Электрооборудование

Как отремонтировать подъезд по капремонту. Как делают ремонт подъездов и лестничных площадок

Как отремонтировать подъезд по капремонту. Как делают ремонт подъездов и лестничных площадок

В 2009 году был принят Федеральный закон об установке счетчиков на воду, и с этого времени продолжаются дебаты – насколько это обязательно.

К сожалению, не слишком четко прописанные в законе положения дают простор для неоднозначного толкования. Были обозначены сроки установки счетчиков на воду – до 01.07.2012 г. Но, никакой ответственности за несоблюдение закона, ни для отпускающих ресурсы организаций, ни для потребителей не было предусмотрено.

О чем гласит закон по установке счетчиков на воду

Основное достижение 261-го закона то, что он обязывает организации, предоставляющие коммунальные ресурсы, проводить расчеты исходя из показаний индивидуальных и общедомовых водосчетчиков. В статье 13 части 2, кроме этого указывается, что для потребителей, не имеющих счетчики, расчеты могут производиться по договору о поставке ресурсов.

Разгул некоторых предприимчивых организаций, навязывающих срочную установку приборов учета водопотребления, основан на дате 01.01.2012 г., указанную в части 5. Здесь прописана обязанность собственников жилых помещений, оснастить дома и квартиры счетчиками воды и ввести их в эксплуатацию к этому сроку. Параллельно, указана обязанность, оборудовать многоквартирные здания общедомовыми приборами учета к той же дате.

Внимательно читая постановление правительства о счетчиках на воду (часть 3 и 4), можно узнать, что в общественных зданиях государственного и коммерческого назначения, устройства по учету ресурсов устанавливаются до начала 2011 года. Кроме того, все вводимые в эксплуатацию, после 2011 года, жилые и общественные здания в обязательном порядке оборудуются измерительными приборами. Касается это и новостроек и реконструируемых сооружений.

По статистике, оснащенность индивидуальными приборами учета ресурсов составляет чуть более 60%. Процент жилых и общественных зданий, оборудованных расходомерами, не намного больше.

Стимулирование к энергосбережению или мера устрашения

Если выполнена установка приборов учета воды в квартире, закон позволяет платить по актуальным тарифам. Граждане, проигнорировавшие постановление правительства, с 2015 года оплачивают водопотребление по постепенно увеличивающейся ставке. Величина повышения составляет:

  • 1 полугодие 2016 года – 40%;
  • 2 полугодие 2016 – 50%;
  • с начала 2017 – 60%.

Расчеты с наценкой, производятся при отсутствии как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Изменения внесены в 5часть 13 главы ФЗ №261.

Исчисление нормативов на водопотребление, осуществляемое по договору поставки, регулируются в ПП № 306 от 2006 года, последние изменения в документ внесены в феврале 2015г. Цифра норматива, в м³ на 1 человека, зависит от степени благоустройства жилья и его места расположения.

В Москве и МО приняты следующие значения нормативов на 2016 год для жилых домов (м³ на 1 человека):

  • холодная вода: 6,935÷1,83;
  • горячая вода: 4,745÷2,924;
  • водоотведение: 11,68÷1,83.

Споры, по поводу начислений за расходование водоресурсов, ведутся москвичами на основании «Правил о предоставлении коммунальных услуг» № 354, пункт 31д.

Когда можно не ставить водосчетчики на законных основаниях

Граждане, жилье которых находится в аварийном состоянии или признано ветхим и подлежащим сносу освобождаются от обязательств по установке приборов учета. В эту же категорию попадают здания, включенные в график капитального ремонта. Начисления, для таких домовладельцев, ведутся по актуальным тарифам без наценок. Информацией о подобных технических особенностях жилья, располагает УК или ТСЖ.

Согласно федеральному закону № 261 от 23 ноября 2009 г. собственники жилых помещений в срок до 1 июля 2012 года обязаны были установить в них счетчики воды. Штрафы за неустановку приборов учета этим или каким-либо иным законодательным актом пока что не предусмотрены, но на практике граждане, избегающие выполнения требований в данном случае наказывают сами себя. Ведь сумма в квитанции за горячее и холодное водоснабжение у них растет гораздо быстрее.

Чем грозит отказ от установки счетчиков собственникам

Несмотря на то, что обязывающий закон действует уже несколько лет, граждане, до сих пор не использующие счетчики воды, штрафы за неустановку заплатить пока не рискуют. Не исключено, что в будущем какие-то санкции для них и будут введены, но пока что правительство склоняется к политике по стимулированию установки приборов учета за счет введения прогрессивных повышающих коэффициентов.

Практика показывает, что даже стандартный норматив для одного человека установлен с явным запасом и в него с легкостью укладываются два человека. Начиная с 2015 года, он будет применяться лишь для расчета потребления в тех случаях, когда монтаж приборов учета невозможен по техническим причинам.

Если же единственной причиной отсутствия счетчика является нежелание собственника их устанавливать, то для начисления платы используются растущие каждые полугодие повышающие коэффициенты. В 2015 году они составляли 1,1–1,2, с января 2016 действует коэффициент 1,4, а с июля 2016 – 1,5. С начала 2017 года повышающий коэффициент достигнет 1,7, а в дальнейшем планируется увеличить его до 2,1.

Тарифы на горячую и холодную воду вне зависимости от того, установлены счетчики или нет, остаются одинаковыми. Однако за счет необходимости оплаты по нормативу не использующие приборы учета будут платить значительно больше. К тому же они вынуждены будут оплачивать стандартный объем вне зависимости от того, потребили они его или нет.

