Электрооборудование

Всероссийский конкурс школьных информационных изданий. Общероссийский конкурс школьных газет

Всероссийский конкурс школьных информационных изданий. Общероссийский конкурс школьных газет

Содержание Введение 1. Общая характеристика профессионально прикладной подготовки 2. Организация и методика проведения профессионально прикладной физической подготовки 3. Методика самостоятельного освоения отдельными элементами профессионально прикладной подготовки Заключение

Введение Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции как личностно значимая и как общественно необходимая. Следует признать, что физкультурно спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями далеко недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие мотивы включения студентов в физкультурно спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др. Как свидетельствует статистика, физкультурно спортивная деятельность пока еще не стала для студентов вузов потребностью, не превратилась в интерес личности.

1 Общая характеристика профессионально-прикладной подготовки Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Важной частью физического воспитания взрослого населения является ППФП к трудовой деятельности. Это специализированный вид физического воспитания направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. ППФП содействует успешному становлению и развитию личности. профессиональному

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются: а) характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе труда б) характер основных рабочих движений в) особые внешние условия профессиональной деятельности.

Эти факторы обуславливают следующие задачи ППФП: 1. Развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2. Воспитание профессионально важных для данной профессии психических качеств; 3. Формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии; 4. Сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности; 5. Выработка функциональной устойчивости к специфическим условиям трудовой деятельности.

Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью.

Средствами ППФП выступают физические упраж нения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности и имеющие значи тельные реимущества в сравнении с п трудовыми дви жениями. Подбор средств и методов ППФП практически неогра ничен, то позволяет применять оптимальные ч нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по их направленности: развитие профессионально способностей; важных физических воспитание волевых и других психических качеств; формирование и совершенствование профессио нально прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагопри ятным воздействиям внешней среды.

В практике ППФП широко применяются упражнения профессионально прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, . на гимнастической стен ке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыж ный спорт, плавание, спортивные игры и другие; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр.

Формы занятий ППФП могут быть разнообразными: занятия в группах ППФП; профилированные спортивные занятия; занятия спортивно прикладными видами спорта; спортивно прикладные соревнования.

С накоплением положительного практического опыта и научно исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры профессионально прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами: время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально прикладной физической культуры, включая ППФП;

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям: овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии; приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной литературе.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно технической революции.

2 Организация и методика проведения профессиональноприкладных соревнований Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Основные вопросы организации спортивных соревнований. Функции организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей. Одной из важнейших функций является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.

К мерам организационно методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мужчин и женщин (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним, облегчает организацию тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки. Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается: 1. Название соревнований. 2. Сроки. 3. Место проведения. 4. Задачи данного соревнования. 5. Программа и порядок проведения по дням. 6. Состав участников. 7. Система зачета (определения победителей) 8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками. Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа одной или нескольких организаций Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т. п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. .

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт» . Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

Основными целями и задачами Соревнований являются: популяризация и пропаганды спорта и физической культуры как важного средства укрепления здоровья граждан Республики Беларусь; приобщение граждан к здоровому образу жизни (популяризация и пропаганда здорового образа жизни), повышения эффективности физического воспитания населения; привлечение граждан к занятиям спортом, физической культурой, боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами;

организация досуга граждан путем привлечения их к занятиям спортом и физической культурой; повышение морального и профессионального уровня занимающихся боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами; популяризация спортивного движения в Республике Беларусь; укрепление дружеских отношений с представителями различных клубов и направлений;

3 Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки Профессионально-прикладная физическая подготовка это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки. В практике ППФП большое распространение получили занятия профилированными видами спорта: Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации: баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс.

Виды спорта, требующие развития координации движений: спортивная гимнастика, прыжки в воду, батут, акробатика и др. Виды спорта на координацию движений и выносливость: альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм. Виды спорта, требующие напряженной нервной деятельности: стрельба пулевая, из лука, шахматы. Виды спорта с управлением радиотехническими системами: радиопеленгование, многоборье радистов. Многофункциональные виды спорта: многоборье, десятиборье, семиборье и др.

Способность дозировать силовые напряжения: Броски мячей, прыжки, ведение мячей, игры в волейбол, бадминтон, настольный теннис. Формирование общей выносливости: кросс, быстрая/спортивная ходьба, гребля. Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии развиваются в процессе выполнения: ходьба, бег, лыжи, метание диска, ядер, равновесие, мосты, стойки.

Формы самостоятельных занятий: Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) Упражнения в течение учебного (рабочего) дня Самостоятельные тренировочные занятия

Дополнительно применяются: специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных приклад ных упражнений), туристские походы по установлен ным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, лодочные (шлю почные) походы и др.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Людмила Юрьевна. Содержание и формы организации массовых спортивных соревнований студентов: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Петрова Людмила Юрьевна;[Место защиты: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)].- Москва, 2013 - 183 стр.

Введение

Глава первая. Теоретико-методологические основы исследования 15

1.1. Роль студенческого спорта в реализации целей и задач государственной политики в сфере высшего профессионального образования 15

1.2. Место и социокультурные функции соревнований в студенческом спорте 21

Глава вторая. Цель, задачи, методы и организация экспериментального исследования 32

2.1. Цель и задачи исследования 32

2.2. Методы исследования 34

2.3. Организация исследования 38

Глава третья. Проблема социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов 40

3.1. Мониторинг социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов 40

3.2. Основные теоретические принципы и направления повышения социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов 54

3.3. Отечественные и зарубежные инновационные подходы к

организации массовых спортивных соревнований 62

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России диктуют необходимость физического, психического и духовного оздоровления молодежи. Применительно к студентам эта ситуация усугубляется тем, что они представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относят нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха, психологическая неуверенность и социальная неопределенность в будущем трудоустройстве и т.п. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в вузе, эти факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов и имеют негативные последствия.

Общепризнано, что важное значение для решения этих проблем имеет включение студентов в спорт, в том числе в спортивные соревнования, которых в настоящее время организуется все больше. Но в них участвует, как правило, лишь небольшая часть студентов, и организация соревнований не позволяет в полной мере реализовать огромный позитивный потенциал спортивной деятельности, удовлетворить связанные с ней многообразные интересы и потребности студентов. Поэтому ведется поиск новых форм организации массовых спортивных соревнований студентов, способных решить комплекс не только спортивных, но и социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и воспитания молодежи. Для эффективного решения этой важной задачи необходим социально-педагогический анализ содержания и форм организации этих соревнований, что определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Состояние разработки проблемы. Студенческая молодежь является объектом педагогических, социологических и других научных исследований. Особенно много внимания в научных публикациях уделяется различным проблемам организации физического воспитания, формирования физической культуры студенческой молодежи. Эти проблемы обсуждаются не только в статьях, но также в индивидуальных и коллективных монографиях, сборниках, диссертациях и т.д. (Виленский М.Я., Черняев В.В., 1997; Новиков Б.И., Синани Н.Д., 1987; Поспех Е., Войнар Ю., 2002; Скрипко А.Д., 2003; Храмова Н.А., 2008; Шилько В.Г., 2002, 2003а,б, 2005; Якимович, 2002; Cothran Donetta J., Ennis Catherine D., 1998 и др.). Авторы этих работ указывают на кризисное состояние вузовского физического воспитания, и преодоление этого состояния усматривают в переходе на принципы гуманистической личностно-ориентированной педагогики. Характеристике этих принципов посвящены работы В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Н.А. Алексеевой, Г.К. Селевко, В.В. Сериковой, И.С. Якиманской, Н.Е. Щурковой и др.

