Электрооборудование

Эффективные таблетки от страха летать на самолетах. Подготовка заранее: что учесть

Эффективные таблетки от страха летать на самолетах. Подготовка заранее: что учесть

`-Если бы Бог хотел, чтобы мы летали – он дал бы нам крылья. -Так Он их дал – посмотри в иллюминатор.`

Оказывается, боязнь полета в самолете - достаточно распространенное явление, и называется оно авиафобия или аэрофобия. Однако многие, кто думает, что боится летать, на самом деле испытывают страх из-за клаустрофобии – чувства дискомфорта в замкнутом пространстве. В этом случае стоит применять методики избавления от клаустрофобии. Однако вернемся к страху перед авиа-перелетами. Нужно помнить, что люди не летают от природы, поэтому многим в той или иной степени свойственно чувство боязни высоты. В некоторых случаях страх базируется лишь на этой природной составляющей, в то время как мышление приписывает страху боязнь катастрофы и так далее. Стоит воспитывать себя в ключе позитивного мышления.

Как и любой страх, боязнь полетов может появиться из-за наполненного стрессом опыта – например, от неудачного перелета с большой турбулентностью или из-за рассказов того, кто пережил подобное. Таким образом, опыт и собственная фантазия строят разнообразные картины, которые поддерживают устойчивое чувство страха перед полетами на самолете. И здесь мысль о хорошей туристической страховке ничуть не успокаивает. Постарайтесь фантазировать о хорошем, ведь турбулентность вызывается естественными физическими явлениями и не говорит о реальной опасности. Чьи-то пугающие рассказы могут быть вызваны лишь индивидуальными психологическими особенностями и подсознательным желанием облегчить свою участь, разделив собственные страхи с другими. Не попадайтесь на эту удочку и не воспринимайте такую информацию близко к сердцу, этим вы не поможете ни рассказчику, ни себе. Так как же можно избавиться от страха или значительно ослабить это чувство?

Какой бы страх в полёте Вы не испытывали, не стоит забывать, что статистика на Вашей стороне. Много раз был доказано, что путешествие на автомобиле в несколько сотен раз опаснее, чем полет на самолете на то же самое расстояние. Шанс фатальной авиакатастрофы ничтожно мал, примерно 1:16 000 000. Кроме того, в 95% авиакатастроф жертвами не становятся не все пассажиры. Однако, если эти весомые факты не оказывают своего должного действия на Ваше отношение к полетам, давайте поищем другие пути.

Стоит немного изучить физику полета

Как бы то ни было, но знание основ устройства самолета и принципа его полета, может серьезно помочь преодолению страха. Не помешает потратить некоторое время на ознакомление с процессом взлета самолета, как потоки воздуха помогают этому, и как они похожи на воду (своими течениями и возможностью вещей плавать в потоках). Поэтому фраза: `Между мной и Землей за 10000 метров ничего нет!` - сразу теряет свой смысл. Самолет спроектирован для того, чтобы планировать. Также важен тот факт, что кроме пассажиров и экипажа самолета в воздухе, существует целая команда людей на Земле, отслеживающая каждый этап полета.

Нужно оставить желание все контролировать

`-Пусть все сядут на свои места, они раскачивают самолет!` `-Было бы легче, если бы я мог сойти в любой момент.` `-Хочу летать вообще без шума и без тряски!`

Страх может вызвать в Вас желание контролировать полет или управлять самолетом (даже если Вы не умеете). Существует статистика, которая говорит о том, насколько авиаперелеты безопаснее путешествий на автомобиле. Многие связывают возможность непосредственно управлять автомобилем с пониженным чувством страха. Однако могут ли люди влиять на то, как другие водители управляют их автомобилями? В случае с самолетом можно почти на 100% забыть о наличие других участников воздушного движения, т.к. траектории и время полета рассчитаны заранее. Самолет находится под управлением двух профессиональных пилотов, регулярно проходящих проверки и тесты. Поэтому стоит Вам расслабиться и довериться профессиональному экипажу, как Вы сможете высоко ценить моменты полета, когда не нужно отвечать на телефонные звонки и быть за что-то ответственным. Помните, что полет самолета никак не зависит от концентрации Вашего внимания на этом, займитесь чем-нибудь – почитайте книгу, послушайте музыку, пообщайтесь с соседями, поспите. Вы имеете полное право на заслуженный отдых. Время в полете пройдет значительно быстрее, если вы потратите его с пользой для себя.

Возможно вы до сих пор не задумывались об этом, но риск – это естественная и неотъемлемая часть нашей жизни, которая не требует от нас переживать на этот счет. Страх зачастую происходит из-за ожидания, предположения, сомнения, беспокойства и желания контролировать будущее. Хотя в большинстве случаях нужно просто принимать то, что происходит спокойно, полностью доверяя жизни, а не ассоциировать себя со всемогущим магом. Спокойное восприятие происходящего и беспристрастное наблюдение поможет вам полюбить полёты на самолёте.

