного лесного промысла и раритетные экспонаты, принесённые местными жителями со всей округи. Обходим и смотрим на всё, но показываю лишь достойное.

Наиболее интересная комната в доме — или бывшая гостиная или столовая.

Для меня сенсацией стал некий предмет меблировки. Как позднее выяснил, это фисгармония американской фирмы «Carpenter company», находящейся в те годы в городе Brattleboro штата Вермонт. Производство рубежа XIX - XX вв. Исходя из того, что у этой фирмы было несколько филиалов (Рига, Берлин, Лондон), а у нас её привозом занимался в частности знаменитый фабрикант музыкальных инструментов и торговый представитель всемирно известных фирм, Поставщик Двора его Императорского Величества, Юлiй Генрихъ Циммерманъ, то можно предположить, что завезена была фисгармония в промежуток 1887-1903 гг..

Мега-раритетный глобус, где названия стран звучат как Англо-Египетский Судан, Французская западная Африка, Бельгийское Конго, Абиссиния и т.д.

Тут же раритет другого времени — пионерский уголок, с призывом стать активными борцами за великое дело Ленина.

Ну, и на последок ещё раз фото так понравившегося мне плафона с лепной розеткой посредине.

Чуть не забыл! Когда были наверху на балконе, сделал парочку кадров изящных башенок сверху.

А знаете, чем мне понравился владелец этой усадьбы? Вопреки воли родителей он женился по любви на экономке, которая работала в их доме. Благословления родители, конечно же, не дали. Но брак оказался удачным. Елизавета Петровна стала помощницей супруга и часто сопровождала Сергея Никаноровича в деловых поездках. Однако, недолго процветал их бизнес. После Великой Октябрьской революции супругов выселили из своих хором на улицу Поповскую в домик дьячка, но прожили они там недолго, в 1930-е С. Н. Беляев скончался, жена его прожила до 1950-х г. Новой власти приглянулся сей домик и с 1918 г. здесь обитал первый уездный комитет РКП(б), в войну — детсад, потом школа искусств, а с 1977 г. и поныне — Народный краеведческий музей.

Оставляем мы этот чудесный терем и по аллее возвращаемся на главную площадь посёлка.

Здесь находится усадьба ещё одного лесопромышленника — Н.О. Шагина. Информации по нему не нашёл вообще никакой.

Два главных дома объединены двором с воротами. Внутри флигель и хозяйственные постройки.

Квадратная в плане усадьба с постройками имеет множество входов и въездных ворот.

В данном случае в архитектуре дома использованы мотива художественного стиля модерн.

Как впрочем и элементы народного зодчества.

Известно, что дом был выстроен вначале XX века. В начале становления советской власти здесь происходили съезды партийных уездных ячеек.

Вот такие замечательные яркие примеры богатых купеческих особняков ждали нас в Воскресенском.

Это была первая часть повествования о деревянных домах Поветлужья. Во второй части я поведую об усадьбе некого Казанцева

И усадьбы семейства Левашёвых.

Продолжение следует...

Немного иллюстраций к пятничной вечерней прогулке с solveig_l , meduzanegorgona и ejidna .

Есть такие места в Москве (их много у меня), где я бываю редко. Рюмин переулок - как раз такое место. Давно, в молодые годы, меня выгуливал здесь приятель - узкоизвестный краевед-любитель. Шли мы с ним смотреть вот этот дом:

известный как особняк Д.Ф. Беляева работы архитектора Галецкого (1903 г.)
В те мои молодые годы особняк стоял руинка руинкой. Мы зашли во двор - ворота были нараспашку: по двору летали какие-то казенные бумажки. Видно было, что из дома недавно съехала контора, напуганная его очевидной аварийностью. Несмотря на заброшенный вид, дом производил гипнотическое впечатление. Была в нем какая-то роскошь увядания: пожухлый палисад за забором, мозаичное панно с декадентскими маками. Я даже долго (несбыточно) мечтала жить в этом доме. Ну так, про себя. Мне казалось, там хорошо бы жилось.

