Электрооборудование

Ты трус ты вор ты армянин. «Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы»

Ты трус ты вор ты армянин. «Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы»

Я торчу в снегу, как зимний колос,
Тоненький, бездумный и больной.
Слышу я, как кто-то воет в голос,
Чувствую, что голос этот – мой.

Знаю, что сейчас кричать не надо,
Но остановиться не могу…
Ох, какой прищур у лейтенанта!
Ах, какое...

https://www.сайт/poetry/154602

Безумен и храбрый и трус,
Но храбрых безумство шлёт в бой.
А трус обезумев под куст,
Рванётся, боясь встреч с бедой.

Час бедствий одних поломает,
Других закалит лишь собой.
И трус в страхе совесть теряет,
Храбрец станет чище душой...

https://www.сайт/poetry/1105056

Девушка хочет соблазнить окружающих мужчин. А теперь давайте проведем эксперимент: подойдем к девушке с приспущенными штанами и торчащими трусами и попробуем сделать ей комплимент по поводу ее “внешности” ниже пояса. Нет, лучше не надо: ... не покажется. Почему? Ведь, казалось бы, цель достигнута - вы попали на крючок, заглотнув червяка. А потому что трусы - это не приманка, а, как считают психосексологи, средство самовыражения. Откровенно одетые девушки (конечно, если это не специальные...

https://www.сайт/psychology/13368

Что муж подумает, что его жена просто сошла с ума. Психологинейролингвисты предлагают укрепить семью, подарив мужу наряду с новогодним подарком... семейные трусы . Да, именно семейные трусы , по мнению психологов, являются наиболее сильным предметом, программирующим мужскую психику на добропорядочный образ жизни. Расцветка должна быть оранжево-красная (наиболее семейные...

https://www.сайт/psychology/13358

Ее сохнущего на веревке нижнего белья, сообщает The Telegraph. Вскоре после поступления жалобы компания удалила спорную фотографию, на которой на бельевой веревки действительно болтались трусы и другое нижнее белье. Однако женщина, имя которой по понятным причинам не раскрывается, решила, что публичный просмотр ее интимных вкусов должен быть оплачен...

На темы «Пушкин и армяне», «Пушкин и Армения» существует богатая литература.

Что мог знать Пушкин про нас, про Армению, кто из армян окружал его, был его современником? Постараемся прояснить этот вопрос, начав, как говорили римляне, ab ovo, т.е. с самого начала.

Армяне – народ Книги, т.е. Библии, и все образованные (и не только) люди представляют себе за строками о потопе, Ное, Арарате – Армению. Более эрудированные вспомнят, что и библейский рай скорее всего находился в Армении.

В трудах русских историков Василия Татищева и особенно старшего товарища и друга Пушкина Николая Карамзина, в его «Истории государства Российского» были собраны сведения об армянах и Армении, начиная с самых ранних русских летописей. Они до сих пор представляют научный интерес. Когда увидели свет первые 8 из 12 томов «Истории», Пушкин писал, что, будучи больным, читал их «в постели, с жадностью и вниманием».

В 1789-1790 годах Николай Карамзин совершил свое известное путешествие по Европе и написал об этом замечательную книгу «Письма русского путешественника». Вот что он писал из Парижа: «В церкви целестинов… много картин и памятников; между прочими – монумент Леона, царя армянского, который, будучи выгнан из земли своей турками, умер в Париже в 1393 году. Фруассар, современный историк, говорит о нем следующее: «Лишенный трона, сохранил он царские добродетели и еще прибавил к ним новую: великодушное терпение; с благодетелем своим Карлом VI обходился как с другом, не забывая собственного царского сана, а смерть Леонова была достойна жизни его».

Там же он отмечает, между прочим: «…в 1699 г. … Некто Паскаль, армянин, вздумал завести кофейный дом; новость полюбилась, и Паскаль собрал довольно денег».

В лицейские годы Пушкина в Царском Селе стоял лейб-гвардии гусарский полк, в котором служили князь Давыд Абамелек, герой войны 1812 г., чей портрет до сих пор висит в Военной галерее Зимнего дворца, и его сыновья. С молодых лет Пушкин поддерживал с ними дружеские отношения, был своим человеком в их доме. Он посвятил прелестные, всем известные стихи дочери Абамелека красавице Анне Давыдовне, которую знал с младенчества.

В альбом кнж. А. Д. Абамелек>

Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить
с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели с благоговеньем,
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь.

Во время своей южной ссылки в Кишиневе Пушкин подружился с местным чиновником Артемом Худобашевым. По свидетельству генерал-майора, историка И.П. Липранди, близко знавшего поэта, этот наш соотечественник входил в число трех наиболее близких Пушкину людей.

Упомянем также о знакомстве Пушкина и Айвазовского.