Расположитесь комфортно

Обычно над каждым креслом в самолете расположено сопло с прохладным воздухом. Откройте сопло и направьте на свое лицо – прохладный воздух способствует расслаблению и спокойствию. Если Вам особенно неприятны моменты турбулентности в полете, старайтесь выбрать место поближе к крылу самолета, где это меньше ощущается. Когда самолет уже набрал высоту, можете представить, что Вы путешествуете на автобусе, а если его иногда трясет – так это автобус переезжает лежачих полицейских или едет по грунтовой дороге. Хорошее воображение может не только напугать, но и наоборот, помочь победить страх авиаперелёта.

Представляйте как самолет выглядит снаружи

Находясь внутри самолета во время взлета нередко создается впечатление, что самолет взлетает очень с большим наклоном, очень круто. Однако когда Вы наблюдаете картину взлета самолета с земли, все совсем не так. Это вызвано просто непривычным положением человека в пространстве с ускорением. Также во время турбулентности может показаться, что самолет значительно отклоняется от траектории и все идет не так, как нужно. В действительности же, линия полета почти не меняется. Всякий раз, когда Вам кажется, что самолет ведет себя странно, представляйте, как снаружи он движется плавно и уверенно, ведь так оно и есть.

Не делайте из мухи слона

Некоторым людям свойственно представлять все в худшем свете, особенно, если предаться своим эмоциям. Для нервного пассажира, даже напряженный взгляд стюардессы может означать, что с самолетом какая-то проблема. Каждый щелчок, тряска, сигнал интеркома, изменение скорости или выключение кондиционера может показаться намеком на предстоящую аварию. А ведь это совсем не так. Для всего есть простое объяснение, нужно лишь стремиться видеть события так, как они есть, а не выбирать самое плохое из возможного.

  • Стюардесса не напряжена – она устала или раздражена.
  • Самолету свойственно менять скорость при наборе определенной высоты.
  • Самолет иногда поворачивает согласно траектории.
  • Интерком может частенько издавать сигналы для организации работы экипажа.
  • Оборудование самолета иногда шумит.

Расслабьте тело и ум тоже успокоится

Страх – это физическая реакция на то, что происходит в уме. Также это работает и наоборот. Когда Ваше тело расслаблено, ум не сможет долго поддерживать страх. Все мы наделены `сопереживающей` нервной системой, которая реагирует на страх или панические атаки повышением количества адреналина, увеличением частоты сердцебиения, усиление потоотделения – т.е. все, что может пригодиться, если Вы собрались сражаться с тигром, но совсем бесполезно, когда Вы просто летите в самолете. Данный процесс требует от Вас частых вдохов и выдохов. Поэтому отличной методикой расслабления и вывода тела из состояния `повышенной боевой готовности` является осознанное замедление дыхания – вдох, более медленный выдох. Помимо этого направляйте Ваше внимание на различные части тела, мысленно повторяя: мои руки расслабляются, мои ноги расслабляются и так далее.

Отрепетируйте удачный полет

Все эти советы, конечно, хороши, но нужная информация имеет свойство забываться в `полевых условиях`. Поэтому ещё одна интересная методика – в своем уме практиковать спокойное и комфортное пребывание в самолете еще до настоящего авиа-перелета. Повторение этой практики позволяет телу автоматически расслабиться, уже будучи в настоящем самолете.

Для репетиции, сядьте с закрытыми глазами и начните дышать глубоко, с более долгими выдохами. Теперь, с расслабленным телом и умом, начните представлять как Вы собираете вещи и отправляетесь в аэропорт, на регистрации получаете авиабилет, проходите службу безопасности, посадку в самолет и сам перелет до места назначения. Представьте, как спокойно и расслабленно Вы выглядите со стороны, думаете о повседневных вещах, общаетесь с людьми, читаете журнал. Чем больше такой практики, тем сильнее ум-тело будут ассоциировать перелеты со спокойным и счастливым состоянием.

Если во время практики Вы начинаете чувствовать беспокойство или страх, постарайтесь остановить поток мыслей. Подумайте о чем-то интересном, любимом, или о чем угодно, что переместит точку внимания от страха на что-то ещё. Послушайте собственное дыхание, посчитайте до тысячи, попробуйте вспомнить алфавит задом наперед.

Успокаивающие и алкоголь

Хотя это и не рекомендуется, но многие пассажиры используют алкоголь для уменьшения боязни авиа-перелета. Это помогает, хотя и не является лучшим способом. Не стоит слишком налегать, пару напитков будет вполне достаточно, ведь алкоголь оказывает большее воздействие на организм в полете. Если у Вас никак не получается справиться со страхом, возможно, стоит обратиться к терапевту для получения рекомендации по приему легких успокоительных средств перед полетом. В этом нет ничего страшного, хотя лучше все же сначала постараться справиться со своей авиафобией без использования каких-либо веществ.

