Электрооборудование

Архитектурный словарь. Комнатные цветы каталог с фотографиями и названиями Кустарники: одна из жизненных форм растений

Архитектурный словарь. Комнатные цветы каталог с фотографиями и названиями Кустарники: одна из жизненных форм растений

Антаблемент (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера.
Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В каждом из них пропорции компонентов (архитрава, фриза, карниза) определяются пропорциями колонны ордера. В древнеримской и ренессансной архитектуре он обычно составляет примерно одну четвертую часть высоты колонны. Варианты антаблемента, отклоняющиеся от этих моделей, обычно производны от них. Стоит заметить, что отношение антаблемента к высоте колонны зависит прежде всего от масштаба сооружения: так, при высоте колонны в 12-15 футов антаблемент составляет 0.19h, 15-20 футов - 0.26h, 20-25 футов - 0.27h, 25-30 футов - почти 0.28h. Данные соотношения зафиксированы в каноне Витрувия.

Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

База (архитектура) - основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) - ограждение лестницы (обычно невысокое), балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балясины в архитектуре - невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Замковый камень (иногда просто замок) - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Капитель (архитектура) - верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карниз (от др.-греч. koronis) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Разделяет горизонтальную нависающую (или уходящую уступом) плоскость от вертикальной плоскости (стены), или вертикальную плоскость по характерным линиям (например, перекрытия в строении), которые необходимо выделить. В разных архитектурных стилях называется по-разному. В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом.

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис – и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами.

Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей,ферм).

Консоль - в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т. п. Обычно консоль декорируется снизу на своих концах двумя волютами, из которых та, которая прилегает к стене, больше и закручивается кверху, а другая - меньшая - завивается в противоположную сторону.

Консолями называются также орнаментированные подставки, прикрепляемая к стене и служащая для помещения на ней статуи, вазы и пр. В комнатном убранстве название консоль даётся роду узкого стола, подпираемого снизу, смотря по стилю мебели, прямыми или изогнутыми ножками, колонками и фигурными подставками и помещаемому перед стенным зеркалом, окном и пр. Мебельные консоли были в моде во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV. Некоторые консоли этой эпохи в высшей степени изящны и могут считаться замечательными образцами столярного мастерства.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Модульон, Модильон - (франц. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модульон играет только декоративную роль. С нижней стороны украшен лепным листом аканта.

Наличник - декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, получил название резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Ниша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и т. п. Полукруглые ниши называются экседрами (греч. exedra). Ниши нашли широкое применение в культовых сооружениях различных религий.

Панно - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, parare - защищать и petto - грудь):
Невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и прочими. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй;

Пилон (от греч. πυλών, буквально - ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане - вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 - около 1700 до н. э.). Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):
мотив орнамента в виде стилизованной раковины; термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз (франц. frise): в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Растения, которые выращивают для украшения садов, парков и других мест называют декоративными. Декоративные растения, как правило, выращивают из-за цветения, либо из-за листвы. Эти растения сажают для красоты, а иногда они могут использоваться в качестве живой изгороди, важно знать названия и правила по уходу.

Многие садоводы и владельцы участков используют свои владения для получения урожая. Они выращивают различные овощи, сажают плодовые деревья. Но помимо работы, на дачном участке люди предпочитают отдыхать.

Для того, чтобы вокруг создать красивую, радующую глаз, обстановку и используют декоративные растения.

Владельцы загородных коттеджей, как правило, не нуждаются в огородах и плодовых деревьях. В этом случае декоративные растения являются неотъемлемой частью в оформлении богатых вилл и культурных коттеджей .

Список самых популярных

Сегодня существует огромное количество самых разнообразных декоративных растений. С помощью селекции беспрерывно выводятся новые сорта, а старые изменяются, совершенствуются. Они удивляют своей красотой и неприхотливостью в уходе. Подробнее о каждой культуре в нашем списке с названиями и описанием.

Свиду массивное дерево, но шаровидная крона, которого отлично смотрится на небольших участках. Высота дерева – 6 метров .

Клен любит свет и страдает в тени. Неприхотлив к почве . Густая крона создает густую тень. Дерево требует систематической обрезки, иначе оно разрастется вширь.

