Электрооборудование

Что такое архимедов винт. Винт архимеда - гениальное изобретение

Что такое архимедов винт. Винт архимеда - гениальное изобретение

водоподъемная машина, изобретение которой приписывается Архимеду. А. в. представлял собой цилиндрич. трубу длиной 4 - 6 м, по оси которой был установлен деревянный вал с тремя винтовыми ленточными лопастями, прикрепл. к валу. Один конец А. в. опускался в воду, второй направлялся туда, куда нужно было подавать ее. Эффект подъема воды достигался попеременным зачерпыванием воды тремя параллельными лопастями, делившими горловое водозаборное отверстие цилиндра на три сектора. При повороте вала вода, захвач. первым витком, поднималась во второй и т. д. Предотвращение обратного стока воды обеспечивалось равномерным и непрерывным вращением вала А. в. Остатки водоподъемной эстакады А. в. найдены в одном из др. рудников в Испании, где эта установка, несмотря на очевидную ненадежность, использовалась в производств, целях. А. в. применялись также для снабжения питьевой водой и орошения.

рис. 1. Схема винтовой спирали. Справа: поперечный разрез.

рис. 2. Ось со вспомогательными линиями для установки винтообразных гибких лопастей.

рис. 3. Эстакада архимедовых винтов на руднике Санта Барбара (Испания). Угол наклона 25, длина 7 м, высота хода 1,85 - 2,10 м

Исторически использовавшийся для передачи воды из низколежащих водоёмов в оросительные каналы. Он был одним из нескольких изобретений и открытий, традиционно приписываемых Архимеду , жившему в III веке до н. э. Архимедов винт стал прообразом шнека .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Почему воздушный поток над аэродинамическим профилем движется быстрее, чем под ним?

    Клин и винт

    Архимедов винт / Archimedes screw

    Субтитры

Принцип работы

Устройство состоит из наклоненной под углом к горизонту полой трубы с винтом внутри. Она была изобретена Архимедом примерно в 250 году до н. э. либо в Греции ранее. Винт можно представить, как наклонную плоскость , навёрнутую на цилиндр.

Винт вращается обычно с помощью ветряного колеса , либо вручную. В то время, как поворачивается нижний конец трубы, он собирает некоторый объём воды. Это количество воды будет скользить вверх по спиральной трубе во время вращения вала, пока наконец вода не выльется из вершины трубы, снабжая ирригационную систему.

Контактная поверхность между винтом и трубой не обязана быть идеально водонепроницаемой, потому что относительно большое количество воды черпается за один поворот по отношению к угловой скорости винта. Кроме того, вода, просачивающаяся из верхней секции винта, попадает в предыдущую секцию и так далее, таким образом, в машине достигается динамическое равновесие, что препятствует уменьшению механической эффективности.

«Винт» не обязан поворачиваться внутри неподвижной оболочки, он может вращаться вместе с нею как одно целое. Винт может быть герметично прикреплён с помощью смолы или другого связующего к оболочке либо отлит из бронзы как одно целое с оболочкой, как, по предположению некоторых исследователей, были сделаны устройства, орошавшие висячие сады в Вавилоне . Изображения древнегреческих и древнеримских водяных винтов показывают, что винт двигался человеком, наступавшим на внешнюю оболочку, чтобы вращать весь аппарат как единое целое, что требовало, чтобы корпус был жестко скреплён с винтом.

Применение

Издавна архимедов винт применялся для подъёма воды в оросительные каналы. Кроме того, это устройство также использовалось для отвоёвывании земли у моря в Голландии и других местах при создании польдеров . Участок моря перекрывался дамбой, и вода удалялась из него, начинался процесс осушения земли для использования в земледелии.

Архимедовы винты использовались в установках по обработке сточных вод, потому что они успешно справляются с разными мощностями потока и с суспензиями .