Согласно законодательству установка является обязанностью собственников. Таким образом, формально любая снабжающая или управляющая организация может подать на жильцов в суд, принудив их установить приборы учета. Однако на практике этого никто из них не делает, ведь гораздо выгоднее брать оплату за воду, которая фактически не потребляется, чем обеспечивать абонентам возможность платить меньше.

С другой стороны, если квартира не является собственной (не приватизирована), то уже её обитатели (квартиросъемщики), могут потребовать от муниципалитета, у которого они формально арендуют жилье, установить им счетчики воды бесплатно. Ведь в данном случае собственником является последний. Кстати, во многих регионах бесплатная установка счетчиков воды по заявлению квартиросъемщиков является обычным делом – для этого не приходится даже инициировать судебный процесс.

Москва24 Программа "Специальный репортаж"

В Москве бизнесмены, представляясь якобы муниципальными компаниями, предлагают установку счетчиков.
Почему не надо совершать ошибку и впускать их в квартиру, в своем специальном репортаже расскажет Александра Савина.

Прежде всего позвольте напомнить вам, дорогие посетители сайта, что Москва не является вольным городом. И пока она остаётся субъектом Российской Федерации, в ней действуют правовые нормы Российской Федерации, которые московский мэр не имеет права отменять.

Поверке счётчиков воды посвященs Правила, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Так вот их-то никто не отменял! Соответствующие выдержки из них Вы можете найти в нашей основной статье про поверку счётчиков воды .

Так из-за чего весь этот шум?

Да только лишь из-за того, что мэр Москвы отменил московские нормы проведения поверки, противоречашие федеральному законодательству. Давайте разберёмся, о чём говорит пресловутое 831 -е постановление.

Читаем выдержку из письма первого заместителя Генпрокурора РФ А. Бусмана: «В ходе ранее проведенной прокуратурой г. Москвы проверки установлено, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды не соответствует действующему законодательству. В целях устранения нарушения законодательства Правительством Москвы принято постановление от 26.12.2012 №831 -ПП, предусматривающее внесение изменений в постановление №77-ПП, в том числе об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов приборов учета воды» .

Юрий Лужков в своё время потрафил гражданам: если в паспорте водомера указан слишком маленький межповерочный интервал - не огорчайтесь, дорогие москвичи! Дарую вам минимум 5 лет для счётчиков холодной воды, минимум 4 года для счётчиков горячей воды. Мэр любит вас!

Вот именно от этой отеческой заботы бывшего мэра и защитила москвичей бдительная прокуратура. Возмущаться, наверное, нечему (метрология есть метрология!), но ведь и для радости-то поводов нет. Сэкономил, купив водомер c межповерочным интервалом 2 года? Так изволь теперь бегать каждые два года в «Ростест»: Dura lex, sed lex.

Но ведь Хорошевская межрайонная прокуратура…

Да-да. Прокуратура защитила жителей районов Хорошево-Мневники, Щукино и Строгино от самоуправства управляющих компаний по незаконной замене счетчиков воды

На что хочется надеяться после прочтения этого сообщения? На то, что Прокуратура г. Москвы, зная и соблюдая Закон, уделяет недостаточное внимание составлению и редактуре информационных сообщений своего сайта.

Полагаем, что управляющие компании написали гражданам требования провести поверку счётчиков, ссылаясь по старой памяти на отменённые нормы московских постановлений, на что им и указала прокуратура в своих письмах. А косноязычные («сведения об обязании жителей») контент-менеджеры сайта исказили эту информацию. Перепутав поверку с заменой (в заголовке «замена», в тексте - «поверка»).

В это мы и призываем поверить. Иначе становится грустно: если и прокурор… Нет, до последнего верим в то, что всё дело в контент-менеджерах. Они напороли, а не…

Комментарии:

Другие статьи об установке счетчиков расхода воды:

Дмитрий Прытин

Источник

Крылатское.ру

По всей видимости, когда готовился этот документ, юристы не подумали [а зря] о российском менталитете. Если в документе есть фраза «не менее 5 лет», то это всего лишь означает, что потребителя нельзя «трогать» раньше. А вот дать ему возможность спокойно жить без всяких поверок, например, 6 лет, далеко не обязательно. В итоге, каждые 4 года, собственники вынуждены были проводить поверку счетчика горячей воды и потом, через год, еще и поверку счетчика холодной воды.

Поверка счётчиков воды отменена 2018 Москва Собянин

Нетрудно догадаться, что многие предпочитали уже через 4 года заменить оба счетчика.

Прокуратура встала на защиту

В уже новом постановлении есть пункт №1.2, в котором короткой фразой «пункт 3.1 постановления признать утратившим силу», отменяются все ранее принятые правила, в том числе и приложение №1 и, в частности, пункт 7.9, в котором и описывались интервалы поверок (для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет). Именно этот факт и вызвал нешуточную волну в СМИ и блогах. Еще некоторое время управляющие компании и иные регулирующие органы ссылались на отмененный пункт и требовали пройти поверку. Но довольно быстро сориентировались и привели свои «знания» в соответствии с новыми правилами. Но история на этом не заканчивается.

Читайте также:

2012 – 2018 Крылатское.ру

Что делать, когда вам звонят из МФЦ и требуют замены счетчиков воды, так как вышли установленные законом сроки? Не спешите соглашаться и бежать в магазин за новыми приборами.

О законности обязательной поверки счетчиков воды

И тем более не стоит срывать первое попавшееся объявление, в котором вам предлагают недорого выполнить некие требования о замене счетчиков воды. Все это не более, чем попытка заработать на незнании основ законодательства о ЖКХ.

Замена счетчиков воды в Москве незаконна в 2016 году?

