Электрооборудование

Литература влияет на жизнь. Влияние художественной литературы на формирование личности

Литература влияет на жизнь. Влияние художественной литературы на формирование личности

«Среди книг, как и среди людей, можно попасть и в хорошее и в дурное общество.»
Адриан Гельвеций

Зачем и почему люди читают книги, литературу? Литература - это целый мир. Мир идей, фантазий, бесконечный источник разных точек зрения, философских основ. И самое главное, что в этом мире всё находится в равновесии, каждая мысль имеет право на существовании - в этом и есть особенность литературы. Там есть всё, и каждый человек может найти то, что ему нужно, может найти ответы на свои вопросы.

Человек сам не понимает насколько даже одна книга влияет на его личность. Читая, мы пропускаем книгу через свой разум, своё сердце и также очень многое откладывается в подсознание. Бывает, в какой-то момент всплывает предложение из книги, которую человек читал много лет назад, и может быть он даже и что это за книга, кто её автор, но какие-то установки очень глубоко врезаются в память. Поэтому очень важно какую литература читает человек.

Есть как созидательная литература, преображающая человека изнутри, так и разрушительная, убивающая нравственность человека. В наше время разрушительных книг очень много. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую , пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания. Естественно, в таких книгах всё это описывается, опираясь на какие-то факты и ведь кто-то обязательно поддаётся этому влиянию, но люди, имеющие внутренний стержень понимают, что это . Исходя из этого очень важно на каких книгах воспитывался человек. Не просто то, что он читал в школе, а то, что он сам выбирал, и прочитал потому что сам этого захотел.

Я считаю, что самые лучшие книги, воспитывающие литературный вкус и самого человека - это классические. Классическая литература проверена временем, она действительно заставляет человека думать, анализировать, чувствовать. Поначалу бывает сложно читать классику, особенно русскую, можно начать с лёгкой классики, например с Шарлоты и Эмилии Бронте «Джен Эйр», «Грозовой перевал», с Джея Остина «Гордость и предубеждение» и т.д.

Литература нужна человеку как воздух. Она учит чувствовать - людей, . Заставляет нас глубоко рассматривать разные проблемы. Она как ничто другое украшает нашу жизнь; читая, начинаешь смотреть на вещи под разным углом, в обыденности становится видно что-то такое, чего раньше не замечал, на многое открываются глаза. Но в литературе тоже нужно расти, от лёгких книг переходить к более сложным, иначе можно остановится в своём развитии. Ведь можно читать всю жизнь бульварную литературу: детективы, романы для домохозяек и прочее чтиво. Многому ли благодаря такой литературе?

Я знаю случаи, когда благодаря чтению человек полностью менялся. Был унылым, пессимистичным, во всём видел какой-то подвох и обман. Но потом ему посоветовали прочитать пару лучших книг Пауло Коэльо, он на своё счастье прочитал и через какое-то время он словно ожил, будто окрылённый он начал , у него появились великие мечты, которым можно даже позавидовать. Пауло Коэльо конечно пока не классик, но его книги оставляют след во многих сердцах читателей этого автора.

Почему некоторые книги люди перечитывают? Чтобы найти ответ на этот вопрос, перечитайте статью сначала)).

Локиев А.А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. – СПб.: СПбАППО, 2010. – С.59–65.

[Полагаю, что читателям заинтересовавшимся данной темой будет так же небезынтересно познакомиться со статьёй о влиянии книги на развитие личности, о библиотерапии и библиозависимости: ]

