Электрооборудование

Виды и типы сельскохозяйственных предприятий. Значение и состав АПК

Виды и типы сельскохозяйственных предприятий. Значение и состав АПК

Принципы построения организационно-экономических основ сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК

Независимо от форм собственности и видов сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК их организационно-экономические основы построены на следующих принципах:

Деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК осуществляется самостоятельно , на основе их полной ответственности за результаты хозяйствования;

В состав сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК не входят другие юридические лица;

Основные направления деятельности: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация;

Госхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), крестьянские, фермерские хозяйства и другие организации ведут свое производство на земле, передаваемой им государством во владение или пользование. Личное подсобное хозяйство членов СПК, работников госхозов и других граждан, как и индивидуальное садоводство, может вестись на земельных участках, передаваемых им на правах частной собственности;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) является юридическим лицом, имеет свой баланс и расчетные счета в банке, в том числе валютный счет, свое обособленное имущество и продукцию. Вмешательство в деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия АПК) со стороны государственных, общественных и других организаций недопустимо;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) обеспечивает право на социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) повышает благосостояние работников, обеспечивая социальное устройство места жительства, создание соответствующих условий жизни, работы, быта и повышения профессионального, культурного и нравственного уровня развития работников;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) может на добровольных началах входить в межхозяйственные объединения, ассоциации и другие формы интеграции;

Сельскохозяйственная организация (предприятие АПК) несет ответственность по обязательствам своим имуществом по всем видам деятельности и не отвечает (за исключением крестьянских хозяйств) по долгам и обязательствам своих работников, как и они по долгам сельскохозяйственной организации (предприятия АПК);

Демократические основы самоуправления во всех структурах сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК).

К организациям государственной формы собственности (госхозам) относятся :

Учебно-опытные хозяйства;

Племзаводы;

Подсобные и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК.


В среднем на 1 госхоз приходится более 3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе около 2 тыс. га пашни.

Государственные предприятия АПК могут быть созданы в форме унитарных предприятий (республиканских или коммунальных).

Госхозы и другие государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РБ. В каждом госхозе разрабатывается устав, в котором устанавливаются основные задачи его деятельности. Устав госхоза является основным документом, регулирующим внутрихозяйственные отношения и взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Устав принимается собранием трудового коллектива и подлежит регистрации.

Государственные сельскохозяйственные организации и предприятия АПК являются самостоятельными товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность под руководством вышестоящего органа. Государство передает госхозам во владение землю и имущество для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и другой продукции на основании рационального использования земли и других элементов сельскохозяйственного производства с целью получения прибыли. В госхозах, как правило, по сравнению с сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК) более высокий уровень концентрации и реализации производства. Как юридические лица, госхозы имеют расчетный и другие счета в банках, в т.ч. валютный. Они функционируют на принципах полного хозрасчета, несут имущественную ответственность за результаты своей деятельности, ответственны за социальное развитие и материальное стимулирование работников.

сельскохозяйственные организации и предприятия АПК государственной формы собственности несут ответственность по всем обязательствам в пределах стоимости имущества находящегося на его балансе. Государственные органы не несут ответственности по обязательствам сельскохозяйственных организаций (предприятий АПК), а они не несет ответственности по обязательствам государства и его органов. Исключением здесь могут быть случаи, когда экономическая несостоятельность такой сельскохозяйственной организации (банкротство) вызвана его учредителями (участниками), которые имеют право давать обязательные для данного юридического лица указания, либо другим образом определять его действия.

После выполнения обязательств, уплаты налогов и других платежей государству, госхоз сам распоряжается произведенной продукцией и полученной прибылью.

Отношения госхоза с другими организациями, предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности регулируется договорами. В соответствии с действующим законодательством госхозы могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В госхозе создаются отделения, животноводческие фермы, бригады, цеха, звенья и др. подразделения за которыми закрепляются земельные участки, техника. Госхоз может на добровольных началах вступить в объединения различной организационно-правовой формы, в целях наиболее полного использования на основе кооперации материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При этом, госхоз как правило сохраняет самостоятельность и права юридического лица.