На самом деле, требование обязательной замены счетчиков воды в Москве незаконно в 2016 году. Дело в том, что еще на заре эпохи индивидуальных приборов учета наиболее предприимчивые представители коммунальных служб решили возвести в ранг закона рекомендацию некоторых производителей производить замену счетчиков воды через 4 и 6 лет для холодной и горячей воды соответственно. На самом деле, это всего лишь рекомендация. К тому же прогресс ушел вперед, и на рынке все больше универсальных приборов учета с единым межповерочным интервалом в 6 лет.

Законы о замене счетчиков воды, актуальные в 2016 году

Конец этим беспорядкам был положен, когда документ, регламентирующий срок замены счетчиков воды постановлением 831 Правительства Москвы был отменен. Однако это не означает, что теперь приборы учета заменять не нужно. Согласно постановлению от 2012 года, замена счетчиков воды в Москве законодательством не регулируется, а сроки замены приборов учета определяются только техническим паспортом изделия. С тех пор новых законов принято не было, в том числе и в 2016 году. Однако применение новых норм встречает на своем пути одну сложность.

Дело в том, что качество воды в столичном водопроводе, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Случается, что загрязнения, содержащиеся в водопроводной воде, выводят счетчик из строя в считанные 3 года.

Еще одна распространенная причина проблем со счетчиками - частые перепады напора воды в водопроводной системе. Какой бы ни была причина поломки, неисправные счетчики подлежат замене. До того, как замена будет произведена, потребители оплачивают воду по нормативам.

В каких случаях необходимо менять водосчетчики

  • Если в ходе поверки выяснилось, что прибор существенно ошибается и вам выдали постановление, признающее счетчик непригодным и требующим замены.
  • Если водомер служит более 12 лет. Накипь, мусор, слизь — все это может скапливаться на внутренней поверхности и препятствовать полноценной работе измерительного прибора.
  • Если по какой-то причине были повреждены заводские пломбы и поставленные заводом знаки.
  • Если сам прибор поврежден настолько, что уже не может производить точные измерения.

Кто должен следить за сроками замены водосчетчиков

С момента установки или замены водосчетчиков и передачи актов ввода приборов в эксплуатацию в управляющую организацию, начинается отсчет межповерочного периода, указанного в технической документации.

Когда приходит время замены водосчетчиков, управляющая компания может оповестить вас об этом. Тем не менее, по закону собственник помещения обязан обеспечить исправность приборов учета воды. Чтобы не упустить этот важный момент, можно занести дату замены в календарь в своем смартфоне. Но есть и более надежный способ — бесплатная услуга от сервиса СчитайВоду.

Что будет, если забыть о сроках замены счетчиков воды

Если управляющая компания не предупредила владельцев, а сами они не уследили за соблюдением сроков, то по закону показания таких счетчиков воды не принимаются. Соответственно начисление платежей за воду ведется на основании показаний общедомового счетчика и нормативов потребления. Кроме того, к вам могут наведаться нежданные гости из департамента ЖКХ города Москвы и проверить, все ли проживающие в квартире лица зарегистрированы по месту проживания. В случае несоответствия начисление производится на основании реального количества жильцов в квартире.

Почему водосчетчики выходят из строя раньше времени

    Даже фильтры грубой очистки могут не устоять перед натиском примесей в водопроводной воде. Забиваясь между шестеренками устройства, частички грязи могут привести в негодность любой счетчик воды.

    Попытки повлиять на работу счетчика посредством различных обманных технологий, таких как магниты, вставки, лески и т. п., могут привести к плачевному результату - поломке прибора учета.

Как правильно заменить счетчики воды

  1. Пригласите сотрудника управляющей организации для составления акта о демонтаже водосчетчиков. Он должен подтвердить целостность старых пломб и засвидетельствовать демонтаж счетчиков воды.
  2. Перекройте воду и осуществите демонтаж водосчетчиков.
  3. Прочистите просветы труб и поставьте замещающую трубку, либо новый прибор учета воды.
  4. Промойте фильтр грубой очистки.
  5. Включите воду и убедитесь в отсутствии течи.
  6. Поставьте новый прибор на учет. Для этого снова вызовите представителя управляющей компании, который проверит работу прибора и составит акт о замене счетчика воды. С момента установки им пломбы, отсчитывается новый срок эксплуатации счетчика.

Чтобы избежать возможных осложнений и ошибок, стоит обратиться в сервис СчитайВоду за помощью квалифицированных специалистов. В таком случае вы получите полную гарантию точной и долговечной работы ваших приборов учета. Кроме того, компания приобретает счетчики по наиболее оптимальным ценам у своих постоянных партнеров. А это значит, что вам не придется переплачивать за приборы учета.

Глубокое заблуждение об отмене поверок счетчиков воды

Дмитрий Прытин

Источник

Крылатское.ру

Появилась информация, что поверка индивидуальных приборов учёта (счётчиков) горячей и холодной воды отменена. И ни кем-нибудь, а именно правительством Москвы по предписанию прокуратуры.

Данную новость, как правило, выдают за сенсацию, которую просят распространить среди друзей. Однако информация в 90% подобных материалов не только не соответствует действительности, но и вредна для владельцев индивидуальных приборов учета. Но обо всем по порядку.

За что зацепились СМИ, или Собянин vs Лужков

В далеком 2004 году на свет появилось уже нашумевшее постановление правительства Москвы за номером 77-ПП. Называлось оно «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы». Как и многие постановления, оно крайне запутано для обывателей. Говоря иначе, в подавляющем большинстве случаев его никто не читал. Читали только управляющие компании и другие регулирующие органы, для которых такие постановления – призыв к действию.

