Бытовые электроприборы

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности. От самопознания к саморазвитию

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности. От самопознания к саморазвитию

Человек может оставаться собой лишь в том случае,
если он неустанно стремится над собой возвысится.

Жюль Лашелье

По дороге к успеху , в процессе достижения поставленных целей каждому из нас приходится в том или ином виде проводить работу над собой. Работа как над отрицательными, так и положительными качествами своего характера, борьба с вредными привычками, повышение своей квалификации это сложный процесс самосовершенствования длящийся всю жизнь.

Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд , ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.

Процесс самосовершенствования и работа над собой

Как только вы решили, что хотите стать на путь самосовершенствования , стоит помнить одно правило - постоянство. Если вы сможете первую неделю следовать первоначальному плану, то вас обязательно ожидает успех. Как часто мы после прочтения воодушевляющей статьи или книги или просмотра телевизионной программы решаем, что пришло время. Но проходит время, настрой пропадает, а мы забываем о своих грандиозных планах. Работа над собой требует постоянства.

Почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал:

«…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза–не видеть, имея уши – не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, – разве же это житье? »

В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:

«Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития ».

Зачем жить с постоянными размышлениями: «каким я мог бы стать». Вы даже не представляете себе, сколько вы можете сделать для собственного развития. Сегодня даже возможность развить память, внимание, скорочтение становяится абсолютно доступной, следует лишь регулярно выполнять упражнения для развития памяти следуя определенным правилам и способам. Посетив на этом сайте рубрику «Саморазвитие «, вы найдете там массу полезной информации, например узнаете - как избавится от застенчивости , как развить силу взгляда , как стать пунктуальным , как развить интуицию и многое многое другое.

Желание стать лучше и стать на путь совершенствования, должно преодолеть все низменные желания и привести человека к успеху, сделать его самостоятельной личностью, достойной восхищения и подражания. Таким образом, человек может признаться себе и другим, что достиг совершенства, лишь, когда на самом деле научился преодолевать свои слабости, перестал слепо следовать своим желаниям, стал умнее, добрее и лучше во всех отношениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если Вас интересует стоимость оформления генеральной доверенности , то на сайте notbe.ru Вы сможете найти всю необходимую Вам информацию.

Я часто задаюсь вопросом, почему одни люди не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся процессе самосовершенствования, а другие плывут по течению и надеются на волю случая?

Самосовершенствование и профессиональное развитие

Саморазвитие человека — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

  • Личностное развитие;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Профессиональное развитие;
  • Физическое развитие.

Если вспоминают о профессиональном развитии, то только в том случае, когда уровень мастерства человека не чуток изменился, а повысился на порядок.

Профессиональное саморазвитие не является массовым явлением, потому что не у каждого есть необходимые качества, которые нужны для постоянной и упорной работы надо собой. Саморазвитием могут похвастаться только те личности, которые обладают рядом качеств:

  • Понимание основ саморазвития;
  • Мотивация на решение профессиональных задач и на достижение высоких результатов;
  • Способность к саморазвитию.

На эффективность саморазвития влияют и внешние факторы:

  • Создание социально-психологических условий в рамках корпоративной культуры компании;
  • Наличия условий для развития;
  • Доступ к информации и степени подготовленности для работы с ней.

Как видим, необходимым условием для саморазвития является наличие:

  1. Внутренней мотивации;
  2. Способности к саморазвитию.

Хочется отметить, что не существует саморазвития без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно. Поэтому лакмусовой бумажкой человека желающего заняться саморазвитием будет его отношение к своей работе.

Определить уровень на профессиональное саморазвитие можно следующим образом. Если доминирующими факторами на саморазвитие являются внутренние мотивы, то этот человек будет нацелен на саморазвитие, если же внутренние мотивы отсутствуют, то можно смело утверждать, что мотивация на саморазвитие у человека отсутствует.

Нельзя мотивы и внутреннюю мотивацию высосать из пальца — это процесс продолжительный и довольно сложный. Наличие у человека данного вида мотивации позволит ему самостоятельно добиться успеха в процессе преобразований.

Развитие человека происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным саморазвитием. Конечно, точно так же, как обстоит дело и с мотивацией саморазвитие присутствует не у всех, однако способность к саморазвитию можно создать и развить довольно быстро.

Умения необходимые для саморазвития:
  • Замечать недостатки и удерживающие самоограничения;
  • Анализ собственной работы;
  • Конструктивная критика своей деятельности.

