Электрооборудование

Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель). Архитектурная азбука огюста перре Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях

Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель). Архитектурная азбука огюста перре Смотреть что такое

В Йенском дворце в Париже открылась выставка «Огюст Перре. Восемь шедевров!/?». Интригующей и одновременно ожидаемой деталью стало участие в подготовке выставки бюро ОМА/АМО и самого Рема Колхаса.

информация:

Восклицательный и вопросительный знаки даны в названии выставки «на выбор». Конечно, организаторы не сомневаются в том, что восемь представленных ими работ французского архитектора Огюста Перре – подлинные шедевры мировой архитектуры. Но вопросительный знак как бы намекает: несмотря на то, что творчество этого пионера строительства из железобетона достаточно хорошо изучено, публике есть еще над чем подумать и что открыть для себя.


Выбор Йенского дворца (Palais d"Iéna) для размещения экспозиции также вполне понятен: это здание – одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства. В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором нынешней выставки. Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера.


Научным куратором выступил исследователь Жозеф Абрам (Joseph Abram), а художественное руководство выставкой было поручено давнему партнеру фонда Миуччи Прады – бюро OMA, точнее, его подразделению АМО, причем команду проекта возглавил сам Рем Колхас. Напомним, что АМО – эта своего рода исследовательская лаборатория, занимающаяся, помимо прочего, вопросами моды, дизайна, медиа и организацией выставок. АМО работает с пространством Йенского дворца с 2011, принимая участие в оформлении и организации проходящих там мероприятий Prada (например, ). Поэтому сценография нынешней выставки – это и результат долгого исследования этого пространства, и современное переосмысление архитектуры Перре. То, что в итоге предстало перед взорами публики – это настоящая архитектура в архитектуре.


Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи.


Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры,» – писал Перре.


Четко чувствуя связь между материалом и характером архитектурного сооружения, Перре не спешил ниспровергать искусство прошлого, однако понимал, что при наличии современных материалов и технологий – в первую очередь, железобетона – подражать ему сложно, да и бессмысленно; в этом конфликте идей – причина стилевой консервативности его работ по сравнению с их новаторским инженерным решением.


Представленные на выставке макеты были позаимствованы из различных музеев Франции и изготовлены в разное время: есть среди них и работы 1950-х годов, и современные – первых лет XXI столетия: этот временной разброс позволяет, помимо прочего, проследить эволюцию архитектурного моделирования за прошедшее время. В подразделе выставки, посвященном зданию Mobilier National, показана мебель, выполненная по эскизам Огюста Перре.


В центре зала расположен ряд горизонтальных витрин, обитых искусственным материалом наподобие белой замши: это делает их одновременно оригинальными как объект дизайна и невероятно приятными на ощупь. Здесь, в разделе «Биография», выставлены письма, личные вещи и фотографии Перре: рисованный портрет Перре, выполненный Антуаном Бурделем, письма от Андре Жида и Луи Арагона, книги по архитектуре из личной библиотеки мастера и даже его необыкновенно современно выглядящий эскиз оправы очков. В этих же витринах можно найти публикации о постройках бюро Перре и личные блокноты и записные книжки архитектора, а завершается этот раздел аппаратом со стереоскопическими фотографиями из его семейного архива, а также скульптурными и живописными портретами Перре работы Бурделя, Ханы Орловой и других мастеров: так кураторы поместили фигуру выдающегося архитектора в контекст художественной среды того времени.


У правой стены гипостиля, близ входа в зал расположилась деревянная структура наподобие амфитеатра: на ее ступеньках на специальных подставках разложены альбомы с фотографиями восьми зданий – героев выставки, выполненные Жильбером Фастенакенсом (Gilbert Fastenaekens). Это место неизменно притягивает детей: они карабкаются и ползают по ступенькам конструкции и увлеченно листают страницы альбомов.


В дальнем конце зала – второй такой же амфитеатр. Его ступени – места для зрителей. Здесь можно посмотреть фильм «25 Bis» авторов Ила Бека (Ila Bêka) и Луизы Лемуан (Louise Lemoine) о нынешней жизни дома на улице Франклина и его обитателей. По субботам же для любителей фортепианной музыки эта часть экспозиции на полчаса превращается в небольшой концертный зал.


