Электрооборудование

Как ухаживать за гранатовым деревом в саду. Правильный уход за комнатным гранатом в домашних условиях

Как ухаживать за гранатовым деревом в саду. Правильный уход за комнатным гранатом в домашних условиях
Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания - внимание

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания - внимание

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида.

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна: она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе, т. е. в подкорковой сфере мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития.

Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).

Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные психические комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы Наполеона, нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации; черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего нравственного уровня.

Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз - далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - все это тоже сфера подсознания.

Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ - теория подсознания , созданная З. Фрейдом, - оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 3).

Рис. 3. «Психоаналитический айсберг»

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного З. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам - вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

З. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного - роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от З. Фрейда другой психоаналитик - К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивиду- ации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием З. Фрейд различает и сверхсознание - «суперэго» - фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека - это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики - генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

Бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

Импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции;

Привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки, привычки;

Сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечивают его целенаправленную деятельность.

Деятельность - специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью - осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели желаемого результата. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности.

Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на актуально значимых объектах, называется вниманием .

Направленность сознания - это отбор существенных для деятельности объектов; сосредоточенность - отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле сознания. Уровень внимательности - показатель уровня деятельностной организованности сознания, саморегуляции всей психической деятельности индивида.

Внимание, как функционирование сознания, связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в «роли стратега, то есть направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке».

Внимание - проявление основных характеристик сознания: интенциональности, т. е. его направленности, и апперцептивности, т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психики индивида.

Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.

Внимание - универсальная форма ориентировочно-исследовательской деятельности.

При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания - его флуктуация (рис. 4).

Нейрофизиологические основы внимания. Физиологическим механизмом организованности сознания является, по учению И. П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуждения, или «доминанты», по терминологии А. А. Ухтомского. При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Рис. 4. Колебание внимания

(При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает на задний план; период флуктуации внимания - 20 с.)

Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлексом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повыше - нием их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания. Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основная форма организации психических процессов - произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Различаются также внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде - и внутринаправленное - выделение идеальных объектов из фонда самой психики. Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности (мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время).

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его психические состояния, условия текущей деятельности.

Свойства внимания. К свойствам, или качествам, внимания относятся активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при первичной ориентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта - равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания - количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Одновременно охватываются вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Он значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на несколько одновременно воспринимаемых объектов, на параллельное выполнение нескольких действий - распределенность внимания. Начинающий водитель управляет автомобилем с напряжением: он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически.

Интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты - концентрация внимания.

Качества внимания связаны с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности - силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - труднопереключаемо, недостаточно распределено.

Внимание и особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности; они диагностируются специальными тестами.

Внимание - это текущая организованность сознания индивида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.)

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление - нейрофизиологическое истощение. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях «сенсорного голода».

Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.

Сознание - высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляция человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

Функционирование сознания осуществляется в виде непрерывного потока взаимосвязанных ассоциированных психических образов, формирующихся в результате активного, деятельного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание обладает рядом содержательных и процессуальных особенностей:

Активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью;

Интенциональностъю (предметной направленностью);

Поленезависимостью - преимущественной ориентацией человека на общие эталоны и модели действительности;

Рефлексивностью - способностью к самооценке, самоконтролю;

Различными уровнями ясности и организованности.

Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверхсознание.

Сознание и поведение. Сознание - понятийно-ценностный регуляционный механизм человеческого поведения - исполнительного звена его взаимодействия со средой.

Деятельность и поведение - сфера и проявления, и формирования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, использует присвоенные им способы и приемы поведения. Многие из них в результате многократного использования трансформируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регулируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет критерии его эффективности, сознательно ориентируется в условиях деятельности.

Механизмы психической регуляции поведения - основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) - это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение достигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.

Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение - это лишь исполнительное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.

Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в естественном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека - естественный отражательно-регуляционный субстрат его психики.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 3.1. НЕЙРОН КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСтруктурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон, или нейроцит. Всю нервную систему

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.Идеализм. Представители этого течения признавали сознание,

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый,

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 4. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности В процессе расследования следователь взаимодействует с оперативно-розыскной службой. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Шесть уровней развития сознания первого порядка Доконвенциональные стадии Первые три стадии называются доконвенциональными, поскольку, находясь на них, человек может занимать только перспективу первого лица – «я, мне, меня». Ещё не появилась способность

Из книги Тебя нет. За пределами трех покровов сознания автора Волински Стефен

Приложение 1 Книги об отношениях для всех цветов/уровней сознания Каждый читатель находит в книге самого себя. Задачей автора является быть своего рода оптическим прибором, который позволяет читателю различить то, чего он без книги, возможно, никогда бы не

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

ГЛАВА 15 Пять уровней сознания ЕЩЕ ОДИН «ОСОЗНАЮЩИЙ»«Акт эманации. По отношению к объектам, которые кажутся принадлежащими к иному пространству, времени и т. д. это является актом удаления или растворения. По отношению к действительным (постоянным) проявлениям каких-либо

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Из книги автора

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Из книги автора

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

Из книги автора

2.4. Опытное переживание психической деятельности Главная трудность определения психосоматики состоит в том, что невозможно понять, каким образом мысль, психическая деятельность может стать телом, органом, материей, проблемой. Анализ социальной психологии выявляет

Из книги автора

Глава двенадцатая Нейрофизиологические корреляты психической деятельности 12.1. Вводный синтез 1. Видение, осуществленное субъектом через собственную проекцию (центральная нервная система).2. Преувеличение видения, усиленного и эмоционально окрашенного

Неосознаваемая сфера психики – это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека. В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям неосознаваемой сферы психики.

Рассматривая неосознаваемые психические процессы, важно помнить, что в классической психологии принято говорить о взаимосвязи трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.

Рассмотрим каждый из неосознаваемых уровней психической деятельности.

Согласно исследованиям Е.Н.Каменской, одним из таких неосознаваемых уровней являетсябессознательный уровень психической деятельности, который представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. На бессознательном уровне регулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно считать подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития, Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, "вторая натура человека", "центр" индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). В подсознание выделяются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.).

Следовательно, подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание включается тогда, когда исчерпывается сфера сознательной деятельности. Если сознание вооружено понятиями, то подсознание –эмоциями и чувствами.

Высшая сфера подсознания – интуиция (называя иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Критерием неосознаваемых психических процессов является их безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Особенностью сферы подсознательного является ее устойчивость, неподвижность. Поэтому поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, начинающиеся в подсознательной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Неосознаваемая сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человека в далеком прошлом. Следовательно, не мысль (сознание), а чувство (подсознание) говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Единство сознательного и бессознательного проявляется в установках (Д.Н.Узнадзе) – готовности человека воспринимать действительность и действовать определенным образом.

Таким образом, адаптация к внешней среде осуществляется тремя типами относительно автономных программ поведения:

бессознательно-инстинктивным;

подсознательным (субъективно-эмоциональным);

сознательным (произвольными, логико-семантическими программами).

При этом бессознательное и подсознательное относится к неосознаваемым психическим процессам, которые отвечают за сферу чувственного и неотделимы от сознательных процессов, сливаясь в мыслях, понятиях, знаниях, опыте, мудрости и пр.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

· бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

– старейшая культура, культивированная человеком. На сегодняшний день выведено более 130 сортов этого растения.

Выращивание граната наиболее успешно в регионах с сухим климатом, с жарким летом и теплой зимой. Низкие температуры и сильные морозы мешают полноценному развитию и плодоношению культуры.

Для того чтобы вырастить гранат в саду и получить хороший урожай, важно правильно произвести посадку растения и обеспечить ему полноценный уход.

Многие сорта неприхотливы, однако, на питательных и рыхлых почвах деревья будут расти и развиваться быстрее.

В домашних условиях фрукт гранат выращивают из семени съеденного плода. Перед посадкой семена в течение нескольких дней вымачиваются в воде. Посадка производится во влажную почву, после чего семена накрывают пленкой или стеклом. Емкость с сеянцами помещают на хранение в темное место, где постоянная температура составляет 20-25°С. Прорастают сеянцы в течение 10-60 дней. Всходы появляются неравномерно. При появлении ростков посевы переносят на освещенное место, в ином случае они вытянутся и погибнут. Первый месяц растения очень уязвимы, часто страдают от повышенной температуры, ожогов и замокания, поэтому поливать их следует с осторожностью, а при сильном солнцепеке затенять.

Гранат является засухоустойчивым растением, не требовательным к влаге, но в летний период нужно обеспечить обильный и регулярный полив. Важно не допускать застой воды и чрезмерное переувлажнение почвы, поскольку в этом случае корневая система может загнить. Почва между поливами должна подсыхать. На 3-4 месяц после посадки подросшие саженцы рассаживают в отдельные горшки по 1-3 штуки. Для посадки подходит легкая, питательная почва, пропускающая влагу.