Пушкин побывал на театре военных действий, на русско-турецкой войне, даже принял символическое в ней участие, детально описав свое путешествие по Кавказу. Очень дружелюбно описывал армян. Иногда и мелочи в его тексте бывают очень красноречивы. В своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 г.» он пишет не «Эрзерум», на турецкий лад, а «Арзрум», как говорили армяне и греки.

А теперь перейдем к малоизвестному, но чрезвычайно часто цитируемому произведению поэта. Замечу, очень немногие знают из этой поэмы хотя бы строфой больше, чем строки: «Ты трус, ты раб, ты армянин!». Речь идет о неоконченной поэме Пушкина под редакторским названием «Тазит». Пушкин писал ее по возвращении из своего знаменитого путешествия в действующую армию, в Арзрум, в 1829-1830 гг. Он дважды брался за эту работу, но так ее и не закончил и не дал ей названия.

После смерти Пушкина друзья, разбирая его архив, нашли эту безымянную и незавершенную поэму. Прочтя имя одного из двух главных героев поэмы – старого горца, его именем и назвали поэму – «Галуб». Лишь в тридцатые годы прошлого века замечательный пушкиновед Сергей Михайлович Бонди доказал, что друзья неправильно прочли рукопись Пушкина. Его персонажа зовут «Гасуб», а не «Галуб». Но главным героем Пушкина является другой молодой горец, и поэму окончательно назвали его именем – «Тазит».

Сюжет поэмы таков. У старого горца Гасуба в доме горе – убит старший сын. На похороны приезжает из другого аула его друг, которому он в свое время по горской традиции отдал своего младшего сына Тазита на воспитание. У отца при виде сына возникает и постепенно растет неприятие – Тазит ведет себя не совсем так, как рассчитывал отец, живущий по жестоким правилам адата.

Тазит некоторое время отсутствует дома, он бродит по окрестным горам. По возвращении домой у них с отцом происходит следующий диалог:

Отец:

Где был ты, сын?

Сын:

В ущелье скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял.

Отец:

А не видал ли ты грузин
Иль русских?

Сын:

Видел я, с товаром
Тифлисский ехал армянин.

Отец:

Он был со стражей?

Сын:

Нет, один.

Отец:

Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса?

Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

Еще один диалог происходит после второй отлучки сына:

Отец:

Сын:

За белою горой.

Отец:

Кого ты встретил?

Сын:

На кургане
От нас бежавшего раба.

Отец:

О милосердная судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил?

Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье…

И вот финальный диалог:
Приходит он домой.

Отец , его увидя, вопрошает:
«Где был ты?»

Сын:

Около станиц Кубани,
близ лесных границ.

Отец:

Кого ты видел?

Сын:

Супостата.

Отец:

Кого? Кого?

Сын:

Убийцу брата.

Отец:

Убийцу сына моего!..
Приди!.. Где голова его?
Тазит!.. Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь!

Сын:

Убийца был
Один, изранен, безоружен...

Отец:

Ты долга крови не забыл!..
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? Ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем...
Где ж голова?.. подай... нет сил...

Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:
«Поди ты прочь, ты мне не сын,
Ты не чеченец, ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!

Изгнанный отцом Тазит влюбляется в девушку и идет свататься. Отец девушки ему отказывает. На этом кончается основной текст поэмы. Она должна была иметь продолжение и финал согласно черновому плану Пушкина. В черновиках Пушкина сохранились два плана этой поэмы. Приведем второй. Вот он:

1. Похороны. 2. Черкес-христианин (это, конечно, Тазит. – Э.Д.). 3. Купец. 4. Раб. 5. Убийца. 6. Изгнание. 7. Любовь. 8. Сватовство. 9. Отказ. 10. Миссионер. 11. Война. 12. Сражение. 13. Смерть. 14. Эпилог.

Таким образом, поэма прерывается на пункте 8. Конечно, читатели догадываются, что мы не можем пройти мимо проклятия отца сыну. Подберемся к нему постепенно.

Бонди пишет: «Естественно, возникает вопрос: выдумал ли Пушкин сам имя «Гасуб», или оно существует на Кавказе, а также существует ли имя «Галуб»? Дело в том, что и у Лермонтова встречается это имя в сти­хотворении «Валерик» («Галуб прервал мое молчание»), что может быть и передачей подлинного кавказского имени, и просто лите­ратурным влиянием «пушкинского» Галуба».

Другой исследователь поэмы, Е.А. Тодес, также останавливается на этимологии имен героев: согласно ему, «Гасуб» значит «хищник, разбойник, грабитель», «Тазит» образовано от слова со значением «новый, свежий, молодой».