Госхоз сам устанавливает структуру органов управления, численность аппарата управления и затраты на его содержание. Управление осуществляется на принципах единоналичия в сочетании с самоуправлением трудового коллектива. С директором госхоза заключается контракт. Директор несет ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности организации и решает все вопросы, за исключением, отнесенных в компетенцию общего собрания трудового коллектива и совета госхоза. Директор самостоятельно распоряжается имуществом госхоза. Бригадиров производственных подразделений избирают на собраниях трудовых коллективов, после чего их кандидатуры утверждаются директором.

Собственность госхоза неприкосновенна и находится под защитой государства. Его имущество госхоза может быть изъято только по решению суда. Госхоз сам планирует свою деятельность, исходя из спроса на продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечить развитие производства, социальной базы и повышение доходов работника.

В госхозе могут быть установлены имущественные паи работников. Размер такого пая определяется с учетом коэффициента трудового участия работника в работе хозяйства (стажа, заработной платы и т.д.).

На имущественный пай могут ежегодно начисляться и выплачиваться проценты (дивиденды) в размерах, установленных общим собранием трудового коллектива. Трудовые отношения работников регулируются законодательством о труде. Формы, системы и размеры оплаты труда устанавливаются самостоятельно. Минимальный размер оплаты труда определяется в законодательном порядке.

При выходе из госхоза для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, его работнику должен быть выделен отдельный участок в размере, установленном законодательством. Для ведения личного подсобного хозяйства работникам госхоза могут быть переданы в собственность земельные участки до 1 га. Из переданных госхозу земель он может предоставить работникам для временного пользования участки под сенокосы, пастбища и другие угодья в размерах, устанавливаемых общим собранием коллектива.

Госхоз обязан создавать безопасные условия труда.

Госхоз обязан своевременно проводить природоохранные мероприятия за счет собственных средств, и несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, лесов, вод и т.д..

К государственным сельскохозяйственным организациям также относятся сельские подсобные хозяйства промышленных предприятий. В большинстве случаев они создаются для обеспечения работников дополнительными продуктами питания. Часть таких хозяйств были созданы на базе убыточных сельскохозяйственных организаций. Большинство подсобных хозяйств являются структурными подразделениями промышленных предприятий, но некоторые из них - самостоятельные сельскохозяйственные организации. Имущество сельских подсобных хозяйств формируется за счет материальных средств промышленных предприятий. Объем и структура производства и направление использования продукции определяются учредителями. За подсобными хозяйствами закрепляются земельные угодья. В среднем на 1 подсобное хозяйство приходится около 70 га сельскохозяйственных угодий. Все основные сельскохозяйственные работы выполняются постоянными работниками подсобного хозяйства. Формы оплаты труда устанавливаются учредителем. Взаимоотношения работников и учредителя оформляются соответствующими трудовыми соглашениями. Большую часть произведенной продукции сельские подсобные хозяйства реализуют организациям общественного питания и работникам организации учредителя.

Унитарным ( unitas , лат. - единство) предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. (слайд)

Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (до­лям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно на­водится в государственной или муниципальной собственности. (слайд)

Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество, на­ходящееся в муниципальной собственности, принадлежит унитарному предприятию только на праве хозяйственного ведения. (слайд)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия. (слайд)

Устав должен со­держать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирова­ния, другие сведения, установленные законодательством.

Органом управления унитарного предприятия является руко­водитель, который назначается собственником либо уполномо­ченным собственником органом и им подотчетен. (слайд)

Все унитарные предприятия имеют право распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, передавать в уставный капитал других коммерческих организаций и др) только с согласия собственника. Движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, унитарное предприятие может распоряжаться самостоятельно.

В зависимости от вида собственника (государство, государственный орган, муниципальный орган) и наличия того или иного вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество унитарные сельскохозяйственные предприятия подразделяются:

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения;

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);

Муниципальные предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам этого предприятия, за исключением случаев, когда его несостоятельность вызвана самим собственником имущества или другими органами, имеющими право давать обязательные для исполнения указания либо иным образом определять его действия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества во всех случаях.

