Электрооборудование

Псалом 9 на русском языке. Третий разговор

Псалом 9 на русском языке. Третий разговор

9:1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
смерть Лабена
Б.с. Вихлянцевой : Лабен (Пс 9.1) - в оригинале стоит: "по поводу мат лабен", что можно перевести как "на смерть сына".

9:2-7 Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

Был ли Лабен врагом Давида? Но псалом восхваляет Бога по поводу справедливого возмездия врагам Давида. Он считает, что гибель нечестивого – это результат реакции Бога на молитву Давида о справедливом рассмотрении его тяжбы. Здесь также есть пророчества на участь нечестивых (6), в конечном итоге их ожидает смерть навеки и удаление их имён из книги жизни Бога (Малах.3:16).

Однако по большей части этот псалом -пророчество на Иисуса Христа потому, что нечестивые ещё не изглажены из памятной книги боящихся Бога и имя их ещё не стёрто. То есть, речь идёт о том, что именно Иисус Христос станет воспевать хвалу Всевышнему, когда свершится возмездие для всех, кто отверг Божий путь жизни.

9:8,9 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Разъяснение будущей картины вещей о суде Божьем, которого не избежать никому - в человеческом понимании: с залом судебного заседания, судебным престолом, судьёй и всеми народами земли - в качестве подсудимых.

9:10,11 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
Давид сообщает всем, кто в этой системе вещёй угнетён несправедливостью – о Божьей адвокатской защите на суде и во времена скорби для всей земли.
Однако не все из угнетённых смогут такую защиту обрести, ибо само по себе угнетение ещё никого из угнетённых не сделало богобоязненным человеком или человеком, желающим хотя бы найти Бога и приблизиться к Нему.
Защита Бога на судебном процессе для всей земли гарантирована только тем из угнетённых, кто искал смысл своей жизни и Бога в ней:

11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
Поэтому и сказано о том, что надежда на Бога -для тех угнетённых, кто знал имя Бога -Творца вселенной, и кто уповал на помощь именно этого Бога ещё при жизни своей (все остальные «боги» не смогут поддержать своих угнетённых)

Многие сегодня знают, что имя Бога Библии - Иегова. Но многие ли ПОЛАГАЮТСЯ на Него? Многие ли ИЩУТ Его?
Положиться - это лечь, например, кораблю на волну и довериться ей, не сопротивляясь. Куда она вынесет - там и швартоваться.

Кто сможет положиться на «волну» Бога с именем Иегова, того Он и «нести» будет в нужном направлении, и когда придёт время - в нужное место принесёт. Только волна морская иногда на рифы корабль затягивает. А «волна» и дух Иеговы - ВСЕГДА курс на райские просторы держит, на небесах ли, на земле ли.
Да и ИСКАТЬ Бога – это не просто пытаться обнаружить местонахождение Его: Он невидим, даже если в небе Его искать.
Это означает ИСКАТЬ, КТО Он и КАК следует жить с ЕГО точки зрения.
И никто, кроме Него Самого -не расскажет людям об этом. Он и рассказал. И записаны слова силы Его и требований Его - в творениях Его и в Библии.
Только ленивый не заметит Его, если не слеп от рождения. И только нечестивый искать Его не захочет.
А из ищущих его - Бог никогда не оставит в неведении и обязательно даст Себя найти, как написано:

Господь с вами, когда вы с Ним; и ЕСЛИ будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас . (2Пар.15:2)
Искать Его надо. Он недалеко от каждого из нас.

9:12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
Давид знает, что Бог образно живёт на горе Сион (в храме Иерусалима), символизирующую небеса.

9:13,14 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
Память Бога не коротка, помнит Он - всё, слёзы угнетенных, несправедливость, притеснения и пролитую кровь угнетателями. Просьбы к Богу, чтобы Он обратил внимание на несправедливые страдания от притеснителей и не забыл о них - уместны для всех угнетенных.
Давид периодически бывал в их числе.

9:15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
Давид говорит о вратах дщери Сионовой, имея ввиду Иудею, но, понятно, не само по себе государство, а народ Иудеи, потомков Иакова-Израиля.
Давид заботится о том, чтобы возвещать о делах Бога Израиля – «во вратах» Иудеи. Это означает, что все, «входящие» в Иудею – имеют возможность знать о том, как и зачем следует поклоняться Богу Израиля.

9:16,17 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
Самое интересное, что ситуация века сего, в которой Бог разрешил свободно выбирать свой жизненный путь - очень легко покажет Ему, кто есть кто. Нечестивые САМИ себе подпишут приговор, показав себя нечестивыми при помощи дел своих. Все они ПОЗНАЮТ суд Божий по тому, КАК Он с ними поступит на суде.

