Электрооборудование

Локальное золочение. Alice in Wonderland Алиса в Стране чудес: Pozolota

Локальное золочение. Alice in Wonderland Алиса в Стране чудес: Pozolota

Золото - пластичный желтый металл. Золочение применяют как в декоративных целях, так и в технических. В декоративных целях часто делают позолоту серебра. При этом внешний вид изделия не уступает золотому, а цена на позолоченное изделие значительно ниже.

Техническое золочение применяют из за высокой химической стойкости золота: не окисляется на воздухе, в кислороде, сероводороде и других газах. Не реагирует с неметаллами, отдельно взятыми кислотами, щелочами. Цвет покрытия не меняется со временем. Гальваническое покрытие золотом позволяет приобрести поверхности изделия все вышеперечисленные свойства, при этом стоимость изделия будет значительно ниже, чем при изготовлении целиком из золота.

Покрытие изделий золотом высшей пробы (чистое золото) обычно применяется в радиоэлектронике и обладает недостаточными прочностными характеристиками, поэтому в состав покрытия вносят вспомогательные металлы. В зависимости от применения тех или иных вспомогательных металлов при гальваническом золочении и химическом золочении поверхность изделия может быть блестящей или матовой. Более подробно свойства смешанных покрытий описаны ниже.

Применение золотых покрытий

Покрытия на основе золота имеют широкое применение: применяется покрытие золотом часов, покрытие золотом бижутерии, покрытие контактов золотом, финишное покрытие печатных плат золотом, покрытие серебра золотом, а также во многих других декоративных и прикладных целях .

Чистое золото

Основной областью применения покрытий чистым золотом, также применяются термины золотое покрытие 24 карата, покрытие золотом 999 пробы, является производство полупроводниковых приборов. Покрытия золотом необходимы для проведения основных операций сборки - получения спая между кристаллом полупроводника и позолоченным основанием. Чистота покрытия составляет не менее 99,9%.

Сплавы золота

Введение в состав золотых осадков кобальта, никеля, меди, серебра и других металлов дает возможность получать сплавы с заранее заданными свойствами. Физико-химические свойства золотого покрытия во многом зависят от состава электролита, из которого оно получено, от тех легирующих металлов, которые имеются в электролите.

У нас применяются легирующие добавки из никеля, кобальта, меди и серебра. Введение в состав электролита золочения никеля, меди или серебра обеспечивает высокую износостойкость и достаточную твердость покрытия. При этом цвет и проба покрытия будут разными:

  • покрытие золото-никель обладает светло-желтым цветом, чистота покрытия соответствует 750 пробе;
  • покрытие золото-кобальт обладает желтым цветом, чистота покрытия соответствует 999 пробе;
  • покрытие золото-медь обладает розовато-золотистым оттенком, чистота покрытия соответствует 585 пробе;
  • покрытие золото-серебро обладает бледно-зеленым оттенком, чистота покрытия соответствует пробе 750.

Стоимость за услуги по нанесению покрытий приведены за 1 мкм на 1 кв.см.

Золочение - нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию - поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение - это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.

Технология золочения
- это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта. Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.
Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт - полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века.
Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент :

1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).

7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть). Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.

8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.

9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.

10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.

Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.

1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.
2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.
3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.
4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.
5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.
6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть
его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.

Купить материалы для золочения вы можете в категории

Гальваническое покрытие золотом используется в ювелирном производстве и во время изготовления печатных плат (ГОСТ 23770-79). Золочение наносится на медь и ее сплавы, никель, серебро. Введение в кобальта, сурьмы, индия и некоторых других элементов позволяет изменять цветовые оттенки.

Виды декоративного золочения

По назначению гальваническое золочение делится на несколько типов:

1.Цветное. Толщина слоя ≤ 5 мкм, используется на галантерейных изделиях. В состав ванны включаются свободный цианид калия, дицианоаурат калия и один или несколько металлических элементов, влияющих на цвет золочения. Никель придает покрытию от белого до бледно-желтого оттенка, медь красноватый, серебро зеленоватый и т. д.

Примерные химические составы ванн для цветного покрытия

Ванна 1 2 3 4 5
KAu(CN) 2 3 2 1,5 1,5 1,5
KCN 8 5 15 15 10
K 2 HPO 4 15 15 15 20 15
K 2 Ni(CN) 4 1 1
CuCN 3 2
AgCN 0,5 0,5
Цвет покрытия Зеленый Розовый Белый Золотой (натур.) Красный

Ванны 1, 2 и 3 должны нагреваться до t°+60°С, осаждение золота продолжается ≈ 15 секунд. Чисто декоративное гальваническое золочение производится по упрощенной технологии растворами 4 и 5, длительность уменьшается до 10 сек. Схема протекания процесса гальванического покрытия указана на рисунке.