Но оба исследователя, в отличие от большинства моих соотечественников, не имеют никаких представлений о турецком языке. По-турецки «Гасуб», «Хасуп», «Хасиб», добавим «Касаб» (Касап) означают «мясник». Мало того, в турецко-русском словаре «Гасуб» (по-турецки kasap) имеет еще одно малоприятное значение – «палач». Так что даже из имен двух главных героев было видно, что они разведены поэтом по разным полюсам. Имя «Гасуб» – мясник и палач – выбрано Пушкиным не случайно, а имя «Тазит» (от турецкого taze – новый, свежий) – это выдумка поэта, придуманное имя, отвечающее первоначальной идеологической установке автора. Меня удивляют знания Пушкина. Он должен был все это выяснить, узнавать у знатоков турецкого языка или у кавказских горцев.

Таким образом, становится очевидным, что поэма «Тазит» не просто художественное произведение. Она должна была служить иллюстрацией мировоззренческих установок Пушкина.

В своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» Пушкин писал: «Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги… Они редко нападают в равном числе на казаков, никогда на пехоту и бегут, завидя пушку. Зато никогда не пропустят случая напасть на слабый отряд или на беззащитного. Здешняя сторона полна молвой о их злодействах. Почти нет никакого способа их усмирить, пока их не обезоружат, как обезоружили крымских татар, что чрезвычайно трудно исполнить, по причине господствующих между ними наследственных распрей и мщения крови. Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. У них убийство – простое телодвижение. Пленников они сохраняют в надежде на выкуп, но обходятся с ними с ужасным бесчеловечием, заставляют работать сверх сил, кормят сырым тестом, бьют, когда вздумается, и приставляют к ним для стражи своих мальчишек, которые за одно слово вправе их изрубить своими детскими шашками. Недавно поймали мирного черкеса, выстрелившего в солдата. Он оправдывался тем, что ружье его слишком долго было заряжено. Что делать с таковым народом? …Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия... Кавказ ожидает христианских миссионеров».

К этому надо добавить, что в то время уже начались первые акции христианских миссионеров на Кавказе. Полемизируя с современниками, Пушкин утверждал: «История древняя кончилась богочеловеком, го­ворит г-н Полевой. Справедливо. Величайший духовный и по­литический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства. Горе стране, находя­щейся вне европейской системы!».

В идеологической концепции поэмы жестоким традициям адата, старому разбойнику противопоставлены, во-первых, сын Гасуба Тазит, фактически носитель христианских добродетелей, и купец-армянин, представитель древнего христианского народа, для которого милосердие – одна из главных христианских ценностей. Кстати, в черновике у него был купец-грузин, а в последнем варианте – купец-армянин. Теоретически Пушкин мог вложить в уста своего отрицательного героя слово «славянин», «грузин» (христианские народы), но его выбор пал на армян. И я глубоко убежден, что это диктовалось не только ритмикой стиха.

В армянском интернете бытует непонятно откуда взявшееся утверждение, что, мол, у Пушкина в оригинале было написано «христианин», а друзья Пушкина при подготовке рукописи поменяли его на «армянин». Ни в одной из доступных мне научных публикаций на тему поэмы ничего подобного я не нашел.

Повествование в поэме, как и в подавляющем большинстве произведений мировой литературы, построено на контрасте добра и зла, положительных и отрицательных героев. И все читатели, нормальные, грамотные, культурные, понимают, что отрицательный герой имеет право высказать свои отрицательные мысли. Автор и читатель ему это разрешают.

А что мы сейчас имеем? Интернет буквально забит высказываниями задыхающихся от ненависти и омерзительной радости существ, которым по их скудоумию и непорядочности кажется, что Пушкин – из их нечистоплотной братии и им подсунул лакомый кусочек. Незнание не грех, но упорствовать в незнании – это невежество, а невежество и непорядочность – братья.

И конечно, дело вовсе не в том, что подавляющее большинство изрыгающих ненависть к армянам существ вовсе не читали поэму «Тазит». Я убежден, что и многие прочитавшие ее на берегу Каспия, правильно понимая поэму, все равно будут с радостью «злоупотреблять» вырванной из прекрасного контекста фразой.

Таков удел людей в стране бескультурья.

А бескультурье – один из признаков нацизма, фашизма. Фашизм и культура несовместимы.

Мы знаем, как культура была изгнана из нацистской Германии, вместо нее осталась кровоточащая рана. То же самое можно сказать о султанате Алиевых. Культура покинула страну в Восточном Закавказье вместе с армянами, русскими, евреями и другими народами.

Сегодня в интернете нет службы ассенизации, никто систематически и регулярно не очищает его от грязи, безнравственности, ненависти, расизма, нацизма и т.д. Посему врать, сквернословить там никому не возбраняется.

А теперь от темы глупости, незнания, невежества, ненависти вернемся опять к Пушкину.

Большинство моих соотечественников обстоятельно обсуждали и обсуждают в интернете, на страницах печатных СМИ поэму «Тазит», прежде всего желая дать отпор грязной антиармянской пропаганде. А на самом деле «Тазит» ставит более глубокий и важный вопрос, так и не решенный Россией за время, прошедшее после Пушкина.

