Электрооборудование

Как сохранить зимой карликовые георгины. Хранение клубней георгин зимой дома и в погребе

Как сохранить зимой карликовые георгины. Хранение клубней георгин зимой дома и в погребе

Особую роль в служебном коллективе играют отношения субордина­ ции и сопутствующие им нравственные отношения между начальни­ ком и подчиненным, которые определяются такими понятиями, как «этика руководителя» и «этика подчиненного». В строго научном смысле слова под этикой подразумевается философская наука. Здесь же под этикой понимается практика морального общения руководителя и подчиненного, определенные моральные правила, регулирующие их общение и деятельность, а также нравственные качества, которыми они обладают или должны обладать.

Несмотря на то что понятие «профессия - руководитель» еще с трудом входит в наш лексикон, надо признать, что руководитель - это все-таки профессия (к тому же одна из самых сложных), и по­этому этику руководителя надо рассматривать как существенный элемент профессиональной этики и профессии «руководитель» во­обще. Конечно, начальник управления (отдела, отделения), коман­дир подразделения имеют специальность, специальное образование, связанное с профессиональной принадлежностью, и вместе с тем - они руководители, их статус определяется прежде всего их слу­жебным, должностным положением управленцев.

Поскольку профессиональная этика отражает различный уро­вень развития морального сознания и нравственных требований к тем или иным профессиональным группам, постольку этика руко­водителя правоохранительного органа представляет собой специфи­ку проявления общих моральных требований общества к нему пре­жде всего как к руководителю, а также как к специалисту уголовно­го розыска, БЭП, ГИБДД, следователю, криминалисту, судье и т.д. Являясь конкретизацией общих моральных категорий, принципов, норм, профессиональная этика определяет место морали в деятель­ности работников данной профессии, значимость тех или иных мо­ральных требований в их служебной работе, осознании ими пре­стижа данной профессии (профессии руководителя того или иного уровня в той или иной сфере правоохранительной практики), их понимание профессионального долга, чести, ответственности. Главными, определяющими специфику управленческого труда ру­ководителя являются те моральные нормы, которые выражают его отношение к подчиненным ему людям.

От руководителя требуется терпимость и внимание к нуждам под­чиненных.Чем больше будет проявлено при этом теплоты и забо­ты, тем легче будет найден путь к их взаимопониманию. Часто встречается мнение, что между руководителем и подчиненным должна быть дистанция, что добрые отношения и требовательность несовместимы. Но практика показывает, что демократичность от­ношений между начальниками и подчиненными не только не ме­шает делу, но напротив - позволяет создать работоспособный кол­лектив, объединенный общей задачей. Речь идет не о панибратстве, а именно о деловых отношениях, основанных на уважении друг друга. Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не просто как отношение одной личности к дру­гой, а как действие лица, наделенного властью над другим.

Например, личная неприязнь руководителя к кому-либо из чле­нов коллектива не должна выражаться в действиях, показывающих эту неприязнь, ибо они могут быть интерпретированы как соответ­ствующая соответ­ствующая оценка начальником личных, профессиональных или иных качеств человека. И наоборот, личные дружеские отношения начальника с подчиненным не должны переноситься в сферу слу­жебных отношений. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные отношения на основе личных симпатий. Вот почему начальник должен быть пре­дельно объективен в отношении подчиненных и выдержан в своих поступках. Ему необходимо постоянно помнить о нормах поведения, воспитывать в себе привычку и потребность соблюдать их в любых ситуациях.

Труд любого руководителя, тем более руководителя правоохранительного органа, вызывает большие затраты нервной энергии, что может сказаться на его действиях. Но несмотря на это, руководитель любого ранга должен быть всегда и везде вежлив, корректен и тактичен. И у него могут быть плохое настроение или самочувствие, неприятности или неурядицы, но служебное положение обязывает его держать себя с людьми ровно, предупредительно, приветливо, не терять самообладания ни при каких обстоятельствах.

Хорошему руководителю чужды высокомерие, надменномсть, раздражительность, капризность, стремление силой своей власти навязывать подчиненным свои манеры и привычки. Он всячески избегает ситуаций, в которых можно унизить подчиненного, оскорбить его личное достоинство и честь.

Положительным качеством руководителя является сдержанность, которая проявляется во всем – в принятии решений, в словах, в действиях, так как первое побуждение не всегда верно. Под его воздействием, поддаваясь наплыву чувств, человек нередко неправильно воспринимает факты. Порой, сгоряча он может наговорить или сделать такое, что никогда не мог бы сделать в спокойном состоянии. В такой ситуации лучший выход – признать свою ошибку. Авторитет от этого не пострадает. Хуже, когда, руководствуясь ложно понятой гордостью, человек, допустивший ошибку, не только не извиняется, но еще усугубляет создавшуюся ситуацию упрямством, продолжая отстаивать однажды занятую неверную позицию.

Следствие несдержанности, раздражительности руководителя, как правило, являются ругань и грубость, которые нетерпимы в любом случае и в любой форме. Крик, оскорбления никогда не способствовали нормальным отношениям в коллективе. Психологи давно доказали, что распоряжения, сделанные уверенно, в спокойном, уважительном тоне, куда более действенны, чем отданные в состоянии раздражения и сопровождаемые высказываниями и упреками, когда подчиненный думает не столько о существе дела, сколько о том, что ущемлено его достоинство, и над деловыми соображениями берет верх чувство обиды.