2. Твердое. Повышается износостойкость золочения, твердость золота увеличивается при добавлении в электролит 1–3% углекислого никеля. За счет этого гальваническое золото содержит примерно 1,7% никеля.

3. Осаждение низкокаратных сплавов золота. Процесс происходит в ванне №1. Низкокаратное гальваническое золото наносится на электрические платы или дешевый сортамент ювелирных изделий.

Первая ванна позволяет получать 18-ти каратное золотое покрытие зелено-желтого оттенка, а вторая 16-ти каратное розовое. Такие покрытия не имеют требуемой антикоррозионной устойчивости и в большинстве случаев на них наносится добавочный слой.

Для низкокаратных покрытий используются ванны таких составов.

Ванна 1 2
KAu(CN) 2 12 2.5
AgCN 2.5 0.04
KCN 100 15
K 2 CO 3 20
CuCN 25
Cd(CN) 2 0.2

Виды электролитов В основном гальваническое покрытие золотом осуществляется в цианистых электролитах, они по большинству показателей отвечают требованиям по качеству. Главным компонентом этих электролитов является анион золота, что исключает контактное вытеснение им меди или иных металлов. Осаждение золота на поверхности происходит во время восстановления драгоценного металла из цианауратного электролита. Цианистые электролиты в зависимости от конкретного химического состава разделяются на три группы:

  1. Щелочные. В составе имеют 8–12 г/л золота, 20–80 г/л свободного натрия или цианистого калия, для повышения электрической проводности добавляются соли щелочных металлов в количестве 70–100 г/л. Рабочая температура электролита +60–80°С, гальваническое покрытие наносится при плотности тока 0,1– 1,1 А/дм 2 . Такие ванны применяются для получения первичного покрытия пред началом осаждения толстого.
  2. Нейтральные. Раствор для гальванического золочения работает при показателях кислотности рН = 6,0–8,0, в составе ограниченное содержание цианида (не более 2 г/л), за счет чего электролит отличается невысокой рассеивающей способностью. Выход по току у них выше, чем у щелочных, что дает возможность получать низкопористые гальванические покрытия. Применение таких электролитов ограничено из-за накапливания в процессе золочения солей неблагородных металлов, что отрицательно сказывается на качестве. Электролит используется для получения покрытий толщиной более 20 мкм. Составы нестабильны по процентному содержанию элементов и требуют частой регенерации.
  3. Кислые. Гальваническое покрытие происходит при значениях кислотности рН = 3–6, в растворе отсутствуют свободные цианиды. Отличаются высокой стабильностью химического состава и относительной безвредностью. Имеют широкое распространение, позволяют добиваться снижения потерь тепловой энергии за счет протекания процесса при комнатных температурах. Плотность тока покрытия золотом не более 1,5 А/дм 2 .

Пути улучшения равномерности расположения золота на поверхности металлов Гальваника протекает под воздействием электрического тока, ионы движутся от анода к катоду и осаждаются на поверхности заготовок. На изделиях сложной формы толщина покрытия может быть неодинаковой, что оказывает негативное влияние на качество. Одна из причин такого явления – сложная геометрическая форма катода. Расстояние между отельными плоскостями к аноду различная. Кроме того, процесс осаждения золота на таких деталях осложняется в результате действия поляризации – очень сложного явления электрохимического осаждения. В связи с этим технология золочения несколько изменяется.

Влияние геометрии детали на распределение золота. 1. Покрытие, 2. Катод

Для улучшения качества используются дополнительные катоды и специальные экраны. Но главное внимание уделяется правильному их расположению на подвесках.

Размеры подвесок нужно соразмерять с параметрами ванны, длина выбирается с учетом глубины, а число в зависимости от количества одновременно загружаемых деталей. Верхние изделия должны погружаться в электролит не менее чем на 5 см, а нижние располагаться на таком же удалении от дна. Остальные размеры подвесок подбираются с учетом длины штанг и расстояния между электродами. Расстояние между боковыми поверхностями подвешенных изделий должно быть максимально равномерным. Конкретный вид подвески должен соответствовать величине и форме изделий, покрываемых золотом.