Осенью клен особенно прекрасен из-за того, что его листья становятся ярко-желтыми. Однако когда они опадают приходиться хорошенько потрудиться, чтобы убрать обильный ковер из опавших листьев.

Спирея

Известна своим многообразием сортов. Сорта, которые цветут весной, имеют цветки белого цвета. А зацветающие летом особи могут похвастаться красными или розовыми цветками.

Раноцветущие необходимо обрезать сразу после цветения . А спиреи цветущие летом необходимо обработать ранней весной, до цветения. Может достигать 2-2,5 метров в высоту .

Существуют , которые отличаются своей компактностью, вырастают меньше метра в высоту. Можно сажать в любую почву, желательно в полутень.

Очень важно проводить своевременную обрезку. Если этого не делать, оно будет радовать лишь редкими цветочками. Оно быстро утратит свою декоративность.

Принадлежит к семейству маслиновые. Она удивляет и радует цветоводов тем, что ярко-желтые цветки появляются даже раньше, чем листья . Цвести начинает с конца марта и продолжается чуть больше месяца.


Цветы опадают и на растении вырастают листочки. Осенью листья меняют цвет с зеленого на оранжевый и багряно-красный, что придает участку особенную красоту.

Гибискус сирийский

Ценят за разнообразие сортов и окраски цветков. Боится холодов . Даже прохладное лето приводит к уменьшению количества цветков.


На юге гибискус можно высаживать в грунт.

Любит солнечные места и плодородную, влажную почву. Обрезать гибискус рекомендуется в конце зимы.

Гортензия

Низкорослый кустарник. Существует . Гортензия – компактное растение, отличается широким разнообразием окраски цветов.

Древовидная Annabelle

Цветет гортензия летом. Будет прекрасно себя чувствовать как в тени, так и на солнце. Обрезку важно производить осенью или весной. Интересно то, что щелочная почва может привести к тому, что цветки поменяют цвет с голубого на розовый .

Вечнозеленые деревья. В природе можно встретить в тропических и субтропических зонах. Листья жакаранды папоротниковидные. Цветки трубчатые, голубого или лилового цвета.

Основной задачей в уходе является дозированная подача солнечного света . Недостаток или, наоборот, избыток солнца может привести к поражению и деформации кроны.

Сирень

Один из самых популярных кустарников. Окраска цветов может быть фиолетовой, розовой, светло-желтой и белой. Существует огромное количество сортов сирени.

Прекрасно уживается на солнце . Неприхотливое растение, и не требует особого ухода.

Боярышник

Может отлично себя чувствовать в любых условиях. Существует большое разнообразие боярышника. Встречаются как в виде кустарника, так и в виде дерева.

Кустарник

Одаривает пышным цветением с начала лета и до осени.

Плоды боярышника съедобны . Их заваривают и пьют вкусный чай.

Шиповник (дикая роза)

Очень красивый и ароматный кустарник. Шиповник выращивают по разным причинам. Одни садоводы сажают его, чтобы осенью собрать полезные плоды. Другие же – для того, чтобы использовать в качестве ароматной живой изгороди .

Можжевельник

Вечнозеленое. Используют для озеленения участков и в композициях с цветущими растениями. Можжевельник очень любит свет . Растет в любых почвах.

Любой владелец участка заинтересован в том, чтобы украсить и сделать его самым красивым и оригинальным. Для этой цели не обойтись без декоративных растений. Зачастую они неприхотливы и не требуют особого ухода, и при этом ими можно украсить любой участок.

Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.

Некоторые из этих архитектурных терминов в настоящее время широко не используются или считаются устаревшими, но в любом случае они неразрывно связаны с историческим развитием и архитектурным наследием.

Антаблемент - горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах, включает в себя три части: карниз, фриз, архитрав.
Анфилада - ряд комнат или иных помещений, соединённых друг с другом дверями, расположенными на одной оси.
Арка - криволинейное перекрытие проёма.
Аркатурный пояс - ряд небольших декоративных арочек, размещённых на поверхности стены.
Аркбутан
- открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс.
Архивольт - наличник, идущий по дуге арки.
Архитрав - несущая каменная балка, нижняя часть антаблемента.
Аттик - глухая стенка над карнизом здания, иногда достигает размеров этажа - аттиковый этаж.