Он формулируется так: проблема интеграции горцев в российское общество все еще не решена. Глядя на обострившиеся межнациональные отношения в России, понимаешь, что после нескольких десятилетий усмиряющей «дружбы народов» надо начинать работу с самого начала.

И как сейчас нет конкретного выхода из межнациональной распри, так и тогда его не было. Ни тогдашние христианские миссионеры, ни нынешняя попытка «гармонизации межнациональных отношений» мира Кавказу не принесли.

Пушкин, по-видимому, очень быстро понял нежизнеспособность своих радужных представлений о Кавказе и поэтому не дописал поэму.

И следовательно, «Тазит» – это не точка, а многоточие…

Эмануил Долбакян

Я очень хорошо помню тот день. Мне было восемь лет. Отец повел меня в кино смотреть «Вертикаль». Там были горы, бородатые мужики и песни, от которых почему-то по телу бежали мурашки. Я, как ни странно, очень остро помню сейчас то, абсолютно интуитивное, восприятие этих песен. Хотелось быть сильным и честным — и видеть таких же людей вокруг. А через два часа, когда пришли домой, отцу кто-то позвонил и сказал, что Высоцкий умер. Этот момент я знаю только со слов отца, сам его не помню и знаю почему: я совершенно не понимал, что такое смерть. И как мог «умереть» этот радист с гитарой, который только что пел «Так лучше, чем от водки и от простуд…»

Потом я не раз задавал себе этот вопрос: от чего, точнее, почему Высоцкий умер так рано? Я читал и про водку, и про наркотики, и про слабое сердце — но всех этих объяснений как-то не хватало. Ну, не от наркотиков на самом деле умер Джим Моррисон. И Пушкин не от пули погиб. И Есенин не от перелома шейных позвонков. «Просто время приспело. Из-за синей горы понагнало другие дела». А способ ухода — вопрос второстепенный. Я абсолютно убежден, что все люди приходят и уходят для того, чтобы исполнить некую миссию на этой Земле. У одних эта миссия — научиться любить, у других — научить любить других. Высоцкий, уверен, появился среди нас для того, чтобы Разбудить нас и научить Любви к Жизни.

Их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких

Недавно у меня в гостях был сын Владимира Высоцкого, Никита. Мы говорили о разном, в том числе и о причине раннего ухода его отца. «Знаешь, у меня создалось ощущение, что он словно чувствовал, когда его рукой водил Бог, а когда он его оставлял, — сказал Никита. — И когда он понял, что все, что ему свыше было дано сказать, он сказал, тогда он и ушел». Никита это сказал очень спокойно, без всякого сыновьего пафоса — и его слова только подтвердили то, что с некоторых пор думал я сам.

Есть вот такой ряд мощных личностей — Будда, Иисус, Махавира, Лао-Цзы. Их называют просветленными. То есть они сначала искали, потом нашли, а потом показывали путь другим. А есть другой ряд — эти вечно в поиске сами. Но их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких. Он вне времени и вне пространства. Говорят: иностранец его не поймет. Я с некоторых пор не делю людей на своих и чужих. Перед глазами стоит лицо старика-ирокеза, которому я поставил «Парус». «Это голос бунтаря. Такие живут недолго, но горят ярко!» — сказал индеец. Он понял.

Конечно, кто-то слушает «Баньку по-белому» и пьет по-черному, жалея себя и проклиная весь мир в дешевой вселенской тоске. Кто-то хихикает под «Диалог у телевизора», а потом врубает очередную «Фабрику» и живет чужой жизнью, как и те, над кем только что потешался. Но еще я знаю человека, который шел продаваться в «Единую Россию», по дороге услышал «Охоту на волков», развернулся и ушел в оппозицию. Другой, слушая «я люблю и, значит, я живу», встал, собрал вещи, купил билет на самолет и улетел на другой конец страны к той самой единственной своей женщине. Как говорят на Востоке, один и тот же дождь поливает и садовые розы, и болотные колючки.

Как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни

Индийский мистик Ошо сказал: «Жизнь случается только с теми, кто живет опасно. Кто готов к приключениям. Кто храбр. Кто почти сорвиголова. Только с ними случается жизнь. Жизнь не случается с тлеющими людьми». Осознанно или нет, но именно ТАКОМУ отношению к жизни и к себе Высоцкий учил и продолжает учить меня. Хотел написать: «учил народ», а потом решил за народ не отвечать. Меня. Моих друзей. И еще очень многих людей, с которыми лично я разговаривал. Учить ведь не значит проповедовать.

«Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы, и попробуй на вкус настоящей борьбы». Конечно, он просто пел свои стихи. Но он делал это так, что, как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни.