В упомянутом постановлении есть пункт под номером 3.1, который называется так «Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (приложение 1)». Этот пункт, сам по себе, ничего не дает, кроме отсылки к некоему приложению №1. Это приложении не менее сложное для восприятия, чем основной документ, но в нем как раз и содержится тот пункт, регулирующий набившую оскомину всем поверку.

В пункте 7.9 приложения №1 сказано, что межповерочный интервал, установленный Госстандартом Российской Федерации при утверждении типа приборов учета составляет — для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет.

Именно из этого документы, затем пункта и подпункта и появились эти злосчастные сроки, по истечении которых каждый установивший у себя в квартире счетчики по учету воды обязан был либо пройти поверку, либо поставить новые. Иногда полная замена была гораздо выгоднее. Компании, которые занимаются установкой счетчиков, неплохо на этом зарабатывали, устанавливая цену на поверку чуть ниже, чем на установку новых счетчиков.

По всей видимости, когда готовился этот документ, юристы не подумали [а зря] о российском менталитете. Если в документе есть фраза «не менее 5 лет», то это всего лишь означает, что потребителя нельзя «трогать» раньше. А вот дать ему возможность спокойно жить без всяких поверок, например, 6 лет, далеко не обязательно. В итоге, каждые 4 года, собственники вынуждены были проводить поверку счетчика горячей воды и потом, через год, еще и поверку счетчика холодной воды. Нетрудно догадаться, что многие предпочитали уже через 4 года заменить оба счетчика.

Прокуратура встала на защиту

Как известно, на каждое хитроумное постановление всегда найдется свой юрист. По некоторым данным, в 2012 году, то есть через восемь лет после принятия постановления правительства Москвы №77-ПП, прокуратура увидела в нем некоторое несоответствие. Касалось оно как раз указанных в этом документе интервалов поверки, то есть пункта 3.1. Подробности этого «инцидента» неизвестны, но многие СМИ именно его делают основным мотивом для своих сенсационных статей. На самом деле, этот факт малозначителен — главное, что 26 декабря 2012 года правительство Москвы, уже при новом градоначальнике Сергее Собянине, делает москвичам поистине новогодний подарок. На свет появляется еще одно постановление за номером 831-ПП. Оно так и называется — «Постановление правительства Москвы от 26 декабря 2012 года №831-ПП о внесении изменений в постановление правительства Москвы от 10 февраля 2004 года №77-пп». Речь об изменениях именно в том постановлении, с которого все и началось.

В уже новом постановлении есть пункт №1.2, в котором короткой фразой «пункт 3.1 постановления признать утратившим силу», отменяются все ранее принятые правила, в том числе и приложение №1 и, в частности, пункт 7.9, в котором и описывались интервалы поверок (для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет). Именно этот факт и вызвал нешуточную волну в СМИ и блогах. Еще некоторое время управляющие компании и иные регулирующие органы ссылались на отмененный пункт и требовали пройти поверку. Но довольно быстро сориентировались и привели свои «знания» в соответствии с новыми правилами.

Глубокое заблуждение об отмене поверок счетчиков воды

Но история на этом не заканчивается.

Нужно ли все-таки проводить поверку счетчиков на воду

Подкрепленные новым постановлением правительства Москвы №831-ПП от 26 декабря 2012 года, а также многочисленными статьями в СМИ, собственники индивидуальных приборов учета игнорируют все напоминания о проведении поверок. Оперируют при этом, скорее, не законом, а выдержками из статей. Но на самом деле не все так идеально.

Есть и другое, более серьезное постановление, уже правительства России от 6 мая 2011 года за номером 354. В нем в пункте 34, где описываются обязанности потребителя, указано (подпункт «д»), что потребитель обязан «обеспечивать проведение поверок в сроки, установленные технической документацией на прибор учета». Иными словами, потребитель все-таки должен проводить поверку индивидуальных приборов учета воды, но в интервалы, которые указаны не в постановлении правительства Москвы (которые уже отменили), а в техпаспорте к самому прибору учета. И там эти интервалы указаны! Как правило, в техпаспортах на отечественные водосчетчики указаны межповерочные интервалы согласно ГОСТу - 6 лет для счетчиков холодной воды и 4 года - для счетчиков горячей воды. У импортных они могут быть куда больше, например, 10-15 лет.

Что будет, если не проводить поверку

Если управляющая компания или иная регулирующая организация настаивает на проведении поверки, нелишним будет уточнить, на основании чего именно строится их требование (просьба). Если на основании постановления правительства Москвы № 77-ПП от 2004 года, то потребитель в праве отказать, сославшись на новое постановление №831-ПП от 2012 года, в котором интервалы поверок отменены.

Однако, скорее всего (с вероятностью 90%), УК или иной регулирующий орган отметит, что поверку необходимо сделать, так как в техпаспорте к прибору учета указано, что эту операцию нужно пройти через … лет и что срок вышел. Впрочем, те, кто передают объем потребляемой воды через портал госуслуг, узнают о необходимости провести поверку и без звонка. У них просто пропадет возможность вносить показания счетчиков. Остальным будут звонить или в одном из платежных документов внезапно появится новый счет на воду, где расчет будет сделан не на основании индивидуального прибора учета, а по общедомовому счетчику [вырастит цена].

на главную страницув раздел «полезное»обсудить на форуме

Читайте также:

Выбор читателей

Информационно-развлекательный портал Крылатское.ру

Все права защищены и охраняются законом.

2012 – 2018 Крылатское.ру

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.01.2017 за номером ЭЛ №ФС 77-68468

В целях приведения системы расчетов за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в городе Москве в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 329-ПП, от 28 августа 2007 г. N 750-ПП, от 28 декабря 2010 г. N 1102-ПП, от 13 сентября 2011 г. N 422-ПП):

1.1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:

«В целях организации расчетов за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в городе Москве Правительство Москвы постановляет:».

