Электрооборудование

Аппаратура внутрисудовой связи и сигнализации. Судовая сигнализация

Аппаратура внутрисудовой связи и сигнализации. Судовая сигнализация

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.

Звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

В машинных помещениях;

В общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м 2 ;

В коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

На открытых палубах;

В производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей ав­ральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии.

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием не­зависимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

В случае применения отдельной аккумуляторной батареи для авральной сигнализации допускается питать от нее также другие устройства внутренней связи и сигнализации, если емкость батареи достаточна для одновременного питания всех потребителей в течение не менее 3 ч, а также, если эти устройства выполнены таким образом, что повреждение одной цепи ненарушает работы других цепей, если для этих устройств не предусмотрено более длительного времени питания.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией.

Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несе­ния вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он пода­ется, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о при­ведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.

В цепях системы авральной сигнализации не должны устанавливаться другие комму­тационные устройства, кроме замыкателя. При установке на распределительном щите систе­мы авральной сигнализации выключатель должен иметь блокировку во включенном положе­нии или предохраняться другим способом от доступа к нему посторонних лиц.


Допускается использование промежуточных контакторов, включаемых замыкателем, но не более одного контактора в каждом луче.

Звуковые приборы, замыкатели и распределительные устройства системы авральной сигнализации должны иметь хорошо видимые отличительные обозначения.

При установке на судне звуковых приборов авральной сигнализации необходимо, чтобы сеть состояла не менее чем из двух лучей, включаемых одним замыкателем, с таким расположением звуковых приборов, чтобы в помещениях с большей площадью (машинных и котельных помещениях, цехах по обработке продуктов промысла и лова и других) устанав­ливались звуковые приборы от разных лучей.

Правила технической эксплуатация систем служебной внутренней связи и авральной сигна­лизации

В перерывах между телефонными соединениями аппараты безбатарейной телефонной связи должны находиться в положении готовности к приему вызова всеми сигналами, уста­новленными в данном телефонном пункте.

Все переключатели должны находиться в исходном положении, а микротелефонные трубки должны быть установлены на аппараты. Натяжение и перекручивание шнуров не до­пускаются.

Действие телефонов парной связи «мостик-машина» необходимо проверять ежеднев­но; остальных телефонов безбатарейной связи - не реже одного раза в месяц.

Во время стоянок судна старший электромеханик должен принять меры по подключению судовой автоматической телефонной станции (АТС) к береговой телефонной сети (при наличии соответствующих береговых устройств для подключения).

Действие звонковой сигнализации необходимо проверять:

Авральной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс с предваритель­ным уведомлением вахтенного помощника.

Обиходной и вахтенной - не реже одного раза в месяц.

Примечание. Использование авральной сигнализации не по прямому назначению за­прещается;

Требования Правил Регистра к сигнализация обнаружения пожара и сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы сле­дующие суда: пассажирские; грузовые валовой вместимостью 500 рег. т и более; все суда, на которых в машинных помещениях категории А отсутствует постоянная вахта.

В помещениях, защищенных спринклерной системой, установка сигнализации обнаружения пожара не требуется.

На судах, указанных выше, автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие помещения (кроме помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда):

Все жилые и хозяйственные (кроме сангигиенических, саун и провизионных кла­довых);

Кладовые судовых запасов взрывчатых веществ, кладовые легко воспламеняющихся и горючих материалов, сварочные мастерские;

Посты управления (за исключением ЦПУ, аккумуляторных и агрегатных);

Недоступные грузовые помещения на пассажирских судах;

Грузовые помещения судов, перевозящих не навалочные опасные грузы, включая суда валовой вместимостью менее 500 рег. т;

Помещения специальной категории;

Закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (типа ро-ро);

Закрытые грузовые помещения, приспособленные для перевозки автотранспорта с топливом в баках;

Коридоры, трапы и пути эвакуации в районе жилых помещений на пассажирских судах со спринклерной системой и на грузовых судах при конструктивной противопожарной защите по способам 1С и II С;

Помещения инсинераторов (устройств для сжигания жидких и твердых отходов);

Пожароопасные зоны (такие, как места расположения или выгородки сепараторов, установок жидкого топлива и т.п.), не находящиеся под непрерывным наблюдением с места несения вахты в машинных помещениях категории А с постоянной вахтой;

В системах автоматической сигнализации обнаружения пожара могут применяться извещатели, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо дейст­вующие на других принципах, одобренных Регистром.