А еще я сегодня нашел скан заметки, которую написал девятиклассником для молодежки «Орловский комсомолец». Это было в 1988 году, на пике официального признания Высоцкого: казалось, оживи он вдруг в тот год — его бы со всеми почестями похоронили прямо у кремлевской стены. Скан читать сложно и по сути необязательно — он по большому счету о том же, что и заметка выше. Мое отношение к Высоцкому не изменилось.

Не для бесед и ликований,
Не для кровавых совещаний,
Не для расспросов кунака,
Не для разбойничей потехи
Так рано съехались адехи
На двор Гасуба старика.
В нежданной встрече сын Гасуба
Рукой завистника убит
Вблизи развалин Татартуба.
В родимой сакле он лежит.
Обряд творится погребальный.
Звучит уныло песнь муллы.
В арбу впряженные волы
Стоят пред саклею печальной.
Двор полон тесною толпой.
Подъемлют гости скорбный вой
И с плачем бьют нагрудны брони,
И, внемля шум небоевой,
Мятутся спутанные кони.
Все ждут. Из сакли наконец
Выходит между жен отец.
Два узденя за ним выносят
На бурке хладный труп. Толпу
По сторонам раздаться просят.
Слагают тело на арбу
И с ним кладут снаряд воинский:
Неразряженную пищаль,
Колчан и лук, кинжал грузинский
И шашки крестовую сталь,
Чтобы крепка была могила,
Где храбрый ляжет почивать,
Чтоб мог на зов он Азраила
Исправным воином восстать.
В дорогу шествие готово,
И тронулась арба. За ней
Адехи следуют сурово,
Смиряя молча пыл коней...
Уж потухал закат огнистый,
Златя нагорные скалы,
Когда долины каменистой
Достигли тихие волы.
В долине той враждою жадной
Сражен наездник молодой,
Там ныне тень могилы хладной
Воспримет труп его немой...
Уж труп землею взят. Могила
Завалена. Толпа вокруг
Мольбы последние творила.
Из-за горы явились вдруг
Старик седой и отрок стройный.
Дают дорогу пришлецу —
И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришед,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца.
Сегодня сына одного
Ты преждевременно хоронишь.
Гасуб, покорен будь судьбе.
Другого я привел тебе.
Вот он. Ты голову преклонишь
К его могучему плечу.
Твою потерю им заменишь —
Труды мои ты сам оценишь,
Хвалиться ими не хочу».
Умолкнул. Смотрит торопливо
Гасуб на отрока. Тазит,
Главу потупя молчаливо,
Ему недвижим предстоит.
И в горе им Гасуб любуясь,
Влеченью сердца повинуясь,
Объемлет ласково его.
Потом наставника ласкает,
Благодарит и приглашает
Под кровлю дома своего.
Три дня, три ночи с кунаками
Его он хочет угощать
И после честно провожать
С благословеньем и дарами.
Ему ж, отец печальный мнит,
Обязан благом я бесценным:
Слугой и другом неизменным,
Могучим мстителем обид.

*

Проходят дни. Печаль заснула
В душе Гасуба. Но Тазит
Всё дикость прежнюю хранит.
Среди родимого аула
Он как чужой; он целый день
В горах один; молчит и бродит.
Так в сакле кормленный олень
Всё в лес глядит; всё в глушь уходит.
Он любит — по крутым скалам
Скользить, ползти тропой кремнистой,
Внимая буре голосистой
И в бездне воющим волнам.
Он иногда до поздней ночи
Сидит, печален, над горой,
Недвижно в даль уставя очи,
Опершись на руку главой.
Какие мысли в нем проходят?
Чего желает он тогда?
Из мира дольнего куда
Младые сны его уводят?..
Как знать? Незрима глубь сердец.
В мечтаньях отрок своеволен,
Как ветер в небе...
Но отец
Уже Тазитом недоволен.
«Где ж, — мыслит он, — в нем плод наук,
Отважность, хитрость и проворство,
Лукавый ум и сила рук?
В нем только лень и непокорство.
Иль сына взор мой не проник,
Иль обманул меня старик».

*

Тазит из табуна выводит
Коня, любимца своего.
Два дни в ауле нет его,
На третий он домой приходит. Отец Где был ты, сын? Сын В ущелье скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял. Отец Что делал там? Сын Я слушал Терек. Отец А не видал ли ты грузин
Иль русских? Сын Видел я, с товаром
Тифлисский ехал армянин. Отец Он был со стражей? Сын Нет, один. Отец Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса? — Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

*

Тазит опять коня седлает,
Два дня, две ночи пропадает,
Потом является домой. Отец Где был? Сын За белою горой. Отец Кого ты встретил? Сын На кургане
От нас бежавшего раба. Отец О милосердая судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил? —
Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье.
«Нет, — мыслит он, — не заменит
Он никогда другого брата.
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато.
Ни стад моих, ни табунов
Не наделят его разъезды.
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать».