Неизменно восторженное отношение к произведениям литературы, которые принято считать классикой в России, внушается ещё со школьной скамьи, а то и раньше. Вместе с отношением к книгам как таковым формируется и отношение к героям этих книг, они становятся нравственными идеалами. Однако, всегда ли хорошая книга задаёт правильные идеалы для развития личности? Здесь следует пояснить, что под качеством книги подразумеваются не только те идеи, принципы и идеалы, что заложены в ней, но и художественный стиль, мастерство развития сюжета, художественные приёмы и образы.
Данная статья не преследует цели определить художественный уровень того или иного произведения и тем более создать некую оценочную классификацию художественной литературы. Более того, все произведения, которые будут здесь упомянуты, с точки зрения автора статьи являются замечательными по своему эстетическому уровню, как бы ни порицалось их влияние на формирование личности. Это можно пояснить следующим сравнением: необходимейший в определённых ситуациях антибиотик может быть не только лекарством, но, в случае передозировки, приёме с другими плохо совместимыми препаратами или просто в случае ошибочного диагноза способен нанести сильнейший вред организму. Кроме этого следует учитывать, что после приёма антибиотиков рекомендуется восстанавливать баланс в организме, т.к. как антибиотики убивают без разбора и вредные, и полезные бактерии. Конечно подобный медицинский подход многим «возвышенным» культурологам и литературоведам покажется недопустимым по отношению к «тонким материям» художественной литературы, для чего ещё раз следует подчеркнуть, что речь пойдёт не о самой литературе, а о её влиянии на формирование психики личности. Причём важнейшие этапы этого формирования происходят во время обучения в школе и следующих учебных заведениях, где учащиеся и сталкиваются с литературной программой.
Принципы формирования литературной программы до сих пор крайне формальны. Задачей образовательной дисциплины «Литература» является познакомить (и проконтролировать это знакомство в рамках «прочёл ли?») учащегося с содержанием произведений определённых авторов. Влияние этих произведений на формирующуюся психику никто не учитывает. Априори считается, что знакомство с данными произведениями сделает человека «культурнее», то есть более развитым.
Но так ли это?
Коротко о взаимодействии художественной литературы с восприятием: художественный текст стремится как бы обойти уровень рассудочного восприятия. Пока рассудок следит за сюжетом, художественные приёмы взаимодействуют с эмоционально-чувственной сферой, проникая через неё напрямую к нашему бессознательному. Таково назначение всех метафор, эпитетов, метафорических эпитетов, метонимий, парафразисов, тестовых обыгрышей, особенностей построения предложений и прочего. Так, применение метафорического эпитета «злой дождь» (хлещущий по лицу) передаёт состояние автора более точно, чем какое-либо длительное описание. Причём именно передаёт, а не описывает, позволяя логическому мышлению проанализировать и составить представление о состоянии героя, а передаёт – целиком и полностью, апеллируя к бессознательным ассоциациям.
На этом же уровне закладываются и определённые идеалы, которые несёт в себе книга. Необходимо пояснить, что вкладывается в понятие «идеалы» – это принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, одним словом всё то, что читатель невольно копирует в свою систему ценностей. Она же и система субъективной оценки чего-либо в обществе, в межличностных отношениях, а так же и самого себя, своих устремлений и поступков.
Вот здесь и возникает первая опасность. По К.Г. Юнгу (4) наше бессознательное состоит из Персоны – то, что мы создаём сами, то каким мы хотим выглядеть, из Тени – всё то, что мы вытесняем из себя, то в чём мы никогда себе не признаемся, и Самости – всей суммы личностных и биологических особенностей, только проявив которые, человек способен достичь максимального развития. Однако часть Самости человек помещает в Тень и никогда не признается себе, что обладает чем-либо из этого, зато в Персону он часто приводит нечто противоречащее его природе, но симпатичное по каким-либо виртуальным соображениям, например, общественным стандартам. В процессе формирования Персоны и Тени художественная литература способна оказывать огромное воздействие.
Рассмотрим пример Татьяны из «Евгения Онегина».
В одном исследовании психотерапевт М.Е. Литвак (1) получил интересные данные: большинство девочек в старших классах школы в анкете достижений указали «найти человека», не стать человеком, а именно найти. Подобную жизненную позицию можно назвать «активной пассивностью». Татьяна представляет яркий пример такой позиции. Единственным социально-психологическим наполнением её личности, как сказано у того же Пушкина является «способность лёгкая страдать» (А.С. Пушкин стихотворение: «Я думал, сердце позабыло»). Татьяна мучительно решается написать Онегину, потом не менее страдальчески выслушивает его ответ, после вроде бы разочаровывается в нём, но в конце всё же снова страдает от его писем, и всё это преподносится как самая важная ценность. Процесс совершенствования, становления, самореализации для неё выглядит чем-то ненужным. Её блистание в свете при муже преподносится как единственно важное общественно проявляемое качество.
В «Грозе» Островского идеал страданий возводится в крайнюю степень – ставится выше жизни. Там же идеал успешности для женщин выставляется в самом мерзком виде Кабанихи. Вот оно: страдания в Персону, успешность в Тень.
Надо сказать, что часто, если женщины и преодолевают негативное отношение к самореализации и добиваются определённой успешности, то испытывают неясное чувство вины, что создаёт внутренний невротический конфликт, который по К. Хорни (3) является основной причиной торможения развития индивида. Иногда такие женщины создают себе психологическую защиту по принципу переноса. Убеждая себя и всех вокруг в том, что всеми своими достижениями обязаны кому-то (зачастую совершенно никчёмным фигурам). Так, известен случай, когда успешная женщина считала, что всего добилась только благодаря мужу (в чём убедила и его), однако, когда они развелись, тот благополучно спустил весь бизнес (юридически женщина оформила его на мужа), а она начала с нуля и снова поднялась, избавившись от психологической защиты при помощи психолога. Здесь виден внутренний конфликт: внушённый романтический идеал заставлял её чувствовать вину за свои успехи на пути самореализации, и, защищаясь от этой вины, женщина переносила все свои деловые достоинства на кого-либо. В другом случае также целеустремлённая женщина компенсировала свою вину перед идеалом, регулярно впадая в лирический образ. В этом образе она писала стихи. Но по-настоящему талантливыми из них были те стихи или хотя бы их фрагменты, где прорывалась её сильная натура. Но такие прорывы благополучно подавлялись ею, и далее шли стереотипные утрированно лирические штампы.