8. Государственные сельскохозяйственные предприятия.

Государственные сельскохозяйственные предприятия на праве хо­зяйственного ведения создаются по решению уполномоченного фе­дерального государственного органа или органа субъекта РФ.

Собственник имущества (слайд)

К федеральным государственным сельскохозяйственным предприя­тиям относятся (слайд) научно-производственные, учебно-опытные, пле­менные, семеноводческие хозяйства, хозяйства на мелиорирован­ных землях, крупные животноводческие комплексы, птицефабри­ки, овощеводческие комбинаты, другие специализированные сель­скохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению Правительства Российской Федерации приватизации и разделу.

К государственным сельскохозяйственным предприятиям субъектов РФ относятся (слайд): учебно-производственные хозяйства технику­мов, колледжей, лицеев, племенные хозяйства по разведению местных пород скота и птицы, селекционные хозяйства по выведению и совершенствованию местных сортов сельскохозяйственных культур, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, хозяйства, выращивающие сельскохозяйственные культуры с содержанием наркотических и ядовитых веществ, другие сельскохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению субъекта Российской Федерации приватизации и разделу.

Имущество передается предприятию на праве хозяйственного ведения, а земля - в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. (слайд)

Имущество предприятия формируется также за счет полу­ченных доходов, вкладов других государственных предприятий, федеральных бюджетных ассигнований, заемных и иных средств. (слайд)

Размер уставного фонда государственного федерального пред­приятия не может быть меньше суммы, определенной действую­щим законодательством. До государственной регистрации пред­приятия уставный фонд должен быть полностью оплачен соб­ственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых акти­вов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный федеральный государственный орган обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фон­да и известить об этом всех своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обяза­тельств предприятия и возмещения возникших убытков. Если сто­имость чистых активов окажется меньше минимального размера фонда, установленного законом, предприятие ликвидируется.

Федеральное государственное предприятие планирует свою деятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнктуры рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся финансовых и иных ресурсов.

Трудовые отношения на федеральном государственном пред­приятии регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и уставом. Трудовой коллектив предприятия включает всех работников, участвующих в его деятельности на основе трудового договора (контракта).

Основу экономической деятельности составляют договоры (контракты) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для Федеральных нужд по ценам государственных контрактов, а также договорным (рыночным) ценам.

Федеральное государственное предприятие вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные предприятия) путем передачи им в установленном порядке зе­мельного участка и части другого имущества в хозяйственное ведение.

Казенные сельскохозяйственные предприятия создаются по ре­шению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или по решению ад­министрации субъекта Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Федерации.

К казенным (на праве оперативного управления) предприятиям относятся (слайд) :предприятия, которые не возмещают издержки денежной выручкой и специализируют­ся на выведении новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных общефедерального значения; опытно-произ­водственные хозяйства научно-исследовательских институтов федерального значения; сельскохозяйственные предприятия, поставляющие продукцию непосредственно закрытым админис­тративно-территориальным образованиям, воинским частям; предприятия, работающие на мелиорированных землях федераль­ного значения, и др.

Казенные предприятия могут создаваться двумя способами (слайд): пу­тем ликвидации федеральных государственных предприятий и со­здания на их базе казенных предприятий и путем учреждения но­вых казенных предприятий.

Основаниями для принятия решения о ликвидации федераль­ного государственного предприятия и создания на его базе феде­рального казенного предприятия являются:

нецелевое использование выделенных федеральных средств;

отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих положений.

Созданное федеральное казенное предприятие является право­преемником ликвидируемого предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, землепользованию, природопользова­нию, использованию полезных ископаемых, предоставленных квот и лицензий.

Новое федеральное казенное предприятие создается, как пра­вило, при условии, если преобладающим (более 50 %) потребите­лем производимой продукции (работ, услуг) является государство, которое предоставляет предприятию имущество на праве опера­ции управления.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении: (слайд)

Планирование и финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляются через план-заказ и план развития предприятия. Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, если она разрешена уполномоченным федеральным органом. В частности, это касается распоряжения имуществом (сдачи в пользование, в том числе в аренду, залог и пр.), а также создания дочерних предприятий, выступления в качестве учредителя других организаций и др.