  • Возьмите с собой в полет что-то, что будет Вас отвлекать: журналы, кроссворды, плеер, книги, ноутбук и т.д.
  • Купите место рядом с проходом, а не с иллюминатором. Так Вам будет спокойнее, да и Вы будете ближе к экипажу, который всегда рад помочь.
  • Поиграйте в авиасимулятор на компьютере. Играя в игру Вы почувствуете, что летать совсем не страшно.
  • Летите с другом, желательно с тем, кто летал много раз и совсем не боится.
  • Подумайте заранее о том,

Как бы то ни было, победа над страхом авиа-перелета – это ещё один шанс улучшить самого себя и стать сильнее и совершеннее. Надеемся, что Вы подчерпнули для себя полезную информацию о том, как перестать бояться летать на самолёте. Более того, полетами на самолете нужно научиться наслаждаться, ведь это действительно огромная привилегия как с технической, так и социальной точки зрения. Возможность летать доступна лишь немногим даже в современном мире. Поэтому теперь Вы можете смело и лететь в окружении райских пейзажей облаков.

Посоветуйте эту статью друзьям:

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь!

О чем говорит статистика

Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.

Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом . То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров .

Проявление фобии

Проявление аэрофобии (страха самолетов) в большинстве случаев происходит по одинаковому сценарию. Приведем пример классического описания этого тревожно-фобического расстройства.

Как происходит на практике

У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.

Осторожно, иррациональная тревога!

Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.

Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты , тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.

Симптомы расстройства

Среди физических или соматических проявлений аэрофобии часто присутствуют:

  • учащенное сердцебиение,
  • тахикардия;
  • боль в области груди;
  • усиленное потоотделение,
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • тремор конечностей;
  • головная боль напряжения;
  • бледность или покраснение лица.

Среди прочих симптомов для аэрофобия характерно:

  • частые жалобы на сильную мышечную слабость;
  • быстрая утомляемость, постоянное ощущение усталости;
  • затруднение концентрации внимания;
  • раздражительность, нервозность, беспокойство;
  • проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;
  • ощущение «пустоты в голове».

Зачастую при аэрофобии признаки усиливаются, быстро прогрессируют, и, достигнув пика, проявляются симпато-адреналовым кризом и перерастают в панические расстройства.

Причины появления

Согласно последним исследованиям, опубликованных Международной психической ассоциацией , в большинстве случаев аэрофобия является следствием иного психического расстройства . Она нередко возникает после перенесенной сильной стрессовой ситуации или после длительной депрессии, при обсессивном () и астеническом типах расстройств. По мнению экспертов, этой фобии подвержены впечатлительные личности, которые сильно фиксируются (застревают) на имевших место негативных ситуациях . Нередко аэрофобия «уютно соседствует» с (страхом замкнутых пространств).

Генетика

Причиной появления аэрофобии может стать генетическая предрасположенность, наследственные особенности нервной системы. Эта фобия (по данным Noyesetal ) чаще возникает среди родственников, имеющих тревожные расстройства — около 15% (в сравнении с общей популяцией — около 3%). Веские доказательства генетической этиологии фобии были представлены Slater и Shields в результате обследования семнадцати пар монозиготных и двадцати восьми пар дизиготных близнецов, в каждой из которых имело место тревожно-фобическое расстройство. Конкордатность у дизиготных близнецов составила всего 4%, в то время как у монозиготных достигла 41%.

Условия жизни

Немалую роль в появлении страхов в будущем являются условия жизни, воспитание, развитие личности, формирование характера в детском возрасте.

Социальные факторы

Среди социальных факторов стоит отметить отрицательное влияние широкого освещения СМИ и акцентирования внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв.

Как избавиться? Лечение страха полета

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию . Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

  • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
  • современные методы гипнотического воздействия;
  • медикаментозная терапия.

Как проходит лечение?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение - не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли? ».

Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

Медикаментозное лечение боязни летать

Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, . В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Раз в 4 секунды в какой-то точке планеты поднимается в воздух самолет. Хотя вероятность гибели при авиакатастрофе очень низка, каждому третьему потенциальному пассажиру страшно при мысли о воздушном путешествии. Этот страх не только ухудшает твое самочувствие во время перелета, но и уменьшает радость от встречи с новыми впечатлениями, которые ожидаешь получить при выходе из авиалайнера. Как побороть страх полета на самолете и насладиться путешествием?