Световые извещатели могут приме­няться только в дополнение к дымовых или тепловым.

Тепловые извещатели в помещениях с нормальной температурой воздуха должны срабатывать в интервале температур 54...78°С, а в помещениях с высокой температурой воздуха, таких, как некоторые районы машинных помещений категории А, сушильные, камбузы, сауны и т.п. - в интервале 80...100°С при скорости повышения температуры не более 1 °С/мин.

Извещатели, устанавливаемые в дымоходах и воздуховодах котлов, должны срабаты­вать при температуре, превышающей максимальную рабочую температуру дымовых газов на 100° С.

Тепловые извещатели должны надежно работать при температуре по крайней мере на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента.

В помещениях, указанных в п. .9, должны устанавливаться дымовые извещатели, сра­батывающие до того, как плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 12,5% на 1м, но не раньше, чем плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 2% на 1м.

Дымовые извещатели, устанавливаемые в машинных помещениях категории А, должны срабатывать при такой плотности дыма, при которой ослабление света достигает не более 50% на 1 м.

В машинных помещениях категории А могут также применяться извещатели, обна­руживающие очаг пожара по появлению пульсаций температуры (теплоимпульсные). Изве­щатели должны быть настроены на частоту пульсаций температуры от 1,9 - 2,3 Гц и выше и срабатывать при превышении амплитуды на (2±0,5)°С независимо от температуры помеще­ния.

Автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы после испытаний на срабатывание они возвращались в режим нормальной работы без замены каких-либо элемен­тов.

Извещатели должны устанавливаться в каждом защищаемом помещении, ограничен­ном переборками, палубами и выгородками, в верхней части таким образом, чтобы обеспе­чивался беспрепятственный приток к ним продуктов сгорания. Эти извещатели должны быть защищены от ударов и подобных повреждений. Извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0.5 м.

При защите машинных помещений теплоимпульсными извещателями максимальная площадь палубы, обслуживаемая извещателем, должна составлять 50 м, а расстояние между центрами- не более 6 м.

На теплоходах применяется автоматическая пожарная сигнализация , предназначенная для подачи сигнала тревоги в ходовую рубку в случае возникновения пожара или недопустимого превышения температуры воздуха в помещениях судна. Необходимость пожарной сигнализации на грузовых и буксирных судах объясняется отсутствием постоянной вахты в машинном отделении. Сигнал тревоги «Пожар» включается с помощью пожарных извещателей , которые могут быть ручного действия (кнопочные выключатели) и автоматические (тепловые, дымовые и комбинированные).

Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1), основан на свойстве "Термобиметалла деформироваться" при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными - к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 - в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.

При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта , т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный . Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов . Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле , конденсатор, лампа , сигнализирующая о пожаре , и два выключателя . Рядом с щитом установлен звонок .

Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.

(Рис.1) Максимально – дифференциальный пожарный извещатель

При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.

На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей , соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.

Рис. 2. Схема пожарной сигнализации

Схема находится под напряжением и постоянно готова к действию. При повышении температуры воздуха в машинном отделении до 70 °С один или несколько извещателей , находящихся наиболее близко от очага повышенной температуры, срабатывают. Размыкается цепь питания катушки реле К1 на ЩПС. Реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях питания сигнальной лампы и звонка . Лампа включается, а звонок звонит. Подача сигнала «Пожар» продолжается до тех пор, пока температура воздуха в машинном отделении не станет ниже 70 °С и извещатель снова не замкнет свои контакты в цепи катушки реле К1.

Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.