Балясина - столбики вычурного очертания, служащие для ограждения балкона, лестницы. Иногда используются как декоративный элемент. Совокупность балясин, несущих перила, называется балюстрадой.
Базилика - здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на отдельные части (нефы).
Баптистерий
- помещение для крещения. Зачастую отдельно стоящее круглое или восьмигранное в плане сооружение с куполом.
Барабан - цилиндр или многогранник, служащий опорой купола.
Барбакан
- стенные укрепления, защищающие ворота. Возводится как внешняя пристройка или как узкий проход между стенами.
Бегунец - лентообразный орнамент в кирпичной кладке , состоящий из треугольных углублений.
Бочка - форма крыши в виде полуцилиндра с повышенным и заострённым охлупнем . Пересечение двух таких крыш образует "крещатую" бочку.

Вазон - изящная декоративная ваза, используемая для украшения зданий, балюстрад, колонн и т.д.
Венец - каждый горизонтальный ряд брёвен сруба по периметру строения.
Верхний свет (окна) - второй (верхний) ряд окон в помещении, имеющем большую высоту (освещение в два света).
Витраж - стеклянная поверхность окна или двери, выложенная из цветных стекол.
Волоковое окно - окно, вырубленное в двух венцах сруба (полбревна вниз и вверх).
Волюта - декоративная деталь в форме завитков.

Галерея
- полуоткрытое, светлое протяжённое помещение, ограниченное с одной или с двух длинных сторон отдельно стоящими опорами - колоннами.
Герс
- тяжёлая решётка, закрывающая ворота замка.
Глава - завершение барабана в форме луковицы, шлема, конуса и т.д.
Городня - прямоугольный сруб, засыпанный землёй и камнями. Звено крепостной цепи.
Городская агломерация - группа городов, посёлков и других населённых пунктов, имеющих тесные трудовые, культурно-бытовые связи.

Декор - лепные украшения, мозаика, майолика, барельефы, фрески, размещённые на стенах здания.
Донжон
- оборонительная башня, находящаяся в центре замка.

Жучковый орнамент - украшение из кирпича , выложенного буквой "Ж".

Закомара - полукруглое завершение стен, повторяющее форму внутреннего свода (комары).
Замковый камень - камень, расположенный в самой высокой точке арки.

Изразец - плитка из глины с рисунком, покрытым глазурью. С обратной стороны имеет выступ для крепления в стене.
Иконостас - деревянная стена внутри церкви, отделяющая храмовую часть от алтаря.
Инкрустация
- украшения предмета, сделанного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом, выполненными из другого материала.
Интерьер - внутренний вид здания.

Кампанила
- колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Отдельно стоящая башня.
Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре .
Капелла
- католическая часовня.
Капитель - верхняя часть колонны, столба.
Клуатр
- монастырский двор, окружённый галереей.
Кокошник - декоративная закомара, по форме напоминающая кокошник. Служит для украшения сводов, барабанов, шатров.
Колонна
- архитектурно обработанный, круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху и снизу капители и базы.
Колоннада
- ряд колонн, расположенных по прямой или по кривой линии и поддерживающих антаблемент.
Контрфорс - вертикальный выступ стены.
Концентрический замок
- тип замка с двумя рядами оборонительных стен. Обороняющиеся стреляли по врагу с более высоких внутренних стен поверх более низких внешних.
Крипта
- крытый подземный ход, часовня под храмом, использовавшаяся как место для почётных погребений.
Кронштейн - консольная подпора для балкона, карниза.
Курицы - брусья, имеющие загнутый конец (вытесанное корневище), в котором уложены водотечники.

Лемех - деревянная черепица, напоминающая по форме лемех плуга.
Лопатки - плоские вертикальные выступы в стене.

