Бытовые электроприборы

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Технология соединения деталей из древесины на клею

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Технология соединения деталей из древесины на клею

>>Технология: Склеиваиие деревянных изделий

Склеивание изделий из древесины
1 Подготовьте рабочее место к склеиванию деталей изготавливаемого вами изделия. Очистите склеиваемые поверхности. Подготовьте клей и кисти .
2. Нанесите кистью на склеиваемые поверхности равномерный слой клея, дайте подсохнуть ему 2...3 мин, соедините детали и сожмите их струбциной или в тисках.
3. На следующем уроке освободите изделие из струбцины, убедитесь в правильности склеивания, зачистите поверхности от клея.

  • Клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетически (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

1. Какие клеи применяют в школьных мастерских?

2. Как подготавливают поверхности деталей из древесины перед склеиванием?

3. Как вы думаете, почему намазанные клеем детали нужно перед склеиванием выдержать на воздухе?

4. Почему необходимо плотно сжимать склеиваемые поверхности

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема урока: «Соединение столярных изделий (сборка)»

Цели урока:

1) обучающая

Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы.

2) развивающая

Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе.

3) воспитательная

Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц).

Профориентация - сборщик изделий, мастер столярного и мебельного производства, плотник.

Объект работы - кормушка для птиц.

Материально-техническое обеспечение.

Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки. (с использованием презентации )

Организационная часть и вводный фронтальный инструктаж: доклад бригадира о наличии учащихся и готовности к занятию. Сообщение темы, целей занятия и плана работы.

План работы

    Контроль теоретических знаний ранее проеденного материала - сверление отверстий в древесине (карточки на экране). Вопросы классу на экране. Что называют отверстиями? Ответ: отверстия представляют собой углубления в деталях. Какие виды отверстий вы знаете? Ответ: сквозные, глухие.

    Объяснение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся.

    Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

    Проверка качества выполненных ребятами практических работ.

    Подведение итогов.

    Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Изделия состоят из деталей, процесс соединения деталей – сборка. Разберем несколько способов соединения столярных изделий.

Соединение столярных изделий гвоздями.

Гвоздь - цилиндрический стержень из проволоки, имеет головку и острие.

В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин). На головке (шляпке) и стержне имеются насечки. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой. Толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Гвозди забивают молотком. Молоток имеет ручку и головку. Головка состоит из бойка и носка. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке несильные удары После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары. Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть клещами или молотком со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку. Прочность соединения повышает подгибание выступающих концов гвоздей на оправке и забивание их обратно в древесину. Работу по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они должны хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, знать способы соединения деталей, уметь изготавливать различные изделия из древесины.

Техника безопасности при работе молотком.

Работать только исправным инструментом, с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.

Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.

Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.

Не оставлять молоток на краю верстака.

Соединение деталей шурупами.

Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями в зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом. Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом-зенковкой - расширяют входное отверстие. Шурупы завинчивают отверткой по часовой стрелке. На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины Шурупы они завинчивают электрошуруповертами.

Техника безопасности при соединении деталей шурупами.

Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

Отвертка должна быть исправна, соответствовать прорези шурупа.

Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.

При закручивании не трогать шуруп рукой.

Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.

Соединение деталей на клею .

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клей - вязкое вещество которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают природные и синтетические. Природные-казеиновый (порошок желтовато-белого цвета, растворяется в воде и тщательно размешивается).

Столярный клей-зерна или твердые плитки с блестящей поверхностью Его варят в клееварке и используют в горячем виде.

Синтетические клеи-ПВА и БФ выпускаются уже готовыми к применению.

Клей ПВА-вязкая жидкость белого цвета наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.

Клеи марок БФ склеивают деревянные детали с металлическими, пластмассовыми и другими.

Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски и с помощью кисти, намазывают клеем, выдерживают 2..3 минуты и соединяют друг с другом, затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея..

Техника безопасности при склеивании деталей.

При работе избегать попадания клея на кожу рук.

Склеивание деталей проводить на подкладной доске.

