Электрооборудование

Социальные изменения. Социальные революции и реформы

  Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В предыдущем параграфе мы рассматривали социальные изменения исходя из их содержательного компонента. Но социальные изменения столь разнообразны, что для их типологизации можно выбрать множество критериев.

Одними из наиболее важных критериев типологизации социальных изменений являются скорость их протекания и степень охвата ими элементов и структур общества. Исходя из этих критериев выделяются две основные формы социальных изменений: эволюция и революция.

Эволюция (от лат. ечоШ"ю - развертывание) - в широком смысле синоним развития, в узком - постепенное количественное изменение (увеличение, уменьшение). Эволюция, по сути, является одной из характерных черт общества как системы и непременным условием его существования. Эволюция означает незаметные на первый взгляд, латентные социальные изменения. Общество при данной форме социальных изменений характеризуют как стабильное. Стабильное общество - это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющих его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет социальных изменений, происходящих в нужный момент и в нужном месте.

То есть эволюция может проявляться через социальную стабильность, представляющую собой такую устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Социальная стабильность также имеет три уровня: 1) стабильность всего общества; 2) внутренняя стабильность социальных институтов и организаций; 3) стабильность взаимосвязей и взаимодействий.

К понятию социальная эволюция близко подходит понятие социальная реформа.

Социальная реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ социальной системы. Иными словами, социальная реформа - это одно из проявлений эволюционных социальных изменений. Однако в отличие от эволюции реформа проводится законодательно, имеет целенаправленный характер и ограниченные временные рамки.

Социальные реформы составляют основу процесса модернизации. Понятие социальная модернизация употребляется в трех значениях:

  • 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, обусловившее их переход от традиционного общества к индустриальному (обществу модерна);
  • 2) процесс развития государств, которые не относятся к группе развитых стран, но ориентируются на них как на образец для своего развития, стремясь достичь их уровня (догоняющая модернизация);
  • 3) как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций и имеющий целью постоянное совершенствование всех сторон жизни общества.

Необходимость модернизации в современных обществах диктуется, во-первых, стремительным ростом инновационных технологий, которые вносят изменения во все сферы социальной жизни и требуют ее регулирования; во-вторых, глобализационные процессы, характеризующие современную реальность, определяют потребность в рамках конкретных государств проводить глубокие преобразования, позволяющие избежать цивилизационного отставания.

Модернизация носит, главным образом, ненасильственный характер.

Однако в обществе часто складывается такая ситуация, когда появляются трудно разрешимые социальные проблемы, которые приводят к нарушению имеющихся в нем устоявшихся взаимодействий и отношений, т.е. возникает социальная нестабильность. Под социальной нестабильностью понимаются такие изменения структуры, функций или процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Нестабильность может быть на уровне отдельных социальных систем или на уровне всего общества.

И если при социальной стабильности социальные изменения чаще всего проходят в эволюционной форме и в виде социальных реформ, то социальная нестабильность может порождать обе формы рассматриваемых нами социальных изменений - эволюцию и революцию.

Нестабильное общество со множеством трудно решаемых социальных проблем может породить потребность в качественном изменении социальной системы, т.е. в социальной революции. Революция (от лат. гечо1ийо - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение (изменение основы).

Социальные революционные изменения отличаются от социальных эволюционных изменений следующим: во-первых, своей в высшей степени радикальностью, предполагающей коренную ломку социального объекта; во-вторых, своей общностью и даже всеобщностью, затрагивая (сразу или постепенно) все общество в целом; в-третьих, они часто опираются на насилие.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах, но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей.

Революционные преобразования могут: 1) быть глобальными; 2) касаться одного или нескольких обществ; 3) быть кратковременными или долговременными.

Наибольшие изменения в жизнь общества вносят глобальные революции. Глобальные революции бывают двух типов. Революции первого типа, вызываемые кардинальными изменениями технологий, затрагивают все сферы общества во множестве стран, радикальным образом меняют облик общества и всегда долговременны.

Их результатом, в конечном счете, является качественное изменение всего человеческого общества.

Таких долговременных глобальных революций, кардинально изменивших все человечество, немного. Во-первых, это неолитическая революция, которая представляла собой переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и (или) животноводстве. Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась 3000 лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.

Вторая глобальная революция - промышленная революция XVIII-XIX вв. Она привела к смене одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством), что повлекло смену одного социально-экономического строя (феодализма) другим (капитализмом) или, иными словами, произошел переход от традиционного общества к обществу индустриальному. В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Третья глобальная революция - революция, означающая переход от общества индустриального к постиндустриальному, основанному на информационных технологиях. Третья глобальная революция еще далека до своего завершения, и на наших глазах происходят кардинальные изменения во всех сферах социальной жизни, в социальных институтах, во взаимодействиях индивидов.

Ко второму типу глобальных революций относят революции, начавшиеся в одной стране, затем перекинувшиеся на другие страны и охватившие большие регионы. Они кратковременны, обычно бывают вызваны ухудшением социально-экономических условий жизни населения и политической ситуацией и осуществляются насильственными методами. По сути, глобальные революции второго типа разрешают наиболее острые противоречия глобальных революций первого типа, которые трудноустранимы ненасильственным путем. Так произошло с буржуазной революцией 1848-1849 гг., охватившей различные страны Европы. Основной причиной этой революции явилась нерешенность конфликта между бурным ростом капиталистических отношений и сохраняющимися феодальными пережитками, которая носила объективный характер.