Даже если подчиненный провинился, то и в этом случае самый строгий разговор не должен походить на разнос. Надо отличать строгость и требовательность от резкости и придирчивости, уметь соотносить строгость наказания со степенью вины. Очень важно также помнить разницу между выговором, сделанным наедине, и выговором, сделанным в присутствии других сотрудников. Послед­нее переносится всегда тяжелее, но не всегда достигает желаемого результата.

При вынесении взыскания руководителю важно проявить так­тичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изло­жить суть нарушения и меру наказания. Следует помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на по­зитивные, неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.

Естественно, руководитель не может обойтись без критических замечаний в адрес подчиненных. И здесь особенно важно, чтобы эта критика воспринималась человеком как заслуженная. Критика только тогда станет действенной силой, способной устранять нега­тивные последствия, когда она будет отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.

Критика должна быть деловой и предметной. К сожалению, существует и так называемая псевдокритика. Она может быть: тен­енциозной (как средство сведения личных счетов, сохранения или повышения своего положения и престижа); формальной, когда, например, в доклад вносится «критическая» часть, которая ни к чему не обязывает; показной, создающей видимость непримиримости к недостаткам; порочащей, когда на принципиального и честного работника обрушиваются обвинения, раздувающие его малозначи­тельные ошибки и просчеты.

    Критика должна быть доброжелательной, учитывать положи­ тельные качества и заслуги критикуемого. Ее задача - не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудника оказывает благотворное влияние.

    Критика должна иметь свой четко очерченный объект. Ничего, кроме вреда, не причиняет критика, когда вместо оценки конкрет­ных действий человека критикуются его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя, и вполнеобоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретное указание на определенные действия или поведение сотрудника нейтрализует эти негативные эмоциональные реакции критикуемого. Поэтому оно всегда предпочтительнее.

4. Критика требует конкретного подхода, учета особенностей темперамента и характера человека. Один отнесется к критике болезненно, но быстро успокоится и придет в норму, до другого она может, как говорят, и «не дойти», третьего может толкнуть на путь пререканий, а четвертый настолько внутренне пережил свой про­ступок, что по отношению к нему даже упрек будет излишним.

Отношение начальника к подчиненным воспринимается по­следними не как правила, нормы, которыми он руководствуется в общении с ними, а как нравственные качества, как естественное проявление натуры их руководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под контролем» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь и лицемерие отношений, если они имеют место. В этом случае моральная судьба руководителя оказы­вается незавидной: он не может рассчитывать ни на авторитет, ни на моральное влияние на подчиненных, не может стать неформаль­ным лидером в коллективе.

Особенности управленческого и исполнительского труда, различное правовое положение начальника и подчиненного требуют дифференци­ рованного подхода к моральной оценке личности руководителя и подчи­ ненного. В табл. 8.1 представлены результаты проведенных в правоох­ранительных органах исследований, которые показывают наиболее значимые, предпочтительные моральные качества руководителя.

Таблица 8.1. Наиболее предпочтительные качества руководителя

п/п

Качества руководителя, названные респондентами

Количество назвавших эти качества, %

Требовательность к себе и подчиненным

Справедливость

Доверие к подчиненным

Уважение личного достоинства подчиненного

Чувство ответственности за положение дел в подчи­ненном коллективе

Умение владеть собой, тактичность

Забота о подчиненных, внимание к их нуждам, про­блемам

Уверенность в себе, настойчивость, твердость, реши­тельность

Чуткость, отзывчивость

Верность слову, обязательность

Общительность, простота в обшении, доступность

Скромность, самокритичность

Жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора

Помимо названных в табл. 8.1, назывались такие качества руко­водителя, как человечность, порядочность, гуманность и ряд других, носящих обобщенный характер 1 .

Людям импонируют руководители с преобладанием названных выше черт, при наличии которых подчиненные нередко прощают своему руководителю некоторые его слабости, относящиеся к каче­ствам иного свойства (знания, ум, профессионально-деловые каче­ства, физические и др.). Не противопоставляя моральные качества иным, следует отметить, что если подчиненные хотят прежде всего видеть у своего начальника моральные качества, то руководители на первое место ставят у своих подчиненных деловые, профессиональ­ные качества. Это объясняется двумя причинами. С одной стороны, у руководителей, кроме моральных средств воздействия на подчи­ненных, есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчи­ненный может влиять на своего начальника лишь через посредство нравственных отношений, что предполагает наличие у последнего соответствующих моральных качеств Однако моральные добродетели руководителя могут себя проявить при условии, что и подчиненные обладают необходимыми качествами. Например, до­верие руководителя к подчиненным может быть только в том слу­чае, если они обладают такими чертами, как добросовестность, от­ветственность, инициативность, поскольку доверие стимулирует развитие данных качеств у подчиненных, окрыляет их. И напротив, мелочная опека, придирчивость сковывают инициативу людей, по­рождают пассивное выжидание, действия с оглядкой на начальни­ка, развивают у подчиненного такие качества, как угодничество, конформизм, беспринципность и т.п.

С другой стороны, начальник выделяет деловые качества под­чиненных и потому, что какими бы моральными качествами ни обладали сотрудники, если они профессионально не подготовлены, то не способны эффективно выполнять служебные задачи, за что и несет прежде всего ответственность любой руководитель.

Правила поведения руководителя и степень проявления его мо­ральных качеств находятся в прямой зависимости от поведения и нравственных черт его подчиненных, их ценностной ориентации, обычаев, традиций коллектива, общественного мнения.