После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

Демонстрация готовых изделий, с различными способами соединения деталей.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Объяснение выполнения работ по технологической карте. Демонстрация правил и приемов выполнения операций. Напоминаю о необходимости строго соблюдать правила техники безопасности при работе ручным инструментом, о самоконтроле и контроле готового изделия по чертежу. Так же прошу ребят не забывать о взаимопомощи.

Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

На экране – новые термины: гвозди, молоток, клещи, плотник, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины, клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

Подведение итогов занятия: комментарий оценок и демонстрация лучших работ, а так - же работ которые не удались (указать почему).

Оценивается состояние дисциплины в мастерской и уборка рабочих мест.

Вывод: умения и навыки, полученные при изучении данного раздела помогут при прохождении последующих. В домашних условиях ребята самостоятельно смогут изготовить несложные изделия.

Цели.

Образовательная: Научить учащихся применять различные клеи для разных операций.

Развивающая: Развивать конструкционные способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать бережливость, чувство ответственности, коллективизм.

Оборудование: клей, кисти емкости вода.

Оформление классной доски: новые термины (клей столярный “ГЛЮТИНОВЫЙ”, казеиновый, синтетические клеи).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

А) Какие вы знаете физические свойства древесины?

Б) Инструмент для обработки древесины?

В) Правила безопасной работы при работе ручным инструментам?

III, Объяснение нового материала

А) Набор заготовок для подставки под горячие предметы.

На прошлом уроки мы изготовили и подогнали детали из древесины.

Б) Способ соединения гвоздями, шурупам, и на клею.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация, как можно соединить детали в единое изделие. Ребята предложили много различных вариантов, иногда просто фантастические. В итоги было предложено соединить детали на клею.

В) Клеи бывают: природные и синтетические .

К природным относятся :

Костный клей изготавливается из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, и варят в специальных аппаратах. Костный клей применяется при работе с древесиной. В зависимости от породы склеиваемой древесины (твердая, мягкая, пористая, рыхлая), готовят различные консистенции. Для твердой древесины применяется жидкий клей, для рыхлой и пористой – густой.

Казеиновый клей получают путем створаживания обезжиренного молока кислотой или специальным ферментом. Выпускаемый казеиновый порошок состоит из казеина, канифоли, жидкого стекла, щелочи и антисептика. Приготовление: смешать до однородной массы порошок и воду в соотношении одна часть порошка к двум частям воды.

Синтетические клеи. Это растворы синтетических смол органических или минеральных растворителей.

ПВА клей быстро сохнет, клеевая пленка прозрачна, не оставляет пятен. Применяется для склеивания разных материалов. Наносят клей тонким слоем на очищенную поверхность. При склеивании необходима предварительная открытая выдержка, затем три минуты выдержать под давлением. Хранить ПВА клей при температуре не ниже пяти градусов.

Клеи бывают разные по свойствам и способам приготовления.

  1. Вводный инструктаж. Правила безопасности. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

  1. Практическая работа.

А) Приготовление клея.

Учащимся предлагается выбрать и приготовить столярный и казеиновый клей.

Б) Технология склеивания. Все операции производятся по технологической карте.

На ровную и чистую поверхность наносят клей, после чего сжимают заготовки с помощью зажимов, струбцин или груза. После склеивания изделия обрабатывают наждачной бумагой, после чего покрывают лаками или красками.

  1. Рефлексия.

Каждому ученику дается муляж сотового телефона распечатанного на принтере. Задача: Написать СМС другу о том, как прошёл урок, что нового вы узнали? Что запомнили? Что понравилось или не понравилось? И т.д.

VII. Заключение:

Анализ работ и ошибок. Оценивание. Уборка мастерской.

\ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного выполнения отверстий в детали?

"Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями и шурупами?

2.Практическое задание.

"Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

"Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

3.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ "Склеивание древесины и наклеивание на древесину".