*

Тазит опять коня седлает.
Два дня, две ночи пропадает.
На третий, бледен, как мертвец,
Приходит он домой. Отец,
Его увидя, вопрошает:
«Где был ты?» Сын Около станиц
Кубани, близ лесных границ
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Отец Кого ты видел? Сын Супостата. Отец Кого? кого? Сын Убийцу брата. Отец Убийцу сына моего!..

Приди!.. где голова его?
Тазит!.. Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь! Сын Убийца был
Один, изранен, безоружен... Отец Ты долга крови не забыл!..
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем...
Где ж голова?.. подай... нет сил...
Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:
«Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Будь проклят мной! поди — чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мертвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно,
Чтоб ты, как раненый олень,
Бежал, тоскуя безотрадно,
Чтоб дети русских деревень
Тебя веревкою поймали
И как волчонка затерзали,
Чтоб ты... Беги... беги скорей,
Не оскверняй моих очей!»
Сказал и на земь лег — и очи
Закрыл. И так лежал до ночи.
Когда же приподнялся он,
Уже на синий небосклон
Луна, блистая, восходила
И скал вершины серебрила.
Тазита трижды он позвал,
Никто ему не отвечал...

*

Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались —
Привычны игры начались.
Верьхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают,
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют — и гул лесной
Далече вторит их напевы.
Но между юношей один
Забав наездничьих не делит,
Верхом не мчится вдоль стремнин,
Из лука звонкого не целит.
И между девами одна
Молчит уныла и бледна.
Они в толпе четою странной
Стоят, не видя ничего.
И горе им: он сын изгнанный,
Она любовница его...
О, было время!.. с ней украдкой
Видался юноша в горах.
Он пил огонь отравы сладкой
В ее смятенье, в речи краткой,
В ее потупленных очах,
Когда с домашнего порогу
Она смотрела на дорогу,
С подружкой резвой говоря —
И вдруг садилась и бледнела
И, отвечая, не глядела
И разгоралась, как заря —
Или у вод когда стояла,
Текущих с каменных вершин,
И долго кованый кувшин
Волною звонкой наполняла.
И он, не властный превозмочь
Волнений сердца, раз приходит
К ее отцу, его отводит
И говорит: «Твоя мне дочь
Давно мила. По ней тоскуя,
Один и сир, давно живу я.
Благослови любовь мою.
Я беден — но могуч и молод.
Мне труд легок. Я удалю
От нашей сакли тощий голод.
Тебе я буду сын и друг
Послушный, преданный и нежный,
Твоим сынам кунак надежный,
А ей — приверженный супруг».
1829—1830

    «Здесь кровожадности чеченцев автор противопоставляет смирение и робость армянского народа. Приемный сын Тазит не может жить по законам чеченцев, чем приводит в негодование своего отца – сын не может убить одинокого, безоружного человек.»

    ТЫ не понял ничего из прочитанного умник. Тазит, как раз таки учился у чеченцев и научился благородству чеченскому, именно поэтому он не смог сделать всё то что от него ожидал его отец. В представлении у отца чеченцы были кровожадными убийцами, прям как у тебя…

    • Мне искренно жаль Вас умница, что даже почитав поэму вы так и нечего не поняли, не позорьте себя:D. И потом эту поэму не я написал а А.С.Пушкин, так что это не у меня такое представление. У меня даже есть друзья чеченцы, с которыми я иногда общаюсь и они прекрасные люди.
      Плохо видно? или плохо понимаете? почитайте еще и еще
      Сын.
      Убийца был
      Один, изранен, безоружен …
      Отец.
      Ты долга крови не забыл!…
      Врага ты навзничь опрокинул,
      Не правда ли? ты шашку вынул,
      Ты в горло сталь ему воткнул
      И трижды тихо повернул,
      Упился ты его стенаньем,
      Его змеиным издыханьем…
      Где ж голова?… подай… нет сил…
      — Но сын молчит, потупя очи.
      И стал Гасуб чернее ночи
      И сыну грозно возопил:
      «Поди ты прочь – ты мне не сын,
      Ты не чеченец – ты старуха,
      Ты трус, ты раб, ты армянин!
      Будь проклят мной! поди – чтоб слуха
      Никто о робком не имел,
      Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
      Чтоб мертвый брат тебе на плечи
      Окровавленной кошкой сел
      И к бездне гнал тебя нещадно,
      Чтоб ты, как раненый олень,
      Бежал, тоскуя безотрадно,
      Чтоб дети русских деревень
      Тебя веревкою поймали
      И как волчонка затерзали,
      Чтоб ты… Беги… беги скорей,
      Не оскверняй моих очей!»
      — Сказал и на земь лег – и очи
      Закрыл. И так лежал до ночи.
      Когда же приподнялся он,
      Уже на синий небосклон
      Луна, блистая, восходила
      И скал вершины серебрила.
      Тазита трижды он позвал,
      Никто ему не отвечал…
      ниже приважу ссылку на полный текст поэмы

      • Читай внимательно

        Не для бесед и ликований,
        Не для кровавых совещаний,
        Не для расспросов кунака,
        Не для разбойничей потехи
        Так рано съехались адехи

        Адехи = адыги, черкесы, но не чеченцы.