Нравственная сторона поведения и деятельности подчиненного характеризуется понятием «этика подчиненного». Как показывает опыт, если нельзя рассматривать этику врача в отрыве от этики па­циента, этику преподавателя - от этики слушателя (курсанта), эти­ку артиста - от этики зрителя, этику продавца - от этики покупа­теля и т.д., то также нельзя исследовать этику руководителя без этики подчиненного.

В табл. 8.2 представлены результаты исследования, которые по­казывают, какими наиболее привлекательными качествами должны обладать подчиненные 1 .

Таблица 8.2.

п/п

Нравственные качества личности подчиненного

Количество указавших данное качество, %

Дисциплинированность, исполнительность

Ответственность

Честность

Добросовестность

Общительность, коллективизм, чувство товарищества

Самостоятельность, инициативность

Искренность, доверительность

Уважение к начальникам и старшим

Трудолюбие, старательность, усердие

Чувство собственного достоинства

Разумеется, многие качества личности подчиненного должны быть присущи и руководителю. Не случайно говорят: «Не научив­шись повиноваться, не сумеешь повелевать». И недаром хорошиеруководители обязательно проходят «школу подчинения» - прежде всего в учебных заведениях и на низших командных должностях. Однако значимость и характер проявления этих качеств у руководи­теля и руководимого далеко не одинаковы. Например, нет таких ситуаций, когда сотрудник имел бы моральное право скрыть от на­чальника какую-либо служебную информацию. Однако мораль не осуждает руководителя за сохранение в тайне от подчиненных оп­ределенной оперативной информации, планов и замыслов старшего начальства. Если чувство собственного достоинства подчиненного не совместимо главным образом с такими аморальными качества­ми, как лицемерие, угодничество, зависть, клевета, то чувство соб­ственного достоинства руководителя выступает прежде всего против таких качеств, как грубость, несправедливость, фамильярность, мстительность, малодушие, попустительство.

Финансовый директор не может и не должен самостоятельно решать все задачи, стоящие перед финансовой службой. Его задачи – выстроить бизнес-процессы, обозначить приоритеты, правильно распределить работу между подчиненными и проконтролировать исполнение. Поэтому в первую очередь финансовый директор должен уметь управлять людьми. Стиль руководства будет зависеть от разных факторов – как личностных, так и профессиональных. Однако многие правила работы с другими людьми универсальны в любой ситуации.

Мастерство руководителя состоит в умении управлять людьми таким образом, чтобы выполнялись все необходимые функции. И финансовый директор не исключение. Без навыка выполнить работу при помощи своих подчиненных финансовый директор не более чем хороший специалист в области финансов. Мысли о том, что вы бы справились с работой лучше и быстрее, будут возникать постоянно. Возможно, это так. Тем не менее одному человеку не под силу решить все задачи, стоящие перед финансовой службой. Поэтому другого выбора, кроме как научиться руководить подчиненными, у вас просто нет.

Выбираем стиль управления

Еще до первого выхода на работу в новой должности нужно определиться со стилем управления. Некоторые финансовые директора делают ставку на сотрудников-«звезд» и добиваются результатов. Другие предпочитают работать в команде, они подбирают людей, умеющих работать в коллективе, и отсеивают игроков-одиночек еще на этапе собеседования. По мнению автора, командный стиль управления для финансовой службы предпочтительнее.

Безусловно, нельзя недооценивать профессионализм каждого отдельного сотрудника. Однако многие практики согласятся, что присутствие в финансовом блоке большого количества сильных и профессиональных сотрудников, ориентированных исключительно на собственный карьерный рост, нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Сотрудники-«звезды» лоббируют исключительно собственные идеи и решения, поскольку от этого зависят их личные результаты – и карьерные, и финансовые. Более того, увлекшись, они могут и вовсе забыть о задачах, стоящих перед финансовой службой компании. Не исключены интриги, постоянные ссоры, доказывание своей правоты только ради участия в споре. В результате финансовому директору приходится тратить много времени на устранение возникающих конфликтов.

Ни один сотрудник не застрахован от ошибок. Но если рядом коллеги, которые могут подсказать, помочь, то вероятность появления таких ошибок существенно снижается.

Финансовый директор, ориентированный на командный стиль руководства, должен создать условия для максимально эффективного взаимодействия сотрудников между собой даже без его участия. Такой подход мотивирует самих сотрудников на активные действия без страха потерпеть неудачу. В команде никто не будет «искать крайнего»: если допущена ошибка, в ней виноваты все. И наоборот, любая похвала также распространяется на всех.

Командный стиль управления основан на принципе «Одна голова хорошо, а две лучше». Объединяя усилия, сотрудники находят решение намного быстрее и эффективнее. Внутри команды существует позитивная конкуренция: преуспевающий сотрудник невольно «подтягивает» за собой остальных.

Процесс формирования команды происходит непрерывно – подобрать подходящих людей раз и навсегда и научить их работать вместе невозможно. Время от времени в устоявшийся коллектив следует вливать «свежую кровь». Новый человек – источник новых знаний, идей, стимул дальнейшего роста для всех и альтернатива общекомандному мнению, которое может и «заржаветь». Однако, подбирая сотрудника, следует убедиться, что человек действительно хорошо работает в коллективе. Если его единственная цель – карьерный рост, он просто не сможет «влиться» в команду.

Руководитель, сумевший сформировать свою команду, знающий, когда следует «придержать» игрока либо, наоборот, дать ему свободно действовать, сможет добиться отличных результатов. Но главное, он сам станет частью своей команды, а ее достижения будут свидетельствовать о его личной результативности и эффективности.