Внимание исследователей привлекают также некоторые проблемы организации спортивной работы в вузе, спортивной мотивации и активности студентов, места спорта в их образе жизни и т.д. (Болдов А.С., 2006; Королева С.А., 2004; Косихин В.П., Пашкова Л.В., 2000; Лапочкин С.В., И.Ш. Мутаева, 2009; Лебедев Ю.А., Столяров В.И., Филиппова Л.В., 1997; Легоньков С.В., 2003; Никитина Е.Д., Строилова С.А., Шмелева Г.А., 2002; Пасмуров А.Г., Кузнецова З.М. 2011; Сундетова У.Ш., 2009; Шилько В.Г., 2005 и др.). При этом поднимается вопрос о необходимости совершенствования спортивной работы в вузе. Предлагается использование новых видов спорта, например, чирлидинга (Носкова С.А., 2002), средств легкоатлетического многоборья (Петошина О., 2003), новых технических средств, антропотехники (Скрипко А.Д., 2003), спартианских форм и методов (Столяров В.И., Логинов И.А., Баринов С.Ю., 2003; Столяров В.И., Фирсин С.А., 2011) и т.д. Проблеме совершенствования студенческого спорта была посвящена конференция FISU «Роль университетского спорта в воспитании и обществе – основа для изменения», которая проводилась во время 25-й Универсиады студентов (Белград, 2009 год).

Несмотря на обилие указанных публикаций до сих пор отсутствует комплексный научный анализ содержания и форм организации массовых студенческих спортивных соревнований, их социально-педагогическая оценка.

Таким образом, анализ научно-методической литературы и собственной педагогической практики позволяют автору выявить противоречие между назревшей социальной потребностью в комплексном педагогическом анализе содержания и форм организации массовых спортивных соревнований студентов, социально-педагогической оценке этих соревнований и отсутствием такого анализа и такой оценки.

Это определяет актуальность темы диссертационного исследования, а вместе с тем служит основой для выбора объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования: массовые спортивные соревнования студентов и студенческий спорт в целом как элемент системы современного спорта и высшего профессионального образования.

Предмет исследования: социально-педагогическое значение массовых спортивных соревнований студентов, пути его повышения на основе разработки и внедрения в практику авторской инновационной модели организации этих соревнований.

Анализ научной литературы, документов и практики проведения массовых спортивных соревнований студентов позволили автору выдвинуть основную гипотезу исследования – предположение о том, что:

а) организация этих соревнований, содействуя повышению физической подготовленности и спортивного мастерства участников, не содействует их массовости, не позволяет в полной мере реализовать позитивный потенциал спортивной деятельности, удовлетворить связанные с ней многообразные интересы и потребности студентов, формируя желание участников добиться победы любой ценой – даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов;

б) основное условие повышения массовости и социально-педагогического значения спортивных соревнований студентов – внесение изменений в такие аспекты их организации, как принципы формирования программы, состава участников, системы определения победителей.

Цель исследования: повышение социально-педагогической эффективности массовых спортивных соревнований студентов на основе комплексного педагогического анализа их содержания, форм организации, разработки и внедрения в практику инновационной авторской программы организации этих соревнований.

Предмет и гипотеза исследования позволили определить его основные задачи.

1. Определить место и социокультурные функции соревнований в студенческом спорте с учетом его роли в реализации целей и задач государственной политики в сфере высшего профессионального образования.

2. Провести мониторинг социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов – дать комплексную оценку этих соревнований, учитывающую как их позитивные, так и негативные аспекты.

3. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт инновационной организации соревнований, а также результаты теоретического и социологического анализа массовых спортивных соревнований студентов, разработать авторскую программу повышения социально-педагогического значения этих соревнований.

4. В ходе педагогического эксперимента внедрить эту программу в практику спортивной работы в вузе и оценить ее социально-педагогическую эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

положения современной педагогики и психологии о развитии личности, процессе формирования ее интересов, потребностей, целей, установок, ценностных ориентаций, культуры личности (А. Адлер, Л.И. Божович, Л.А. Волович, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Ш. Масленникова, А. Маслоу, Г.В. Мухаметзянова, Р.С. Немов);

общие принципы гуманистической педагогики и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д.И. Фельдштейн и др.) и обоснование их применения в сфере физической культуры и спорта (П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, А. А. Исаев, В.И. Столяров, В.С. Якимович);

методологические принципы педагогических исследований в сфере физической культуры и спорта (Ю.К. Бабанский, Ю.Д. Железняк, И.П. Космина, Н.В. Кузьмина, П.К. Петров, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.Н. Селуянов, Б.Н. Шустин и др.).

положения современной педагогической теории о роли спортивной деятельности в решении задач высшего образования и воспитания студенческой молодежи, а также о содержании и методике организации спортивной работы в вузе (Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, С.П. Евсеев, В.А., П.В. Квашук, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, С.Д. Неверкович, Ф.П. Суслов, Б.Н. Шустин и др.).

При разработке авторской концепции организации массовых спортивных соревнований студентов автор учитывал сформулированные в ранее опубликованных работах (С.Ю. Баринов, В.И. Вишневский, Г.Ю. Козина, В.Д. Паначев, В.С. Родиченко, Е.В. Стопникова и др.) положения о влиянии отдельных факторов на социально-педагогическую значимость спортивных соревнований и спортивной деятельности в целом. Особенно важное теоретико-методологическое значение в этом плане имели работы В.И. Столярова, в которых дан целостный анализ этих факторов.

Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов : изучение и анализ документальных и литературных источников; мониторинг массовых спортивных соревнований студентов (календаря, положений, отчетов и т.п. этих соревнований); анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационных подходов к организации соревнований; педагогическое наблюдение; социологические методы (анкетирование и интервьюирование); психологические тесты и методики; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования . Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2009 по 2012 годы на базе ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин».

На первом этапе (1 октября 2009 года – 31 октября 2010 года) осуществлялось: изучение теории и практики организации в вузах спортивной работы (особенно спортивных соревнований); анализ научной литературы по проблеме исследования; определение структуры, методов и методик диссертационного исследования.

На втором этапе (31 октября 2010 года –1 января 2012 года): проведен социально-педагогический мониторинг массовых спортивных соревнований студентов (констатирующий эксперимент); определены педагогические принципы и направления, а также разработана авторская программа повышения социального значения массовых спортивных соревнований студенческой молодежи; проведена ее апробация в ходе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1 января 2012 года – 31 мая 2012 года) осуществлялись: обработка, анализ, сравнение, обобщение и интерпретация экспериментальных данных; описание результатов исследования, оформление их в виде диссертации; разработка практических рекомендаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Студенческий спорт как элемент не только спорта, но и системы высшего образования, помимо спортивных задач должен быть ориентирован на решение основных задач этой системы – воспитание образованной, здоровой, физически подготовленной, творчески одаренной, гармонично развитой личности, способной к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, имеющей активную гражданскую позицию.

2. Студенческий спорт способен вносить существенный вклад в решение этих задач. Для достижения этой цели необходимо создавать условия, содействующие:

а) участию в спортивных состязаниях и в спорте в целом не только физически развитых, спортивно одаренных, но практически всех студентов, включая лиц с ослабленным здоровьем и с ограниченными возможностями;

б) максимально полному использованию воспитательного потенциала спорта;

в) противодействию все более широко проникающему в систему массовых спортивных соревнований студентов стремлению участников победить любой ценой (даже за счет одностороннего развития и здоровья, нарушения нравственных норм и принципов и т.д.).

