Электрооборудование

Гессен сергей иосифович. С

Гессен сергей иосифович. С

Гессен (Hessen , Gessen ) Сергей Осипович (Иосифович) [псевд. С.Г.; С.; S .S .; Sergius ; Макаров, С.; Makarov , S .] 16/28.08.1887 Усть-Сысольск Вологодской губ. – 2.06.1950, Лодзь, Польша), философ, педагог, историк педагогики, литературовед, публицист.

Внебрачный сын И.В. Гессена. В 2 года был взят в семью Гессена, в 9 лет усыновлен официально. Учился в 1-й СПб гимназии (исключен 1904 за принадлежность к «СПб комитету Северного союза средних учебных заведений»), в 1905 получил разрешение сдать экзамен на аттестат зрелости за полный курс гимназии.

Обучался на философских отделениях в Гейдельбергском (1905-1906) и Фрейбургском (1906-1909) университетах. Доктор философии (1909), дисс. «Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus» (Berlin, 1909).

Участник работе Философского общества, товарищ председателя СПб философского собрания (1911). Один из основателей и редактор журнала «Логос» (1910-1914). Приват-доцент по кафедре философии Санкт-Петербургского университета (1914–1917). Начало Первой мировой войны встретил в Германии (Гейдельберг), разрешено выехать через Швецию.

Назначен и.д. ординарного профессора Томского университета по кафедре философии (лето 1917). Заместитель, и.о. декана (1919) историко-философского факультета, декан ФОН (1920-1921). Заведующий философским кабинетом при университете. Параллельно читал лекции в учительском институте и на педагогическом отделении Сибирских ВЖК, заведовал Народным университетом им. П.И. Макушина (1918-1919). Летом 1921 командирован Томским университетом в Петроград для подбора кандидатов на кафедры, приобретения литературы и пособий, к месту службы не вернулся.

В Петрограде преподавал в Педагогическом институте им. Герцена Петроградском университете на кафедре педагогики. В декабре 1921 вместе с семьей бежал в Финляндию, оттуда – в Германию (Берлин, с лета 1922 во Фрейбурге, осень и зима 1922 в Йене).

Профессор Русского научного института в Берлине, его ученый секретарь (1923-1924). В октябре 1923 с семьей переехал в ЧСР (Винограды, позже Прага).

Профессор педагогики Русского педагогического института им. Яна Амоса Коменского (1924-1928), Русского народного университета, лектор Немецкого университета (с 1931), Пражской учительской академии (1931-1932).

Член Союза русских евреев в Германии (1926), объединения русских учительских организаций за границей, Член Археологического института им. Н.П. Кондакова, Славистического общества при Немецком университете в Праге, Славянского института, Пражского лингвистического кружка, Общества Ф.М. Достоевского, член-пайщик издательского товарищества «Единство», участник создания Общества сибиряков (1926), член, член правления (1925-1927), товарищи председателя (1925-1926) Союза русских писателей и журналистов в ЧСР, член, член правления (1925-1926) Философского общества.

Профессор кафедры философии и воспитания педагогического факультета Свободного польского университета (Варшава, с 1935). Гражданин Польши (1935). Сотрудничал с Варшавским университетом, Институтом специальной педагогики. В годы Второй мировой войны вел занятия на дому. Заведующий кафедрой педагогики Лодзьского университета (1945-1949). В 1949 перешел преподавателем русского языка на отделение русской словесности. Участвовал в работе ЮНЕСКО по созданию «Декларации прав человека».

В эмиграции печатался в журналах «Современные записки», «Воля Росси», «Путь», «Новый град», в периодических на немецком, польском, итальянском, французском, чешском, английском, сербском, хорватском, болгарском, литовском, латышском языках. Соредактор журналов «Логос» (1925), «Русская школа за рубежом» (1923-1929).

Похоронен в Лодзи, перезахоронен в Варшаве на Повонжках.