        Старик седой и отрок стройный.
        Дают дорогу пришлецу -
        И скорбному старик отцу

        «Прошло тому тринадцать лет,
        Как ты, в аул чужой пришед,
        Вручил мне слабого младенца,
        Чтоб воспитаньем из него
        Я сделал храброго чеченца.
        Сегодня сына одного
        Ты преждевременно хоронишь.
        Гасуб, покорен будь судьбе.
        Другого я привел тебе.
        Вот он. Ты голову преклонишь
        К его могучему плечу.
        Твою потерю им заменишь -
        Труды мои ты сам оценишь,
        Хвалиться ими не хочу».

        Тут старик говорит ГАСУБУ, что он воспитал из него ЧЕЧЕНЦА, старик судя по всему является Чеченцем.

        И дальше если читать внимательно можно увидеть, воспитанный стариком ЧЕЧЕНЦЕМ Тазит не смог убить раненного, слабого итп. это как раз таки и есть Чеченское благородство, которое адыгу показалась армянской слабостью, он ожидал увидеть терминатора …. если ты знаешь чеченцев, тогда чего пишешь что Тазит не смог жить по чеченски, ты должен был написать именно так как пишу тут Я. потому что Я чеченец и знаю о чем говорю.

        • ок признаю, убедил не чеченец а адыг, ты прав, буду исправлять, но суть этого поста был не в том чтоб оскорбить какую то нацию, а в том что некоторые не зная истинное значение этих строк все время злоупотребляют ею

      • Будь мужчиной, не удаляй комменты которые не соответствуют твоему интересу, если ты не раб, ты не трус, ты армянин!
        Давай лучше анализировать несколько фраз великих людей про армян:

        1) Адам Мец: «по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: ‘Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено… Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь’ (Адам Мец ‘Мусульманский Ренессанс ‘ М. 1966. с. 140-141)

        2) Н.и. Шавров: ‘Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от настоящих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях толпою на одиночных безоружных, на стариков, на женщин и на детей’.

        3)Русский исследователь В. Л. Величко. ‘Кавказ’.
        ‘Армяне стирают и уничтожают следы грузин в принадлежащих грузинам храмах и монастырях, соскабливают или стирают грузинские надписи на камне, вынимают сами камни из строения и заменяют надписи на них — армянскими.’

        Выложить ещё, или достаточно? Скажем Пушкин оговорился, а как на счет других авторов этих фраз думаете, вы армяне?

        • во первых я удаляю те комменты где есть оскарбление
          А это линк где великие говорят про армян совсем другое
          смотри достаточно? или выложить еще?

          • Arxangelo: во первых, не сложно догадаться какие оскорблении вы удаляете, а какие оставляете. Во вторых, нисколько Вы меня не удивили с этой ссылкой. Я воспитывался в семье, где толерантность была неотъемлемая часть моего воспитания. И прекрасно понимаю, что в каждой нации есть и люди, есть и подонки.
            Меня удивляет другое: неужели вы действительно не понимаете, чем больше вы копаете ваше прошлое, то что было (а может и во все ничего не было, это просто фантазия историков), тем же вы сами себя отделяете от цивилизации. Знаете, я думаю было бы очень скромно с вашей стороны, если бы вы вообще не подняли этот вопрос про армян сказанным Пушкиным. Мало ли кто то, когда то, что то сказал. Говорят про всех, и хорошее, и плохое. Думаю оправдываются в подобных сказаниях те люди, которые страдают неполноценности. (простите, это моё мнение)
            Надо же в конце концов понимать, что самокритика нации, (которая у вас нету) -это для того чтобы вас, как члена этой наций уважали и ценили.

            • непровакатор: Да вы точно заметили нет такой нации где не было и людей и подонков. А поднял этот вопрос потому, что очень много представителей азербайджанской нации во многих форумах и комментах очень часто употребляют эти высказывание Пушкина, не вникая в суть, не зная откуда и почему Пушкин это написал. А по моему вы умный человек и если прочли поэму то понимаете, что Пушкин этим высказыванием не хотел оскорблять армянский народ, а совсем на оборот.
              А на счет какие комменты удаляю, то скажу вам, что удаляю те в которых есть нецензурные слова, есть оскорбление, а верить или не верить это уже ваша проблема.
              Ах да и на счет историков, может быть многое фантазия историков, но слава Богу до нас дошли неопровержимые исторические факты. Например в Риме на стене есть очень древняя мировая карта, можете найти в любом поисковике, посмотрите сами есть там Армения или нет, и смотрите на границы.