В о многом здесь же можно видеть и корни аморальности людей добивающихся определённого успеха. Преодолевая барьер «стыда быть успешным», они проваливаются в противоположную крайность. Это похоже на то, как если бы человек прилагал всё больше усилий, чтобы открыть дверь, нажимал на неё плечом и, в конце концов, резко выдавил её и вывалился вслед за ней.
Возникает вопрос, от которого у стереотипных литературоведов остановится сердце – а нужна ли вообще такая литература?
Нужна.
Ведь такая литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса. Вот только следует помнить: что другой ракурс возможен для того, у кого УЖЕ` есть собственный.
Формирование достаточно устойчивого мировоззрения заканчивается к восемнадцати – девятнадцати годам. Безусловно, в процессе дальнейшей социализации личность может изменить свою ценностную систему, но это уже будет именно изменение, в значительной степени осознанное, а не принятие чего-либо в качестве идеала.
И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о построении школьной литературной программы и сопровождающих её учебных занятий. Какие книги с какими идеалами следует раскрывать перед формирующейся личностью – вот вопрос, на который следует ответить авторам программы «Литература».
Однако кроме той литературы, которую условно можно назвать идеалистической, следует выделить анти-идеалистическую литературу. Основоположником её можно назвать М.Ю. Лермонтова, хотя его «Герой нашего времени» преподносится как идеалистический роман. Но раскрытие сложности натуры персонажа разрушает поверхностные представления о человеческой личности. Что касается таких авторов, как Солженицын, Довлатов или Веллер, то их литература направлена прямо на разрушение романтических, неглубоких, безжизненных идеалов, которые задаются не только романтической литературой, но и кино, телевидением, а также и влиянием такого социального института, как «Семья», где детей часто учат нереальным постулатам.
Но с этой литературой всё ещё сложнее – она прекрасна, когда «Самость» личности задыхается под давлением «Персоны», и невротизирована прорывами «Тени». Такая литература способна разрушить страх читателя перед своей «Тенью», показать всю ложь идеалов «Персоны», но каково же будет её воздействие на того, у кого ещё не сложилось всё то, что следовало бы разрушить? Что будет разрушено в этом случае (уместно вспомнить сравнение с антибиотиками)? Достаточно представить себе подростка, берущего себе за идеал довлатовское отвращение к мироустройству вообще, с восхвалением пассивного протеста в виде алкоголизации, с абсолютной не только потерей смысла жизни, но и отрицания возможности такового в принципе.
Вот только утонченные литературоведы, прославляющие подобную литературу и сокрушающиеся по поводу состояния культуры молодёжи, никак не могут сопоставить таких вещей. А ведь и во входящих в школьную программу произведениях Гоголя, Чехова, Бунина и прочих очень много подобного влияния.
Вопрос: «Что делать?» звучит здесь не менее громко, чем в других случаях.
Следует ли считать авторов злодеями, создавшими нечто оказывающее разрушительное влияние на психику?
Во-первых, следует помнить, что авторы писали для уже сформировавшихся личностей, иногда их отрицание шло в поддержку отрицания читателей, иногда заставляло задуматься над кажущейся правильностью чего-либо.
Во-вторых, авторы в принципе не ставили для себя задачи по формированию юных личностей. В советские годы, правда, именно таких авторов было множество, однако практически все они (по крайней мере те, кого печатали) допускали существенную ошибку – положительный герой у них был идеально положительным, что исключало полную ассоциативность читателя себя с ним. Поэтому отрицательные герои часто были более реалистичны.
Это очень серьёзный аспект – идеальные примеры всегда отталкивают своей недосягаемостью, притягательны герои способные на ошибки.
Абрахам Маслоу (2) писал о самоактуализированных личностях, что как люди они далеко не идеальны, но обладают стремлением к развитию, достижению своих целей, но не любым путём, а синергетическим, а это означает способность понимать других людей и действовать с ними сообща.
Надо сказать, что в советской литературе были примеры подобного рода, но их жёсткая идеологическая окантовка сегодня с трудом может восприниматься юным читателем. Подвиг не сам по себе, а по примеру и во имя партии, современным учеником воспринимается как нечто нереальное (в связи с этим стоит издать «Молодую гвардию» без изменений, внесённых по указанию Сталина, без ведущей роли партии в способности человека к самопожертвованию).
Так же важно, чтобы в литературе, создающей нравственные идеалы, персонажи были бы прописаны не как идеальные герои, но как реальные люди со своими сильными и слабыми сторонами характера, достоинствами и недостатками. В этом плане достойна уважения «Повесть о настоящем человеке», к сожалению присутствующий и в ней идеологический подтекст сводит многие её достоинства на нет.
Отсутствие слабых сторон, сомнений и метаний часто делает героев биографических романов – известных и достойных людей – настолько недостижимыми в восприятии читателя, что их пример не становится идеалом. Другой важный момент заключается в том, чтобы нравственные герои были привлекательны практически – вряд ли кто-то из читателей захочет походить на князя Мышкина, какие бы симпатии тот не вызывал.
Вопрос о сбалансированности школьной программы литературы с учётом её влияния на формирование личности очень многогранен.
Так позитивные примеры успешных людей (изображённых реальными людьми) могут и должны перемежаться с примерами отрицательными. Под последними следует понимать и восхваленных моралистами героев сугубо чувственного содержания не способными к самореализации. Поскольку последние являются примерами тупика человеческого развития, чего следует избегать, а не принимать за образец. Здесь же может быть уместен и образ того, кто в погоне за какими-либо приземлёнными ценностями теряет образ человечности – это правильный ракурс Кабанихи, Карамазовых и им подобных людей, в том числе не способных к упомянутой синергетике.
Поэтому главным в построении программ гуманитарных дисциплин должно являться именно их влияние на формирование личности. Формальный подход научения здесь не допустим.
Предмет Истории Отечества заслуживает отдельного разговора, но проведём параллель. Принято считать: чем больше учащийся знает из истории Отечества, тем лучше у него развивается чувство патриотизма. В реальности происходит всё наоборот: ничего не значащие для ученика события и даты, которые он вынужден выучивать, вызывают у него неприятие предмета. Легко представить, на что распространяется это неприятие в последствии. Сопереживание событиям Отечественной Истории, ощущение своей включенности в неё – вот главная задача данного предмета, но, как уже говорилось, это большая особая тема.
Что же касается курса художественной литературы – то его необходимо рассматривать с позиции формирования у индивида системы ценностей, на которую в дальнейшем он будет опираться.
Именно тогда образование будет именно Образованием – то есть формированием человека.

