Электрооборудование

Малый трианон в версальском парке. Малый Трианон: убежище Марии Антуанетты

Малый трианон в версальском парке. Малый Трианон: убежище Марии Антуанетты

Малый Трианон был построен в 1762-1768 гг. в северной части версальского парка по проекту Жака Габриеля (1698-1782). Он задумывался как скромный особняк, где члены королевской семьи могли бы отдохнуть от пышности Версаля. Почти одинаковые фасады дворца перекликаются с окружающим парком.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777).

На мраморном камине стоят часы. Потолок окаймляет позолоченный орнамент из стука. К потолку подвешена хрустальная люстра.

Потолок выкрашен в голубой цвет, а стены — в белый.

Овальный Зал принцессы декорирован в стиле рококо — зеркала и росписи сделаны Натуаром (1700-1777)

Фасады построены на основе золотого сечения. Интерьеры Малого Трианона - великолепный образец стиля рококо в его лучшем воплощении. Вестибюль - простое квадратное помещение, облицованное чуть розоватым камнем, с подвесными фонарями и металлическими перилами с позолоченными монограммами.

Жилые покои отделаны деревянными панелями, окрашенными в пастельные цвета и декорированными орнаментами. По обе стороны от каминов помещаются настенные подсвечники. Во дворце две столовые, большая и маленькая, в каждой из них есть подъемник, с помощью которого обеденный стол опускался вниз в кухню. Слуги расставляли кушанья и приборы, не нарушая королевскую трапезу.


Покрытые изящными орнаментами стены, камин, зеркало и настенные подсвечники демонстрируют элегантность интерьеров эпохи Людовика XVI.

Спальня Марии-Антуанетты в стиле рококо представляет собой небольшое помещение. Она одновременно простая и роскошная; бледно- зеленые стенные панели украшены белыми и позолоченными резными деталями; мраморный камин, кровать, кресла и занавеси декорированы с использованием золота. Многие интерьеры Малого Трианона - творения Ричарда Мика (1728-1794), который стал любимым придворным художником после смерти Людовика XV. Малый Трианон - вершина французского рококо и одновременно переход к неоклассицизму.

Дворцы Большой и Малый Трианон с парком расположены на северо-западе Версальского парка. Мы шли до него пешком больше часа.

По Версальскому парку до него ходит специальный поезд, который стоит 4 евро в один конец.

Из истории Трианона

Ранее здесь находилась деревня, которая так и называлась — Трианон. В 1668 году деревню купил Людовик XIV, чтобы построить дворец. В мраморном дворце — Большой Трианоне короли отдыхали от Версаля.

Первоначально Малый Трианон строился в 1763 по 1768 год для фаворитки Людовика XV — маркизы де Помпадур. Однако сама мадам там не жила – она не дожила 4 года до завершения строительства.

Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Малый Трианон не блещет роскошью, в отличие от соседнего Версаля.

Мария Антуанетта и Версаль

Мария Антуанетта делает малый Трианон своим домом. Он кажется совсем крошечным по сравнению с Версалем. Малый Трианон это — уютное гнездышко, где королева могла уединиться на фоне природы.

Мария Антуанетта увлекалась сельской жизнью и повелела разбить невдалеке от Трианона деревню. Это была образцово — показательная ферма, где к оров ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Парк, разбитый по приказу королевы, также отличается от Версальского. Это ландшафтный парк в английском стиле, где все должно было напоминать нетронутую природу.

Малый Трианон раскрыл для меня характер последней королевы Франции с той стороны, с которой я не привыкла о ней думать. Здесь прослеживается хорошая хозяйка, любящая простую, естественную жизнь, хотя и необремененную тяжелым физическим трудом.

Здесь сказывается ее австрийское воспитание. При дворе Гагсбургов выезды к крестьянам были нормальным явлением.
В своем маленьком дворце королева пыталась отгородиться как от придворных, так и от своего народа. Наверное она была в принципе нормальной женщиной, а вовсе не злодейкой, но ни она, ни ее муж были не способны править. Возможно им не хватило воли или жестокости, чтобы справиться со знатью. Однако фактом остается то, что со своей работой они с мужем не справились.

Во время революции, когда толпа подошла к Версалю, с Людовиком остались только верные ему швейцарцы. Отсюда королевскую семью препроводили в Париж и они больше не вернулись

Для меня Малый Трианон это еще и образец, с которого российская императрица Мария Федоровна (жена Павла I) строила Павловск.

Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (фр. Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.


Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.


Vue du château du Petit Trianon prise depuis le jardin anglais sous Louis-Philippe de Guérard Charles Jean



Vue du château du Petit Trianon de Bourgeois du Castelet (dit), Bourgeois Florent Fidèle Constant



Vue du jeu de bague chinois de Trianon par Claude-Louis Châtelet (1753-1795)



Парк на плане конца XVIII века


В 1749 году по приказу Людовика XV архитектор А.-Ж. Габриэль построил так называемый зверинец (ménagerie), куда поместили различных животных, которые часто использовались для выведения новых пород. По соседству находились и другие хозяйственные службы – хлев, курятник, голубятня, молочная ферма.