С особой тщательностью изготавливается катодный крюк, он должен иметь максимально большую площадь электроконтакта с катодной штангой. При несоблюдении указанных условий возникают риски нарушения процесса позолоты со всеми вытекающими негативными последствиями.

Катодный крюк правильной формы

Контакты-держатели не должны касаться предназначенных к покрытию поверхностей и обеспечивать им равномерное распределение тока по всей площади. Теоретическое решение выбора положения следует подтверждать практическими пробами, в случае необходимости вносятся коррективы с целью выбора оптимального положения.
Подготовка изделий к покрытию золотом От тщательности подготовки поверхностей к покрытию во многом зависят конечные характеристики позолоты. Гальваника требует не только чистых, но и протравленных поверхностей. Для достижения этих целей используется несколько стадий подготовки.
Химическая подготовка На поверхности изделий могут находиться смазки после механической обработки, грязь и оксиды после термической обработки. Покрытие золотом таких поверхностей не допускается. Подготовка начинается с обезжиривания. Для грубого обезжиривания применяется тетрахлорэтилен или мытье в специальных пластиковых ваннах щелочными растворами. Второй метод более безопасен и имеет широкое распространение в промышленных масштабах. Все моющие растворы по степени щелочности делятся на четыре группы.
Примеры состава ванн для химической очистки поверхностей

Ванны 1 2 3 4
Сильно загрязненные стали Менее загрязненные стали Сплавы меди Сплавы алюминия
NaOH 100-150 10-15 5-10
Na2CO3 40-50 30-40 20-30 30-50
Na2PO3 30-40 50-70 20-30 30-50
t раб,°С 3-5 3-5 3-5
обезж, мин. 60-80 60-80 55-60 60-70
Очистка 5-30 5-20 1-5 0,1-0,2

При необходимости после химической очистки применяется электрохимическая. Она может быть катодной и анодной. Метод требует постоянного тока большой силы, детали погружаются в универсальную ванну из едкого натра, тринатрийфосфата и карбоната натрия.

Травление – следующий этап очистки поверхностей перед покрытием золотом. Позволяет достигать максимальной активности поверхностей металлов, улучшать качество золочения, увеличивать степень адгезии покрытия. За счет травления удаляется окалина после термической обработки. Если поверхности не имеют требуемой чистоты, то применяется декапирование, дотравливание, активирование. В промышленных условиях травление делается в дешевой серной кислоте, для ускорения процесса раствор нагревается до температуры +70–80°С.
Типичные растворы для травления

Ванны 1 2 3 4
H2CO4(конц.) 1003 1000 500
HNO3(конц.) 1000 1000 750 200
HCI(конц.) 5 5 2500
83%-ная H2PO4 550
CH3COOH 250
H2O 1000
C(актив.) 10

Электролитическая полировка используется редко и только в случаях крайней необходимости. Большинство ванн должно иметь в своем составе фосфорную кислоту, что заметно увеличивает стоимость подготовки изделий к гальваническому покрытию.

Ванны, применяемые для покрытия деталей золотом, должны отвечать требованиям государственных стандартов. Наша компания выпускает продукцию с учетом существующих нормативных требований и технических заданий потребителей.
Толщина покрытия и масса золота Один из главных показателей, на который обращают внимание во время обработки деталей. Примерный расход драгоценного металла на единицу площади можно узнать из таблицы.

Дешевые изделия покрываются слоем блестящего никеля, на который наносится золотое покрытие толщиной ≈ 0,1 мкм.

Во время оценки стойкости золочения следует принимать во внимание потери, вызываемые его оседанием на крепящих детали элементах. Для того чтобы снизить эти потери, поверхности таких приспособлений периодически следует очищать и возвращать золото.
Снятие покрытий из золота Удаление позолоты из поверхностей технических элементов химическим методом затрудняется малой активностью золота. Если золочение гальваническим способом выполняется в щелочных, кислотных или нейтральных электролитах, то снятие возможно только в 10% растворе NaCN с добавлением 100 см 3 /л пергидроля. Во время снятия покрытий выделяется большое количество энергии, для ее отвода ванну необходимо постоянно охлаждать. По химическим показателям раствор считается неустойчивым и пригоден только для разового пользования.

Для удаления золота гальваническим методом применяется концентрированная серная кислота, нагретая до температуры +35°С. Покрытие удаляется анодным методом, показатели напряжение 4 В, для катодов используются свинцовые пластины. Если раствор состоит из цианида натрия (90 г/л) и едкого натра (15 г/л), то катоды стальные, напряжение 6 В.

