Электрооборудование

Бедность не порок как пишется. Островский «Бедность не порок» – анализ

Бедность не порок как пишется. Островский «Бедность не порок» – анализ

В одном из уездных городов России. Живущий здесь мальчик Егорушка, дальний родственник Торцовых, сидя на табуретке, читает «Бову Королевича». Вошедший приказчик Гордея Карпыча, Митя, спрашивает Егорушку, как дела дома. Мальчик рассказывает, что на днях случилась семейная ссора. Промотавшийся брат Гордея Карпыча, Любим Карпыч , пришёл обедать, захмелел за едой «да и начал разные колена выкидывать». Все хохотали, но Гордей Карпыч, наоборот, рассерчал и прогнал Любима. Тогда тот пошёл у церкви с нищими просить милостыню – чтобы весь город видел, как брат богача христорадничает на паперти. Гордей Карпыч от такого срама рассердился ещё больше и теперь срывает злость на всех, кто под руку подвернётся.

К дому подъезжают вернувшиеся с церковной службы жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна , и его дочь, Любовь Гордеевна. Егорушка убегает встречать их.

Бедность не порок (действие первое). Спектакль Малого театра

«Бедность не порок», 1 действие, явление 2 – краткое содержание

Оставшись один, Митя жалуется, что все люди празднуют, а ему, бедному приказчику, надо сидеть в конторе. Задумавшись, он напевает песню о какой-то красавице с черными бровями – тоска по ней истерзала всю душу. Митя закрывает лицо руками. Входит Пелагея Егоровна.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 3 – краткое содержание

Она приглашает Митю вечером зайти к ним, повеселиться с девушками, попеть с ними песенок. Митя с радостью соглашается. Присев на стул, Пелагея Карповна начинает жаловаться Мите на своего крутого характером мужа, Гордея Карпыча. В последнее время он сдружился с приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Богач и любитель всего иноземного, Коршунов, приохотил к чужестранным нравам и Торцова. Гордей Карпыч стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в нынешней жизни, в модах. 60-летнюю Пелагею Егоровну он заставлял носить чепчик. Вдобавок ко всему Коршунов приучил Гордея Карпыча к пьянству.

Пелагея Егоровна сетует, что дочь Любочку надо бы выдать замуж, но отец после знакомства с Африканом Савичем заладил: в городе ей ровни нет!

Портрет Александра Николаевича Островского. Художник В. Перов, 1871

«Бедность не порок», 1 действие, явление 4 – краткое содержание

Появляется племянник Торцова, Яша Гуслин. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером с девушками песни попеть – и уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 5 – краткое содержание

Митя жалуется Яше на свою бедность. За службу приказчиком он получает очень скудное жалование, а на него надо ещё содержать мать. Гуслин спрашивает, почему Митя не уйдёт от Торцова в другое место. Митя признаётся: ему очень полюбилась дочь хозяина, Любовь Гордеевна, и он не хочет с нею расставаться!

Гуслин уговаривает друга смириться с тем, что Торцов никогда не выдаст дочь за него. Он рассказывает, что и сам питает нежные чувства к молодой вдове Анне Ивановне. Но дядя-богач не разрешает жениться на ней – и Яша решил не роптать на судьбу.

Митя, однако, не может успокоиться. Он ходит по комнате, читая стихи Кольцова о несчастной любви, говорит, что и сам сочинил на эту тему песню. Чтобы хоть немного забыться, Митя садится писать за конторкой. Листок со своими стихами он отдаёт Гуслину, и тот пробует подобрать к ним мелодию на гитаре.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 6 – краткое содержание

Входит друг Яши и Мити – Гриша Разлюляев, с гармошкой. Молодой сын богатого купца, он беззаботно поёт частушки, ударяя себя по карману, хвалится, что у него много денег и что после праздника он женится «на богатой».

Гуслин, подобрав напев, играет на гитаре и поёт грустные стихи Мити о злой сиротской доле и несчастной любви. Они напоминают поэзию Кольцова . Даже Разлюляев поначалу слушает с чувством, но по окончании пения машет рукой и говорит Яше, что на Святках надо петь радостные песни, «а не тянуть эту канитель». Трое друзей садятся рядом и запевают вместе. В это время входит Гордей Карпыч. Юноши замолкают и встают.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 7 – краткое содержание

Торцов начинает бранить Митю, Яшу и Гришу за то, что они «горланят, словно мужичьё». Увидев на митиной конторке книгу стихов Кольцова, Гордей Карпыч высмеивает приказчика: он ходит в старом сертучишке, а туда же, в образование, полез. Митя говорит, что ему не на что купить новой одежды. Почти всё жалование он отсылает старой больной матери. Торцов грубо отрезает: «Коли гол кругом, так нечего о себе мечтать!»

Гордей Карпыч набрасывается и на Разлюляева: «Отец деньги лопатой загребает, а ты в этаком зипунишке ходишь!» Разлюляев отвечает: не надевать же кургузое европейское пальто, как у аптекаря Франца Фёдорыча, над которым весь город смеётся. Недовольно бросив: «Дураками непросвещенными живете, дураками и умрете», Торцов уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 8 – краткое содержание

Митя жалуется друзьям: «Вот она жизнь-то моя какова!» Разлюляев советует ему: «Да, брось, не думай!» – и запевает частушку, подыгрывая на гармони. Входит молодая вдова Анна Ивановна с девушками: Любовью Гордеевной и её подругами, Машей и Лизой.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 9 – краткое содержание

Они здороваются с юношами. Любовь Гордеевна держится скромно, Маша и Лиза – как жеманные недотроги, а развязная и живая Анна Ивановна не стесняется: «Надоело молча сидеть, орехи щелкать, – пойдемте, говорю, девушки, к парням, а девушкам и любо. Кому что нужно, тот об том и думает: парни об девках, а девки об парнях».

Маша с Лизой делают вид, что «им конфузно». Разлюляев хохочет и запевает песню «Летал медведь по поднебесью» и приплясывает. Анна Ивановна подходит к сидящему с гитарой Гуслину и задорно спрашивает: «Когда ты, бандурист, на мне женишься?» Гуслин отвечает, что не позволяет Гордей Карпыч. Он что-то шепчет на ухо Анне Ивановне, указывая на Любовь Гордеевну и Митю. Анна Ивановна ахает: «Что ты говоришь?! Ну, ладно, молчи пока».

Любовь Гордеевна садится рядом с Митей. Как и мать, она приглашает его прийти вечером. Когда Разлюляев запевает: «Как гусара не любить», Любовь Гордеевна загадочно произносит: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться».

Все, кроме Мити, встают уходить и направляются к двери. Последней должна идти в неё Любовь Гордеевна, но шаловливая Анна Ивановна затворяет дверь перед ней с той стороны – и девушка остаётся в комнате наедине с Митей.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 10 – краткое содержание

Любовь Гордеевна просит отворить дверь, но с той её стороны слышен лишь девичий смех. Митя в большом волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Он говорит, что сочинил стихи и просит позволения «презентовать ей этот свой труд».

Любовь Гордеевна, скрывая радость, просит прочесть стихи. Митя читает несколько строк о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Она не ровня ему, и парень сохнет от этого. Любовь Гордеевна, выслушав просит лист бумаги, перо, и говорит, что сейчас тоже что-то напишет Мите, но пусть он прочтёт это только после её ухода.

Митя соглашается. Любовь Гордеевна пишет несколько строк, отдаёт Мите свёрнутую бумажку и собирается выходить.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 11 – краткое содержание

В дверях она сталкивается со своим дядей, Любимом Карпычем. Тот, как всегда, навеселе – и приветствует племянницу забавными шутками. Любовь Гордеевна уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 12 – краткое содержание

Любим Карпыч просит, чтобы Митя пустил его переночевать. Брат Гордей его выгнал, а на улице мороз, и в ветхой одежде, прося милостыню, на паперти долго не простоишь.

Митя не отказывает. Любим Карпыч рассказывает о своей жизни. В молодости они разделили с братом отцовское наследство: торговое заведение взял Гордей, а Любиму дал денег «билетами и векселями». Любим поехал в Москву и стал проводить там время в театрах и трактирах. Будучи, по юности, очень легкомысленным, он вскоре на беду сдружился с фабрикантом Африканом Коршуновым – тем самым, который сейчас, приехав из Москвы к ним в уезд, вошёл в доверие к Гордею. В Москве Коршунов приучил Любима к беспутству, а потом его надул, «и сел я как рак на мели: выпить не на что, а выпить-то хочется». Промотавшись, Любим впал в нищету. «Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать». Ему пришлось вернуться из Москвы и броситься в ноги к брату Гордею. Но тот принял его с недовольством. «Нет, говорит, – куда я тебя дену. Ко мне гости хорошие ездят, купцы богатые, дворяне. Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был?..»

Сердобольный Митя укладывает Любима Карпыча спать и даёт ему немного денег на опохмелку. Пообещав «сделать с братом смешную штуку», Любим засыпает.

Митя дрожащими руками разворачивает бумажку, которую дала ему Любовь Гордеевна. Увидев, что там написано: «И я тебя люблю. Любовь Торцова», – он от радости хватает себя за голову.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . На нашем сайте вы можете прочитать краткую биографию А. Н. Островского .

Для перехода к краткому содержанию следующего действия пьесы пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Главные герои

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.

Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.

Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.

Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Действие первое

Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин, Гордей Карпыч Торцов, очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч « начал разные колена выкидывать » при гостях, чем глубоко оскорбил брата.

Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина, Пелагея Егоровна, а также их дочь, Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – « теперь все ему наше русское не мило ».

Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что « нет ей ровни ». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.

В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который « все бедностью попрекает », но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку « потом еще тяжельше будет ».

Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.

Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода.

Действие второе

Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя « принят в насмешку » купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.

Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.

Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.

Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер « на мужицкий манер ». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где « совсем другой ефект будет ».

Тем временем Коршунов любуется девушками, и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он « до этого охотник ». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.

Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе « одно невежество и необразование ». А поможет им устроиться на новом месте « зятюшка Африкан Савич », за которого он уже сосватал дочь.

Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье

Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – « хоть бедненького, да друга милого ».

В расстроенных чувствах появляется Митя – узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.

Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление « надоть будет богу ответ дать ». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.

Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не « посмеет такой грех на душу взять ». Молодые люди прощаются.

Коршунов находить Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает « на руках носить » и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.

В тот момент Торцов готов отдать замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их « по-родительски, с любовию », поскольку они давно любят друг друга.

Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги, и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека, а не его состояния и положения в обществе.

Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 443.

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

a1d0c6e83f027327d8461063f4ac58a6

Действие первое

Действие комедии происходит в уездном городишке в святочную неделю. В самом начале пьесы читатель попадает в городскую усадьбу, принадлежащую купцу Торцову. Там находятся конторщик Митя и Егорушка. Последний занят чтением книги, а потом рассказывает своему собеседнику, что все родственники уехали. В доме остался Гордей Карпыч, который теперь не в лучшем настроении из-за ссоры со своим братом Любимом.

Через некоторое время входят Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна Торцовы и еще некоторые гости. Егорушка уходит к ним. Пелагея Егоровна приходит к Мите и зовет его позже зайти к ним. Пелагея Егоровна - жена Гордея Торцова. Она жалуется Мите, что ее муж начал какие-то совместные дела с фабрикантом Коршуновым, и эти отношения ей не нравится. Да и сам Торцов после приезда из Москвы стал совсем невыносимым, даже для своей дочери Любовь Гордеевны мечтает найти мужа-москвича.

Во время их разговора заходит веселый и бесшабашный Разлюляев с гармошкой. Он, Митя и Пелагея Егоровна поют песни. Неожиданно заходит Торцов и ругает Митю за беспорядок. Потом цепляется к старому сюртуку своего конторщика, спрашивает у Мити знает ли он что такое образование. После такой речи Гордей Карпыч выходит из комнаты.

После этого к Мите приходит Любовь Гордеевна и ее подруги Маша, Лиза и Анна Ивановна. Разлюляев пытается развеселить девушек. Анна Ивановна намеками указывает на чувства Мити к Любовь Гордеевне и подшучивает. Потом она зовет всех подняться наверх, выпускает всех, кроме Любови Гордеевны, перед которой захлопывает дверь, из комнаты. Юноша читает ей стихи, придуманные им самим, с признаниями в любви. Любовь Гордеевна пишет ему короткий ответ и быстро покидает комнату. Прочитав записку, Митя видит, что его чувство взаимно. К Мите заходи Любим Гордеич, который говорит о том, что обязательно отомстит брату.


Действие второе

В гостиной Торцова Анна Ивановна и Любовь Гордеевна. В комнату быстро входит Митя и спрашивает у девушки правдивы ли ее слова. Они решают просить благословления у Гордея Карпыча на брак. В гостиной собираются многие персонажи пьесы. Все ведут беседы, поют, потом даже бросаются в пляс. Веселье прерывается лишь с приходом Гордея Карпыча и Коршунова.

Торцов прогоняет Митю, уходит Арина, Гуслин и Разлюляев. Коршунову нравится общество девушек, он, намекая им на святочные дни, заставляет с ним целоваться. Коршунов вручает Любовь Гордеевне серьги с бриллиантами, рассказывает о своем денежном состоянии и любви к ней. Девушке противен этот старик, она вырывает свою руку у него. Торцов заявляет присутствующим, что намерен организовать переезд в Москву, а его дочь сосватана за Коршунова. Любовь Гордеевна слезно умоляет отца отказаться от такой идеи. Она рыдает на плече матери не в силах противиться решению отца.


Действие третье

На следующий день в комнату в доме Торцова входит Пелагея Егоровна. Женщина занята свадьбой дочери, но настроение у нее не радостное. Заходит подавленный Митя. Он сообщает, что пришел попрощаться с хозяйкой и решил уехать к матери. Также Митя рассказывает, что они с Любовью Гордеевной любят друг друга.

Приходит девушка, она печальна и прощается с Митей, тот предлагает ей сбежать, но получает отказ. Молодой человек уходит. К Любови Гордеевне приходит Коршунов, он рассказывает обо всех прелестях замужества с ним. Появившийся Гордей Карпыч любезничает с Коршуновым, демонстрирует свое знание культурных манер.

В этот момент в комнате появляется Егорушка, который предупреждает Торцова, что его брат выпроваживает из дома всех гостей. Разозленный Гордей Карпыч пытается выгнать из дома брата. В ответ на это Любим Карпыч говорит Коршунову, что он – человек, который не имеет чести. Коршунов обижен на Торцова, возмущен, что гостя в доме Гордея Карпыча позволяют оскорблять. Происходит дикая ссора между Коршуновым и Торцовым. Гордей Карпыч разрывает помолвку дочери с Коршуновым.

Тут приходит Митя и просит руки Любовь Гордеевны. Торцов начинает закипать, но все начинают уговаривать его смягчиться и дать согласие на брак. Купец наконец-то расчувствовался и благословил молодых.

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.