Тот же принцип можно увидеть в «пескалаторах» - архимедовых винтах, предназначенных для безопасного подъёма рыбы из прудов. Эта технология применяется в основном на рыбоводных заводах (рыбопитомниках), поскольку она позволяет транспортировать рыбу, не травмируя.

В автомобильной технике архимедовы винты могут применяться вместо колес. Принцип движения шнекороторного вездехода прост. Машина оборудована двумя или более соосными с направлением движения роторами - винтами Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной или жидкой субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед.

Шнекоходу не страшно ничего. Там, где вязнет болотоход с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных операций в условиях, например, северных болот, он может стать незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию. Основной недостаток - это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует» землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Вроде бы этого нетрудно избежать, сделав поворотной кабину вездехода. Пусть на шнеках он идет по оси X, а по дороге катится по оси Y. Но, увы, так сделать нельзя, потому что от качения шнеки будут попросту разрушаться, теряя присущие им свойства архимедова винта. А если сделать их сверхпрочными, шнекоход будет дробить асфальт или другое покрытие. Есть и еще один недостаток: крайне низкая скорость движения при высоких энергетических затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без них не обойтись, делают просто: привозят шнекоход в кузове другой машины и спускают его на воду или грязь.

(фр. vis d"Archim è de, англ. - Archimedian screw) - так называется изобретенная Архимедом водоподъемная машина, состоящая из бесконечного винта с укрепленной осью, которая входит своими извилинами в винтовое колесо. Машина эта имеет то преимущество перед насосами, что она крайне проста по своему устройству и не заключает подвижных частей, которые могут прийти в беспорядок и привести машину в негодность, почему она действует хорошо даже в илистой воде.

Архимедов винт

Принимая во внимание необходимую для ее действия силу, она является крайне удовлетворительной и хорошей для практических потребностей, хотя, с другой стороны, она непригодна для поднимания воды на любую высоту. Вследствие легкости, с какой она может быть перевозима и всюду устанавливаема, ею пользуются часто для вычерпывания воды из рвов и ям при постройке фундаментов и для осушки залитых местностей, переливая воду через низкую плотину и т. п. Нынешние водоподъемные машины состоят из оси, вокруг которой вьются обороты винтовой плоскости таким образом, что образуют винтовой канал, открытый внизу и вверху машины; все это помещается обыкновенно в цилиндрическую или расширенную в виде бочки трубу. Винт, которого длина бывает от 3,8 до 6,4 метр., ставится таким образом, что нижний конец его погружен в воду, верхний же находится там, где вода должна выливаться. Винт приводится во вращение с помощью рукоятки, прикрепленной к верхнему концу оси (если машине приходится долго действовать, то это делают с помощью ветряного колеса, которое соединяется помощью привода с винтом, как, напр., в Голландии). - Вода, которая попадает в канал внизу, при вращении винта поднимается до верху и льется непрерывной струей из верхнего отверстия. На том же самом принципе основан и винт корабельный (см. это сл.).Архимедов винт - водоподъёмная машина , изобретённая Архимедом (3 в. до н. э.). А. в. представляет собой открытую с двух сторон цилиндрическую трубу (длиной 4-6,5 м), по оси к-рой установлен вал с винтовой поверхностью, образующей

винтовой канал (см. рис.). Один конец А. в. опускается в жидкость, которая должна подниматься машиной, второй же конец устанавливается там, где жидкость должна выливаться. Ось А. в. располагается под углом к горизонту. При вращении винта жидкость ио трубе поднимается вверх и непрерывной струёй выливается из верхнего отверстия^. Действие А. в. основано на принципе наклонной плоскости. А. в., но сравнению с обычным поршневым насосом, обладает тем преимуществом, что он действует удовлетворительно при подъёме загрязнённой, например илистой, воды, тогда как поршневые насосы удовлетворительно работают только при подъёме чистой воды. По сравнению с центробежным насосом А. в. является сильно устаревпшй машиной, поэтому в настоящее время для подъёма воды он употребляется очень редко. А. в. используется в различных машинах для передвижения небольших однородных твёрдых и сыпучих тел, для перемешивания вязких жидкостей и как составная часть различных винтовых конвейеров, месильных машин и т. п. АРХИМЕДОВА СПИРАЛЬ-кривая линия, описываемая точкой, равномерно движущейся по прямой в то время как эта прямая равномерно вращается в плоскости вокруг одной из своих точек. Если центр вращения, О, принять за полюс, а направление прямой, ОХ, в момент ta прохождения движущейся точки че 24*