Утилизация остатков золота из грязных или истощенных ванн

Гальванический способ позолоты может оптимально протекать лишь только в случаях чистого электролита и достаточной концентрации в нем атомов золота. Для очистки ванн в них погружаются две пластины из легированной коррозионностойкой стали, площадь поверхности пластин примерно 0,5 дм 2 на каждый литр электролита. Через пластины пропускается ток плотностью 0,2 А/дм 2 , при этом электролит постоянно перемешивается механическим или ручным методом. Температура раствора ≈ +40°С.

На катодной пластине оседают остатки золота, в зависимости от размеров ванных время очистки может составлять несколько десятков часов. По истечении указанного срока пластины вынимаются, промываются и просушиваются. Технология предусматривает механическое удаление с поверхности осажденного золота. Запрещается оставлять обесточенные катодные металлические пластины в растворе, это становится причиной повторного растворения драгоценного металла. Если перерыв подачи тока технологически неизбежен, то на время отключения пластины должны выниматься, при появлении возможности подачи тока они повторно опускаются в ванну с раствором.

Полученное таким образом золото в дальнейшем используется во время приготовления новой ванны электролита. Если на золоте имеются загрязнения, то использовать вторичное сырье в чистом виде не рекомендуется, его можно лишь добавлять незначительными порциями в новый раствор, приготовленный из первичных ингредиентов.
Преимущества электрохимического покрытия поверхностей Технология постоянно развивалась с усовершенствованием гальванотехники, улучшалось качество, понижался расход и увеличивалась рентабельность производства. Единственный недостаток – материалы должны быть токопроводящими. Если покрытие сусальным золотом можно делать любых поверхностей, в том числе и деревянных, то возможности электрохимического ограничены.

Особенности продукции компании

Мы изготавливаем пластиковые ванны следующего назначения:

  • для промывки заготовок в холодной или горячей воде с автоматическим подогревом до указанных оператором температур;
  • для химических и электрохимических процессов золочения;
  • для обезжиривания электрохимическим и химическим методами.

Все изделия рассчитаны на возможность монтажа дополнительного технологического оборудования.

Золочение в домашних условиях осуществляют двумя способами: электролитическим (гальваническим) и химическим. Для покрытия изделий позолотой требуются реактивы, которых не найти в свободной продаже: цианид калия, азотная и соляная кислоты. Также необходимо специальное оборудование: электролитические ванны и источник постоянного тока. Процесс золочения достаточно трудоемкий, требует сноровки, аккуратности и некоторого опыта.

Химический способ

А) Химическое золочение - процесс нанесения хлорида золота на металл, из которого сделано изделие. Хлорное золото готовится так: металл нужно расковать в фольгу и измельчить на мелкие кусочки, погрузить их в смесь азотной и соляной кислот (в так называемую царскую водку). Необходимо взять 30 г концентрированной соляной и 10 г концентрированной азотной кислот. На 1 г золота должно приходиться 10 мл раствора.

Нанесение позолоты в домашних условиях

Растворение должно происходить в фарфоровой посуде, процесс может длиться от нескольких часов до 2-3 суток. Когда металл полностью растворится, необходимо выпарить смесь в водяной бане при 70-80 градусах до появления вязкой золотистой жидкости. При выпаривании раствор помешивают стеклянной палочкой.

Чтобы приготовить смесь для золочения, потребуются:

  1. Горячая очищенная (дистиллированная) вода (50-60 градусов) в объеме 2 литра.
  2. 15 г сиропа хлорной соли золота.
  3. По 65 г карбоната калия (поташа) и хлорида натрия высокой очистки (соль «Экстра»).

Перед нанесением позолоты поверхность предмета необходимо обезжирить 10-20% едким натрием или кипячением в растворе соды. Далее промывают изделие в 25% растворе соляной кислоты, т. е. протравливают. После обезжиривания необходимо промыть предмет в воде.

Далее погружают изделие для позолочения в приготовленную смесь из горячей воды, поташа, хлорида натрия и хлорного золота. Предмета касаются цинковой палочкой, через некоторое время он становится позолоченным. После этого его извлекают и промывают, вытирают насухо и полируют при помощи шерстяной ткани.