Что такое аэрофобия

Беспокойство — это естественный психофизиологический ответ, имеющий целью мобилизовать скрытые возможности человеческого организма в небезопасной или необычной ситуации. Любая фобия вызвана гиперболическим проявлением тревожности от конкретного стимула. Она выражается в навязчивом страхе, возникающим в провоцирующих его условиях. Логически это объяснить невозможно. Когда расстройство формируется окончательно, человек боится и избегает конкретных действий или ситуаций.

С развитием воздушных коммуникаций и появлением возможности массовых пассажирских перевозок возник новый вид необъяснимого страха. Аэрофобия — это преувеличенная боязнь летать на авиалайнере, заставляющая страдать многих людей. Страх летать делает тебя менее мобильным. Ты не можешь безмятежно путешествовать, устраиваться на работу, связанную с поездками. Боязнь полетов лишает тебя радости увидеть множество далеких и интересных мест. Аэрофобия мешает полноценно жить.

Важно! Большинство аэрофобов считает, что нельзя победить свой необъяснимый страх перед полетом. Поэтому они лишают себя возможности передвигаться авиатранспортом.

Можно классифицировать два типа боязни перелетов:

  1. Волнение накануне полета — признак естественного инстинкта самосохранения.
  2. Явный патологический страх летать.

Есть несколько действенных способов, как бороться со страхом летать в самолете, но для этого ты должен приложить достаточные усилия.

Основные причины аэрофобии

Причины появления аэрофобии должны рассматриваться индивидуально в каждом конкретном случае. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Главный фактор — страх травматического инцидента. Человеческий мозг связывает события, вызывающие стресс, с перелетами. Свою лепту вносят и СМИ, бесконечно приводя подробности аварий с авиалайнерами.
  2. Некоторым людям свойственен страх высоты, который возникает даже при нахождении в многоэтажных зданиях и резко усиливается на высоте нескольких тысяч метров.
  3. Клаустрофобия, или боязнь замкнутого пространства, способна спровоцировать страх перед полетами, так как ограниченное пространство внутри лайнера влияет на подверженную этой фобии психику.
  4. Боязнь людских скоплений.
  5. Чувство отсутствия контроля над незнакомой ситуацией.
  6. Страх перед неконтролируемыми реакциями организма, часто — тошнотой.
  7. Боязнь террористических атак.
  8. Неприятные ассоциации, связанные с водой, иногда приводят к страху летать над океанами и морями.
  9. Боязнь турбулентности.
  10. Страх летать по ночам.

Вопросы, страшно ли летать на самолете, если в первый раз находишься там, могут оказаться простым волнением перед неизведанным, а не устойчивыми фобиями.

Хотя причины аэрофобии имеют личностный характер, часто пугающее яркое событие является благоприятным условием для ее развития. У травмирующего компонента может не быть связи с воздушными путешествиями, но он становится основой для формирования навязчивого страха летать.

Поводом для появления боязни летать может стать негативный опыт, сформированный окружающей средой. Например, просмотр фильма, посвященного крушению авиалайнера. Накопление «ужасных» ассоциаций, находящихся в тесной взаимосвязи с перелетами, приводит к иррациональной реакции психики.

Первые признаки фобии

Можно говорить о преувеличенном страхе перед авиатранспортом, если ты наблюдаешь ряд признаков:

  1. Становится страшно при мысли лететь на самолете, начинаешь бояться за несколько суток до путешествия, порой даже за месяц. Ты испытываешь навязчивую тревогу, а в мыслях рисуешь ужасные картины авиакатастроф.
  2. Симптоматика, выражающаяся в признаках и проявлениях аэрофобии, приобретает более выраженный характер ближе к дате поездки. Симптомы, появляющиеся при размышлениях о поездке: увеличение частоты сердечных сокращений, повышенное давление, диарея, усиленное потоотделение, мышечное напряжение, слабость конечностей, дезориентация.
  3. Ты не только панически боишься летать, но и испытываешь панический страх потерять сознание в самолете или умереть от сердечного приступа. Боязнь задохнуться в самолете провоцирует приступы удушья, и ты начинаешь задыхаться после посадки в салон лайнера.
  4. Часто пиковые симптомы аэрофобии случаются во время полета в турбулентных зонах или при посадке лайнера.
Когда ты первый раз собираешься лететь в самолете, тяжело будет иметь рядом пассажира с фобиями. Страшно ли тебе находиться на борту лайнера, иногда зависит от окружения. Если другие пассажиры ужасно беспокойны, то боязнь летать способна развиться в патологический страх.

Люди, боящиеся авиаперелетов, ограничивают свою жизнь, поэтому важно знать, как побороть страх перелета.

Частое нахождение в стрессе приводит к началу депрессии, и есть вероятность спровоцировать занижение самооценки. Но если ты знаешь, как избавиться от боязни летать на самолете, то можешь значительно повысить качество жизни.