2. При традиционной организации массовых спортивных соревнований в них, как правило, участвует лишь небольшая часть студентов, и позитивный потенциал спортивной деятельности реализуется не в полной мере (особенно с точки зрения ее влияния на нравственное поведение).

3. Центральным направлением повышения социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов является разработка и внедрение в практику инновационных способов их организации.

4. Разработанная автором программа массовых спортивных соревнований студентов, предусматривающая инновационные принципы формирования их программы, состава участников, системы определения победителей, а также усиление ориентации участников на сотрудничество, повышает роль этих соревнований в решении как спортивных, так и социально-педагогических задач системы высшего профессионального образования, так как она содействует:

формированию позитивного мнения студентов о значимости занятий по физическому воспитанию и спортом в университете,

более полному удовлетворению разнообразных интересов и потребностей студентов и тем самым повышению привлекательности для них спортивных соревнований;

увеличению количества студентов, занимающихся спортом и участвующих в спортивных соревнованиях;

посещаемости занятий по физическому воспитанию у студентов основной и специальной медицинской группы;

позитивной динамике в ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, принципы «честной игры» в спортивном соперничестве, в самооценке, а также потребности в самосовершенствовании.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены: целостным подходом к анализу проблемы; адекватностью используемых методов проблеме, предмету и задачам исследования; корректной организацией эксперимента; практическим подтверждением положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

обоснована важная роль студенческого спорта в реализации целей и задач государственной политики в сфере высшего профессионального образования;

определены место и социокультурные функции соревнований в студенческом спорте;

проведен мониторинг социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов;

сформулированы и обоснованы основные теоретические принципы и направления повышения социально-педагогического значения этих соревнований;

изучены, обобщены и систематизированы отечественные и зарубежные инновационные подходы к организации массовых спортивных соревнований, которые целесообразно использовать при совершенствовании этих соревнований применительно к студентам;

данная программа реализована в ходе педагогического эксперимента и обоснована ее социально-педагогическая эффективность.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации и коррекции таких важных разделов теории студенческого спорта, как организация массовых спортивных соревнований студентов и социально-педагогическое значение этих соревнований с учетом различных (как традиционных, так и инновационных) форм их организации.

Некоторые аспекты этой теоретической концепции были разработаны ранее в рамках общей теории спорта и спортивных соревнований. Они конкретизированы автором применительно к теоретической концепции массовых спортивных соревнований студентов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что автором разработана инновационная программа организации массовых спортивных соревнований студентов, содействующая повышению их социально-педагогического значения. Эффективность программы подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента.

Результаты исследования могут быть использованы: в практической деятельности специалистами вузовского физического воспитания и тренерами, а также для их подготовки и повышения квалификации; для дальнейших научно-прикладных разработок в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, спортивного воспитания. Результаты диссертационной работы внедрены в процесс подготовки студентов Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова и Московского государственного технологического университета «Станкин».

Кроме того разработанные автором теоретические положения и методические рекомендации используются в учебных курсах и спецкурсах, которые читают преподаватели кафедры педагогики, а также кафедры философии и социологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма для студентов, магистрантов и аспирантов.

Положительный эффект от данных внедрений подтверждается тремя актами, прилагаемыми к диссертации.

Апробация и реализация результатов исследования , внедрение их в практику проводились в следующих направлениях: публикация и доклады на конференциях, в том числе: на международной научной конференции, посвящённой 20-летию разработанного в ГЦОЛИФК проекта «СПАРТ» (14–15 апреля 2011 г.), на Всероссийском форуме молодых ученых (Москва, РГУФКСМиТ, 2010 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеграции спорта и искусства» (Москва, РГУФКСМиТ, 2011 г.), на внутренних конференциях кафедры «Философия и социология» РГУФКСМиТ (Москва, 2011/ 2012 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 8 приложений. Общий объем диссертации – 184 страницы компьютерного текста, включает 8 таблиц и 3 рисунка. Список использованных источников содержит 204 наименования, в том числе зарубежных источников – 41.

Место и социокультурные функции соревнований в студенческом спорте

Таким образом, спортивная деятельность позволяет сознательно, целенаправленно и весьма эффективно воздействовать на самые разнообразные физические, психические, духовные качества и способности человека, а также на социальные отношения людей.

Все эти важные социальные функции спорт может выполнять и в отношении студенческой молодежи. Основанием для этого вывода служит не только отмеченный выше потенциал спортивной деятельности, но и особенности студенчества как социальной группы. Анализу этих особенностей посвящен ряд научных публикаций .

Как отмечается в этих работах, для студентов характерны специфические социально-психологические черты, социальные роли и функции, условия жизни, труда и быта, социальное поведение, ценностные ориентации, определенная субкультура и т.д. Эти их особенности определяются в первую очередь общим для всех студентов видом деятельности - «обучением в учебных корпусах, сосредоточением в вузовских городских центрах, размещением значительной части (около 75%) в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причастности и принадлежности к особой социальной группе - студенчеству. Этому способствуют и различные средства идентификации личности со своим вузом и студенчеством в целом - посвящение в студенты, выдача вузовских значков, форма участников строительных отрядов и т.д.» .

Студенчество как особую социальную группу характеризуют: общий вид деятельности - познавательную деятельность (учебную), которая в сочетании с научно-исследовательской работой и другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности; особое участие в общественно-политической деятельности, в жизни общества в целом; особенности субкультуры, которые заключаются в особом характере труда, познания и общения, реализации социальных ролей, организации своей жизнедеятельности студента, в наличии особого социально-группового самосознания, особых черт морали и этики, высокого интеллектуального потенциала .

Важной особенностью студенчества является социальный престиж. Студенческая молодежь - это наиболее подготовленная, образованная часть молодежи. Поэтому среди молодежной социально-демографической категории населения в социальной стратификации общества студенты занимают самую высокую социально-статусную позицию. Как отмечают Б. Рубин и Ю. Колесников, «в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению ближе всего стоящей к интеллигенции и являющейся ее резервом» . Особенности студенчества определяются не только его положением как резерва интеллигенции, но и принадлежностью к молодежи.

Молодежный возраст (примерно от 17 до 25 лет) - это период наиболее интенсивного созревания личности, перехода от детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека. Это время не только освоения нового комплекса знаний, определенной профессии, но также выбора идеалов, принятия первых по-настоящему серьезных самостоятельных решений, осознания своих гражданских обязанностей, ответственности, интенсивного саморазвития личности, формирования ее социальной зрелости и т.д. «Особое место этой молодежной группы определяет и ее характерные черты - переходный период от юности к зрелости в социальном смысле слова, преобладающий напряженный умственный труд по усвоению человеческого опыта и знаний, готовность к решению материальных, общественных и духовных проблем сегодняшнего и будущего развития» .

Отмеченные выше черты, социальные роли и функции, условия жизни, труда и быта, социальное поведение, ценностные ориентации студентов определяют их интерес к участию в спортивной деятельности, поскольку, как отмечено выше, она способна содействовать их не только физическому, но и духовному совершенствовании.

Вместе с тем возрастные и социально-психологические особенности студентов определяют их готовность к данной деятельности. Все это служит основанием для того, чтобы выделить особую разновидность спорта -студенческий спорт и оценивать его как важный элемент высшего профессионального образования.

В 1976 г. в Париже состоялась I Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 5-10 апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту. В окончательном докладе и рекомендациях конференции по теме «Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования» отмечается, что на конференции выявился широкий консенсус «относительно значения физического воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах».

Методы исследования

Ярким свидетельством этого является история Всемирных студенческих игр (Универсиады). Первые официальные университетские спортивные соревнования были проведены в США, Англии и Швейцарии в середине 19 столетия. В этих странах формируются и первые университетские спортивные объединения.