Учитель . Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на первый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей затвердевает, или, как говорят, "схватывается". Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей одинаково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесения склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

Клеи и мастики

Древесина

1. Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

2. Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные :

Марс, Уникум

4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

Синтетический столярный

5. Каучуковые, латексные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

6. Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

7. Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлевки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить. (См. Приложения, рис. 37.)

Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

"склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

"не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

"Подготовить склеиваемые детали.

"Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с помощью струбцины.

IV.Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей".

Беседа - объяснение.

Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки.

Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности.

Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке.

Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

"использовать напильник только с исправной ручкой;

"для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

V. Практическая работа.

Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей:

Подобрать напильник и шкурку.

Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Урок № 29-30. Склеивание и зачистка изделий из дерева.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Тема: СКЛЕИВАНИЕ И ЗАЧИСТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА

Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончатель­ной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Оборудование : столярный верстак, струбцина, напильни­ки, наждачная шкурка, различные клеи.

Ход урока

I

1. Беседа по вопросам:

Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного вы­полнения отверстий в детали?

Какие правила безопасности следует соблюдать при соедине­нии деталей гвоздями и шурупами?

2. Практическое задание.

1) Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

2) Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушай­те сведения об этом из рубрики «Это любопытно».

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревь­ев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями живот­ных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и де­ревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

П. Изложение программного материала.

Рассказ «Склеивание древесины и наклеивание па древесину».

У ч и т е л ь. Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны много­численные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги «собирали» из кусков па клею и воз­вращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и кра­сивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специаль­ного назначения и так называемые универсальные (вполне универ­сальных клеев пока не существует).

Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на пер­вый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей за­твердевает, или, как говорят, «схватывается». Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей оди­наково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протека­ния которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компо­нент- отвердитель или катализатор.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых мате­риалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остат­ков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкур­кой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, «распирающих» клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесе­ния склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникно­вению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очист­ку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и «расталки­вать» склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка.

Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеива­ния. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверх­ности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испа­рилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и по­сле повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверх­ности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необ­ходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечи­вающих возможность склеивания любого материала. Поэтому ре­цептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с оста­точной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д. В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, дек­стриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные,карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

Клеи и мастики

Древесина

Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные:

Марс,

Уникум

Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

Синтетический столярный

Каучуковые, латсксные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлев­ки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить.

Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

Склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

Не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

III . Практическая работа.

Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

1. Подготовить склеиваемые детали.

2. Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с по­мощью струбцины.

IV . Рассмотрение технологического приема «Зачистка по­верхностей деталей».

Беседа-объяснение.

Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильни­ка, шлифовальной шкурки.

Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Пло­ские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как на­ружные, так и внутренние поверхности.

Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в вер­стаке.

Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее де­лают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, по­мещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

Использовать напильник только с исправной ручкой;

Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

V . Практическая работа.

Выполнение заданий по обработке технологического прие­ма - зачистка деталей:

1. Подобрать напильник и шкурку.

2. Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

IV . Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Тема: ВЫЖИГАНИЕ, ВЫПИЛИВАНИЕ И ЛАКИРОВАНИЕ

ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА

Цель: научить учащихся приемам художественной обработки древесины.

Оборудование: электровыжигатель, лобзик, надфиль, струб­цина, кисть, лак, заготовки.

Ход уроков

I . Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

Объясните назначение шлифовальной колодки.

Как контролируется поверхность после шлифования?

2. Самоанализ и самооценка качества склеенных деталей.

3. Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение программного материала.

1. Иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность.

Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунка­ми; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллю­страции из книг и журналов.

Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папирос­ную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифован­ную шкуркой.

При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошли­фованную поверхность древесины и обводят карандашом.

Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. На­нося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображае­мых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утом­ляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать не­большие перерывы для отдыха.

Выжигание производится с помощью электровыжигателя.

Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.

Необходимая степень накала устанавливается регулятором.

2. Инструктирование о правилах безопасности при вы­жигании.

Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:

1) Выжигать можно только по сухой древесине.

2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует пе­редвигать быстро.

3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.