Отец: Иосиф Владимирович Гессен (2/14.04.1865, Одесса – 22.03.1943, Нью-Йорк), общественный и политический деятель, правовед, публицист; Мать: Анна Ивановна Макарова. Приемная мать: Анна Исааковна Гессен (урожд. Грубер, 1-й брак Штейн) (1866 или 1867 – 1.12.1930, Берлин). Жена 1-я: Нина Лазаревна Гессен (урожд. Минор, 31.05/12.06.1886, Москва – 1944 (?)), медик, погибла в концлагере; 2-я: Мария К. Гессен (урожд. Немыска (Niemyska )) (1904–1985), польский социолог. Дети: Евгений (23.01/5.02.1910, СПб. – весна 1945, Ораниенбург, Германия), поэт, погиб в концлагере; Дмитрий (05.07.1916, СПб. – 19.11.2001, Варшава), лингвист, лексикограф, литературовед.

Библиография: Материалы дли библиографии русских научных трудов за рубе­жом (1920-1940) / Под ред. Е.В. Спекторского. Белград, 1931. Т. 1. № 103. С. 78–80; 1941. Т. 2, ч. 1. № 77. С. 95; Bibliografia najwa żniejszych prac Sergiusza Hessena // Hessen S . Studia z filozofii kultury / Wyboru dokona ł, wst ępem i przypisami opatrzy ł A . Walicki . Warszawa ,1968. S . 347–362; Зернов Н.М. Биобиблиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов // На темы русские и общие: Сб. ст. и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева / Под почет. ред. П.А. Сорокина; Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк, 1965. С. 362; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston, 1973. С. 36-37; L’émigration russe: Revues et recueils, 1920–1980: Indéx general des articles / Publie par la Bibliotheque russe Tourguenev et la Bibliotheque de documentation internationale contemporaine avec le concours du Centre national de la recherché scientifique; Préface de M. Raeff. Paris , 1988. Р. 129-130, 427, 577; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 126; Избранная библиография прижизненных печатных работ С.И. Гессена на русском языке (1923-1935) / Сост. А. Рогачевский // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 141-144; Труды русской, укра­инской и белорусской эмиграции, изданные в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1, ч. 1. С. 169-171; Педагогическая библиография Российского Зарубежья (20-50-е годы XX века) / Под ред., вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 1999. С.10-12, 27-28; Основные труды С.И. Гессена // Гессен. М., 2004. С. 222–223 (Антология гуманной педагогики); Библиография // Гессен С.И. Педагогические сочиенния / Сост. Е.Г. Осовский, М.В. Богуславский, О.Е. Осовский; Вступ. ст. Е.Г. Осовский; Подгот. текста и коммент. Е.Г. Осовского, В.П. Киржаевой, О.Е. Осовского. Саранск, 2001. С. 555–562 (Пед. б-ка Рос. Зарубежья. Т. 1); Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском языке, 1981–1995: Сводный указатель статей. М., 2005. С. 49.

Воспоминания: Autobiografia. La pedagogia russa del XX secolo / Ed. L. Volpicelli. Roma , 1956 (I problemi della pedag оgia . T . 17); Мое жизнеописание / Подгот. к печати, предисл. и послесл. А. Валицкого // Вопросы философии. 1994. № 7-8. С. 150–187; Годы войны 1939-1945. Фрагмент из автобиографии / Публ. и прим. А. Рогачевского // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 282-294; Рогачевский А.Б. Curriculum vitae профессора Гессена // Там же. С. 132-141.

Письма: Письма редактора непартийного журнала: Гессен – Метнеру / Публ. и прим. В.В. Сапова // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 526–535; Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Русская печать в Риге: Из истории газеты Сегодня 1930-х годов. Stanford. 1997. Кн. IV. С. 82–84 (Stanford Slavic Studies. Vol. 16).

Сочинения:Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus. Berlin , 1909 (Kant -studien . Erg änzungshefte . № 15); Политическая свобода и социализм. Пг., 1917; Политические идеи жирондистов: К истории политических воззрений в эпоху революции. М., 1917; Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923;Educational policy in Soviet Russia . Lnd., 1930 (совм. с N. Hans); Ruština pro každého. V Praze, ; Filosofické základy pedagogiky. Praha, 1936; Světový názor a pedagogika: studie k problému autonomie. V Praze, 1937; Školství v demokracii: studie k filosofii a politice soudobého školství. V Brně; v Praze, 1935 (Pedagogické stadium. Sv. 9); Struktura i treść skoły współczesnej: zarys dydaktyki ogólnej. Warszawa, 1947; Diritto e morale; i diritto dell’ uomo nel liberalismo, nel socialismo, nella democrazia, nel comunismo / Tr. dal polacco di Italo C. Angle. Avio, 1958. (I problemi della pedagogia, v. 26); Studia z filozofii kultury / Wyboru dokonał, wstępem i przypisami opatrzył A. Walicki. Warszawa, 1968; Filozofia, kultura, wychowanie / Wstęp. T. Nowacki; Wybór i oprac. M. Hessenowa. Wrocław-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1973; Избранные сочинения / [ Сост . А . Валицкий , Н . Чистякова ; Вступ . ст . А. Валицкого; Подгот. текста и примеч. Н. Чистяковой]. М., 1999 (Сер. Из истории отечественной философской мысли); Педагогические сочинения / Вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 2001 (Педагогическая библиотека Российского Зарубежья; Т. 1); Гессен. М., 2004 (Антология гуманной педагогики); Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).

Литература: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). 2-е перераб. изд. Пг., 1915. Т. 1, вып. 1–3: Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки (Аарон–Куликов). С. 177; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культур­но-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Па­риж, 1971. С. 102, 189, 300; Гессен В.И. В борьбе за жизнь: (Записки эмигранта): Петербург - Берлин - Париж - Нью-Йорк. Нью-Йорк, 1974; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992; Российская еврейская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 298–299; Осовский Г.Е. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6. С. 57–59; он же. Педагогика русского зарубежья: Сергей Гессен // Школа и мир культуры этносов. М., 1995. Вып. 2. С. 273–290; Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. Париж; М., 1996. С. 298; Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. 1920-1940 / Под ред. Л.А. Мнухина. В 4 т. Париж; Москва, 1995-1997 (по указ.); Хроника культурной, научной и обществен­ной жизни русской эмиграции в Чехословацкой Республике / Под ред. Л. Белошевской: В 2 т. Прага, 2000-2001 (по указ.); Булгаков В.Ф. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993. С. 36; Гессен В.Ю. Жизнь и деятельность И.В. Гессена – юриста, публициста и политика. СПб., 2000; Гессен В.Ю. Историк Юлий Гессен и его близкие. СПб., 2004; Гессен В.Ю. Род Гессенов в России (XIX –XX вв.) // Из глубины времен. 1996. Вып. 7. С. 109–111; Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движе­ния и педагоги российского зарубежья. 20-50-еit . XX в.: 150 биографий / Под ред. О.Е.Осовского. Саранск, 1997. С. 27–29; Гессен В. Иосиф Гессен: юрист, политик и журналист // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 541-542; Каминская В. Поэт Евгений Гессен // Там же. 1996. Т. 5. С. 5-15; Русская философия: малый энциклопедический словарь / Редкол.: А.И. Алешин (отв. ред.) и др. М., 1995. С. 126–127 (авт. В. Филатов); Сапов В.В. Сергей Гессен – русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 523–526; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX ве­ка: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В.В.Шелохаева. М., 1997. С. 171–172 (авт. А. Поляков, Е. Тимошина); Рейзер (Беем) Т. Русская Прага (отрывки из воспоминаний) // Записки Русской академической группы. Т. XXXI . С. 378; Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999. С. 114 (авт. В.В. Сапов); Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1 (1888-1917). С. 80-82; Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании // Гессен С.И. Избранные сочинения. М., 1998. С. 3-28; Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 197–198; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 661–664 (Summa ); Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зару­бежья: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 122–123; Кучера Ц. Петербургские Гессены в Чехословакии // Зарубежная Россия 1917-1945: Сб. ст. СПб., 2004. Кн. 3. С. 299-303; Русский Берлин / Сост., предисл. и персоналии В.В. Сорокиной. М., 2003 (по указ.); Фоминых С.Ф., Некрылов С.А. С.И. Гессен в Томске (1917-1921 гг.) // Сибирь. Философия. Образование. 1998. № 2. С. 54-58; Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М., 2006. С. 202; Наумов Н.Д. Русские педагоги: хорошо забытое старое. Екатеринбург, 2007. С. 51–73; Емельянов Ю.Н. История в изгнании: Историческая периодика русской эмиграции (1920–1940-е годы). М., 2008; Петренко Е.Л. Сергей Иосифович Гессен // Гессен С.И. Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010. С. 5-40 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века); Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. С. 182-185 (авт. К.А. Соловьев); Российское научное зарубежье: биобиблиографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Мухачев; Ред.-сост. М.Ю. Сорокина; Под общ. ред. Г.А. Месяца, Е.П. Челышева. М., 2011. С. 198, 199–200 (Энциклопедия российской эмиграции); Sztobryn D ., Sztorbyn S . Zum Leben und Schaffen von Sergius Hessen // Historia magistra vitae – Vita magistra historiae : Sb . stati k 75. narozeninam Univ . Prof . Dr . J . Cacha . Praha , 1998. S . 103–114; Sergej Iosifovi č Hessen , Jevgenij Sergejevi č Hessen , Dmitrij Sergejevi č Hessen : / zpracovala M . Dandov á. Praha, 1997; Goněc V. Sergius Hessen a Československo. Brno, 2000; Styczyński M. Sergei Hessen, Neo-Kantian: Dedicated to Professor Andrzej Walicki // Studies in East European Thought. 2004. Vol. 56, № 1. Р. 55–71; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987. P. 404-465; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918–1941 / Hrsg. von K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum. Berlin, 1999 (по указ.) ; Andreyev С., Savicky I. Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918-1938. New Haven, Lnd., 2004 (по указ.); Folkierska A. Sergiusz Hessen – pedagog odpowiedzialny.Warszawa, 2005.

