Электрооборудование

Какой обогреватель лучше для ребенка. Выбираем самый безопасный обогреватель

Какой обогреватель лучше для ребенка. Выбираем самый безопасный обогреватель

Мы совсем не коснулись такой темы как одежда древних греков. Если говорить в общих чертах о стиле этого народа, то нужно упомянуть простоту и тонкий вкус.

Культура Древней Греции требовала сбалансированного развития духа и тела.

Если вы рассмотрите древнегреческий костюм, то он может показаться вам естественным и в какой-то степени простым в исполнении, но так кажется только с виду. И действительно, на первый взгляд – это всего лишь несколько отрезов ткани, обернутых вокруг тела. Но древние греки могли многое рассказать о статусе человека только по одним драпировкам, скалыванию и манере ношения одежд. Умение носить одежду определенным образом считалось искусством, которому обучали в богатых семьях.


Древние греки довольно рано стали использовать мерки, хотя изначально ориентировались только на куски ткани.

Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы. Ткани могли красить в желтый, голубой, красный и фиолетовый цвета. Если требовалось сделать рисунок на основе нескольких цветов, то это достигалось путем нашивки другой ткани, аппликаций.

Традиционно для древних греков было использование геометрического орнамента, который мы узнаем и сегодня.

Его пускали по краю одежд, а вот на поле вышивали цветы, звезды, даже сцены битв или изображения богов.

Крупный рисунок преобладал вплоть до V-IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с цветной каймой (с желтым, голубым или красным менадром).

Одежды также могли быть коричневого цвета.

Ломаная линия с завитками называется меандром.

Драпировка считалась каноном стиля в одежде древних греков. Ткань мягко струилась, подчеркивая плавность линий и красоту изгибов. Для греков даже искусство ткачества было чем-то особенным, настолько важным было качество материалов для одежд.

Мужская одежда в Древней Греции

Главным предметом мужского гардероба в те времена был хитон. С одной стороны он имел прорез для руки, а с другой стороны ткань крепилась пряжкой или застежкой (фибулами). Иногда ткани сшивали с этого края. Хитон в варианте для раба представлял собой рубаху без рукавов, то есть, без отреза ткани, который перекидывали через плечо.

Первоначально хитон подпоясывался на талии, за счет чего можно было регулировать длину одежд. Его долго носили до пят, но позже укоротили до колен.

Поверх хитона обычно надевался гиматий (гиматион), представлявший собой длинный плащ. Был и короткий плащ, который называли хламидой. И если гиматион скреплялся на груди, то хламида – на шее. Последний обычно надевали для охоты, путешествия или боя.

Что касается головных уборов, то обычно голову оставляли открытой, только в пути или при работах на земле использовали шапочки из войлока – пилос или соломенные шляпы с широкими полями.

Распространенной обувью были сандалии на пробковой подошве, но древние греки часто ходили и босиком, особенно горожане без положения или рабы.

В ходу были и башмаки, кожаные сапоги, которые спереди шнуровались ремнями, но такую обувь, как правило, использовали в походах. В городах обычно ходили в сандалиях.

В древнегреческом театре использовалась особенная обувь – котурны. Такая обувь имела очень высокую платформу, чтобы актеры казались на порядок выше.

Что касается причесок, то мужчины предпочитали носить коротко стриженые волосы, круглую бородку и усы. Юношей отличали гладкая кожа лица без бороды и длинные локоны, которые подхватывались обручем. Для греков борода была мужским достоинством.

Женская одежда в Древней Греции

Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.

Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами. Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили.

Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.

Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции .

Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.

В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.

Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.

Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.

Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.

Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.

Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.



На уцелевших сосудах и фресках древних греков мы видим в основном людей с непокрытыми головами. Эта особенность, как и вообще «открытость» античной одежды, объясняется не столько мягкостью средиземноморского климата, сколько этическими и эстетическими представлениями эпохи. Античный человек стремился открыть себя, свое тело и взглядам и природе.

Греки надевали головной убор только тогда, когда этого требовала практическая необходимость, например, для работы или в дорогу. В основном это была шляпа с полями - петасос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, изображали обнаженным, но в петасосе. Этот головной убор носили и эфебы - свободно рожденные юноши от 18 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.

А танагрийские глиняные статуэтки изображают мужчин и женщин в шляпах-зонтиках, защишавших их от палящих лучей южного солнца. Войлочные колпаки без полей - пилосы - были на головах ремесленников, моряков и другого трудящегося люда. Но не рабов, так как во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека. Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтение венкам, налобным повязкам.

Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.

Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию. Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия.


Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи. Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.

Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.

Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.

Многие носили из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра.

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Поверх хитона надевали различные накидки, которые отличались размерами и способами ношения. Диплодий пропускался под левой рукой и выводился на правое плечо, где скреплялся застежкой. У гиматия , представлявшего собой прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, один угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы.

Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).


Диплодий играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.

В период расцвета древнегреческой культуры гардероб греков был довольно разнообразным. Женщины стали подбирать хитон с помощью пояса на талии или под грудью.

В первом случае хитон падал глубокими складками с обеих сторон через пояс. Иногда женщины носили даже два хитона, один на другом, причем нижний был длиннее верхнего.

Спартанки носили хитон — пеплос ; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Короткая накидка - фарос - могла быть надета поверх пеплоса, это были два прямоугольных куска ткани, заложенных складками, зафиксированными на тесьме, к которой их пришивали. Края тесьмы завязывали или скрепляли пряжками, оставив посередине место для горловины. Складки фароса ниспадали с плеч; короткие сзади, они ритмичной волной, удлиняясь к бокам, достигали бёдер.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.

В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, поставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.


Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.

Носили также, иногда, сверху гиматия и фароса лёгкий платок - паллулу , или широкий шарф из биссоса, которым могли, наподобие вуали, закрыть лицо; паллулу также можно было накинуть на плечи и скрепить пряжкой. Отправляясь в дорогу или в путешествие, женщины, так же, как и мужчины покрывали голову широкополой шляпой, наподобие петасоса. Женская шляпа называлась «фолия» , у нее были широкие круглые поля и остроконечная тулья. Иногда замужние гречанки прикрепляли к узлу своей причёски вуаль.

Когда богатая гречанка шла по улице в сопровождении одной или нескольких рабынь, в руке у нее мог быть веер в форме листка или сделанный из перьев. Рабыни держали над ее головою зонтик от солнца, несли корзину с покупками или с рукоделием, если она направлялась к подруге провести час-другой за прялкой или пяльцами и обсуждением последних новостей и сплетен.


В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.