Уход за гранатом в саду

Данная культура светолюбива, не требует частого внесения удобрений и подкормки, холодостойка (выдерживает температуру до -15°С). В летний период молодые особи выносят на балкон или в сад для того чтобы обеспечить их кислородом. В саду саженцы находятся до первых осенних заморозков, затем переносятся в дом. Зимует гранат в темном помещении при температуре + 10 °С. В таких условиях дерево сохранит листья и будет хорошо цвести на следующий год. В период покоя полив производится очень редко и в ограниченных количествах так, чтобы корневая система не засохла.

Перед посадкой в грунт выкапывают яму глубиной 60 см. На дно засыпают верхний слой почвы и землю, смешанную с перепревшим навозом. Если яма глинистая, добавляют песок. Саженцы помещают в яму на глубину 5-10 см, это будет способствовать быстрому образованию дополнительных корней. При посадке почву хорошо прижимают во избежание воздушных пространств. Полив производится 1 раз в неделю. Летом количество поливов увеличивается.

Правильное выращивание и уход за гранатом заключается в своевременном, умеренном поливе, мульчировании с использованием соломы или сухих листьев, внесении органических и минеральных удобрений, обрезке лишних ветвей и формировании кроны.

При формировании кроны оставляют не более 5 стволов, таким образом, получают кустовидную форму дерева – самую оптимальную для данной культуры. Омолаживающую обрезку производят раз в 25 лет. Формирование кроны выполняют весной или после сборки урожая. Сначала удаляют сухие ветки и ветки, создающие загущение дерева. Затем обрезают приштамбовую поросль и прикорневые отпрыски.

Для того чтобы предотвратить повреждение растения заморозками, на зиму его укрывают землей. Дерево наклоняют и привязывают веревкой к предварительно вбитым кольям, затем засыпают землей слоем 15-20 см. В середине мая обрезают веревку, отряхивают куст от лишней земли и растение постепенно выпрямляется к свету.

Существуют и другие способы того, как выращивать гранат в саду.

Размножение граната возможно и черенками. Заранее выбирают молодые, зеленые приросты длиной 6-8 см. Черенки сажают в смесь торфа и песка, затем накрывают пленкой. Место для посадки должно быть хорошо освещенным и безветренным. Черенки укореняются через 1.5-2 месяца. Размножение таким способом проводится в апреле-июне, после того, как грунт прогреется до +12 °С.

По образу и подобию граната. Считается, что венец на фрукте стал вдохновением для создателей короны. Головной убор появился на Востоке, где и растут плоды граната.

Благодаря алому цвету, подобно рубинам, их считали символами власти. Вот и превратили венец от фруктов в корону. Хотите лицезреть знак царей у себя в жилище? Учимся выращивать гранат домашний .

Гранат из косточки в домашних условиях

Гранат относится к роду Дербенниковых семейства Миртоцветных. В него входят небольшие кустарники и деревья. Гранат относится к последним. В естественной среде дерево растет на юго-востоке Европы и в Азии.

По климатическим условиям культуру устраивают земли, где не бывает температур ниже -15-ти градусов. Там гранаты достигают 6-ти метров в высоту. В домашних условиях деревца, обычно, не превышают полутора метров. Стандартная высота кустов в горшках – 90-100 сантиметров.

Вырастить культуру можно из косточки плода, купленного на рынке или в магазине. Однако, там продают с крупных деревьев. Лучше заглянуть в лавку с семенами и найти там наименование «Карликовый гранат», точнее, его сортов «Карфаген» и «Бейби». Они адаптированы для домашнего содержания, при должных освещении и обрезке держатся в пределах 40-ка сантиметров.

Растят гранат в домашних условиях из семени крупного, гладкого плода без вмятин на кожуре, плесени и гнили. Подмороженные гранаты тоже не годятся. Косточки в остальных плодах всходят в 95% случаев.

Так что, нет нужды отбирать для посадки много семян, достаточно 2-3-ех. Мякоть вокруг них должна быть упругой, алой. Зеленые зерна не готовы к проращиванию.

Перед посадкой семян мякоть с них снимают, точнее, смывают слегка теплой проточной водой. После, берем отстоянную жидкость комнатной температуры, добавляя в чайную ложку пару капель стимулятора роста, к примеру, «Эпина».

В его растворе семена выдерживаем 12 часов. В это время готовим грунт. Подойдет цветочный из магазина. При возможности составить субстрат самостоятельно, берем торф, речной песок и плодородную почву, то бишь, перегной.