Meyer-Bothling H. Das pädagogische System Sergius Hessens: Kritische Interpretation: Dissertation … des Doktors der Philosophie. Hamburg, 1958; Broccolini G. Mito e realtà nel pensiero di Sergio Hessen. Roma, 1966; Neri R. Esame critico della pedagogia di Sergio Hessen. Roma, 1968; Sztorbyn S. Filozofila wychowanija Sergiusza Hessens. Łódź, 1994; Богатырев А. И. Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории. Автореферт дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999; Дерюга В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887–1950). Автореферт дис. … канд. пед. наук. Казань, 1999; Кравцов В.А. Философско-педагогическая теория С.И. Гессена. Тольятти,2002; Абрамова Л.Г. Философско-образовательная концепция педагогики С.И. Гессена. Калининград, 2003; она же. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. Калининград, 2007; Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887–1950. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004; Очироконова Н.В. Проблема человека в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. М., 2005; Седова Е.Е. Философия образования С. И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж, 2006; Данилкина Н.В. Концепция образования в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. Калининград, 2010.

Некрологи: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 т. / Сост. В.Н. Чуваков. М., 1999. Т. 2. С. 88; Hans N. Sergius Hessen // Slavonic and East European Review. 1950. Vol. 29, № 72. Р. 296–298.

Архивы: School of Slavonic and East European Studies Library (личный фонд); Biblioteka Wydziału Filozofii i Socjologii. Uniwersytet Warszawski (личный фонд); Hoover Institution Archives (в составе фонда D. Hessen); Literární archiv Památníku národního písemnictví (в составе семейного фонда Гессенов); ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10866. Л. 1, 3, 5, 7, 23, 30; ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1898. Оп. 226. Д. 3. Ч. 295. Л. 1 об, 18 об., 20, 21, 25 об., 26 об.; 1905. Оп. 233. Д. 1596. Л. 5-5 об.; Ф. Р-5764. Оп. 3. Д.1188. Л. 1; Д. 1189 а. Л. 1; РГАЛИ. Ф. 1570. Оп. 1. Д. 31. Л. 9-11.