В 1919 г. в Страсбурге была основана Международная Студенческая Конфедерация (CIE). Она создала Спортивную Комиссию (Sport Commission), которая взяла на себя ответственность за проведение первых университетских Игр в 1923 г. В 1945 г. в Праге был создан Международный Студенческий Союз (UIE) как продолжение Международной Студенческой Конфедерации. В 1947 г. университетское спортивное движение разделилось на две части: с одной стороны существовал Международный Студенческий Союз (UIE), с другой - созданная в этом году Федерация Международного Университетского спорта (FISU). В течение 1949-1956 г.г. Союз и Федерация существовали параллельно и проводили отдельно свои международные спортивные соревнования. В 1959 г. Федерация Международного университетского спорта (FISU) и Международный Студенческий союз (UIE) решили совместно участвовать в организации игр, которые в Турине проводила Итальянская Университетская спортивная Ассоциация (CUSI). Тогда же была достигнута договоренность о том, что студенческие игры будут проводиться под названием «Универсиада». С тех пор происходит постоянное увеличение количества стран-участниц, их географии, количества спортсменов-участников .

Для оценки социально-педагогического значения массовых студенческих спортивных соревнований важное значение имеет понимание целей и задач данных соревнований, а также средств их достижения и решения. Анализ Положений студенческих соревнований («Положение о соревнованиях II Всероссийской летней Универсиады 2010 года», «Положение о соревнованиях II летней Спартакиады молодежи России 2010 года», «Положение о проведении XXIII Московских студенческих игр» и др.) показывает, что в них ставятся важные цели и задачи: формирование здорового образа жизни, позитивных жизненных установок у обучающихся, их гражданское и патриотическое воспитание; популяризация видов спорта, улучшение физкультурно-спортивной работы с обучающимися в ВУЗах; профилактика преступности, наркомании и алкоголизма; выявление сильнейших спортсменов и их подготовка для участия в международных соревнованиях, студенческих Чемпионатах Европы, мира и Всемирных Универсиадах.

Однако, не смотря на большой перечень провозглашаемых задач, во всех Положениях о соревнованиях конкретно и достаточно подробно прописаны способы, методы и формы решения только одной задачи -выявление сильнейших спортсменов. Во всех программах соревнований детально расписываются дни, туры соревнований, стыковые и финальные матчи, определение победителей, награждение. На основе этого участникам, организаторам, зрителям абсолютно ясно, каким образом определяются сильнейшие спортсмены.

Вместе с тем, создается впечатление, что воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи в процессе соревновательной деятельности должны решаться автоматически, сами по себе.

Значит, на организационном уровне в массовых спортивных соревнованиях студентов реально ставится и решается только одна задача -подготовка и выявление сильнейших спортсменов. Но эта задача соответствует задачам соревнований большого спорта, спорта высших достижений. Задачи оздоровления, воспитания, формирования здорового образа жизни и т.п. только декларируются, предполагается, что они должны решаться в меру понимания их каждым тренером, организатором.

В результате студенты, не обладающие хорошей спортивной подготовкой по состоянию здоровья или по иным причинам (по данным исследований, более 30% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья), уже на первых внутривузовских соревнованиях выпадают из этой системы соревнований и, попадая в число бесперспективных, теряют интерес к занятиям физкультурой и спортом, к использованию этих занятий в оздоровительных целях, в целях приобщения к здоровому образу жизни, в целях самосовершенствования личности.

МСИ организуются в виде круглогодичной спартакиады, так как проходят в период всего учебного года. Однако из-за большого числа соревнований у тренеров-преподавателей, которые готовят студентов для участия в соревнованиях, просто нет времени обратить внимание на менее физически развитых, слабых студентов, вовлечь их в физкультурно-спортивную активность. Во многих вузах пока не созданы спортивные клубы или другие организации, которые должны заниматься подготовкой спортивно одаренных студентов к соревнованиям в свободное от основных учебных занятий время. Поэтому преподаватели вынуждены осуществлять подготовку к соревнованиям на обязательных занятиях по физическому воспитанию, что идет в ущерб остальным студентам, которые не принимают участие в соревнованиях, а их большинство. Ведь что межвузовские соревнования такое для тренера, преподавателя? Это и участие в совещаниях, комплектование и подготовка команды, выезд на старты (причем, в ряде случаев не на один день), судейство, и подведение итогов. Ясно, что у многих преподавателей просто не хватает времени на качественное проведение основных учебных занятий.

Основные теоретические принципы и направления повышения социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов

При определении этих теоретических принципов и направлений мы учитывали: изложенное выше понимание роли и значения спорта в реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования, а также места и социокультурных функций соревнований в студенческом спорте; факторы, определяющие позитивное и негативное влияние спортивного соревнования на личность и социальные отношения; теоретико-методологический подход к студенческому спорту, сформулированный и обоснованный в работах В.И. Столярова .

На основе этого к числу основных теоретических принципов и направлений повышения социально-педагогического значения массовых спортивных соревнований студентов отнесены следующие.

1. Учитывая огромный позитивный социокультурный и педагогический потенциал спортивных соревнований, как и спорта в целом, необходимо создавать условия для участия в этих соревнованиях и подготовке к ним не только физически развитых, спортивно одаренных, но практически всех студентов, включая лиц с ослабленным здоровьем и лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

2. Важно не только вовлечь как можно больше студентов в спортивные соревнования и подготовку к ним, но и максимально полно использовать огромный позитивный потенциал спорта: - для оздоровления студенческой молодежи; - для формирования и развития у студентов физической, спортивной, эстетической, нравственной, интеллектуальной, экологической культуры, культуры здоровья, культуры общения, культуры мира, патриотического воспитания, т.е. для целостного (гармоничного и всестороннего) развития личности; - для профилактики наркомании; - для предотвращения негативных аспектов девиантного поведения; - для социальной реабилитации и интеграции студентов-лиц с ослабленным здоровьем и с ограниченными возможностями; - для организации активного, творческого отдыха и общения студенческой молодежи.

Необходимо воспитание у студентов культуры соперничества, которая предусматривает ориентацию личности на нравственные нормы поведения в ходе соревнования и отказ от насильственных действий, способных нанести ущерб здоровью соперников или унизить достоинство их личности.

Важнейшая задача состоит и в том, чтобы спортивные соревнования не создавали условия для негативного влияния на личность, поведение и социальные отношения студентов.

3. Решение указанных задач невозможно одними лозунгами и призывами. Важно учитывать, что влияние спортивного соревнования на личность, поведение и социальные отношения существенным образом зависит от субъективного отношения спортсменов и тренеров к этим соревнованиям, как и к спорту в целом: какие задачи они ставят, чту для них является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним и т.п. Основной ценностью для них может быть, например, возможность на основе занятий спортом, участия в спортивных соревнованиях формировать и совершенствовать свои физические кондиции или такие психические качества, как воля, мужество, организованность, собранность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п.

Спортивные соревнования и подготовка к ним может привлекать спортсменов и тренеров возможностью на основе этого укреплять и сохранять здоровье спортсменов, формировать и повышать уровень их интеллектуальной, эстетической, нравственной культуры, а также расширять круг общения, активно и увлекательно проводить свой досуг.

Вместе с тем спортсмены (по крайней мере, некоторые) в первую очередь могут рассматривать спорт как средство проявления силы, агрессивности, демонстрации своего превосходства над другими, достижения славы и т.д. .