Справка

Елена Корнеева родилась в 1970 году в Москве. В 1995 году окончила факультет международных экономических отношений МГИМО по специальности «экономист-международник»». Прошла путь от экономиста совместного российско-финского предприятия до руководителя финансового департамента холдингов с оборотом более 1 млрд долл. США.

В 1995–1999 годах работала финансовым директором ряда компаний, входящих в состав группы «Партия». В 1999–2001 годах – финансовый директор Торгово-промышленного альянса «АВТОВАЗ-Инвест». В 2001–2004 годах работала финансовым директором группы «И.С.П.А.». С 2004 года – руководитель финансового департамента управляющей компании Группы компаний «Московская городская служба недвижимости» (ГК «МГСН»).

Опыт работы в сфере финансов 15 лет, опыт работы финансовым директором 11 лет. Автор книг «Офшорный мир – взгляд изнутри», «Документальное оформление бухгалтерских операций». Автор ряда публикаций в экономических и финансовых журналах. Член Экспертного совета журнала «Финансовый директор» с июля 2002 года.

С чего начать

Выделим три наиболее распространенные ситуации, в которых вы можете стать финансовым директором.

1. Вас пригласили на проект с нуля или в компанию, где только началось формирование финансового блока. В этом случае вы создаете финансовую службу «под себя», набирая людей со стороны.
2. После повышения в должности вы становитесь руководителем своих бывших коллег.
3. Вы назначены финансовым директором вместо прежнего в незнакомой компании.

Эти ситуации расположены по мере увеличения сложности с точки зрения управления подчиненными. Проще всего руководить людьми, которых вы сами выбрали или привели с собой, – они уже воспринимают вас как руководителя. Во втором случае нельзя сказать с уверенностью, что вам сразу начнут беспрекословно подчиняться. Третий случай самый сложный, поскольку вас будут воспринимать как чужака, к тому же вы незнакомы ни со сложившейся корпоративной культурой, ни с людьми, которыми предстоит управлять. Очевидно, что практически любой финансовый директор побывал в одной или нескольких из приведенных ситуаций. Рассмотрим подробнее, каким образом следует действовать в каждой из них.

Создаем финансовую службу с нуля

Пожалуй, самое важное при формировании финансового блока с нуля – вопросы найма и увольнения сотрудников. Не поддавайтесь искушению принять на работу первого встречного – уволить сотрудника с соблюдением требований законодательства не так просто. Поэтому отнеситесь к подбору кадров с особой тщательностью.

Подготовьтесь к собеседованию. Проводить собеседование «на бегу», даже не прочитав резюме из-за недостатка времени, – признак плохого руководителя. Выделите на собеседование не менее часа. Предварительно подумайте над тем, что бы вы хотели спросить у кандидата, на какие его качества нужно обратить внимание, каким образом вы станете отвечать на его вопросы.

В ходе собеседования помимо профессиональных вопросов поинтересуйтесь увлечениями сотрудника, планами на будущее. Оцените его манеру общаться, умение формулировать свои мысли. Это позволит вам составить представление о личности потенциального подчиненного.

Проверяйте рекомендации. Если кандидат рассказывает вам о своих успехах на прежнем месте работы, необязательно, что это правда. Звонок на его предыдущее место работы даст возможность проверить эти сведения. Нельзя исключить, что ваш будущий сотрудник лишь участвовал в обсуждении важной проблемы, не более того. Или же был уволен по причине низкой квалификации либо склонности к постоянным конфликтам. Если кадровая служба вашей компании или агентство по подбору персонала не предоставляют услуг по проверке рекомендаций, не поленитесь, позвоните сами.

Установите максимальный испытательный срок. О сотруднике, приглашенном на работу, вам известно главным образом то, что он сам о себе рассказал. Вполне возможно, что после окончания испытательного срока вам вновь придется искать кандидата. Чтобы присмотреться к сотруднику, понадобится время, поэтому лучше устанавливать максимально допустимый испытательный срок – не менее двух-трех месяцев.

За один месяц можно оценить профессиональные навыки, но не личностные качества человека. Может оказаться, что он не умеет отвечать ни за свои слова, ни за действия или привык решать поочередно каждую конкретную задачу. В то же время, когда требуется параллельно работать сразу над несколькими проблемами, у него все «валится из рук». Каким бы хорошим кандидат ни казался, не идите на компромисс в вопросе сокращения испытательного срока.

При тщательном отборе и правильном введении в должность новых сотрудников финансовый блок достаточно быстро начинает показывать высокие результаты. Новички, как правило, исполнены желания преуспеть, открыты и обучаемы, поэтому их достаточно просто ориентировать на желаемый результат.

Что касается увольнений, то потенциальными кандидатами здесь должны стать сотрудники, которые демотивируют других своим отношением к работе, личностными качествами, манерой общения или низкими результатами. Если подобные работники к тому же не способны работать над собой и не стремятся исправить свои недостатки, следует всерьез задуматься об их замене. Избавившись от таких сотрудников, вы сможете создать благоприятную рабочую атмосферу, а у тех, кто уволен, появится шанс проявить себя на новом месте.

Руководитель бывших коллег

Финансовый директор, занявший должность в результате повышения, нередко страдает «головокружением от успехов»: «Меня повысили, значит, я совершил нечто особенное. Теперь все можно». Такую установку необходимо изменить, например, так: «Похоже, я кое-чего достиг. Теперь нужно доказать, что руководство приняло правильное решение и я этого достоин».