Если игнорировать саморазвитие, то придется пройти путь естественного созревания, что не может служить гарантией эффективного результата. Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов.

Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Задачи могут быть как реальными, так и нереальными. Представим, что человек находится на пятой ступени карьерной лестницы. Логичным для него будет планирования перейти на шестую или при сверхусилиях сразу на седьмую. Если же человек, находящийся на пятой ступени планирует сразу перейти на десятую, то это говорит о неправильных действиях. Такой человек не понимает своих возможностей. Неправильная оценка имеющихся качеств приведет к стрессу, а не к успеху и профессионализму.

Существует три вида профессионально развития:

    Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.

  1. Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.
  2. Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.

Надо отметить, что работать сразу по трем направлениям не получится, так как это трудоемкий и психически сложный процесс.

Необходимые условия для самосовершенствования:

Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.

  1. Организационная культура может стимулировать и помогать человеку в самосовершенствовании, а может и быть препоной. К первому можно отнести культуру, ориентированную на созидание и творчество, а ко второму — бюрократический аппарат.
  2. Руководство может быть примером новатора, а может быть и острожного консерватора. От этого будет зависеть, какая будет атмосфера в коллективе. Если руководитель заинтересован в привлечении персонала к обсуждению производственных проблем, поддерживает инициативных и всем своим видом показывает, что хочет привлечь персонал к решению поставленных задач, не против конструктивной критики и не боится рисковать, то тогда создается хорошая возможность для саморазвития.
Для саморазвития каждый человек должен обладать такими ресурсами:
  1. Свободное время для саморазвития;
  2. Доступ к информации;
  3. Наличие производственных условий. К таким условиям можно отнести обучающие программы, тренинги, семинары и различные обучающие мероприятия.

Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требуют финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.

Ю. М. Орлов выделяет две полярные парадигмы управления своим поведением: парадигма насильственного и парадигма ненасильственного управления.

Насильственная парадигма строится на сравнении "Я идеального" и "Я реального" на основе какой-либо оценочной ситуации. Предполагаемым результатом является работа личности над собой по исправлению недостатка. На самом деле осознание собственного несовершенства может иметь неоднозначные последствия. В основе парадигмы насильственного управления лежит возмездие за нежелательное поведение. Такая парадигма неэффективна. Приобретенное поведение неустойчиво. Сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует практически достоверная возможность наказания за невыполненное действие.

Ненасильственная парадигма устранения нежелательного поведения состоит не в наказании, а в угашении, т.е. в неподкреплении, нежелательного поведения. Под угашением понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Смыл ненасильственной парадигмы заключается в том, чтобы человек перестал получать удовольствие от нежелательного поведения.

Самосовершенствование, считает Ю. М. Орлов, должно проходить на грани приятного, тогда самосовершенствование пойдет свободно, из глубокого, истинного человеческого желания стать лучше, совершеннее. В основе этого стремления лежит потребность в самореализации, т.е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возможностей.

Можно выделить несколько этапов самосовершенствования.

  • 1. Самонаблюдение. На данном этапе человек фиксирует факты своей жизни:
    • – всегда, когда мне нужно выразить свою мысль, я не могу подобрать слова;
    • – всегда, когда учитель вызывает меня к доске, я теряюсь;
    • – всегда, когда мне хочется расслабиться, я тянусь за сигаретой.
  • 2. Самоанализ. Соотнесение фактов с определенными ценностями. Сравнение образа "Я идеального" и "Я реального". В результате устанавливается разрыв между идеальным образом и "Я реальным". Например, человек говорит себе: я ленив, у меня слабая воля, я не умею управлять своими чувствами и др.
  • 3. Самооценка. В самооценке выражается отношение человека к установленному разрыву. Человек сам для себя должен определить путь. Он может включить механизм психологической защиты типа: я не хуже других, я жертва обстоятельств, мне этого и не нужно и т.д. Он может встать на путь целенаправленной работы над самим собой. Может найти способ компенсации своих недостатков.
  • 4. Постановка цели и разработка программы. Самовоспитание направлено на формирование определенных качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности. Проблема заключается в том, что человек не всегда может соотнести цели и реальные возможности. Он ставит цели абстрактные (стать похожим на...) и даже бессмысленные (научиться спать на гвоздях), часто нарушая соотношение ближних и дальних целей, не выстраивая иерархии целей. Мешает правильной постановке цели безмерная широта, одновременное множество целей.
  • 5. Осуществление программы самовоспитания. Первым и основным условием осуществления программы является способность человека к самоограничению. Полезно на данном этапе вести дневник, где будут фиксироваться успехи и неудачи. Можно составить график. Человек должен овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и др.