Компоненты смешиваем в равных пропорциях и закладываем в пластиковые горшочки или стаканчики с добавлением дренажа внизу. Дно емкостей продырявливаем для оттока воды.

Семена закладываем в горшочки на 1-1,5 сантиметра, присыпаем землей и обильно опрыскиваем теплой водой. Для эффекта парника накрываем пленкой или срезом пластиковой бутылки. Нужны влажность и температура воздуха около 25-30-ти градусов Цельсия.

Ждем ростков. При посадке в конце осени или начале весны появиться должны через пару недель. Семена, заложенные в землю в другое время, проклевываются от месяца до 3-ех.

С появлением первого листка снимаем укрывной материал и ставим горшок на солнечное место, не забывая периодически увлажнять землю из пульверизатора. Пересыхать грунт не должен. После развития 8-го листа пересаживаем деревце в основной горшок.

Предпочтителен керамический. Достаточно неглубокой емкости. Гранат домашний из семян имеет поверхностную корневую систему. Субстрат снизу горшка остается невостребованным.

Выращивание граната черенком

Черенком именуют срезанную ветвь, предназначенную для вегетативного размножения. Вегетативным называют растительное распространение, без семян. Черенки от граната отделяют летом или в феврале.

Зимой берут полностью одеревеневшие побеги, а летом – лишь наполовину. Последние лучше приживаются. Однако, в середине лета растение покрыто цветами. Многие не жалеют срезать красоту.

Бутоны похожи на алые розы, иногда, имеют вытянутую форму приближенную к воронке. Лепестки у алые, как и плоды граната. Некоторые сорта культуры разводят исключительно ради бутонов. В общем, никто не осудит, если черенок будет взят с зимнего растения. В отделенной ветви должны быть минимум 4 междоузлия.

Возможно, лучше сконцентрироваться на вопросе, как посадить косточку граната в домашних условиях . Черенки граната выживают на 45% реже. Приживется каждый второй. Увеличить показатель можно обработав срез стебля стимулятором укоренения. Находим его в садоводческих магазинах.

На фото всходы домашнего граната

Корни черенки граната дают и в воде. Для верности можно составить субстрат из песка и , воткнув в него побег примерно на 3 почки. Соблюдем 45-градусный угол по отношению к почве. Прямостоящие черенки приживаются редко.

Посадив черенок, накрываем горшок пленкой и ставим на хорошо освещенное место. Температуру держим на уровне 23-27-ми градусов. Раз в день снимаем пленку минут на 20-30 для проветривания.

Если черенок укорениться, это произойдет быстрее, чем в случае с семенами. Обычно, ветвь схватывается с почвой уже через неделю, полторы. Еще через тройку недель укоренение завершается.

Свидетельство тому – новые почки. Дожидаемся 3-4-ех и укорачиваем побег на треть. Это приведет к ветвлению деревца, формированию пышной кроны. Образование 2-3-ех боковых ветвей дает повод пересадить побег в основной горшок.

У черенкования граната, не смотря на низкую приживаемость, есть плюсы. Беря ветвь для укоренения, видим насколько она сильная и здоровая. Деревца из семян могут вырасти хилыми. Причина будет крыться в родительском растении, его плоде, а не уходе за саженцем.

К тому же, по черенку определенно виден сорт граната. Семена, даже в упаковках, порой, удивляют. Из «Карликового граната» может вырасти, к примеру, обыкновенный. Вот так и верь надписям на пакетах и фото.

Домашнего граната в горшках почти не сыскать в магазинах. Редкие предложения кусаются в плане цены. Поэтому любители комнатных растений и ухищряются, проращивая семена и укореняя черенки.

Однако, прежде внесения в почву посадочного материала стоит выяснить, как вырастить гранат в домашних условиях . Как говорят применительно к людям: — «Ребенка мало родить, его еще нужно воспитать». Для этого нужно быть терпеливым и знать некоторые секреты. Итак, узнаем нюансы ухода за тропическим деревцем.

Уход за гранатом

Яркий свет – первое, в чем нуждается гранат комнатный. Уход в домашних условиях предполагает выращивание деревца исключительно на южных окнах. Гранат – одно из немногих растений, любящих прямые лучи солнца.

От 4 000 до 6 000 люксов для деревца – комфортная среда. В пасмурную погоду и зимой гранаты подсвечивают фитолампами. Они должны довести световой день до 10-12 часов. В этом случае деревце продолжит цвести и плодоносить. Нехватка же света приведет к сбрасыванию части листьев и спячке.