1.2. Пункт 3.1 постановления признать утратившим силу.

1.3. Дополнить постановление пунктом 23 в следующей редакции:

«23. В целях единообразного применения настоящего постановления предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы право издавать соответствующие разъяснения по реализации настоящего постановления.».

1.5. В абзаце первом преамбулы приложения 2 к постановлению слова «жилищном фонде» заменить словами «многоквартирных домах».

1.6. В абзаце втором преамбулы приложения 2 к постановлению слова «жилых домах» заменить словами «многоквартирных домах».

1.7. Дополнить преамбулу приложения 2 к постановлению абзацем в следующей редакции:

«В случае отсутствия приборов учета воды (коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) расчет стоимости услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения производится по нормативам водопотребления, утвержденным в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».».

1.8. Дефис второй пункта 1.1 приложения 2 к постановлению признать утратившим силу.

1.9. Пункт 1.2 приложения 2 к постановлению изложить в следующей редакции:

«1.2. В Методике используются следующие основные понятия и обозначения:

— абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

— водопотребление — использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд или нужд потребителей услуг, жильцов;

— жильцы — потребители услуг — физические лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, а также граждане, проживающие (в том числе временно) в жилом помещении.

Установить, что выявление числа физических лиц, пользующихся жилым помещением, осуществляется с учетом Методических рекомендаций, утверждаемых Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

— расчетный период — установленный договором между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем или исполнителем и потребителем период времени, за который полностью оплачивается потребление холодной и/или горячей воды по данным учета потребления коллективными (общедомовыми) приборами учета воды;

— субабоненты — юридические лица, а также индивидуальные предприниматели — собственники, владельцы, арендаторы нежилых помещений в многоквартирном доме, получающие по договору с абонентом холодную и горячую воду и/или сбрасывающие сточные воды в канализационные сети абонента.».

1.10. Дополнить приложение 2 к постановлению пунктом 1.3 в следующей редакции:

Установка счётчиков воды, их замена и поверка. Сантехнические услуги, ремонт ванных комнат

Понятия «водоотведение (канализование)», «горячее водоснабжение», «жилое помещение», «исполнитель услуг (исполнитель)», «квартирные приборы учета», «нежилое помещение в многоквартирном доме», «общедомовые нужды», «общедомовые приборы учета», «потребитель услуг», «ресурсоснабжающая организация», «холодное водоснабжение» употребляются в настоящей Методике в значениях, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».».

1.11. В абзаце первом пункта 3.1.2 приложения 2 к постановлению слова «жилищной организацией» заменить словами «исполнителем услуг».

1.12. Пункт 3.2 приложения 2 к постановлению после слов «Жильцы дома» дополнить словами «(за исключением граждан, временно проживающих в жилом помещении)».

1.13. В подпункте 1 пункта 3.2.1 приложения 2 к постановлению слова «и учитываемый в тарифе на услуги по техническому обслуживанию дома» исключить.

1.14. В подпункте 2 пункта 3.2.1 приложения 2 к постановлению слова «, учитываемый в тарифе на услуги по техническому обслуживанию дома» исключить.

1.15. Абзац первый пункта 3.2.2 приложения 2 к постановлению изложить в следующей редакции:

«3.2.2. При временном отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы всем жильцам за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.».

1.16. В абзаце втором пункта 3.2.2 приложения 2 к постановлению слова «следующим образом:» заменить словами «следующим образом (на примере перерасчета за период временного отсутствия потребителя, равный трем расчетным периодам (далее — квартал):».

1.17. В подпункте 1 пункта 3.2.2 приложения 2 к постановлению слово «последние» исключить.

1.18. В подпунктах 4 и 5 пункта 3.2.2 приложения 2 к постановлению слово «прошедший» исключить.

1.19. Подпункт 5 пункта 3.2.2 приложения 2 к постановлению после слов «2,75 руб./куб.

м» дополнить абзацем в следующей редакции:

«Тарифы на холодную и горячую воду и водоотведение приняты условно для расчетов.».

1.20. В абзаце первом пункта 4.2 приложения 2 к постановлению слово «Жильцы» заменить словами «Жильцы (за исключением граждан, временно проживающих в жилом помещении)», слово «производителем» заменить словом «исполнителем».

1.21. В подпункте 1 пункта 4.2.2.1 приложения 2 к постановлению слова «, учитываемые в тарифе на услуги по техническому обслуживанию дома» исключить.

1.22. Абзац первый пункта 4.2.2.2 приложения 2 к постановлению изложить в следующей редакции:

«4.2.2.2. При временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, всем жильцам, не имеющим индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, осуществляется перерасчет размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.».

1.23. В пункте 5.3 приложения 2 к постановлению слова «и учитываемые в тарифе на техническое обслуживание» исключить.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Информация подготовлена по материалам официального сайта правительства Москвы, ее достоверность проверена юристами компании по установке счетчиков воды СчитайВоду. Подробная информация об услуге Установка счетчиков воды в Москве здесь.

В сети интернет и просто, что называется, по «беспроволочному телеграфу ОБС (одна бабка сказала)» среди жителей Москвы вот уже не первый год распространяется обнадеживающая некоторых весть: «Обязательная поверка счетчиков отменена. Собянин отменил поверку счетчиков воды». А ведь так охота порой поверить в лучшее; особенно в столь сложный, кризисный 2015 год! Однако, такая не основанная на юридически-грамотных доказательствах вера может привести к весьма неожиданным и малоприятным для Вас (и Вашего семейного бюджета) последствиям.