В то же время, произошедшая в России в октябре 1917 г. так называемая социалистическая революция, хотя и привела через 30 лет к созданию ряда социалистических государств и стран «социалистического лагеря», не может быть отнесена к глобальным революциям. В странах, вошедших в «социалистический лагерь», объективных причин для социалистической революции не было; по сути, это были перевороты, осуществленные при военной помощи другой страны - Советского Союза, и в условиях судьбоносной победы последнего над фашизмом.

Формы социальных изменений

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются˸ эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь должна быть расщеплен на два составляющих ᴇᴦο подпроцесса˸ формирование новых элементов и их отбор.
Размещено на реф.рф
Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это должна быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во вторую очередь, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в сфере социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др.
Размещено на реф.рф
Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть в общем виде охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс , т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого постепенно изменяется вся социальная система. Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления), в свою очередь, может быть «расщеплен» на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация — это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Посредством отбора в системе сохраняются элементы нового и как бы «отбраковываются» другие элементы.

Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они приобретают, как правило, форму социальных реформ, которые осуществляются правительствами или правительственными органами (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П. А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 1920-х гг., современные реформы российского правительства, в частности, в области систем образования, здравоохранения и др.). Но это может быть и стихийный процесс, который осуществляется как бы сам собой. В качестве такого процесса можно указать на повышение на протяжении нескольких последних столетий среднего уровня образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколений людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд». Тренд - это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты в целом и многих народов в частности на протяжении веков и тысячелетий; урбанизация, т. е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация, т. е. технические, политические, экономические и другие изменения, направленные на усовершенствования, отвечающие современным требованиям. Примерами трендов являются также такие процессы, как индустриализация, автомобилизация и т. д. Как видим, трендами могут быть и цепи непосредственно социальных изменений (урбанизация), и тенденции технического и иного порядка (электрификация, компьютеризация, информатизация), которые с необходимостью влекут за собой перемены социального порядка.

Революционные социальные изменения

Они существенно отличаются от эволюционных. Это изменения, во-первых, не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренное преобразование социального объекта, во- вторых, не частные, а общие или даже всеобщие, наконец, они, как правило, опираются на насилие.

Социальная революция — центр ожесточенных дискуссий в истории социологии и других общественных наук. Вероятно, можно сказать, что сколько слов восхищения было сказано в адрес социальной революции, столько же было и слов проклятия ей. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т. е. движущей силой, мотором исторического развития. В. И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа». П. А. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней». А писатель И. А. Бунин назвал свою книгу об этой революции «Окаянные дни».

Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятии и оценке самого феномена социальной революции обыденным сознанием людей в России и его научным пониманием. Дело в том, что героическая и одновременно трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, негативную их оценку.

Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым — ускорению преобразований в обществе. Свидетельства тому — ряд социальных революций в Европе, Северной и Латинской Америке и других регионах в последние два-три столетия.

Революционные социальные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизнедеятельности общества, а должны относиться лишь к отдельным социальным институтам или областям общественной жизни — науке, технике, сфере управления и т. д. (таковы, например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства). Нынешнее общество чрезвычайно сложно, огромно, различные его части имеют между собой тысячи, а может быть, и миллионы связей, так что одновременная переделка всего общественного организма (а тем более с применением насилия) может иметь разрушительные последствия для всего общества.

Циклические социальные изменения

Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, так как она, по существу, может включать эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, когда мы говорим о циклических изменениях, то имеем в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Напомним, что циклами называют некоторую совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой определенный кругооборот в течение некоторого промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (например, с сезонным характером сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (изменения, обусловленные экономическими кризисами и т. д.) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме: возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение новых качеств, свойств явления или же вообще возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе — социальные, экономические, политические, духовные и т. п., а также целые цивилизации. В более простой (и более распространенной) форме эта схема выглядит как ритм, т. е. как чередование в определенные промежутки времени периодов подъема (роста) и спада (кризиса).

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории имеет место одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений является смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), затем период активной деятельности, далее — период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому оно не похоже на предыдущие поколения. Вместе с тем каждое поколение вносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, тем самым осуществляя многочисленные социальные изменения.

Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения — средняя продолжительность жизни. Этот показатель уровня жизни и темпа социальных изменений существенно менялся на протяжении истории, особенно в последние столетия. Так, еще в конце XIX столетия средняя продолжительность жизни (даже в Европе) не превышала 35-40 лет, хотя и тогда существовали старики, жившие до 80-100 лег. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

Можно выделить и малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения пенсионного возраста в 55-60 лет). Если за полный цикл происходит физическая смена поколений, то названный малый цикл означает смену поколений в жизнедеятельности общества.

