Бытовые электроприборы

Как склеивают древесину – технология и тонкости. Конспект урока "склеивание" Конспект урока основные свойства столярного клея

Как склеивают древесину – технология и тонкости. Конспект урока
  1. Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?
  2. Какие общие и отличительные признаки таких соединений?

Чтобы сложить любое изделие из деталей в конструкцию, их нужно определенным образом соединить между собой. Применяют разные способы соединений. Многие из них ты знаешь. Распространенный способ соединения деталей в столярном делесклеивание. Клеевые соединения повышают прочность и долговечность соединяемых элементов, дают возможность соединять как тонкие заготовки, так и щиты больших размеров. Промышленность выпускает различные виды клеев, готовых к использованию. В школьных мастерских ты будешь пользоваться клеем ПВА (рис. 103). Он имеет целый ряд преимуществ: образует прочное соединение, не токсичен, при загустевании растворяется водой, медленно высыхает, устойчив к воздействию влаги, противодействует загниванию мест склеивания, после высыхания становится прозрачным.

Склеивание клеем ПВА выполняется в следующей последовательности:

  • выбор устройств для уплотнения мест склеивания;
  • подготовка древесины к склеиванию;
  • нанесение клея на поверхности, подлежащие склеиванию;
  • уплотнение мест склеивания струбцинами или другими зажимными устройствами;
  • выдержка деталей для высыхания клея (24 ч).

Рис. 103. Упаковки клея ПВА

Чтобы клеевое соединение было качественным, поверхности заготовок в местах склеивания должны плотно прилегать друг к другу, быть сухими и очищенными от грязи и пыли. Клей наносят на поверхности деталей, подлежащих склеиванию, равномерным слоем с помощью кистей (рис. 104). Их ширину подбирают с учетом площадей поверхностей, подлежащих склеиванию.

Рис. 104. Кисти

Нанесенный на склеиваемые поверхности клей пропитывает волокна древесины, а после соединения деталей высыхает и будто «сшивает» волокна тонкими ниточками. Если толщина клеевого шва мала, качество склеивания, а соответственно, и прочность соединения деталей ухудшается. При большой толщине клеевого шва прочность также снижается, поскольку смазанные клеем волокна не соприкасаются друг с другом.

Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства – струбцины (рис. 105). Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов (рис. 106). При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает детали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея. Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из промежутков между поверхностями, поэтому соединение будет некачественным.

Рис. 105. Виды струбцин

Рис. 106. Уплотнение склеенных деталей струбцинами

При правильном режиме склеивания изделия, склеенные из отдельных частей, имеют большую прочность, чем заготовки из сплошной древесины. Например, деревянные лыжи, хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для увеличения их упругости и прочности.

Высококачественные клеевые соединения можно выполнять при условии правильной организации рабочего места и соблюдения известных тебе правил безопасного труда, личной гигиены и следующих требований:

  1. Склеивание выполнять на верстаке или столе соответствующей высоты с ровной поверхностью.
  2. На рабочем месте должны находиться:
    • детали, подлежащие склеиванию;
    • клей в достаточном количестве и необходимые для работы кисти;
    • соответствующие струбцины и зажимные устройства;
    • инструменты для контроля;
    • тампоны для удаления излишков клея.
  3. Беречь глаза и другие части тела от попадания на них клея.
  4. Работы производить в хорошо проветриваемом помещении.
  5. По завершении работы вымыть руки, а кисти помыть в теплой воде, высушить и вместе с другими инструментами разместить в отведенных для них местах.
  6. Привести себя и рабочее место в порядок.

Практическая работа № 4. Соединение деталей на клею

Оборудование и материалы: изделия, изготовленные на предыдущих уроках, клей ПВА, кисти, тампон, струбцины, емкость с водой.

Последовательность выполнения работы

  1. Подготовь изделия, которые состоят из нескольких конструкционных элементов, изготовленные на предыдущих уроках.
  2. При необходимости подбери зажимные устройства для уплотнения мест соединений деталей на клею.
  3. Нанеси клей на места соединений деталей и конструкций.
  4. Сложи изделие.
  5. Уплотни места соединений зажимными устройствами.
  6. Вытри остатки клея тампоном.
  7. Размести изделие в отведенном для него месте для полного высыхания.
  8. Отделку изделия выполни после изучения следующих тем.

Новые термины

    клеевое соединение, клей, струбцина.