Библиографический список:
1. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 478с.
2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.:Евразия,1999. – 432с.
3. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности. – М., 1997. – 696с.
4. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2009. – 303с.

Юность - это пора, когда хочется самоутвердиться, кричать о себе, хочется
быть услышанным и в то же время немножко отчужденным, не понятым до
конца.
Юным быть трудно, ведь рядом с юностью всегда стоят порок и безумие.
Легко воспламенится о собственную горячность, сделать необдуманный шаг.
К сожалению, сегодня среди подростков не принято говорить на отвлеченные
темы, говорить о литературе, мироощущении, религии и патриотизме.
Совсем недавно мне пришлось расстаться с другом — нет, мы не ссорились.
Он уехал в Израиль. Я смотрела на него и думала о том, что его ждет там, в
его новой жизни. Наверное, ему тяжело, ведь рядом нет ни старых друзей, ни
даже родной речи. Мне кажется, что какая бы кровь в тебе ни текла:
еврейская, цыганская, русская, земля, на которой ты родился, ее традиции и
обычаи оставят свой след в сознании и в характере.
Сборник сочинений. Учитель Слюдеева Елена Викторовна.
Можно надеть кепи, тюбетейку или чалму - изменится только внешность, а
суть останется прежней. Человек не может изменить в одно мгновение свой
менталитет, складывавшийся годами. Можно в совершенстве говорить на
иностранных языках, но думать человек, родившийся в России, все равно
будет по-русски.
Отчего же так происходит? Наверное, оттого, что очень велико влияние
русской культуры и, прежде всего, литературы на человеческое сознание.
Вспомним, с чего начинается наше знакомство с литературой: с русских
сказок. Борьба добра и зла, правды и лжи, ума и глупости. Никак не хотелось
быть Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, а хотелось стать похожим на Ивана
Царевича, Елену Прекрасную. Стремление к совершенству заложено в
человеке с рождения.
Многим качествам нашего характера (патриотизм, нравственность и
духовность) мы обязаны именно литературе. В свою очередь, патриотизм,
нравственность и духовность можно (и нужно) объединить и назвать
«национальным самосознанием».
Фундаментом для него служит патриотизм, хотя сейчас многие молодые
люди стесняются этого «устаревшего» слова, поэтому прячутся за броскими
названиями различных организаций, но, как я уже говорила, от оболочки суть
не меняется. Молодежь начинает понимать и верить в свою страну, помогает
ей, разве это не патриотизм? Я стараюсь быть похожей на героев Л.Н.
Толстого, М. Булгакова, героев Великой Отечественной войны.
Второй фактор - это нравственность В.Г. Белинский говорил: «Есть много
родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех
их выше должно стоять образование нравственное».
Нравственность - это одна из вечных тем в литературе. Она берет начало из
«Слова о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и продолжает
развиваться в наши дни в прозе В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Нагибина...
Нравственность не относится к врожденным чертам характера, ее надо
воспитывать. А как?
Снова ответ на этот вопрос дают нам книги. Мы наблюдаем путь от хаоса к
гармонии Онегина, Базарова, Раскольникова, Пьера Безухова, Мастера... Этот
список литературных персонажей можно продолжать бесконечно долго. Они
все выдержали испытания, искания, на наших глазах происходит
преображение. В чем же его сущность? Приходит понимание жизни,
переоценка ценностей, меняется мировоззрение - происходит духовная
эволюция человека.
И если патриотизм - это фундамент, нравственность - стены, то духовность -
это крыша. И чтобы человек был гармонично развитым, нравственным и
патриотом, ему нужна вера, вера в Бога. Я не говорю о религии, потому что
религия — это бесконечные конфликты и войны между представителями
разных вероисповеданий, отсутствие компромиссов, иногда фанатизм,
граничащий с безумием. Поэтому важна не религия, а вера, которая несет
человеку благодать и успокоение, учит его терпимости и искусству