Так на чем же основана молва об отмене поверки счетчиков воды? Попробуем хотя бы немного сориентироваться в юридических хитросплетениях как федеральных, так и московских законодательных актов.

Поверку счетчиков воды никто не отменял!

Большинство источников, заявляющих о якобы имевшей место отмене поверки счетчиков мэром Москвы Собянином, опираются при этом на Постановление правительства Москвы № 77-ПП от 10.02.2004 г. «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы. Однако, в данном документе лично нам не удалось найти указаний на отмену регулярной поверки приборов учёта воды или тепла.

Легендарное Постановлении Правительства Москвы № 77-ПП

Наоборот, целый раздел Постановления посвящён именно установлению правил обслуживания и, в том числе, периодических контрольных испытаний приборов учёта: «4. Порядок установки приборов учета воды, их ремонта, обслуживания и поверки».

По сути же дела речь тут может вестись лишь о том, что в вышеуказанном Постановлении устанавливались собственные местечковые — «московские» — сроки для так называемых межповерочных интервалов. Так, пункт 8.9. данного Постановления гласит:

«Межповерочный интервал, установленный Госстандартом Российской Федерации при утверждении типа приборов учета, должен составлять для приборов учета холодной и горячей воды не менее 4 лет ».

Федеральное законодательство о требованиях поверки приборов учёта

Между тем, федеральное законодательство призывает руководствоваться иной нормой. А именно, приоритет в определении конкретного срока межпроверочного интервала для конкретного прибора учёта отдаётся технической документации на данный прибор.

Т.е. руководствоваться нужно теми сроками, что указаны в качестве межповерочных в Тех.Паспорте Вашего счётчика.

Т.е., например, в Тех.Паспорте Вашего счетчика указан межпроверочный интервал равный всего двум годам (2 года). Это означает, что и поверку счетчика (согласно федеральному законодательству) Вам придётся осуществлять никак не реже 1 раза в 2 года. А не раз в 4 года, как бы Вам этого не хотелось!

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

Действительно, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 14.02.2015, вступающей в силу с 28.02.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в разделе V. Права и обязанности потребителя, пункт 34.Д напрямую говорит, что потребитель (т.е. Вы, как потребитель коммунальных услуг) обязан:

«Обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета …» (в ред. "Постановления" Правительства РФ от 19.09.2013 N 824).

Более того, в разделе VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний, в пункте 80, говорится, что:

«К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями "законодательства" Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале , а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета ».

О результатах прокурорской проверки Постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП

Здесь нужно сказать, что в любом правовом государстве (и в России в том числе) общегосударственные правовые акты имеют безусловный приоритет над законотворчеством отдельных субъектов этого самого государства.

Постановление Правительства Москвы № 831-ПП от 26.12.2012

И если какое-нибудь распоряжение (территориальных органов власти или ведомственное) противоречит общефедеральным законам, то такое распоряжение признается недействующим в части той или иной противоречивой юридической нормы, и подлежит исправлению (корректировке) в согласии с федеральным законодательством.

Москва, как известно, всё еще входит в состав России и, соответственно, её законодательные акты должны подчиняться российским правовым нормам.

Именно поэтому, кстати говоря, упоминавшееся уже здесь Постановление Правительства Москвы №77-ПП было подвергнуто изменению в части, несоответствующей федеральному законодательству. Вот лишь небольшая выдержка из письма первого зам. генпрокурора РФ А. Бусмана:

«В ходе ранее проведенной прокуратурой г. Москвы проверки установлено, что Постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды не соответствует действующему законодательству . В целях устранения нарушения законодательства Правительством Москвы принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, предусматривающее внесение изменений в постановление №77-ПП, в том числе об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов приборов учета воды ».

Правда, найденный нами в сети Интернет текст упомянутого здесь Постановления №831-ПП, на наш (не просвещённый глубокими юридическими познаниями и навыками) взгляд не содержит прямого указания на отмену 4-х годичных сроков для межповерочных интервалов. Однако, результат прокурорской проверки, изложенный выше, — весьма красноречив.

Чем грозит превышение межповерочного интервала?

Таким образом, ни о какой отмене поверки счетчиков в Москве, как видите, и речи быть не может. А вот пострадать от того, что, поверив слухам, Вы решите не оформлять следующую поверку счетчиков - вполне реально.

На основании всё того же федерального законодательства, Ваша управляющая компания или бухгалтерия ТСЖ вправе будет начать исчислять Вам оплату за воду или иные коммунальные услуги не 2по счётчику», и отталкиваясь от установленных неких средне-статистических стандартов потребления, либо по некоторым усреднённым нормам, исчисляемым по данным общедомовых приборов (не менее чем за 3 месяца).

Причём абсолютно законно, опираясь на уже упомянутое выше Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354, а именно на пункт 81(12), подпункт д)., который разъясняет, что

«Прибор учёта считается вышедшим из строя » в том числе в случае «истечения межповерочного интервала поверки приборов учёта».

А так же на основании введенных данным Постановлением «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», пункт 59:

«Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки , — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения…».

Так что как видите, Вам гораздо выгоднее вовремя пройти очередную поверку счетчика, чем тратить свои нервы и средства, без всякого на то основания доказывая в расчетном центре, что Вы якобы были не обязаны этого делать, поскольку как вы где-то там слышали «Собянин отменил поверку счетчиков воды».

Установка приборов индивидуального учета потребляемых коммунальных услуг является одним из самых сложных вопросов в сфере жилищного законодательства Российской Федерации. Из всех приборов учета, которые должны быть установлены в квартире потребителя, больше всех вызывает вопросов счетчики для холодной и горячей воды. Многие слышали, что в 2016 году вышел закон о поверке счетчиков воды, ходили даже слухи о том, что данная процедура будет отменена, однако все не так.