Основные понятия

  • Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается.
  • Соединение – скрепление, складывание.
  • Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию.
  • Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

Закрепление материала

  1. Какие способы соединения древесины тебе известны?
  2. В чем заключается технология склеивания?
  3. От чего зависит прочность склеивания?
  4. Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания?
  5. Как организовать рабочее место при склеивании?
  6. Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании?

Тестовые задания

1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют

    А молоток
    Б стамеску
    В лобзик
    Г струбцину

2. Для склеивания деталей из древесины используют клей

    А «Секунда»
    Б обойный
    В ПВА

3. При загустевании клей ПВА разводят

    А растворителем
    Б ацетоном
    В водой
    Г бензином

4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для

    А улучшения их внешнего вида
    Б увеличения их упругости и прочности
    В экономии материалов

5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей?

    А специальной лопаткой
    Б ложкой
    В кистью
    Г тампоном

Чтобы сложить любое изделие из деталей в конструкцию, их нужно определенным образом соединить между собой. Применяют разные способы соединений. Многие из них ты знаешь. Распространенный способ соединения деталей в столярном деле - склеивание . Клеевые соединения повышают прочность и долго-вечность соединяемых элементов, дают возможность соединять как тонкие заготовки, так и щиты больших размеров.

Промышленность выпускает различные виды клеев, готовых к использованию. В школьных мастерских ты будешь пользо-ваться клеем ПВА (рис. 103). Он имеет целый ряд преимуществ: образует прочное соединение, не токсичен, при загустевании рас-творяется водой, медленно высыхает, устойчив к воздействию влаги, противодействует загниванию мест склеивания, после вы-сыхания становится прозрачным.

Склеивание клеем ПВА выполняется в следующей последова-тельности:

Выбор устройств для уплотнения мест склеивания;

Подготовка древесины к склеива-нию;

Нанесение клея на поверхности, подлежащие склеиванию;

Уплотнение мест склеивания струбцинами или другими зажимны-ми устройствами;

Выдержка деталей для высыха-ния клея (24 ч).

Рис. 104. Кисти

Чтобы клеевое соединение было качественным, поверхности загото-вок в местах склеивания должны плотно прилегать друг к другу, быть сухими и очищенными от грязи и пыли. Клей наносят на поверхности деталей, подлежащих склеиванию, равномерным слоем с помощью ки-стей (рис. 104). Их ширину подби-рают с учетом площадей поверхно-стей, подлежащих склеиванию.

Нанесенный на склеиваемые по-верхности клей пропитывает волок-на древесины, а после соединения деталей высыхает и будто «сшивает» волокна тонкими ниточками. Если толщина клеевого шва мала, качество склеивания, а соответственно, и прочность соединения деталей ухудшается. При большой толщине клеевого шва прочность также снижается, поскольку смазанные клеем во-локна не соприкасаются друг с другом.

Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства - струбцины (рис. 105).

Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов (рис. 106). При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает де-тали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея.

Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из проме-жутков между поверхностями, поэтому соединение будет некаче-ственным. Материал с сайта

При правильном режиме склеивания изделия, склеенные из отдельных частей, имеют большую прочность, чем заготовки из сплошной древесины. Например, деревянные лыжи, хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для увеличе-ния их упругости и прочности.

Высококачественные клеевые соединения можно выполнять при условии правильной организации рабочего места и соблюдения известных тебе правил безопасного труда, личной гигиены и сле-дующих требований:

1. Склеивание выполнять на верстаке или столе соответству-ющей высоты с ровной поверхностью.

2. На рабочем месте должны находиться:

Детали, подлежащие склеиванию;

Клей в достаточном количестве и необходимые для работы кисти;

Соответствующие струбцины и зажимные устройства;

Инструменты для контроля;

Тампоны для удаления излишков клея.

3. Беречь глаза и другие части тела от попадания на них клея.

4. Работы производить в хорошо проветриваемом помещении.

5. По завершении работы вымыть руки, а кисти помыть в те-плой воде, высушить и вместе с другими инструментами разме-стить в отведенных для них местах.

6. Привести себя и рабочее место в порядок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • доклад на тему соединение деталей на клию
  • реферат на тему соединение деталей из древесины
  • соединение деталей клеем.виды клея.технология соединения
  • доклад на тему: соединение деталей на клею

Слайд 2

Цель урока:научиться приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Задачи урока: - Систематизировать и обобщить знания учащихся по обработке древесины; -Развивать мелкую моторику рук, путем выполнения специальных упражнений; -Воспитывать положительное отношение к труду, знакомить с профессией столяра.

Слайд 3

Вопросы:

Какой инструмент нужен для выпиливания деталей из фанеры? Назови детали лобзика. Куда должны быть направлены зубья у пилки лобзика? Расскажи правила техники безопасности при работе лобзиком. Почему нельзя прокалывать отверстие шилом,если держишь деталь в руке? В детали с отверстием что выпиливают сначала - внешний контур или внутренний? Почему нельзя сильно нажимать на пилку лобзика? Пиление лобзиком происходит при движении пилки вверх или вниз?

Слайд 4

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клеем называют вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают синтетические и природные. Синтетические клеи нашли широкое применение и выпускаются уже готовыми к применению (ПВА, БФ и др.) Их преимущество состоит в том, сто ими можно склеивать не только деревянные поверхности). Природный клей нужно готовить самому (казеиновый и столярный клеи). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

Слайд 5

общие правила обращения с клеями:

Склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный.

Слайд 6

Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски, намазывают клеем на обе склеиваемые поверхности, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

Слайд 7

Затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея (обычно около 24 часов).

Слайд 8

Уплотнение склеенных деталей струбцинами

Слайд 9

Виды струбцин

  • Слайд 10

    Слайд 11

    правила безопасности при зачистке:

    Использовать напильник только с исправной ручкой; Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

    Слайд 12

    Зачистка поверхностей деталей

    Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки. -Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности. Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке. Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°. Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку.

    Слайд 13

    Практическая работа

    Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей: Подобрать напильник и шкурку. Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

    Слайд 14

    Техника безопасности при соединении деталей на клею

    Склеивать детали необходимо только на подкладных досках. Не дотрагиваться до горячей клееварки. При работе избегать попадания клея на кожу рук. После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

    Слайд 15

    Практическая работа

    Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания: Нанести клей на детали Через 2-3 минуты уплотни места соединений зажимными устройствами. Вытри остатки клея тампоном или тряпкой.

    Слайд 16

    Основные понятия урока

    Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Соединение – скрепление, складывание. Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

    Слайд 17

    Закрепление материала:

    Какие способы соединения древесины тебе известны? В чем заключается технология склеивания? От чего зависит прочность склеивания? Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания? Как организовать рабочее место при склеивании? Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании?

    Слайд 18

    Тестовые задания:

    1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют: А). молоток Б). стамеску В).лобзик Г).струбцину 2. Для склеивания деталей из древесины используют клей: А). «Секунда» Б).обойный В).ПВА 3. При загустевании клей ПВА разводят: А).растворителем Б).ацетоном В).водой Г).бензином 4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для: А).улучшения их внешнего вида Б).увеличения их упругости и прочности В).экономии материалов 5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей? А).специальной лопаткой Б).ложкой В).кистью Г).тампоном

    Слайд 19

    Домашнее задание: конспект урока.

    Слайд 20

    Посмотреть все слайды

    Склеивание и зачистка изделий из дерева

    Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

    Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.

    Ход урока

    I. Повторение пройденного материала.

    1.Беседа по вопросам:

    "Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного выполнения отверстий в детали?

    "Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями и шурупами?

    2.Практическое задание.

    "Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

    "Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

    Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

    Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

    3.Сообщение темы и цели урока.

    II. Изложение программного материала.

    Рассказ "Склеивание древесины и наклеивание на древесину".

    Учитель . Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

    В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

    Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на первый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей затвердевает, или, как говорят, "схватывается". Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей одинаково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

    При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

    Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесения склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

    Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

    Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

    В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

    Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

    Клеи и мастики

    Древесина

    1. Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

    2. Поливинилацетатные:

    Синтетический для быта;

    Обойный ПВА

    3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные :

    Марс, Уникум

    4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

    БФ-2;

    Синтетический столярный

    5. Каучуковые, латексные:

    Бустилат, Бустилат-М;

    Герметик, Герметик-2

    6. Эпоксидные:

    Эпоксидная шпаклевка;

    Эпоксидный универсальный

    7. Клеи естественного происхождения и прочие:

    Костный;

    Мездровый;

    Казеиновый;

    Акрилакс

    Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

    При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

    При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлевки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить. (См. Приложения, рис. 37.)

    Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

    "склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

    "не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

    III.Практическая работа.

    Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

    "Подготовить склеиваемые детали.

    "Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с помощью струбцины.

    IV.Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей".

    Беседа - объяснение.

    Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки.

    Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

    Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности.

    Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке.

    Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

    Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

    При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

    "использовать напильник только с исправной ручкой;

    "для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

    V. Практическая работа.

    Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей:

    Подобрать напильник и шкурку.

    Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

    IV. Итог урока.


    Тема: СКЛЕИВАНИЕ И ЗАЧИСТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА

    Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончатель­ной обработки (зачистке) изделий из дерева.

    Оборудование : столярный верстак, струбцина, напильни­ки, наждачная шкурка, различные клеи.

    Ход урока

    I

    1. Беседа по вопросам:

    Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного вы­полнения отверстий в детали?

    Какие правила безопасности следует соблюдать при соедине­нии деталей гвоздями и шурупами?

    2. Практическое задание.

    1) Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

    2) Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

    Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушай­те сведения об этом из рубрики «Это любопытно».

    Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревь­ев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями живот­ных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и де­ревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

    П. Изложение программного материала.

    Рассказ «Склеивание древесины и наклеивание па древесину».

    У ч и т е л ь. Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны много­численные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги «собирали» из кусков па клею и воз­вращали людям способность нормально жить и трудиться.

    В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и кра­сивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специаль­ного назначения и так называемые универсальные (вполне универ­сальных клеев пока не существует).

    Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на пер­вый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей за­твердевает, или, как говорят, «схватывается». Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей оди­наково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

    При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протека­ния которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компо­нент- отвердитель или катализатор.

    Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых мате­риалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остат­ков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкур­кой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, «распирающих» клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесе­ния склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникно­вению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очист­ку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и «расталки­вать» склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка.

    Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеива­ния. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверх­ности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испа­рилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и по­сле повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверх­ности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

    Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необ­ходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечи­вающих возможность склеивания любого материала. Поэтому ре­цептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

    Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с оста­точной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д. В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, дек­стриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные,карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

    Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

    Клеи и мастики

    Древесина

    Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

    Поливинилацетатные:

    Синтетический для быта;

    Обойный ПВА

    Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные:

    Марс,

    Уникум

    Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

    Синтетический столярный

    Каучуковые, латсксные:

    Бустилат, Бустилат-М;

    Герметик, Герметик-2

    Эпоксидные:

    Эпоксидная шпаклевка;

    Эпоксидный универсальный

    Клеи естественного происхождения и прочие:

    Костный;

    Мездровый;

    Казеиновый;

    Акрилакс

    Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

    При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

    При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлев­ки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить.

    Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

    Склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

    Не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

    III . Практическая работа.

    Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

    1. Подготовить склеиваемые детали.

    2. Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с по­мощью струбцины.

    IV . Рассмотрение технологического приема «Зачистка по­верхностей деталей».

    Беседа-объяснение.

    Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильни­ка, шлифовальной шкурки.

    Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Пло­ские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

    Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как на­ружные, так и внутренние поверхности.

    Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в вер­стаке.

    Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее де­лают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

    Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, по­мещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

    При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

    Использовать напильник только с исправной ручкой;

    Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

    V . Практическая работа.

    Выполнение заданий по обработке технологического прие­ма - зачистка деталей:

    1. Подобрать напильник и шкурку.

    2. Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

    IV . Итог урока.

    Оценка практической работы учащихся.

    Тема: ВЫЖИГАНИЕ, ВЫПИЛИВАНИЕ И ЛАКИРОВАНИЕ

    ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА

    Цель: научить учащихся приемам художественной обработки древесины.

    Оборудование: электровыжигатель, лобзик, надфиль, струб­цина, кисть, лак, заготовки.

    Ход уроков

    I . Повторение пройденного материала.

    1. Беседа по вопросам:

    Объясните назначение шлифовальной колодки.

    Как контролируется поверхность после шлифования?

    2. Самоанализ и самооценка качества склеенных деталей.

    3. Сообщение темы и цели урока.

    II . Изложение программного материала.

    1. Иллюстративный рассказ с элементами беседы.

    Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

    Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

    Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность.

    Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

    Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунка­ми; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллю­страции из книг и журналов.

    Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папирос­ную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифован­ную шкуркой.

    При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошли­фованную поверхность древесины и обводят карандашом.

    Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. На­нося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображае­мых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

    Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утом­ляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать не­большие перерывы для отдыха.

    Выжигание производится с помощью электровыжигателя.

    Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.

    Необходимая степень накала устанавливается регулятором.

    2. Инструктирование о правилах безопасности при вы­жигании.

    Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:

    1) Выжигать можно только по сухой древесине.

    2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует пе­редвигать быстро.

    3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

    4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.

    5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.

    При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать сле­дующие меры безопасности:

    Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

    Периодически при выжигании проветривать помещение;

    Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

    Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

    Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не ос­тынет.

    3. Отработка технологического приема выжигания.

    Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигате­лем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.

    4. Иллюстрированный рассказ «Выпиливание лобзиком из фанеры».

    Учитель. Вначале рассмотрим устройство лобзика.

    Учитель демонстрирует, как правильно установить пилку.

    Обратите внимание на наклон зубьев пилки.

    Устанавливать пилку можно с помощью эксцентрикового за­жима или вручную.

    Учитель показывает приемы установки пилки, затем предла­гает повторить эти приемы учащимся.

    При выпиливании заготовку лучше крепить струбциной к вер­стаку.

    Обратите внимание на некоторые особенности при выпилива­нии (учитель комментирует показ):

    1) При выпиливании внутренних контуров сделаем отверстие шилом и установим пилку.

    2) Перемещают лобзик вверх-вниз с легким нажимом.

    3) Наружный контур опиливают в последнюю очередь,

    4) Зачищают вырезанные участки заготовки с помощью наж­дачной шкурки или надфиля.

    5. Ознакомление с технологическим приемом лакирования изделий.

    Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверх­ность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.

    Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарното, пихтового, бальзамно-масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцепле­нием и эластичностью.

    Для лакирования древесины можно использовать самые раз­личные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, поли­эфирные, полиуретановые.

    Желательно, чтобы учитель показал образцы лаков, упаковок, в которых они поступают в розничную продажу.

    Нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243) в аэрозольных баллонах и в банках (НЦ-218). Лак НЦ-218 наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, каждый слой сушат в течение 1 часа; расход 120 г/м 2 . При­меняется с разбавителями.

    Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.

    Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, по внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.

    Из спиртовых лаков лучше всего применять идитольный и шеллачный. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут; расход на один слой 25-30 г/м 2 .

    Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом слу­чае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2-3) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.

    Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует посту­пить следующим образом. Прежде всего, необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают гру­бой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый «ворс» дре­весины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теп­лой водой.

    Окрашивают древесину спиртовыми морилками, которые нано­сят в два слоя тампоном, растирая изделие сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек. Окрашенную древесину сушат и шли­фуют мелкой шкуркой.

    Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может «про­сесть». Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими со­ставами. В продажу они не поступают - их надо приготовить са­мим из лака ПФ-283 (4с) (6 %), уайт-спирита (8 %) и наполнителя -порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое си­то (3600 отверстий на 1 см 2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ-283 и уайт-спирита, взятых в соотношении 3:4.

    Порозаполпитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки порозаполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Порозаполпитель обязательно дол­жен сохнуть в течение двух суток.

    Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натураль­ную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно при­ступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или порозаполнителя на древесине поднимается «ворс», поверх­ность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

    После грунтования приступают к лакированию.

    Лакирование производят с помощью кисти или тампона. После нанесения лака изделия высушивают горячим или хо­лодным способом.

    При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

    Проветривать помещение;

    Не лакировать вблизи нагревательных приборов;

    Не нюхать лак во избежание отравления;

    Избегать попадания лака на открытые участки тела;

    После работы тщательно вымыть руки с мылом;

    Держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

    III . Практическая работа.

    В качестве подведения итогов по изучению раздела «Техноло­гия обработки древесины» учитель предлагает учащимся изгото­вить небольшой творческий проект, содержащий элементы:

    Разметки;

    Выжигания;

    Лакировки.

    Например: изготовление разделочной доски. Технологическую карту учащиеся составляют дифференциро­ванно:

    1) самостоятельно (высокий уровень овладения технологиче­скими приемами обработки древесины);

    2) с помощью учителя (средний уровень овладения технологи­ческими приемами обработки древесины).

    Рисунок для выжигания учащиеся выбирают по своему усмот­рению,

    Работу по изготовлению творческого проекта учащиеся вы­полняют под руководством учителя с проверкой после каждой технологической операции.

    IV. Итог уроков.

    Учитель. Выскажите свое мнение о том, что полезного, нуж­ного вы приобрели на уроках технологии при изучении раздела по обработке древесины. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки? Чему бы еще вы хотели научиться?