Электрооборудование

SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое.

 SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое.

Тему о кругах ада уже развивали и художники, и композиторы, и режиссеры 20 ст. Многие любители видеоигр знают, что есть игра под названием "Данте: Инферно". А в 2010 году даже вышел в свет фэнтези-мультик по книге Д. Алигьери.

9 кругов ада: "Божественная комедия" Данте

Знаменитый поет и, наверное, первый фантаст Данте 9 кругов ада изобразил в "Божественной комедии" как огромную воронку. Чем серьезнее грех, чем больше людей пострадало от греховного человека, тем глубже в воронку земной преисподней его опустит царь Минос, встречающий умершего на 2 кругу. Поэт Данте 9 кругов ада описал как место, где на каждом "этаже" души умерших отбывают каторжное наказание. Поэма написана в темные века, когда ум человеческий был скован страхом перед чистилищем.

Данте долго работал над поэмой - с 1307 по 1321 год. То есть поэма прославляет имя этого человека уже больше чем 700 лет. Для литературы это прекрасный образец средневековой поэзии. Вся поэма написана терцинами, с небывалым для тех времен стилистическим шармом.

Поэт описывает все эти круги ада очень мрачными и жестокими, какими их только мог представить человек, живший в эпоху католического деспотизма. Для общего представления опишем все 9 кругов, как они изображены именно в первоисточнике - поэме "Божественная комедия".

Описание первых 5 кругов ада

В лимбе (1 круг) Данте "поселил" поэтов и ученых древности, которые не были крещеными. Так что, по сути, их души не принадлежат ни низшему миру, ни высшему. В этом месте душа человека испытывает скорбь, но телесных мук - пишет Данте - тут нет.

На 2 кругу души уже мучаются. Их терзают порывы ветра. Как на земле они были неприкаянными и искали утех в сладострастии, а не в духовном мире, так и здесь их вечно будет терзать небывалая буря.

Следующий круг - загробное пристанище обжор и гурманов. Они обречены на гниение под непрерывным и мерзким дождем. Далее следует жадность. Этот грех карается тем, что душа скупца обязана перетаскивать тяжести на спине вечно и драться с другими душами, которые тащат такие же тюки навстречу.

Последний круг из менее тяжких грехов, связанных с несдержанностью и тягой к материальному, - это круг для душ гневливых, ленивых или унывающих людей.

Круги ада для самых ужасных мук

Самые страшные грехи, как считает писатель, - это насилие, обман, мотовство, лицемерие и предательство. Круг 6-й предназначен для лжеучителей, направивших человеческие умы ко лжи ради собственной выгоды. На всех "просторах" 7 яруса мучаются насильники. А 8 и 9 круги - для самых "утонченных" лицемеров, еретиков, сводников и обольстителей. А также торгующих священников и алхимиков. Именно эти грехи осуждает Данте, и для таких душ вечная каторга в 9 круге наиболее ужасна.

На самом последнем кругу, в центре, находится падший ангел, вмерзший в озеро с античным названием Коцит. В его зубах обречены истязаться такие исторические личности, как Иуда, а также предавшие Цезаря Марк Брут и Гай Кассий.

Поистине ужасающими и необычными описывает Данте Алигьери 9 кругов ада.

Кто вдохновлял Данте?

Как у каждого писателя, у Данте была своя муза. Девушка по имени Биче (имя Беатриче дал ей гений впоследствии сам) вдохновляла талантливого юношу только одним своим существованием. Он так беззаветно и долго был предан всеми мыслями только одной даме сердца, что самое великое произведение, как и другая его поэзия, написано в ее честь.

Многие мастера кисти изображали эту девушку с поэтом. Художник Холидэй Генри написал картину "Данте и Беатриче" (год написания - 1883-й).