Майолика - изделия из фаянса, покрытые глазурью.
Машикули
- каменные внешние галереи наверху башни или стены, позволявшие обороняющимся через специальные отверстия в них бросать камни или заливать огонь.
Мезонин - жилая надстройка над центром дома.
Метопа - часть фриза дорического ордера , каменная плита, расположенная между двумя триглифами . На метопе часто вырубают рельеф.
Мечеть
- мусульманское культовое сооружение.
Минарет
- башня у мечети, служащая для призыва на молитву.
Михраб
- алтарная ниша в мечети.
Мозаика
- изображение или орнамент, составленное из мельчайших кусочков мрамора или смальты (стекла).

Неф - часть сооружения в виде галереи, отделённая от других рядом колонн.

Облам - боевая площадка крепостной деревянной башни. Расположена на выпущенных брёвнах (консолях), на концах которых укреплялась вертикальная стенка.
Ордер - архитектурно-конструктивная система. Состоит из вертикальных опор (колонн) и горизонтального элемента (антаблемент). Существуют ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Острог - укреплённое место, небольшая крепость с частоколом.
Охлупень - коньковое бревно двускатной крыши.

Палаты - одно-, двухэтажный дом с большим числом помещений.
Паперть - площадка (крыльцо) перед входом в церковь.
Парапет - сплошная или решётчатая стенка, служащая ограждением крыш, террас, лестниц.
перемычка - горизонтальная балка, перекрывающая дверной, оконный проём или проезд.
Парус
- конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
Пилон - столб-опора для купола, арки или какой-либо другой части здания.
Пилястра - прямоугольный в плане вертикальный выступ стены. Внешне имеет форму колонны.
Пинакль
- декоративные башенки на контрфорсах в готических церквях.
Плафон - потолок, украшенный живописью или лепкой.
Повал - карниз, образованный выпуском брёвен.
Подклет - первый этаж здания.
Поребрик - орнаментальная кладка , при которой кирпич ставится на ребро.
Портал - архитектурно обработанный вход в здание.
Портик - открытая колоннада у входа в здание.
Придел - дополнительная церковь, пристроенная к основному храму или сделанная внутри него.
Притвор - небольшое помещение перед входом в церковь.
Пропилен
- монументальные сооружения, оформляющие вход в город, архитектурный ансамбль.

Раскреповка - выступ или излом линии фасада, сделанный за счёт кладки или штукатурки стены.
Распалубка - выемка в своде над дверным или оконным проёмом.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Роза
- круглый оконный проём на фасадах средневековых храмов.
Ротонда - круглое здание или беседка, перекрытая куполом. Вместо стен могут быть колонны.
Рустовка - обработка наружного поля стены выпуклыми квадратами, по периметру которых проходит углублённая профильная канавка.

Сандрик - карниз над дверью или окном, опирающийся на кронштейны.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую поверхность. Своды бывают цилиндрическими, коробовыми, стрельчатыми, пологими и т.д.
Селитебная территория - часть городской территории, где возводятся жилые дома, общественные здания, бульвары, парки.
Сераль
- дворец турецкого султана. Иногда так называли и его внутреннюю, женскую часть.
Скрипторий
- помещение, где монахи переписывали и переводили книги.
Стилобат - сплошное каменное подножие здания.
Сухарики (зубцы) - элементы поддерживающей части карниза в виде отдельных, близко поставленных друг к другу небольших параллелепипедов.

Терраса - примыкающая к зданию архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка.
Тимпан - внутреннее поле фронтона .
Трансепт
- поперечная часть базиликального средневекового храма.
Трапезная - невысокое помещение, пристраиваемое к церкви с западной стороны.
Триглиф - часть фриза дорического ордера , вертикальная каменная плита с треугольными продольными врезами. Триглиф чередуется с метопой .
Трифорий
- арочный проём из трёх и более частей. Узкая освещённая галерея, расположенная под скатами крыши боковых нефов готических храмов, усиливающая их конструкцию и имеющая декоративное значение.
Тябла - горизонтальные брусья иконостаса, на которые ставились иконы.
Тяга - промежуточный карниз, отделяющий этаж от этажа.

Фасад - внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
Фреска
- живопись по штукатурке водяными красками на стене или на перекрытии.
Фриз - средняя часть антаблемента. Вообще ленточный орнамент.
Фронтон - завершение портика, окна, фасада в виде треугольника, имеющего по периметру карниз.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника.

Часовня - небольшое культовое здание.

Шатер - крыша в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Шелыга - верхняя точка свода или арки.
Шея - барабан церковной главы.

Кустарники прочно завоевали свою нишу в растительном мире. Встречая их на каждом шагу (в лесах, огородах, садах, парках и просто на улице), мы порой не придаем им никакого значения. И совершенно напрасно: зная, какие бывают кустарники, можно создать потрясающие садовые композиции, которые будут радовать глаз не только весной и летом, но и глубокой осенью.

Кустарники: одна из жизненных форм растений

Жизненная форма, другими словами, биологическая - это фенотип, внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде. Наиболее полной считают классификацию жизненных форм под авторством И. Г. Серебрякова, согласно которой выделяют:

  • (деревья, кустарники, кустарнички);
  • полудревесные растения (полукустарнички и полукустарники);
  • наземные травы;
  • водные травы.

Такое разделение всех существующих растений основано на степени одревеснения наземной части. Рост веток у кустарников начинается от основания, и с возрастом уже с трудом различается главный ствол. У деревьев же очертания кроны очень четкие, и видно всю структуру растения, явно выраженный главный побег. Таким образом, строение надземной части - это то, чем принципиально отличаются друг от друга деревья и кустарники. Бывают также кустарнички и полукустарнички. Основанием для их выделения в отдельную группу служит малая высота (до 0,5 м) и слабая степень одревеснения побегов соответственно.

Классификация - это прямой ответ на вопрос о том, какие бывают кустарники. Деление на группы может проводиться по различным принципам, рассмотрим наиболее распространенные:

Классификация кустарников по высоте

Данное деление иногда может носить относительный характер. На рост влияет внесение удобрений, состав почвы, климатические условия и применение биостимуляторов. В зависимости от того, каких размеров достигают кустарники в природе, их принято делить на три группы:

  • низкие кустарники, максимальная высота которых не превышает одного метра, к ним, например, относятся можжевельник казацкий (на фото);
  • средние кустарники, высотой 1-2,5 метра, например, смородина, барбарис обыкновенный;
  • высокие кустарники (более 2,5 метров в высоту): бузина красная, сирень, боярышник сибирский.

Какие бывают кустарники в зависимости от интенсивности роста

Учитывая то, как быстро растут те или иные виды кустарников, их принято делить на пять больших групп:

  • весьма быстро растущие виды (например, желтая акация, которая вырастает до 3 метров за 2-3 года, образуя густые заросли, чубушник, тамарикс);
  • быстрорастущие кустарники, к примеру, калина обыкновенная, лещина, лох серебристый;
  • кустарники умеренного роста (сирень, вишня, айва японская);
  • медленнорастущие кустарники, к ним относится можжевельник казацкий, бирючина, облепиха;
  • весьма медленно растущие, как правило, это карликовые формы лиственных и хвойных растений.

Классификация в зависимости от продолжительности жизни растений

Всего растения в целом следует отличать от таковой относительно отдельных побегов. Так, например, малина может расти на участке до 50 лет. А вот ее побеги живут всего лишь два года. Различают четыре группы кустарников:


Классификация на основе морозоустойчивости

Данная информация зачастую интересует садоводов, особенно в тех регионах, где, как правило, достаточно суровые зимы, но порадовать себя необычными растениями очень хочется. Вот тут-то и возникает вопрос о том, какие бывают кустарники и травы, подходящие для суровых климатических условий. Фактор устойчивости к холоду учитывать необходимо, так как это убережет вас от неправильной покупки, лишних трат и разочарования. Все кустарники делят на 5 групп:

  • очень морозостойкие - это растения, которые выдерживают зимнее понижение температуры до -40 градусов, а иногда и более, это не приносит им вреда; в основном, группу составляют хвойные кустарники кедровый стланик), но есть и представители лиственных, к примеру, боярышник и дерен сибирские;
  • морозостойкие, они переносят холодные зимы, но при слишком сильных морозах не укрытые снегом побеги вымерзают (боярышник, калина, жимолость);
  • относительно теплолюбивые - это растения, имеющие длинный вегетационный период, молодые побеги зачастую не успевают одревеснеть и потому легко повреждаются при весенних заморозках и длительных сильных зимних похолоданиях, например, кустарники рода Бересклет, спиреи, бирючина;
  • теплолюбивые, у таких растений при длительном похолодании надземная часть может погибнуть полностью, поэтому они требуют дополнительного укрытия;
  • очень теплолюбивые кустарники, они совершенно не переносят похолодания ниже -10 градусов.