Поэтому, чтобы максимально полно и эффективно использовать спортивные соревнования (спортивной деятельности в целом) для оздоровления и воспитания студентов важно сформировать у них «правильное», соответствующее гуманистическим идеалам и ценностям, отношение, как к этим соревнованиям, так и к спорту в целом.

4. Важное значение для решения этой задачи имеют различные формы информационно-разъяснительной, просветительской деятельности, которая имеет своей целью ознакомить студентов с гуманистическими идеалами и ценностями (прежде всего олимпийскими - принципами Фэйр Плэй и др.), разъяснить их смысл и значение в сфере спорта. Однако не следует преувеличивать роль и значение такого рода деятельности.

В современной педагогике обосновано положение о том, что «прямое обучение ценностям, как правило, не позволяет достичь цели. «Оно воспринимается как моральная проповедь, которая эффективна только при безусловном моральном авторитете "проповедника" - например, учителя, преподавателя. Если же на такой безусловный авторитет рассчитывать не приходится, - а, как правило, это так, - прямое обучение, информирование (включая убеждение) - лишь первый этап работы... любое информирование есть воздействие на память и рассудок, возможно, опосредованно и на поведение» .

Кроме того, как обосновано в педагогической и психологической литературе, для эффективного формировании определенных качеств личности, должны быть созданы социально-педагогические условия, требующие от человека обязательного проявления этих качеств, побуждающие его к выполнению требуемых правил поведения, и последовательно формировать соответствующий положительный опыт поведения.

Социально-педагогическая оценка авторской программы

Студенты специальной медицинской группы не принимают участие в соревнованиях, за исключением «Первенства МГТУ «Станкин» по шахматам», «Первенства МГТУ «Станкин» по шашкам» (табл.З).

Соревнования проводятся по отдельным видам спорта, что влечет за собой узкоспециализированную направленность и одностороннее развитие студентов, которые участвуют либо в тех, либо в других соревнованиях.

Студенты - участники соревнований имеют приоритет перед другими студентами, и по договоренности с преподавателем редко или совсем не посещают занятий по дисциплине «Физическая культура», что отрицательно сказывается на их физической подготовленности, состоянии здоровья и гармоничном развитии личности.

В отличие от соревнований на основе традиционной модели инновационная программа соревнований (№ 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14 и т.д. -табл.З) позволяет положительно решить вопрос массовости участия студентов в соревнованиях. Так из возможных 260 человек - участников эксперимента, в соревнованиях на основе инновационной модели принимают участие 236, 230, 241, 239, 228, 227, 249 и т.д. человек (табл.З).

Студенты специальной медицинской группы наравне со студентами основной группы участвуют в соревнованиях как «команда-группа» (табл.З).

Соревнования и конкурсы инновационной программы соревнований подобраны таким образом, что содействуют гармоничному и разностороннему развитию студентов, удовлетворению их интересов и потребностей не только в физическом (соревнования по многоборью, игровым видам спорта), но и в интеллектуальном («конкурс эрудитов-знатоков»), художественном, творческом и техническом мастерстве («конкурс изобретателей», Спартианские игры, «конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта», «конкурс групп поддержки») (табл.2,3).

Таким образом, инновационная программа массовых спортивных соревнований студентов является эффективной с точки зрения массовости участия, вовлечения как можно большего количества студенческой молодежи в спорт и спортивные соревнования.

Теперь охарактеризуем отношение студентов экспериментальной группы к спортивным соревнованиям и спортивной деятельности в целом до эксперимента и после него, а значит, динамику этого отношения.

Заметим при этом, что полученные нами на основе указанных выше анкет данные отношения студентов МГТУ «Станкин» к спортивным соревнованиям (и спортивной деятельности в целом) до эксперимента (до использования в спортивной работе с ними авторской программы), тесно коррелируют и в основном аналогичны данным, которые ранее при использовании аналогичных анкет получили: Ю.Р. Прокопчук при опросе студентов вузов г. Краснодара ; Т.Г. Ольхова при опросе студентов Сургутского университета ; С.А. Королева при опросе студентов Московского технического университета связи и информатики ; М.В. Варюшина при опросе студентов Московского государственного университета международных отношений, а также аспирантов и соискателей ГЦОЛИФК. Поэтому мы приводим данные только нашего исследования. Как показывает анализ результатов педагогического эксперимента, прежде всего, изменилось в лучшую сторону мнение студентов о значимости и привлекательности занятий спортом и спортивных соревнований.

Если до эксперимента 62% респондентов высказали мнение, что активные занятия спортом имеют очень большое значение для человека в настоящее время, то после эксперимента - 84%. Уменьшилось число тех, кто считает, что эти занятия не имеют большого значения: до эксперимента их было 34%, после эксперимента- 10%. Правда, сохранилось небольшое число (2%) лиц, отрицательно относящихся к этим занятиям.

На наличие интереса к спорту в различных его аспектах до эксперимента указали 94,4% респондентов, а после эксперимента 96%. И до и после эксперимента преимущество было отдано следующим вариантам ответов: - «смотрю спортивные соревнования по телевизору», «увлекаюсь спортивной фотографией (живописью)», - «посещаю спортивные зрелища», «читаю спортивные газеты и журналы», - «являюсь активным болельщиком (спортивных зрелищ, команд, клубов и т.д.)».

Однако после эксперимента на 18% увеличилось количество студентов, активно занимающихся спортом самостоятельно или в спортивной секции (с 21% до эксперимента до 39% после него). Вариант «ничто, связанное со спортом, меня не интересует», выбрали 5,6% и 5% соответственно до и после эксперимента.

К концу эксперимента уменьшилось количество респондентов, которые считают, что систематические занятия спортом и участие в соревнованиях приводят к негативным последствиям. Сравнительные данные до и после эксперимента представлены в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что к концу эксперимента изменилось мнение респондентов о том, что спорт и спортивные соревнования приводят к таким негативным последствиям как одностороннее развитие (мнение «часто» -уменьшилось на 20%), ухудшение здоровья (мнение «редко» - увеличилось на 25 %), развитие агрессивности (мнение «редко» увеличилось на 11%) и т.д. (табл.4). Таблица 4 Мнение студентов о том, приводят ли систематические занятия спортом и участие в соревнованиях к негативным последствиям.

РЕГЛАМЕНТ

по организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий на территории муниципального района

Кушнаренковский район Республики Башкортостан

1. Порядок проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Организация, проводящая соревнования.

3. Спортивная база проведения соревнования.

4. Участники соревнований.

5. Организационный комитет по подготовке и проведению соревнований.

6. Правила соревнований.

7. Положение о соревновании.

8. Состав, права и обязанности судейской коллегии .

9. Проведение заседаний мандатной комиссии.

10. Финансовое обеспечение спортивных мероприятий.

11. Церемония открытия и закрытия спортивных соревнований.

1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

1.1. Регламент является основополагающим документом по подготовке и проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (далее – Соревнования) на территории МР Кушнаренковский район РБ.

1.2. На территории МР Кушнаренковский район РБ проводятся:

Первенства, чемпионаты, кубки по различным видам спорта;

Спартакиады среди сборных команд предприятий, учреждений, СОШ, ССУЗов, ПУ, учащихся общеобразовательных учреждений и т. д.;

Турниры, посвященные знаменитым спортсменам и знаменательным датам;

Первенства, чемпионаты РБ (по ходатайству Министерства молодежной политики и спорта РБ,);

1.3. По характеру проведения соревнования делятся на следующие:

Личные соревнования, лично-командные, командные.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВОДЯЩАЯ СОРЕВНОВАНИЯ.