10 способов преодоления страха перед полетом на авиалайнере

Чтобы избавиться от аэрофобии, нужно понять, что любая неконтролируемая тревога обусловлена ожиданием негативных событий в будущем. Необходимо выяснить, с чем именно связано беспокойство и где начинается страх. Для этого можно выполнить следующие действия:

  1. Действенным способом, как побороть страх летать, является анализ реальных фактов о статистике, касающейся безопасности авиаперелетов.
  2. Другим методом, как справиться с подступающей аэрофобией, послужит изучение позитивных моментов о функционировании воздушного транспорта. Избегай чтения материалов об авиакатастрофах, «неграмотных» пилотах и плохом техническом состоянии воздушных судов. Тем более часто можно столкнуться с недостоверной информацией, преувеличивающей масштабы проблемы.
  3. Что делать для подготовки к воздушному путешествию, если страшно лететь в самолете? Создай себе максимально комфортные условия, исключи дополнительные беспокойства. Выбери удобное время перелета, пройди регистрацию в режиме онлайн, чтобы забронировать удобное место (для испытывающих страхи летать лучшие места расположены в носовой части лайнера и в районе крыльев), приезжай в аэропорт заблаговременно. Не спи много перед путешествием, чтобы с большей вероятностью уснуть в салоне воздушного судна.
  4. Неплохой способ, как преодолеть страх полета в самолете, — подумать о пилотах и экипаже лайнера. Они сделали перелеты своей профессией, любят ее и уверены, что все сделают для твоей и своей безопасности. Часто хорошее настроение и спокойный, уверенный внешний вид команды способствуют значительному уменьшению страхов пассажира.
  5. Побороть боязнь перелетов можно с помощью отвлечения внимания. Как борется с неприятными эмоциями пассажир — находит интересное занятие: чтение книги, просмотр видеофильма, беседа с попутчиком.
  6. Летать нужно в соответствующей одежде: максимально удобной и не стесняющей движений, чтобы не испытывать дополнительный дискомфорт, усиливающий неприятные ощущения от перелета. Под рукой имей теплую одежду. Холод увеличивает напряжение.
  7. Для улучшения самочувствия и поддержания баланса жидкости возьми с собой воду на борт воздушного судна.
  8. Проверенным способом, как избавиться от аэрофобии, служат приложения для мобильных устройств. С их помощью ты сможешь ориентироваться в пространстве: следить за скоростью лайнера, высотой полета и другими техническими параметрами. Ты будешь ощущать, что контролируешь ситуацию, и найдешь увлекательное занятие.
  9. Многие пассажиры испытывают особенный страх от турбулентности. Это естественное явление, не несущее явных угроз. Поэтому подготовь себя к возможной тряске на борту самолета как к обычным полетным реалиям.
  10. Если простые методы не помогают, обратись к психологу. Он подскажет, как побороть боязнь перелетов и перестать отказываться от воздушных путешествий из-за страха летать.

Самолет — самый безопасный транспорт: о чем говорят факты

При боязни летать на самолетах иногда достаточно ознакомиться с фактами, способными значительно уменьшить страх:

  1. На чем основывается доверие к воздушному судну? Его техническое состояние проверяется гораздо чаще, чем состояние всех других видов транспортных средств. Перед каждым полетом во всех аэропортах мира проверяется функционирование систем лайнера, выявляются сбои и дефекты. Все самолеты перед выпуском проходят серию испытаний, в том числе те, риск возникновения которых мал. Например, полет с одним двигателем. Прежде чем лайнер получит сертификат на эксплуатацию, для его проверки потребуется год. Все системы воздушного судна дублируются, а при отказе двигателя самолет способен значительное время продержаться на одном моторе. Посадка возможна при отказе обоих двигателей, когда лайнер просто планирует.
  2. Исключительная безопасность внутри воздушного судна. Здесь используются решения, которых не найти, например, в автомобилях. Обивка кресел и ковровые покрытия огнестойкие, а сами сидения надежно прикреплены к полу. Конструкция аварийных дверей позволяет легко открывать их в случае опасности.

Интересно! Каждый день в воздухе насчитывается более 100 000 пассажирских лайнеров.

  1. Воздушное пространство под наблюдением. Распространенный страх летать самолетом — боязнь столкнуться в воздухе с другим воздушным судном. Ежедневно только над Европой пролетают около 25 тысяч лайнеров, но риск их столкновений минимален. Воздушные суда движутся по строго определенному маршруту, за которым следят диспетчеры. Они работают в 12-часовые смены, но каждые 2 часа работы перемежаются 2-часовым перерывом для сохранения оптимального физического состояния.
  2. В психологии людей страх летать на самолете порой связан со страхом попадания в самолет молнии. Что происходит, когда молния ударяет по плоскости крыла? Чаще всего ничего — на воздушных судах есть громоотводы, специальные антенны, которые разряжают электрические заряды в атмосферу. Если удар очень сильный, он может оставить след на внешней обшивке лайнера, которая будет удалена во время техосмотра.
  3. Турбулентность не так уж опасна. Лайнер способен выдержать перегрузку 5G, а в случае сильнейшей турбулентности она составляет 1,6G.

