Бытовые электроприборы

Выговариваем звук «Ц. Автоматизация звука ц картотека по логопедии на тему Автоматизация звука ц в словосочетаниях

Выговариваем звук «Ц. Автоматизация звука ц картотека по логопедии на тему Автоматизация звука ц в словосочетаниях

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Цыплята

У курицы появились маленькие (цыплята).

(Цыплята) вывелись из яиц.

Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!»

Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

Цапли

Весной с юга прилетели две (цапли).

На болоте эти (цапли) вывели птенцов.

Целый день (цапли) носят своим птенцам еду.

Рассказы-задачи.

– Маша, достань яйца из холодильника, –попросила мама.

– А сколько яиц нужно?

– Посчитай сама: три яйца я покрошу в салат, из четырех я сделаю омлет, и еще одно яйцо давай дадим коту Ваське.

Так сколько яиц должна достать Маша?

Рассказы с вопросами.

1. У куста сидит заяц.

Кто...?

Из-за сосны охотник це­лится в зайца.

Что делает...? В кого...?

Бац! И... заяц ускакал.

Кто...?

Подумайте, кому нравит­ся и кому не нравится та­кой конец охоты.

О чём надо расска­зать?

2. Две цапли свили гнез­до.

Кто...?

Долго сидели цапли на яйцах.

Кто...?

Наконец, из яиц появи­лись птенцы.

Кто...? Откуда...?

Через несколько месяцев птенцы вырастут.

Кто...? Когда...?

Скоро они станут взрослыми цаплями.

Кем...?

3. Света и Соня играли в слова.

Света назвала такие сло­ва: овца, куница, лисица.

Какие...?

Соня прибавила к ним: волчица, пуговица.

Какие...?

А какие слова на «-ца» смо­жете назвать вы?

Что...?

4. В зоопарке есть боль­ница для зверей.

Что есть...?

Там могут лечиться и волчица, и куница, и ли­сица, и медведица.

Кто...? Что там мо­гут...?

5. Вовин папа - кузнец.

Кто такой...?

В его кузнице всегда интересно.

Где...?

Вова сам хочет быть куз­нецом.

Кем он хочет...?

6. У нас в клубе недавно был концерт.

Что...?

На концерте выступали певцы и танцоры.

Кто?...

Были там и цирковые но­мера.

Кто...? Где...?

Мне очень нравятся та­кие концерты.

Что там...? Что...?

Играли в больницу.

Что вы делали сегодня в детском саду?

Играли в больницу.

Кого же вы лечили в своей больнице?

Разных зверей и птиц: цаплю, медве­дицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

А как вы их лечили?

Цапле давали капли, синице - водицы, скворцу - гусеницу. Зайцу залили йодом цара­пину и перевязали лапу. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Целый месяц.

Ася очень любит слова я и целый. Целыми днями они у неё на языке.

Я целый день помогаю маме.

Я набрала целую корзину ягод.

Я выпила целый стакан молока.

- Я целую неделю, поливала цветы.

- Я целый месяц буду вам рассказывать обо всём этом.

Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест,- смеётся папа.

Л. Дьяконов

Цыплёнок Цып.

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Ви­дишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

Ну ты посиди,- говорит Цып,- а я пой­ду погуляю.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и го­ворит:

Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. - Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.

Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

А как же надо? - удивилась гусеница.

Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! - Сказал и пошёл дальше. Смот­рит - цапля лягушек ловит.

Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! - И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.

По Г. Юдину

Птица помогла.

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень рас­строилась она. И вдруг видит: идёт по бо­лотцу большая цапля. Подошла цапля побли­же, сунула длинный клюв в воду и доста­ла кольцо.

Что такое цунами?

Цунами - это огромные волны, которые об­рушиваются на берега. Бывали случаи, когда цунами смывали в море целые посёлки.

По С. Сахарному

Беглец.

Зине и Сене купили двенадцать цыплят. Все онисветленькие, мягкие. А глаза, как пуго­вицы. Всё утро Зина и Сеня не отходят от корзин­ки, всё кормят и поят цыплят. Поклюют цып­лята рубленые яйца, попьют водицы и снова тихо попискивают в корзинке.

Но вот, наконец, мама позвала детей обе­дать. Цыплята остались одни. Не весело им и, видно, не сидится в корзинке. Вот один из цып­лят высунул носик, вылез и сразу разлил блюд­це с водой. А потом цыплёнок скок под стол! А под столом спал пёс Цибик. Цыплёнок клю­нул собаку в нос. Цибик со сна залаял. Цыплёнок с испугу скок на диван, с дивана - на окно. И выпал из окна на клумбу с цветами.

Дети испугались за цыплёнка. Но с ним ничего не случилось.

Составление рассказа по теме.

Саня и Зина играли в слова.