Я стою в одинокой толпе,
Посреди опустевшего рая,
Где какой-то незримый крупье
Одиноких нас в кучу сгребает...
С. Андреев

Обманувшие доверившихся, в иерархии выше обманувших не доверившихся, выше маньяков и добродетельных "не христиан". Маньяки, ведь не виноваты, что у них с генами не повезло (а может быть повезло?). Да и "не христиане" не виноваты, что их не там мама родила. Но вот почему те, кому нужно сидеть безвылазно в преисподней, сидят на Олимпе или карабкаются туда по трупам.

В советские времена андеграунд, которому положено находиться в 9 кругу ада, был добродетельнее "некрещеных младенцев".

Вроде бы все должно было перемениться, так нет, опять самые «добродетельные» те, кому нужно находиться в аду.

АД – ИЕРАРХИЯ. (Данте «Божественная комедия»)

КРУГ ПЕРВЫЙ - некрещеные младенцы и добродетельные не христиане.

КРУГ ВТОРОЙ - сладострастники.

КРУГ ТРЕТИЙ - чревоугодники.

КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ - скупцы и расточители.

КРУГ ПЯТЫЙ - гневные.

КРУГ ШЕСТОЙ - еретики.

КРУГ СЕДЬМОЙ:
- первый пояс - насильники над ближним и над его состоянием (тираны, убийцы, разбойники).
- второй пояс - насильники над собою и своим состоянием (самоубийцы и моты).
- третий пояс - насильники над божеством (богохульники), насильники над естеством (содомиты), насильники над естеством и искусством (лихоимцы).

КРУГ ВОСЬМОЙ (Злые Щели) - обманувшие не доверившихся.
- первый ров - сводники и обольстители.
- второй ров - льстецы.
- третий ров - святокупцы.
- четвертый ров - прорицатели.
- пятый ров - мздоимцы.
- шестой ров - лицемеры.
- седьмой ров - воры.
- восьмой ров - лукавые советчики.
- девятый ров - зачинщики раздора.
- десятый ров - поддельщики металлов, поддельщики людей, поддельщики денег, поддельщики слов.

КРУГ ДЕВЯТЫЙ (обманувшие доверившихся):
- первый пояс - предатели родных.
- второй пояс - предатели родины и единомышленников.
- третий пояс - предатели друзей и сотрапезников.
- четвертый пояс - предатели Благодетелей, предатели величества божеского и человеческого.

Новые времена, новые понятия. То, что раньше было злом, сейчас стало добром. Список пациентов ада резко начинает сокращаться.

ЧРЕВОУГОДИЕ - круг третий.

ЧРЕВОУГОДИЕ стало официальной доктриной христианских народов. Наращивание потребления любой ценой, теория о «ЗОЛОТОМ МИЛЛИАРДЕ». Эта теория о том, что жратвы хватит не на всех. Для этих уродов дантовы круги ада не прописаны. Они прописаны для тех, кому жратвы не хватит, и тем, кто под одеялом будет чавкать гуманитарную посылку с просроченными чипсами.
_______________________
ВОРЫ - круг восьмой, седьмой ров

Тетя Роза, я вас умоляю. Судя по всему, ВОРЫ готовят себе местечко не в восьмом кругу ада, а в раю на седьмом небе. Воры стали элитой общества и лобызаются с теми, у кого ключи от Ворот Рая.
_____________________________
НАСИЛЬНИКИ НАД ЕСТЕСТВОМ (СОДОМИТЫ) – круг седьмой, третий пояс.

Как говорил Михаил Сергеевич Горбачев: «Процесс пошел». *****асы уже в законе. Педофилы, пока еще нет, но католики над этим работают.

НАСИЛЬНИКИ НАД ЕСТЕСТВОМ И ИСКУССТВОМ (ЛИХОИМЦЫ) - круг седьмой, третий пояс.

Так вот как раньше называли эстрадных крыс и хохмачей, ловящих православные души на голые задницы. ЛИХОИМЦАМИ их называли. Верно, подметил Дант, что СОДОМИТЫ и ЛИХИЕ ИМЦЫ, должны сидеть в общем дерьме. Хотя в наши времена, уже и не отличить СОДОМИТА от ЛИХОИМЦА
____________________________
ПРОРИЦАТЕЛИ – круг восьмой, четвертый пояс.