Процедура установки приборов учета на воду

Перед тем как изучать новые правила поверки счетчиков воды, для начала необходимо разобраться с законодательной базой и техническими подробностями при установке самих приборов, чтобы в дальнейшем не возникало дополнительных вопросов и проблем.

Установка счетчиков на воду, по законодательству РФ является процедурой обязательной, что подтверждается принятыми законами и поправками в жилищный кодекс. Однако сами формулировки столь размыты, а порядок проведения процедуры предусматривает оплату всех этапов за счет потребителей, что многие жильцы до сих пор счетчики так и не установили, хотя сроки обязательной установки уже прошли.

Законодательство не предусматривает штрафов или иных наказаний за отсутствие счетчиков на воду, однако, чтобы стимулировать граждан к добровольной установке счетчиков, уже давно введены повышающие коэффициенты на оплату потребляемой воды. В первом полугодии 2016 года для населения был установлен повышающий коэффициент 1,4, а с Июля по Декабрь месяц 2016 года – 1,5.

Все работы по установке счетчиков и расходы на приобретение самих приборов оплачиваются за счет хозяина квартиры. Но это не все расходы, которые придется нести в связи с установкой водяных счетчиков, так как для использования, эти приборы должны проходить постоянную поверку, в установленные законодательством сроки.

Поверка приборов учета потребляемой воды

До 2016 года законодательство РФ обязывало граждан в обязательном порядке производить поверку счетчиков в установленные сроки, которые были фиксированными для всех приборов учета, независимо от марки, модели и страны-производителя. Так, для поверочный интервал составлял 4 года, а должны были проходить поверку каждые 6 лет.

Поскольку для установки в систему водоснабжения подходят все приборы учета, которые соответствуют российским ГОСТам и имеют соответствующий сертификат, а некоторые производители дают длительную гарантию на точную работу своих приборов, то с 2016 года в России разрешили производить поверку счетчиков не по установленным интервалам, а по сроку, указанному в технической документации самого прибора.

После внесения таких поправок, вопрос о том, законна ли поверка счетчиков воды перестал быть актуальным для населения, потому как раньше многие сомневались в необходимости проведения данной процедуры, считая мошенничеством предложения от фирм, которые занимаются обслуживанием и поверкой счетчиков.

Ответственность за несвоевременную поверку

Счетчики на воду являются высокоточными приборами измерения, и, по законодательству, их допуск к работе разрешается только после поверки в метрологической службе. Новые приборы, купленные у производителя или дилера, в обязательном порядке должны иметь сертификат, подтверждающий прохождение поверки. После установки таких приборов с них можно снимать показатели в течение срока, указанного в паспорте, после истечения этого срока показания считаются неверными.

Управляющие компании и коммунальные службы имеют свои информационные базы, по которым отслеживается каждый счетчик, а также срок и интервал его поверки. Если потребитель не произведет поверку в необходимый срок, то снятые со счетчика показания будут считаться неверными, и ему придется платить по тарифам, установленным для квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета потребления воды.

Количество потребляемой воды будет браться из нормы потребления на одного гражданина, проживающего в квартире или по общедомовым счетчикам. После проведения поверки в установленном порядке, с получением всех подтверждающих документов, потребитель снова сможет осуществлять платежи по показаниям прибора.

Во время метрологической поверки приборов учета, также проводится проверка механизмов защиты, которые могут выявить нарушения в процессе эксплуатации. К таким средствам защиты относятся магнитные ленты, при помощи которых выявляется воздействие на прибор сильного магнитного излучения, с целью остановить или замедлить его работу. За нарушение правил эксплуатации, а также за повреждение пломб, законодательство предусматривается административную ответственность. За нарушение закон административной или иной ответственности не предусматривает.

Порядок проведения поверки

Процедура поверки счетчиков должна производиться в следующем порядке:

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, когда интервал поверки будет просрочен, лучше всего начинать заниматься данной процедурой за 1,5-2 месяца до истечения срока поверки.

Нюансы при проведении поверки

Чтобы не столкнуться с мошенничеством и не стать жертвой обстоятельств при поверке счетчиков важно знать следующее:

Если интервал на поверку счетчиков был просрочен, то потребитель, помимо дополнительных расходов на оплату воды по повышенному коэффициенту может столкнуться с ещё одной неприятностью – с 2016 года управляющие компании имеют право производить проверку количества проживающих жильцов, не чаще 2-х раз в месяц. Производят такие проверки те коммунальные службы и управляющие компании, которые берут плату за потребленную воду по установленным нормам, исходят из расчета общего количества жильцов, проживающих в данной квартире.

Бесплатная поверка

Проведение бесплатно, закон 2016 года не запрещает, этот вопрос остается в интересах обслуживающих организаций. Так, некоторые подрядчики, при установке новых счетчиков, обязуются в течение срока его эксплуатации производить поверку бесплатно. Чтобы не нарушить правила эксплуатации, во время межповерочного интервала счетчиков воды, законно будет требовать от таких подрядчиков подтвердить наличие у них необходимого пакета разрешительных документов, иначе можно оказаться в неприятной ситуации и заплатить за воду по высоким тарифам.

Также обеспечить бесплатную поверку счетчиков может управляющая компания, на балансе которой находится дом. Некоторые прибегают к подобным мерам для обеспечения комфортной жизни жильцов, так как процедура поверки достаточно сложная и может отобрать массу времени.

Федеральный закон об установке счетчиков на воду предусматривает, что такого рода устройство должно быть установлено в каждом жилом помещении. Однако это не только способ контроля количества потребляемой жидкости, но и весьма выгодный способ сэкономить на оплате ЖКХ.