Ступени этого амфитеатра ведут к небольшой площадке под самым потолком зала: здесь представлены работы учеников высших архитектурных школ Нанси и Версаля, переосмысляющие творческое наследие Огюста Перре. Это в высшей степени необычные объемные конструкции, напоминающие макеты фантастических зданий и городских пространств, в которых, вместе с тем, читаются отсылки к стилю и творческому методу именитого архитектора.


Между двумя амфитеатрами расположены объекты, символизирующие интерьеры зданий и наполняющие их предметы: так организаторы возвращаются к идее обживания, использования человеком архитектурного пространства, поднятую лентой «25 Bis». Здесь факсимиле афиш «Русских сезонов» Дягилева, проходивших в Театре Елисейских полей, стеклоблоки необычной формы, украшающие лестничные пролеты жилого дома на улице Франклина и т.д. Залу Корто соответствует рояль: кроме роли экспоната, он также используется по назначению на субботних концертов.


Лекции, экскурсии, перформансы – неотъемлемая часть любой парижской выставки. Не обойдется без них и на этот раз: насыщенная культурная программа ждет посетителей экспозиции, которая продлится до 19 февраля 2014. Поэтому работы Огюста Перре – не только как экспонаты выставки, но и как неотъемлемая часть городского ландшафта – а также оформление экспозиции бюро ОМА/АМО – вполне солидный повод посетить Париж этой зимой!

Архитектор.

Ро-дил-ся в се-мье ка-ме-но-тё-са из Бур-гун-дии Кло-да Ма-ри Пер-ре, ос-но-вав-ше-го в 1882 году стро-ительную фир-му в Па-ри-же. В 1891 году по-сту-пил в Шко-лу изящ-ных ис-кусств в Па-ри-же, где учил-ся у Ж. Га-де, вос-при-няв от не-го прин-ципы ра-цио-на-ли-стической ар-хи-тек-ту-ры; влия-ние на Перре ока-за-ли воз-зре-ния Э.Э. Ви-ол-ле-ле-Дю-ка на го-ти-ку и нео-го-ти-ку (в том числе идея «че-ст-ной кон-ст-рук-ции»). Не за-вер-шив обу-че-ния, Перре вме-сте с бра-том и впо-след-ст-вии по-сто-ян-ным со-ав-то-ром Гюс-та-вом Пер-ре (1876-1952 годы) ра-бо-тал в фир-ме от-ца, с конца 1890-х годов так-же функ-цио-ни-ро-вав-шей как ар-хитектурное бю-ро [по-сле смер-ти от-ца (1905 год) административное ру-ко-во-дство ком-па-ни-ей при-нял 3-й брат Перре - Клод (1880-1960 годы)].

8-этаж-ный жи-лой дом на улице Бенд-жа-ми-на Франк-ли-на в Па-ри-же (1903 год) Перре спро-ек-ти-ро-вал с железобе-тонным не-су-щим кар-ка-сом, под-чёрк-ну-тым на фа-са-де с по-мо-щью об-ли-цов-ки из ке-ра-мической плит-ки. За-тем братьями Пер-ре ста-ли спе-циа-ли-зи-ро-вать-ся на про-ек-ти-ро-ва-нии и строи-тель-ст-ве из же-ле-зо-бе-то-на. Га-раж на улице Пон-тьё в Па-ри-же (1907 год; не сохранился) со-че-тал вы-ве-ден-ный на фа-сад железобе-тонный кар-кас с за-пол-не-ни-ем из стек-ла; там впер-вые у Перре поя-ви-лись ком-по-зиционные приё-мы в ду-хе не-о-клас-си-циз-ма , от-ли-чаю-щие боль-шин-ст-во по-стро-ек Перре. В зда-нии Те-ат-ра Ели-сей-ских По-лей (1911-1913 годы) братья Пер-ре соз-да-ли на ос-но-ве проекта архитектора Х. ван де Вел-де соб-ст-вен-ный про-ект с от-кры-тым в ин-терь-ер кар-ка-сом и пе-ре-кры-ти-ем в фор-ме сво-да-обо-лоч-ки, ко-то-рые по-зво-ли-ли раз-мес-тить на не-боль-шой пло-ща-ди 3 зри-тель-ных за-ла.