рез центр О - за полярную ось (см. рис.), то уравнение А. с. в полярных координатах (см.)

имеет вид:

где а - постоянная. А. с. состоит из двух бесконечных ветвей - траекторий движущейся точки; 1) начиная с момента г0, 2) до момента г0; 1-й ветви (на рис. - сплошной линии) соответствуют значения аргумента ср>0, а 2-й ветви (пунктирной линии) - значения <р<0.

Требуется проверка викификации!

Изобретателем винта считается древнегреческий учёный, математик, физик, изобретатель и инженер Архимед, живший в 287-212 годах до нашей эры.

Нужно заметить, что винт Архимеда вовсе не был предназначен для крепежа. Архимед создал его как средство для подъёма воды из низко расположенных водоёмов в оросительные каналы.

Винт Архимеда


В одном из своих сочинений Галилео Галилей назвал винт Архимеда «водяной улиткой Архимеда».

Изобретение Архимеда устроено гениально просто. В цилиндрическую трубу, установленную под углом к горизонтальной плоскости, помещён винт. Нижний конец цилиндрической трубы погружен в воду. Когда винт вращается, вода поднимается по трубе вверх. Винт приводится в движение вручную или с помощью ветряного колеса.

Винт Архимеда сразу же нашёл широкое применение. С его помощью осуществляли подъём воды в оросительные каналы. В Египте он до сих пор используется в устройствах для орошения полей. В дальнейшем древние греки начали использовать винт в прессах, с помощью которых выжимали сок из винограда для приготовления вина. Благодаря винту Архимеда, воду поднимали из глубоких колодцев. В Голландии это устройство применяли для того, чтобы отвоевать у моря территории для земледелия. Часть моря отгораживали дамбой, затем осушали его с помощью винта Архимеда.

Винт Архимеда стал прообразом современного шнека – стержня со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси. А шнек, в свою очередь, является частью механизма, предназначенного для перемещения груза вдоль винтовой поверхности внутри трубы. Практически каждая хозяйка пользуется в быту мясорубкой, одной из деталей которой является шнек. Архимедов винт стал прообразом судовых винтов и авиационных пропеллеров, движителей вездеходов, а также обычных винта и гайки.

Учёный Архимед


Но Архимед изобрёл не только винт. Величайший учёный, живший в Древней Греции, был автором множества технических изобретений.

Идея использования рычага также принадлежит Архимеду. Комплекс блочно-рычажных механизмов, созданных им в порту Сиракуз, значительно облегчил и ускорил процесс перевалки грузов.

Но с особенной силой инженерный гений Архимеда проявился весной 214 г. до нашей эры во время осады Сиракуз. Архимеду в это время было более 70 лет.

Архимед придумал различные оборонительные машины. Эти машины были приспособлены для метания снарядов на любое расстояние. Если неприятель находился далеко, его корабли поражали дальнобойные камнеметательные машины. Если же ему удавалось подплыть поближе, в дело шли меньшие машины. Метательные машины Архимеда забрасывали лагерь врагов бомбами, начинёнными горящей смолой. Наполированные до блеска щиты воинов выполняли роль линз. Отражённый от них солнечный свет направляли на вражеские корабли и поджигали их. Изобретения Архимеда заставляли врагов отступать. Много месяцев Сиракузы были неприступны. Но, в конце концов, пали из-за предательства. И великий учёный погиб от руки римлянина, защищая рукой не себя, а свои чертежи.