Кто из нас назовёт больше слов со зву­ком ц, тот и выиграет,- предложила Зина.

Расскажи, как они играли в слова. Кто какие слова придумал? Кто выиграл?

Зоя уже ходит в детский сад.

Расскажи, как она утром собирается в дет­ский сад. Что она делает?

Рассказать обо всём этом тебе помогут сло­ва: просыпаться, одеваться, платьице, зубы, умываться, зарядка.

Тамара Николаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах»

Тема:

Этап:

Автоматизация

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах.

Задачи:

1. Образовательная:

Автоматизировать звук «Ц» в словах.

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.

2. Коррекционно - развивающая:

Формировать умение определять позицию звука [ц] в словах.

Развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание.

Формировать правильное речевое дыхание.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, су-джок массажер, предметные картинки (палец, птица, овца, лицо, мельница, кольцо, цапля, цепь, цыпленок, заяц, карточка с изображением поезда и предметных картинок (скворец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц, схемы для определения звука в слове, картинка с изображением цыплят для раскрашивания.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, давай поздороваемся ладошками и улыбнемся друг другу.

Беседа.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы отправимся в сказку.

В сказку мы с тобой пойдем

Звук [ц] там найдем,

Нам поможет старичок,

Старичок Звуковичок.

Логопед показывает игрушку старичка Звуковичка.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Старичок Звуковичок очень веселый и общительный, у него много друзей. Он дружит с Веселым Язычком, пальчиками и Воздушной Струйкой.

Логопед. А с кем ты дружишь в группе? (ответы ребенка)

Логопед. Старичок предлагает и нам подружиться с Веселым Язычком.

Упражнение «Улыбка» - зубы сомкнуты не видны, губы в улыбке.

Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.

Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.

Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Фокус» - рот приоткрыт, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Логопед. Молодец! Язычок у тебя стал послушным и подвижным.

Посмотри, в нашей сказке беспорядок, на полу разбросаны картинки.

Давай разомнем пальчики, чтобы помочь убраться старичку Звуковичку.

III. Пальчиковая игра с использованием су-джок массажера

(совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мелкой моторики).

Логопед. Надень колечко на большой палец правой руки, затем левой руки.

Надень колечко на указательный палец левой руки, правой руки и тд.

Логопед. Закрой глаза, (логопед надевает колечко на любой его палец) Теперь скажи, на какую руку и какой палец надето колечко?

Логопед читает стихотворение. Ребенок надевает колечко на все пальчики по очереди сначала на правой руке, затем на левой.

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это – детский сад,

Но не для цыплят.

Логопед. Молодец, теперь твои пальчики стали очень ловкими.

IV. Автоматизация звука [ц] в словах.

Беседа с опорой на картинки (четкое произношение слов со звуком [ц]).

Игра «Скажи правильно» (согласование числительных с существительными).

На полу разбросаны картинки, в названии которых есть звук [ц].

Логопед. Давай поможем старичку Звуковичку прибраться.

(Ребенок поднимает картинки с пола)

Логопед. Что изображено на картинке? (Ответ ребенка. Следить за правильностью произношения)

Посмотри, на обратной стороне изображены цифры, посчитай это слово столько раз, какую цифру увидишь. Например: один палец, два пальца, три пальца.

(Ответ ребенка).

Палец (3, птица (5, овца (1, лицо (2, мельница (5, кольцо (4, цапля (2, цепь (6, цыпленок (5, заяц (3).

Логопед. Молодец, помог навести порядок старичку Звуковичку.

V. Игра «Скажи правильное слово»

(развитие фонематического слуха, внимания, различие слов близких по звучанию).

Логопед. Посмотри, пока мы наводили порядок, старичок Звуковичок задумался о чем-то. Послушай внимательно и скажи, о чем мечтает старичок тогда, когда услышишь правильное слово.

Дворет – дворес – дворец,

светы – цветы – тветы – шветы.

(Ответы ребенка).

На доску вывешиваются картинки с изображением дворца, цветка.

Логопед. Правильно, старичок мечтает о дворце и цветочной поляне.

Давай немного отдохнем на цветочной поляне.

VI. Физ. минутка «Васильки»

(координация речи с движением, развитие общей моторики).

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Логопед. Скоро у Звуковичка день рождения и к нему едут гости на поезде.

Давай поможем пассажирам отправиться в путь.

VII. Игра «Веселый поезд».

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове (формирование слоговой структуры слова).

Логопед. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (на карточке изображение поезда с вагонами и картинок (скворец, птенец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц).

Молодец, все пассажиры расселись по местам и спешат в гости к старичку Звуковичку.

Как ты знаешь, на день рождения принято дарить подарки. Чтобы узнать что мы подарим на день рождения, ты должен выполнить следующее задание.