Утверждение и доведение до казенного предприятия плана-заказа осуществляются уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации. В плане-заказе указывают следующие основные показатели:

объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры, ассортимента, требований к качеству, срока поставок, цен и условий их изменения;

фонд оплаты труда и нормативы его возможного увеличения;

лимит численности работников;

обьем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условиях их предоставления.

Финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой продукции (работ, услуг). При их недостатке казенному предприятию могут быть выделены средства из федерального бюджета на следующие цели:

реализацию плана развития предприятия;

компенсацию убытков при выполнении плана-заказа.

Средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в бюджете отдельной строкой. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования воз­вращаются в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование развития производства и социальной сферы по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным фе­деральным органом. Свободный остаток прибыли изымается в фе­деральный бюджет.

Давайте поднимем тему управленческого учета в такой специфической и достаточно редко освещаемой в данном ключе сфере, как сельское хозяйство. О положении дел в этой области данных накоплено немало, но назвать их обнадеживающими трудно. Итак, о чем же конкретно идет речь? Что принято подразумевать под этим термином?

Под управленческим учетом понимают систему сбора и подачи информации, на основании которой принимаются решения, касающиеся деятельности той или иной организации. Благодаря системам управленческого учета возможно понять положение дел - состояние предприятия, рациональное или не очень распределение наличных ресурсов. Конечной целью такой системы является повышение эффективности любой производственной деятельности.

Основные цели учета

Как и в других сферах, основной на сельскохозяйственном предприятии служит подача менеджерам и руководителям информации, нужной для грамотного принятия решений и успешного управления компанией. К основным задачам его относятся:

  1. Составление плана производственной деятельности и бюджета.
  2. Расчет затрат и определение мер контроля благодаря средствам оперативного учета.
  3. Анализ полученных данных и разработка принимаемых решений на основе полученных отчетов.

Учет в сельскохозяйственных организациях. В чем особенности?

Система управленческого учета на предприятиях подразумевает достижение оптимального сочетания качества и количества выдаваемой продукции. Уровень экономической эффективности, характерный для сельского хозяйства, определяется, во-первых, указанным соотношением (затраты-результаты), напрямую зависящим от степени эффективности использования всех производственных ресурсов. Во-вторых, от управляемости тех процессов, которые для них характерны.

Строить систему управления сельскохозяйственной организацией следует, основываясь на затратах как основном мотивирующем факторе. Система их оптимального распределения обязана снабжать необходимой информацией с нужной степенью детализации, способствовать выявлению и внедрению тех направлений деятельности, которые могут считаться высокорентабельными. Именно такая политика способна повысить эффективность в данной сфере.

О реформах в сфере АПК

Наша страна в течение ряда десятилетий переживает определенные реформы, цель которых - дать максимум возможностей Цели и задачи подобных преобразований во всех подробностях раскрываются правительственным Постановлением Российской Федерации номер 717, вышедшим в июле 2012 года. В нем перечисляются основные задачи, возлагаемые на принятую на период 2013-2020 гг. программу.

О чём же идёт речь в данном серьезном документе? Приоритет отдается оптимальной земель, стимулированию роста объема производства продовольствия и всех основных видов агропродукции, предотвращению распространения болезней в среде животных путем финансирования соответствующих мероприятий, поддержке инфраструктуры аграрного рынка. Согласно постановлению, рынки сбыта нужно регулировать с большей эффективностью, укреплять и поддерживать так называемые малые хозяйственные формы сельскохозяйственных организаций.

Следует уделять внимание более эффективному взаимодействию государственных органов контроля с аграрным сектором. Основная задача на указанный период - постепенное увеличение рентабельности данной немаловажной отрасли, рост качества жизни сельских жителей и создание условий, при которых возможны инновационные разработки и достойное техническое обеспечение сельхозпредприятий.