Не стоит исходить из того, что все прежнее было плохо и нужно немедленно менять. Новоиспеченный руководитель должен доказать свое право на занимаемую должность не только высшему руководству, но и людям, которыми ему предстоит руководить. Ни дисциплинарные, ни формальные меры не будут эффективны в такой ситуации. Лучше, если подчиненные осознают, что принимаемые решения верны. Для этого придется доказывать и отстаивать свой авторитет – прежде всего с профессиональной точки зрения.

В роли чужака

Нет ничего более сложного, чем устроиться финансовым директором в незнакомую организацию. Красноречие и стремление к переменам, продемонстрированные вами в ходе собеседований, были уместны, когда вы претендовали на должность. Нужно было показать, что вы готовы к действию и знаете, в каком направлении двигаться. Теперь же каждый ваш шаг должен быть продуман и обоснован.

Не устраивайте революций. И ваши сотрудники, и руководитель организации воспринимают вас с настороженностью. Вам нужно разобраться не только в новой работе, но и в организационной структуре, сложившихся взаимоотношениях, изучить корпоративную культуру со всеми ее правилами и обычаями. Словом, приспособиться к новой должности надлежит без лишних «жертв» и разрушений. Не следует сразу озвучивать категоричные мнения, критиковать все и вся, заявлять, что все срочно нужно менять, даже если это и так. Слепо осуждая недостатки компании и игнорируя ее достоинства, вы наживете себе полный офис врагов. Новый руководитель вас знает не слишком хорошо, поэтому больше доверяет своим старым сотрудникам. А они, воспользовавшись моментом, сумеют довольно быстро избавиться от тщеславного финансового директора. В итоге вы лишитесь желанной должности, ничего не достигнув.

В первое время обходите «острые углы», избегайте открытых конфликтов и не поддавайтесь на провокации. Уступайте в мелочах («Я здесь недавно и еще не во всем разобрался»), тогда вам не только будут подчиняться, но и помогут освоиться на начальном этапе. Однако не допускайте халатного отношения к работе и воровства.

Следуйте традициям. Адаптация к новой корпоративной культуре подразумевает прежде всего понимание и уважение существующих в компании правил и традиций. Не ведите себя так, словно вы над всем этим, это раздражает людей. Даже если вам кажется, что традиции следует изменить, попробуйте сначала следовать им. Помните, что вы пришли в сложившийся коллектив, поэтому дайте время сотрудникам привыкнуть к вам. Вероятнее всего, они открыты и для новых идей, и для перемен.

Заводите друзей и союзников. В каждом коллективе есть лидеры: постарайтесь привлечь их на свою сторону. Это не обязательно, но очень облегчит вам жизнь.

Определите, кто из ваших подчиненных является неформальным лидером. Это сотрудник, который пользуется уважением и авторитетом среди коллег, ему доверяют, к его мнению прислушиваются. Если он не примет ваши новации, то аналогичной будет и реакция остальных работников. С неформальным лидером можно либо договориться, либо нейтрализовать его. Например, дайте ему ответственное поручение: «С этим можете справиться только вы». Возможно, признание его заслуг и значимость поставленной цели подействуют на него. Приняв задачу к исполнению, он автоматически принимает вас как руководителя.

Если этот вариант не проходит, «купите» лидера. Например, закажите ему новый компьютер или отправьте на семинар за счет компании (конечно, если в данной компании семинары воспринимаются как поощрение). Если и это не помогло, попробуйте наладить контакты с остальными сотрудниками. В результате лидер останется в одиночестве и не будет представлять для вас опасности.

Заслужите уважение. Подумайте, за что вас можно уважать. Вы умный и у вас диплом престижного вуза? Или потому, что вы опытный, уже долго работаете в области финансов? Или, возможно, вашу статью опубликовали в журнале «Финансовый директор»? Не исключено, что и со всем этим нехитрым «багажом» можно стать уважаемым «по умолчанию».

А если ничего подобного нет, а уважение заслужить нужно? Тогда определим, кого вообще можно уважать. Тех, кто много и самоотверженно работает, не жалея своих сил, кто честен и порядочен, целеустремлен и настойчив. И, наконец, тех, кто в критический момент не опускает руки, а оперативно принимает ответственные решения.

Правила управления людьми

Вы можете придерживаться авторитарного стиля, мотивируя сотрудников страхом порицания и не допуская обсуждения распоряжений. Или быть демократичным и строить отношения на основе доверия и уважения, стараясь заинтересовать коллег на этапе постановки задачи. Общего правила не существует. Многое зависит от конкретной ситуации и корпоративной культуры, сложившейся в компании.

Не пытайтесь быть умнее подчиненных. Не стремитесь показать, что вы знаете все. Руководитель по определению не может и не должен знать все. Ваша задача – использовать знания и квалификацию ваших сотрудников, каждый из которых специалист в своей области. Ни один финансовый директор не пытается показать, что он разбирается в бухгалтерии лучше, чем штатный бухгалтер.

Предоставьте сотрудникам право на ошибку. Перестаньте контролировать каждый шаг своих подчиненных, это научит их нести ответственность за свою работу. В противном случае вы рискуете получить безынициативного работника, который не имеет своего мнения и не развивается профессионально: «Зачем? Все равно начальник скажет, как нужно, и сделает десяток замечаний». Дайте своим сотрудникам достаточно свободы, смиритесь с тем, что они будут ошибаться, а вы – терпеть недовольство вашего босса результатами их работы. Это нормально.