5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать сле­дующие меры безопасности:

Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

Периодически при выжигании проветривать помещение;

Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не ос­тынет.

3. Отработка технологического приема выжигания.

Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигате­лем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.

4. Иллюстрированный рассказ «Выпиливание лобзиком из фанеры».

Учитель. Вначале рассмотрим устройство лобзика.

Учитель демонстрирует, как правильно установить пилку.

Обратите внимание на наклон зубьев пилки.

Устанавливать пилку можно с помощью эксцентрикового за­жима или вручную.

Учитель показывает приемы установки пилки, затем предла­гает повторить эти приемы учащимся.

При выпиливании заготовку лучше крепить струбциной к вер­стаку.

Обратите внимание на некоторые особенности при выпилива­нии (учитель комментирует показ):

1) При выпиливании внутренних контуров сделаем отверстие шилом и установим пилку.

2) Перемещают лобзик вверх-вниз с легким нажимом.

3) Наружный контур опиливают в последнюю очередь,

4) Зачищают вырезанные участки заготовки с помощью наж­дачной шкурки или надфиля.

5. Ознакомление с технологическим приемом лакирования изделий.

Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверх­ность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарното, пихтового, бальзамно-масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцепле­нием и эластичностью.

Для лакирования древесины можно использовать самые раз­личные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, поли­эфирные, полиуретановые.

Желательно, чтобы учитель показал образцы лаков, упаковок, в которых они поступают в розничную продажу.

Нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243) в аэрозольных баллонах и в банках (НЦ-218). Лак НЦ-218 наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, каждый слой сушат в течение 1 часа; расход 120 г/м 2 . При­меняется с разбавителями.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.

Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, по внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.

Из спиртовых лаков лучше всего применять идитольный и шеллачный. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут; расход на один слой 25-30 г/м 2 .

Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом слу­чае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2-3) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.

Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует посту­пить следующим образом. Прежде всего, необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают гру­бой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый «ворс» дре­весины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теп­лой водой.

Окрашивают древесину спиртовыми морилками, которые нано­сят в два слоя тампоном, растирая изделие сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек. Окрашенную древесину сушат и шли­фуют мелкой шкуркой.

Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может «про­сесть». Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими со­ставами. В продажу они не поступают - их надо приготовить са­мим из лака ПФ-283 (4с) (6 %), уайт-спирита (8 %) и наполнителя -порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое си­то (3600 отверстий на 1 см 2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ-283 и уайт-спирита, взятых в соотношении 3:4.

Порозаполпитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки порозаполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Порозаполпитель обязательно дол­жен сохнуть в течение двух суток.

Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натураль­ную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно при­ступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или порозаполнителя на древесине поднимается «ворс», поверх­ность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

После грунтования приступают к лакированию.

Лакирование производят с помощью кисти или тампона. После нанесения лака изделия высушивают горячим или хо­лодным способом.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Проветривать помещение;

Не лакировать вблизи нагревательных приборов;

Не нюхать лак во избежание отравления;

Избегать попадания лака на открытые участки тела;

После работы тщательно вымыть руки с мылом;

Держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

III . Практическая работа.

В качестве подведения итогов по изучению раздела «Техноло­гия обработки древесины» учитель предлагает учащимся изгото­вить небольшой творческий проект, содержащий элементы:

Разметки;

Выжигания;

Лакировки.

Например: изготовление разделочной доски. Технологическую карту учащиеся составляют дифференциро­ванно:

1) самостоятельно (высокий уровень овладения технологиче­скими приемами обработки древесины);

2) с помощью учителя (средний уровень овладения технологи­ческими приемами обработки древесины).

Рисунок для выжигания учащиеся выбирают по своему усмот­рению,

Работу по изготовлению творческого проекта учащиеся вы­полняют под руководством учителя с проверкой после каждой технологической операции.

IV. Итог уроков.

Учитель. Выскажите свое мнение о том, что полезного, нуж­ного вы приобрели на уроках технологии при изучении раздела по обработке древесины. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки? Чему бы еще вы хотели научиться?