Б) Помимо метода химического золочения используют метод натирания при помощи пасты. При таком способе нанесения позолоты слой покрытия тоньше. В состав пасты для натирания входит желтая кровяная соль (гексацианоферрат калия), винный камень, порошок из мела, хлорное золото. Для изготовления 100 г пасты берут 55 г мела, 5 г кремортартара, 30 г желтого гексацианоферрата калия и 10 г хлорида золота, ингредиенты перемешивают. Полученную пасту разбавляют водой до образования кашицы. Этой смесью натирают обезжиренное изделие при помощи шерстяной ткани.

В) Существует третий метод покрытия. Для этого 10 г золота растворяют в смеси азотной и соляной кислоты, воды - всех компонентов взять по 25 г. Добавляют в этот состав 300 г поташа (карбоната калия). Готовят котел, в котором кипятится вода (2 л), вливают в нее эту смесь. Кипячение продолжается 2 часа.

Украшения, нуждающиеся в позолочении, прокаливают и протравливают сначала серной кислотой, потом азотной. Затем изделие обматывают проволокой из латуни (сплав цинка и меди), и погружают на мгновение в смесь азотной, серной и соляной кислот. Потом предметы ополаскивают, далее поочередно загружают их в ртуть, а потом в воду. Через полминуты их окунают в приготовленную жидкость, моют, высушивают в горячих опилках.

Изделие с позолотой

1) Железо и сталь.

Чтобы покрыть позолотой изделия из стали и железа, необходимо растворить сироп хлорида золота в эфире. Полученным составом, нанесенным на тряпочку, покрывают и натирают поверхность предмета из стали или железа. Затем эфир испаряется, а золото остается.

Если необходимо не просто покрыть позолотой изделие, а сделать на нем узор, то в смеси эфира с хлорным золотом смачивают перо и проводят им по предмету.

Желательно до позолочения предметов из железа, стали, олова, цинка покрывать поверхность медью, так как на нее лучше ложится позолота.

2) Цинковые предметы.

Покрытие цинковых изделий осуществляется при помощи натирания их пастой. Готовится она из 60 г цианида калия, 20 г хлорного золота и 100 г воды - эти ингредиенты смешиваются. В данный раствор добавляют 5 г кремортартрата и 100 г порошка карбоната кальция (мела). Полученный состав наносят при помощи щеточки или кисти.

3) Серебро.

Для покрытия серебряных украшений есть два варианта раствора, в которые погружают предметы:

  1. 10 г хлорида золота, 30 г калия цианида, соды и хлорида натрия по 20 г, полтора литра воды.
  2. 7 г хлорида золота, по 30 г поташа, желтого гексацианоферрата калия и хлорида натрия, литр воды.

Во время погружения изделия необходимо прикоснуться к нему цинковой палочкой и оно начнет покрываться золотом. После этого предмет извлекается из раствора, промывается и вытирается, полируется шерстяной тряпкой.

4) Латунь.

Хлорид золота (2 г) и цианид калия (32 г) растворяют в 0,5 л воды. В других полутора литрах воды тем временем растворяют едкий калий (6 г) и фосфорно-натриевую соль (10 г). Смешивают оба раствора и кипятят.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура - 50-60 градусов. Анод - из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия - 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.


Золочение на мордан или масляное золочение

Масляное золочение - наиболее простой по технике выполнения и наиболее распространенный способ позолотных работ. Масляным этот способ золочения называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак, называемый иногда еще лаком-морданом. Иногда такой метод называют еще золочением «на отлип», так как лист кладется тогда, когда лакированная поверхность сохраняет еще клеящие способности. Состав лака под позолоту может - быть различным и зависит от условий, - в которых будет находиться позолоченный предмет или поверхность, т. е. будет ли он подвергаться атмосферным влияниям или нет. Масляное золочение может быть произведено по любой поверхности: по дереву, по гипсу и по металлу, и выдерживает любые условия, вплоть до суровых атмосферных.

Золочение по дереву и гипсу

Прежде всего, дерево должно быть сухим и чистым, а все сопряжения - его прочно склеены. Места сопряжений необходимо оклеить тонкой бумажной материей, сучки и засмолы вырубить и заделать деревом на клею. Учитывая стоимость позолотных работ, необходимо понимать, что деревянный предмет, подлежащий золочению, должен быть выполнен профессиональной столярной или резной работой.