2.1. Официальные спортивные соревнования проводятся комитетом по физической культуре и спорту Администрации МР Кушнаренковский район РБ, федерациями по виду спорта, спортивными клубами , коллективами физической культуры. Соревнования так же могут организовываться государственными и общественными организациями.

2.2. Вышестоящие спортивные организации могут поручать подготовку и проведение соревнование подчиненным им организациям или советам спортивных обществ и ведомств .

2.3. Ответственность за подготовку мест и проведение соревнований несут организация, проводящая соревнования (далее - ОПС), дирекция спортивной базы и судейская коллегия.

2.4. ОПС разрабатывает и утверждает Положение, в котором указываются сроки и место проведения соревнования, условия допуска участников и команд, программа соревнования, порядок определения личного и командного первенства, форма и сроки сдачи заявок на участие в соревнованиях.

2.5. ОПС определяет место проведения соревнования и решает вопросы их организационно-хозяйственного обеспечения, для чего:

Готовит соответствующую спортивную базу (стадион, спортзал место для кроссовых и лыжных трасс и др.), инвентарь и оборудование;

Привлекает дополнительные технические средства - различную необходимую аппаратуру, а также автотранспорт;

Утверждает судейскую коллегию;

Обеспечивает судейскую коллегию документами и канцтоварами;

Участвует в разработке сценария открытия и закрытия соревнований;

Организует прием, размещение, питание и отправку участников соревнований;

Утверждает расписание и регламент соревнований;

Обеспечивает медицинское обслуживание соревнований;

Организует работу мандатной комиссии;

Организует изготовление наградной атрибутики и призового фонда.

2.6. ОПС совместно с дирекцией спортивной базы и судейской коллегией проверяет готовность базы к соревнованиям, систему обеспечения порядка и безопасности и подписывает об этом акт, а по окончании соревнования принимает от судейской коллегии итоговые документы.

3. СПОРТИВНАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ.

3.2. СБ должна предоставить и обеспечить соответствующие Правилам вида спорта места соревнования, полностью оснащенные инвентарем, оборудованием, мебелью, а так же места предстартовой подготовки (разминки) спортсменам и места сбора и предстартового контроля участников с соответствующей мебелью, аппаратурой и средствами связи.

3.3. СБ обеспечивает участников раздевалками и душевыми помещениями, туалетами в количестве и санитарном состоянии, отвечающим гигиеническим нормам и требованиям.

3.4. На СБ при проведении соревнования должны иметься необходимые измерительные средства, имеющие свидетельства государственной метрологической службы об их проверке и допуске к использованию в установленные сроки
, а также документация (акты), утверждающая соответствие спортивных площадок и оборудования установленным правилами стандартам.

3.5. Дирекция СБ должна предоставлять в распоряжение судейской коллегии и организаторов помещения для работы - места для судей и группы информации на трибуне (судейскую ложу), а также помещения для секретариата, группы награждения, главного судьи, информационного бюро, пресс-центра.

3.6. Для проведения торжественных церемоний дирекцией предоставляется необходимое оборудование. Дирекция также выделяет обслуживающий персонал для подготовки мест соревнований и работы с судейской коллегией в ходе соревнований.

3.7. На дирекцию возлагаются обязанности по обеспечению безопасности во время предстартовой подготовки и соревнований спортсменов, в соответствии с мерами обеспечения общественного порядка, о чем совместно с ОПС оформляется акт о готовности спортивной базы к соревнованию.

4. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ.

4.1. Спортсмены допускаются на соревнования в соответствии с именными техническими заявками с учетом требования Положения о соревновании.

4.2. Соревнования проводятся по возрастным группам, когда на соревнования допускаются спортсмены определенного возраста, а также и без ограничения возраста участников. Принадлежность спортсменов к возрастным группам определяется по количеству лет на 31 декабря года проведения соревнования включительно (по отдельным видам правилами соревнований).

4.3. Возрастная градация допуска к участию в соревнованиях определяется ОПС и утверждается Положением.

4.4. На соревнованиях, где разыгрывается звание абсолютного чемпиона, деление участников на возрастные группы не производится, при этом все спортсмены, независимо от возраста, выступают по единой программе.

4.5. Вопросы участия в соревнованиях спортсменов разных возрастных групп и зачета их результатов в командном первенстве в каждом конкретном случае определяются Положением о соревновании и решаются судейской коллегией.

4.6. Каждый участник обязан знать и соблюдать Правила, Положения и все условия проведения соревнования.

4.7. Участник соревнований, показавший явную неподготовленность к выступлению, может быть отстранен от участия решением судейской коллегии или отстранен официальным врачом в связи с заболеванием.

4.8. В личных или лично-командных соревнованиях участник, заявленный в нескольких видах программы, обязан принять в них участие. При неявке на соревнования по одному из заявленных видов участник не допускается к соревнованиям по остальным видам. Исключения определяются судейской коллегией в соответствии с правилами.

4.9. Каждая организация, участвующая в соревновании, должна иметь своего
представителя, полномочного представлять интересы участников и принимать ответственность за соблюдение ими правил и условий соревнования.

Представитель несет ответственность за своевременную подачу технической заявки. Только он имеет право на подачу до заявок и перезаявок, а также протестов от имени участников или команды.

4.10. Представитель пользуется правом получать информацию от секретариата, присутствовать и выступать, на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся с приглашением представителей, может участвовать в жеребьевке, но не имеет права вмешиваться в решения судейской коллегии и других лиц, проводящих соревнования.

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ.

5.1. Проведение соревнований возлагается на комитет по физической культуре и спорту Администрации МР Кушнаренковский район РБ.

5.2. Проведение соревнований должно соответствовать Регламенту.

5.3. Постановлением Главы Администрации МР Кушнаренковский район РБ создается организационный комитет по проведению соревнований. Организационный комитет возглавляет руководитель или его заместитель. Организационный комитет принимает решения по реализации задач данного постановления, осуществляет контроль за исполнителями.

5.4. На правах членов в оргкомитет входят представители комитета по физической культуре, спорту, по управлению образованием, по финансовой политике, по здравоохранению, по торговле, по культуре, по делам молодежи, а также органов внутренних дел и др.

6. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.

6.1. Соревнования по видам спорта проводятся по правилам, утвержденным
Министерством молодежной политики, спорта и туризма РБ.

6.2. Правила соревнований формируют, регулируют и определяют требования
и условия в организации и проведении соревновательной деятельности в
данном виде спорта

6.3. Правила соревнований отражают в каждом виде спорта свою специфичность.

6.4. В правилах описываются требования к местам проведения соревнования, правилам состязаний и, в необходимых случаях, технике безопасности при проведении соревнований.

6.5. Правила проведения соревнований по каждому виду спорта имеют свою регламентацию в определении победителей, где оговаривается конкретный вид подсчета, а именно: определяется по сумме очков (наименьшее, наибольшее); по времени (секунды, минуты, часы); по расстоянию (сантиметры, метры, километры); по весу (граммы, килограммы).

7. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИИ.

7.1. Положение о соревнованиях - это нормативный документ, дающий право на финансирование мероприятия, определяющий направленность тренировочного процесса потенциальных участников, раскрывающий основное содержание состязаний и регламентирующий порядок их проведения.

7.2. Положение разрабатывают представители общественных объединений (федерации, ассоциации и союзы), активы секций и другие общественные объединения. Утверждает его, в зависимости от статуса соревнований, Администрация МР Кушнаренковскии район РБ, комитет по физической культуре и спорту или общественное объединения, а также руководитель предприятия, организации, заведения любой формы собственности. Положения о соревнованиях могут готовиться на конкретное мероприятие, а также на последующие периоды (квартал, полугодие, год).