Общий план разработки программы личностного самосовершенствования:

  • 1-й шаг. Постановка дальней цели. Необходимо насколько возможно четко определить для себя общую жизненную перспективу: определить конкретные достижения и сроки. При этом в основе должно быть не изменение какого-либо качества, а дело.
  • 2-й шаг. Постановка ближней цели. Ближняя цель должна согласовываться с дальней целью, должна приближать к дальней цели.
  • 3-й шаг. Определение личностных ресурсов. Ресурсы свои необходимо рассматривать с точки зрения конкретного дела, к осуществлению которого человек стремится.
  • 4-й шаг. Определение недостающих ресурсов. Чем более определенно мы сами для себя определим, что нам необходимо для достижения цели, тем яснее будет для нас, как работать на приближение цели.
  • 5-й шаг. Разработка алгоритма достижения цели. Составление алгоритма – это творческий процесс. Поэтому нет универсальных алгоритмов, они составляются с опорой на имеющиеся и недостающие ресурсы.
  • 6-й шаг. Определение возможных потерь. Никогда не получается все запланировать и запрограммировать. Кроме этого, следует помнить, что самовоспитание требует самоограничения. Для того чтобы достичь цели, часто приходится от чего-то отказваться. Человек должен быть к этому готов.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование - сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности . Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Возможности и психологические основы для самосовершенствования

Базой самосовершенствования личности является нормальное функционирование нервной системы , а именно активное функционирование второй сигнальной системы - мышления и речи .

По всей видимости, человек вступает в активную фазу эффективного, с точки зрения его личностного развития, самосовершенствования по достижению определенного уровня функционирования второй сигнальной системы и овладения базовыми видами умственных операций в достаточной степени.

На этой почве и возникают адекватные условия для самосовершенствования в той форме, которая не нарушит гомеостаз , не вызовет негативной реакции со стороны окружения человека и будет являться логичным явлением на фоне обстоятельств и условий жизни человека.

В любом случае, источником или точкой бифуркации для начала самосовершенствования человека будут являться внешние условия, которые по своей природе, являются отражением на внутренне созревшую потребность или необходимость.

Разновидности самосовершенствования

По целям

  • Искореняющее
  • Новообразующее

По содержанию

  • Духовное
  • Умственное (Интеллектуальное)
  • Физическое

По организации

  • Индивидуальное
  • Групповое

По длительности

  • Кратковременное
  • Эпизодическое
  • Систематическое

Мотивы самосовершенствования

  • Честолюбие

Методика самосовершенствования

Толчком к самосовершенствованию, как правило, является осознание несовершенства тех или иных качеств и свойств своей личности или натуры.

Условиями, определяющими самосовершенствование являются:

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самосовершенствование личности" в других словарях:

    самосовершенствование - начинается в возрасте подростковом, когда настает пора формирования «идеального Я» (см. сверх Я) осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала,… … Большая психологическая энциклопедия

    СЮ ШЭНЬ Совершенствование тела/личности, самосовершенствование. Принятое гл. обр. в конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личных качеств в соответствие с задачей максимальной самореализации в поддержании социальной и… …

    САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - начинается в подростковом возрасте, когда настает пора формирования идеального Я (Сверх Я) – осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - (самовоспитание) сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. качеств в соответствии со своими представлениями о нравств. идеале. Стремление к С. закономерное следствие развития… … Атеистический словарь

    СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… … Социология: Энциклопедия

    См. самосовершенствование … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить… …

    Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

    ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с. п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение… … Российская социологическая энциклопедия

    Благодать, добродетель, (качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность). Манифестация дао одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus.… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: Монография , Яремчук С.В.. В монографии предпринята попытка исследовать сущность саморазвития, проанализировать его компоненты и факторы детерминации. В качестве основных тенденций саморазвития рассматриваются…
  • Ваш психологический портрет: Типы личности. Характер и темперамент. Мотивация к успеху , . Самопознание и самосовершенствование - путь к гармонии отношений с окружающим миром. И первый шаг на этом пути - составление своего психологического портрета, определение характеристик…
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…

Арина Забавина

C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности - это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Самосовершенствование - понятие

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности - психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека - это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование - определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование - это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента - адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи - век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека - обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей;
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование - пример личного плана работы:

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми - оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» - и касается это исключительно духовной пищи.