Гениальный Архимед намного опередил время, в которое жил. Со времени его гибели прошло много веков. Винт Архимеда видоизменился. Но идеи Архимеда находят новое применение и сейчас.

Архимедов винт в шведском посёлке

Схема архимедова винта

Архимедов винт , винт Архимеда - механизм , исторически использовавшийся для передачи воды из низколежащих водоёмов в оросительные каналы. Он был одним из нескольких изобретений и открытий, традиционно приписываемых Архимеду , жившему в III веке до н. э. Архимедов винт стал прообразом шнека .

Принцип работы

Устройство состоит из наклоненной под углом к горизонту полой трубы с винтом внутри. Она была изобретена Архимедом примерно в 250 году до н. э. либо в Греции ранее. Винт можно представить, как наклонную плоскость , навёрнутую на цилиндр.

Винт вращается обычно с помощью ветряного колеса , либо вручную. В то время, как поворачивается нижний конец трубы, он собирает некоторый объём воды. Это количество воды будет скользить вверх по спиральной трубе во время вращения вала, пока наконец вода не выльется из вершины трубы, снабжая ирригационную систему.

Контактная поверхность между винтом и трубой не обязана быть идеально водонепроницаемой, потому что относительно большое количество воды черпается за один поворот по отношению к угловой скорости винта. Кроме того, вода, просачивающаяся из верхней секции винта, попадает в предыдущую секцию и так далее, таким образом, в машине достигается динамическое равновесие , что препятствует уменьшению механической эффективности.

«Винт» не обязан поворачиваться внутри неподвижной оболочки, он может вращаться вместе с нею как одно целое. Винт может быть герметично прикреплён с помощью смолы или другого связующего к оболочке либо отлит из бронзы как одно целое с оболочкой, как, по предположению некоторых исследователей, были сделаны устройства, орошавшие висячие сады в Вавилоне . Изображения древнегреческих и древнеримских водяных винтов показывают, что винт двигался человеком, наступавшим на внешнюю оболочку, чтобы вращать весь аппарат как единое целое, что требовало, чтобы корпус был жестко скреплён с винтом.

Применение

Издавна архимедов винт применялся для подъёма воды в оросительные каналы. Кроме того, это устройство также использовалось для отвоёвывании земли у моря в Голландии и других местах при создании польдеров . Участок моря перекрывался дамбой, и вода удалялась из него, начинался процесс осушения земли для использования в земледелии.

Архимедовы винты использовались в установках по обработке сточных вод, потому что они успешно справляются с разными мощностями потока и с суспензиями .

Тот же принцип можно увидеть в «пескалаторах» - архимедовых винтах, предназначенных для безопасного подъёма рыбы из прудов. Эта технология применяется в основном на рыбоводных заводах (рыбопитомниках), поскольку она позволяет транспортировать рыбу, не травмируя.

В автомобильной технике архимедовы винты могут применяться вместо колес. Принцип движения шнекороторного вездехода прост. Машина оборудована двумя или более соосными с направлением движения роторами - винтами Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной или жидкой субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед.

Шнекоходу не страшно ничего. Там, где вязнет болотоход с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных операций в условиях, например, северных болот, он может стать незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию. Основной недостаток - это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует» землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Вроде бы этого нетрудно избежать, сделав поворотной кабину вездехода. Пусть на шнеках он идет по оси X, а по дороге катится по оси Y. Но, увы, так сделать нельзя, потому что от качения шнеки будут попросту разрушаться, теряя присущие им свойства архимедова винта. А если сделать их сверхпрочными, шнекоход будет дробить асфальт или другое покрытие. Есть и еще один недостаток: крайне низкая скорость движения при высоких энергетических затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без них не обойтись, делают просто: привозят шнекоход в кузове другой машины и спускают его на воду или грязь.

См. также

Ссылки