В общем, получилось довольно забавно. Дом отошел в собственность одной из тех организаций, которые никогда не вешают вывески на фасаде. Ворота теперь новейшие, оснащённые видеокамерами и сенсорами, закрываются неведомой рукой из дома (когда мы подходили, в них как раз въезжал лимузин). Во дворе болтается долбоёб-охранник, стерегущий богатую клумбу.
Пока мы снимали дом, он развлекал нас беседой: а чё это вы? а правда, штоли? а чё это за дом? а правда, штоли? а владелец кто был? - но важной тайны о нынешнем хозяине не выдал.


дом


ограда, возможно, по рисунку самого Шехтеля.


фриз с маскароном


балкон

Еще немного картинок окрестностей:


изразцовая птичко с церкви Успения в Гончарах.

Одни из самых важных составляющих в жизни - это впечатления. Самое лучшее время для получения впечатлений - лето, когда можно легко и непринужденно попасть туда, куда зимой не доберешься. Например, в старинные усадьбы. Несмотря на то что в Нижегородской области их немало, широко известны только некоторые из них.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых

Где находится : Богородский район, село Подвязье.

История : усадьба Приклонских -Рукавишниковых - архитектурный ансамбль XVII века. Усадьба поначалу принадлежала князьям Приклонским, но в 1879 году ее приобрел Сергей Рукавишников, который происходил из семьи торговцев. Он перестроил дом, построил скотный двор, конюшню, оранжерею, кузницу, мастерскую, насосную, водонапорную башню, речные ворота. Сейчас все стоит в руинах, восстановлено лишь несколько комнат в главном доме.

Время работы : прогуляться по усадьбе можно в любой день. Если вы хотите заказать экскурсию с торжественной встречей, посещением птичьего двора, рыбного ледника, сказочного домика бабушки Шишиги, с угощением, мастер-классом по росписи «волшебных» пряников, то нужно звонить заранее по телефону 8-951-913-1746.

Стоимость :

прогулка - 200 рублей для взрослых, дети бесплатно,

экскурсия - 1000 рублей.

Как добраться :

От Нижнего Новгорода до усадьбы Подвязье 57 км.

На автобусе с остановки Щербинки-2 можно добраться на автобусе до Богородска . Но отсюда до Подвязья придется ехать на такси.

На машине двигаться по Павловской трассе в сторону Богородска. После каменной стелы «Богородск» ехать на главную дорогу по указателю на Хабарское. На Т-образном перекрестке повернуть направо, ехать до перекрестка «Колхоз Мир». Далее через Швариху и Каликино или через Ушаково и по дамбе до Подвязья.

Кстати, в том же Богородском районе, около села Лазарево стоят руины усадьбы Шереметевых-Рукавишниковых.

Дача Бугрова

Где находится : в самом центре города Володарска

История : домик из сказки - настоящий теремок с балконами, башенкой, фигурными балясинами и кружевом резьбы. Это дача нижегородского купца Николая Бугрова . Кстати, есть предположение, что в конце XIX века она была не построена специально для купца, а привезена с выставки из Нижнего Новгорода. В советское время домик был частично переделан, но по-прежнему хорош собой.

Сейчас здесь находится Володарский районный музейный центр. Постоянная экспозиция посвящена Бугрову и старообрядчеству, еще две витрины - «Сейминской Атлантиде » - стоянке первобытных людей на территории современного Володарского района. Время работы: понедельник, вторник, четверг с 8 до 17 часов, пятница - с 8 до 16 часов. В выходные музей работает по предварительной договоренности.

Стоимость : взрослый билет - 30 рублей, детский - 20 рублей, экскурсия - 200 рублей с группы дополнительно к входным билетам

Как добраться :

До Володарска около 60 км. Сюда можно добраться на электричке, идущей на Гороховец , Вязники до станции Сейма. На автомобиле ехать по трассе М-7 в сторону Москвы . По указателю на Володарск повернуть налево с трассы. Точный адрес: ул. Клубная, 6, тел. (8 3136) 4-12-85

Усадьба Беляева

Где находится : село Воскресенское

История : деревянный терем на высоком берегу Ветлуги принадлежал когда-то лесопромышленнику Беляеву . В начале ХХ века дом был соединен тесовым переходом с кухней и помещениями, где жила прислуга. Рядом находилась конюшня, а у входа в усадьбу - контора, неподалеку храм. Весь роскошный дом сплошь украшен старорусской резьбой. С балкона - смотровой площадки на крыше - открывается чудесный вид на красавицу Ветлугу.