Интересно! Профессор статистики Массачусетского университета Арнольд Барнетт подсчитал, что человеку придется летать на самолете ежедневно в течение 4 миллионов лет, чтобы погибнуть в авиакатастрофе. Вероятность крайне низка.

Исходя из неоспоримых фактов высока вероятность благополучно пережить полет на самолете, а аэрофобия — это только преувеличенные страхи.

5 способов как справиться со страхом во время полета

Для борьбы с аэрофобией используй два пути: правильное поведение во время полета и рационализацию страха, которая заключается в напоминании себе информации,подтверждающей безопасность воздушного путешествия. Твои действия:

  1. Дыши глубоко и спокойно . Если ты заметил первые симптомы нервозности при полете, правильное дыхание поможет тебе успокоиться. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, дыши медленно, расслабь мышцы лица, челюсти, уменьши напряжение в груди и животе. Также расслабь руки, которые должны плотно прижиматься к подлокотникам, и ноги, находящиеся всей поверхностью ступней на полу.
  2. Отвлеки свои мысли . Когда тебе страшно, особенно если в первый раз летишь на самолете, твои мысли фокусируются на каждом звуке, производящемся лайнером, ты ощущаешь малейшую вибрацию машины. Лучшим лекарством от страха является компания близкого человека, который не боится или привык летать.Пусть он убеждает тебя аргументами и напоминает, как побороть начинающуюся аэрофобию. Если летишь один, попутчик не сможет помочь. Поэтому стоит взять с собой интересный фильм, книгу и, главное, размышлять о прекрасных вещах, которые ждут после посадки: отдых, осмотр достопримечательностей или встреча с родными и близкими.
  3. Чем больше ты летаешь, тем меньше боишься . Когда летать приходится много раз, ты меньше об этом думаешь. Воздушное судно становится просто средством передвижения, а не потенциально смертельной машиной. Путешествие на автомобиле не пугает тебя, потому что ты ездишь почти каждый день, хотя по статистике вероятность пострадать в автокатастрофе значительно выше.
  4. Скажи стюардессе, что ты боишься. Если самостоятельно переживать страх летать сложно, то стюардесса подскажет, как бороться с аэрофобией, будет уделять тебе особое внимание и поможет почувствовать себя в безопасности.
  5. Съешь что-нибудь вкусное во время полета. Сладкое увеличивает концентрацию эндорфинов и влияет на эмоциональный настрой.

Важно! Главное — научиться распознавать приближающуюся панику в самом начале, чтобы успеть справиться с ней. Не игнорируй негативные эмоции. Собственный страх должен быть принят.

Существуют профессиональные методы лечения аэрофобии, подходящую терапию предложат специалисты.

Чего не следует делать

Среди боящихся летать распространено мнение, что может помочь спиртное. Но помогает ли на самом деле алкоголь избавиться от аэрофобии? Если становится жутко при мысли о подъеме в воздух, страшно ли будет летать самолетом, обманув свою психику принятием дозы спиртосодержащего напитка? Этот метод обманчив. Хотя алкогольные напитки помогают расслабиться, но они обезвоживают организм и увеличивают усталость.

Лучше не поддавайся соблазну выпить чашечку кофе в самолете — это может усилить страх из-за воздействия кофеина. Лучшее решение, которое не помешает тебе путешествовать, — употреблять воду и соки.

Несмотря на то что некоторые пассажиры говорят о помощи спиртного в преодолении страха летать, не пытайся проверить на себе воздействие этого метода. Если боишься путешествий самолетом, выбирай другие способы, как побороть страх полета.

Помощь специалистов


Пункт борьбы с аэрофобией в аэропорту «Шереметьево»

Лечение аэрофобии производится с учетом истории болезни и конкретных жалоб. Врач-психолог должен установить, страшно ли пациенту лететь в самолете и чем этот страх обусловлен. Если имеются заболевания сердца и сосудов, а вестибулярный аппарат работает с нарушениями, то пациента направят к соответствующим специалистам.

Важно! Продолжительное использование седативных средств, как успокоительных при аэрофобии, не рекомендуется из-за вероятности развития зависимости.

Слабыеуспокоительные препараты, например, валерьянку можно принимать в небольших дозах, начиная за 2-3 недели до путешествия.

В тяжелых случаях, чтобы не бояться летать в самолете, надо прийти к специалисту. При этом основные способы победить боязнь —психотерапевтические. Есть и другие методы, в том числе передовые: от фобии избавляешься при помощи нейролингвистических практик и гипноза.

Способы лечения фобии

Современной медициной разработаны несколько направлений, как бороться с навязчивой аэрофобией:

  1. Некоторые лекарства — седативные средства, антидепрессанты и прочие таблетки используются в качестве препаратов от аэрофобии. При тяжести симптомов (обморок, истерия) рекомендуется назначать психотропные препараты.
  2. Психотерапия сводится к выяснению, почему страшно летать в самолете, определению конкретной фобии и подбору соответствующего лечения.
  3. Нейролингвистические методы.
  4. Лечение гипнозом.

Определение главной причины иррационального страха перелета в самолете — основа успешной терапии. Причем действенность индивидуального лечения превосходит эффективность от групповых сеансов. Часто специалистами выбирается комбинация из психотерапевтических методов и медикаментозной терапии.

Новые методики лечения

Методы, как навсегда избавиться от аэрофобии, практикующиеся с недавних пор и использующие психологические способы воздействия, уже доказали свою эффективность.

К ним относятся методы когнитивной психотерапии, которые заключаются в повторяющемся погружении пациента под постоянным контролем врача в атмосферу воздушного полета. В контексте развития навыков релаксации человек должен беспрепятственно проходить через стрессовые для него ситуации. То есть аэрофоб погружается в состояние, возникающее во время перелета, пока ассоциация этого состояния с релаксацией и отдыхом не будет закреплена на бессознательном уровне. Данный способ отвечает на вопрос, как победить страх полета в самолете: пациент побеждает его, связывая воздушные путешествия с умиротворением, а не с паникой. Для достижения описанного результата психотерапевты применяют стимуляторы, воссоздающие виртуальную реальность, и другие инновационные технологии.

Другой способ, как перебороть страх летать в самолете, — нейролинвистические практики, находящиеся на границе лингвистики, психологии и неврологии. Они исследуют мозговое регулирование речевой активности, отклонения в процессах формирования речи при негативных воздействиях на мозг.

Еще один способ, как эффективно избавиться от страха летать, связан с сеансами гипноза. Гипноз помогает выявить причину возникновения боязни летать. Это способствует выработке стратегии, как вылечить аэрофобию. Во время сеанса гипнолог успокаивает пациента, погружает его в расслабленное состояние и начинает задавать вопросы. Успех лечения основывается на обучении людей релаксации и контролю над своим психосоматическим состоянием.

Страх летать обычно привлекает больше внимания, чем другие неконтролируемые страхи, из-за невозможности избежать полетов во многих ситуациях. Независимо от способа, как справиться с боязнью летать в самолете, успех в преодолении фобии достижим для 90% людей, испытывающих данную проблему.

А еще сердце бешено колотится, давление поднимается, мурашки по коже бегают с неимоверным топотом, словно табун диких лошадей. Способность адекватно мыслить атрофируется в одночасье, внутри поселяется суетливая паника, а перед глазами то и дело возникают картины авиакатастроф как минимум в формате 3D.

Нечто подобное испытывает человек, который боится авиа-перелетов, словно огня. Ну, или раскаленной сковородки. Можно ли со всем этим справиться, спокойно перелететь из пункта А в пункт Б и даже получить некоторую дозу удовольствия? Ответ будет «да». Кроме тех случаев, когда человек совершенно неадекватен, то есть не способен себя контролировать и вообще понимать, что происходит вокруг. Тут уж поможет только добрый дяденька в белом халате, пара мускулистых парней в аналогичном одеянии, стильная рубашечка с длинными рукавами и мягкая удобная комнатка а-ля «чил-аут».

Справиться с аэрофобией (так называется боязнь авиа-перелетов по-научному) можно несколькими проверенными способами. Тут существуют варианты - как с посторонней помощью, так и без таковой. К сожалению, ни один из них не дает стопроцентной гарантии. В том смысле, что на каждого «обеспокоенного» пассажира действует что-то свое. Так что если не сработает один способ, то смело переходите к другому. Действуйте по ситуации - и вы обязательно найдете то, что нужно.

- Что можно сделать самостоятельно?

1. «Накидаться» в Duty Free

Не только для российских граждан, но и для многих других народов мира спиртосодержащая продукция – это своеобразная анестезия, которая притупляет чувства, эмоции, мысли. А это при паническом страхе летать как раз и необходимо. Только не переборщите!

Такой метод больше подойдет при ночных перелетах, когда есть возможность после «дегустации» проспаться. А вот если вылет с утра, а во второй половине вам предстоят, к примеру, деловые переговоры, то здесь уже данный вариант явно «не катит».