Хоть семена граната и проращивают при 30-ти градусах, взрослые деревца предпочитают температуры в пределах 20-25-ти по шкале Цельсия. Их держат круглый год.

Есть информация, что с ноября по март у граната период покоя, нужна прохлада. Однако, цветоводы доказывают обратное, выкладывая в сеть фото зимних деревьев в цвету и замечая, что тепло не повлияло на их здоровье и плодоношение.

Режим полива тоже одинаков круглый год. Гранат любит слегка влажную почву. Как только грунт начинает подсыхать, его увлажняют. Если лишняя вода слилась в поддон, его высвобождают.

Застой влаги в подставке для горшка может привести к загниванию корней дерева. Оно погибнет само и не даст плодов. Ягоды граната, кстати, достигают почти полметра в диаметре.

Таков гранат рекордсмен, выращенный в китайской провинции Сычуань. Ширина плода составила 48,7 сантиметров. Стандартные же ягоды дерева в диаметре не превышают 18-ти сантиметров.

Поливают гранат отстоянной, мягкой водой комнатной температуры. При этом, к влажности воздуха у растения особых запросов нет. Идеальный вариант для квартир с иссушенной из-за отопительных приборов атмосферой.

К удобрениям гранат благосклонен. Однако, подкормки дают силу для формирования массы бутонов, бурного роста. У дерева не остается ресурсов на плоды. Если гранат выращивается ради них, стоит свести подкормки к минимуму.

Махнув рукой на получение обильного урожая, вносим с весны до июля азотно-фосфорные . Они помогут образоваться завязям «роз». Со второй половины лета нужны калийные подкормки.

Плюс граната не только в относительной неприхотливости для тропического растения, но и в его стойкости к заболеваниям. И грибки, и насекомые редко зарятся на героя статьи. В этом плане гранат выгоднее прочих фруктовых культур, выращиваемых дома, к примеру, апельсинов и лимонов.

Обрезка и пересадка домашнего граната

Обрезка граната помогает сформировать пышную крону и ограничить высоту деревца. Принято срезать побеги, растущие внутрь куста. Оставляя ветви, направленные вовне, делаем крону раскидистой. При этом, обрезать побеги нужно на почках, смотрящий внутрь куста. Процедура хорошо переносится растением в межсезонье.

Срез побегов стимулирует ветвление. Обрезая близ почек, направленный внутрь кроны, избегаем ее загущения. Для жизнеспособности укороченных ветвей, оставляем на них минимум пару листьев, лучше 5. В естественном виде, кстати, ветви граната хаотичны и криволинейны, будто изломаны. Эта картина привлекательна для полудикого сада, но не дома.

Обрезка граната ведется по двум схемам. Первая направлена на формирование облика раскидистого куста, а вторая – миниатюрного деревца. В последнем случае можно поработать не только с тонкими ветвями, но и мощными побегами, напоминающими, скорее, стволы. Еще в юном состоянии их свивают в этакие жгуты. Так формируется единый, широкий ствол с округлой кроной.

Потрудившись над основами композиции, можно задуматься о пересадке граната. Она требуется растению минимум через 3 года после посадки. Больше 4-ех лет в первом горшке тоже лучше не держат. К этому времени почва в вазоне обедняется, в ней почти не остается ресурсов для роста дерева.

Если до 3-ех лет растение крепнет, то после гранат легко переносит ежегодные пересадки. Меняют и землю и горшки. Если пересаживать лень, можно оттянуть процесс на 3 года.

Больше тянуть нельзя, поскольку гранат из быстрорастущих культур. За сезон дерево способно увеличиться вдвое, как и его корневая система. Возможно. Именно благодаря быстрому росту гранат считается древом жизни.

Так его нарекли еще в Древнем Египте. Плод культуры, как священный символ жизни клали в саркофаги фараонов в надежде дать им возрождение в ином мире.

Деревом жизни гранат назван и в «Каране». Согласно писанию герой статьи рос в Раю. Позже пророк Мухаммед рекомендовал своим ученикам плоды граната в качестве снадобья от зависти и ненависти. Так что, энергетика у дерева миролюбивая.

Древние греки связывали культуру с Афродитой, а следовательно, любовью и сладострастием. Чувства разжигает не только цвет плодов, их зерен, но и напитки, в коих они присутствуют. Из граната делают гренадин. Это сироп-подсластитель, а так же, натуральный краситель. Он добавляется в алкогольные напитки, в частности, ликеры и вина.