Электрооборудование

Мост рамный со сквозными фермами. Балочные пролетные строения с решетчатыми фермами

Мост рамный со сквозными фермами. Балочные пролетные строения с решетчатыми фермами

Адрес: Россия, Москва, с северо-запада Московского Кремля
Дата основания: 1812 год
Дата открытия: 30.08.1821 года
Основные достопримечательности: Могила Неизвестного солдата и «Вечный огонь», Итальянский грот, памятник Патриарху Ермогену, имитация русла реки Неглинки с фонтанами, памятник Александру I, Романовский обелиск
Координаты: 55°45"04.4"N 37°36"46.3"E

Александровский сад представляет собой парковую зону, протянувшуюся с северо-запада от Московского Кремля . Он очень похож зеленый бульвар и занимает пространство между Кремлевской стеной и Манежной улицей. Этот сад известен далеко за пределами Москвы , так как здесь находится один из самых главных Общенациональных мемориалов и другие памятники, тесно связанные с историей страны.

Вид на главный вход в Александровский сад со стороны Вечного огня

Как появился сад у Кремля

До начала XIX века на месте, где теперь раскинулся сад, несла свои воды река Неглинная или, как говорят сами москвичи, Неглинка. Со стороны Красной площади проходил глубокий ров, по которому воды Неглинки попадали в р. Москву. Получалось, что стены Кремля с трех сторон окружала вода.

Неглинка была довольно полноводной и рыбной рекой. В нижнем течении она имела несколько прудов, и за их чистотой следила Полицейская канцелярия. В местах рыбного промысла было запрещено купать лошадей и стирать белье, а зимой прозрачным льдом из этих водоемов заполняли московские ледники.

После окончания французского вторжения 1812 года и восстановления сгоревшей Москвы, российский царь Александр I принял решение ликвидировать ров, убрать Неглинку под землю, а на засыпанном русле устроить сады. Работы по их созданию заняли около трех лет.

Вид Александровского сада с Троицкого моста

Зеленую зону задумали, как три отдельных, но связанных единым ландшафтным планом парка, поэтому ее именовали не «садом», а «садами». Вначале о садах говорили «Кремлевские», а когда в 1856 году произошло вступление на трон императора Александра II, за парками закрепилось название «Александровские сады».

Сегодня Александровский сад охватывает территорию в 10 га. Он протянулся более чем на 850 м и имеет ширину от 110 до 130 м. О реке Неглинке посетителям сада напоминает Троицкий мост, по которому они могут попасть на территорию Московского Кремля.

Прогулка по Верхнему парку

Северную часть парка, протянувшуюся от Манежной площади к Троицкому мосту, называют Верхним садом. Она имеет длину 350 м. От красно-кирпичного здания Исторического музея и проезда возле него парк отделен массивной чугунной оградой, которая была сделана по эскизу архитектора Евгения Францевича Паскаля. На чугунных воротах можно увидеть символы победы России в сражениях с французами.

«Испанский грот», также известный под названием «Руины»

Верхний сад открыли раньше других - в 1821 году. Он имеет несколько аллей, проложенных параллельно и перпендикулярно стене Кремля. Между пешеходными дорожками посажены деревья и кустарники, а клумбы с весны до осени радуют яркими тюльпанами, розами и другими цветами. Здесь растут голубые ели, дубы, клены, липы, кусты жасмина, боярышника, акации и сирени.

По центру Верхнего парка, возле Средней Арсенальной башни можно увидеть необычный мемориал «Руины», поставленный в память о событиях войны с Наполеоном. Грот был сделан по проекту известного зодчего Осипа Ивановича Бове, который занимался реконструкцией города после пожаров Отечественной войны.

Внутри полукруглой арки установлена мраморная колоннада. Для оформления грота архитектор использовал каменные ядра, оставшиеся еще со времен Петра I, а также обломки разрушенных французами зданий города. В XIX веке под аркой размещался оркестр, который развлекал публику во время проведения различных торжеств. От южной части грота можно подняться на площадку, где находятся фигуры двух львов.

Романовский обелиск

Рядом возвышается величественный обелиск, поставленный в саду в 1913 году, когда Россия отмечала 300-летие правящей царской династии. В годы советской власти этот памятник претерпел значительные изменения, но совсем недавно его восстановили.

Царский монумент венчает двуглавый орел. На памятнике видны герб и имена членов царской фамилии, а также гербы губерний и княжеств, вошедших в состав Российской империи. Недалеко от обелиска стоит скульптурное изображение видного церковного деятеля - патриарха Гермогена, сыгравшего большую роль в сохранении единства страны в начале XVII века.

В 1996 году, когда реконструировали Манежную площадь, возле балюстрады парка сделали искусственный водоем, имитирующий русло Неглинки. Он украшен скульптурами и фонтанами. Самый известный фонтан называют «Гейзером», а за ним бьют водные струи фонтана «Завеса». Прямо в водоеме можно увидеть скульптурные изображения сказочных героев - Ивана Царевича и лягушки, лисы и журавля, рыбака и рыбки, спящей русалки, а также бронзовых лошадей, известных под именем «Четыре времени года».

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата

Воинский мемориал

Могила Неизвестного солдата появилась в парке, когда вся страна праздновала 25-ю годовщину Победы. В северной части сада перезахоронили останки неизвестного воина, павшего в кровопролитных боях за Москву. Прах героя был взят из могилы на 41-м км Ленинградского шоссе - там, где теперь находится город Зеленоград.

Над мемориалом сделана надгробная плита, а на ней помещены бронзовое знамя с солдатской каской и лавровой ветвью. По центру отполированной плиты из лабрадорита установлена пятиконечная звезда. Здесь круглосуточно горит пламя Вечного Огня.

С левой стороны от погребения возвышается стена, облицованная ярким шокшинским кварцитом, а вправо тянется аллея, на которой установлены тумбы с именами городов-героев. С 2010 года рядом с ней стоит стела с названиями 45 городов, удостоенных статуса города воинской славы.

Аллея, с именами городов-героев

Общенациональный мемориал охраняется солдатами, несущими службу в Президентском полке. Караул у памятника сменяется один раз в час, и посмотреть, как это происходит, собирается много туристов.

Что можно увидеть в средней части парка

Средний сад открыли через год после Верхнего - в 1822 году. Он занимает самую большую часть парка и тянется на 382 м от Троицкого моста до улицы, ведущей к Боровицкой башне Кремля.

Сад начинается от приземистой Кутафьи башни , которая стоит особняком от стен Кремля. Она была возведена в начале XVI века и предназначалась для охраны подступов к Кремлю с западной стороны. У ворот башни сохранились места для крепления механизмов, с помощью которых поднимали мост над Неглинкой. Свой современный вид укрепление приобрело в конце XVII века, когда его верх переделали в ажурную зубчатую «корону».

В Средний парк приходит много туристов и жителей города, так как здесь находятся кассы Кремля. В них можно приобрести входные билеты в Оружейную палату и Алмазный фонд, а также для посещения древних храмов, высокой колокольни Ивана Великого , концертов во Дворце съездов и кремлевских музеев . Кассы работают во все дни, кроме четверга, с 9.00 до 16.30.