7.3. Положение о соревнованиях состоит из следующих разделов:

Цели и задачи соревнований;

Время и место проведения;

Руководство соревнованиями;

Участвующие организации и участники соревнований;

Программа и условия проведения соревнований;

Порядок определения победителей;

Награждение победителей;

Заявки на участие в соревнованиях.

7.3.1. Цели и задачи:

В различных соревнованиях ставятся определенные цели и задачи:

Привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Развитие данного вида спорта, по которому проводятся соревнования в коллективах физической культуры;

Смотр состояния и дальнейшее улучшение организационной и учебной работы в коллективах физической культуры, районах и городах по данному виду спорта;

Повышение спортивного мастерства и выявление из числа молодых перспективных, способных спортсменов для пополнения сборных команд коллективов физической культуры, муниципальных образований и субъектов Федерации;

Формирование сборной команды спортивной организации для участия в предстоящих соревнованиях;

Популяризация и пропаганда данного вида спорта среди жителей территории, а также как одного из средств укрепления здоровья, воспитания подрастающего поколения;

Укрепление дружеских спортивных связей между спортсменами, а также между предприятиями, организациями, учреждениями любой формы собственности и территориями, где живут и тренируются спортсмены и т. д.

7.3.2. Время и место проведения:

Время и место проведения соревнований определяются организацией проводящей спортивные мероприятия.

7.3.3. Руководство соревнованиями:

В соответствии с масштабами соревнований, руководство ими подготовку и проведение осуществляют советы коллективов физической культуры, территориальные органы управления физической культурой и спортом, организации, предприятия, учреждения любой формы собственности.

Обязанности по подготовке места соревнований, снабжению инвентарем и оборудованием, обеспечению размещения, организации питания, приема и отправке участников, судей и представителей возлагаются на оргкомитет.

Положение определяет условия оплаты командировочных расходов (проезд от места жительства к месту соревнований и обратно, расходы по размещению, питанию участников, тренеров, судей и т. д.)

Для организации соревнований создают судейские коллегии, состав которых утверждает проводящая организация совместно с федерациями по видам спорта.

7.3.4. Участвующие организации и участники соревнований:

В положении оговариваются особенности состава участников и условия, по которым они допускаются к соревнованиям, уточняется принцип комплектования команд: территориальный или ведомственный, указывается численность участников, тренеров, представителей, судей, год рождения участников, допускаемых к соревнованиям требуемая спортивная квалификация. Для командного зачета определяется число спортсменов, дающих зачетные очки.

Для тренера, представителя перечисляется перечень документов, согласно которым устанавливают принадлежность спортсмена к команде, наличие паспорта с пропиской, зачетная книжка спортсмена и другие документы, которые могут быть указаны в положении.

В положении при необходимости оговариваются условия по параллельному зачету одного или нескольких спортсменов или ряда команд.

7.3.5 Программа соревнований:

Положение утверждает расписанную по дням и часам программу соревнований по каждому виду.

7.4. Прядок определения победителей:

7.4.1. В положении указывается определение победителей личного и командного первенства Личные места определяют по выступлению каждого спортсмена, а командные места - по количеству зачетных участников.

7.4.2. При проведении комплексных мероприятий (спартакиад, смотров-конкурсов и т. д.) оговариваются условия учета призовых мест по видам спорта, система зачета, составы команд.

7.5. Награждение участников и команд:

Положением утверждают число призовых мест в личном и командном первенствах и перечисляют награды за них.

7.6. Заявки на участие в соревнованиях.

7.6.1. К соревнованиям допускают команды и спортсменов, своевременно
уведомивших вышестоящую или проводящую соревнования организацию о
своем участии.

7.6.2. Заявка подается от спортивной организации. О своем участии в
соревнованиях коллектив сообщает в письменном виде в сроки,
предусмотренные Положением. В заявке указывают фамилию и полностью имя,
отчество спортсмена, год рождения, разряд или спортивное звание.

7.6.3. В заявке врач подписывает личной подписью и ставит свою печать
против фамилии каждого спортсмена и указывает сведения об общем
количестве спортсменов, допущенных к соревнованиям, при необходимости
ставится печать и подпись представителя лечебно-физкультурного диспансера.

7.6.4. 3аявку подписывает руководитель учреждения или предприятия, спортивной организации, официальной представитель или тренер.

8. СОСТАВ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ

8.1. Судейская коллегия соревнований состоит из главного судьи, судейских бригад, секретариата, вспомогательного судейского персонала, технической службы (просмотровой комиссии, апелляционного жюри, инспектора). Возглавляет судейскую коллегию главный судья.

8.2. Главный судья является руководителем соревнований и обеспечивает их проведение в соответствии с правилами соревнований и положением о соревнованиях.

8.3. Главный судья обязан:

Квалифицированно осуществлять руководство;

Проводить заседания судейской коллегии совместно с представителями
команд;

Рассматривать заявления (протесты) представителей команд и принимать по ним решения;

Принимать участие в подборе судей, проводить инструктаж;

Заблаговременно проверять подготовленные спортсооружения, места проведения, оборудование, инвентарь.

8.4. Главный судья имеет право:

Перенести начало соревнований, прекратить дальнейшее проведение и сделать временный перерыв;

Отстранять от судейства судей, не справляющихся со своими обязанностями;

Удалить представителя с места проведения соревнований, если его поведение мешает проведению соревнований;

Сделать корректировку в программе соревнований, если в этом возникла необходимость;

задержать объявление результата соревнований;

В исключительных случаях может временно покинуть место проведения соревнований и поручить одному из своих заместителей выполнять обязанности главного судьи;

Давать оценку работе судей.

Главному судье непосредственно подчиняется главный секретарь соревнований, на котором лежит нормативно-правовое оформление всего хода проведения соревнований.

8.5. Главный секретарь подбирает состав секретариата и распределяет обязанности. Секретариат подготавливает протоколы соревнований, производит подсчет между участниками и командами, выявляет победителей и призеров, готовит материалы для информации о ходе соревнований, проверяет правильность заполнения протоколов судьями,
вписывает результаты соревнований в свободные таблицы, осуществляет связь с представителями средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы).

8.6. Главный секретарь обязан: принимать именные заявки, проводить жеребьевку совместно с представителями команд, подготавливать протоколы соревнований, раздавать их судьям, контролировать работу секретарей, выводить командные результаты и представлять их для утверждения на заседание судейской коллегии совместно с представителями команд, подтверждать своей подписью результаты соревнований, составлять акты, подтверждающие установление рекордов, подготавливать отчет соревнований для проводящей организации, вести табель работы судей, выдавать справку о выполнении спортсменом требований на присвоение спортивного звания, осуществлять подготовку дипломов, грамот для призеров и победителей.

8.7. Главный секретарь имеет право: проводить отбор на очередное судейство секретариата, отстранить временно от работы секретарей, не справляющихся со своими обязанностями, согласовав с главным судьей. Обнаружив ошибку при подсчете результатов, задержать объявление результата, не давать информацию представителям средств массовой информации. Давать оценку работе секретариата. Иметь необходимое количество множительной техники и технических работников для работы на ней согласно сметы расходов и положения о соревновании.

8.8. Судья по информации - связующее звено между спортсменами, зрителями, судьями, отвечает за своевременное оглашение через микрофон результатов соревнований.