VIII. Игра «Найди слово».

Определение позиции звука [Ц] в слове (развитие фонематического слуха, внимания).

Логопед. Назови картинки, выделяя звук [Ц]. Назови слова, в которых звук [Ц] находится в начале, в середине, в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой (на карточке изображены схемы и картинки (цепь, огурец, колодец, кольцо, яйцо, цыпленок, певец, цапля, дворец, книга). Определи лишнюю картинку, и ты узнаешь, что мы подарим старичку на день рождения. Почему она лишняя? (ответы ребенка)

Молодец, мы подарим старичку Звуковичку книгу.

Логопед. Вот наша сказка и подошла к концу. Старичок Звуковичок говорит тебе спасибо за помощь и за подарок.

IX. Итог занятия.

Дом. задание.

Логопед. А у меня есть подарок для тебя (картинки – раскраски, дома обведи по точкам и раскрась красиво.

На этом наше занятие окончено, ты сегодня молодец! Мне понравилось как четко ты произносил звук [Ц] в словах и правильно выполнял все задания.

Ты сегодня молодец, мне понравилось как ты внимательно слушал, отвечал на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом (у воспитанника с ЗПР подготовительной группы). Задачи: - закрепить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука [Ш]; - обучение определять наличие и место звука [Ш].

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

ВНИМАНИЕ !

Чтобы научиться произносить этот звук, необходимо проработать звук [С], так как звук [Ц] получается в результате быстрого произнесения [Т] и [С].

Попросите ребёнка произнести сначала медленно: ТС, ТС, ТС, а теперь быстро и отрывисто: ТС,ТС,ТС. Главное, чтобы звуки [Т] и [С] произносились отрывисто, а не как [ТЭ] – [СЭ], [ТЭС] и т. п.

Жил-был сверчок за печкой, а у него была скрипка. Вечером сверчок любил играть на своей скрипке. Он легко касался смычком струн, и тогда получалась вот такая песенка: Ц-Ц-Ц… Попробуй и ты спеть так: Ц-Ц-Ц…

«Ловишки»

I М-Р-Ц-Ш-3-Ц~Ч-Ф-Р-Цит. д.

2. МА-ША-ЦА-ПО-ЦО-ЖУ-ШУ-ЦУит. д.

«Мячики»

7. «Бросай» мячики (дотрагивайся пальчиком) и произноси слоги: ЦА-ЦА (дотрагиваясь пальчиком до каждого мячика). (Аналогично прорабатываются слоги ЦЫ,ЦО,ЦУ.)

2. С каждым броском произноси по три слога: ЦА-ЦА-ЦА … и т. д. (Аналогично прорабатываются слоги ЦЫ, ЦО, ЦУ.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Ц ] В СЛОГАХ

«Разминка»

Повторяй ежедневно по два-три раза перед каждым упражнением.1. ЦА-ЦА, ЦА-ЦА-ЦА.2. ЦА-ЦА-ЦА, ЦА-ЦА.

цы-цы, цы-цы-цы.цы-цы-цы, цы-цы.

цо-цо, цо-цо-цо.цо-цо-цо, цо-цо.

ЦУ-ЦУ, ЦУ-ЦУ-ЦУ.ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦУ-ЦУ.

Изобрази .

Как лошадка стучит подковами? (ЦОК -ЦОК…)

Как зовут цыплят? (ЦЫП-ЦЫП…)

Сосчитай цыплят до пяти (один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят).

Найди двух одинаковых цыплят.

Выучи чистоговорки. Повторяй их по два-три раза.

/. ЦЫ -ЦЫ -ЦЫ - заяц любит леденцы. ЦА-ЦА-ЦА - нет у зайца леденца. ЕЦ -ЕЦ -ЕЦ - где взять зайцу леденец? ЦО -ЦО -ЦО - посмотри под крыльцо. ЦЫ -ЦЫ -ЦЫ - вот где леденцы! ЦУ-ЦУ - ЦУ - рады зайцы леденцу!

2. ЦА-ЦА-ЦА - вот овца.

ЦУ-ЦУ -ЦУ - мы пасём овцу. ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – нет овцы. ЦА-ЦА-ЦА – где овца?

3. ЕЦ -ЕЦ - ЕЦ - подковал коня кузнец. ЕЦ -ЕЦ -ЕЦ - в гнезде сидит птенец. ЕЦ -ЕЦ -ЕЦ - вот и песенке конец.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Ц ] В СЛОВАХ

Задания с картинками. 7. Назови картинки.

Закрой книгу, вспомни и назови картинки, которые там были нарисованы.

Слова со звёздочкой шзови во множественном числе. Например: овца - овцы, цапля - цапли…

Если картинка отмечена , вообрази, что таких предметов пять, и сосчитай их.

Придумай с каждым словом предложение. Например: я умываю лицо.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Ц ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Придумай предложения по картинкам .