Опыт, при-об-ре-тён-ный при ра-бо-те над ря-дом промышленных по-стро-ек (за-во-ды «Voi-rin» и «Marinoni» в Мон-та-те-ре в Пи-кар-дии, 1919-1921 годы, и др.), Перре ис-поль-зо-вал в од-ном из сво-их главных со-ору-же-н-ий - церковь Нотр-Дам-дю-Рен-си (1922-1923 годы) в Ле-Рен-си, близ Па-ри-жа. В ней от-кры-тый кар-кас из железобе-тонных опор и тон-ко-стен-ных сво-дов-обо-ло-чек со-че-та-ет-ся с за-пол-не-ни-ем стен в фор-ме ре-шёт-ки из сбор-ных бе-тон-ных эле-мен-тов, про-ёмы в ко-то-рой за-кры-ты цвет-ны-ми стек-ло-бло-ка-ми (от-сыл-ка к го-тическим вит-ра-жам). Так-же Перре по-стро-ил се-рию особ-ня-ков для ху-дож-ни-ков - Кас-сан-д-ра в Вер-са-ле (1924-1925 годы), Ж. Бра-ка в Па-ри-же (1927 год) и др., ко-то-рые со-че-та-ли но-ва-тор-скую кон-ст-рук-тив-ную ос-но-ву с кон-сер-ва-тив-но-стью фор-маль-но-го ре-ше-ния, что ха-рак-тер-но для все-го твор-че-ст-ва Перре.

Для ме-ж-ду-народной вы-став-ки в Гре-ноб-ле (1925 год) Перре воз-вёл 95-мет-ро-вую смот-ро-вую баш-ню (1924 год). Раз-ра-бо-тал ген-план ком-плек-са Все-мир-ной вы-став-ки 1937 год в Па-ри-же и при-ле-гаю-щих улиц (1933-1934 годы; не реа-ли-зо-ван). Им по-строе-ны в Па-ри-же об-щественные зда-ния: Кон-церт-ный зал имени А. Кор-то Пе-да-го-гической музыкальной шко-лы (1928-1929 годы), кор-пус Морского министерства (1929-1932), государственный ком-плекс по производству, хра-не-нию и экс-по-зи-ции ме-бе-ли «Mobilier national» (1935-1937 годы), Му-зей гражданского строи-тель-ст-ва (дво-рец Йенá; 1936-1946 годы; до-стро-ен в 1960-1962 и 1990-х годах). Все они вы-дер-жа-ны в рус-ле «струк-тур-но-го клас-си-циз-ма». По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны Перер соз-дал про-ек-ты вос-ста-нов-ле-ния го-ро-дов: ан-самбль при-вок-заль-ной пло-ща-ди в Амь-е-не (в том числе «Баш-ня Пер-ре», 1950-1952 годы, высота 110 м), центр Гав-ра (ген-план 1945 года; Ра-ту-ша, 1952-1958 годы; церковь Сен-Жо-зеф, 1951-1957 годы, до-строе-на в 1964 году, с ко-ло-коль-ней высота 107 м; вклю-чён в спи-сок Все-мир-но-го на-сле-дия). Воз-вёл так-же ком-плекс ла-бо-ра-то-рий ядер-ных ис-сле-до-ва-ний в Сак-ле (1948-1953 годы). Его изу-че-ние воз-мож-но-стей железобе-тонной кон-ст-рук-ции и её вы-ра-зительный свойств в со-че-та-нии с пре-по-да-ва-тель-ской дея-тель-но-стью спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию но-вых ме-то-дов ра-бо-ты с этим стро-ительным ма-те-риа-лом, что во мно-гом оп-ре-де-ли-ло раз-ви-тие ар-хи-тек-ту-ры XX века. Член-ос-но-ва-тель и пер-вый почётный пре-зи-дент Ме-ж-ду-народного СА (МСА; 1948-1954 годы), имя Перре но-сит ме-даль МСА, вру-чае-мая с 1961 года за вне-дре-ние но-вых тех-но-ло-гий в ар-хитектурную прак-ти-ку.

100 великих архитекторов Самин Дмитрий

ОГЮСТ ПЕРРЕ (1874-1954)

ОГЮСТ ПЕРРЕ

Огюст Перре – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле-Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания – Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле-Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых – поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости.

Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре – прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

«Характер и стиль – это два качества, – писал Перре, – необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник-архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера».

После Второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, – последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения, известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование.

Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, «между двух сражающихся армий», он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году – за два года до смерти.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

«Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно».

«Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину».

«Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева».

«Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми».

«В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу».

«Композиция – это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем яйцо».

«Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство».

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнуто Перре.

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ОГЮСТ РЕНУАР (1841–1919)Ренуар, один из самых видных представителей импрессионизма, искусство которого отличается живым интересом к человеку. Творческое наследие художника поражает – им было написано примерно 6000 картин. Значительное место в его светлом жизнеутверждающем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Ту Жак Огюст Ту, де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое образование. Был президентом одной из палат парижского парламента. Один из влиятельных советников Генриха IV, участвовал в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Луи-Огюст Бланки (1805-1881 гг.) политический деятель Можно уступить силе, но безропотно покоряются только

Из книги автора Из книги автора

БЛАНКИ, Луи Огюст (Blanqui, Louis Auguste, 1805–1881), французский революционер-коммунист, деятель Парижской коммуны 1070 Капитал – это украденный труд. «Социальная критика» (1869–1870) ? Carlier R. Dictionnaire des citations fran?aises et ?trang?res. – Paris, 1982, p. 93 1071 Ни Бога, ни господина. // Ni Dieu, ni ma?tre. Девиз Бланки,

Из книги автора

КОНТ, Огюст (Comte, Auguste, 1798–1857), французский философ 697 * Знать, чтобы предвидеть, [предвидеть,] чтобы мочь. // Savoir pour pr?voir afin de pouvoir. Перефразированная цитата из «Курса позитивной философии» (1839), т. 1, лекция 2: «Знание, необходимое, чтобы предвидеть; предвидение, необходимое, чтобы

Огюст Перре - архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение "Ар нуво" еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, "был единственным на пути нового направления".

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова - фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Пон-тье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания - Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых - поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости. Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре - прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

"Характер и стиль - это два качества, - писал Перре, - необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник-архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты, заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера".

После второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, - последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения; известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование. Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, "между двух сражающихся армий", он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году - за два года до смерти: Перре скончался в 25 февраля 1954 года в Париже.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

"Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно.
Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину.
Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева.
Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми.
В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу.
Композиция - это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем: яйцо.
Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство".

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнутом Перре.

ПЕРРЕ ОГЮСТ

(Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, - 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905-1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911-13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922-23; все - в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20-30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947-53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).

Соч.: Contribution à une theorie de l"architecture, P., .

Лит.: Rogers E., A. Perret, Mil., 1955; Zahar M., D"une doctrine d"architecture: A. Perret, P., .