После такой столярной подготовки дерево подвергается прошкуриванию, обтирке от пыли и обработке горячей олифой. В олифу могут быть добавлены свинцовые белила или свинцовый сурик. Когда олифа достаточно просохнет, дерево подвергается шпатлевке.Шпатлевку желательно делать из свинцового глета или сурика и, в крайнем случае, из очень тонко помолотого мела, на масляном лаке на основе натуральной хорошей олифы. Прямолинейные поверхности шпатлюются стальными или деревянными шпателями, а криволинейные со сложным рельефом шпатлевать необходимо эластичным резиновым шпателем.

Количество слоев шпатлевания регламентировать трудно, этот вопрос зависит от достигаемого качества, в соответствии с требованиями заказчиками, либо его предпочтениями. Обычно, для получения гладкой, ровной, красивой поверхности необходимо наносить от 3 до 6 слоев шпатлевки. Первые слои выполняются сравнительно густой шпатлевкой, а последние более жидкой. Слой на слой накладывается после полного просыхания предыдущего. Каждый просохший слой шлифуется пемзой. Если есть полная уверенность, что позолоченное деревянное изделие не будет подвергаться действию сырости и атмосферным влияниям, обработку олифой можно заменить двойной проклейкой горячим раствором плиточного столярного клея.

Если при шпатлевании художественный рельеф предмета заплывет, необходимо прочистить, или, как говорят позолотчики, прорезать рельеф, от излишних наложений шпатлевки. Эта операция производится специальным инструментом для рассечки. Работа по рассечке, особенно резных изделий, требует от мастера умения, граничащего с умением резчика и высококвалифицированного лепщика. Профилированные тяги прочищаются кусковой пемзой, которой придают рельеф тяг в зеркальном отображении. После тщательной шлифовки, или, как говорят позолотчики лишовки, поверхность промывается с помощью губки водой, протирается сухой холщевой или хлопчатобумажной тряпкой и высушивается при нормальной комнатной температуре. Затем поверхность грунтуется масляной краской на натуральной олифе.

Грунтовка производится также 3-6 раз, каждый последующий слой грунта наносится на совершенно высохший предыдущий слой. Все слои грунтовки необходимо шлифовать - шихтановать. Шихтановка производится так же пемзовым порошком на ткани или войлоке, а затем мелким порошком трепела и хвощем. По окончании шихтановки, предмет ополаскивают чистой водой, обтирают сухими, чистыми хлопчатобумажными тряпками и сушат. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. Лак может быть заменен хорошей сгущенной литографской олифой с добавками сиккатива. По загрунтованной и шихтанованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. Перед наложением мордана лаковый слой лучше прошлифовать очень мелким пемзовым порошком на замше.

Лак кладется кистью и равномерно растушевывается по всей поверхности. Излишки лака с поверхности снимаются тампоном из марли и ваты, каждый раз новым тампоном. После подсыхания лака в фазе «от пыли», т. е. через 3-12 часов на поверхность при помощи беличьей кисти наносятся листы золота.Надо помнить, что на недостаточно просохшем лаковом слое золото тонет и делается тусклым, а к пересохшему плохо приклеивается. При толстом слое лакового покрытия - лак, отвердевая, в силу поверхностного натяжения, образует складки, так сказать «сборит».

Золото после укладки прижимается ваткой, а в глубоких местах рельефа приторцовывается мягкой кисточкой - притычкой. Золотые листики, порезанные на полоски при помощи золотарного ножа называются строфьями. Углубление тяг оклеивается выкроенными строфьями в два приема - нанесением от краев до середины, с укладкой в середине друг на друга внахлест. После укладки золота и приторцовывания его ватой, очень нежной кисточкой снимают излишки золота.

После снятия излишков золота определяются места, где случился разрыв уложенных листов, или где не полностью покрыта поверхность, и образовался «пробел». В таких случаях производится заделка таких дефектных мест - так называемая фликовка, с последующим уплотнением золотой пленки ваткой или мягкой кисточкой. Необходимость фликовки указывает на недостаток работы мастера. После фликовки и удаления излишков золота работа может считаться законченной. Позолота в таком случае имеет блеск и окраску поверхности цельнозолотого предмета. Если есть необходимость отдельные места выделить фактурой, то в этих местах лак-мордан дополнительно снимается до очень тонкого слоя ваткой. Если необходимо тонировать золото, то его обычно кроют спиртовыми или скипидарными лаками, подкрашенными тем или иным красителем.