О финансах

На указанные годы в федеральный бюджет будет заложен в целях реализации программы серьезный объем денежных средств. Согласно ожиданиям, финансовые вливания прогнозируемо принесут ряд немаловажных изменений в развитии отрасли. Но следует помнить, что главное условие - целевое и как можно более рациональное использование выделенных средств.

Не следует забывать и о том, что при изменениях в структуре мирового сельского хозяйства появившихся после введения нашей страной санкций на импорт определённых видов продуктов, требуется резкое повышение эффективности данного сектора и продуманная организация сельскохозяйственной продукции, производимой отечественными поставщиками.

На успешно действующих аграрных предприятиях следует повышать производительность труда, добиваться более высокого уровня эффективности выращивания культур, обеспечить бесперебойность заготовки нужного в объемах страны количества сельхозпродукции для ликвидации ее дефицита. Следует уделить особенное внимание эффективному использованию наличных активов - земель, пашен, ферм, садов, поголовья животных, транспорта и т. п.

Что важно?

Аграрный сектор требует привлечения молодых и грамотных специалистов-управленцев, новых инновационных программ и разработок на каждом из производственных участков. Организация сельскохозяйственного предприятия требует четкого распределения мер ответственности. Источники финансирования, как собственные, так и субсидированные, должны быть использованы с максимальной эффективностью.

Для успешного достижения указанных целей каждый хозяйствующий субъект в сфере сельскохозяйственного производства обязан обладать хорошо отлаженной внутренней управляющей системой. Без неё невозможно налаживание эффективной производственной деятельности, выявление необходимых внутренних резервов.

Где система?

Главная трудность, присущая сфере управления предприятиями аграрного комплекса - отсутствие полной и достоверной информации, без которой невозможны продуманные управленческие решения. Система единых методических рекомендаций, согласно которым возможна организация учета и управления по отдельным отраслям экономики, в настоящее время отсутствует. Из-за этого многие предприятия довольствуются объемами доходов гораздо ниже возможных, возрастают незапланированные расходы, теряются достоверные данные по себестоимости продукции.

Перечисленные факторы отрицательно влияют на рентабельность всех участков сельского хозяйства. К сожалению, нашей страны пока не объединен специализированной информационной системой управления, благодаря которой могла бы появиться возможность оптимизации деятельности предприятий АПК.

О значении учета

В свете вышесказанного управленческий учет выступает в качестве основного инструмента, благодаря которому возможно получение всех нужных данных для принятия взвешенного хозяйственного решения. Наличие его на предприятии ведет к формированию единой системы информации и обеспечивает эффективность и своевременность принимаемых руководством решений и, как результат, успешное развитие сельскохозяйственной организации.

На основе учета создаются информационные базы данных, отличные от бухгалтерских, но без которых невозможно принятие важных решений. Система эта также позволяет обеспечивать мониторинг на наиболее актуальных участках хозяйства и способствует развитию среди сотрудников корпоративного духа.

Почему дело не движется?

Как уже было сказано, к сожалению, пока единой системы управленческого учета всего сектора данной отрасли не существует. Мероприятия по его внедрению относятся скорее к единичным случаям. Причина этого - множество трудностей и особенностей, присущих деятельности в данной специфической отрасли, традиционно консервативное отношение к большинству изменений в управленческой сфере.

Информация о неоспоримых преимуществах и дополнительных возможностях, которые управленческий учет способен дать сельскохозяйственным организациям, воспринимается с трудом и не находит себе сторонников. Как следствие специалистов, способных эффективным образом организовать этот самый учет, остро не хватает.

Что можно предпринять?

Где же выход, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию? По данным аналитиков, есть смысл прибегнуть к следующим мерам:

  1. Адаптировать имеющийся западный опыт к российским условиям, не сбрасывая со счетов наличие успешных отечественных разработок (в том числе и советского периода), грамотно применять их в изменившихся условиях современной экономики.
  2. Разработать принципиально новые параметры, согласно которым возможна эффективная организация сельскохозяйственного производства, объединив их в стройную систему с повышением контроля над принятыми решениями в сфере финансов и управления.

