Бытовые электроприборы

Психология малых групп. Социальная психология

Психология малых групп. Социальная психология

  1. Квалификационные признаки групп: по масштабу, реальности существования, длительности существования и др.

Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:

По реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);

По способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.);

По длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);

По степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их - условные группы, население большого города как группа);

По роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и поведение своих членов, именуются коллективами.

Каждую группу можно характеризовать по комплексу оснований. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официальная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная. Каждый классификационный признак определенным образом отражает соответствующие особенности социально-психологических явлений в группе. Психология особенно развита и действенна в контактных, долго существующих группах, коллективах.

  1. Психология малой группы.

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность - тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтностьмалой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам. (…)

Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором - наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группыпонимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

На протяжении всей истории социальной психологии малые группы были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, – психологическая общность . Основными ее критериями выступают:

  • а) явления сходства и общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок);
  • б) идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство "Мы");
  • в) осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий "своей" группы от других групп;
  • г) наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. Верхняя граница малой группы определяется нс столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например контактностью , т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.

Различные классификации малых групп относятся не к специально создаваемым для проведения исследований лабораторным группам, а к реальным малым группам, возникающим естественным способом. Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение формальных и неформальных групп, предложенное американским психологом Элтоном Мэйо (1880–1949).

К формальным малым группам относятся первичные подразделения социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются официальными предписаниями.

Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами таких групп являются дружеские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются механизмами своего образования и характером существующих в них межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно. Это связано с тем, что неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, и наоборот, группы, возникающие как неформальные, могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяют группы временные и постоянные.

Основными качественными характеристиками малой группы являются ее композиция и структура.

Композицией называется совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как целое.

Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются такие критерии, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами данной группы.

Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоционалъных связей, или межличностных отношений.

В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры.

Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура межличностных связей, коммуникаций и влияния.

Наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности, является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, в которых взаимодействие между людьми носит неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследованиях малых групп выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями, выявленная по результатам социометрического теста Дж. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии.

Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи циркулирующей в группе информации. Основные характеристики коммуникативной структуры: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации): частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные "коммуникативные сети").

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния друг на друга. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния – системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной группе) и неформального влияния, выраженного феноменом лидерства.

В отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп:

  • 1) деятельностный подход, основанный на принципе деятельности. К нему относятся стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского , программно-ролевая концепция группы М. Г. Ярошевского, взгляды Г. М. Андреевой на модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности;
  • 2) социометрическое направление, основанное на использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства (Я. Л. Коломинский);
  • 3) параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (Л. И. Уманский);
  • 4) организационно-управленческий подход, основанный на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е. С. Кузьмин).

Выделяют основные характеристики (признаки) группы . Это относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия; форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют друг с другом лично. Социальное взаимодействие между индивидами в группе организовано на основе совместного участия в деятельности, которому присущи общность целей, установок, мотивов поведения, системы ценностей, а также общность сознания, организующего групповое действие. Кроме того, малой группе как специфическому виду человеческой общности, присущи:

  • прямой (или косвенный) контакт и межличностное взаимодействие между составляющими ее индивидами;
  • общность цели деятельности и переживание общих чувств;
  • общность сферы интересов, мотивов, установок, норм, нравов, привычек и обычаев;
  • внутренняя распределенность функций и групповых ролей;
  • определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Широко распространенным в социальной психологии является понятие референтной группы, означающее группу, к которой данный индивид относит себя сознательно. Термин "референтная группа" имеет четыре основных значения. Это группа:

  • – на которую данный индивид ориентируется в своих действиях;
  • – которая служит образцом или критерием для оценки личного поведения;
  • – в которую индивид стремится вступить, стать ее членом;
  • – группа, чьи взгляды и ценности служат эталонами для индивида, который нс является непосредственным ее членом.
  • Петровский Артур Владимирович (1924–2006) – доктор психологических наук (1965), профессор (1966), действительный член АПН СССР (1971) организатор и президент РАО (1991 – 1997), специалист в области истории и методологии психологии, социальной психологии. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В. П. Потемкина. С 1966 по 1971 г. руководил кафедрой психологии МГПИ им. В. И. Ленина, с 1972 г. – лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978 по 1985 г. – также кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. С 1978 г. – заведующий лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии. Автор социально-психологической теории коллектива. Разрабатывал теоретические проблемы психологии личности и групповой деятельности, создал трехфакторную модель "значимого другого", концепцию персонализации и стратометрическую концепцию групп и коллективов. Основные труды: "Беседы о психологии" (1961); "История советской психологии" (1967); "Психологическая теория коллектива" (1979); "Личность. Деятельность. Коллектив" (1982); "Вопросы теории и истории психологии" (1984); "Психология в СССР. История и современность" (1990); "Психология и время" (2007).

