Электрооборудование

Становление дворцово- вотчиной системы управления в русских княжествах. Дворцово-вотчинная система управления

Становление дворцово- вотчиной системы управления в русских княжествах. Дворцово-вотчинная система управления

В Киевской Руси не было единой системы управления, как и централизованных органов. Сложились две системы управления, которые существовали одновременно: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная.

Численная система управления своими корнями уходила в организацию военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча перестала быть вооруженным числом людей и стала понятием территориальным. Тысяцкие являлись прежде всего руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функции.

По мере феодализации уже в период распада Киевской Руси на удельные княжества в XII в. на смену численной системе приходит дворцово-вотчинная. При ней владение князя делилось на уделы, в которых политическая власть принадлежала собственнику: боярину-вотчиннику. Складывались два центра власти – княжеский дворец и боярская вотчина. В дворцово-вотчинной системе управления отсутствует принципиальное различие между органами государственного управления и органами управления частным хозяйством князя: одни и тс же служащие управляют дворцовым хозяйством и ведают государственными делами. Центром управления становился княжеский двор. Государственный аппарат был не развит. Становление княжеской администрации проходило в процессе первых административных и правовых реформ.

В X в. княгиней Ольгой была проведена своего рода налоговая реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается десятина – налог в пользу церкви, в XII в. князь Владимир

Мономах вводит устав о закупничествс, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы – дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со двора, князь Владимир – с плуга, князь Ярослав – с человека. Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

Реализация данных функций востребовала оформления аппарата управления. Он не был профессиональным, он был придворным: административный аппарат князя составляли княжеские слуги. Среди них основную роль играли тиуны, наделенные административной, финансовой и судебной властью. Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий; конюший, ведавший обеспечением войска конным составом; чашник, отвечавший за продовольствие. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства в пределах отдельного княжества, земли, удела и пр. Аналогично происходило формирование аппарата в удельных княжествах.

Местное управление

Местное управление осуществлялось наместниками – доверенными людьми князя, его сыновьями – и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

При князе Олега складывается система "посажения" княжеских "мужей" на местах. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях и получали от князя право управлять населением в своих владениях, судить их и собирать с них дань. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой.

В городах представителями княжеской администрации были посадники, получавшие одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин ("кормление"). В сельской местности ими были – волостели.

В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Вервь XI–XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины. Она представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община была наделена некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. В противоположность этому феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного "тягла", податных, судебных и административных обязанностей.

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские. Наконец, общиной начинает управлять приказчик-поселъский. Учреждается административная опека центральной власти над общиной. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное и замкнутое (автаркичное) образование с собственными суверенными правами, патриархальным укладом жизни, противостоящее вотчине и боярам.

Дворцово-вотчинная система управления - система государственного управления , при которой управление великокняжеским дворцом соединено с государственным управлением.

Каждый новый этап государственного развития, как правило, отличается от предшествующего системой государственного управления. Основная особенность дворцово-вотчинной системы состоит в том, что в руках одного лица сосредотачиваются полномочия по управлению княжеским хозяйством и государством в целом.

В юридической науке понятие дворцово-вотчинной системы связано с периодом феодальной раздробленности на Руси (XII-XVI вв.). В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением жизненных потребностей двора: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручали этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью , предоставляя им для этого необходимые средства. Так, личный слуга становился государственным деятелем, администратором. При этом разграничения между управлением великокняжеским двором и самим государством не было. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. В XVI веке дворцово-вотчинную систему управления сменила система приказов.

1. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

2. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. Кн.1,2.

6. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси (царствование Ивана III). М., 1992.

7. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. Под ред. О.И. Чистякова. М.: Издательство БЕК, 1999.

Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.

Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг.

Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами.

Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.

Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ.

Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

17. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Дворцово-вотчинная система – это система, при которой органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве, которые делились на:

1) княжеский дворец – центр удельного управления, вотчину князя, являющегося правителем государства;

2) боярскую вотчину– территорию, на которой дворцовое-вотчинное управление поручалось отдельным боярам. Основными княжескими должностными лицами являлись воевода (военачальник, правитель области, округа и города), тиуны (группа привилегированных княжеских и боярских слуг, которые участвовали в управлении феодальным хозяйством в XIV–XVII вв.);

3) огнищан – слуг князя, которые отвечали за сохранность имущества в доме князя («княжеских мужей»);

4) старост – выборных или назначенных должностных лиц, назначенных для руководства небольшими административно-территориальными единицами и общественными коллективами. По Русской Правде выделяли сельского старосту (ведал сельским населением), ратайного старосту (ведал вотчинной пашней);

5) стольников – первоначально придворных должностных лиц, прислуживающих князьям (царям) во время торжественных трапез и сопровождающих их в поездках, а позднее воеводских, посольских, приказных и других должностных лиц.

Система дворцово-вотчинного управления:

1) княжеский (царский) дворец, находящийся в ведении дворецкого (дворского);

2) ведомства дворцовых путей – отдельные ведомства в дворцовом хозяйстве, которые возглавлялись соответствующими путными боярами. Названия бояр, управляющих тем или иным путем, зависел от названия самого пути. Выделяли:

а) сокольничего, заведующего великокняжеской птичьей охотой;

б) ловчего, ведающего дворцовой охотой;

в) конюшего, ведающего конюшнями, придворными конюхами и имениями, отведенными на содержание княжеских табунов;

г) стольничего, прислуживающего во время торжественных трапез у великих князей и царей;

д) чашничего, ведающего питейным делом, бортничеством, хозяйственным, административным и судебным управлением, дворцовыми селами и деревнями.

В период дворцово-вотчинной системы управления получила широкое распространение система кормления. Под кормлением понимают жалование великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости по наказному или доходному списку.

Разновидности корма:

1) въезжий корм;

2) периодический корм;

3) торговый корм (пошлины, взимаемые с иногородних купцов);

4) судебный, брачный корм.

Кормление ограничивалось указанной в грамотах таксой, за превышение которой полагалось наказание.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка (М. И. Петров, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Тема: Киевская Русь как раннефеодальная монархия (2 часа).

План семинарского занятия:

Политико-территориальная организация Киевской Руси.

Статус князя в механизме государства.

Аристократическое (боярское) начало в управлении.

Вече как демократический элемент политической структуры древнерусского государства.

Формирование дворцово-вотчинной системы управления.

Тема для доклада : Теории возниконовения государства у восточных славян.

Цель и содержание семинарского занятия – формирование знаний студентов об особенностях организации управления в Киевской Руси.

При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание на процесс перехода от родоплеменной организации власти к государственно-территориальной. Разрушение властных институтов патриархального общества, оформление крупных племенных союзов и изменение властеотношений порождает возникновение административных и культовых центров – старших городов и особого рода связей с пригородами и волостями. Образование Киевской Руси происходит путем объединения различных государственных образований восточных славян. Складывается «лестница» городов по политико-экономической значимости, что определило разделение территории государства между ветвями княжеского рода.

Подготовка ответа на второй вопрос предполагает анализ договорных отношений между князем и населением на основе обычаев. Обязанности защиты подданных и осуществления правосудия корреспондировали монарху право сбора налогов на собственное содержание, найм дружины и организацию оборонных мероприятий. Ответственность князей перед подданными наступала вследствие нарушения обычаев. Порядок передачи верховной власти изменялся на протяжении всего периода Киевской Руси и прошел эволюцию от наследования старшим в роду до наследования старшим сыном. Распределение столов между членами княжеской фамилии осуществлялось с учетом места в роду и значимости города.

Ответ на третий вопрос должен включать анализ положения земских бояр и дружинников, их роли в управлении. Земские бояре - местные аристократы выступали в отношениях с князем как авторитетные представители населения. В период миграции членов княжеского рода оставались привязанными к месту (старшему городу земли) и приносили присягу новому князю. С установлением княжеской оседлости сливаются с ближними дружинниками и составляют при киевском или удельном князе совет. Бояре дружинники – ближайшие сподвижники и первые советники князя перемещаются с ним по новым уделам. Отношения между князем и боярами имеют личный договорной характер. Отъезд на службу к другому князю рассматривался современниками как неотъемлемое право боярина.



Изложение ответа на четвертый вопрос следует осуществлять с учетом изменения роли народного собрания на протяжении истории Киевской Руси. На раннем этапе вече собирается достаточно часто для решения разнообразных вопросов. С укреплением монархических начал роль вече падает. В случае грубого нарушения князем обычаев вече собиралось стихийно и могло заменить нарушителя.

Содержание ответа на пятый вопрос должно отражать процесс перехода от численной (десятичной) системы управления к дворцово – вотчинной. При сохранении общинного управления происходит формирование вотчинной администрации, которая осуществляет и государственные функции еще не отделенные от частнохозяйственных. Постепенно складывается система должностных лиц, которая включала и членов младшей дружины, и княжеских холопов: тиуны, огнищане, вирники, старосты и т.д. При подготовке ответа следует ознакомиться с нормами Русской Правды.

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия, как: «князь», «земский боярин», «дружинник», «старшая и младшая дружины», «старший город», «пригород», «волость», «огнищанин», «тиун», «вирник», «отрок», «детский», «вече», «боярский совет» и т.д.

Вопросы для обсуждения:

· Раскройте содержание понятий «старший город» и «пригород».

· Какие изменения произошли в порядке сбора дани и почему.

· Назовите причины упадка роли веча.

· Перечислите признаки дворцово-вотчинной системы управления.

· Найдите в тексте Русской Правды названия должностных лиц княжеской администрации с раскрытием их функционального назначения.

· Разъясните отличия в статусе бояр земских и дружинников.

Практические задания:

1. Приведите примеры разрешения вопросов наследования престола в Киевской Руси вооруженным путем,

2. Порядок замещения и функциональное назначение должности тиуна.

3. Найдите пример перераспределения власти между главным городом и пригородом в истории Руси.

Тесты для самоконтроля:

1. Полюдье – сбор налога (дани) при:

а) объезде князем подвластных земель; б) доставке старостами дани на погосты;

в) грабеже населения; г) нет варианта правильного ответа;

2. Вече – собрание:

а) собрание жителей главного города; б) собрание всех желающих;

в) собрание иностранцев; г) нет варианта правильного ответа;

3. Крещение Руси было осуществлено:

а) Владимиром Ясно солнышко; б) Владимиром Мономахом;

в) Ярославом Мудрым; г) нет варианта правильного ответа;

4. Старший сын великого князя занимал должность посадника:

а) в Киеве; б) в Новгороде;

в) во Владимире; г) нет варианта правильного ответа;

5. Вирник – должностное лицо, которое осушествляло:

а) правосудие; б) сбор штрафов за убийство;

в) наблюдение за хозяйственным комплексом; г) нет варианта правильного ответа;

6. Тиун – должностное лицо, которое осуществляло:

а) правосудие; б) сбор дани;

в) посольство; г) нет варианта правильного ответа;

7. При разделении земель между сыновьями Ярослава Мудрого киевским князем стал:

а) Изяслав; б) Святослав;

в) Всеволод; г) нет варианта правильного ответа;

8. В нарушение сложившегося порядка престолонаследия великокняжеский стол занял:

а) Владимир Мономах; б) Изяслав Ярославич;

в) Всеволод Ярославич; г) нет варианта правильного ответа;

Литература:

Учебная:

· История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1, 2. М., 1997.

· Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

· Исаев И.А. Лекции по истории государства и права России (любое издание).

· Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. Ч. 1,2. М., 1995.

Специальная:

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб.-М., 1990.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Москва - Тверь, 1997.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2006.