Если посмотреть с современной колокольни, то уж слишком далеко загнали ПРОРИЦАТЕЛЕЙ, в ВОСЬМОЙ КРУГ. В связи с изменившейся тенденцией, необходимо их поменять местами с НЕКРЕЩЕННЫМИ МЛАДЕНЦАМИ. ведь им все равно, они ничего еще не понимают
_________________________
ОБМАНУВШИЕ ДОВЕРИВШИХСЯ – круг девятый

Этих так много, что их расписали по четырем поясам. Почти как в дзюдо. Ой, может быть про дзюдо не нужно? И их столько развелось, что пришлось для жертв, придумать специальное слово ЛОХ, то есть тех, кто верят на слово.

ОБМАНУВШИХ ДОВЕРИВШИХСЯ, я вижу везде, особенно во власти, это стало нормой. Власть стала бизнесом, рвутся во власть на всех уровнях, с единственной целью, урвать и обмануть ДОВЕРИВШИХСЯ. Конечно, этих ПРАВИЛЬНЫХ ПАЦАНОВ нужно держать в девятом кругу. Но как это сделать, если они сами кого угодно удержат?

Вот что интересно, неужели ЛОХИ после смерти, пройдя туннель, сразу в рай попадают?

Мелькнула мысль, что слово ЛОХ, созвучно со словом ОХЛОС. Все думают, что у нас демократия по образцу греческой. Многие думают, что ДЕМОС, это НАРОД и народ выбирает себе ПРАВИЛЬНЫХ ПАЦАНОВ. Действительно ДЕМОС это НАРОД, но это такой народ который владел имуществом, а возможно и рабами. Остальные назывались ОХЛОСОМ. Так что ДЕМОКРАТИЯ и ОХЛОКРАТИЯ, - две большие разницы.

О чем это я? Возможно мы уже все в АДУ, и занимаем в нем места соглано горящим путевкам от нашего капиталистического профсоюза?

Но, не стоит беспокоиться. Раз мы уже тут, то главное занять не слишком горячее место: в каптерке, хлеборезке, на складе телогреек и ушанок, писарем в штабе или в библиотеке с полным собранием сочинений В. Ленина.

Отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны ». «Венеры и Марса » и «Рождения Венеры », но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno ).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте . Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий , изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.

Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий в восьмом круге Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.

Сандро Боттичелли. Древние гиганты в Аду. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Представить ад современному человеку нетрудно, благо культуры разных стран создали запоминающиеся картинки. Все мы слышали про 9 кругов ада по Данте, видели захватывающие картины Иеронима Босха, встречали описание ада в других произведениях - от комиксов до кино.

Порой эта информация противоречива, а человека гложет вопрос - что же там, в загробной жизни, ждёт грешника. Мы можем опираться на разные источники, например, довериться свидетельствам людей, переживших клиническую смерть.

Ад представляют по-разному: кто-то считает его реальным местом, кто-то - состоянием души, а другие - выдумкой.

Представления об аде намного старше христианства. Нелегко проследить истоки верований, что душа после смерти может попасть, как минимум, в два места: туда, где её наградят за доброту, либо туда, где она будет страдать за грехи.

Трудно, да, пожалуй, и не нужно, сформировать некое общее представление об аде. Слишком оно различно в мире, в религиях, во времени. Есть очень противоречивые идеи. Вот лишь одни из них:

  • Ад - это место телесных страданий . Умерший человек сохраняет физическое восприятие и некоторый срок (возможно, неограниченный) претерпевает пытки огнём, порезами, болезнями и прочими способами доставить боль;
  • Ад - это источник душевных страданий . Душа - не телесна, а значит, причинить ей наибольшую боль могут только психические удары: то, что лично для этого человека невыносимо. Скажем, человек, страдавший от обжорства, будет претерпевать такие пытки, как переедание или, наоборот, голод;
  • Ад - это не какая-то область загробного бытия, а наш собственный мир. Здесь так много страданий, что сам по себе приходит вывод, будто мы живём в аду. Возможно, уже страдаем за грех, который совершили в реальности. Или же, мы просто не понимаем идею ада, и он нам дан на Земле не как наказание, а как ступень очищения для достижения духовной зрелости. Только после этого человека пустят в высшие миры;
  • Ад, как и рай, - это область в сознании человека. Мы не подаем туда один раз после жизни или смерти, а постоянно мечемся между разными состояниями. Праведник - уже в раю, потому что у него в душе царит совершенство. Грешник, лицемер, преступник ещё при жизни находится во внутреннем аду, так как вынужден мириться со своим несовершенством.