Семья

Сын ссыльного студента юридического факультета Санкт-Петербургского университета, впоследствии одного из лидеров кадетов, адвоката и публициста, депутата 2-й Государственной думы, редактора газет “Право” и “Речь”, белоэмигранта, издателя “Архива русской революции” Иосифа Владимировича Гессена (1865–1943). Мать – Анна Ивановна, дочь хозяина квартиры, где жил во время ссылки И.В. Гессен. Сводными братьями С.И. Гессена (по отцу) были журналист и публицист, сотрудник редакции газеты “Новое русское слово” Владимир Иосифович Гессен (1901–1982); переводчик Георгий Иосифович Гессен (1902–1971). С.И. Гессен был женат (до 1936) на Нине Лазаревне Минор, она погибла в нацистском концлагере в годы Великой Отечественной войны. Сын Евгений (1910–1945), поэт, член содружества молодых поэтов “Скит”, погиб в Освенциме. Сын Дмитрий (1916–2001), польский славист.

Обучение и начало научной деятельности

С.И. Гессен окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1905) и поступил на философское отделение Гейдельберского университета (Германия). В 1906–1909 гг. учился в Оренбурге (Бавария). Участвовал в семинарах профессоров Ф. Майнеке (новейшая история), Г. Шульце-Геверниц (политическая экономия), И. Кона (философия и психология). В 1908 г. занимался в кружке под руководством профессора Г. Риккерта и закончил работу “Об индивидуальной причинности”. В марте 1909 г. получил степень доктора с отличием. После возвращения в Россию участвовал в работе Философского общества вместе с Ф. Степуном, А. Введенским, Н. Лосским, И. Лапшиным, С. Франком, Л. Габриловичем. Редактировал философский журнал “Логос”. Весной 1910 г. был допущен к магистерскому экзамену на историко-философском факультете Санкт-Петербургского университета. В 1910–1914 гг. выезжал с научной целью во Фрейбург и Швейцарию. Писал рецензии для “Логоса” и сборника “Новые идеи в философии”, издал книгу Г. Риккерта “Наука природы и наука культуры”. В 1913 г. сдал магистерский экзамен. В 1914 г. начал преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Начало Первой мировой войны застало его вместе с семьей в Гейдельберге. С.И. Гессен был интернирован, но с помощью М. Вебера получил разрешение на выезд в Швецию. Он продолжил преподавание в Петроградском университете и женской гимназии М.Н. Стоюниной, в мужских и женских классах Петер-Муле при лютеранском приходе. Читал логику, психологию, педагогику, историю педагогики, работал над книгой по философии И. Канта. Хотя С.И. Гессен и порвал с марксизмом, но был, по его словам, на стороне социал-демократической группировки Г.В. Плеханова (“Единство”), написал брошюру “Свобода и дисциплина” и имел встречу с Плехановым.

В Томске

Летом г. С.И. Гессен был приглашен для работы в Томский университет в качестве профессора кафедры философии и логики на историко-филологическом факультете . 6 ноября г. С.И. Гессен прочел при переполненной студентами аудитории первую лекцию, посвященную науке. С 20 октября г. – исполняющий обязанности декана факультета. Преподавал курсы: “Логика”, “Основы теоретической философии (логика и теория знания)”, “История греческой философии”, “Введение в философию нравственности и права”, “Этика и философия права”, “Философия Канта”, “Основы педагогики”. Вел просеминарий по философии (гносеология и этика Канта). Его лекции собирали большую аудиторию и пользовались популярностью. Кроме студентов-историков и филологов, его слушали юристы и медики, учителя Томска. С.И. Гессен вел также семинарские занятия, читал лекции по педагогике на учительских курсах, в Учительском университете. В сентябре г. выступил с проектом открытия при Томском университете педагогического института. Томск, по словам С.И. Гессена, оставил неизгладимый след в его научном развитии. Изданные им в эмиграции “Основы педагогики” (Берлин, 1923) были детальной разработкой конспекта лекций, читанных в Томске. Там же С.И. Гессен изучал труды Аристотеля, Галилея и теорию относительности Эйнштейна, выступил с докладом в Обществе физиков при Томском университете и имел беседы с будущим академиком В.Д. Кузнецовым . В этот же период С.И. Гессен развил и обосновал концепцию так называемого “демократического социализма” как четвертого этапа в развитии современного государства: абсолютизм; либерализм; новый или демократический либерализм; социализм, реализующий во всей полноте идеи прав человека и его свободу. Летом г. С.И. Гессен командируется в Москву и Петроград для подбора недостающих кадров преподавателей для историко-филологического факультета , а также пополнения библиотек и лабораторий учебными пособиями.