Лекция 10.Группа как социально-психологический феномен, проблемы малой группы в социальной психологии

Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. Психологические особенности больших групп. Стихийные группы и массовые движения.

Понятие малой группы. Основные характеристики малой группы. Виды малых групп. Основные направления в исследовании малых групп.

Вопросы:

1. Понятие малой группы в социальной психологии.

2. Классификация малых групп.

3. Модели развития малых групп.

4. Психология больших социальных групп.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Следует выделять непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.



Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

Классификация малых групп.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные - это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

Что такое малая группа в психологии?

В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10-12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

Отличительные признаки

Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

  1. Регулярные встречи участников.
  2. Формирование единой цели, задач.
  3. Общая деятельность.
  4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
  5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
  6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
  7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Формальная группа

Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Классификация малых групп

По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

Структура

Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

  1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
  2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
  3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

Взаимоотношения участников малых групп

Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

Не стоит недооценивать роль Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

индивида в малой группе?

Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

При выборе средств и методов психологических исследований в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

Понятие лидерства в малой группе

Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер - это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель - это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

Управление малыми группами

С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

  1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
  2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
  3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии - понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.

1. Групповые процессы и состояния.

2. Групповые эффекты.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Малая группа является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке. Западная социальная психология, в частности американская, в большинстве случаев изучает процессы, происходящие в малой группе в лабораторных условиях. Ученые пытаются моделировать процессы реальных малых групп и устанавливать закономерности взаимодействия людей. Большинство же исследований российских психологов проведено на материале реальной малой группы, а не искусственно созданной. Достоинство таких исследований заключаются, во-первых, в получении данных о взаимодействии людей в реальных социально-значимых ситуациях деятельности, во-вторых, в возможности быстрого практического использования и внедрения результатов исследования, в-третьих, в открытости исследователей, невозможности обмануть испытуемого, манипулировать его сознанием и поведением. Недостатками подхода являются наличие существенных трудностей в проведении эксперимента в малых группах и более поверхностные результаты психологического исследования.

1.​ Групповые процессы и состояния

Группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В самом широком плане социальная группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из целостной социальной системы, взаимодействующая определенным образом, осознающая свою принадлежность друг к другу и рассматриваемая как группа с точки зрения других лиц.

В основу первой классификации положен критерий численности, т.е. количество людей, являющихся членами группы.

Существует три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, члены которой имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Это элементарная ячейка общества, через которую осуществляется процесс воздействия личности на общество и наоборот. Малые группы - семья, учебная группа, спортивная команда, объединение людей по интересам и т. д.



Признаки малых групп:

1.​ наличие общей цели

2.​ личный непосредственный контакт (лицом к лицу)

3.​ высокая степень чувства причастности, психологическая и поведенческая

общность членов.

4. групповые нормы и правила общения.

2) средняя группа – относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии – т.е. организация (воинское подразделение, факультет университета, коллектив поликлиники, больницы и др.);

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга (государство, нация, партии, социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, возрастным, половым, культурным и другим признакам). Эти группы воздействуют на психологию личности через проводимую ими политику, идеологию, культуру. Большие группы могут быть организованными и неорганизованными (толпа)

В табл. 1 представлены основные различия между группами.

Таблица 1. Основные различия между группами

Признак Малая группа Средняя группа Большая группа
Численность Десятки человек Сотни человек Тысячи, миллионы
Контакт Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Отсутствие контакта
Членство Реальное поведенческое Функциональное Условное социально-структурное
Структура Развитая внутренняя неформальная Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Отсутствие внутренней структуры
Связи в процессе труда Непосредственные трудовые Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Трудовые опосредованные социальной структурой общества
Примеры: Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры Организация: все работники предприятия, вуза, фирмы Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия


Вторая классификация опирается на критерий времени существования группы: кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например, этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как бригада рабочих, может быть либо кратковременной – люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той бригаде.

Третья классификация основана на критерии структурной целостности группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы.

2) Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, относится к типу вторичных групп, поскольку состоит из более мелких структурных подразделений - цехов и отделов. Организация, например, промышленного предприятия, фирмы – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа.

Условия образования малых групп.

Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

1.​ Наличие общей территории - географическая близость, территория, на

которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.

2.​ Непосредственный контакт - людей необходим для их знакомства,

установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.

3.​ Время взаимодействия - установление прочных контактов и трудовых

связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

4.​ Численность группы. В социальной психологии установлено, что

эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Два человека образуют диаду, три человека – триаду. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность деятельности группы.

5.​ Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является

внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность.

6.​ Совместная деятельность. В психологии выделяют три типа

совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Примером такой деятельности, может быть бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное плановое задание, или коллектив педагогов вуза, где каждый преподаватель в определенные часы обучает слушателей своему предмету. Фактором, объединяющим людей в такую группу, является общий предмет труда. Совместно-индивидуальная деятельность состоит из независимых действий участников с единым дня них предметом труда.

2. Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Примером такой деятельности может служить конвейерное производство. Здесь для преобразования общего предмета из одного состояния в другое - конечный продукт - требуется серия последовательных операций разных людей с одним и тем же предметом. Только в результате жесткой организации процесса деятельности можно добиться решения поставленной группой задачи.

3. Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких участников.

Группа людей потому и называется группой, что люди не просто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижения этих целей. Их совместная деятельность строится на основе разработанной программы, в которой расписывается технология деятельности.

7.​ Структура группы - это упорядоченная система взаимодействий

участников совместной деятельности. В зависимости от типа статуса определяется и тип структуры группы. В групповой динамике выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную.

Формальная структура задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как социально действующих элементов групповой системы. Неформальная структура образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе трудового взаимодействия. Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую.

Группа – более широкое понятие, чем коллектив.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, на основе единства интересов и целей, совместной общественно-полезной деятельности.

Критерии коллектива:

Наличие социально-значимых целей;

Организационная оформленность;

Сознательная дисциплина;

Взаимная ответственность;

Товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;

Совместная общественно-полезная деятельность.

Независимо от вида общественно полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей раз​личных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений.

В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправ​ляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные груп​пы не снижают результатов деятельности. Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опас​ность. Например, если люди объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри сво​ей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превра​щается в коллектив. С другой стороны, если сотрудники скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1-2 негативных лидеров.

2. Групповые эффекты

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются механизмами функционирования группы, с помощью которых группа переходят с одного уровня развития на другой.

Существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Эффект социальной фасилитации. Его можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация - это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле – это усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией. (например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение). В присутствии других людей повышается скорость решения простых математических задач, простых заданий на моторику и т. п.

Эффект принадлежности к группе - это групповая идентичность.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов ввели термин «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

​ человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее

положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;

​ когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании

человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

​ эмоциональный компонент групповой идентичности заключается в

переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда;

​ поведенческий компонент проявляется тогда, когда различия между своей и

чужими группами становятся заметными и значимыми для человека.

На работе преобладают профессиональные идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями - половые и возрастные, в общении с представителями других стран и культур - этнические, культурные, религиозные и пр.

Психофизилогический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствия других людей (усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса). Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение индивидуального вклада в общегрупповую работу. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85 %, а из восьми человек - только 49 %.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Бибб Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Он доказал, что жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев.

Эффект группомыслия. возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

а) внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. Это и есть истинный конформизм - тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

б) внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает его высокий уровень внушаемости. Это тип приспособившегося к группе человека;

в) негативизм - человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы. Это тип поведения человека, стремящегося приспособить группу к самому себе;

г) нонконформизм - независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Когда люди не уверенны, они ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информациии или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессионалыных качествах или личностных характеристиках другою человека. Сформировавшаяся установка служит «ореолом», мешающим видеть у субъекта реальные черты, достоинства и недостатки.

Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности, враждебности с другими группами (эффект «они»). Эффект принадлежности к группе включает в себя: а) эффект сопричастности; б) эффект эмоциональной поддержки.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает его.

Эффект группового эгоизма. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.

Эффект маятника. Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы; происходит ее групповая оценка и обсуждение. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат – это характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.

Рассмотрим структуру социально-пси​хологического климата коллектива.

В структуре социально-психологического климата выделяют две основные со​ставляющие:

1. отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив;

2. их отношение друг к другу.

В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, курсантами, офицерами-сослуживцами) и отноше​ния по вертикали в системе руководства и подчинения. Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью - основой его существования. Если говорить о взаимо​отношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить не​сколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект - систему межличностных психологических отношений.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при ре​шении профессиональных задач. Система данных отношений предполагает неукосни​тельное исполнение служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти вза​имоотношения официально закреплены в организационной структуре коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, при​казах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодей​ствуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому нуждается в пристальном внимании и сис​тематическом управлении со стороны начальника или командира подразделения. Данная необхо​димость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений - стремление личности к самоутверждению. Само​утверждение личности - это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечи​вала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности лично​сти, раскрытию ее наиболее сильных сторон, Процесс самоутверждения лично​сти - это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду пре​имуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе. Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности его деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего, связано со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчиненным в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любо​го коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение - это один из компонентов морально-психологической атмосферы коллектива. Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на, но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем. Кроме этого, коллек​тивное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Так, например, на об​щем собрании вдруг обнаруживаются два мнения: одно офици​альное, внешнее, и другое - внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений. Следовательно, каждый руководитель коллектива должен постоянно формировать обществен​ное мнение, всемерно повышать его действенность, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым.

Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характер​ным для большинства коллективов, является коллективное настроение. Коллек​тивные (групповые) настроения - важнейшая составная часть психологии кол​лектива. Они выражаются в совместном переживании тех или иных событий, актов и, в свою очередь, усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практи​ческое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата кол​лектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные тра​диции.

Коллективные настроения и традиции

Коллективное настроение - это частный случай совместных переживаний, овла​девших значительной частью коллектива. Настроения и психические состояния коллектива являются структурными компонентами его психологии, представля​ющими преимущественно эмоциональную сторону его духовной жизни.

Если настроение индивида в равной мере обусловливается физиологическими, психологическими и социальными факторами, то коллективное настроение в пер​вую очередь зависит от социальных условий, таких как успешность деятельности коллектива, характер взаимоотношений между его членами, условия труда и от​дыха, состояние воспитательной работы и др.

Коллективное настроение не только весьма динамично, но и обладает большой побудительной силой, способной многократно усиливать чувства людей и на этой основе многократно увеличивать энергию индивидов, составляющих группу. При этом следует иметь в виду, что групповые настроения обладают целым рядом свойств. К числу основных свойств коллективных настроений следует отнести следующее:

Групповые настроения могут переходить из одной формы в другую, из не​осознанной в сознаваемую, из скрытой в открытую;

Они могут быстро перерастать в действие;

Коллективные настроения могут подвергаться колебаниям и в самый незна​чительный срок, почти мгновенно коренным образом перестраиваться.

Традиции весьма многообразны и многочисленны. Условно их можно разде​лить на несколько групп. По содержанию традиции могут быть боевыми, трудо​выми, служебными, спортивными и пр., по сферам проявления - моральными, право​выми, художественными, религиозными и др., по принадлежности к различным общностям людей - общенародными, национальными, территориальными, про​фессиональными, возрастными, внутриколлективными и др.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся правила и обычаи, побуждающие военнослужащих образцово, с честью и достоинством выполнять свой долг перед Родиной. Существуют и другие традиции, которые присущи большинству воинских коллективов, таких как спортивные, трудовые и т. п.

Опыт показывает, что умелое использование традиций позволяет добиться высоких результатов в работе различных коллективов.

Итак, процесс целеполагания официальной группы как единого целостного образования неразрывно связан с процессом целеполагания всего общества. В этом плане официальная группа является действительно связующим звеном между личностью и обществом. Именно через официальную цель деятельности малой группы личность осознает и интериоризирует цели общества. Группа работает с большим усердием, если ее члены участвуют в постановке цели, если ее члены ставят перед собой все более труднодостижимые цели, если цели группы более сложные, чем те задачи, которые ей навязываются извне. Участие членов группы в постановке целей, способствует их интериоризации.

Человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением. В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакций действительному мнению и поведению человека.

Отношения в коллективе весьма разнообразны и многоаспектны. Чтобы понимать и учитывать их в своей практической деятельности руководитель должен иметь хорошую психологическую подготовку. Он не может не заниматься проблемами взаимоотношений своих подчиненных, поскольку они отражаются на уровне работоспособности. При этом для успешного разрешения этих проблем большое значение имеет авторитет руководителя коллектива.

В обществе существует огромное количество разнообразных групп, но в них действуют одни и те же социально-психологические законы групповой динамики. Понятие групповой динамики объединяет широкий круг вопросов: разделение власти внутри группы, способы коммуникации, роли, исполняемые членами группы, степень лояльности членов группы и т.д.

Дж. Хоманс дал следующее определение: «Малая группа - это некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени». Д.Картрайт и А. Зандер считали, что «группа - собрание индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом». Отечественный психолог А.И.Донцов, дал следующее определение: «Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания».

Задание для самостоятельной работы

1. Условия образования малых групп.

2. Групповые эффекты.