Масляное золочение по металлу

При масляном золочении по металлу последний необходимо тщательно очистить и обязательно обработать со свинцовыми белилами или свинцовым суриком. Шпатлевание необходимо производить только лаковой шпатлевкой, грунт накладывать свинцовыми пигментами на масляных лаках. Золото желательно применять на менее, чем категории 1,80 г. в книжке. При масляном золочении чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой. Для ускорения высыхания в лак вводят сиккатив. Разбавляют его до рабочей вязкости скипидаром или уайт-спиритом.

Золочение на полименте или клеевое золочение

Способ золочения на полимент еще называют «русским» или «на водку». Технология водяного золочения практически не изменилась, сегодня этот процесс происходит так же как и в прошлом. Этот вид золочения наиболее трудоемкий, наиболее дорогой, но и в то же время наиболее эффективный. Он, прежде всего, позволяет золото полировать - наводить полер, как говорят позолотчики. Позолоченный предмет принимает вид цельнолитого золотого предмета. Этот способ золочения хорошо может быть выполнен только высококвалифицированным мастером. Золотят на полименте только деревянные и гипсовые изделия, не подверженные атмосферным влияниям. Требования к изделиям, подлежащим золочению, те же, что и при масляной позолоте.

Дерево должно быть, прежде всего, сухим и чистым, иметь влажность не большую, чем окружающий его воздух. Сучки и засмолы должны быть вырублены, места вырубки заделаны сухим же деревом на клею. Швы соединений одной деревянной детали с другой необходимо прочно заклеить тонкой хлопчатобумажной материей. Первой операцией будет двух, либо трехкратная проклейка. Первую проклейку производят жидким горячим раствором хорошего столярного клея на чистой воде, второе и третье проклеивание производят также горячим клеевым, но уже более крепким раствором.

Широкие деревянные поверхности после второй проклейки рекомендуется обтянуть смоченной в крепком горячем клеевом растворе льняной тканью. Излишки клеевого раствора отжимаются. Второй операцией является левкашение жидким клеевым левкасом. Левкас - тонкодисперсная пластичная масса, состоящая из смеси клея с мелом или каолином и образующая при высыхании твердый и гладкий грунтовочный слой под золотое покрытие. Существует несколько способов приготовления левкаса. Для повышения твердости грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат. Левкас накладывается в несколько приемов. Рекомендуется накладывать 9 слоев. Первый слой кладется сравнительно жидким, но достаточно заклеенным левкасом, 2-й и 3-й слой кладутся более густой консистенции.

Все три слоя кладутся щетинной кистью, как говорят «внатыч», т. е. торцом щетины, 4-й и 5-й слои кладутся, как говорят впригладку», т. е. не торцуя, 6-й и 7-й опять кладутся «внатыч», 8-й и 9-й жидко «впригладку». Все слои, кроме последнего, кладутся по совершенно просохшим предыдущим слоям, но последний девятый по сыроватому восьмому. Левкас на все слои кладется тёплым. После полного высыхания пролевкашенных поверхностей, их шлифуют. Гладкие поверхности вначале шлифуются кусками хорошо обработанной пемзы. Шлифовка профилированных тяг также производится кусками пемзы, но ей придается зеркальный профиль.

После пемзования поверхность шлифуют тонким песчаником. При работе ось куска песчаника должна быть направлена нормалью к шлифуемой поверхности.

Если на изделии была резьба, или какой-либо художественный рельеф, который заплывает от многочисленных слоев левкаса, то возникает необходимость его расчистки. Расчистка производится крючками, долотами и т. д. После расчистки резьбу шлифуют, так сказать, шихтануют пропаренным в воде хвощем. Хвощ одевают на палочку - гремитку. Образующийся от шлифовки шлам смывают осторожно сырой мягкой губкой или кистью, после чего протирают сухими чистыми тряпками и высушивают. Образовавшиеся после шлифовки изъяны левкаса подправляют густым левкасом.

При шлифовке рельефа можно пользоваться очень мелкой шлифовальной бумагой-шкуркой. При шлифовке необходимо следить за чисткой сопряжений в углах. Качество левкаса всегда необходимо проверять производственным опытом, так как качество клея и мела различны. Для пробы левкас наносят 3-4 слоя, и после высыхания проверяют ногтем. Слишком крепкий левкас при прочерчивании ногтем не оставляет никакого следа, фактура его поверхности дает блеск. В таком случае левкас несколько разводят слабым клеевым раствором. Слабый левкас при пробе ногтем дает глубокую черту, исправить его можно добавкой мела и крепкого клеевого раствора. После левкашения приступают к наклейке полимента.