В Петрограде

В конце 1921 г. С.И. Гессен был избран на кафедру педагогики историко-филологического факультета Петроградского университета. Он преподавал также курс “Введение в философию” в Педагогическом институте им. А.И. Герцена. Вскоре С.И. Гессен эмигрировал.

В эмиграции

Сначала С.И. Гессен оказался в Финляндии, затем в Германии, Чехословакии и с г. в Польше. Преподавал и занимался научной работой. В Берлине С.И. Гессен был профессором Русского научного института, редактировал журнал “Русская школа за рубежом”. Основная часть его работ написана в эмиграции. С.И. Гессен – оригинальный и всесторонний мыслитель. Он создатель концепции “трансцендентально-диалектического онтологизма, или метода полноты”, синтезирующего монизм с плюрализмом и стремящегося к воссозданию в познании утраченного всеединства объекта.

Оценка деятельности

По словам В.В. Зеньковского, С.И. Гессен – “самый яркий и философски наиболее одаренный” представитель трансцендентализма, философ, который “яснее и острее других выразил позицию трансцендентализма в сфере антропологии”. Трансцендентализм С.И. Гессена “своеобразно уживался с методами метафизики. Он задержался на пороге метафизического мышления”.

Труды

  • Очерки философской педагогики. Очерк 1-ый. Педагогика как наука: Предварительное определение образования // ЖМНП (Омск). 1919. № 1;
  • Пятилетка и школьная политика советской власти // Новый Град. 1931. № 1;
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина) // Путь. 1932. № 36;
  • Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. № 8.

Источники и литература

  • Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 1. Д. 829. Л. 96;
  • Валицкий А. Предисловие и послесловие к публикации С. Гессена “Мое жизнеописание” // Вопросы философии. 1994. № 8;
  • Зеньковский В.В. Гессен С.И. (Некролог) // Возрождение. 1951. № 13;
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 1;
  • Профессора Томского университета: Биографический словарь / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. Вып. 1: 1888–1917;
  • Некрылов С.А. Томский университет – первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. – 1919 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Т. 2;
  • Найбороденко Л.М., Фоминых С.Ф. С.И. Гессен в Томске (1917–1921 гг.). Томск, 2013.

Сергей Иосифович Гессен

Гессен Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности . Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 28-29.

ГЕССEH Сергей Иосифович - русский философ, публицист, соредактор журнала «Логос». После окончания 1-й Петербургской гимназии изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрейбурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта, под руководством последнего защитил докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности» (1909). С 1913 преподавал философию в университетах Петербурга, Томска, Праги, Варшавы. Как философ Гессен сформировался в неокантианской атмосфере журнала «Логос», пропагандируя баденское неокантианство. Философское значение теории Риккерта видел в выработке гносеологического монизма формы, единственно способного обеспечить свободу и полноту эмпирических наук и согласовать требования эмпирии с требованиями философии. В статье «Мистика и метафизика» сформулировал понимание «метафизического мистицизма» как вида метафизики, возникающего там, где «нарушенные границы суть последние границы, которые отделяют область философии и культуры от сферы иррационального переживания и мистики» («Логос», 1910, № 1, с. 131). В 1925 в Праге была предпринята попытка возрождения «Логоса», вышел один номер, но философские интересы Гессена сместились в область философии права, философии воспитания. Педагогика рассматривается им как прикладная философия. Цель образования - не только приобщение к культуре человечества, но и формирование нравственной, свободной и ответственной личности. Хотя Гессен строит теорию нравственного и правового образования в отличие от теоретико-научного, однако различные виды образования объединены в системе национального образования. Педагогика Гессена движима целью показать практическую ценность философии и могущество личности, проникающей в духовные ценности культуры.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 518.