Памятник Патриарху Ермогену

Рядом с кассами открыты камеры хранения, где посетители Кремля могут оставить крупногабаритный багаж, рюкзаки и портфели. Камеры хранения принимают вещи с 9.00 до 18.30. Следует иметь в виду, что они имеют два получасовых перерыва: с 11.00 до 11.30 и с 15.30 до 16.00.

Несколько лет назад (в 2014 году) в центре парка появился новый монумент. Бронзовая фигура основателя зеленых садов - Александра I установлена на высоком постаменте. В левой руке самодержца можно увидеть шпагу, его плечи прикрыты плащом, а у ног лежит оружие неприятелей. Неподалеку установлены барельефы, на которых изображены сцены из сражений и полководцы войны с Наполеоном, фигура Серафима Саровского, Храм Христа Спасителя и Казанский собор. Автором выразительного памятника стал скульптор Салават Александрович Щербаков.

Экскурсия: Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду.

Экскурсионное бюро «Лауда» приглашает всех желающих познакомиться с самым знаковым и легендарным местом нашей столицы! Увлекательная экскурсия по Красной площади позволит вам внимательно рассмотреть здешние достопримечательности и узнать о них много нового. Это место хранит многие тайны, оно стало свидетелем великих свершений. Не упустите свой шанс перенестись в другое время и насладиться пешеходной прогулкой по главной площади страны в сопровождении профессионального гида.

ЧТО ПРЕДСТОИТ ПОСМОТРЕТЬ НА ЭКСКУРСИИ?

Красная площадь – особое место, которое хранит следы разных эпох. Каждый памятник, монумент, строение имеет свою необычную историю, в которой отражается жизнь не только целого города, но и всей страны. Мы начинаем свои экскурсии с посещения Александровского сада, поэтому вход на площадь будет проходить через красивые Воскресенские ворота.

В рамках прогулки вы увидите:

*Кремль – сердце столицы и самую большую крепость в Европе. Вы сможете посмотреть на его величественные стены, башни, храм Василия Блаженного и посетить Казанский собор.

*Могилу Неизвестного солдата – ещё одно знаковое место в городе, знаменитое своим Вечным Огнём и почётным караулом.

*Памятник патриарху Гермогену – великолепную бронзовую скульптуру, воздвигнутую в честь человека, сделавшего очень многое для духовного процветания России.

*Мавзолей и Некрополь – эти достопримечательности связаны с жизнью известных политических личностей, и на экскурсии вы сможете узнать о них много удивительной информации.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ ПОСМОТРЕТЬ!

Говорить о Красной площади можно очень и очень много, но только визуальное знакомство с ней позволит насладиться действительным величием этого места. Экскурсионное бюро «Лауда» – оптимальный вариант для любого московского гостя, желающего неспешно прогуляться по главной площади и послушать профессионального гида. Каждый год мы знакомим тысячи туристов с нашей столицей.

Контактные телефоны :

7-495-998-34-16

7-495-773-50-71

Пункт сбора групп ООО Лауда:

Пункт сбора туристических групп находится по адресу проезд Воскресенские Ворота (в 15 метрах от нулевого туристического километра), при входе на Красную площадь.

Ближайшие станции метро:

Площадь Революции и Театральная (ВЫХОД №10)

Охотный ряд. (ВЫХОД №7)

На перронах этих станций находим табло:

ВЫХОД №10 «ВЫХОД В ГОРОД НА ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ, МАНЕЖНУЮ ПЛОЩАДЬ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, К МУЗЕЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА».

Поднимаемся по эскалатору и выходим на улицу.

Поворачиваем налево и движемся вдоль красного здания «Музей Отечественной войны 1812 года».

Выходим к нулевому туристическому километру.

В 15 метрах от «нулевого туристического километра», Вас ожидают сотрудники в фирменной оранжевой форме.

Александровский сад - знаменитый парк в центре Москвы, расположенный рядом с кремлем. Сады были разбиты по указу императора Александра I в 1820-1823 годах. Первоначально сады назывались «Кремлевскими», а уже в 1856 году получили нынешнее название.

Прогуляемся возле кремля и посмотрим, как выглядит Александровский сад сегодня. Он выглядит совсем по-другому…

Северная часть сада примыкает к комплексу подземных сооружений на Манежной площади. Кованая решетка, ограждающая эту часть сада, выполнена по рисунку архитектора Ф. М. Шестакова.

Ворота Александровского сада. Главный вход:

Площадь сада около 10 гектаров. В саду расположено множество исторических объектов - Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых.

Летом забор у входа пышно украшен цветами:



«У меня Александровский сад с детства ассоциируется с Могилой Неизвестного солдата и Вечным огнем».

У Вечного огня главный караульный пост в России, говоря проще, Почетный караул:

Караульную службу на Посту №1 несут военнослужащие полка:

Смена караула:

Через мгновение последует команда «вольно» и солдаты уйдут в подсобное помещение у .

Смена караула в бронзовом барельефе:

Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых. В 1918 году имена Романовых были заменены на имена мыслителей-социалистов и революционных деятелей, а символы царской власти и гербы областей России удалены:

На территории сада незаметно дежурят солдаты-милиционеры:

Вид из сада на Центральный выставочный зал «Манеж»:

И от него:

Фонарные столбы украшены подвесными цветами. Люди прячутся от солнца под кронами деревьев.

Центральная аллея Александровского сада. Так еще прошлым летом выглядел знаменитый сад у московского Кремля. Но этой осенью все изменилось - липовую аллею, высаженную в 1947 году, безжалостно вырубили , несмотря на то, что деревья были в полном порядке. Теперь главная аллея Александровского парка выглядит так. (Интерактивная фотография, нажмите на фото):

Вот так все отдыхали в Александровском саду в прошлые годы:

Теперь этих деревьев больше нет, они вырублены по чьей-то злой воле, а на их место посажены новые деревья, которым расти еще лет пятьдесят. Зачем это было сделано? Липа - одно из самых долгорастущих деревьев. Обычный их возраст - около 120 лет, а известны экземпляры по 800-1000 лет. Зачем было уничтожать липовую аллею возрастом в 65 лет? Кому она мешала? Это были здоровые, крепкие деревья, которые высадили сразу после окончания Великой Отечественной. Это наша память, наша история.

В Москве вырубили Александровский сад. Тот самый, в котором горит Вечный огонь. Тот самый, в котором булгаковская Маргарита встречалась с Азазелло.

Еще хуже, чем уничтоженной липовой аллеи, сейчас происходит рядом с Кутафьей башней . Башня построена в 1516 году под руководством одного из авторов Московского Кремля Алевизом Миланцем. Итальянский архитектор построил башню у Троицкого моста, ведущего в Кремль. Здесь можно было вести оборону Кремля от неприятеля:

В этом году какие-то враги русской истории и культуры начали строительство по обеим сторонам шедевра московской архитектуры. Справа и слева Кутафьей башни строят два стеклянных павильона, напоминающими цветочные ларьки у Киевского вокзала:

Россияне, посмотрите, что эти сволочи делают рядом с Кутафьей башней, которой почти 500 лет. В следующем году Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО рассмотрит вопрос о состоянии Московского Кремля и Красной площади. Главный памятник нашей страны могут исключить из списка объектов всемирного наследия , потому что какие-то муд.ки затеяли рядом с Кремлем строить ларьки:

Вот так это теперь выглядит - вырубленная липовая аллея, рыночные стеклянные павильоны рядом с Кутафьей башней и реклама корейской компании. Чехов в «Вишневом саду» про это все уже написал.