Примерные варианты предложений: /. Витя пасёт овец возле мельницы.

Курица с цыплятами гуляет возле крыльца.

Кузнец в кузнице ковал цепь.

Воду достали из колодца.

Изменяй предложения по образцу .

7. Я дам водицу в блюдце цыплятам и курице.

Я целую зайца (он целует зайца, мы, вы, она, они).

Я цокаю: ЦОК-ЦОК-ЦОК.

Я зову цыплят: ЦЫП -ЦЫП.

Я целюсь в цель.

Я вытираю лицо полотенцем.

Я надену на палец кольцо.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Ц ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Выучи стихи .

1. Любовалась цыплятами курица: Что ни цыпленок, то умница!Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!

(А. Капралова)

2. Цыплята и курица Целый день на улице.Цыплята у курицы,Цыплята на курице,Цыплята под курицей.

Расскажи, где цыплята?

Выучи скороговорки .

7. Две разноцветные курицы Бегают на улице.

Из соседнего колодца Целый день водица льётся.

Цыплёнок и курица Пьют водицу на улице.

3. Курица в корытце Набрала водицы. Целый выводок цыплят Пригласила мыться. Девять жёлтеньких цыплят В корытце мыться не хотят.

РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [ С ] и [ Ц ]

«Песенки»

Спой, как насос: С-С-С. Этот звук можно тянуть - СССС. А теперь спой, как сверчок: Ц-Ц-Ц. Этот звук тянуть нельзя, он произносится отрывисто. Угадай, кто поёт, насос или сверчок:

«Повтори , не ошибись ! »

(Каждую цепочку слогов надо повторять по два раза.)СА-СА-ЦА.ЦО-СО-ЦО.

ЦА-ЦА-СА.СУ-ЦУ-СУ.

СА, СО, ПА, СУ, ЦУ, ЦЫ, ЦО, СО, СЫ, ЦЫ.

«Подарки»

«Раздай» подарки насосу и сверчку. Помни, что насосу нужны подарки со звуком [С], а сверчку - со звуком [Ц].

Ац-оц-уц-ыц яц-ёц-иц-ыц ац-яц-оц-ёц

ыц-уц-оц-ац ец-иц-ёц-яц ыц-иц-уц-ец

Игра «Хлопушка» - хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ц

Т, с, ц, щ, с, сь, ц, ц ть, ч, ц, с, ч, ц и т.п.

Ац, он, оц, ыц, ка, от, яц, ыц, яв, ыц, яс, от, уц, иц, уч, ус.......

Боец, дом, гонец, шприц, пол, двор, дворец, продавец, глупец, жизнь, квас, фикус, кузнец, мост, кость, палец...........

Звук Ц в конце слов

Заяц горец палец перец танец

ранец братец беженец колодец мизинец

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Паяц матрац шприц боец отец

жнец борец гонец конец жилец

Певец рубец глупец дворец удалец

огурец пловец беглец кузнец образец

леденец молодец наконец продавец

Непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Проговаривать предложения

У Маши леденец. Меня положили на матрац.

К шефу прибыл гонец. Мама сделала клецки.

Отец пришел домой. Малосольный огурец.

Вова хороший пловец. Мой дядя – кузнец.

Проговаривать предложения.

В кустах заяц. Колодец глубокий.

Продавец продал перец. Я прорезал мизинец.

Морозец румянит людей. В суп положили перец.

Я порезал палец. На опушке заяц.

Проговаривать и пересказывать рассказы.

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня - будет молодец.

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий ».

Звук Ц в прямых слогах

Проговаривать слоги. Упражнение "Послушай, запомни, повтори"

Ца-цо-цы-це цо-цы-це-ца ца-цы-це-цо

це-цы-цо-ца цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Овца цапля пыльца мерцать

лицо яйцо кольцо крыльцо цокать деревцо

цыган отцы бойцы жильцы концы

певцы борцы огурцы дворцы гонцы

пловцы молодцы кузнецы продавцы

цирк цифра циркуль цинковый

цех цель центр цепкий целый

оценка рецепт офицер зацепка

Непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Яйца улица мельница водица певица теплица

граница больница пшеница рукавица курица кольца

кашица кожица горница пятница умница кузница

овцы луковица пуговица царапина зайцы улицы

больницы пальцы ножницы рукавицы цыганка цыпленок

акация авиация милиция операция лекция порция

Отработка фраз.

На Олимпиаду приехали борцы и пловцы.

На концерте выступали молодые певцы.

Продавец упаковал огурцы и перец.

Офицер взял циркуль.

У восьмёрки два кольца без начала и конца.

Проговаривать и учить загадки.

Два кольца, два конца,

Посередине – гвоздик. (ножницы)

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнеце.

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"