А. Д. Сарабьянов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРРЕ ОГЮСТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции …
  • ОГЮСТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr?e, 1761—1800) — французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения спас остатки …
  • ПЕРРЕ
    (Реrret) Огюст (1874-1954), франц. архитектор. Одним из первых применил жел.- бетон. каркасные конструкции; индустр. методы и стандартизацию стр-ва использовал при …
  • ОГЮСТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЃЮСТ (Auguste) Август Леонт. (наст. имя и фам. Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr e e, 1761?1800) ? французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения …
  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) , французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при …
  • ОГЮСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • РОДЕН, ОГЮСТ
    (1840-1917) - французский …
  • РЕНУАР, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1841-1919) - французский …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1798-1857) - французский …
  • ДЕТЁФ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1883-1947) - французский промышленник, экономист, …
  • ШУАЗЕЛЬ МАРИ-ГАБРИЭЛЬ-ФЛОРАН-ОГЮСТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шуазель (Мари-Габриэль-Флоран-Огюст, граф Choiseul Gouffier, 1752 - 1817) - французский дипломат и археолог, член французской академии. Ученик аббата Бартелеми, он …
  • ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
    (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился …
  • ФРОМАНТЕН ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Фромантен-Дюпё (Fromentin-Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24.10.1820, Ла-Рошель, - 27.8.1876, Сен-Морис, близ г. Ла-Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. В …
  • ФРАНК СЕЗАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, v 8.11.1890, Париж), французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. Занимался в Парижской консерватории у …
  • ФОРЕЛЬ ОГЮСТ АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Forel) Огюст Анри (1.9.1848, Ла-Грасьёз, кантон Во, v 27.7.1931, Иворн, там же), швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Окончил …
  • ТУ ЖАК ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое …
  • СЕРРАЙЕ ОГЮСТ ДАНИЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Serraillier) Огюст Даниель (27.7.1840, Драгиньян, департамент Вар, - г. смерти неизвестен), французский социалист. Подростком был увезён отцом из Франции в …
  • РОДЕН РЕНЕ ФРАНСУА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, - 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в …
  • РЕНУАР ПЬЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. …
  • ПОЛИНЬЯК ОГЮСТ ЖЮЛЬ АРМАН МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Polignac) Огюст Жюль Арман Мари (14.5.1780, Версаль, - 2.3.1847, Париж), граф, затем князь, французский политический деятель монархического направления. С первых …
  • ПИККАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,- 25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собственной конструкции П. …
  • ПИКАРА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Piccard) Огюст, см. Пиккар …
  • МИШЕЛЬ-ЛЕВИ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Michel-Levy) Огюст (7.8.1844, Париж, - 24.9.1911, там же), французский петрограф, член французской АН (1896). Один из первых использовал поляризационный микроскоп …
  • МИНЬЕ ФРАНСУА ОГЮСТ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mignet) Франсуа Огюст Мари (8.5.1796, Экс-ан-Прованс, - 24.3.1884, Париж), французский историк, член Академии моральных и политических наук (1833), член Французской …
  • МАРМОН ОГЮСТ ФРЕДЕРИК ЛУИ ВИЕС ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Marmont) Огюст Фредерик Луи Виес де (Viesse de) (20.7.1774, Шатийон-сюр-Сен, Бургундия, - 2.3.1852, Венеция), маршал Франции (1809), герцог Рагузский (1808). …
  • МАРИЕТ ФРАНСУА ОГЮСТ ФЕРДИНАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mariette) Франсуа Огюст Фердинан (11.2.1821, Булонь, - 19.1.1881, Каир), французский египтолог-археолог, член Академии надписей (1878). В 1851 во время раскопок …
  • ЛОРАН ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Laurent) Огюст (14.11.1807, Ла-Фоли, - 15.4.1853, Париж), французский химик-органик, член-корреспондент Парижской АН (1845). Окончил в 1829 Горный институт в Париже. …
  • ЛЕДРЮ-РОЛЛЕН АЛЕКСАНДР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ledru-Rollin) Александр Огюст (2.2.1807, Париж, - 31.12.1874, Фонтене-о-Роз), французский политический деятель, мелкобуржуазный демократ. Адвокат. Избранный в 1841 в палату депутатов, …
  • ЛЕВАЛЛУА-ПЕРРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Levallois-Perret), город во Франции, промышленный пригород Парижа, на р. Сена, в департаменте О-де-Сен. 59 тыс. жителей (1968). Автомобильная, электротехническая, химическая, …
  • ЛАППАРАН АЛЬБЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Lapparent) Альбер Огюст (30.12.1839, Бурж, департамент Шер, - 5.5.1908, Париж), французский геолог, член Парижской АН (1897). Окончил Высшую горную школу …
  • БАРБЬЕ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barbier) Огюст (29.4.1805, Париж, - 13.2.1882, Ницца), французский поэт; член Французской академии (1869). Славу Б. принёс его первый и лучший …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Словаре Кольера:
    (Comte, Auguste) (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января …
  • КOHT в Новейшем философском словаре:
  • КОНТ в Словаре постмодернизма:
    (Comte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОКЛАССИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или …
  • ФИЛИПП V
    Этолийцы, обеспокоенные ростом могущества Филиппа, стали опять проситься в число римских союзников. Римляне в свою очередь отравили Филиппу запрещение на …
  • ПЕРСЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь Македонии в 179-168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • ПЕРСЕЙ в биографиях Монархов:
    Царь Македонии в 179—168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. neo-classicisme) общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    коммунистическая партия (ФКП; Le Parti Communiste Français), основана в декабре 1920, когда на съезде в Type Французская социалистическая партия (СФИО) …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАБЕТ АНТУАН ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, - 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье …
  • РАЦИОНАЛИЗМ (В АРХИТЕКТУРЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. …