Обязательна ли установка счетчиков воды бесплатно закон 2016

Закон об установке счетчиков на воду вышел в 2009 году. Однако он неоднократно подвергался различного рода изменениям и внесению новелл. В 2012 году этот федеральный закон включил в себя пункт, обязывающий производить установку счетчиков воды во всех жилых помещениях.

Особенности закон 2016 определяет как соглашение между управляющей компанией и собственниками. Однако, в законе были предусмотрены и штрафы за отказ от установки приборов учета. С 2013 года в действие вступили поправки, согласно которым закон на 2016 год предусматривает, что обязательная установка счетчиков на воду выполняется бесплатно специалистами снабжающей компании.

Благодаря этому закону приборы учета установлены более чем в 60% жилых помещений. Штрафные санкции согласно этому акту накладываются исключительно на управляющие компании, которые ответственны за проведение работ ТСЖ, УК и другие.

Таким образом, закон по установке счетчиков на воду 2016 предусматривает, что такая процедура вовсе не относится к обязательным. Это касается как установки счетчиков холодной, так и горячей воды. Однако, о стороны правительства регулярно предпринимаются действия, направленные на способствование оборудованию всех помещений жилого характера. Так с 2016 года будут постепенно увеличиваться, однако, такое нововведение относиться только к тем, кто оплачивает услугу по нормативу. В 2016 году закон предусмотрел увеличение коэффициента на 40-50%, а в 2017 на 70%.

Поэтому ответ на вопрос обязательно ли устанавливать счетчики на воду положительный. Ведь, тем гражданам, которые отказались от подобных мероприятий стоит быть готовыми к существенному повышению тарифов на водоснабжение.

Закон о установке счетчиков на воду 2016: кто выполняет установку

Федеральный закон от 2009 года гласит о том, что прибор учета приобретается за счет владельца жилья. А что касается вопроса его установки, то здесь есть принципиальные различия между собственниками приватизированного и неприватизированного имущества.

Установка счетчиков воды в квартире закон 2016 определяет, что владельцам муниципального жилья подключение производится бесплатно. Эта особенность касается всех собственников жилья. Однако, владельцы приватизированных квадратных метров оплачивают установку счетчиков на воду за свой счет.

Федеральный закон 2016 предусматривает, что обязательная установка прибора учета воды может выполняться как работником УК, так и другими специалистами. При этом в законе не содержаться прямые указания на то кто именно должен выполнять подобные работы. Поэтому закон, обязывающий установить счетчики на воду, подразумевает возможность выполнения самостоятельной установки.

При этом постановление, толкующее федеральный закон, предусматривает, что в 2016 году ввод приборов учета в эксплуатацию должен быть бесплатным. Представители организаций не могут взимать плату за выполнение таких работ.

В среднем стоимость самого прибора учета находится в пределах 1000 рублей. Его цена напрямую зависит от особенностей прибора и его эксплуатационных характеристик. Для государственного жилья монтажные работы выполняются бесплатно, в то время, как владельцам приватизированного имущества за работу профессионалов придется заплатить 4-7 тысяч рублей, однако, всегда есть вариант сэкономить, выполнив монтаж самостоятельно.

Куда обращаться для установки

Согласно постановлению правительства ввод приборов учета в эксплуатацию производится на бесплатной основе, так же, как и его опломбировка после проверки. Поэтому для установки изделия необходимо подать заявление в управляющую компанию об установке прибора учета на воду. Если сама компания не выполняет подобные работы, то ее сотрудники должны предоставить список фирм, занимающихся монтажом.

После того, как прибор установлен, владелец квартиры в обязательном порядке должен пригласить мастера из управляющей компании для подписания акта и ввода устройства в эксплуатацию. После этого подписывается специальный договор об оплате по данным прибора, и разъясняются основные способы снятия показаний с изделия. В обязательном порядке владельцу квартиры при себе нужно иметь:

  • Договор на установку оборудования.
  • Паспорт изделия.
  • Акт о вводе в эксплуатацию изделия.
  • Сертификат соответствия прибора учета.

Всегда ли обязательная установка счетчиков воды закон

Установка счетчиков на воду в 2016 году не является обязательной. От такой процедуры можно воздержаться в следующих случаях:

  • При проживании в ветхом жилье.
  • При изношенных коммуникациях, не подлежащих ремонту.
  • При низком уровне потребления электроэнергии в доме.
  • При условии, что в связи с особенностями конструкции будут отражаться неверные показания.

Однако стоит обязательно учитывать, что признать жилье ветхим и не подходящим для установки прибора учета воды в 2016 году может только специалист управляющей компании или Роспотребнадзора.

Выгоды от установки прибора

Многие владельцы жилья имеют значительные сомнения по поводу установки таких приборов. Однако, на данный момент они не обоснованы, ведь установка счетчиков воды бесплатно закон.

Главное преимущество установки заключается в том, что при оплате по нормативу сумму рассчитывается исходя из коэффициента, умноженного на количество зарегистрированных в квартире жильцов. Поэтому довольно часто возникают ситуации, в которых приходиться оплачивать объем, который фактически не был потреблен.

При установке прибора учета появляется возможность сэкономить от 500 до 1500 рублей, за счет того, что начисления будут производиться исключительно по показаниям счетчика. Прибор вместе с его монтажом окупится менее чем за 4 месяца.

Установка счетчиков воды один из наиболее простых и при этом действенных способов сэкономить значительные средства на оплате услуг ЖКХ. Установку прибора, как правило, выполняют управляющие компании, что для жителей муниципального жилья является бесплатным. Остальным же придется заплатить за установку около 4000 рублей, однако, эта сумма вполне окупится за 3-4 месяца.