Какие бывают виды кустарников в зависимости от требовательности к освещению?

Освещенность - это еще один фактор благополучного развития растения. Неправильно подобранное место может погубить его. Поэтому так важно учитывать фактор освещенности при озеленении своего участка. Хотя нужно помнить, что во многих случаях светолюбивость - непостоянная характеристика. Как правило, молодые растения требуют тени из-за опасности ожогов, а вырастая, они отлично растут даже под самыми яркими лучами.

Давайте рассмотрим, какие бывают кустарники в зависимости от требовательности к солнечному свету:

  • светолюбивые, они абсолютно не выносят длительного затенения и предпочитают расти на открытых пространствах, к примеру, шиповник, спирея, рябина;
  • относительно теневыносливые кустарники: жимолость татарская, гортензия метельчатая (на фото), акация желтая;
  • теневыносливые кустарники хорошо переносят тень, но на освещенном месте растут все равно лучше, к ним относятся бересклет бородавчатый, бирючина, лещина.

Декоративно-лиственные кустарники

Ландшафтные дизайнеры в своей работе активно используют не только цветы и деревья, но и кустарники. Потому что с их помощью можно создать легкие композиции, объемные живые изгороди, зеленые фигуры или просто сформировать цветовые контрасты, так как многие виды отличаются именно красивым окрасом. Многие садоводы-любители знают о том, какие бывают кустарники (названия, сорта) с декоративными листьями, и отлично это применяют на практике. Выбирая их для себя, учтите, что бывают листопадные и вечнозеленые виды. Последние - это, в основном, миниатюрные, карликовые формы хвойных деревьев. К листопадным видам относится огромное количество кустарников. Важно помнить, что все они достаточно теплолюбивы, светолюбивы и требовательны к плодородности почвы, поэтому на территории дальше средней полосы России требуют тщательного ухода и укрытия на зиму. Наиболее яркие представители:

Красивоцветущие кустарники

При упоминании о подобных растениях первое, что приходит на ум - это великолепные кустовые розы, декоративный кустарник, виды которого очень популярны. Еще один частый и всем известный гость российских садов - чубушник, почему-то прочно закрепивший за собой название жасмина, что совершенно неверно, так как эти растения даже принадлежат к различным родам (Гортензиевые и Маслиновые соответственно). Чубушников существует около 60 видов, наиболее популярные представители - это Кавказский и Шренка. Тем, кто хочет иметь благоухающий и необычный сад, также стоит обратить внимание на форзиции, калину, спиреи, сирень, лапчатки, рододендроны, буддлеи, дейцию, древовидные пионы (на фото).

Ягодные кустарники

Ягодные кустарники имеют большое хозяйственное значение. Редко какой сад в нашей стране обходится без смородины или малины и ее ближайшей родственницы - ежевики. Селекция продвинулась в этом плане далеко вперед, выведено множество сортов и разновидностей, отличающихся размером куста, цветом ягод, скоростью созревания. Ароматная смородина дает не только ягоды, но и листья, которые заваривают как чай или используют в кулинарии. Стоит попробовать посадить также айву японскую, аронию, боярышник, иргу, калину, (на фото), жимолость и облепиху.

Безусловно, характер ухода зависит от назначения. Так, ягодные кустарники требуют большего внимания, они часто подвергаются различным вредителям и болезням. Но потраченное время того стоит, ведь в конечном счете вы получаете ценнейшие витамины и микроэлементы в натуральной «упаковке», выращенные собственноручно.

Подбирая растения для своего сада, важно знать о том, какие бывают кустарники (названия, сорта, виды). Это однозначно поможет сделать правильный выбор, грамотно определить место посадки и добиться положительного результата при выращивании.