прощения. Для постижения истинного православия нужно прочитать Книгу -
Книг -Библию. Но Библия разных народов. Я считаю, что ко всем своим
поступкам и решениям важна не только как святыня, но и как символ
двухтысячелетней культуры (правильным или нет, плохим или хорошим),
человек должен прийти сам. Однако не всегда получается так, как нужно.
Человек уходит в сторону.
Кто виновник этих метаморфоз? Общество, они сами? Почему одни легко
меняют свои привычки, образ мыслей, а другие отстаивают свое мнение?
Дело в воле, уверенности в себе и, конечно, в неколебимости мировоззрения.
У человека, родившегося в России, как безусловный рефлекс вырабатывается
понимание ее традиций и принятие культурного и духовного наследия. И все
национальные черты передаются на генетическом уровне. И нельзя за
несколько минут разговора убедить человека, что много лет, верив в одно, он
ошибался, а истина ему недоступна.
Вспомнилась мне сцена из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда
Наташа Ростова, воспитанная гувернантками во французском стиле, так
красиво - просто, так искренне и по-русски танцевала народный танец.
Неоспорим тот факт, что литература влияет на самосознание человека,
наверное, именно поэтому за границей существует понятие «загадочная
русская душа», и стремящиеся разгадать ее секрет ищут ответ в русской
литературе. Поэтому им и интересно читать в оригинале Ф.М. Достоевского,
А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Когда мы читаем, то невольно сравниваем,
ставим себя на место героев. У каждого человека разное восприятие той или
иной ситуации, следовательно, и разные взгляды на мир. Но ведь если бы все
люди смотрели на окружающее под одним углом, видели, чувствовали и
думали об одном и том же, жизнь была бы неинтересной. Мы все,
безусловно, разные, но есть люди, которые отличаются от всех, они как
будто вбирают в себя все то, что их окружает. Они ничего не отвергают, но
острее, чем мы, переживают недостатки и в то же время умеют радоваться
возникшему внезапно совершенству. Они обычно вне времени, вне
притяжения Земли, она под ними вращается быстрее, они бывают изгоями
своей эпохи, впоследствии становясь ее самым прекрасным лицом. Это
писатели и поэты.
Как и взгляд на жизнь, взгляд на литературу у каждого свой. Есть любимый
поэт, писатель. И бессмысленно спорить о превосходстве одного писателя
над другим. Не лучше ли принимать все так, как видел сам автор, пропуская
его творчество через призму своей души.
Тема родины - это, наверное, универсальная тема, к которой обращаются
все поэты. Для некоторых она становится главной. Я не могу не сказать о
С.А. Есенине. Не только потому, что он не раз обращался в своих
стихотворениях к родине, но и потому, что чувствую себя причастной к тому
духу, настроению, царящему на есенинской земле. Я люблю Константинове,
люблю День рождения поэта, когда стольких разных людей, собравшихся на
берегу Оки, объединяет что-то незримое, никому не понятное, но близкое.