Гессен Сергей Иосифович (16(28).08.1887, Усть-Сысольск Вологодской губ. - 2.07.1950, Лодзь, Польша) - философ и публицист. Окончив юридический факультет Петербургского университета, Гессен продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах, где занимался под руководством В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Еллинека. В 1910 году защитил в Германии докторскую диссертацию «Uber die individuelle Kausalitat» («Об индивидуальной причинности»), в которой были развиты идеи Г. Риккерта, высказанные им в учении о «границах естественнонаучного образования понятий». В 1909 году Гессен входил в «гейдельбергское философское содружество», объединявшее немецких и русских философов-неокантианцев (таких, как Р. Кронер, Г. Мелис, Н. П. Бубнов, Степун), и участвовал в изданном им в Лейпциге сб. «Vom Messias Kulturphilosophische Essays» («О Мессии»); высказанные здесь идеи стали основой программы культурно-философской деятельности, реализованной созданием международного журнала по философии культуры «Логос», выходившего в России в 1910-1914 годы. Гессен принимал самое деятельное участие в редакционно-издательской работе журнала. С 1914 по 1917 годы - доцент Петербургского университета. В 1917 году он возглавлял кафедру философии и педагогики в Томском университете, некоторое время был директором Высших педагогических курсов. В 1921 году вернулся в Петроград, а в 1923 году эмигрировал из России. В течение 3 лет занимая кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге, с 1935 года преподавал в ряде учебных заведений Варшавы, а после войны был профессором педагогики в университете в Лодзи, Гессен пытался построить систему философии, в которой органически сочетался бы присущий русской философской традиции онтологизм с немецким гностицизмом, но в силу разного рода обстоятельств (в частности, и по причине «боязни метафизики», отмеченной у Г. Зеньковского) не смог осуществить своего замысла. Наиболее существенный научный вклад он сделал в области философской антропологии и педагогики, понимаемой им (вслед за П. Нагорном) как «прикладная философия». Ее основой он считал учение о личности, созидаемой путем приобщения к сверхличным ценностям. «Могущество индивидуальности, - считал он, - коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений» (Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. С. 365). Становление личности - это, по Гессену, и путь к свободе, которая не дана человеку, а лишь задана. Большой интерес представляют литературно-критические статьи Гессена, посвященные творчеству Достоевского и В. С. Соловьева, в которых он рассматривал прежде всего нравственные проблемы добра и зла, долга и любви. «Будучи любовью к ближнему, - приходит он к выводу, - добро конкретно. Как вся земная жизнь в целом, так и каждый отрезок ее имеет отличающее его индивидуальное долженствование, которое может быть выполнено только в это невозвратное мгновение. Лови это мгновение своею любовью!» (Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей. М., 1990. С. 372). Небольшое по объему, но богатое содержанием научное наследие Гессена пока остается малоизвестным у нас в стране и требует углубленной научно-критической разработки.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 132.

Сочинения: Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1; Философия наказания//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2; Мое жизнеописание // Вопросы философии, 1994. № 7-8; Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995; Избр. соч. М., 1998,

Литература: Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. № 25; Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг, 1917;

Крушение утопизма. - «Современные записки». Париж, 1924, кн. 19;

Проблемы правового социализма. - Там же, 1925, кн. 23; Евразийство. -Там же, 1925, кн. 25;

Монизм и плюрализм в систематике понятий. - «Труды Русского Народного университета в Праге», 1928, т. 1;

Мировоззрение и идеология. - «Современные записки», 1935, кн. 57;

Мое жизнеописание. - «ВФ», 1994, № 7-8;

Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Литература:

Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ. - «Новый журнал». Нью-Йорк, 1951, № XXV;

Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ. - «Вестник Российской Академии наук», 1993, № 6.

Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Выдающийся педагог Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) учился в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах (1905-1910), преподавал в гимназиях и в Петроградском университете (с 1914 г.), заведовал кафедрой, декан Томского университета (1917-1921). Гессен эмигрировал в Германию, преподавал в Русском научном институте в Берлине с 1921 г. Издал на русском языке «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923). Гессен выдвинул идею концептуального педагогического мышления. Заведовал кафедрой педагогики Русского педагогического института им. Я. А. Коменского в Праге (1923-1926) и преподавал в Русском университете. Гессен - один организаторов журнала «Русская школа за рубежом» (1923-1931) и «Русская школа»(1934-1940). Гессен считал педагогику прикладной философией, способной раскрыть закономерности процессов воспитания. Педагогика Гессена «связана с великой идеей личности как носителя духовной жизни...» , - писал В. В. Зеньков- ский. Под влиянием идей Пауля Наторпа Гессен выделял этапы образования личности, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество. Аномия (беззаконие) - воспитание до школы (пропедевтика), гетерономия (чуже- законие) - школьное обучение (систематика), автономия (самозаконие) - высшее образование (курс наук). Гессен - один из родоначальников сравнительной педагогики, автор «Русской педагогики в XX в.» (1939). Гессен ввел понятие «педагогика культуры», т.е. процесс воспитания и образования есть приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Его антропологическая парадигма - сердцевина «культурной педагогики», она адекватна структуре личности, - динамически развивающейся системе в процессе развития человечества. В процессе разработки философско-педагогической концепции Гессен использовал гетерологический подход Г. Риккерта, что позволило ему исследовать актуальные проблемы образования через взаимодействие, «просвечивание», одних процессов другими. Формированием критически мыслящей личности занимается, по Гессену, «критическая дидактика» - творческая дидактика, в отличие от «старой дидактики», основанной на педагогических идеях Гербарта. Философско-педагогическая концепция Гессена развивает лучшие традиции русской гуманистической педагогики, интегрируя их с новыми западноевропейскими подходами к образованию. Гессен сформулировал подход к образованию как процессу приобщения личности к общечеловеческим ценностям культуры: «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...» Личность как носитель ценностей и условие их сохранения и развития; в свою очередь, ценности - условие сохранения индивидуальности личности. Соединение ценностного и антропологического подходов духовно-нравственного и психофизиологического развития личности ребенка создает феномен образования. Его формула: «Будь свободен - будь самим собой - стремись к высшему, чем ты». Применяя активно-деятельностный подход к развивающейся личности, Гессен понимает единую школу как процесс творческого саморазвития и развития активной позиции личности. Принцип «родиноведения» означает интегрирование содержания образования вокруг «родины» как центра, расположения материала, расширяющимся к периферии по мере изучения учащимися окружающей действительности. Выдвигая триаду форм: «игра - урок - творчество», Гессен заявляет о трансформации и взаимопроникновении в соответствии с этапами развития личности и педагогическими задачами каждой форм. Урок есть переход от игры к творчеству и постепенное обретение учащимися большей самостоятельности. Под «методом заразы» Гессен подразумевает проблемное обучение пробуждающее интерес. Гессен заведовал кафедрой педагогики в Свободном польском университете в Варшаве с 1934 г. С. И. Гессен создал книги «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В период нацистской оккупации Гессен преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. Заведовал кафедрой педагогики в Лодзинском университете с 1945 г. Отстранен от работы в университете в 1950 г. Гессен скончался в Лодзи в 1950 г.

Сергей Иосифович Гессен (польск. Sergius Hessen; 16 августа 1887, Усть-Сысольск - 2 июня 1950, Лодзь) - русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос».

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора, внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора, племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора. Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году, погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме. Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны, составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом, М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «ber Individuelle Kausalitt: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia, Avio, 1954.
  • Пятилетка и школьная политика советской власти.// Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • Современный кризис и перерождение капитализма.// Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • Современный кризис и перерождение капитализма (окончание).// Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • О пятилетке и проблеме хозяйственной автаркии.// Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина).// Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • Судьба коммунистического идеала образования.// Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59