Работайте только с теми, кому доверяете. Допуская, что человек может ошибиться, вы тем не менее должны доверять его знаниям и опыту, иначе вы не сможете с ним работать. Однако не оставляйте без внимания совершенные им ошибки. Проинструктируйте его, направьте на курсы повышения квалификации, стажировку, проведите аттестацию. Если после этого доверие все же не возникло, замените сотрудника.

Доверяй, но проверяй. Постарайтесь разобраться в деятельности каждого сотрудника финансовой службы. Противоречия с нежелательной демонстрацией ваших собственных знаний здесь нет. Разбираться в чем-то и знать, как сделать, – разные вещи. Нужно понимать, каким образом использовать опыт и знания людей для достижения целей, поставленных перед вашим подразделением. Недостаточно нанять профессионала на какую-либо должность. В процессе выполнения стоящих перед ним задач требуется ваше личное участие, чтобы вовремя скорректировать работу и получить желаемый результат. Более того, внимание к работе подчиненных подчеркивает важность того, что они делают.

Не опасайтесь профессионалов. Это правило кажется простым только на первый взгляд. Нередко финансовые директора полагают, что сильный заместитель представляет угрозу для их карьеры и положения в компании: «подсидит», «подставит» и т.д.

Если вы разделяете такую позицию, то вас и вправду «подсидят» и уволят. Позволим себе выразиться образно: «короля играет свита». И только от вас зависит, станете ли вы действительно Его Величеством финансистом или же… «мышиным королем». Сомнительно, однако, что «серые мыш-ки»-непрофессионалы помогут справиться с теми задачами, которые вам предстоит решить.

Рационально распределяйте работу между сотрудниками. Вам необходимо распределить работу между подчиненными более или менее равномерно. Соблазн поручить больше ответственному и опытному сотруднику появится наверняка: «Сидоров выполнит задание на сто процентов, а Петров, возможно, провалит дело». Не поддавайтесь искушению и никогда не перекладывайте на людей ту работу, которую должны выполнять их коллеги. Иначе получится, что вы «награждаете» хороших специалистов увеличением рабочей нагрузки и «наказываете» посредственных, уменьшая объем их работы.

Однако не стоит забывать, что функции, которые выполняет один сотрудник, всегда, в любой момент времени, должен суметь выполнить и другой. Не позволяйте вашим подчиненным «застолбить» отдельные участки работы – это поможет избежать шантажа со стороны недовольного сотрудника-«монополиста».

Будьте хорошим работником. Хороший работник сначала спрашивает, а потом уже действует; он допускает и принимает критические замечания не только от руководства, но и от подчиненных. Все это в равной мере относится и к финансовому директору. Следовательно, вы тоже должны принимать критику и от руководства, и от своих подчиненных, по крайней мере, уметь их выслушать, взвешивать свои решения и не делать поспешных выводов.

Самосовершенствуйтесь. Несмотря на качество полученного образования, финансовому директору нужно постоянно учиться. Для этого есть и повод, и возможности. Помимо специальных курсов и семинаров учитесь у собственных подчиненных. И, конечно, позаботьтесь о дополнительном обучении для них, предусмотрев в бюджете соответствующую статью расходов.

Обсудите с сотрудниками, какие периодические издания следовало бы выписывать, организуйте собственную библиотеку.

Держите дистанцию. Руководитель должен быть авторитетом для своих подчиненных. Если уж вы поддерживаете с сотрудниками дружеские отношения, то обязаны оставаться лидером. Уступив эту роль, то есть начиная искать одобрения, делиться проблемами, демонстрировать свою слабость подчиненному, вы «умрете» для него как руководитель. Не уверены, что сумеете поддерживать нужный «баланс»? Тогда лучше не заводите дружбу с подчиненным.

Ставьте интересные задачи. Если вы станете принуждать своих сотрудников выполнить какую-либо рутинную работу, они могут затягивать сроки, спорить с вами или же выполнят работу «для галочки». Ваша задача – сделать задание более интересным, чтобы получить на выходе качество «выше среднего». Самый простой способ заинтересовать подчиненного – преподнести проблему так, чтобы подчеркнуть роль и значимость сотрудника в ее решении. Расскажите ему, что перед вами стоит определенная задача, что можно действовать по-разному, но вы никак не можете выбрать лучшее решение. В процессе обсуждения ваш сотрудник, скорее всего, сам предложит способ разрешения проблемы. Благодаря тому что вы не навязывали свою волю, ваш специалист подойдет к выполнению задания с бoльшим интересом и ответственностью.

Определяйте приоритеты. Когда сотрудник работает над несколькими задачами одновременно, руководитель обязан вмешаться и определить приоритеты. Недостаточно просто сказать: «Сделайте вот эту работу». Это может быть расценено по-разному. Например, отложить свои дела и выполнить указание начальника. Или, закончив текущую работу, приступить к другой. Поэтому каждая задача должна ставиться с указанием конкретного срока ее исполнения. Формулируя подчиненному задание, мысленно заполняйте таблицу с графами: «описание текущей ситуации», «цель», «срок исполнения», «формат представления результата».

Ставьте подчиненным оценки. Подчиненным нужны оценки, но не по пятибалльной шкале, а в виде одобрения или порицания. Оценки руководителя направляют и стимулируют подчиненных иной раз сильнее, чем денежная премия или штраф. Не забывайте иногда говорить подчиненным: «Отличная работа» или «Что-то вы сегодня расслабились».

