Электрооборудование

Основы чтения чертежей. Чтение чертежей общего вида

Основы чтения чертежей. Чтение чертежей общего вида

Изложенный выше материал дает возможность читать несложные чертежи. Чтение чертежа заключается в уяснении по плоским изображениям объемной формы детали и в определении ее размеров, шероховатости поверхностей и других данных, приведенных на чертеже.

  • 1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование и марку материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений, обозначение чертежа и другие сведения.
  • 2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  • 3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями.

Этой задаче помогает анализ изображений. Представив по чертежу, из каких геометрических тел слагается деталь, мысленно объединяют полученные данные в единое целое.

  • 4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. При этом надо обращать внимание на знаки Æ, □, R, стоящие перед размерными числами. Как указывалось, знак 0 означает, что данный элемент детали имеет форму тела вращения, знаком □ определяются элементы квадратного сечения и т.п.
  • 5. Установить, какова должна быть шероховатость поверхностей детали. Если на изображении рассматриваемой поверхности отсутствуют знаки шероховатости, то следует искать указание шероховатости в правом верхнем углу чертежа.

В качестве примера прочитаем чертеж наконечника (рис. 1.35).

Вначале приведем вопросы к чертежу, а затем ответы на них. (Вопросы расположены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежа.)

Вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Как называется деталь?
  • 2. В каком масштабе выполнен чертеж?
  • 3. Из какого материала изготовляют деталь?
  • 4. Какие виды содержит чертеж?
  • 5. Из каких геометрических тел слагается форма детали?
  • 6. Опишите общую форму детали.
  • 7. Чему равны габаритные размеры и размеры отдельных частей детали?
  • 8. Какова шероховатость поверхностей детали?

Ответы на вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Деталь называется "Наконечник". Это мы узнаем из основной надписи.
  • 2. Масштаб 1:2, т.е. линейные размеры на чертеже в 2 раза меньше линейных размеров самого предмета.
  • 3. Деталь изготовляют из стали марки 45 по ГОСТ 1050–88.
  • 4. Чертеж содержит два вида: главный (спереди) и вид слева, который расположен справа от главного вида и на одном уровне с ним.
  • 5. Рассмотрим сначала крайний левый элемент. На главном виде он имеет трапециевидное очертание, на виде слева он изображен двумя окружностями. Такие изображения может иметь усеченный конус.

Рис. 1.35.

На главном виде второй элемент выглядит прямоугольником и окружностью на виде слева, что указывает вместе со знаком Æ на его цилиндрическую форму.

Форма третьего элемента устанавливается тоже при сопоставлении двух его изображений. Этот элемент имеет форму шестиугольной призмы, с обоих торцов которой сняты конические фаски. Кривые линии, проведенные на главном виде, и большая окружность па виде слева получились на детали при снятии конических фасок на шестиугольной призме.

При выяснении формы следующего элемента руководствуемся только его изображением на главном виде и знаком Æ, так как на виде слева этот элемент не виден. Прямоугольный контур, осевая линия и знак диаметра указывают на цилиндрическую форму этого элемента.

Последний справа элемент, имеющий очертание трапеции и размер 1 × 45°, является усеченным конусом (фаской), так как очертание трапеции и размер в виде условной записи характерны для этого элемента.

По штриховым линиям на главном виде и меньшей окружности на виде слева можно судить, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6. Объединив все полученные сведения, устанавливаем общую форму предмета (рис. 1.36). Она представляет собой сочетание усеченного конуса, цилиндра, шестиугольной призмы, цилиндра и усеченного конуса, расположенных на общей оси. Вдоль оси детали проходит цилиндрическое сквозное отверстие.

Рис. 13.6.

7. Габаритные размеры детали, т.е. определяющие предельные внешние или внутренние размеры, таковы: длина – 170 мм, наибольший размер шестиугольного элемента (высота) – 72,1 мм, ширина детали – 65 мм, диаметр отверстия – 20 мм (см. рис. 1.35).

Большой диаметр первого слева элемента 48 мм, угол при вершине 30°, длина его 20 мм. Диаметр следующего цилиндрического элемента одинаков с большим диаметром конуса и равен 48 мм, а длина его определяется как разность между 55 и 20, т. е. равна 35 мм.

Два размера элемента детали, имеющего форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями – 65 мм (размер "под ключ"), между двумя из ребер – 72,1 мм (диаметр описанной окружности). Длина этого элемента не указана, она определяется после того, как будут выдержаны размеры 170,55 и 46 мм. Размеры фасок на призме: диаметр большего основания – 72,1 мм, диаметр меньшего основания усеченного конуса – 64 мм, угол при вершине конуса – 120°.

Диаметр правого цилиндра 50 мм, а длина его 45 мм (46 – 1 = = 45 мм). Больший диаметр усеченного конуса равен диаметру цилиндра, т.е. 50 мм, высота его 1 мм, а угол наклона образующих к плоскости основания 45°.

8. Шероховатость поверхности усеченного конуса, расположенного с левого конца детали, Ra 6,3, шероховатость находящегося рядом цилиндра диаметром 48 мм Ra 3,2. Поверхность цилиндра диаметром 50 мм, расположенного с другого конца детали, должка иметь шероховатость также Ra 3,2. Все остальные поверхности должны иметь шероховатость Ra 10.

О шероховатости остальных поверхностей мы судим по знаку перед скобками в правом верхнем углу чертежа.

Есть и другой вариант научиться понимать чертежи. Если среди знакомых есть инженеры, то понять все хитрости будет намного проще, при одном условии, что ученик сможет визуально представлять себе объект, это невозможно без развитого воображения.

Как самостоятельно прочитать чертёж?

Умение читать чертежи и осуществлять печать чертежей – это одно из главных требований многих технических профессий. Сметчик, сварщик, монтажники, каменщики, архитекторы – вот далеко не полный перечень профессий, где потребуется понимание основ чертёжного дела.

В каждой профессии своя специфика, также, как и правила разработки схем, чертежей. Для стройки необходимы проекты дома, для производства деталей – схема детали, поэтому чтобы правильно составить или прочитать чертёж нужно знать все основные правила составления чертежей в этой области. Далее рассмотрим более подробно несколько основных правил составления чертежей.

Правила чтения чертежей

Неважно в какой области планируется создание чертеже, в процессе работы необходимо придерживаться следовать определённым правилам:

  • Нужно уметь визуализировать объект, тогда получится представить его точные характеристики. Создать чертёж детали, ни представляя её внешнего вида правильно не получится.
  • Необходимо постоянно анализировать рисунок, так можно представить контуры детали, её внешний вид. Можно мысленно разбить деталь на составные части, представив их в виде понятных геометрических фигур и постараться воссоздать на бумаге увиденное.
  • Изучение оглавления чертежа даст массу информации об основных параметрах изделия (объекта), области его применения. Увидев надписи о масштабе, название детали, представлять готовое изделие становится намного проще.
  • На каждом чертеже есть определённые обозначения, для чего они и что означают необходимо понять, чтобы более детально сам чертёж.

Прочитать чертёж без его детального анализа не получиться, каждая деталь имеет своё предназначение, форму, параметры. Вес, размер, масштаб, конфигурация – все эти параметры указываются на чертежах в определённом масштабе. Зная необходимые стандарты и размеры детали воссоздать её внешний вид будет несложно.

Если знание стандартов довольно слабое, то при чтении чертежей необходимо иметь соответствующую литературу с детальным описанием всех стандартов применимых в данной области. В случае необходимости найти определённую деталь, и ознакомиться с её характеристиками будет легче. Подобных справочников в различных областях на сегодняшний день масса, информацию можно найти в сети на сайтах соответствующей тематики.

Подытоживая вышеперечисленные рекомендации стоит подчеркнуть необходимость знания основ и методов нанесения чертежей, понимания основных обозначений и правил изготовления деталей, строительства объектов. Без этих элементарных навыков понять какой должна быть деталь и как она выглядит в готовом виде будет сложно.

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.

3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.

4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны
вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143)1

1) Как называется деталь?
2) Из какого материала ее изготовляют?
3) В каком масштабе выполнен чертеж?
4) Какие виды содержит чертеж? ,
5) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
6) Опишите общую форму детали.
7) Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

1 Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей.


Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

1) Деталь называется «направляющая».
2) Изготовляют деталь из стали.
3) Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.
4) Чертеж содержит два вида: главный и слева.
5) Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.

Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева - окружности. Значит, это цилиндр, так как такие проекции характерны для цилиндра.

Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.

Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева - окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

Четвертая часть на главном виде имеет очертани прямоугольника, внутри которого проведены две горизонтальные линии, а на виде слева - шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.


Рис. 144. Изометрическая проекция детали

Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.

По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6) Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

7) Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм." Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.

Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.

Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями 65 мм, между двумя ребрами -75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.


Рис. 145. Задание для упражнений

42. Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Вопросы к чертежу
1) Как называется деталь?
2) Из какого материала она изготовляется?
3) Какие виды даны на чертеже?
4) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма
детали?
5) Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
6) Изображением каких элементов являются окружности 0 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
7) Каковы габаритные размеры детали?



Рис. 146. Задания к практической работе № 7


Рис. 147. Задания для упражнений


Рис. 148. Задания для упражнений

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

1. Чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Вопросы для чтения чертежей


1) Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
2) Какой масштаб указан на чертеже?
3) Какие изображения передают форму детали?
4) Опишите форму детали, т.е. укажите название геометрических тел, образующих форму детали, и их размеры.
5) Чему равны габаритные размеры детали?

2. Решение занимательных задач

1. На рисунке 147 дан чертеж и наглядное изображение проволочной модели. Сконструируйте аналогичную модель, выполните ее чертеж и наглядное изображение.
2. Выполните технический рисунок предмета, который может плотно проходить через все три отверстия в пластине (рис. 148).


Рис. 149. Задания к графической работе № 8


Рис. 150. Задания к графической работе № 8


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

1. Выполните технический рисунок детали (рис. 149, а), сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.
2. С помощью точек на поверхности детали (рис. 149, б) показана разметка удаляемой части детали. Выполните технический рисунок измененной детали.
3. Выполните эскиз детали (рис. 150, а), мысленно удалив ее верхнюю заштрихованную часть и заменив выступы, указанные стрелкой, выемками.
4. Выполните эскиз детали (рис. 150, б), сделав вместо выступов выемки такой же формы и размеров на том же месте.
5. Выполните по заданию учителя чертеж одной из деталей (рис. 151), у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное, - на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Categories: /
Tags:

Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов - так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.

Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»

На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.

Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:

СНиП (Строительные нормы и правила),

СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),

ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства - разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.

Рис. №2 «Производство металлоконструкций»

Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.

Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»

Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.

Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»

Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.

Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»

При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.

Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»

После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала - все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.

Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними - дальнейший процесс чтения будет намного более простым.

10.03.2016
Просмотров: 90213