Франсуа-Юбер Друэ. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры


Идея постройки небольшого дворца на территории ботанического сада принадлежала фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур .


Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour


Здание возводилось на протяжении шести лет с 1762 по 1768 год по проекту А.-Ж. Габриэля. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри .


Élisabeth Vigée Le Brun. Madame Du Barry


В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.



В итоге Малый Трианон стал блестящим образцом перехода от помпезного стиля рококо к сдержанному и лаконичному неоклассицизму.



Все четыре фасада сравнительно небольшого, квадратного в плане двухэтажного строения выполнены по единой композиционной схеме с акцентом посередине – портиком коринфского ордера, который покоится на четырех опорах. Со стороны сада к зданию примыкает терраса. По периметру дворцовой крыши проходит балюстрада.



Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте .




Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры



Жозеф Дюкре. Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург


Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.




Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d"Autriche, reine de France (1755-1793) de Ducreux Joseph



Portrait de la reine Marie-Antoinette de ,D"après Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d’Autriche, reine de France (1755-1795) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Gautier d"Agoty Jean-Baptiste-André



Reine Marie-Antoinette assise, en manteau bleu et robe blanche, tenant un livre à la main de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, reine de France et ses enfants de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise (atelier de)



Portrait de Marie-Antoinette



Marie-Antoinette de Janinet Jean François


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.


Кухня



Зал со толовым серебром и посудой


Комната охраны, сейчас здесь экспозиция, посвященная Марии-Антуанетте.


Il Parnasso Confuso - Johann Georg Weikert, 1778



Marie Antoinette and her brothers, 1765, by Johann Georg Weikert


Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.


Marie-Antoinette d"Autriche, reine de France (1755-1793), en robe à paniers vers 1785 de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Portrait of the Royal Family of France, circa 1782


Оригинал взят у platpaul в ФРАНЦИЯ. Версаль. Малый Трианон. Часть вторая.


1. Свой рассказ о Версале, я пожалуй построю не в хронологическом порядке, а наоборот, начну с самого малого - а в в Версале это конечно Малый Трианон небольшой дворец Марии Антуанетты.

2. Дворец находится на почтительном расстоянии, но когда вы располагаете временем то прогуливаясь по гигантскому парку Версаля, можно отклониться в сторону и посмотреть место уединения французской королевы. Ведь из его окон не видно ни Версаля, ни тем более Парижа.

3. Но начну по порядку, этот дворец спроектировал Ange-Jacques Gabriel по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 гг.
Маркиза де Помпадур умерла за четыре года до завершения строительства, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте. Кстати, ее вензель можно часто встретить во дворце, она первая французская королева, которая себе это позволила.

4. И именно с королевой Марией Антуанеттой связан расцвет Малого Трианона, королева приезжала сюда, чтобы на время позабыть шумный Версаль - только представьте себе, что вход в Версаль был практически свободный - все кто имел благородную одежду и шляпу мог войти на его территорию, время трапезы короля и королевы были публичными и все дозволялось за этим смотреть - публичность на 200 процентов!!!
Дворец Малый Трианон со стороны парка.

5. В Малом Трианоне было все по другому: здесь все подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.
Даже передвижение прислуги по дворцу было минимизировано - планировалось построить механическое устройство, которое бы перемещало из подвала уже сервированный стол с едой в столовую, но это так и не воплотилось в жизнь.

6. Что ж, войдем во внутрь дворца.

7. После событий французской революции (Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года, а девять месяцев спустя — 16 октября — на эшафоте погибла Мария-Антуанетта), дворцовые интерьеры были распроданы-разграблены и он постепенно приходил в упадок но в начале нашего столетия около 250 специалистов трудились целый год, чтобы воссоздать комнаты и сады Малого Трианона в том виде, какими их видела Мария Антуанетта.

8. Этот дворец как маленькая шкатулка - полная противоположность бесконечному Версалю, это пример перехода от стиля рококо к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.

9.

10.

11. Живописные полотна и скульптура во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV и посвящены конечно же королеве.

12.

13.

14.

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон – одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Рисунок 10 – Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем

Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона – крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Рисунок 11 – Лесной флигель в Большом Трианоне

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу
Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про­сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Рисунок 12 – Малый Трианон

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин­тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про­токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере­вья, растущие в точно рассчитан­ном беспорядке, придают ансам­блю очарование подлинной ро­мантики. Французский павиль­онкомпозиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа­ноном. Музыкальный павильон(Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та­бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви– ротонда с полу­сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль­туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Рисунок 13 – Ферма королевы

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.