Освоившись в новой должности и руководствуясь предложенными правилами управления людьми, начинайте действовать. Осуществляйте свои планы решительно, но тактично. Решайте проблемы, которые выявили. Ведь вас приняли на работу за ваши управленческие навыки и профессиональные качества. И работодатели рассчитывают на ваш вклад в общий результат компании, на позитивные изменения в ней.

Многие руководители, которые хотят идти в ногу со временем и используют знания в области практической психологии для того, чтобы выстроить максимально эффективные отношения с подчиненными, используют методику, предложенную Н.И. Козловым, автором и разработчиком многих программ, направленных на развитие личных и деловых качеств, в том числе, руководителей. Он предлагает осуществлять рабочие взаимоотношения на основе формулы «Позитив – Конструктив – Ответственность».

Согласно этой формуле, отношения между руководителем и подчиненным строятся не на страхе и не на зависимости, а на позитиве. Подчиненный вправе рассчитывать на доверие со стороны компании и ее руководства и на признание своих реальных заслуг. Он должен верить, что любые спорные моменты могут быть урегулированы, он имеет право на ошибку и может рассчитывать на уважение к своей личности.

Что касается конструктива, руководитель, в качестве мотивации должен использовать такие фразы, как «Мне необходимо выслушать ваше мнение по этому поводу», «Для пользы дела мне необходимо привлечь вас к участию в этом вопросе» и пр. Конечно, эти фразы манипулятивные, но они поднимают самооценку подчиненного и являются неплохим стимулятором. Конструктив подразумевает и деловое, партнерское, конструктивное общение.

Такое общение приводит к тому, что работник готов брать на себя ответственность, не перекладывая ее полностью на плечи начальника. Взаимная ответственность предполагает и взаимные обязательства, которые и становятся основой для партнерских отношений и сотрудничества между руководителем и подчиненным. А работа, основанная на принципах сотрудничества, и является самой эффективной.

Зарубежный опыт

На Западе популярностью пользуется особый стиль менеджмента. При этом процесс общения руководителя со своими подчиненными организован таким образом, что последние исполняют то, что как им кажется, они считают необходимым. Это, как известно, человек всегда делает с большей охотой, чем выполняет чьи-то приказы. Но дело в том, что именно руководитель создает такие ситуации или ненавязчиво подталкивает подчиненного к принятию якобы самостоятельных решений, которые, тем не менее, выгодны самому руководителю.

Процесс управления строится так, что подчиненные фактически действуют самостоятельно, но на самом деле под контролем и управлением менеджера-наставника. Контроль осуществляется при повседневном деловом общении: это консультирование во время производственных совещаний, рабочих встреч, плановые проверки выполнения обязанностей. Овладеть таким искусством управления – задача руководителя, желающего повысить эффективность работы вверенного ему коллектива.

КАК РАБОТАТЬ С ПОДЧИНЕННЫМИ

Эрик Берн, известный американский психолог, классифицировал состояния человека следующим образом: «взрослый», «родитель», «ребенок». Сотрудник, который боится любой ответственности, ходит и ноет, как ему тяжело и трудно справляться с работой, был назван «ребенком». «Родителем» является тот сотрудник, который критикует, распоряжается, дает всем советы, как надо работать и вообще жить.

От сотрудника-«ребенка» постоянно слышатся только жалобы и просьбы о помощи: «Я не могу справиться с покупателем (партнером, принтером, чайником и т. д.».

«Ребенок»-«родитель»

На предприятии сотрудник-«ребенок» то и дело обращается к своему руководителю за помощью, не может самостоятельно принять даже самое простое решение и панически боится ответственности. В свою очередь руководитель, если он прирожденный «родитель», будет ворчать и изображать недовольство, но тем не менее никогда не откажет «ребенку» в помощи и сделает за него работу, иногда даже в ущерб себе. Он готов по несколько раз на дню объяснять «ребенку», как использовать принтер и на какую кнопку надо нажать, чтобы включить чайник.

Единственное, что не нуждается в дополнительных объяснениях для сотрудника-«ребенка», – это процедура получения заработной платы. И ему даже в голову не придет, что он заслужил своей работой всего лишь часть этой оплаты, потому что его работа наполовину (или даже больше) выполняется руководителем-«родителем». Но здесь ему уже не требуется помощь, чтобы определиться, он твердо знает, что такого-то числа должен получить такую-то сумму.

«Ребенок»-«взрослый»

Однако не всегда в отношениях царит такая идиллия. Если подчиненный-«ребенок» попадает к начальнику-«взрослому», ситуация чревата конфликтами. Высока вероятность того, что два таких разных психотипа не достигнут взаимопонимания, и в результате начальник будет думать, что данный сотрудник просто отлынивает от работы, а подчиненный будет воспринимать своего руководителя как монстра, не имеющего никаких человеческих чувств.

Если менеджер не отказывается от вдумчивого подхода к своей деятельности и склонен вникать в проблемы подчиненных, он постарается найти способы и средства, чтобы переменить ситуацию.

При возникновении такой проблемы очень многие руководители предпочтут просто уволить нерадивого работника и снять обузу со своей шеи. Но можно попытаться перевоспитать капризного «ребенка» и сделать его немного взрослее.

Добиться от подчиненных самостоятельности при выполнении своих обязанностей поможет также установление правил работы.

Методы решения проблемы

Одним из таких средств может быть разработка четкой процедуры выполнения тех или иных операций . Процедура описывает последовательность действий, которые необходимо предпринять в конкретной ситуации. Имея перед собой конкретные рекомендации, даже беспомощный «ребенок» сможет справиться с решением задачи.