9:18 Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога.
Давиду желательно, чтобы в результате Божьего справедливого суда все нечестивые закончили адом. О том, что ад означает могилу или место тления - Давид разъяснил чуть позже (Пс.15:10)
Интересно отметить, что к категории нечестивых Давид относил не тех, кто Бога не знает и не знал никогда. А тех, кто знал Бога, но ЗАБЫЛ о Нём со временем, не захотел идти Его путём жизни.

9:19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
Только для века сего может показаться, что Бог забыл о своих праведниках и о тех, кто хочет жить праведно, по Божьим принципам - потому, что для этого века характерно преследование желающих жить благочестиво и процветание живущих во зле (2Тим.3:12,13). Но не навсегда такое положение вещей допущено Богом: нельзя терять надежду на то, что справедливость однажды восторжествует и для праведников наступит эра процветание в Божьем мире справедливости.

9:20,21 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
Давид не для себя благ желает, но беспокоится о репутации Бога в глазах человека. Ему хочется, чтобы человек перестал наглеть, чтобы он перестал себя считать царём природы, центром вселенной и пупом земли, чтобы признал скромность места своего под солнцем Бога и вразумился величием Божиим в сравнении со своим амбициозным ничтожеством.

9:22,23 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
Давид часто в недоумении от того, что Бог так долго не ставит всех самовлюблённых гордецов – на их скромное место и тем самым даёт им возможность брать верх над бедными земли, раздуваясь от гордости при этом и собственной значимости.
Но Давид уверен, что все ухищрения нечестивых – в конечном итоге на их же голову и обратятся.

9:24,25 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!"
От того, что Бог, в основном, не вмешивается в этом веке в дела земли (кроме случаев, когда Ему нужно приводить в исполнение Свои намерения) - нечестивые осмелели, на всех смотрят с пренебрежением, без страха делают зло, считая, что ничего им за это не грозит. Такое положение вещей раздражает Давида, ему не хочется, чтобы нечестивые так бессовестно попирали авторитет Всевышнего.

9:26-32 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла";
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком - его мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, - и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своем: "забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда".

Давид перечислил все ухищрения нечестивых, к которым они прибегают для достижения своего в период века сего, пока Бог молчит.
Интересно ознакомиться с их характеристиками.
Мы можем стать таковыми, если:
- станем жить только для собственной выгоды;
- будем считать, что некому спрашивать с нас за злодеяния – Бога нет;
- станем пренебрежительно относиться ко всем;
- будем самодовольно надеяться на личный успех, зависящий якобы только от нас;
- станем сплетать коварные планы, использовать кого-то ради собственного обогащения и извлечения личной корысти и т.д.

9:33-36 Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
Просить Бога о справедливости, о наведении порядка на земле и возмездии для всех, кому нравится беспорядок – это тоже хорошо. Представим себе ситуацию, когда НИКТО не просит у Бога избавления от таких напастей века сего, чтобы Бог мог тогда подумать о нас?

9:37- 39 Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
Возмущение Давида сложившимся положением дел на земле – справедливо. Но Давид понимает, что Бог – Царь земли и видит всё это. И всё же Давиду хочется, чтобы вмешательство Бога и возмездие нечестивым – произошло быстрее, устал Давид наблюдать такую жизнь.

Он точно знает: квартиранты-нечестивцы непременно однажды дружно «съедут» с райской квартиры Бога, так было в Эдеме, так будет и в новом "Эдеме", после Миллениума. Останутся в вечном мироздании Бога только благочестивые и добропорядочные жильцы на постоянной основе.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 9

В еврейской Библии этот псалом разделен на два; первый заканчивается на стих 21. со стихом 22 начинается Пс. 10. В синодальной Библии это один псалом под номером 9. Псалмы 9 и 10 в еврейском оригинале связаны друг с другом особым литературным приемом: и в том и в другом почти каждый стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательном порядке (иначе говоря, они представляют собой поэтическое произведение, написанное акростом). Обращает на себя внимание и сходство словарного состава, общность выражений.

Разделение Псалма 9 на два может быть оправдано тем, что первая его часть (стихи 1-21) является торжественной песнью благодарения, тогда как вторая (Пс. 9:22-39) - жалоба на "нечестивых" и молитва о наказании их.

Итак, Псалом 9. Автором его считается Давид. В стихе 1 - указание начальнику хора и надпись, по-русски переданная как "По смерти Лабена"; в англ. переводе звучит как "На смерть сына". Выяснить значение этой надписи богословам не удалось. Полагают, что псалом написан в благодарность Богу за дарование победы над сирийцами. (Идумеи, воспользовавшись этой войной еврейского царя на севере, грабили и убивали беззащитное население страны на юге ее; имея это в виду, легче понять "вторую часть" Псалма 9.)

Давид славит Господа за праведный суд Его над нечестивыми языческими народами и за то, что Он - вечный истинный Судия, на Которого могут уповать страдающие (стихи 2-13). Следует молитва о помощи свыше и впредь, о наказании и в будущем, как в этой войне, язычников (па познают они, что они всего лишь "человеки"), чтобы праведники всегда могли возносить Ему хвалу ("темы" эти "переплетаются" в стихах 14-21).

В последней части Псалма 9 (стихи 22-39) тема хвалы за праведное воздаяние выражена не столь очевидно; здесь ударение на мольбе о неотложной помощи "бедным и угнетенным". Псалмопевец описывает злобность "нечестивого", чуждого страха Божия, не знающего жалости к "бедным" Он молит Господа "восстать" и "сокрушить" его.

А. Хвала: явление высшей праведности (9:2-13)

Пс. 9:2-3 . Буду… возвещать… чудеса Твои. Здесь, вероятно, подразумеваются победы, которые Бог дал Давиду одержать над сирийцами. В честь этих побед, обещает псалмопевец, будут устроены народные торжества, где царь и его подданные станут радостно славословить имя Всевышнего (стих 3).

Пс. 9:4-7 . Язычники - враги Давида и Божии враги обращены назад, они обречены на гибель (стих 4), остались безоружными, и города их Ты разрушил (руками Своего народа, подразумевает Давид); стих 7. Все это произошло потому что Судия праведный судил в пользу Давида (стих 5).

Пс. 9:8-11 . Вечный Судия. Который будет судить вселенную по правде, - на стороне "угнетенного", для которого является прибежищем во времена скорби. Поскольку речь тут идет о "суде над народами по правоте", полагают, что под "угнетенным" подразумевается еврейский народ, имеющий в Господе своем "прибежище во времена скорби". Целью Давида было передать своим соплеменникам ту беззаветную веру в истинного Бога, являющегося подлинным защитником, которую имел он сам. Под "знающими имя Твое" (стих 11) как раз и понимаются те, кто признавали Иегову единственным истинным Богом и служили Ему

Пс. 9:12-13 . На Сионе (в скинии, а потом в храме) находился ковчег завета - местопребывание Господа.

Ибо Он взыскивает за кровь; даруя Давиду победы над язычниками, которые нападали на жителей еврейских поселений, грабили и убивали их, Господь "взыскивал" с "нечестивых" за кровь Своего народа.

Б Молитва о помощи (9:14-21)

Пс. 9:14-15 . Следует мольба об охране на будущее - от врагов Давида, ненавидящих его. "Вознести от врат смерти" значит отвести от "врат" в преисподнюю (шеол), т. е. спасти от возможной гибели. Да не иссякнут у Давида причина и повод "возвещать похвалу" Господу у ворот Иерусалима (иносказательно назван "дщерью" горы Сион); площадь перед воротами в древневосточных городах была, напомним, самым многолюдным местом.

Пс. 9:16-17 . Речь опять о поражении языческих народов, которое Давид нанес им силой Господней. На собственном горьком опыте они познали теперь, что страшен суд Господа. Бога истинного.

Пс. 9:18-19 . Гибель и ад - удел нечестивых. Под "забывающими Бога" могут пониматься отвергающие Его

Под "нищими" и "бедными" в стихе 19 могли подразумеваться жители еврейских поселений, разоренные в результате опустошительных набегов язычников. Господь вспомнит о них, и надежда их на Него оправдается.

Пс. 9:20-21 . В первой фразе стих 20 псалмопевец выражает страстное желание, чтобы делами народов управлял Господь (да не преобладает в них человек!). О том же мольба и в следующем стихе: да осознают народы, что все они пред лицом высшего Судии, да не полагаются на силы свои и военное искусство (которые и у "нечестивых" могут оказаться немалыми), да поймут, что они - всего лишь человеки (здесь евр. енос. т. е. бессильный смертный человек)

Пс. 9:22 . Начиная с этого стиха "молитва о помощи" обретает более конкретный характер. Как уже говорилось, эта часть псалма могла быть навеяна Давиду мыслями о жителях южной Иудеи, которые неспособны были оказать серьезное сопротивление идумеям, постоянно совершавшим на них набеги, (Мужское население этой части страны, способное носить оружие, сражалось на севере - с сирийцами.) Это о них, беспомощных, скорее всего, скорбит Давид, "упрекая" Господа, что стоит вдали от них.

Пс. 9:23-28 . Гневно и горестно "характеризует" Давид разбойников-идумеев (дерзких, коварных и жадных; стихи 23-24). Они надменно полагают, что Господь, Бог евреев, "не взыщет" с них, что суды Его не угрожают им (стихи 25-26).

В стихе 27 псалмопевец "воспроизводит" дерзкую убежденность идумеев, что евреям от их ударов скоро не оправиться, и что сила будет на их стороне и при детях их и при внуках ("не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла").

Пс. 9:29-32 . Описание коварных приемов идумейских "охотников" за людьми, в чьи сильные когти "падают" жители иудейских городов и деревень ("бедные, невинные"). Идумеи же думают, что тех "забыл Бог их, что Он закрыл лице Свое, не увидит никогда".

В. Давид молит Господа об отмщении (9:33-39)

Пс. 9:33-36 . Восстань, Господи, молит псалмопевец, подними руку Твою в защиту угнетенных - ведь они Твой народ. Не оставь безнаказанными нечестивых, пренебрегающих Тобою. Нанеси врагам евреев такой удар (Сокруши мышцу их!), чтобы и следа не осталось от их нечестия.

Пс. 9:37-39 . Давид знает, что Господь - царь вечный и непобедимый. Псалом 9 он завершает на торжествующей ноте уверенности: настанет день, когда язычники… исчезнут с этой земли, которую Он отдал народу Своему. Но и до тех пор, молит псалмопевец, исполни желание смиренных рабов Твоих, услышь их теперь же, помоги им, укрепи их душевные силы. Не дай им оставаться во власти злых людей, да боятся они лишь Тебя одного, а не "человека на своей земле!"

Прошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться. Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно. Вот только одно из таких мест: «Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31).

Или в русском переводе Юнгерова:

«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими».

Слова эти можно, конечно, отнести к врагу рода человеческого – дьяволу, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8), и для этого расставляет свои сети.

Но их можно отнести и просто к человеку, который считает возможным жить за счет другого, обирая другого.

Быть может, я не прав, но мне кажется, будет полезнее рассматривать их по отношению к человеку. Ведь мы не бесы, а люди. И нам важнее знать причины неправильной жизни людей, а не бесов.

Псалмопевец не только живописно рисует картину того, как неправедно живет нечестивый человек. Давид указывает на главное – причину такой жизни.

«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).

Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».

Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя - Карл Маркс? Во времена моей юности он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний - «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию - всё совершенно наоборот !

Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие ! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!

Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль!

Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет»!

Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому в христианской аскетической литературе есть совет по мере сил бороться с греховными помыслами ! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.

Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.

Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?

Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот - старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?

Как отличить хорошее от плохого?

На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!

Иной раз люди задаются таким вопросом – а может ли существовать настоящий праведник без веры в Бога? Может ли человек в Бога не верить, но при этом жить чистой-чистой жизнью?

Как по мне – вряд ли, очень вряд ли!

Конечно, не сто´ит забывать слова апостола Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

То есть совесть дана каждому человеку, и она, как компас, могла бы указывать и верующему и не верующему, на то, какие поступки хороши, а какие нет.

Но – грехопадение изломало нас! Всё в нас сломано, смешано, не на своем месте… И совесть – тоже.

Человек столь легко увлекается собственными страстями, что голос совести в себе он заглушит всегда!

Ну, а поскольку человек умен, то он всегда найдет оправдание своим поступкам. Как сказано в девятом псалме: «Хвалим есть грешный в похотях души своея» (Пс. 9:24).

Мы – такие, да. Мы за всё на свете себя похвалить можем!

Именно поэтому нам, чтобы жить правильно, необходим некий эталон, с которым мы могли бы сравнивать свои поступки, мысли, чувства, желания.

И такой эталон у верующих есть.

То, что считает хорошим Бог – то и есть хорошо. Что Он считает плохим – это и есть плохо.

То есть поссорился человек с женой, решил развестись. По современным представлениям, развод – это вполне нормально! Но человек сначала решил сопоставить свое желание с мнением Господа. Открыл «Евангелие от Матфея», нашел главу 19 и в ней прочел, что Господь разводы не одобряет…

И – помирился с женой! То есть поступил правильно Бога ради!

А неверующий не угодит Богу уже просто потому, что не будет знать, как это сделать! Он не станет «вникать в учение» (1 Тим. 4:16), чтобы знать, какие именно поступки Бог считает хорошими.

И он не станет «вникать в себя» (1 Тим. 4:16), чтобы понять, какие именно мысли и желания в нем не от Бога, и что внутри себя нужно исправлять.

И на нем сбудутся слова апостола Павла - «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Без веры угодить Богу невозможно! Ровно так же, как невозможно на лодке без карты доплыть из Одессы в Калькутту. С картой (в которую нужно было бы постоянно вникать!) – можно попытаться. Без карты – никак!

Прав, прав святитель Николай Сербский:

«Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в Царстве Небесном… Ибо путь тесен и опасен, и по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых».

Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма (Пс. 9:34) – в чем была его ошибка? В том, что он не слушал слов, высказанных Духом Святым (по выражению Николая Сербского «не слушал Проводника на пути, ведущем в Царство Небесное»).

Этот бедный человек был одним из тех, кто сами всё знают, и не позволят другим себя поучать. Он не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!

«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).

Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).

Мы должны не лениться, а вникать в учение . И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и Тайн Сына, о которых говориться в надписании девятого псалма) станет для нас меньше.

Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека , познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни!

Обратим внимание еще на один важный стих девятого псалма.

Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.

Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет именно языческий народ и спасает (через покаяние) огромный город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.

«Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).

Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».

Чего просит пророк у Бога для язычников? Он просит у Бога законодателя , он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.

И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида? Да, конечно! Был, был дан законодатель народам!

Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Его нам и надлежит слушаться (Мф. 17:5).

В общем, разговоры о девятом псалме нужно заканчивать. Порадуемся тому, что мы живем в новозаветное время, и нам проще познать Господа, чем язычнику ветхозаветных времен, о милости к которым так просил Господа Давид (Пс. 9:20-21)!

Собственно, пример сотника Корнилия (Деян. Глава 10) доказывает, что и для древних язычников попытка найти Господа не бывала бесплодной. Но нам, нынешним людям – однозначно проще.

Кстати, нам проще, даже если сравнивать с ближайшими родственниками! Моя прабабушка Марфа Библии дома не имела. Были советские времена, и Святое Писание достать было очень трудно. Но человек – существо изобретательное. Прабабушка Марфа покупала атеистические, антибиблейские книги. Зачем? А там среди гор атеистического хлама попадались цитаты из книг Ветхого и Нового Завета! Библейская критика не могла поколебать ее веру, а драгоценные цитаты из Святого Писания она выписывала и таким образом изучала!

Так намывают драгоценные крупицы золота, отсеивая горы песка и прочего мусора.

Нам, нынешним, конечно легче. Всё доступно – открыты Храмы, открыты православные книжные магазины. А уж в интернете – вообще красота. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Исаак Сирин – читайте, читайте!

Возрадуемся свободе вероисповедания, которую дает нам нынешнее время! И будем помнить о том, что эта свобода – драгоценность. Не исключено, что и мы, нынешние, доживем до новой волны страшных гонений.

И тогда Писание будет сложно изучать открыто. Но пока – можно! А значит, нам просто стыдно не откликнуться на призыв пророка Осии – познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3).

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Николай Сербский. Стеклянные глаза Индии.

Надписание «по смерти Лабена» до сих пор остается невыясненным. Можно предполагать, что оно указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В евр. Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 с., а с 22 идет там уже 10 Пс, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греч. и славян., соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 псалмом в евр. Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма 1-21 ст.) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами (см. подр. «о происхождении Псалтиря» свящ. Н. Вишнякова с. 206–210).

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14–21). Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

Пс.9:2. Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

Пс.9:3. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

«Возвещать все чудеса Твои» – воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. – «Торжествовать о Тебе» – устраивать во имя Бога торжественные праздники.

Пс.9:5. ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

Пс.9:6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено («имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.)).

Пс.9:8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

Пс.9:9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Пс.9:10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

Пс.9:11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

«Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значить признать Его единственным истинным Богом и служить Ему.

Пс.9:12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал.

Пс.9:13. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

Пс.9:15. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

«Во вратах дщери Сионовой» – в воротах города Иерусалима. Обыкновенно ворота являлись местом самым посещаемым для его жителей, отсюда воспевать в воротах города – воспевать во всеуслышание.

Пс.9:20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

Пс.9:21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» – пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh – слабый, бессильный.

Пс.9:22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них «стоит» вдали, скрывает «свою помощь».

Пс.9:25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: «не взыщет», еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас.

Пс.9:27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и «в род и род не приключится им зла», т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.

Пс.9:29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

Пс.9:30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. Пс.9:25), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

Пс.9:32. говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

Пс.9:33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

Пс.9:34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

Пс.9:35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

Пс.9:36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

«Сокруши мышцу» – низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» – чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

Пс.9:37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

Пс.9:38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

Пс.9:39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он – покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле»).