О конкурентоспособности

Если проблема создания стойкой жизнеспособной информационной системы управления, внедряемой на российских сельскохозяйственных предприятиях, будет решена, конкурентоспособность данной отрасли значительно возрастет. Это, в свою очередь, позволит российским аграриям повысить суммарный объем продаж собственной продукции и укрепить имеющиеся территориальные позиции в границах внутреннего рынка.

В связи с отсутствием четких нормативных документов в сфере подобного учета от российского законодательства требуется разработка необходимых норм с подробным описанием методик и особенностей их внедрения согласно отраслям.

Организация сельскохозяйственного производства в теории. Почему нет результатов?

Теоретические исследования, существующие в данной сфере на нынешний день, не дают эффективной картины возможностей управленческого учета в его практическом применении. Авторы их главным образом заняты попытками трансформации существующих западных методик без учета отраслевых особенностей, присущих российским сельскохозяйственным организациям. Для осознания руководителями важности и целесообразности введения системы управленческого учета требуются серьёзные экономические исследования.

Основой учета должен стать продуманный порядок действий по сбору и обработке всей необходимой первичной информации. Основываясь на совокупности таких данных, можно наладить контроль затрат в разрезе отдельных объектов. Речь идет о различных сельскохозяйственных культурах или целых их группах (в растениеводстве) или видах животных в другой отрасли - животноводческой.

О бюджетировании

Метод управленческого учета, именуемый бюджетированием, позволяет руководителям сельскохозяйственных организаций планировать собственные возможности с последующим анализом полученных результатов. Каковы ключевые моменты этого метода? К ним можно отнести адресность, координацию и оценку затрат. Проводится он путём составления операционных бюджетов с контролем над их деятельностью при помощи отчетов об исполнении.

Специфика составления бюджетов сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, а именно - необходимость планирования самых разных показателей (объемов посева и вносимых удобрений, планируемого сбора урожая, роста надоев и поголовья скота, количества комбикормов и т. п.). Составляемый бюджет обязан учитывать наличие сезонных колебаний, особенности, присущие каждой отрасли (птицеводству, растениеводству, животноводству, пчеловодству), поправку на климатический фактор и события физиологического характера - от гибели урожая до падежа скота.

4. социальной инфраструктуры;

Какие предприятия относятся ко второй сфере АПК?

1. производящие сельскохозяйственную продукцию;

2. перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;

3. предприятия сельскохозяйственного и тракторного машинострое-ния, по производству минеральных удобрений;

4. социальной инфраструктуры;

5. занимающиеся заготовкой и хранением сельхозпродукции.

7. Предприятия и организации, занятые хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, относятся:

1. к первой сфере АПК;

2. второй сфере АПК;

3. третьей сфере АПК;

4. четвертой сфере АПК;

5. пятой сфере АПК.

Какие особенности характерны для сельского хозяйства как отрасли экономики?

1. земля как главное, незаменимое средство производства в сельском хозяйстве;

2. сильная зависимость результатов сельскохозяйственного производства от природных условий;

3. высокая фондоемкость отрасли, низкая скорость оборота капитала;

4. наличие большого количества однотипных товаропроизводителей, что создает условия для высокой конкуренции на рынке;

5. все вышеперечисленное.

9. Развитие белорусского АПК базируется на приоритете развития:

1. крупного товарного производства;

2. личных подсобных хозяйств граждан;

3. крестьянских (фермерских) хозяйств;

4. импортных поставок продовольствия.

10. Сельское хозяйство, согласно организационно-функциональ-ной, структуре АПК относится:

1. к первой сфере АПК;

2. второй сфере АПК;

3. третьей сфере АПК;

4. четвертой сфере АПК.

11. Согласно организационно-функциональной структуре АПК сельскохозяйственное машиностроение как отрасль относится:

1. к первой сфере АПК;

2. второй сфере АПК;

3. третьей сфере АПК;

4. четвертой сфере АПК;

5. пятой сфере АПК.

12. Согласно организационно-функциональной структуре АПК предприятия, занятые переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, относятся:

1. к первой сфере АПК;

2. второй сфере АПК;

3. третьей сфере АПК;

4. четвертой сфере АПК;

5. пятой сфере АПК.

13. Согласно организационно-функциональной структуре АПК льнозаводы, молочные комбинаты, свеклосахарные предприятия, комбинаты хлебопродуктов относятся:

1. к первой сфере АПК;

2. второй сфере АПК;

3. третьей сфере АПК;

4. четвертой сфере АПК.

14. Какая продукция АПК обладает высоким экспортным потенциалом?

2. молочная продукция;

3. картофель;

4. рапсовое масло;

15. Отрасль – это:

1. часть производства, отличающаяся от других видом продукции, предметами и орудиями труда, технологией и организацией производства;

2. совокупность предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

3. совокупность предприятий, занимающихся производством продукции;

4. совокупность предприятий и организаций, выполняющих функции в системе общественного разделения труда;

5. совокупность отраслей промышленности, сельского хозяйства.

На сегодняшний день как отрасли условно можно разделить на три группы: хозяйства частных лиц, фермерские или крестьянские хозяйства, и собственно сельскохозяйственные предприятия.

Около 80% земель обрабатывают или используют в свих нуждах последние, в руках фермеров сконцентрировано 13% земель.

Самым большим и структурированным видом предприятий сельского хозяйства являются агрохолдинги. Они захватывают весь цикл работ: от производства до реализации своей продукции. У них обычно собственные земельные ресурсы, поголовье и кормовая база для него или семенной фонд для растениеводства, им принадлежат перерабатывающие фабрики или заводы, а также сети магазинов. Товарная масса, производимая на сегодняшний день агрохолдингами, составляет около 9%.

Коллективные предприятия сельского хозяйства могут быть нескольких видов: акционерные общества (АО), закрытые акционерные общества (ЗАО), открытые акционерные общества (ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), совместные предприятия (СП, СПК). Большинство из них были организованы на базе совхозов и колхозов. В численном отношении они производят около 4% товарной массы. Интресно, что деятельность акционерных обществ в сельском хозяйстве несколько отличается от проводимой ООО или производственными кооперативами. Здесь доходы распределяются не в соответствии с количеством акций, а зависят от личного вклада в процесс каждого работника. Доходы в виде дивидендов на количество акций в сельском хозяйстве не очень котируются.

Фермерские хозяйства очень разноообразны, существуют в разной форме собственности. Больше 50% хозяйств имеет в наличии до 20 га земли и только 9% обрабатывают участок в 100 и более гектаров. Хотя, по подсчетам специалистов, оптимальное количество земли для ведения хозяйства - 300 гектаров.
На сегодня разделяют 6 видов хозяйствования: фермер - собственник земли, сам на ней не работает, а сдает в аренду или нанимает людей (в основном ООО); фермер, силами семьи обрабатывает землю, содержит скот (малый бинес); чиновник, через подставных лиц создавший МП для получения кредитов, техники; фермер, получивший статус из-за льгот, но занимающийся другой деятельностью (любой вид предприятия сельского хозяйства); наемник сдает в оренду собственную технику за процент от урожая (малый бизнес); фермер-капиталист, начинает деятельность с производства и переработки, создающий в последствии торговые сети, постепенно превращается в агрохолдинг (часто СП, потому что иногда необходимо инвестирование).

К сожалению, законодательство о правовом статусе собственника, в том числе земли, довольно размыто, поэтому с точностью сказать, какое из фермерских хозяйств выполняет предусмотренные уставом и законодательством функции, сегодня трудно. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ), товарное домоводство организуются на небольших собственных участках населения (0,25-0,5 га земли). На сегодняшний день в стране их более 9 миллионов.
По отраслевой структуре предприятия сельского хозяйства занимаются животноводством или растениеводством. Но кроме того, при организации замкнутого цикла тем же агрохолдингам могут принадлежать сопутствующие направления. Это: сельхозтехника и оборудование; транспортные, логистические и складские услуги, элеваторы; ветеринария, производство кормов, комбикормов; множество направлений пищевой промышленности; торгово-закупочная деятельность, сельхозхимия, разного типа учебные заведения и другие.