Наличие в схеме питания и исправность реле , звонка и лампы проверяют размыканием выключателя S1 цепи катушки реле . При выключении катушки реле К1 его контакты замыкаются и подается сигнал «Пожар», как и в случае автоматического срабатывания пожарных извещателей.

Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора . Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели .

Авральная сигнализация служит для подачи сигналов при проведении авральных работ и аварийной ситуации . На пассажирских судах она

разбивается на две группы - для экипажа и пассажиров . Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу . Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи . Емкость батареи должна соответствовать работе cигнализации в течение 15 мин.

Обиходная сигнализация предназначена для вызова дежурного или обслуживающего персонала при помощи электрических звонков с номераторами , определяющими, откуда произведен вызов. Для этого в помещениях устанавливают кнопки вызова , а в дежурном помещении - номератор с

электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.

Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки , трещетки , ревуны , сигнальные лампы и номераторы .

Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рис. 3 представлены cхемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. 3, а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. 3, б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой .

Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки . Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану . Для усиления звука применяется рупор .

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • Служебная сигнализация

    Служебная сигнализация служит для вызова вахтенных к трапу или переговорным трубкам (телефонам) для связи с вахтой в машинном отделении.

    На командном посту для подачи сигнала устанавливают педальный замыкатель и для ответного сигнала – номерник.

    На исполнительном посту находится звуковой сигнальный прибор с лампой сигна-

    лизации и для ответа о принятом сигнале – педальный выключатель. Тем самым обеспечи-

    вается не только подача сигнала вызова, но и получение подтверждения (ответа) о приня

    том сигнале.

    Система с лужебной сигнализации получает питание от судовой сети напряжением 127…220 В переменного тока.

    Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигна-

    лов во всех таких местах.

    По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

    1. в машинных помещениях;

    2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м 2 ;

    3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

    4. на открытых палубах;

    5. в производственных помещениях.

    Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин

    аварийного распределительного щита.

    Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной акку-

    муляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей ав­ральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи долж-

    на соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин

    Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием

    не­зависимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

    Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом,

    чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, уста

    ­новленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться свето-

    вой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громко-

    го боя с дополни­тельной световой сигнализацией.

    Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности

    приборов других видов сигнализации.

    Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от

    200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.

    Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюс-

    ного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несе­ния вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

    Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он пода­ется, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о при­ведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.

    Звуковые приборы, замыкатели и распределительные устройства системы авраль-

    ной сигнализации должны иметь хорошо видимые отличительные обозначения.

    Классификация средств сигнализации. На судах морского флота сигнальную службу несут вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос.

    Все морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в точном соответствии с Правилами Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Исправное состояние, постоянная готовность судовых сигнальных средств и правильная организация сигнальной службы - необходимые условия успешного и безаварийного плавания.

    Внутренняя сигнализация (авральная, пожарная, трюмная, температурная, служебная) играет важную роль в обеспечении безопасности судна, груза и людей на борту. Авральная сигнализация оповещает об объявленном общесудовом аврале; пожарная - о месте пожара; трюмная и температурная - об изменениях температуры или появлении воды в трюмах; служебная позволяет быстро оповестить любого члена экипажа или вызвать его в назначенное место.

    Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические.

    Зрительными средствами связи являются:

    Флажные - Международный свод сигналов (МСС);

    Семафорные - ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры - шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;

    Световые - отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др.

    Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.

    Радиотехническими средствами связи являются судовые радиотелеграфные и радиотелефонные станции.

    Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 - буквенных, четырехугольной формы; 10 - цифровых, треугольных; 3 - треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг - вымпел свода - служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).

    Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.

    Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:

    Однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл. 11);

    Двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел: бедствие - авария, несчастные случаи - повреждения, средства навигационного оборудования - навигация - гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология - погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;

    Таблица 11


    трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

    Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.

    Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения.

    Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца.

    Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.

    На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение.

    Судоводители обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.

    Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм. Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе.

    Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену.

    Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение.

    Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды.

    Радиотехнические средства связи. Минимум обязательного радиооборудования для каждого судна в зависимости от района плавания и назначения определяется Правилами Регистра СССР.