Мосты с железобетонными сборными сквозными фермами рамно-подвес­ной системы построены через р. Дон у села Верхний Мамой (длина около 600 м.) и Северный Донец у г. Каменска (длина 380 м). Монтаж ферм выполнен навесным методом.

Конструктивными особенностями мостов являются железобетонная сборная предварительно напряженная часть опор выше горизонта ледохода и железобетонные пролетные строения рамно-подвесной системы со сквозным ригелем рамы, собираемым в пролете навесным способом из плоских сквозных элементов, и подвесными пролетами из типовых балок таврового сечения с диафрагмами.

Отличаются мосты только числом пролетов, конструкцией и способом сооружения фундаментов. Мост через р. Северный Донец имеет три пролета по 88 м, мост через р. Дон - пять пролетов по 88 м.

Рамно-подвесные пролетные строения состоят из Т-образных сквозных рам с подвесками из типовых предварительно напряженных пролетных строений длиной 22,16 м.
Высота фермы у опоры по осям поясов 10, у конца консоли - 1,95 м. Нижний пояс фермы очерчен по параболе.

Конструкция железобетонной фермы

Фермы имеют треугольную решетку с восходящими раскосами. Каждая консоль ригеля имеет пять панелей, четыре из которых сквозные, а конце­вая выполнена в виде коробчатой конструкции со сплошной стенкой. В поперечном сечении ригель пролетного строения состоит из двух ферм, объединенных в уровне верхнего пояса рамками, плитами проезжей части и блоками концевой панели. В уровне нижнего пояса фермы объединены распорками, расположенными в узлах, а в пределах концевой панели - горизонтальной плитой и поперечной балкой для опирания подвесных пролетных строений.

Схема сквозного ригеля

  1. распорка;
  2. поперечная вертикальная связь;
  3. треугольник;
  4. рамка верхнего пояса;
  5. плита проезжей части;
  6. поперечная балка для опирания подвесных пролетных строений;
  7. блок концевой панели;
  8. тангенциальная опорная часть;
  9. пучки плиты;
  10. пучки верхнего пояса.

Основные монтажные элементы ферм представляют собой плоские сквоз­ные треугольники с постоянной шириной 80 см. На всех стадиях монтажа ферм ригеля до установки подвесных пролетных строений треугольники в уровне нижнего пояса соединяются между собой и опорой шарнирными узлами, для чего на торцах треугольников и выступах опорного пояса опор установлены стальные шарниры, рассчитанные на восприятие нагру­зок от собственного веса элементов ферм, плит проезжей части и бетона подготовительного слоя. Наличие стальных шарниров по нижнему поясу ферм позволяет вести монтаж в холодное время года и сократить объем работ по омоноличиванию. Шарнирные узлы омоноличиваются только после натяжения пучков ригеля и их обетонирования.

В узлах верхнего пояса ферм треугольники объединяются с рамками на мокрых стыках толщиной 3-5 см. Стыки обжимаются пучками высоко­прочной проволоки, рассчитанной на восприятие нагрузок от собственного веса монтируемых элементов. Для этого в верхних узлах треугольников имелись закрытые каналы и анкерные устройства. Железобетонные рамки, однотипные для всех панелей, имеют три корытообразных продольных пояса, обтюдиненных по торцам поперечными балками. Торцевые элементы рамок имеют закрытые каналы, размещенные соответственно каналам в верхних узлах треугольников.

Стыкование блока концевой панели (Б-1) с треугольником четвертой панели (Т-4) осуществлено зубчатым стыком на эпоксидном клее. Блок концевой панели имеет двутавровое сечепие переменной высоты. В верх­нем поясе концевой панели расположены закрытые по всей длине капалы для пропуска пучков.

Все рамки, головы треугольников и верх блоков концевой панели имеют выпуски арматуры для объединения их с плитами проезжей части. Плиты проезжей части имеют однотипное поперечное сечение по всей длине ригеля.

Для обеспечения совместной работы верхний пояс ферм и плиты объединяли с помощью железобетонных «шпонок», которые образовывались путем заполнения бетоном марки 400 специальных сквозных окон-прорезей в плитах проезжей части, армированных вертикальными выпусками арма­туры периодического профиля из верхнего пояса ферм. Для уменьшения горизонтальных усилий среза в шпонках пучки анкеровались в четырех плитах. В анкерных плитах шпонки имели увеличенные размеры и арми­ровались более мощными арматурными выпусками. Две концевые плиты, расположенные в пределах четвертой панели, имели закрытые каналы для пропуска пучков.

Принятый метод навесного уравновешенного монтажа ригеля определил порядок установки и предварительного напряжения пучков высокопрочной арматуры. Рабочие пучки изготовляли из 24 проволок диаметром по 5 мм. Пучки натягивали домкратами двойного действия ДП-60/315. При монтаже «птички» (ригельной части пролетного строения) предва­рительное напряжение верхнего пояса ферм осуществляли в два этапа общим усилием в 5130 т.

На первом этапе каждую пару панелей фермы обжимали 6 — 8 пучками, проходящими в корытообразных каналах рамок и закрытых каналах верха треугольников. Всего на первом этапе до укладки плит устанавливали 52 пучка и напрягали их с общим усилием, равным 2660 т. Этого усилия достаточно для восприятия растягивающих напряжений в верхнем поясе пространственной фермы на монтажной стадии от постоянных нагрузок — веса треугольников, связей, рамок, плит проезжей части и бетона омоноличивания.

На втором этане натягивали пучки, уложенные в открытые каналы плиты проезжей части, в два приема: сначала натягивали 31 пучок и анкеровали в конце четвертой панели, затем устанавливали и напрягали 20 пучков, пропущенных по всей длине «птички» с анкеровкой в концевых плитах. Суммарное усилие обжатия плиты - 2470 т.

«Птичка» собирается из 69 сборных железобетонных элементов (16 ти­поразмеров), из них 16 элементов - негабаритные.

В зависимости от местных гидрогеологических условий были приняты три типа фундаментов опор моста: массивные, сооружаемые в шпунтовом ограждении, опускные колодцы и железобетонные сваи сечением 35X35 см, длиной 14-18 м.

Строительство промежуточной опоры моста

Промежуточная опора моста, являющаяся стойкой Т-образной рамы, состоит из двух частей: монолитной (ниже уровня высоких вод) и верхней из сборных железобетонных блоков.

Особый интерес представляет верхняя часть, сборная, преднапряженная из тонкостенных блоков с пучками, проходящими свободно вдоль внутрен­них стенок блоков (за исключением тех, в которых происходит заапкеривание того или иного типа пучков).

Сборная часть опоры из железобетона марки 400 состоит по высоте из десяти тонкостенных блоков и одного массивного опорного, объединенных предварительно напряженной арматурой, с сухими стыками между ними. После сборки всей опоры стыки инъецировали эпоксидным клеем.

Всего на одну опору предусмотрено шесть типов блоков. Все блоки имеют коробчатое сечение, кроме блока опорного пояса. Толщина стенок блоков,вдоль которых арматура проходит свободно,- 30 см. Блоки с каналами дли пропуска арматуры (Б-4 и Б-6) имеют толщину стенок 55 см, в попе­речном сечении они имеют следующие размеры: вдоль моста 3,2 м, поперек моста 7,4 м. Высота блока 1,25 м.

Для придания блокам жесткости имеется диафрагма, разделяющая блок пополам. Высота диафрагмы несколько меньше размера стенок блока и в работу опоры не включается. Монтажный вес тонкостенного основного блока 21,3 т.

В блоке Б-4 устраиваются каналы для пропуска пучковой преднапряженной арматуры диаметром 7 см через 17 см, всего 100 каналов. Монтажный вес блока около 40 т. Блок опорного пояса Б-5 и верхний блок опоры Б-6 по своей конфигу­рации существенно отличаются от основных блоков опоры.

Блок Б-5 служит для опирания нижнего пояса фермы и имеет соответ­ствующую форму. Он пустотелый, по с более толстыми стенками. Так же, как и блок Б-4, по всему периметру имеет каналы для пропуска арматуры. На плоскости примыкания нижнего пояса установлены металлические опорные части. Ввиду большого монтажного веса блок Б-5 разделен на два полублока, омоноличиваемых после установки их в проектное положение. Вес одного полублока равен 32,5 т.

На верхний блок сборной части опоры Б-6 опираются рамки верхнего пояса, для чего устроены специальные консольные выступы. В верхнюю часть блока вставляются продольные балки корытообразного сечения для пропуска пучковой арматуры верхнего пояса. Блок Б-6 состоит из 2 полублоков весом по 28,6 т. После установки в проектное положение полублоки омоноличиваются. Для пропуска пучковой арматуры в блоке устраиваются каналы диаметром 7 см через 17 см, всего 52 канала. Все блоки армированы сетками. С внутренней стороны стенок блоков для удобств сборки устроены фиксаторы из уголкового железа. Первый блок опоры устанавливается на раствор, все последующие стыки сухие.

Блоки опоры обжимаются тремя типами пучков преднапряженной арма­туры. Пучки состоят из 24 проволок диаметром 5 мм с пределом проч­ности 17000 кг 1см 2 . Пучки свободные, организованные только при подходе к анкеру. Анкеры конусные. Пучки 1-го типа (48 шт.) длиной 13 м за­крепляли в камере и па блоках опорного пояса, 2-го типа длиной для всех опор 11 м (36 шт.) - в блоках опорного пояса и в блоке Б-6 верхней части опоры. Пучки 3-го типа (16 шт.) проходят по всей высоте опоры от анкер­ной камеры массивной части до блока Б-6 сборной части опоры. Длина их 18 м.

После натяжения пучков анкерную камеру заполняли монолитным бето­ном. Пучки обетонировали цементным раствором марки 250 с армированием слоя омоноличивания металлической сеткой из проволоки диаметром 8 мм. Толщина слоя омоноличивания 20 см. Затем шахты опор заполняли бе­тонными блоками двух типов: размером 185X190X46 и 190X265X46 см.

Пространство между внутренними стенками опор и блоками заполнения оставляли свободным. Для выхода внутренней влаги в опорах па высоте опорного пояса устраивали водоотводные отверстия. Верх опоры закрывали плитами из железобетона.

Высота надфундаментной части опор моста через р. Дон 20-22 м, опор моста через р. Северный Донец - 25,4 м.

Небольшая глубина воды в р. Северный Донец и незначительное судо­ходство по ней позволили построить через все русло реки временный рабо­чий мост, по которому перемещались два козловых крана К-451, обеспечив­ших механизацию работ при сооружении опор и пролетных строений.

Изготовление блоков сборных опор моста было организовано на правом берегу в зоне действия козлового крана. Блоки рамно-подвесных пролетных строений изготовляли на централизованном полигоне, расположенном в 130 км от мостового перехода. Предварительно напряженные железобе­тонные балки длиной 22,16 м для подвесных пролетных строений изготов­ляли на заводе МЖБК.

Строительство моста через реку Дон

При строительстве моста через р. Дон по условиям судоходства в навига­ционный период необходимо было обеспечить судоходный пролет величиной нс менее 45 м. В этих условиях оказалось наиболее целесообразным вести сооружение опор и пролетных строений русловой части моста краном ДК-45, смонтированным на плашкоуте из 33 понтонов КС-3 с обстройкой из элементов УИКМ. Большая часть моста перекрывала русло реки со сторо­ны правого берега, где глубина воды при межени не превышала 2 м. Эту часть моста строили с применением двух козловых кранов К-451, передви­гающихся по отсыпанной дамбе длиной около 170 м. Откосы дамбы были укреплены каменной наброской в плетнях.

Дамба заканчивалась причалом из двух пролетных строений длиной по 32 м, между которыми могла свободно заходить баржа грузоподъемностью 300 т с грузами. Один из кранов К-451, смонтированный на дамбе, обслужи­вал причал.

На левом берегу у оси моста был установлен стационарный кран ДК-45, которым выгружали конструкции, прибывавшие автотранспортом из г. Во­ронежа, погружали сборные элементы на плавсредства и собирали часть левобережного пролета моста.

Для сооружения опор и пролетных строений использовали смонтирован­ный на плашкоуте кран ГМК-12/20 со стрелой, удлиненной до 36 м, при ограничении его грузоподъемности до 3 г. Блоки сборных опор изготовляли на специальной площадке на правом берегу в зоне действия козловых кранов. Элементы «птичек» изготовляли на полигоне строительной организации.

Блоки опор изготовляли у моста на специальных площадках, оборудо­ванных деревянными поддонами. Площадки имели бетонное покрытие и обслуживались козловым краном К-451 грузоподъемностью 45 т. Длина площадки соответствовала высоте сборной части опоры. При бетонирова­нии блоков сборная часть опоры была как бы положена горизонтально на площадку. Каждый блок имел определенное место, размеченное и закреп­ленное на поддоне. Блоки опоры бетонировали последовательно через один, при этом торцы ранее забетонированных блоков служили опалубкой для блоков, бетонируемых во вторую очередь.

Блоки опирания фермы (Б-5) и верхний блок опоры (Б-6) расчленены на два полублока весом до 40 т каждый. Для сокращения продолжитель­ности работ эти два блока изготовляли отдельно. Готовые блоки укладывали на площадку изготовления на размеченные для них места и в торец к ним бетонировали примыкающие блоки, что позволило сократить про­должительность изготовления блоков одной опоры примерно в 1,5 раза по сравнению с последовательным бетонированием всех блоков.

Арматурный каркас каждого последующего блока до бетонирования соединялся с предыдущим блоком с помощью разъемных фиксаторов. В зимних условиях поддон обогревался паром, подаваемым по регистру из труб, уложенных по бетонному полу. Блоки бетонировали в съемном тепляке.

Готовые блоки вынимали из опалубки краном К-451. Горизонтальное усилие для разъединения блоков создавали лебедкой грузоподъемностью 5 т или реечными домкратами. Блоки опор подавали на монтаж при достижении бетоном 100%-ной прочности, предусмотренной расчетом.

Изготовления элементов плоских ферм на полигонах

Для изготовления элементов плоских ферм на полигонах были устроены поточно — технологические линии, состоящие из пяти постов - стоянок передвижной платформы.
Элементы плоских ферм изготовляли па 5 передвижных платформах раз­мерами 7,4X11,4 м, перемещающихся по рельсовому пути технологической линии.

Схема поточной линии изготовления элементов сквозных ферм:

  1. лебедка для передвижки платформ;
  2. передвижная платформа;
  3. пропарочная камера;
  4. козловый кран K-451;
  5. склад готовой продукции;
  6. площадка для контрольной сборки ферм.

На первом посту устанавливали опалубку и арматурные каркасы эле­ментов. Металлическая раскрывающаяся опалубка обеспечивала высокое качество изготовления конструкций. Щиты опалубки прикрепляли к поддону на поворотных устройствах.

Торцевые щиты в головах треугольников были съемными, через них про­пускали каналообразователи из труб. Последние извлекали после бетони­рования через 4-5 ч. Торцевой щит опалубки служил кондуктором для фиксирования положения закладной плиты шарнирных узлов. Арматур­ные каркасы краном К-451 устанавливали в опалубку. На втором посту вели бетонирование сборных элементов.

На третьем и четвертом постах, которые являются секциями пропароч­ной камеры тоннельного типа, элементы ферм последовательно пропарива­лись в течение 24 ч.

На пятом посту распалубливали конструкции и передавали на склад готовой продукции. Освободившуюся платформу краном К-451 перестав­ляли на первый пост технологической линии. Цикл оборота передвижной платформы - 5 суток.

В течение четырех циклов общей продолжительностью 20-25 дней изго­товляли все основные сборные элементы для одной «птички».

К поточной технологической линии примыкала площадка для контроль­ной сборки плоских ферм. Во время контрольной сборки устанавливали и приваривали опорные части треугольников. Продолжительность конт­рольной сборки фермы - 5 дней.

На этой же площадке бетонировали блоки концевой панели фермы с зуб­чатым стыком в торец к выставленному в проектное положение треуголь­нику предпоследней панели (Т-4). До бетонирования Т-4 в опалубку закла­дывали специальные монтажные фиксаторы, которые соединяли планками на болтах с фиксаторами концевой панели. При подъеме блока после набора бетоном 100%-ной прочности их разъединяли с помощью домкрата. Параллельно технологической линии в зоне действия козлового крана был проложен подъездной железнодорожный путь и автодорога, исполь­зуемые для отгрузки готовой продукции.

Негабаритные элементы пролетных строений моста через р. Северный Донец на строительную площадку перевозили автотранспортом.

Перевозку элементов на строительную площадку моста через р. Дон в основном осуществляли на плавсредствах по рекам Воронеж и Дон. Пе­ревозка на плавсредствах оказалась более удобной п экономичной.

Сооружение нижней монолитной части опор

При сооружении нижней монолитной части опор оставляли нишу разме­ром (380 X 260X150 см. В консолях ниши устраивали каналы для пропуска пучков высокопрочной арматуры. Пучки заанкеровали снизу, опираясь на металлический лист толщиной 20 мм, заделанный в бетон консоли.

Для образования каналов до бетонирования устанавливали стальные трубы диаметром 76 мм. По мере укладки бетона трубы прокручивали и по окончании твердения бетона их извлекали. Монтаж сборной части опор начинался с установки на раствор первого блока с тщательной выверкой его осей и отметок.

Последующие блоки устанавливали па сухих стыках, необходимую точ­ность монтажа обеспечивали четырьмя фиксаторами, заделанными по углам блоков. При установке блоков их стропили за специально предусмот­ ренные четыре строповочные петли.

Полублоки опор объединяли на мокром стыке после их установки в проектное положение на опоре. Установленные блоки в опоре обжимали натяжением вертикальных пучков из высокопрочной проволоки в два этапа.
Всего на каждой опоре натягивали 100 пучков па усилие 50-56 т каждый:

  • на первом этапе - 52 пучка,
  • на втором - 48.

Пучки натягивали одновременно по 4 штуки симметрично относительно оси опоры домкратами двойного действия ДП-60/315 от одной насосной станции. Первая партия пучков анкерилась на пятовом блоке Б-4 и в нише монолитной опоры, вторая - на блоке опорного пояса Б-5 и на верхнем блоке Б-6.

По внутреннему периметру опор устанавливали арматурные сетки омоноличивания, которые являлись также ограждением патягиваемых пучков. После натяжения второй очереди пучков бетонировали нишу монолитной части опоры, нагнетали раствор в каналы блоков и бетонировали пучки слоем толщиной 20 см ио периметру опоры. Внутреннюю полость опор заполняли бетонными блоками весом до 3 т.

Стыки между блоками герметизированы эпоксидным клеем. Для этого по периметру шва опоры пробуривали отверстия с шагом 30 см на глубину 60 мм, в отверстия вставляли штуцеры диаметром 10 мм для нагнетания клея, и швы обмазывали цементным раствором. По концам штуцеры имели резьбу для соединения со шлангом инъектора. Клей нагнетали до выхода его из соседних трубок, после отвердения клея через 3-4 ч штуцеры уда­ляли, места их установки штукатурились цементным раствором: на 10 м шва при этом расходовали около 1,5 кг эпоксидной смолы.
Ригель собирали из отдельных элементов уравновешенным навесным спо­собом.

Монтаж элементов железобетонной фермы

Уравновешенный навесной монтаж фермы вели козловым краном К-451 или крапом ДК-45 на плавучей опоре.

Уравновешенный навесной монтаж фермы козловым краном

Элементы пролетных строений - треугольники, рамки, связи - собирали, используя инвентарные монтажные люльки и инвентарные приспособле­ния. По мере монтажа панелей элементы омоноличивали. После достиже­ния бетоном омоноличивания 100% -ной проектной прочности натягивали пучки рабочей арматуры домкратами двойного действия. Короткие пучки фермы натягивали с одной стороны, длинные пучки - с обеих сторон. Монтажные приспособления после сборки одной панели переносили на следующую.
Наиболее ответственным этапом монтажа являлась установка элементов первой панели, так как от точности ее монтажа зависело проектное поло­жение «птички» в целом.

Первые четыре панели ригеля собирали в такой последовательности:

  • устанавливали треугольники на опорные части (4 шт.) и приводили их в проектное положение; устанавливали поперечные связи и сваривали вы­пуски арматуры;
  • укладывали рамки верхнего пояса (2 шт.);
  • омоноличи­вали стыки между рамкой и головками треугольников и стыки с попереч­ными связями;
  • заводили и натягивали пучки панели (в каждой панели 6-8 пучков).

До монтажа треугольников первой панели обстраивали каждую опору ниже уровня опирания ферм: на опорах моста через р. Дон укладывали металлические балки с деревянным настилом, на опорах моста через р. Се­верный Донец по всей их ширине подвешивали люльки.

С этих подмостей устанавливали треугольники Т-1 на опорные части, регулировали опорные части, омоноличивали нижние узлы ферм. С земли на обстройку устанавливали лестницы. Треугольники Т-1 на земле в вер­тикальном положении обустраивали монтажными люльками, тягами, за­ крепленными к его головке с помощью переходных серег и шарниров.
По центру тяжести к треугольнику крепили стропы специальной конструкции. Треугольник приподнимали крапом п еще раз выверяли его положение вместе с обустройствами, затем подавали на монтаж.

Треугольник Т-1 устанавливали в нижнем узле на два конусообразных штыря опорной части и фиксировали в проектном положении. Инвентар­ная тяга с помощью переходной серьги и шарниров крепилась к опоре, после чего вес треугольника передавался на опору. Зазор в опорной части между нижней закладной плитой и нижним балансиром заполняли цемент­ным раствором с установкой металлической сетки.

Монтаж фермы вели уравновешенно - симметрично по отношению к оси опоры. Положение установленных треугольников в плане выверяли при монтаже, исправление его выполняли с помощью полиспастов и рычажных ручных лебедок грузоподъемностью 3 т, установленных на смонтированной части. Между треугольниками устанавливали связи, которые крепили к ферме с помощью закладных деталей, после чего сваривали арматуру в стыках. При установке рамок, образующих верхний пояс фермы как в первой, так и в последующих панелях, особо тщательно совмещали их каналы с каналами в головах треугольников. Стыки между рамой и головой треугольника омоноличивали бетоном марки 500. Каналы в местах омоноличивания образовывали извлекаемыми каналообразователями.

Рабочие пучки из высокопрочной проволоки заводили в каналы верхне­го пояса с иомощыо челнока и электролебедки грузоподъемностью 0,5 г. К натяжению пучков приступали после получения результатов лаборатор­ных испытаний образцов бетона омоноличивания.

Монтаж второй, третьей и четвертой панели выполняли в такой же после­довательности, как и первой. Исключалось только регулирование положе­ния опорных частей благодаря контрольной сборке ферм на полигонах.

Монтажные инвентарные тяги переносили в каждую следующую панель, а навесные люльки были заготовлены для каждого типа треугольников по одному комплекту, что позволяло вести одновременно работы на четырех «птичках». По мере монтажа «птички» по верху ее устраивали рабочие на­стилы.

Перед началом монтажа четвертой панели с третьей панели на первую натягивали четыре монтажных наружных пучка, необходимых по расчету для удержания четвертой панели. Монтажные пучки срезали после натя­жения рабочей арматуры четвертой панели.

Торец четвертого треугольника имел зубчатый стык для соединения с концевой панелью. Концевая панель фермы - опорная для подвесных пролетных строений длиной 22,16 м - состояла из пяти монтажных элемен­тов. Перед монтажом блоков Б-1, образующих зубчатый стык, поверхность стыка очищали металлическими щетками и обезжиривали 3%-ным раство­ром соляной кислоты. На подготовленные поверхности наносили слой эпоксидного клея. Проектное положение блоков Б-1 и Т-4 закрепляли четырьмя фиксаторами.

Для обжатия клееного стыка блок Б-1 притяги­вался к треугольнику Т-4 с помощью четырех монтажных пучков, натяну­тых усилием по 50 т. Пучки обрезали после натяжения основной арматуры концевой панели. Остальные элементы концевой напели при сборке закреп­ляли к блокам Б-1 путем сварки выпусков арматуры. Монтаж вели с под­вешенных на блоках Б-1 и Т-4 подвесных подмостей.

Два блока Б-1 на одном конце фермы объединяли опорной поперечной балкой, служащей для опирания подвесных пролетных строений. Выпуски арматуры из блоков с арматурой поперечной балки сваривали ванным способом. Поперечную балку бетонировали на подвесных подмостях в де­ревянной опалубке. После достижения бетоном омоноличивания 100%-ной прочности натягивали пучки рабочей арматуры.

Перед укладкой плит по верхнему поясу фермы нивелировали и опреде­ляли среднюю толщину выравнивающего слоя по всей ферме. В корытах выставляли маяки, по которым укладывали бетон для заполнения. Корыта смазывали цементно-коллоидным клеем для лучшего сцепления бетона рамок с бетоном заполнения.

Плиты размерами 2,65X10 м в плане весом 12 т устанавливали краном К-451 или ДК-45 на уложенные по верхнему поясу металлические под­кладки. По линии примыкания плит к верхнему поясу фермы подвешивали треугольные рейки, которые служили опалубкой при подливке раствора под плиты.

После бетонирования шпонок через конусные отверстия плит заполняли все пространство шва под плитой раствором марки 500. Установку, омоноличивание и натяжение плит проводили в три этапа.

На первом этапе устанавливали 21 плиту от опоры к консолям «птички», в стык между плитами устанавливали трубки для пропуска пучков, про­ходящих в закрытых каналах. Стыки плит и прорези до уровня низа закры­тых каналов омоноличивали бетоном марки 400. После отвердения бетона и набора им 100% -ной прочности натягивали пучки (6 пучков на усилие 51.5 т), проходящие в закрытых каналах и прорезях плит.

На втором этапе прорези в плитах омоноличивали на полную высоту вместе с натянутыми на них пучками, каналы плит заполняли цементным раствором марки 400. В открытые каналы плит укладывали 25 пучков и заводили их в анкерные каналы плиты П-2. После достижения бетоном омоноличивания 100%-ной прочности натягивали пучки па усилие 48 — 51.5 т с последующим заполнением каналов плиты П-2.

На третьем этапе устанавливали подмости на деревянных консолях лег­кого типа и устанавливали четыре последние анкерные плиты П-1 (2 шт.) и П-3 (2 шт.), устанавливали опалубку стыков плит, выставляли каналообразователи и омоноличивали плиты раствором марки 500. После дости­жения бетоном омоноличивания 100%-ной прочности натягивали 20 пучков на усилие 44-51,5 т с анкеровкой их на концевой плите П-3.
Натягивали пучки симметрично относительно оси плиты. Общее усилие натяжения в плите составляло 2470 т.

После натяжения пучков по верху плиты в открытые каналы укладыва­ли арматурные сетки, корыта обмазывали цементно-коллоидным раствором и заполняли их бетонной смесью марки 400, закрытые каналы плит П-3 инъецировали раствором марки 400.
В процессе монтажа конструкции непрерывно вели контроль за усилием в пучках. Общий вид «птички», смонтированной козловым краном, показан на рис. 65. После натяжения всех пучков бетонирования сточного треуголь­ника сваривали арматуру и омоноличивали временные шарнирные узлы нижних поясов ферм.

Общий вид «птички», смонтированной плавучим краном

Блоки подвесных пролетных строений длиной 22,16 м устанавливали обычным способом краном ДК-45 на плаву с применением строповочной траверсы.

За восемь суток (с учетом времени набора прочности бетона омоноличивания) монтировали две симметрично расположенные папели.

Монтаж пролетных строений моста через р. Северный Донец был выпол­нен за 9 месяцев, моста через р. Дон - за 11 месяцев. Достигнутые на строительстве мостов технико-экономические показатели приведены в таблице.

Технико-экономические показатели железобетонных сборных пролетных строений

Технико-экономические показатели железобетонных сборных пролетных строений
рамно-подвесной системы со сквозными фермами (на 1 м 2 проезжей части)

Наименование показателей Единица измерения Мост через р. Дон Мост через р. Северный Донец
Расход бетона на 1 м 2 проезжей части м 3 /м 2 0,55 0,555
Расход конструктивного металла (с учетом закладных частей) на 1 м 2 проезжей части кг/м 2 131 131
в том числе:
сталь 5 и сталь 3 102 102
высокопрочная проволока 21,3 21,4
анкеры и закладные части 7,5 7,5
Расход металла на вспомогательные сооружения 79 215
в том числе:
инвентарный металл УИКМ, пролетных строений эстакад, рабочих мостов и т. п. 27,8 136,4
неинвентарный металл на монтажное обустройство ферм 31,6 39,7
неинвентарный металл на оборудование эстакад, рабочих мостиков, опалубки элементов ферм 20,1 38,9
Стоимость 1 м 2 пролетного строения руб/м 2 193 231
Стоимость сооружения опор и пролетных строений моста 291 347

Затраты, связанные с устройством рабочего моста через все русло реки и по правой пойме, привели к значительному увеличению удельного рас­хода вспомогательного металла и увеличению стоимости 1 м2 моста через р. Северный Донец по сравнению с мостом через р. Дон, где монтаж пролет­ных строений был осуществлен плавучим крапом.

На строительстве мостов через р. Дон и Северный Донец была отрабо­тана технология навесного монтажа рамно-подвесных пролетных строений решетчатой системы при помощи кранов двух типов: козлового и стрело­вого плавучего.

Опыт строительства мостов через р. Дон и Северный Донец показал, что совершенствование конструкции железобетонных предварительно напря­женных пролетных строений со сквозными фермами улучшит технико­ экономические показатели.

Путем укрупнения блоков число монтажных элементов пролетного строе­ния может быть сокращено с 69 до 38, а количество типоразмеров блоков — с 16 до 10. При этом число стыков сократится вдвое. Такое улучшение конструкции пролетных строений возможно за счет объединения рамок верхнего пояса ригеля с плитами проезжей части в один монтажный элемент; упразднения отдельных тротуарных блоков и размещения тротуаров непосредственно на консолях плит; увеличения мощности напрягаемой арматуры с 24 до 48 проволок в пучке.

В металлических мостах средних и больших пролетов, как правило, применяют пролетные строения со сквозными фермами и массивные опоры. Конструктивно сквозная ферма имеет главные фермы, продоль­ные и поперечные связи. Проезжая часть может располагаться понизу или поверху пролетного строения. Главные фермы из линейных элемен­тов имеют различные очертания. Они изготавливаются из высокопроч­ных низколегированных сталей с болтосварными соединениями.

Главные фермы стальных пролетных строений представляют собой плоские геометрически неизменяемые стержневые конструкции, состо­ящие из элементов нижнего и верхнего поясов и элементов решетки: рас-166


косов, стоек, подвесок. Пояса и раскосы являются основными конструк­тивными элементами фермы; стойки, подвески, шпренгели, работаю­щие только на местную нагрузку, называются дополнительными. Пере­сечения раскосов, стоек, и подвесок с поясами ферм называются узлами ферм, а горизонтальное расстояние между центрами смежных узлов на­зывается панелью (рис. 7.21).

По очертанию поясов фермы могут быть с параллельными поясами или с полигональным верхним поясом. В мостах наибольшее распрост­ранение получили фермы с параллельными поясами и простой тре­угольной решеткой. Применяются также фермы с полигональным верх­ним поясом и треугольной решеткой. Для уменьшения длины панели в фермах больших пролетов используются шпренгели (понизу). Для больших пролетов используются двухрешетчатые (ромбические) фер­мы.

Фермы с параллельными поясами имеют большую на 2-5 % массу стали, чем фермы с полигональными поясами, но меньшую трудоем­кость и стоимость изготовления и монтажа. Решетка ферм состоит из наклонных элементов - раскосов, работающих на растяжение и сжа­тие, вертикальных элементов - стоек, работающих на сжатие, и подве­сок, работающих на растяжение; для уменьшения длины элементов при­меняются стяжки и распорки.

Рис. 7.21. Основные конструктивные элементы фермы: 1 - нижний пояс; 2 - верхний пояс; 3 - сжатый (восходящий) раскос; 4 - растянутый (нисходящий) раскос; 5 - стойка; 6 - подвеска; 7 - панель ниж­него пояса; 8 - панель верхнего пояса; А - узел верхнего пояса фермы; Б - узел нижнего пояса фермы; а - длина панели; п - количество панелей; l - длина пролетного строения; h - высота фермы


Главные фермы имеют раскосную, ромбическую, треугольную, шпренгельную и другие решетки (рис. 7.22, 7.23). Раскосные решетки состоят из нисходящих, растянутых раскосов и сжатых стоек или вос­ходящих преимущественно сжатых раскосов и растянутых подвесок, для больших пролетов применяется полураскосная и многораскосная решетки. Ромбическая решетка состоит из перекрещивающихся раско­сов и одного горизонтального или вертикального элемента, обеспечи­вающего геометрическую неизменяемость фермы. Треугольная решетка представляет собой восходящие и нисходящие раскосы со стойками или со стойками и подвесками. Шпренгельная решетка состоит из основной раскосной или треугольной решетки и шпренгелей, расположенных у верхнего или нижнего пояса. Могут применяться фермы безраскосные, имеющие между поясами только вертикальные элементы - стойки. Выбор вида решетки фермы производиться путем сравнения расхода стали, количества элементов и узлов, трудоемкости, стоимости и других технико-экономических показателей.



В старых мостах применялись многорешетчатые и многораскосные фермы, фермы с крестовой решеткой, полураскосные с параболическим верхним поясом, раскосные фермы со шпренгелями поверху.

Под воздействием вертикальной нагрузки в балочных разрезных сквозных фермах верхние пояса работают на сжатие, а нижние на растя­жение. Величина этих усилий возрастает с увеличением расчетного про­лета и уменьшается с увеличением высоты фермы. Раскосы, восходя­щие от опор к середине пролета, испытывают сжатие, а нисходящие - растяжение. Величина усилий в раскосе зависит от угла наклона раскоса к вертикали (чем меньше угол, тем меньше усилия в раскосе) и от очер-

Рис. 7.22. Решетка ферм в старых мостах: а - четырехрешетчатая; б - двухраскосная; в - крестовая; г - полураско­сная; д - с полигональным верхним поясом и верхними шпренгелями


Рис. 7.23. Схемы решеток ферм: а , б - фермы с раскосными решетками; в - полураскосная решетка; г - мно­гораскосная решетка; д , е , ж - фермы с ромбической решеткой; з - ферма с полигональным верхним поясом и шпренгельной решеткой; и - треугольная решетка; к - треугольная решетка со стойками; л - треугольная решетка со стойками и подвеской; м - многорешетчатая ферма; н - двухрешетчатая фер­ма; о - крестовая решетка; п - двойная треугольная с полуподвесками и полу­стойками; р - ферма с параллельными поясами и шпренгельной решеткой


тания поясов. В фермах с полигональным очертанием усилия в раскосах меньше, чем в ферме с параллельными поясам.

Подвески и стойки служат для уменьшения свободной длины пане­ли. Стойками называются элементы, работающие на сжатие, подвеска­ми - элементы, работающие на растяжение.

Для главных ферм малых пролетов наилучшей является простая тре­угольная решетка.

Для средних пролетов, до 110 м включительно, - треугольная ре­шетка с подвесками и стойками. Для больших пролетов, более 120 м, применяется треугольная решетка с подвесками и шпренгелями у ниж­него пояса, позволяющими сохранить оптимальную длину панели и угол наклона раскосов при большой высоте ферм. Для уменьшения сво­бодной длины сжатых панелей верхнего пояса подвески шпренгеля продолжаются до верхнего пояса, а для уменьшения свободной длины стоек и подвесок ставятся горизонтальные стяжки.

Основными расчетными размерами главных ферм являются: расчет­ный пролет, высота ферм, длина панели.

Расчетным пролетом ферм называется расстояние между центрами опорных узлов по горизонтали. Для пролетных строений железнодо­рожных мостов он принимается от 33 до 110 м, кратным 11 м, а также 127,4; 144,8; 158,4 см. Для возможности установки пролетных строений на существующие опоры необходимый расчетный пролет получается путем изменения длины крайних панелей ферм.

Высота главных ферм - это расстояние между осями горизонталь­ных узлов в сечении нижнего и верхнего пояса по вертикали. Высота главной фермы назначается из условия минимального расхода стали, требуемой жесткости фермы и габарита приближения строений. Высота фермы обычно составляет 1/5-1/7 расчетного пролета. В железнодо­рожных мостах с ездой понизу высота главных ферм принимается не менее 8,5 м для беспрепятственного прохождения подвижного состава.

Длина панели фермы - это расстояние между центрами соседних узлов поясов. Длина панели влияет на расход стали для главных ферм, балок проезжей части и связей между главными фермами. Увеличение длины панели уменьшает количество элементов и узлов фермы, но уве­личивает пролеты продольных балок, массу стали проезжей части. Дли­на панелей принимается 5,5-11 м.

Угол наклона раскосов влияет на конструкцию узлов фермы. Наивы­годнейшим углом наклона раскосов к горизонтали является 40-50°. При


значительном отклонении угла наклона от 45° увеличиваются размеры узловых фасонных листов и расход стали.

Высота ферм, длина панели, угол наклона раскосов взаимно связа­ны. Расстояние между осями ферм диктуется требованиями горизон­тальной жесткости и устойчивости против опрокидывания пролетного строения, а при езде понизу и габаритом приближения строений. По ус­ловию горизонтальной жесткости расстояние между осями ферм долж­но быть не менее 1/20-1/25 пролета при езде понизу и не менее 1/16- 1/20 при езде поверху, при этом горизонтальные колебания пролетных строений под проходящими поездами не опасны. По условию габарита, для однопутных железнодорожных пролетных строений с ездой понизу расстояние между осями ферм должно быть не менее 5,5 м, а для двух­путных - не менее 9,6 м. Для повышения уровня унификации, улуч­шения технологии изготовления и монтажа, снижения трудоемкости и стоимости главные фермы близких пролетов принимаются одинаковых систем, высоты ферм и длины панели.

Так, например, типовые главные фермы пролетами 88 и 110 м имеют параллельные пояса, треугольную решетку с подвесками и стойками, одинаковую высоту 15 м, длину панели 11 м и расстояние между фер­мами 5,8 м.

Элементы ферм представляют собой прямолинейные стержни, вос­принимающие большие продольные усилия и поэтому имеющие значи­тельные площади поперечных сечений. В современных пролетных стро­ениях наиболее применимыми являются сечения коробчатой и Н-образ-ной формы (рис. 7.24, 7.25).

Коробчатые сечения состоят из двух вертикальных и двух горизон­тальных листов, жестко соединенных сварными швами, вертикальные листы являются основными и более толстыми, чем горизонтальные. Ко­робчатые сечения имеют рациональное распределение металла, боль­шую жесткость при изгибе и кручении. Они экономичны по расходу стали, менее подвержены коррозии, но сложны в изготовлении. Короб­чатые сечения применяются как для поясов ферм, так и для сжатых рас­косов.

Коробчатые элементы из сплошных листов герметизируются уста­новкой по их концам сплошных поперечных диафрагм, препятствую­щих проникновению внутрь коробок влаги, снега и грязи. Применение герметичных элементов сокращает площадь окраски и замедляет корро­зию, что снижает эксплуатационные расходы и увеличивает срок служ­бы фермы.



Рис. 7.24. Сечение поясов сквозных ферм: а - швеллерное; б - коробчатое; в - П-образное и швеллерное; г - дву­тавровое Н-образное; д - одностенчатое; е - коробчатое


Н-образные сечения состоят из двух вертикальных и одного го­ризонтального листа, соединенных сваркой. Преимуществом их являет­ся простая открытая конструкция, удобная для изготовления: трудоем­кость их изготовления примерно в 1,5 раза меньше, чем коробчатых.

Недостатки Н-образных сечений состоят в: возможности загрязне­ния и необходимости частой очистки и окраски горизонтальных эле­ментов; опасности быстрой коррозии стали из-за скапливающихся в них

Размеры сечения элемен­тов назначаются в соответ­ствии с действующими усили­ями, маркой стали, требовани-


ями технологии изготовления, монтажа и эксплуатации. Высота сечения элементов принимается не более 1/15 их длин. Все элементы должны иметь одинаковую ширину для простоты соединения их в узлах.

Внутренние размеры коробчатых сечений должны быть не менее 440×460 мм для возможности прохода двухдугового сварочного аппа­рата. Толщина вертикальных листов из углеродистой стали должна быть не более 50 мм, а из низколегированной - не более 40 мм. Гори­зонтальные листы должны иметь толщину не менее 10 мм.

Узлы главных ферм представляют собой соединения концов эле­ментов, оси которых сходятся в одной точке - центре узла (рис. 7.26). К узлам ферм прикрепляются поперечные балки и элементы связей. Концы элементов ферм соединяются при помощи фасонных листов: фа-сонок-накладок, фасонок-вставок, фасонок-приставок. Фасонки должны быть простой формы, минимальных размеров и толщиной не менее 12 мм. Для снижения трудоемкости и повышения качества работ форма

Рис. 7.26. Конструкция узла ферм на высокопрочных болтах: 1 - нижний пояс фермы П-образного сечения; 2 - стойка двутаврового сече­ния; 3 - раскос коробчатого сечения; 4 - раскос двутаврового сечения;

5 - фасонка


и размеры узловых фасонных листов и стыковых накладок, а также рас­положение отверстий для монтажных болтов унифицируются, что дает возможность обеспечивать высокую точность сборки и взаимозаменяе­мость деталей.

Конструкция узлов ферм должна быть простой и удобной для монта­жа, предотвращать возможность скапливания воды и грязи.

Связи между фермами. Главные фермы стальных пролетных строе­ний соединяются в плоскостях верхних и нижних поясов продольными связями, а в плоскостях раскосов, подвесок или стоек - поперечными связями. Продольные связи представляют собой фермы, поясами кото­рых являются пояса главных ферм. Решетка связей может быть тре­угольной, ромбической, крестовой, полураскосной и других систем. Элементы связей устраиваются из прокатных или сварных уголков, тав­ров, двутавров, или швеллеров. Форма и размеры сечений элементов связей принимаются в зависимости от усилий и свободной длины эле­ментов. При небольших усилиях и длине сечения принимают уголковые или тавровые, при больших усилиях и длине сечения двутавровые.

Тормозные рамы, устраиваемые в железнодорожных пролетных строениях, передают продольные тормозные усилия от балок проезжей части на пояса ферм и далее на неподвижные опорные части. Тормоз­ные рамы располагаются посередине пролета. Рамы образуются из диа­гональных связей и распорок между продольными балками или из диа­гональных продольных связей и дополнительных раскосов.

Поперечные связи между главными фермами располагаются в верти­кальных плоскостях стоек и подвесок ферм или в наклонных плоско­стях промежуточных раскосов через 11-12 м.

Портальные рамы передают ветровую и другие поперечные нагрузки с верхних продольных связей на опоры. Они располагаются по концам пролетных строений в плоскостях опорных раскосов или стоек или пер­вых подвесок главных ферм.