Во время проведения соревнований судья-информатор обязан:

Объявлять программу и порядок проведения соревнований согласно правилам соревнований;

Представлять зрителям участников и судей соревнований;

Хорошо знать правила данных соревнований, рекорды и высшие достижения, хронологию, а также лучшие результаты ведущих спортсменов;

Давать лаконичную информацию в доступной для широких масс форме;

Передавать распоряжения главного судьи соревнований и главной судейской коллегии;

Представлять информацию в духе пропаганды и агитации вида спорта, по которому проходят соревнования;

Осуществлять обеспечение церемоний открытия и закрытия соревнований в соответствии с заранее подготовленным сценарием; способствовать четкой организации проведения соревнований.

8.9. Рассмотрение протестов. Протест в спортивных соревнованиях – это документ (письменное заявление), где содержится возражение против действия какого-либо участника, тренера, представителя, судьи соревнований, описание конфликта со ссылкой на соответствующие пункты правил, положения, программы соревнований, подписывается представителем (капитаном) команды и подается главному секретарю.

Главный секретарь должен проставить на протесте время его подачи и немедленно ознакомить с ним главного судью, предоставив одновременно необходимые для разбора протеста материалы.

8.10. Отчет главного судьи соревнований состоит из следующих документов:

Сводный протокол.

Программа соревнований.

Протоколы соревнований.

Отчет главного врача.

Информация мандатной комиссии.

Пропагандистский материал (приглашения, программа, афиши и др.)

Именные заявки всех команд.

Анкета участника.

Материалы готовит главный секретарь. Главный судья обязан сдать всю отчетную документацию в проводящую соревнования организацию.

9. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ МАНДАТНОЙ КОМИССИИ.

9.1. Мандатная комиссия в своей работе руководствуется правилами и положением о соревновании по виду спорта, приказом, распоряжением вышестоящей организации о проведении соревнований.

9.2. Члены мандатной комиссии проверяют заявки на участие в соревнованиях, а вместе с этим проверяют документы (паспорта, свидетельства о рождении спортсменов, классификационные билеты, анкету участника и др.), которые представители команд должны
предоставить согласно положению о соревнованиях. На официальных первенствах комиссия для проверки документов может пригласить команду в полном составе. Члены комиссии дают свое заключение о допуске главному судье, который совместно с представителем проводящей соревнования организации принимает окончательное решение.

9.3. Мандатная комиссия состоит из следующих членов: председателя
(представитель проводящей соревнования организации), секретаря и нескольких представителей судейской коллегии (главный секретарь, врач соревнований и др.) Персонально комиссии подбирается и утверждается организацией, проводящей соревнования.

9.4. Комиссия заранее готовит документацию для допуска и аккредитации участников. При проверке заявок мандатная комиссия оставляет в основном составе команды количество участников, предусмотренное положением, делает отметки об условном допуске, проверяет наличие визы врача, разрешающей выступление на данных соревнованиях.

9.5. Отметка о регистрации по месту жительства в паспорте проверяется, если в соревнованиях участвуют сборные команды территорий (районов, городов, округов, областей, республик). Военнослужащие предъявляют справки с места службы.

9.6. В заявке против фамилии спортсмена должна быть проставлена виза врача «допущен», его подпись и печать медицинского учреждения . В нижней части заявки фраза - текст «Всего допущено к соревнованиям _____ человек», заверяется подписью врача и печатью медицинского учреждения. Здесь же перечисляются фамилии спортсменов, не допущенных врачом к соревнованиям. Выступать в соревнованиях без разрешения врача категорически запрещается. Основанием для допуска к соревнованиям может служить печать медицинского учреждения в зачетной классификационной книжке спортсмена. Спортсмен, имеющейся в заявке, может быть допущен к соревнованиям по отдельной справке, полученной в медучреждении.

9.7. Основная работа мандатной комиссии заканчивается до начала соревнований. В судейскую коллегию сдается письменный отчет. В отчет включаются цифровые данные о количестве участников и их составе, протесты (если такие поступили в адрес комиссии), а также анкеты участников и другая документация.

10. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

10.1. Обязательным документом для финансирования спортивного мероприятия является Положение, которое утверждается проводящей организацией.

10.2. Основным плановым документом проведения спортивного мероприятия является смета расходов, составленная с учетом нормативов расходования средств, предусмотренных Положением.

10.3. К нормативам расходования средств относятся: заработная плата , проезд, суточные, размещение, питание, награждение и оплата судейства и некоторые другие расходы (культурная программа, медицинское обеспечение, аренда спортивной базы и др.).

11. ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.

11.1. Порядок открытия соревнований .

Информация диктора о предстоящих соревнованиях.

Рапорт главного судьи председателю оргкомитета.

Приветствие председателя оргкомитета, почетных гостей.

Подъем флага России, РБ. Звучит гимн России, РБ

Объявление об открытии соревнований.

Спортивно-развлекательная программа (по возможности).

Информация диктора о программе соревнований на предстоящий период.

11.2. Порядок закрытия соревнований .

Информация диктора о прошедших соревнованиях.

Построение команд для выхода на парад.

Парад участников соревнований.

Объявление об итогах прошедших соревнований.

Награждение победителей, вручение поощрительных призов.

Заключительное слово председателя оргкомитета, почетных гостей.

Спуск флага России, РБ, звучит гимн России, РБ.

Объявление о закрытии соревнований.

Управляющий делами администрации

муниципального района

Согласовано:

Управляющий делами Р. Нургалиев

Заместитель главы администрации И. Ахунов

Начальник ООП и ИАР В. Агапов


ШЕСТОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ! ОБНОВЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРСА!

Детский клуб «ТАИС»при участии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, при поддержке департамента образования Администрации города Омска в 2018-2019 учебном году проводитшестой Всероссийский конкурс «Лучшая школьная газета».Участниками конкурса могут быть издательские коллективы образовательных организаций всех видов и типов, выпускающие школьные печатные газеты.

Конкурс для школьных коллективов и для коллективов учреждений дополнительного образования. Конкурс редакторов, корреспондентов, верстальщиков, художников, дизайнеров – всех тех, кто из года в год делает школьную газету. Это не только возможность рассказать о своей газете, но и посмотреть, как делают издания в других школах. Демонстрация способностей и обмен опытом.

В 2017-2018 уч. г. в конкурсе приняли участие редакцииредакции из г. Омска, 4 районов Омской области и 17 субъектов Российской Федерации. По итогам конкурса был издан электронный сборник работ победителей. С ним можно ознакомиться на сайте детского клуба «ТАИС»:

Основными целями и задачами конкурса являются содействие развитию школьного издательского дела; популяризация и поддержка лучших школьных издательских проектов; развитие творческого потенциала школьных издателей, приобщение участников конкурса к лучшим образцам отечественной издательской культуры.

В 2018-2019 уч. г. участию в конкурсе принимаются печатные школьные издания, вышедшие в период с 01 января по 31 декабря текущего года. Участники Конкурса присылают на адрес Организатора заявку об участии и не менее трех печатных выпусков газеты любого объема и формата на русском языке. Главное условие – соответствие присланного на конкурс издания типу «газета». Выпуски газеты могут быть высланы на адрес Организатора в распечатанном виде по Почте России или по электронной почте в формате pdf . К газетам необходимо приложить краткое описание издания (год основания, описание авторского коллектива, работающего над изданием и т.д.) – не более 1000 знаков.

В 2018-2019 уч. г. в ручается Гран-при «Лучшая школьная газета - 2018» (Победители конкурса), а также определяются лауреаты в следующих номинациях:

  • «Лучшее оформление газеты»
  • «Лучший журналистский материал»: лучшее интервью, лучший репортаж, лучшая заметка
  • «Лучший фотоматериал»
  • «Лучшая работа редактора»: оценивается общий уровень подготовки выпуска газеты в целом, наличие темы номера и качество ее воплощения, композиция выпуска, качество отбора текстовых и графических материалов.