2. «Упахаться» на работе

Опять же вариант более подходящий для вечерних перелетов. Но если вы трудитесь в ночную смену, тогда и утром сгодится. Это тоже анестезия, но иного толка. Постарайтесь занять себя на работе настолько, чтобы в кресло самолета вы «рухнули без задних ног». Чтобы вам как можно меньше чего-то думалось, хотелось и моглось, кроме как побыстрее отойти ко сну. Чтобы на особей противоположного пола - ноль внимания, поскольку работа уже успела вас «удовлетворить» во всех возможных и невозможных положениях. Мысль ясна?

3. «Сцепиться языком» с попутчиком

Вы не прочь поболтать с кем-либо по поводу и без? Легко вступаете в разговор с посторонним человеком и способны поддерживать эту увлекательную беседу длительное время? Тогда такой вариант для вас вполне подходит. Но это лишь при условии, если ваш сосед по креслу в самолете также любит «потрепать языком». А вот когда рядом с вами зажатый попутчик, да еще и с аналогичными «воздушными» проблемами, то попытки его разговорить вряд ли к чему-то хорошему приведут. Возможно даже, что вы начнете усиленно бояться вместе, что уж совсем «ни в какие ворота не лезет».

4. Отложить страх на потом

Не исключено, что в будущем вам предстоит еще великое множество перелетов. Так зачем же бояться сейчас? Есть ведь другие цели, приоритеты, задачи, мысли, желания. Вот ими и займитесь. Они куда важнее какой-то… как ее… аэрофобии. Давайте отложим ее на потом. Подумаете о ней в другой разочек, когда соскучитесь. Договорились?

Если вас лихорадочно трясет перед терминалом, то посмотрите на главное табло. Сколько там рейсов? А сколько пассажиров в каждом? Некоторые люди и вовсе пользуются авиа-услугами практически ежедневно. И ведь обходится без приключений! Так почему же что-то плохое должно произойти только с вами? Отбросьте эти мысли в сторону. Вы такой же счастливчик, как и все остальные. Все, проехали! Будете проявлять свою индивидуальность в другой сфере.

6. Порыться в статистике

Для замены страха на уверенность вам нужны цифры и факты? Да не вопрос! Согласно подсчетам статистов, шансов попасть в авиакатастрофу у вас не так уж и много. Даже если вы будете совершать перелеты ежедневно на протяжении 13 лет, то сможете достигнуть вероятности не более 10%. Так что если вы не готовы провести ближайшие 13 лет в каждодневных перелетах, тогда выбросьте свой страх куда подальше. Он вам вряд ли пригодится.

7. Подумать о пилоте

Вы-то, может, и нечасто летаете. А о пилотах думали? Они-то как раз этим делом занимаются регулярно. И, что удивительно, отрабатывают свой многолетний профессиональный стаж и выходят затем на пенсию. Они - нормальные люди, а не фанатичные камикадзе, стремящиеся свести счеты с жизнью ради какой-то туманной идеи. Так что гробить себя и вас – это точно не в их интересах.

- Какая бывает помощь со стороны?

8. Послушать видео-тренинг пилота

Как известно, лучший способ избавиться от одних мыслей – это переключиться на другие. А если еще страх неизвестности сменить на конкретные знания, тогда вместо хаотичной паники внутри вас поселится устойчивое чувство контроля над ситуацией. Для этих целей в некоторых современных аэропортах есть возможность за час до вылета посмотреть видеофильм. В нем опытный пилот, налетавший более 1000 часов, рассказывает обо всех особенностях перелета. После его авторитетных заявлений можно поверить даже в лешего и марсиан среди нас. А уж в безопасность полета и подавно.

9. Потрястись в симуляторе полета

Следующая услуга, которая, к сожалению, пока что доступна не во всех аэропортах, - это симулятор полета. Она уже стоит денег, а суть процедуры такова. При помощи современных технологий пассажир перед вылетом помещается в искусственные условия, максимально приближенные к реальным. Тут вам и облака за окном, и тряска в зоне турбулентности, и другие прелести полета. Словом, после такого «расколбаса» пассажир выходит уже с определенным опытом, нужным настроем и ощущением того, что при настоящем перелете тоже будет «все путем».

10. Поговорить «по душам» с психологом

У такого разговора существует определенная «такса», но в некоторых случаях оно того стоит. То есть деньги будут отданы не зря. Тут вы в расслабляющей обстановке беседуете в режиме тет-а-тет с доброжелательным человеком. Он уже решил с успехом великое множество подобных проблем, так что вы для него не в новинку. Ваша задача - просто делиться своими переживаниями. А он, в свою очередь, подберет для вас оптимальный способ справиться со страхом и подобно спортивному тренеру настроит на победу.

Да, все эти методы борьбы со страхом, довольно просты. Но если их грамотно использовать, то любой из них способен отправить вашу аэрофобию куда подальше. Даже туда, откуда возврата нет!