При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены поколений в обществе. Преемственность поколений, во-первых, сама имеет циклический характер, во-вторых, придает циклический характер и другим социальным изменениям и определенным образом влияет на общий темп социального развития. Принципиально важное значение здесь имеет соотношение между циклом поколения людей (полным и особенно малым) и циклом поколения машин (а также овеществленных в них знаний).

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни, т. е. увеличение длины полного цикла поколений должно вести к замедлению темпов социальных изменений. Однако в действительности за последние 200-300 лет мы наблюдаем обратную картину — ускорение темпов общественного развития. Дело в том, что можно говорить не только о поколениях людей, но и о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и т. д.). В реальной жизни мы обычно различаем старые и новые поколения техники. В научной литературе подчеркивается, что новое поколение машин — это такие усовершенствованные орудия труда, инструменты, механизмы и проч., которые хотя бы в одном, а часто и в нескольких отношениях по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности.

В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на одном и том же поколении техники, что было особенно характерно для сельскохозяйственного производства. После промышленной революции XVIII-XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей. Научно-техническая революция с середины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качественное изменение: теперь, как подчеркивает Э. А. Араб-Оглы, темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства (в наукоемких, например, в электронике, информатике и т. п.) происходит смена нескольких поколений техники.

Процесс обновления техники теснейшим образом связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Следует различать знание, овеществленное в технике, машинах и т. д., и знание живое, т. е. как бы овеществленное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности, разрядах, ученых степенях и др.

Старение знаний определяют через интервал времени, в течение которого наличное знание, в том числе квалификация работников, наполовину обесценивается. В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет. Во многих отраслях науки и техники он составляет 10-12 лет. Из этого следует, что указанный интервал диктует темп обновления технического оборудования, темп введения в действие, внедрения в жизнь новых поколений техники. Регулярные технические инновации за определенный промежуток времени становятся совершенно необходимым условием поддержания высокого производственного технологического уровня страны. Если же это не делается, то неизбежно соответствующее отставание.

Темп старения знаний, определяемый уже упоминавшимся интервалом, диктует вместе с тем и необходимость регулярного систематического обновления живого знания, т. с. квалификации работников. Ведь если предположить, что удвоение объема знания, необходимого для какой-либо профессии, происходит в интервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только 1/2, к 47 годам — 1/4, а к 59 — 1/8 частью знаний, необходимых для профессиональной квалифицированной деятельности в данной области. Вот почему так остро стоит вопрос о необходимости регулярного, систематического повышения квалификации специалистами всех уровней и всех отраслей науки и техники. Циклы «работающих» знаний и «работающих» машин диктуют свои требования к работающему поколению людей.

Проблема больших циклов (длинных волн)

Особое внимание многих специалистов в области социальных наук привлекает циклический характер изменений на сравнительно больших отрезках времени — в несколько десятков лет, так называемых больших циклов или длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист И. Д. Кондратьев, необоснованно репрессированный в 1930-е гг. Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и волнообразно протекающие (обратимые). К последним относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, денежной заработной платы, уровня добычи и потребления угля, производства чугуна, свинца и т. д. На основе статистической обработки стоимостных и натуральных показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за последние полтора столетия ученый пришел к выводу о наличии в этот период больших циклов конъюнктуры (длинных волн) продолжительностью 50-60 лет. При этом каждый большой цикл проходит в своем развитии «повышательную » и «понижательную» фазы. Материальной основой циклов Кондратьев считал обновление элементов основного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, каналов и т. д., а также подготовку квалифицированной рабочей силы.

Кондратьев дал описание трех больших циклов подъема и спала экономической конъюнктуры за период с конца XVIII в. до 20-х гг. XX в.

Первый цикл

Повышательная волна — с конца 80-х — начала 90-х гг. XVIII в. до 1810-1817 гг.;

Понижательная волна — с 1810-1817 гг. до 1844-1851 гг.

Второй цикл

Повышательная волна — с 1844-1855 гг. до 1870-1875 гг.;

Понижательная волна — с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.

Третий цикл

Повышательная волна — с 1891 — 1896 гг. до 1914-1920 гг.;

Понижательная волна — с 1914-1920 гг.

Следует обратить особое внимание на то, что поворотные точки длинных волн экономической конъюнктуры совпадают с многими важнейшими событиями социально-политической жизни того времени, такими как наполеоновские войны, революции в ряде европейских стран 1848-1852 гг., Парижская коммуна, англо-бурская война. Первая мировая война, революции в России и других странах Европы и т. л.

К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими зарубежными и отечественными исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. Основой механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику норм прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и как социальный, исторический и социально-психологический феномен. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) — это «периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций, таких, например, как продолжительные экономические подъемы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности и т. д. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 лет (социальные, как считает часть исследователей, — через 25 лет). Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода истории».

Ряд исследователей полагают, что в эволюции социально- психологической сферы общества (в частности, в изменениях социально-политического климата, творческой деятельности в архитектуре, музыке, живописи) также можно выделить периоды, в которых в массе доминирует или аналитический, или синтетический стиль мышления. Колебательный процесс с полным периодом в 40-50 лет примерно соответствует смене поколений по цепочке «отцы-дети-отцы».

В целом тема циклического характера (циклической формы) социальных изменений весьма перспективна, хотя пока разработана слабо.