Полиментом называют сложно приготовленный левкас, на который наносится сусальное золото. Существует несколько видов полиментов. Основной компонент полимента - специальная глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении.

Некоторые мастера рекомендует, в целях равномерного наложения полимента после высыхания прошлифованной залевкашенной поверхности, производить проклейку слабым раствором клея. Другие мастера кладут полимент непосредственно на прошлифованную поверхность левкаса без проклеивания, полагая проклейку не только лишней, и даже вредной. Рекомендуется изготовленный самим мастером полимент разводить клеевым раствором, взяв порцию, необходимую для работы на день.Питерские мастера разводят готовый сухой полимент на теплой воде, а закрепляют белковым составом. Крепость полимента перед работой необходимо проверить опытным путем, пропилиментовав 2-3 раза какой-либо брусочек или обрезок багета. Для опробования берется смесь водки и воды, и если при наложении ее кисточкой на просохший полимент жидкость быстро впитывается, следовательно, полимент слаб, если долго остается на поверхности, не впитываясь, значит полимент крепок. Положенный слабый полимент необходимо просто счистить, иногда его и не счищают, а кроют клеевым раствором и затем еще наносят 2-3 слоя полимента надлежащей крепости, что ухудшает качество. Если был положен очень крепкий полимент, то на него наносят 2-3 слоя более слабого полимента.

Полимент кладется в 6-9 слоев. Первый раз проходят жидким, но клейким полиментом, второй и третий раз более густым, потом 2-3 раза, снижая количество клея и наконец, 2-3 раза жидким, так называемым «ополоском». Полимент кладется очень мягкой кистью обычно из беличьего волоса. Слой кладется на совершенно высохший предыдущий, не растушевывая в различных направлениях, но равномерно водя кистью в одном направлении.По высыхании последнего слоя прополиментованные поверхности протираются чистой тканью. Места, где предполагается иметь матовое покрытие, обычно не полиментуются, а проклеиваются раствором хорошего клея.

Процесс золочения производится следующим образом: золото осторожно выдувается из книжки на золотарный нож, придерживая одну сторону золотого листка бумажной прокладкой, и ножом переносится на подушку, где этим же ножом расправляется и режется на необходимые части. Обработанная полиментом поверхность беличьей или хорьковой кисточкой смачивается вином, смешанным наполовину с водкой, и на сырое место накладывается лапкой золотой листик. Чтобы золото пристало к волосам лапки, ее салят, для чего позолотчик натирает коровьим маслом тыльную часть кисти руки и проводит по ней лапкой. Лапка вдевается в прорезь палочки «рефелки», чтобы, держа её удобнее было работать. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом в несколько миллиметров.

Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает лист сусального золота, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя.После нанесения золота его можно полировать. Для получения мягкого блеска золото полируется тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой зубком агата.Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма агатового зубка напоминает кабаний клык.

После полировки вещь осматривается и дефектные места «фликуются». Фликовать изъянные места удобнее кисточкой, где волос есть на двух концах. Одним концом пользуются для наложения золота, а другим смачивают разведенной водкой место с дефектом. Места, где будет золото полироваться, следует смачивать только по площади изъяна, не заходя за контур его, во избежание пятен. Лишнее золото снимается осторожно, проводя по фликам сухим пальцем или щетинной кистью. Фликованую поверхность снова полируют. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей, а на него золотую фольгу кистью-лапкой. При этом способе позолоты поверхность получается матовой.


Комбинированное золочение

Комбинированное Золочение наиболее распространенный вид золочения предметов, не подвергающихся атмосферному влиянию - мебель, багет, рамы для картин, а также внутренних частей здания. Комбинированным оно называется потому, что некоторые части поверхности имеют фактуру полированного блестящего металла, а рядом с ними некоторые, чаще места углублений, матовую. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения и лишовки не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.


Прочие способы золочения

Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном.Золото при таком золочении приобретает необычный блеск.

Существуют и синтетические лаки, дающие возможность проводить золочение намного удобнее и экономичнее.Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.


Упрощенное золочение.

При желании ускорить и удешевить отделку золочение делают по способу «ормуле», что в переводе с французского означает литое золото. Для выполнения золочения по этому способу строганые или точеные изделия шлифуют за мелкозернистой шкуркой, проклеивают профильтрованным раствором клея, лучше желатинового, и после просушки клеевое покрытие повторно шлифуют более мелкой шкуркой. Затем за 2-3 приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовой лак и на просохшее лаковое покрытие - тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке сусальное золото.