Этого взгляда придерживается греческий Митрополит Иерофей Влахос:

Иерофей Влахос

Митрополит

«Рай и ад существуют не как угроза со стороны Бога, а как болезнь и здравие. Здоровые и очистившиеся испытывают на себе просвещающее действие Божией благодати, а недугующие и больные – опаляющее действие Божие».

  • Ада не существует . Бог нарочно припугивает людей посмертной карой, но он слишком добр, чтобы обрести души на муки.

В действительности, представлений об аде намного больше. Чаще ад - это место нематериальное, поэтому туда могут попасть только тонкие тела: души, сознания и т.д. Но есть и сторонники того, что ад - реальное, материальное место, которое находится под земной корой. Человек из плоти вполне может туда спуститься, если выдержит температуру. Вот лишь несколько таких мест:

  • Дарваза - газовый кратер в Туркменистане. Изначально там бурили воронку, но земля обвалилась и впустила газ. Чтобы тот не распространялся, его подожгли. Однако уже полвека пламя не гаснет.
  • Осоре - гора в Японии. Она соответствует описанию ада в некоторых буддийских источниках.
  • Масая - вулкан в Никарагуа. Испанцы установили на его вершине огромный крест, чтобы не позволить армии демонов выбраться на землю.

Идея ада внутри Земли тесно связана с представлением о его кругах, о чём повествует нам известный средневековый автор - Данте Алигьери

Поэт Данте описал ад в «Божественной комедии»

Данте Алигьери (1265 г. – 1321 г.) - один из самых известных писателей в мире. Наряду с ним упоминают лишь единицы потому, что такой вклад в литературу - редкая заслуга. Он также значим, как, например, Гомер, написавший «Илиаду» и «Одиссею».

Собственно, до Гомера имелись размытые представления о художественных произведениях. Их обычная цель - вознести хвалу богам. Гомер пошёл дальше - создал многоуровневый труд, с образами, сюжетом, поэтикой - нечто, с чем не могли потягаться последующие 15 веков другие авторы.

Данте Алигьери очень любил античность и не побоялся бросить вызов Гомеровским поэмам. Он написал длинную поэму «Божественная комедия» (сперва просто - «Комедия»), каких ещё не знали в те дни европейцы.

Передать художественную ценность этой работы в переводе практически невозможно, так что остаётся верить на слово специалистам, когда они говорят, что это выдающаяся работа с языком.


Данте стал своего рода законодателем и основоположником итальянского языка. Его влияние на последующую литературу сложно переоценить.

Автор собрал все приёмы и традиции предшествующей письменности и подвёл под ними черту, резюмировал одну эпоху писателей и дал начало другой. Впоследствии будет ещё более мощное произведение - «Улисс» Джеймса Джойса, но это в прозе. Данте же был поэтом.

«Божественная комедия» - это поэма с отпечатком биографии и взглядов автора

Именно «Божественная комедия» и создала описание девяти кругов ада. И не только их. Чтобы лучше представлять себе, что это за произведение, нужно учесть несколько фактов:

  • В поэме описана не только структура ада, но и чистилища, а также рая . Об этом редко вспоминают, так как мало кто в действительности читал «Божественную комедию». Но это так. Герой произведения добирается до центра ада, проходит через чистилище и возносится на верхний уровень рая, который, кстати, разделён на 10 небес.
  • Это не богословское и не христианское, а просто художественное произведение . Данте страдал от серьёзного внутреннего конфликта. Как верующий и богослов своей эпохи, он считал необходимым писать во славу христианства. Так делали все. Но сам Данте просто обожал античность. «Божественная комедия» всё время мечется между двумя полюсами, потому что автор хочет писать о греческой мифологии, а «надо» о христианстве. В итоге в картину ада вплетаются Цербер, Минотавр, титаны и прочий греческий бестиарий.

В числе самых страшных грешников - предатель Цезаря Брут. Проводник рассказчика - поэт Вергилий. Данте сложно скрывать симпатию к античности, она преобладает над христианским ядром, которое тоже присутствует. Так что и относиться к произведению нужно не как к путеводителю по настоящему аду, а правильно - как к художественному вымыслу. Тогда всё в порядке.

  • На поэму накладывает серьёзный отпечаток биография Данте . Одни авторы максимально дистанцируются от произведений, другие же пишут о себе. Данте принадлежал к числу последних. Его ад наполнен отсылками к реальным местам на земле, где бывал поэт. Среди мучеников часто отмечают его знакомых - некоторые ещё жили в момент сочинения.

Особое место в сюжете занимает Беатриче Портинари - возлюбленная Данте, завязать отношения с которой он так и не решился до её скоропостижной смерти. Девушка присутствует в большинстве работ Данте, где он фантазирует об их с нею сбывшейся любви. Сам же Данте женился по расчёту и к супруге столь же возвышенных чувств никогда не питал.

В «Божественной комедии» описаны 9 кругов ада, где обитают грешники - от праведных язычников до предателей

Поэма начинается со встречи Данте и Вергилия в лесу. В каждом предмете ландшафта или персонаже можно усмотреть тьму символов, но останавливаться на этом не станем.

Сперва Данте демонстрирует перед входом в ад души, которые не попали в ад и в рай, поскольку не творили добра или зла.

1 круг. Он называется Лимб. Это самое щадящее место в аду. Здесь нет боли, только скорбь. Сюда Данте поместил своих любимцев - античных философов и поэтов, которые были добродетельными, но не крестились. Также здесь обитают некрещёные младенцы.

2 круг. Здесь, на втором круге, бушуют сильные ветра, бури. Они наказывают блудниц, любодеев, людей, которые поддались страсти.

3 круг. Обжоры и чревоугодники. Они вечно гниют под палящим солнцем, страдая от собственной раскормленной плоти. Рядом бегает трёхголовый пёс Цербер. Он охотно пожирает брюхатых грешников.

4 круг . Расточители и скупые люди - жертвы противоположных мировоззрений - здесь вынуждены вечно спорить друг с другом.

5 круг. Ленивые люди вечно вязнут в болоте, из которого им недостаёт воли вылезти. Здесь же рядом гневные грешники - их хватает лишь на то, чтобы без конца драться в трясине. Миновать пятый круг можно на единственной лодке.

5 круг ада, по Данте, - это болото, где топнут лентяи и агрессоры

6 круг . Начинается город Дит. Он занимает несколько кругов внутрь. Пока видны лишь его стены. Здесь лжеучителя и еретики уже не столь опасны, как при жизни. Они незаметны - лишь призраки, которые лежат в горящих могилах.

7 круг . Очень подробно описан, так как включает несколько поясов, где обитают разные грешники. Но всех их связывает один грех - насилие:

  • над другими;
  • над собой и имуществом;
  • над божеством, естеством и искусством.

На этом круге есть лес из самоубийц. Им теперь вечно предстоит терпеть страдания. Есть река крови, где разбойники и тираны вынуждены прятаться от стрел кентавров. А у самого края горит кипящий поток, где вандалы, богохульники и содомиты изнывают от зноя.


8 круг . Мы миновали 7 кругов ада. Город Дит закончился. Дальше мы спускаемся по десяти рвам, как по ступенькам. В центре этих рвов - конец ада. Но пока ещё восьмой круг. Здесь держат обманщиков всех мастей: льстецы, лицемеры, лукавцы, фальшивомонетчики и т.д. Наказаний тоже большое разнообразие: кто-то кипит в смоле, кого-то потрошат, третий страдает от проказы, ещё одного - стегают бичами демоны и т.д.

9 круг . Самый центр. Здесь царит холод. Это поверхность озера Коцит. Самый страшный грех по Данте - предательство. Есть четыре категории предателей:

  • кто предал родных;
  • кто предал родину или общую идею;
  • кто предал друзей;
  • кто предал благодетелей.

Все они вмёрзли по шею. А самом центре - два известнейших в христианстве предателя - Люцифер, который, по преданию, предал Бога, и Иуда. Бывшего апостола дьявол держит в руке и без конца поедает.


Дальше Вергилий ведёт Данте через чистилище, а затем сообщает, что в рай, как язычник, войти не может. Тут рассказчика встречает Беатриче, умершая много лет назад. После смерти обе души объединяются и следуют дальше - в рай.

Кругов ада по Библии не существует - в Писании ни слова о них

А сколько существует кругов ада, согласно Библии? Ни одного. Священное Писание, в принципе, нацелено не на то, чтобы удовлетворить любопытство человека по всем вопросам, а чтобы дать ему духовные ориентиры. Описание ада в Книге книг довольно скупо, ведь акцент не на нём. Если совсем грубо, то Библия - это учение о том, как не попасть в ад, а не экскурсия по нему.

Православие, как и христианство вообще, не имеет общего представления о том, каков ад.

Например, с греческого ад - это место лишённое света.

Вообще, в Библии есть несколько слов, которые часто употребляются как синонимы ада.

Хадес - царство мёртвых по-гречески. По-еврейски - шеол. Это мрачное подземелье для душ грешников. Но в то же время это римское имя бога Аида. И в этом значении оно часто обозначает царство мёртвых вообще.

Хадес упоминается в книге Откровения:

(Откр. 20:14)

«И смерть и ад повержены в озеро огненное»

Отсюда легко сделать вывод, что хадес - это место, где, возможно, темно, но уж точно не жарко.

Тартар - тоже слово греческого происхождения. Изначально - тёмное место, где греческие боги держали своих врагов. В Синдальном переводе - «адский мрак».

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»

То есть это тоже некая темница.

Геенна - название произошло от местности, где язычники сжигали детей. Геенна огненная должна прийти на смену аду.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

Преисподняя - перевод слова «шеол» (хадес). Синоним ада.

Согласно Библии, в аду темно, но не жарко

Так что Библия не даёт описания ада и его кругов. Но мы имеем основания сказать, что в аду вряд ли пылает огонь. Скорее всего, там просто темно. Пламя же есть в описании геенны огненной, куда должны попасть души грешников после Страшного суда.

Что же касается наследия Данте, то к нему следует относиться правильно - как к художественному произведению. Не стоит возлагать на литературу проповеднические функции. Это никогда не заканчивалось хорошо. Для таких целей есть Священное Писание. Оно расскажет о главном.

В виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

Фрагмент карты ада. (wikipedia.org)

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.


Мучения грешников. (wikipedia.org)

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

« » — это своего рода ответ на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.


Ужасы ада. (wikipedia.org)

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).


Страдания грешников. (wikipedia.org)

Судьба художника

Боттичелли был из семьи кожевника, подростком был отдан в ученики к ювелиру. Однако выполнять эскизы и рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.


«Весна», 1482. (wikipedia.org)

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Тогда вообще категориями гениальности о современниках не мыслили. Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника. И Боттичелли пережил и взлет, когда его мастерская была загружена чрезвычайно, а сам Папа Римский приглашал его расписывать Сикстинскую капеллу, и падение, когда аристократия отвернулась от прекрасного Сандро.


«Рождение Венеры», 1484−1486. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Вазари пишет в жизнеописании, что последние годы живописец провел дряхлым нищим стариком, но это не так.

Значительное влияние на художника оказало знакомство с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от роскоши. После признания монаха виновным в ереси Боттичелли практически закрылся от мира в своей мастерской. Последние годы он мало работал, страдая душой и телом. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции.