Электрооборудование

Презентация История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея

Презентация История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея










Презентация о поэме «Мцыри» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

«Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название — «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» — послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Там, где, сливаяся, шумят,​
Немного лет тому назад,​
Обнявшись, будто две сестры,​
Струи Арагвы и Куры,​
Был монастырь…​
Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы. ​
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.​
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.​
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.​
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.​
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
​…Я мало жил, и жил ​
в плену…​
…Она мечты мои ​
звала​
От келий душных ​
и молитв…​
…Я вырос в сумрачных стенах​
Душой – дитя, судьбой – монах…​
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой​
Умру рабом и сиротой…​

Я знал одной лишь думы власть,​
Одну – но пламенную страсть…​
Я эту страсть во тьме ночной​
Вскормил слезами и тоской…
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами​
— пышные поля​
— холмы и горные хребты​
— ущелья, потоки ​
— растительность
Мцыри на воле
…О, я как брат​
обняться с бурей был бы рад!​
Глазами тучи я следил,​
Рукою молнию ловил…Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:​
Скажи мне, что средь этих стен​
Могли бы дать вы мне взамен​
Той дружбы краткой, но живой,​
Меж бурным сердцем и грозой?
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен​
Презирает смерть​
Жаждет борьбы​
Любит родину и мечтает вернуться в родные края​
Твёрдый и целеустремлённый​
Выносливый и мужественный​
Страстная и пламенная натура
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня ​
Упьюся я в последний раз.​
Оттуда виден и Кавказ!​
Быть может, он с своих высот​
Привет прощальный мне пришлет…​

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.​
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
«Мцыри» — романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.​
2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.​
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.


История создания поэмы

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, М.Ю.Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ Мцхеты (Грузия) существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую

жизнь и стал монахом.


М.Ю.Лермонтов, взяв за основу эту историю, изменил сюжет.


Смысл заглавия

  • Есть ли у героя имя?
  • Каково значение слова «мцыри»?

Мцыри – на грузинском языке

означает «неслужащий монах»,

нечто вроде «послушника».

А в более широком смысле:

пришелец, чужеземец,

одинокий человек, не

имеющий родных, близких.


Из каких событий складывается сюжет?

  • (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

Композиция поэмы


  • Родной дом, отчизна, свобода, борьба – это главное для Мцыри
  • Именно этого не хватало Лермонтову в современной ему действительности,и поэтому он обращается к направлению романтизм.

  • Какие признаки романтического произведения можно найти в поэме?
  • исключительный герой
  • исключительные обстоятельства
  • романтический пейзаж
  • форма исповеди
  • идея свободы
  • символические образы

  • В ней и героика борьбы, «упоение боем», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике: « Но с торжествующим врагом / Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..»
  • Барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»

  • Что для Мцыри значит жить?
  • Что увидел, что познал герой, оказавшись в мире природы?

Он понял, что человек рожден быть свободным, чтобы наслаждаться красотой природы, чтобы любить, ...

  • Был ли счастлив герой?

Несмотря на все опасности трехдневного путешествия, несмотря на недостаток пищи, жажду, битву с барсом, Мцыри, пусть недолго, но был счастлив.


Язык поэмы (поэтика)

Какие языковые средства выразительности вы нашли в поэме?


  • Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

«Мцыри» - это произведение о…

об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.




Образ Мцыри

«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от спокойствия, любви, превозмогает страдания голода - герой пытается «пройти в родимую страну».

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но Мцыри не предстаёт слабым и беззащитным, а, наоборот, гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание.


3. Определите жанр произведения.

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь;

г) притча

4. Выделите черты романтизма в поэме.

а) бурная неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром;

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа

5. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

а) анапест;

б) дактиль;

в) амфибрахий;


Тест

  • Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из

а) древнерусских летописей;

б) Библии;

г) стихотворения Горация

2. В чем заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы, против Бога;

б) раскаяние, смирение;

в) защита права человека на свободу


6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;

г) гибель Мцыри

7. В исповеди Мцыри звучит

а) негодование;

б) смирение, покаяние;

в) утверждение своей правоты;

г) отказ от бесплодной борьбы

8. В чём заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.




  • http://m.kalitva.ru/2007/09/page/11/
  • http://900igr.net/kartinki/literatura/Lermontov-Mtsyri/022-V
  • http://fotki.yandex.ru/users/abyta/view/149428/?page=0
  • www.lermantovpoeziya.info
  • http://www.xrest.ru/original/233745/

М.Ю.Лермонтов.

Анализ поэмы

«Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».



Задачи:

Развивать навыки анализа текста.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выявить структурные особенности поэмы.

Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта.


Добрый день!

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!


Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.


Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.


Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Словарная работа:

  • Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
  • Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


Словарная работа:

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,



1) Пролог (1 глава)

-О чём мы узнаём в прологе?

- Где происходят события поэмы?

- Дайте описание монастыря.


Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков.


Предыстория главного героя ( 2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

- Как он выглядел? Составьте его описание.


Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.


Словарная работа:

  • Занемочь – заболеть, захворать.
  • Томиться – мучиться.
  • Призреть – дать приют и пропитание.
  • Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?


- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

  • Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.


-Что такое «исповедь»?

Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.


  • Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».


-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.


- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение).


-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)



-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?


-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)


-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?

Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .


- Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.


- Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно


Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1 )

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2 )

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3 )

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря «Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)
«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)
«Из жалости один монах
Больного призрел…»
«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Литература:

  1. Г.И. Беленький «От наблюдений над композицией к постижению идейного смысла произведения», М., «Просвещение», 1968г.
  2. Д.Е. Максимов «Поэзия Лермонтова» М-Л., «Наука», 1964 г.