Правила существенно ограничивают свободу действий сотрудников, фактически они обязывают их достигать конкретных целей конкретными жестко регламентированными способами. Но неуверенному в себе «ребенку» именно это и нужно, поскольку чаще всего он страдает не от недостатка свободы, а от ее переизбытка.

Четко разработанные процедуры и правила дают и другие преимущества.

1. Являясь результатом прошлого опыта, процедуры и правила указывают, в каком направлении необходимо действовать, чтобы успешное достижение намеченных целей было наиболее вероятным.

2. Поскольку процедуры и правила содержат в себе уже отработанный алгоритм решения идентичных по своему содержанию задач, это позволяет исключить непроизводительные повторения и избавляет от необходимости заново изобретать колесо.

3. Поскольку выполнение процедур и правил является обязательным для подчиненных, руководитель всегда будет знать, что предпримут его сотрудники в той или иной конкретной ситуации.

4. Выполнение четко обозначенных процедур и правил позволяет увеличить эффективность сравнения достигнутых результатов работы за счет повышения точности такого сравнения.

Если, используя все преимущества процедур и правил, менеджер в добавление к этому наладит эффективный контроль за их исполнением, у него есть все шансы добиться продуктивной работы не только от подчиненного-«ребенка», но и от всех своих сотрудников.

В тех случаях, когда и начальник, и подчиненный имеют эго-состояние «взрослый», не нужно начинать учить своих сотрудников жизни, разъяснять, что правильно, а что нет, критиковать «из общих соображений». Необходимо просто и лаконично обрисовать сотруднику круг его задач и четко дать понять, что надлежащее выполнение этих задач будет тщательно проконтролировано.

Отношения «взрослый»– «взрослый» строятся, как правило, на взаимном уважении и внимании к точке зрения другой стороны.

Можно не сомневаться, что если продвижение по служебной лестнице в организации зависит от работоспособности и профессиональных качеств, подчиненный выполнит такую работу с удовольствием и даже без дополнительного денежного вознаграждения.

«Взрослый»-«взрослый»

Если отношения между руководителем и подчиненным определяются схемой «взрослый»-«взрослый», наиболее характерной чертой их является практицизм и отсутствие излишней эмоциональности. В результате достигается равновесие, когда и начальник, и подчиненный выполняют свои обязанности на 100% и никто не стремится переложить свои задачи на плечи другому.

Но если подчиненный ориентирован на развитие и карьерный рост, если он хочет чего-то большего, чем его сегодняшнее положение, он постарается найти способ чем-то выделиться из общей массы и стать заметнее в глазах своего руководителя. Таким способом вполне может оказаться выполнение части работы за своего непосредственного начальника.

Что же произойдет, если не руководитель сделает за каждого из своих подчиненных по 20% их работы, а наоборот, каждый из подчиненных выполнит 20% работы руководителя? Неужели у него совсем не останется работы? Зачем же тогда он будет нужен?

Подобные опасения могут возникнуть только при поверхностном взгляде на ситуацию. В предыдущей главе уже указывалось, что управленческий цикл не имеет завершения и эффективный менеджер никогда не будет сидеть без дела. А высвободившееся время он может использовать для того, чтобы подумать. Ведь думать – это важная часть работы менеджера. Сколько управленческих решений оказывались неудачными и приводили к краху даже успешные и сильные организации только из-за того, что руководители не имели времени достаточно хорошо их обдумать.

А как будет выглядеть такой менеджер в глазах высшего руководства? Не решит ли оно, что он даром получает свою зарплату? Конечно, на его участке все делается в срок, но сам он как-то подозрительно свободен. Нет ли здесь какого-либо подвоха?

При высокой организационной культуре менеджеры, которые не боятся передавать свои полномочия, оказываются в особой цене. Ведь такие менеджеры, будучи свободными, могут сами разгружать вышестоящих руководителей от их работы.

Ситуация, когда менеджер того или иного уровня управления достаточно свободен в распоряжении своим временем и при этом еще выполняет часть работы руководителя более высокого звена, является наилучшей и с точки зрения мотивации. Ведь в этом случае каждый менеджер получает нечто большее, чем то, на что он мог бы рассчитывать, исходя из должностной инструкции, и видит перед собой реальные возможности роста.

Необходимо отметить, что очень многое во взаимоотношениях руководителей и подчиненных зависит от уровня общей культуры отношений в организации.

Необходимость делегирования обусловлена тем, что для достижения целей организации нужно выполнить огромное количество самых разнообразных задач, и руководитель просто физически не в состоянии будет справиться сам с такими объемами работ.

2. ВАЖНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

Для того чтобы воплотить в реальность поставленные цели, необходимо обеспечить фактическое выполнение каждой из поставленных задач. Но чтобы это выполнение было эффективным не только само по себе, но и с точки зрения организации в целом, необходимо четко скоординировать внутренние взаимоотношения между ее подразделениями и людьми, которые в конечном итоге и занимаются решением конкретных вопросов. Такая координация достигается с помощью делегирования полномочий .

Процесс делегирования предполагает, что определенные задачи или полномочия передаются работнику, который с этого момента несет ответственность за их выполнение.

Кроме того, поскольку выполнение тех или иных задач часто требует специальных навыков, очевидно, что лучше поручить это человеку, имеющему соответствующую квалификацию и опыт. Делегируя полномочия, руководитель может одновременно добиться и более эффективного выполнения заданий, и экономии собственного рабочего времени.