Наверное, это и принято называть положительной энергетикой. И как
заклинания бьются в такт пульсу есенинские строчки:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Чтение. Книги. Литература.
Проблема чтения, роли чтения, роли литературы, отношения к литературе, выбора книг, вытеснения книг, влияние книг на человека, языка, восприятия литературы и языка.


Какова роль чтения в жизни человека? Какова роль литературы в жизни человека?

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ своего интеллектуального развития – чтение.

Как полюбить чтение?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Как правильно выбирать книги?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Составлять для себя программы чтения нужно, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Как правильно читать?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Произведения, прочитанные в спокойной атмосфере, производят большое впечатление.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор вытесняет книгу?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Что значит книжный бум?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.

Как правильно составлять личную библиотеку?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Что касается личной библиотеки, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

Как книги могут повлиять на человека?
Аргумент из романа-антиутопии Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Ярким примером, который показывает ценность книг, является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой Гай Монтег работает пожарником, но не в привычном для нас понимании: вместо того чтобы тушить пожары, он сжигает дома в которых есть книги. Книги в этом обществве находятся под строжайшим запретом, потому что правительству легче управлять людьми, не обладающими знаниями и свободным умом. Все меняется в жизни Монтега, когда он знакомиться с миром книг: он начинает критически мыслить, у него появляется свое мнение. Так герой превращается в агента сопротивления. В конце романа остается надежда на то, что, возможно, именно он и подобные ему люди изменят жуткую реальность.

Как литература влияет на жизнь человека?

Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» - восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Что такое литература?
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна " ".
Главный герой рассказа « на столе» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература - это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе. Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели.

Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Искусство слова – самое сложное искусство, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры: именно культуры, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия, начиная с эпохи Ренессанса.
Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. п.
Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:
И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом…
Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…
Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в лучших исторических словарях русского языка.
Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.
Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.
Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

Какую роль играют книги в нашей жизни?
Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи.