Бытовые электроприборы

Программа испытаний системы противопожарной защиты. Акт проверки систем противопожарной защиты (АПС)

Программа испытаний системы противопожарной защиты. Акт проверки систем противопожарной защиты (АПС)

АКТ
Комплексного опробования технических средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления о пожаре

«___» ______ ____ г. г. ___________

Объекты: ________________________________________________________
(наименование объекта, зданий, помещений, адрес)
Комиссия в составе:
1.Председатель комиссии директор Иванова Светлана Владимировна (должность, фамилия, инициалы ответственное лицо от объекта):
Члены комиссии:
2. инженер ООО «Лицензированная организация» Петров В.В. (должность, фамилия инициалы от обслуживающей компании)
3. инженер ООО « Лицензированная организация» Сидоров А.В. (должность, фамилия инициалы от обслуживающей компании)
Произвела проверку работоспособности технических средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в составе: ПКП «Сигнал-4», блок бесперебойного питания (БПП-_50), световое табло «Выход», свето-звуковой оповещатель, дымовой пожарный извещатель, извещатель пожарный ручной, звуковой оповещатель.
__________________________________________________________________

Методы проведения проверки и технические средства, используемые при проверке: Посредством нажатия на ручной пожарный извещатель. Имитацией сработки дымовых пожарных извещателей. Замером уровня сигнала звуковых извещателей цифровым шумомером «testo 816». Измерение ёмкости аккумуляторов, тестером аккумуляторов.
Выводы, рекомендации и заключение: технические средства автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в исправном состоянии. Требуется замена аккумуляторной батареи в блоке питания.

Председатель комиссии: ______________ ________________ (подпись) (фамилия, инициалы)
Члены комиссии: ______________ Петров В.В.___ (подпись) (фамилия, инициалы)
______________ Сидоров А.В. ____ (подпись) (фамилия, инициалы)

Контроль качества должен осуществляться на каждом этапе жизненного цикла установки автоматической противопожарной защиты (АПЗ): на этапе проектирования, монтажа и эксплуатации установки. Эффективность работы установки и ее жизнеспособность зависят от многих параметров. На этапе ввода установки в эксплуатацию уровень соответствия требуемым параметрам можно определить лишь при проведении комплексных испытаний всех систем АПЗ объекта.

Испытания должны быть проведены с целью установления соответствия основных параметров установки требованиям соответствующих нормативных документов.

Необходимость проведения, порядок разработки методик и программ комплексных испытаний, а также порядок их проведения регламентируют нормативные документы — ГОСТ, СНиП, ВСН, НПБ, РД, правила. В списке использованной литературы перечислена только часть этих документов. Для каждого типа установок АПЗ испытания проводятся с учетом требований нескольких документов, которые определяют как общие требования к правилам приемки, так и нормативные параметры, которым установка должна соответствовать.

Испытания следует проводить перед сдачей установок в эксплуатацию и в период эксплуатации не реже 1 раза в 5 лет.

Комплексные испытания должны проводиться по программе и методике, утвержденным в установленном порядке и согласованным с органами Госпожнадзора. Испытания установок проводятся предприятиями (организациями), эксплуатирующими установки, или специализированной организацией, обслуживающей (монтирующей) эти установки.

Необходимость проведения огневых испытаний установки и проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания определяется заказчиком, органами Госпожнадзора или приемочной комиссией.

Комплексные испытания классифицируются по нескольким признакам.

Методики комплексных испытаний подразделяются в зависимости от типа испытуемой установки противопожарной защиты. Испытания проводятся для:

  • автоматических установок пожаротушения всех типов (АУПТ);
  • системы автоматической пожарной сигнализации (АПС);
  • системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (СОЛУЭ);
  • системы автоматической противодымной защиты (АСПДЗ).

В зависимости от объема испытания проводятся:

  • с помощью воздействия на систему АПЗ технических устройств, имитирующих факторы воздействия пожара, без пуска огнетушащего вещества;
  • с помощью воздействия на систему АПЗ технических устройств, имитирующих факторы воздействия пожара, с пуском огнетушащего вещества.

Кроме того, проводятся огневые испытания, которые, в свою очередь, подразделяются на натурные и модельные. Обычно проводятся огневые испытания с помощью модельных очагов пожара, но на особо важных объектах целесообразно провести натурные огневые испытания.

Структура программы проведения комплексных испытаний общая для всех типов установок АПЗ. Она может состоять из перечисленных ниже разделов. Приведен пример программы комплексных испытаний водяной спринклерной водозаполненной установки пожаротушения на основе тонкораспыленной воды (ВПТ ТРВ), смонтированной в подземном паркинге, и фрагмент программы испытания систем дымоудаления и подпора воздуха с запуском от дымовых пожарных извещателей.

I. Основные характеристики объекта испытаний.

Описываются основные технические решения, принятые в проекте.

II. Цель испытаний.

Целью испытаний являются проверка качества и соответствия выполненных монтажных и пусконаладочных работ проектной документации, определение фактических значений регламентируемых нормами параметров системы противопожарной защиты, а также ее комплексное опробирование. В процессе испытаний необходимо осуществить: проверку комплексной работоспособности смонтированной установки; проверку обеспечения установкой проектной интенсивности орошения защищаемой площади; проверку автоматики срабатывания и выдачи всех необходимых сигналов на приемно-контрольный прибор, избыточного давления. Было принято решение провести огневые испытания на модельных очагах пожара.

III. Состав приемочной комиссии.

Указываются председатель (чаще всего представитель заказчика) и члены комиссии.

IV. Объем испытаний и проверок.

В объем испытаний входят: проверка исполнительной документации, внешний осмотр системы и проверка работоспособности системы.

В программе отражается несколько вариантов проверки работоспособности установки. По согласованию с органами Госпожнадзора и решению приемочной комиссии испытания могут проводиться в полном объеме или выборочно с учетом результатов ранее проведенных сертификационных и других испытаний.

Рассмотрим некоторые варианты проверки работоспособности автоматической установки пожаротушения, ее взаимодействия с системой оповещения о пожаре, а также выдачу управляющих импульсов на технологическое оборудование.

Вариант 1. Проведение огневых испытаний системы ВПТ ТРВ на модельном очаге пожара и проверка функционирования установки с пуском огнетушащего вещества.

Исходное состояние: в помещении, выбранном для проведения испытания, вместо одного спринклерного оросителя вкручивается дренчерный ороситель с шаровым краном (тестовый кран). Давление воды в системе рабочее.

Подготовка модельного очага пожара класса А (рис. 1): штабели из пяти рядов брусков, сложенных в виде колодца, образующих в горизонтальном сечении квадрат и скрепленных между собой. В каждый ряд укладывают по три бруска, имеющие в поперечном сечении квадрат размером 39±1 мм и длину 150±5 мм. Средний брусок укладывают по центру параллельно боковым граням. Штабель размещают на двух стальных уголках (по ГОСТ 8510), установленных на бетонных блоках или жестких металлических опорах таким образом, чтобы расстояние от основания штабеля до пола составляло 100±10 мм. Длина стального уголка должна быть не менее указанной длины бруска. В качестве горючего материала используют бруски хвойных пород дерева не ниже 3-го сорта по ГОСТ 8486. Влажность пиломатериала должна составлять от 10 до 14%. Под штабелем устанавливают металлический противень размером 150х150 мм с бензином для поджога древесины.

Подготавливают три поддона размером не менее 0,5х0,5х0,2 м для сбора воды и дальнейшего подсчета интенсивности орошения (допускается применение поддонов других размеров, обеспечивающих возможность определения интенсивности орошения). На рис. 2 показана расстановка мерных банок для замера интенсивности орошения по ГОСТ 50680-94.
Согласно п. 7.21 ГОСТ 50680-94 интенсивность орошения определяют на выбранном участке при работе одного оросителя при расчетном давлении.
Число контролируемых точек должно быть принято не менее трех, которые должны располагаться в наиболее неблагоприятных для орошения местах (рис. 3).

Начало испытаний:
1) модельный очаг пожара поджигают на улице, выжидается время свободного горения 5–6 мин, затем очаг заносят в помещение для испытаний (или поджигают в помещении);
2) инициируется срабатывание установки путем открытия шарового крана (рис. 4).

Рис. 4. Тестирующий кран

При срабатывании установки необходимо проконтролировать:

  • срабатывание сигнализатора давления на контрольно-пусковом узле;
  • срабатывание электроконтактного манометра на включение пожарного насоса первой ступени (насоса Жокей) с выдачей сигнала на прибор управления;
  • включение основного пожарного насоса с выдачей сигнала на прибор управления;
  • передача сигнала на пульт управления о пуске пожарного насоса, формирование сигнала «Пожар» и включение системы оповещения людей о пожаре;
  • отключение систем приточно-вытяжной вентиляции, закрытие огнезадерживающих клапанов, противопожарных ворот и дверей, включение системы дымоудаления и подпора воздуха, отзыв лифтов на первый этаж при необходимости.
  • замерить время работы установки;
  • зафиксировать факт тушения модельного очага пожара в течение нормативного времени работы установки (20 мин) (факт тушения определяют визуально или с помощью доступных технических средств);
  • проконтролировать обеспечение установкой проектной интенсивности орошения I, для чего произвести расчет по формуле:

где G под — объем воды, собранный в поддоне за время работы установки в установившемся режиме, л;
t — продолжительность работы установки, с;
f под — площадь поддона.

Интенсивность орошения в контрольной точке должна быть не ниже нормативной (0,04 л/с·м2).

Вариант 2 . Проведение испытаний системы ВПТ ТРВ и проверка функционирования установки с помощью тестирующего крана. Производится пуск огнетушащего вещества.

Исходное состояние: в помещении, выбранном для проведения испытания, вместо одного спринклерного оросителя вкручивается дренчерный ороситель с шаровым краном (тестирующий кран). Давление воды в системе рабочее.

Подготавливают три поддона так же, как при первом варианте испытаний. Срабатывание установки инициируется вручную путем открытия тестового крана. При срабатывании установки необходимо проконтролировать правильность алгоритма работы установки и выдачу всех необходимых сигналов.

После окончания работы установки необходимо:

  • замерить объем воды в мерных емкостях;
  • проконтролировать обеспечение установкой проектной интенсивности орошения I, для чего произвести расчет по формуле (см. вариант 1).

Вариант 3 . Проведение испытаний системы ВПТ ТРВ и проверка функционирования с помощью воздейст­вия на спринклер теплового импульса.

Срабатывание установки инициируется с помощью теплового импульса (факела), имитирующего пожар и воздействующего непосредственно на спринклер.

Вариант 4. Проведение испытаний системы ВПТ ТРВ и проверка функционирования с имитацией срабатывания установки путем открытия тестирующего крана на контрольно-пусковом узле (КПУ). Без пуска огнетушащего вещества.

Срабатывание установки инициируется открытием соответствующего вентиля КПУ.

По окончании испытаний:

  1. Отключить насос.
  2. Перекрыть задвижку на КПУ.
  3. Слить воду из системы через дренажный клапан.
  4. Вернуть на место спринклерный ороситель (при необходимости).
  5. Заправить установку водой.
  6. Открыть задвижку КПУ.
  7. Привести в дежурный режим приборы управления.

В зависимости от особенностей объекта, на котором смонтирована система АПЗ (например, Государст­венный архив), инициация срабатывания установки с пуском огнетушащего вещества может проводиться как непосредственно в помещении, так и на улице, как показано на рис. 5.

Рис. 5. Испытания с пуском огнетушащего вещества. Проводятся на улице

В качестве примера приводим выдержку из программы испытания АСПЗ.

Методика измерения расхода воздуха системы дымоудаления

Для измерения расхода воздуха системы дымоудаления производится измерение скорости движения воздуха в отверстиях заслонок дымоудаления с последующим расчетом объемного расхода.

Измерение скорости движения воздуха производится с помощью анемометра АП1-М1. Анемометр укрепляется на рейке, чтобы не заслонял площадь живого сечения проема, в котором производятся замеры скорости. Пуск и выключение счетного механизма анемометра осуществляются с помощью шнура. Ось колеса чашечного анемометра устанавливается перпендикулярно направлению потока воздуха, а ось крыльчатого анемометра должна совпадать с направлением потока.

Измерения скорости выполняются не ранее, чем через 15 мин после включения вытяжных вентиляторов. Измерения производятся в плоскости, отстоящей от открытой заслонки дымоудаления на 50 мм. Количество точек измерения и их расположение в пределах проема (плоскости измерения) с учетом размеров свободного сечения проема показаны на рис. 6.

Рис. 6. Расположение точек измерения скорости движения воздуха в отверстиях заслонок дымоудаления

Скорость движения воздуха в каждой точке измеряется три раза с интервалом между смежными измерениями не менее 3 мин, причем время измерения в каждой точке должно быть не менее 10 с. Обработка результатов, полученных по всем смежным измерениям скорости движения воздуха для каждой из заслонок дымоудаления, осуществляется в соответствии с требованиями раздела 6 НПБ 240-97.

Фактический (приведенный к нормативным условиям функционирования системы дымоудаления) объемный расход воздуха в кубических метрах на сантиметр в проемах определяют по формуле:

Lп = FV ,

  • где F — площадь проходного сечения проема, м2;
  • V — среднее значение скорости движения воздуха в проеме, полученное в ходе обработки результатов измерения скорости, м/с.

Рассчитанные значения объемного расхода воздуха для каждой заслонки дымоудаления на всех этажах здания для каждого вытяжного вентилятора системы дымоудаления сопоставляют с нормативными значениями, которые определяются путем расчета согласно СНиП 41-01-2003 в зависимости от характеристик защищаемого помещения.

Методика измерения избыточного статического давления в шахтах лифтов

Избыточное статическое давление в шахтах лифтов измеряется с помощью комплекта из двух приемников статического давления (пневмометрическими трубками) по ГОСТ 12.3.018-79 и дифференциальным манометром.

Измерения давления выполняются не ранее чем через 15 мин после включения приточного вентилятора системы подпора воздуха и создания требуемой ситуации: открыты все двери по ходу с первого этажа до выхода из здания фондохранилища, кабины лифтов находятся на первом этаже, двери кабин и шахт лифтов открыты.

Для измерения избыточного статического давления в шахте лифта микроманометр устанавливается на ровной горизонтальной поверхности. Станина прибора закрепляется горизонтально двумя регулировочными винтами по показаниям продольного и поперечного уровней микроманометра. Затем устанавливается «0» прибора.

Статическое давление в шахтах лифтов измеряется по отношению к примыкающему холлу. Приемник статического давления подключается к прибору следующим образом: трубка статического давления приемника подсоединяется к штуцеру «+» микроманометра, а штуцер «–» открывается (рис. 7) и с помощью резинового шланга сообщается с атмосферой. Приемник статического давления вводится в одну из верхних точек пространства между стеной шахты и кабины лифта, а открытый конец шланга (второй приемник статического давления) от штуцера «-» устанавливается в примыкающем холле на той же высоте, что и приемник давления в шахте.

Рис. 7. Схема выполнения измерения статического давления в шахте лифта

Статическое давление в каждой шахте измеряется не менее трех раз с интервалом между смежными измерениями не менее 3 мин. Обработка результатов, полученных по всем смежным измерениям статического давления для каждой шахты, осуществляется в соответствии с требованиями раздела 6 НПБ 240-97. Также проводится опробирование системы противодымной защиты.

Комплексные испытания работоспособности системы противодымной защиты производятся при задействовании всех систем противопожарной защиты здания фондохранилища: системы газового пожаротушения, системы противодымной защиты и системы оповещения и управления эвакуацией людей. Для проверки имитируется срабатывание пожарных извещателей для обеспечения срабатывания системы АПС.

При проведении комплексных испытаний системы АСПДЗ контролируется:

  • включение вентилятора приточной вентиляции в автоматическом режиме управления от системы пожарной сигнализации после срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
  • включение вентилятора приточной вентиляции в ручном дистанционном режиме управления со щита управления;
  • отзыв лифтов на первый этаж и открывание дверей;
  • включение вентилятора приточной вентиляции в ручном дистанционном режиме управления от пульта управления системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • срабатывание заслонок дымоудаления с включением вентиляторов в ручном дистанционном режиме управления из помещения поста пожарной охраны со щита управления дымоудалением после срабатывания автоматической пожарной сигнализации;
  • срабатывание заслонок дымоудаления с включением вентиляторов в ручном местном режиме управления от кнопок этажных щитков управления заслонок дымоудаления после срабатывания системы АПС;
  • открывание электромагнитных замков дверей помещений и коридоров в зоне срабатывания, а также другие предусмотренные проектом действия.

V. Материально-техническое обеспечение испытаний.

Тип приборов, оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, определяется организацией, осуществляющей комплексные испытания. Приборы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты и должны пройти тщательную проверку.

VI. Требования безопасности.

Заказчиком и исполнителем должны быть приняты меры по соблюдению требований пожарной без­опасности, техники безопасности, электробезопасности в соответствии с действующими нормативами.

VII. Критерии оценки результатов испытаний.

Критерием оценки является соответствие реального функционирования, определенного в ходе испытаний, проектной и технической документации на смонтированную систему, требованиям, изложенным в ГОСТ, СНиП, НПБ и других документах.

Рассмотренные примеры разработаны для проведения комплексных испытаний только конкретного типа установок: ВПТ ТРВ и СПДЗ. Чаще бывает, что на одном объекте функционирует несколько систем противопожарной защиты, взаимодействующих друг с другом. При испытаний необходимо проверить не только работоспособность каждой отдельно взятой системы, но и убедиться в правильности и четкости их совместной работы. Для этого необходимо иметь самое полное представление об алгоритме взаимодействия систем. Грамотно составленная программа комплексных испытаний позволяет сделать объективные выводы о готовности системы к работе и выполнению своих функций.

Адрес статьи: http://polyset.ru

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» , далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты , которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

  • «ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения» ;
  • «ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание» ;
  • «ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения».

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017 , в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017 , не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р , ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017 .

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

Все системы противопожарной защиты должны всегда быть готовы к работе. Наша компанияABC Строй-Защита оказывает все услуги в области пожарной безопасности. У нас есть все необходимые разрешающие документы, в том числе .

Для того чтобы проверить готовность противопожарной системы на предприятие необходимо провести комплексное испытание систем противопожарной защиты. Заказать эту услугу можно также в нашей компании. Все работы будут выполнены согласно соответствующим нормативным документам и ГОСТам.

Как и когда должны проводиться комплексные испытания систем противопожарной защиты

По нормативным документам комплексную проверку всего оборудования необходимо проводить один раз в 5 лет, в некоторых случаях можно делать это чаще, то есть по необходимости.

Инструкции по проведению разработаны Госпожнадзором и строго регламентированы. Для разного оборудования предлагаются и разные методы его проверки.

Общая схема выглядит следующим образом:

  • специалисты нашей компании изучают всю имеющуюся техническую документацию по ПБ;
  • знакомятся с реальным оборудованием на объекте и его характеристиками;
  • проводят непосредственно испытания;
  • составляют протокол и акт о выполнении работ.

Иногда специальная комиссия разрешает проводить испытания противопожарной защиты систем не комплексно, а частично. Это предусмотрено правилами Госпожнадзора.

Если все-таки проводятся испытания комплексные, то проверяется работа каждой единицы оборудования в автономном режиме и затем совместно. Только после этого можно оценить эффективность установленной .

Проверка готовности противопожарного водоснабжения

Во время испытаний проверяется, как работают все пожарные краны, задвижки, насосы, каково давление в системе, ее герметичность, прочность и другие показатели.

Пожарные лестницы и ограждения для кровли

Проверяются на прочность при сдаче зданий и затем по регламенту один раз в 5лет. Однако наружные пожарные лестницы должны ежегодно проверяться и в случае необходимости обязательно ремонтироваться. Пожарные наружные лестницы – единственный выход из горящего помещения, кроме того ими часто пользуются зимой, чтобы попасть на крышу здания и очистить её от снега или сбить сосульки весной. После ремонта лестницу нужно вновь проверить на прочность и составить соответствующий акт о ее пригодности.

При испытании лестниц прочностным нагрузкам подвергаются: ступени, крепление к зданию, балки, ограждения у вертикальных лестниц, лестничные площадки. Кроме того проверяется целостность антикоррозийного покрытия, то есть краски. Время выдержки нагрузки составляет 2 минуты и после него не должно оставаться никаких следов присутствия.

Проверка пожарных рукавов

Пожарные рукава по сравнению с другим пожарным оборудованием проверяются намного чаще. Внешний осмотр их надо проводить каждый месяц, другие испытания согласно регламенту. В ходе испытаний производится подача давления для проверки целостности рукава и его равномерного износа. Это касается используемого оборудования. Для складского ассортимента осмотр надо проводить при длительном хранении один раз в год.

Визуально можно выявить деформацию рукава, трещины, пятна и т.д. Все не прошедшие визуальный контроль изделия подвергают испытаниям на герметичность. Кроме таких рукавов испытания на герметичность проводят изделиям во время плановых проверок противопожарного оборудования. По регламенту используемые рукава на герметичность проверяются один раз в 6 месяцев.

После окончания проверки рукава не должны деформироваться, вздуваться, тем более течь. Если можно устранить дефекты, то их отправляют на ремонт, если нет – то их списывают.

Кроме этих двух испытаний они проверяются еще разрежением, и обязательно затем проверяется целостность внутреннего слоя. После разрежения резина должна восстановиться, если нет, то значит, в рукаве имеется дефект.

Проверка пожарных кранов

Они в первую очередь осматриваются внешне, затем используется специальный прибор для проверки именно такого оборудования. Проверяется, насколько плотно кран закрывается, какой у него расход воды, рабочее давление и другие параметры.

Такова кратко вся регламентная работа при комплексном испытании систем противопожарной защиты.