              • Arxangelo: Вот, видите, я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему:)
                Давайте, начну с другого, чтобы Вам более менее было ясно, о чём я хочу сказать. Я достаточно жил и в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане. Для меня все эти три Закавказские республики не безразличны, поверьте. И менталитет их знаю очень хорошо. По большому счету Закавказья, -это общий дом для грузин, армян и азербайджанцев и т.д. Грузию я считаю более независимой от великих держав, чем Азербайджан. С Азербайджаном более менее «считаются», потому что он владеет запасами нефти и газа, в чём и беда его. Армения, хотите ли вы это слушать, или нет, в отсутствие самостоятельности, полностью зависит от своей диаспоры и от России.
                Почему Вы все армянские интернет пользователи ссылками заваливаете инет, в которых содержится подтверждающие правдами-неправдами факты о первобытности армянского народа? Хотите быть первобытными, да ради Бога будьте им. Зачем иметь в 21 веке территориальные претензии почти всем соседям? России не была, когда на ее территории жили другие народы. США тоже самое. И что Вы предлагаете, все друг с другом должны воевать? Неужели не задумываетесь, о том, что это пустое трата времени? Неужели не понимаете Вами просто пользуются? Сколько лет решаете вопрос о геноцида. Сомневаетесь, если думаете к чему нибудь положительному финалу для Вас придете в этом вопросе. Этим вопросом богатеют Ваша диаспора, и в свою очередь великие державы решают свои региональные проблемы. Когда нибудь любые интересы становятся скучными и невыгодами. И Вам не избежать, того, что и Вы и Ваша диаспора когда то не нужными будете для этих держав.
                Задумывайтесь, пока не поздно. Есть вещи, иногда не возможно восстановить. Мы все живем ради своих потомков. Уважать нужно чужих, если хочешь быть уважаемым! Мир Вашему дому!

                • Мир и Вашему дому тоже!

        • Непровакатор: мадам Непровакатор, этот ваш адам мец – еврей, а сказанные евреями ни копейки не стоят, поэтому и их называют евреями 🙂)) а кто что сказал насчет разных наций, вооще не имеет значения (ну даже если перечислять все сказанное великими людьми насчет тюрксих наций, будет обидно за вас друзья… давайте не будем, по дружески а!)

          • анти-пастух: Вы написав про тюркских наций, имели ввиду меня?
            Если да, тогда считайте, что я еврей для вас:)

          непровакатор нашел чьи слова пупликовать русских вообще немцы называли свиньями про евреев мопчу аты сам откуда самокритичныи мои

          • Vagan, я вроде Вам не дал повода, чтобы Вы перешли со мной на «ТЫ».
            А зачем Вы про русских так оскорбительно? Я так понял, по вашей логике все народы конченные, кроме армян? Так?
            Что значит откуда я сам? Если Вы спрашиваете про национальность, должны были родители Ваши воспитать Вас от том, что неприлично спрашивать у незнакомых людей о его национальности.

    Самое главное ведь вырвали)))))) Кто воспитал ТАзита вот таким, ЧЕЧЕНЕЦ — посмотри.
    Уж труп землею взят. Могила
    Завалена. Толпа вокруг
    Мольбы последние творила.
    Из-за горы явились вдруг
    Старик седой и отрок стройный.
    Дают дорогу пришлецу -
    И скорбному старик отцу
    Так молвил, важный и спокойный:
    «Прошло тому тринадцать лет,
    Как ты, в аул чужой пришед,
    Вручил мне слабого младенца,
    Чтоб воспитаньем из него
    Я сделал храброго чеченца.
    Сегодня сына одного
    Ты преждевременно хоронишь.
    Гасуб, покорен будь судьбе.
    Другого я привел тебе.
    Вот он. Ты голову преклонишь
    К его могучему плечу.
    Твою потерю им заменишь -
    Труды мои ты сам оценишь,
    Хвалиться ими не хочу»

    КТО СКАЖЕТ КАК УБИЛИ БРАТА? Там нет врагу проклятья
    Смерть на всех одна.

    «Поди ты прочь – ты мне не сын,
    Ты не чеченец – ты старуха,
    Ты трус, ты раб, ты армянин!

    Я что-то вас не пойму… Здесь Пушкин восхволяет или унижает???
    По моему в этих словах:»Ты трус, ты раб, ты армянин!» — идёт сравнение.

    Поэтому лучше не надо что-то обьяснять и вообще создовать такой форум.

    • Лучше прочтите поэму полностью, а то узнав откуда то несколько строк делайте какие то неправильные выводы. я по моему очень наглядно объяснил. Сын не смог убыть беззащитного и безоружного врага отца, вот этот характер кровожадный отец сравнивает характером армянина, якобы тот кто не может убыть врага пусть даже беззащитного он трус и раб. Не знаю стало понятно или нет? И не знаю для вас тоже может быть это трусость и рабство?